Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Формирование экономического мышления (из опыта работы)

E-mail Печать PDF

За последнее десятилетие настолько изменилось экономическое состояние общества, обусловленное применением высоких технологий, что старые качественные характеристики выпускников, связанные со знанием фактологического материала, стабильностью рабочего места, привязанностью работника к выполнению одних и тех же функций в течение всей своей профессиональной жизни, подвергаются сомнению. На смену им приходят иные качества личности, определяющей лицо общества XXI века: гибкость, мобильность, умение ориентироваться в информационном пространстве, работать в команде и заинтересованность в приумножении ценностей фирмы и всего общества в целом. Как определяет федеральный стандарт образования, выпускники школы должны получить опыт работы с источниками экономической информации, критического осмысления информации, формирования собственных заключений и оценочных суждений, анализа общественных явлений, освоения типичных экономических ролей и написания творческих работ. [1]
Создание условий для выбора учеником своего собственного образовательного пути, развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными психофизиологическими особенностями и применение современных методов оценки поступательного движения учащегося по образовательному маршруту - важнейшие задачи школы и педагогического сообщества страны в современных условиях качественного обновления российской системы образования. [2]
В МОУ «Средняя школа № 20 с углубленным изучением социально-экономических дисциплин» преподавание экономических дисциплин ведется с 1992 года. Именно тогда была разработана первая программа «Менеджмент с элементами маркетинга и бухгалтерского учета». Эта программа предусматривала обучение учащихся 10-11 классов и подводила их к овладению профессией менеджер-коммерсант.
В настоящее время в школе преподавание экономических дисциплин ведется не только в старшем (10-11 классы), но и в среднем звене (6-9 классы) по федеральным программам, утвержденным Министерством образования РФ с использованием базовых учебников.
С года в десятых, а с учебного года в девятых классах учащимся предложен ряд элективных курсов экономического направления. Это такие курсы, как: «Прикладная экономика», «Маркетинг», «Менеджмент», «Моделирование экономики и менеджмента», «Основы бизнеса и предпринимательства», «Реальный потребитель», «Бизнес и экономика».
В экономическом образовании необходим компетентностный подход, т.е. подход, при котором в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. В учебной деятельности я отдаю предпочтение разноуровневому, проблемному обучению, коллективной системе обучения, исследовательским, проектным и игровым методам в обучении. Основной принцип данных методов может быть сформулирован так: "Знать - чтобы уметь, уметь - чтобы действовать!"
Педагогические технологии и методы обучения я выбираю с учетом целей и содержания экономического образования на каждой ступени, возрастных особенностей учащихся.
Деловые игры можно проводить с детьми разного возраста, но я в своей педагогической деятельности их использую чаще в 6 -7 классах. Активные формы обучения и особенно деловые игры позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. Прямо по древнекитайской мудрости: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, включи меня в действие, и я тогда пойму». Игра позволяет воплотить индивидуальный подход в обучении. Она учит мыслить, позволяет ученику стать субъектом обучения, проявить свои индивидуальные личностные качества, она позволяет одним усвоить материал на уровне предметных действий, другим на уровне знаний, третьим на уровне логических выводов.
В методической литературе встречается достаточно разработок учебных деловых игр. Примеры учебных игр используемых мною на уроках экономики в 6-7 классах: «Рынок», «Книжная фабрика», «Необитаемый остров», «Рекламная кампания», «Строительство домов» и др.
Не менее важной является исследовательская работа учащихся, работа над рефератами и последующее участие в научно-практических конференциях.
Это позволяет учащимся:
• применять свои теоретические знания, полученные в процессе изучения экономических спецкурсов и других предметов, для анализа реальных явлений и процессов нашей жизни;
• приобрести навыки работы с научной литературой и материалами периодической печати, используя их для обоснования или опровержения той или иной точки зрения;
• получить опыт выступления перед большой незнакомой аудиторией.
Именно исследовательская и проектная деятельность соответствует современным требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно эти методики позволяют организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствуют развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.
Результаты внеурочной учебно-исследовательской деятельности можно наглядно проследить в работах выпускников. В них многие идеи урочной исследовательской деятельности обрели свое материальное воплощение.
В работе "Внешний государственный долг России: вчера, сегодня, завтра" ученица 11 класса еще в году сделала прогноз о том, что огромный внешний долг России не опасен и вскоре будет погашен. Другая ученица в работе "Нужен ли России стабилизационный фонд" исследовала изменение в государственном бюджете России, выяснила источники формирования стабилизационного фонда России, сделала вывод о необходимости сохранения стабфонда.
Не менее интересны и содержательны работы других учащихся. Только за последние три года были выполнены работы на темы: «Нужна ли обществу реклама», «Мировой автобизнес и место России на авторынке», «Судостроение и место России на рынке судостроения», «Россия на мировом рынке вооружений», «Роль нефти в мировом развитии», «Что получит и что потеряет Россия при вступлении в ВТО», «Ипотечное кредитование в России – есть ли перспективы?», «Глобализация – шанс или угроза?» и др.
К исследовательской деятельности детей надо готовить.
С целью приобщения учащихся к проблемному, поисково-исследовательскому методу на уроках могут предлагаться задания творческого содержания. Вопросы и задания я подбираю таким образом, чтобы они требовали продуктивных ответов, мобилизовывали мышление на выдвижение предложений, гипотез, умения анализировать факты, вычленять главное и второстепенное.
Создавая проблемную ситуацию и предлагая детям найти выход из нее, я стараюсь давать задания, обогащающие личный опыт учащихся.
Таких проблемных заданий на уроке экономики может быть много. Например, это проблема "лишних", свободных денег. Еще великий Шекспир предупреждал:
"Зарытый клад ржавеет и гниет,
лишь в обороте золото растет".
Иначе говоря, деньги должны работать. Эта проблема может быть поставлена, например, при изучении акционерных обществ, темы «Деньги». Дети после споров и обсуждений обычно приходят к правильным выводам.
1. Надо покупать акции всех видов (и простые, и привилегированные).
2. Свои деньги, чтобы обезопасить себя от всевозможных рисков, нужно разделить на части, перевести в разные виды валюты (в доллары, в евро, в рубли) и разместить вклады в разные банковские учреждения.
Таким образом, учащиеся самостоятельно приходят к сути принципа разумного финансового поведения «Нельзя класть все яйца в одну корзину».
Исследовательская деятельность учащихся может быть прослежена и на уроке-дискуссии. В теме «Бюджетно-финансовое регулирование» в ходе дискуссии в классе родился вопрос: «Почему при наличии стабилизационного фонда, при наличии профицитного бюджета, Российское правительство не вкладывает средства в образование и науку?» Эту проблемную задачу дети разрешили сами на следующем уроке, изучив дома разные источники информации. Результатом обсуждения стала трактовка экономической основы этого явления – нет эффекта немедленной отдачи.
О том как на уроках мы проводим исследования, можно показать на примере изучения темы "Конкуренция".
Ученики класса делятся на 4 группы, им предлагается исследовать отраслевые рынки города Северодвинска. Все четыре группы должны представить отчет о проведенном исследовании с обоснованием своего заключения о структуре рынка данной продукции. Так, например, ученики доказывают, что рынок услуг такси в нашем городе представляет собой рынок монополистической конкуренции. В своем отчете они показывают, что число фирм, представляющих эти услуги достаточно велико, что услуги, предлагаемые этими фирмами, различаются качеством, ассортиментом, уровнем сервиса. Они анализируют, как различаются цены, определяют факторы формирования цены, доказывают, что цена зависит от спроса и предложения, но формируется не только рынком, но и зависит от самой фирмы. Кроме того, учащиеся анализируют насколько легко открыть предприятие в данной отрасли. То есть, проводя данное исследование, они проводят анализ по всем основным критериальным признакам рыночной структуры: количество предприятий в отрасли, тип продукта, условия вступления в отрасль, контроль фирмы над ценой. На следующем этапе все результаты исследований заслушиваются, учащиеся задают друг другу различные вопросы (в том числе и самые коварные), ребята спорят, выдвигают контраргументы. Докладчики же должны отстоять свою позицию. Проанализировав полученные данные, подкрепив их информацией из различных публикаций, а также жизненным опытом старшего поколения, дети приходят к пониманию сущности конкурентных рынков.
Знания, которые они добывают, становятся прочными и осмысленными. В - учебном году с разными классами были проведены исследования финансовых учреждений города Северодвинска, розничных торговых сетей города Северодвинска, рынка труда города Северодвинска и Архангельской области.
В арсенале инновационных педагогических средств и методов, формирующих экономический образ мышления, можно выделить и проектирование. Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Вот уже на протяжении четырех лет с учащимися 10 классов мы реализуем проект создания Школьной компании. Реализация проекта возложена на учащихся, а моя задача состоит, как правило, в оказании содействия, в координировании всего процесса.
В - учебном году была создана «Чудо и К». Занималась эта фирма производством мягких игрушек, небольших по размеру, таких, чтобы можно было повесить на портфель. Проект реализовывался, как межпредметный: экономика и технология. Был составлен первый бизнес-проект. Проект оказался рентабельным. По результатам деятельности была написана творческая работа «Как разработать бизнес- план».
В - учебном году действовала компания «Точка». Деятельность этой фирмы протекала в двух направлениях: выращивали кактусы и выпускали печатную продукцию. Деятельность этой фирмы запомнилась первым в истории школы своим календарем. В следующем году появилось «Хрустящее время». Эта фирма создавалась как торговая, выпуском собственной продукции не занималась. Торговали очень активно шоколадом, сухариками, соком.
В -году появился «Импульс». Здесь решили задействовать свой интеллект – разрабатывали сборник тестов по экономике. Оказалось, что это очень сложно, надо дальше изучать экономику! Работа продолжается и сейчас.
Наверное, именно создание ШК вызывает у учащихся самый большой интерес.
Учащиеся познают радость творческой коллективной деятельности, которая способствует развитию их личности. И это главный результат. Вот что пишут выпускники:
«Самым незабываемым для меня было создание школьной компании. Мы на личном опыте убедились, каково быть менеджером, как это интересно и сложно…»(Анастасия Ш);
«Школьная компания – вот кульминация курса экономики в школе! Мне повезло, ведь я даже стала менеджером одного из направлений деятельности школьной компании. Но при этом я столкнулась и с множеством проблем, безразличием некоторых людей…»(Анастасия К.);
«Самым интересным моментом в изучении экономики было создание школьной компании «Хрустящее время», которая оказалась очень прибыльной. Плохо только одно: она работала очень мало…» (Евгений С.);
«…Я думала мы с треском провалимся, а мы…стали успешными предпринимателями!» (Ксения К.).
Таким образом, реализация проекта «Школьная компания» предоставляет возможность применять на практике законы бизнеса и экономической теории, ее деятельность воспитывает чувство ответственности и развивает управленческие навыки, что позволяет рассматривать этот проект как одно из средств социализации личности.
Известно, что наилучший образовательный результат достигается при сочетании урочной и разнообразных видов внеурочной деятельности: проектной, научно-исследовательской работы, факультативной, индивидуальной. Они развивают мышление и способствуют овладению учащимися навыков саморазвития и самообучения.
У нас в школе уже стала традиционной игра «Фондовая биржа». Мы моделируем работу фондовой биржи – покупаем и продаем ценные бумаги. Каждый класс, участвующий в игре, создает свою фирму, эмитирует акции и становится игроком на фондовой бирже. Одновременно идет денежная эмиссия со стороны банка, работает правоохранительная система, в общем, жизнь кипит!
Систематическая, индивидуальная работа с детьми во внеурочной деятельности позволяет достигать высоких результатов в олимпиадах разных уровней, конкурсах, научно-исследовательских конференциях. Постоянно готовлю победителей и призеров городских олимпиад по экономике: - уч. год – 1 и 2 место - 10 классы, 1 и2 место – 11 классы; - уч. год – 1 и 2 место - 10 классы, 1 место – 11 классы; - уч. год – 1 и 2 место - 10 классы, 1 и 3 место – 11 классы. В - учебном году на областной олимпиаде по экономике заняли 3 место среди 10-х классов и 3 место среди 11 классов; в - учебном году 3 место среди 11 классов. Были участниками Всероссийской олимпиады по экономике в , годах.
В течение уже 5 лет в нашей школе на ежегодной ученической конференции научно-исследовательских работ плодотворно работает экономическая секция. Ребята предлагают свои рефераты, исследования, проекты по микро- и макроэкономике. Некоторые старшеклассники приглашаются на городские и областные научно-исследовательские конференции.
Таким образом, в настоящее время в школе №20 создана модель экономического образования, которая является важным фактором и средством социализации личности выпускника. Правомерность и жизнеспособность созданной нами модели экономического образования отчасти подтверждается методическими рекомендациями и нормативными актами, которые публикуются в настоящее время в связи с модернизацией школьного образования.
Выбранная модель экономического образования, методические разработки, использование современных технологий позволило получить достаточно высокие результаты.
К концу 11 класса большинство учащихся уже сориентированы в отношении будущей профессии. Несомненно, это происходит и под влиянием родителей, но не последнее место здесь занимает и школа.
Успешность моей работы подтверждается результатами: до 40 % выпускников 11 классов поступают в высшие учебные заведения по экономическому профилю.
Система обучения, созданная в школе, позволила добиться и высокого качества обучения: количество школьников, обучающихся по экономическим предметам на «4» и «5», составляет за три последних года в среднем 81 %.
Таким образом, формируя экономический способ мышления отдельного ученика, его экономическую культуру, в конечном счёте, создается фундамент благосостояния общества в целом.
М. Булгаков писал: «Экономическое образование дает человеку не только знания, а дает знания, закрепленные в навыках, знания, дающие толчок к самообучению». Сегодня на первое место действительно выходят не знания, как таковые, а умение ориентироваться в информационном пространстве, гибкость, мобильность, умение работать в команде и заинтересованность в приумножении ценностей фирмы и всего общества в целом.
Таким образом, экономическое образование, экономическое мышление прививают школьнику интерес и вкус к экономике, той науке, которая будет помогать им на всех этапах дальнейшей жизни грамотно оценивать те или иные события, сталкивать с неизбежной необходимостью принимать решения, делать правильный выбор. Экономическое образование – это образование для современного, образованного, адаптированного к обществу человека.

Список использованных источников

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 2. среднее (полное) общее образование. Экономика./Министерство образования Российской Федерации. – М., .
2. Ковынева Л. О воспитании экономического мышления школьников //Экономика в школе. . №4
3. Любимов Л. Концепция структуры, содержания и организации экономического образования в полной средней школе// Экономика в школе. – .-№3
4. Орлова Е.М. Экономическое образование: этапы, проблемы, перспективы/Сборник нормативно-методических материалов по проблемам экономики образования. – М.: АПУ и ПРО,
5. http://festival.1 september.ru
6. www. nestu.ru

Формирование экономического мышления как средство социализации личности учащихся

E-mail Печать PDF

Формирование экономического мышления как средство социализации личности учащихся
Школа всегда была призвана обучать и воспитывать подрастающее поколение исходя из реальных требований жизни и с учетом назревающей социально-экономической перспективы, т.е. отражать и опережать происходящие в обществе изменения, готовить учеников к адекватному восприятию общества и производства.
Новое поколение должно иметь конвертируемое образование, а важнейшим элементом последнего являются экономические знания и умение экономически мыслить.
Сегодня мало кого надо убеждать в значимости экономических знаний в жизни человека. Экономика стала одним из предметов, который отвечает задаче социализации.
Экономическую социализацию определяют как процесс превращения человека в полноправного члена экономического сообщества. Какой бы ни была глубина экономических знаний, каждый человек вынужден разрешать массу экономических ситуаций. Выводы, к которым он при этом приходит, отражаются на его решениях как потребителя или инвестора, работника или предпринимателя и, в конце концов, на политических решениях. Чем осознаннее и качественнее будут приниматься решения каждым гражданином, тем выше будет его благосостояние и благосостояние всего общества в целом.
Экономическое образование важно для учащегося не только с информативной точки зрения. Оно дает основу для понимания роли и прав человека в обществе, воспитывает рациональные ценностные нормы. Например, изучая проблему ограниченности ресурсов, ученик узнаёт, что дискриминация является ее неизбежным последствием. Но надо видеть в ней законную и противоправную части: дискриминация по причинам убеждений, возраста, пола, расы должна преследоваться законом, в то время как дискриминация по причинам способностей, мастерства, знаний, трудолюбия должна поощряться.
Экономические знания целенаправленно воздействуют и на нравственное развитие школьников. Знакомясь с рыночной экономикой, ученик узнает, что одним из элементов рынка является деловая этика, подрыв которой наносит ущерб эффективности экономики в целом. В рыночной системе соблюдение честного слова может дать кредитов не меньше, чем материальные гарантии. Понятие экономической эффективности рассматривается как ситуация, при которой любое новое изменение комбинации факторов производства уже не может принести кому-то выгоду без одновременного нанесения ущерба другому. К этой же категории устранявшихся экономических понятий относится и знаменитый оптимум В. Парето: оптимально то решение, которое не ведет к ущербу для любой из сторон.
Основы экономических знаний позволяют усвоить, что рыночная экономика политически основана прежде всего на безусловной защите прав человека вообще, а не только имущественных. В то же время выясняется, что частная собственность является одним из наиболее эффективных гарантов прав человека. Защита интересов не абстрактного (как в плановой экономике), а конкретного человека — потребителя — является объективным законом рыночной экономики и корректирующей ее экономической деятельности государства.
Тем самым экономические знания способствуют активному восприятию школьников таких общечеловеческих ценностей, как демократия, правовое государство, гражданское общество, права человека, конкуренция, рынок и др.
Эти знания, помимо чисто экономической составляющей, невозможно оторвать от информации о политической системе, правовой основе и социальной структуре общества, его деловой культуре и культурно-мировоззренческих вопросов.
В настоящее время в российских школах реализуется четыре концепции преподавания экономики:
? традиционная, ориентированная на "нормативное преподавание", описание идеальных моделей экономики;
? академическая, в соответствии с которой школьное экономическое образование рассматривается как упрощённое высшее;
? бизнес - ориентированная, в рамках которой сведения об экономике подаются в виде системы практических советов и которая направлена на выработку навыков поведения в хозяйственной жизни;
? культурно-функциональная, нацеленная на формирование общих представлений о мире экономики, соответствующих ценностей, а на их базе - навыков поведения в экономике.
Решая задачи социализации, наиболее приемлемым является культурно-функциональный подход. Он помогает выработать у школьников не только адекватные представления о сути экономических явлений, но и сформировать навыки адекватного поведения в реальной экономической жизни. Именно в рамках данного подхода формируется экономическое мышление, представляющее сплав познаний устройства экономической действительности, осознания своего места в ней, а также усвоение норм экономического поведения, экономической культуры, а тем самым, создаются предпосылки для социализации выпускника.
Задача экономического образования в этом случае - дать не только качественное образование, но и предусмотреть:
? в сфере обучения - освоение учащимися основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования и развития, умений экономической деятельности, т. е. деятельности в ситуации выбора;
? в сфере самосознания - осмысление своего индивидуального экономического потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;
? в сфере мотивации - развитие интереса к проблемам экономики, постоянной потребности в экономическом знании, стремления к цивилизованному предпринимательству, что должно стать средством социальной защиты, облегчить решение проблемы занятости молодых людей, их адаптации к рынку.
Таким образом, можно выделить две составляющие экономического образования: в целом экономические знания и тренировку навыков экономического поведения.
С детства человек ежедневно должен решать проблему выбора: с какого урока начать домашнее задание, какую книгу читать, с кем дружить, как постоять за свое человеческое достоинство и т. д. Не решая самостоятельно проблему выбора, ребенок приучается получать готовые решения и привыкает к статусу «иждивенца». Экономическое поведение — это действия в постоянном выборе из ограниченных ресурсов, который делает человек ради себя, своей семьи, своего сообщества.
Можно схематично представить основу экономического поведения человека (рис.1).
Рис. 1 Экономическое поведение человека
Основу любой экономической деятельности человека составляют потребности. Именно они заставляют человека постоянно совершенствовать способы производства, искать новые пути создания новых благ. Не было бы потребностей, не было бы и экономики. В экономическом мире человеческие потребности безграничны, т. к. они постоянно возрастают, изменяются, и не возможно точно их измерить в каждый данный момент времени. С другой стороны – чтобы эти потребности удовлетворить, необходимы ресурсы, которые в каждый данный момент времени ограниченны, т. е. их всегда меньше, чем необходимо для производства благ и удовлетворения потребностей. Из-за этого несоответствия в экономике и существует проблема выбора. Поведение человека в этой ситуации, когда он пытается найти единственное решение проблемы из нескольких возможных, основано на экономическом мышлении. Как он себя ведет? Он выбирает, причем его выбор имеет определенную цель. С желанием эту цель достичь, он пытается предусмотреть различные альтернативы своих действий, выработать критерии оценки этих альтернатив и сделать осознанный выбор, оценив эти альтернативы. Кроме того, экономически мыслящий человек постарается определить цену своего выбора. Не слишком ли высоки те потери, которые он имеет, сделав свой выбор? Цена выбора – это то, чего человек лишился, сделав свой выбор, то, что по желанности занимало для него второе место после сделанного выбора. Осуществление выбора – это реализация рационального, экономического поведения человека.
Рациональный человек, кроме того, стремиться максимизировать результат при данных затратах, причем это поведение не всегда является правильным с точки зрения морали. Вот почему в экономическом образовании особую роль надо отводить нравственному воспитанию. Необходимо, чтобы рациональные действия одного субъекта не приводили к ущербу для другого.
Таким образом, процесс экономического образования не сводится только к экономическим знаниям. Суть экономического обучения и воспитания заключается в приобретении навыков экономического мышления, в выработке самодисциплины, в осознании необходимости самоорганизации. Суть в том, чтобы развить способности самовыражения личности, пробудить стремление к рационализму в работе, к изобретательности, к выбору оптимального варианта в решении социально-экономических задач, к получению при этом наибольшего эффекта при наименьших затратах.
Экономическое мышление - это, прежде всего, умение принимать рациональные решения, т. е. действовать в ситуации выбора, сознавая собственную ответственность за него. Экономическое мышление предполагает умение определять цель своих действий, оценивать выявленные альтернативы, выбирать и оценивать результат своего выбора.
Таким образом, действительно, развивая экономическое мышление учащихся, школа способствует их социализации. Формируя экономический способ мышления отдельного ученика, его экономическую культуру, в конечном счёте, создается фундамент благосостояния общества в целом. Как сказал Бернард Шоу, «экономика - это умение пользоваться жизнью наилучшим образом».
В современных условиях изучение экономики в старших классах на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы знаний об экономической деятельности человека, фирмы и государства, об экономике России, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа;
развитие экономического мышления, способности критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение; способности применять полученные знания дляопределения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;
воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.[1]
В связи с утратой старых социальных институтов необходима выработка новых технологий социализации, внедрение которых способствовало бы, во-первых, удовлетворению потребностей личности, группы, общества в целом; во-вторых, обучению человека осмысленно «обрабатывать» механизм реализации своего поведения, адекватного общим социальным условиям или конкретной социальной ситуации, в которой человек находится.
Поэтому актуальнейшим стратегическим направлением действий современной школы нужно признать необходимость и всеобщего экономического образования и экономического воспитания как основы формирования экономического мышления. Кроме того, надо признать необходимым использование современных педагогических технологий, которые позволят ориентировать весь учебный процесс на практичность его результатов.
Социально-экономические знания и навыки, гуманитаризация всего образования являются важным, долгосрочным способом преодоления ценностного раскола общества и приведение его к определенному консенсусу, к сознательно принимаемым решениям. Именно понимание роли ценностной и институциональной систем формирует гражданина, избирателя, покупателя, экономического агента, самодостаточного человека, что создает условия для преодоления конфронтации, раскола, внутренней и внешней разобщенности при устойчивых знаниях в экономике и праве.
Таким образом, экономическое образование - необходимое условие формирования социальных компетенций, вооружение учащихся навыками адаптации к социальным ролям в изменяющейся экономической среде, воспитания ценностных установок в поведении.
Человек в современном мире должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам, но в то же время очень важной выступает позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции.
Список использованных источников
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 2. среднее (полное) общее образование. Экономика./Министерство образования Российской Федерации. – М., .
2. Ковынева Л. О воспитании экономического мышления школьников //Экономика в школе. . №4
3. Любимов Л. Концепция структуры, содержания и организации экономического образования в полной средней школе// Экономика в школе. – .-№3

Фразеологический словарь

E-mail Печать PDF

«Учение школьников отечественному языку несет три цели: для начала, развивать в детях ту врожденную способность, которую называются даром слова, помимо, ввести детей нашей сознательное обладание сокровищами родного языка, и, наконец, усвоить детям логику такого рода языка, либо ждет гостей грамматические законы в их логической системе» (К. Д. Ушинский).

В настоящее усилия нашей образовательном процессе высокая роль отводится процветанию познавательной активности учащихся, кроме того а значит, нашей первую очередь, обучению поиску или умению функционировать с различного варианта информацией. Применение информационных технологий расширяет возможности обучения и развития школьников, так как уже в наше время образовательный процесс не может ограничиться лишь набором умений, представленном в материале из-за дозированного объема данных. Способность работать со справочной литературой, словарем – это процесс активного познания, расширения знаний по предмету, развитие самостоятельности в приобретении знаний.

К сожалению, в сущее время отмечается негативная тенденция обеднения тезуарусов технологичных школьников. Вот почему вопрос об обогащении словарного запаса современного подростка сейчас идельно актуален. Одним из приемов работы по обогащению тезауруса учащихся не даром считается работа со словарями на уроках русского языка и литературы. К сожалению, в храмах науки как поселковых, так и городских школ фразеологические словари представлены 1 – 2 экземплярами, насколько явно недостаточно для высококачественного обучения каждого школьника в классах наполняемостью двадцать пять-тридцать пять человек. Происходит надобность в создании электронного учебного словарика русской фразеологии для школьников, на территории нем могут быть отображаться сведения о значении фразеологизма, заказчика происхождении, даны примеры употребления фразеологической некоторые в речи чайник в художественных текстах, изучаемых нашей рамках школьной программы.

В создаваемом проекте словарная статья состоит из нескольких зон, любая из которых имеет в себя определенный тип данных. К количеству главных зон СРФШ относятся: зона заголовочной некоторые, зона стилистических помет, зона дефиниции, зона парадигматических связей, зона контекстов, зона историко-этимологических сведений.

Плюсы подобного словарика неоспоримы: большой объем данных посредством доступном электронном носителе; быстрота работы нужных сведений; одновременный подбор которые присылаются словарным статьям во тех имеющихся словарях.

Этим методом, применяя электронный учебный словарь русской фразеологии для детей, человек получит основательное впечатление о фразеологизме и его функционировании в речи, усвоит грамматические и стилистические характеристики фразеологизма, освоит умно использовать названные единицы в собственной речи.

Художник как педагог в современных условиях

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Эссе-размышление

Проблема художественного образования, передачи художественной традиции, мастерства и профессиональных навыков от поколения к поколению уходит своими корнями в далёкое прошлое человечества. На самой заре цивилизации, ещё в первобытном обществе, когда произошло разделение на племена скотоводов и землепашцев, и возникли зачатки ремёсел, впервые возникла проблема передачи профессиональных навыков и профессионального обучения. Художник в первобытном обществе нёс сакральную функцию, так как создаваемые им произведения имели вотивные свойства. Предполагалось их нерукотворное божественное происхождение, им поклонялись, они служили оберегом от различных потусторонних сил. Жрец и художник зачастую были одним лицом. Естественно, что художественные навыки сохранялись в секрете и передавались от отца к сыну, передача их сопровождалась сложной обрядностью и церемониалом, так как передавалось не профессиональное умение, а способность, дарованная свыше. С переходом от первобытного к рабовладельческому обществу, с возникновением государств, с появлением торговли и денег, возникает иное отношение к художествам и ремёслам. Появляются первые понятия о красоте тех или иных произведений, о эстетике вещи, о мастерстве и искусности в изготовлении. Происходит разделение на благородные искусства и на ремёсла.

 В ремесло не вложен талант творца, в них есть только качество и аккуратность выделки мастера. В древний период разделение на искусство и мастерство, как мне кажется, происходит следующим образом: 1) создание предметов для ежедневного обихода являлось ремеслом, 2) создание предметов, связанных с религиозным культом и обрядностью, являлось искусством, так как предполагало посвящение. Четкое следование определённому канону, как например в древнем Египте, восприятие искусства сквозь призму религиозного чувства, накладывало отпечаток на творчество древних мастеров. Художественное образование в тот период было достоянием жреческих каст. Искусство, философия и религия соединены в древности в единый комплекс. Появление в греческих полисах основ гражданского воспитания, философских и научных школ, возникновение эстетики и введение искусства в сферу аристократического образования - привело к возникновению художественных школ античности. Активное храмовое и крепостное строительство в Элладе дало мощный импульс к изучению математики и геометрии, строительного дела, что привело к возникновению института зодчества. С современной точки зрения, античность является эпохой зарождения творческих мастерских и художественного педагогического метода.  Именно в период античности занятия благородными искусствами стало приравниваться к занятиям философией и  музыкой, поэзией и литературой, ораторским мастерством. К благородным искусствам в то время относились: ваяние, архитектура и живопись. Зарождение коллекционирования предметов искусства, первые попытки изучения и  описания творческого наследия предшествующих поколений с их художественными традициями, с одной стороны, и поиски идеальных канонов и пропорций для передачи красоты человека его внутреннего мира, его чувств и переживании и окружающей его природы, с другой - две основополагающие параллели художественного образования от древней Греции до наших дней. Основой искусства любой эпохи является ещё и чёткая гражданская позиция, наличие стержня - цементирующей идеи творчества, только благодаря этим качествам искусство остаётся в веках.

Например, реализация монументальных архитектурных проектов древности, сильно растянутых во времени, требовавших огромных капиталовложений и трудовых затрат, была бы совершенно невозможна при отсутствии устойчивых творческих коллективов, преемственности поколений, понимании важности и необходимости решения поставленной им задачи. Главная задача Художника-Педагога, по моему мнению, развивая в своих учениках вкус и мастерство, искренность и естественность в передаче образов, воспитать в них чувство общности с традициями мировой художественной школы, но делать это в контексте реализации национальной идеи своей страны и своего народа. Красной нитью связывают все исторические эпохи четыре профилирующие темы творчества : 1) тема национального вождя, 2) тема национальных героев, 3) тема красоты и величия своего народа, 4) тема красоты и величия собственной страны и её славной истории. Мировое искусство в целом и национальное искусство каждого из народов в отдельности развивается в контексте определённых философских, религиозных и политических доктрин.

Роль Художника-Педагога быть проводником национальной идеи, осуществляя преемственность поколений от своих учителей к своим ученикам. Как мне кажется, интернациональное общемировое искусство невозможно без существования национальных художественных школ. Идея интернационального искусства вне национальных художественных школ, а лишь в контексте одной политической или философской концепции (как показала практика на примере коммунистической идеи), утопична и нежизнеспособна. Но при этом христианская идея в течении двух тысячелетий служит объединяющим фактором для многих национальных художественных школ разных эпох во всех частях земного шара. Роль Художника-Педагога состоит в том, чтоб избегнув излишней дидактичности и не ограничивая свободы творчества молодого художника, привить ему мысль о том, что его творчество не сможет быть ценным и востребованным вне национальной культуры его страны и его народа. Идея творческих мастерских состоит именно в том, чтоб вместе с передачей чисто технических навыков и теоретической подготовки молодым художникам направлять их энергию и талант к решению художественных задач общенационального значения. Так было всегда - общность культурных традиций  и творческой задачи объединяла очень разных художников и по возрасту, и по темпераменту, и по манере, не лишая индивидуальности и самобытности их талантов в отдельности, в общее направление или школу. Основная идея современного искусствоведения на данный момент состоит, с одной стороны, в попытке представить мировое искусство как глобальный мировой процесс, существующий вне религиозных, политических и философских рамок, а с другой стороны, умалить значение национальных школ, уделяя своё внимание малозначительным художественным течениям и субкультурам, существующим внутри них.

В результате получается эффект калейдоскопа, национальные школы дробятся, выдёргиваются отдельные имена или художественные группы, соответствующие идее "глобального цивилизационного процесса", всё ж не соответствующее этой идее намеренно придаётся забвению. Я считаю данную практику порочной, совершенно очевидна неравноценность вклада отдельных наций и их культур в общемировой цивилизационный процесс. Да и сама идея общемирового цивилизационного процесса в современной трактовке для меня сомнительна, так как новое возникает, как правило, не благодаря, а вопреки.  Цивилизационный процесс никогда не был плавным перетеканием, его суть - борьба. Борьба культур и наций. Борьба,  связанная с уничтожением старого и возникновением нового. Цивилизационные связи между различными культурами, по моему мнению, вовсе не широкие русла, а тонкие нити, связывающие отдельные народы и нации. Антагонизм и соревновательность между ними были и будут всегда. Только общность и единение внутри одной нации или народа открывают для неё возможность к дальнейшему существованию. Художник-Педагог как личность, прежде всего - сын своего народа, сын нации, гражданин. Перед ним стоит задача объединения творческих сил, способствующих сплочённости нации и государства, способствующих сохранению культурного достояния его страны. Для каждой страны и каждой нации  это свой собственный путь и свои задачи, одного общемирового решения в данном вопросе быть не может.  На деле в настоящий момент мы видим демогагические рассуждения  "о свободе творчества в современном искусстве",  "о смелых новационных подходах и поисках", "о сквозных связях в современной мировой культуре".

Мне кажется всё это очень надуманно и не соответствует действительности. Мы все очень разные, у нас разные корни, разные традиции, разный коллективный и индивидуальный опыт, и мы все вместе и каждый в отдельности находимся в состоянии постоянной конкурентной борьбы - это закон жизни. А правда жизни состоит в том, что тот, кто не помнит своих корней, не ценит традиции, семейные, родственные, национальные, профессиональные и другие связи, тот, кто доверчив и ведётся на враньё про "общность свободных людей мира" рано или поздно погибнет. Творческие личности - это передовой отряд собственной нации, они увековечивают ее в веках. Художник-Педагог - это, прежде всего, командир, он объединяет творческие силы и энергию своих учеников в контексте национальной идеи. Он пример для учеников, так как олицетворяет в себе национальную художественную традицию. Он ещё и арбитр, так как мы живём в эпоху ожесточённой битвы мировой антикультуры (субкультуры различных интернациональных общественных, религиозных и  экономических групп) и национальных культур в общем, а европейской цивилизации в частности. Художник-Педагог должен ясно давать себе отчёт в серьёзности происходящего, ведь в результате порочного и пагубного влияния антикультуры на национальные художественные школы происходит цепная реакция. Национальные художественные школы являются институтами, формирующими вкусы, моральные устои и нравственное здоровье нации.

Пороки, уносящие жизни десятков тысяч соотечественников, целиком и полностью на совести недобросовестного Художника-Педогога. Не стоит разделять личные качества молодого художника и его творчество - гнилое дерево принесёт ядовитые плоды, а гнилые плоды погубят вкушающих их и садовник, вовремя не срубивший дерево, виновен в их гибели. Нужно обладать трудолюбием и терпением, чтоб хорошо взрастить и взлелеять дерево. Нужно обладать твёрдостью, решительностью и проницательностью, чтоб срубить плохое дерево до того, как оно принесло плоды. Если садовник плох и плохо отличает гнилое дерево от хорошего, его нужно бить палками и гнать из сада.

21 июня г.                                                                           /Е.О.Барбазанов /

Частное обучение музыке или музыкальная школа? преимущества и недостатки

E-mail Печать PDF

Этот вопрос часто задают родители, желающие учить ребенка музыке. Чтобы понять каков ответ на него в вашем случае, сравним эти две системы обучения - каждая из них имеет плюсы и минусы.

      Не будем сейчас останавливаться на вопросе квалификации музыкального педагога, ответ - здесь.

  Преимущества частного обучения, которые особенно подходят взрослым, малышам до 6 лет и учащимся с особенностями или отклонениями развития:
- возможность построения индивидуальной программы, что дает ощущение свободы обучения.
- более свободное варьирование расписания (например, утро - для взрослых, работающих по вечерам или детей, не посещающих детский сад)
- отсутствие конкуренции среди учащихся (для этой группы учащихся она не нужна, а иногда и вредна).

      При этом весьма желательно, чтобы уроки проходили у педагога дома, за исключением крайних случаев, когда ученик не в состоянии передвигаться.
      Причина этому психологическая - дети лучше концентрируют внимание в чужой обстановке, разумеется, специально приспособленной для занятий.

      Возможные минусы.
      Ощущение свободы обучения не должно переходить в необязательность выполнения домашних заданий, посещаемости уроков, их оплаты и отсутствие четкого плана развития.

      Преимущества хорошей музыкальной школы:
- набор таких профессиональных предметов, как сольфеджио, музыкальная литература, общий курс фортепиано, ансамбль, хор, оркестр.
- обязательная учебная программа и регулярные выступления учащихся.
- при высоком профессиональном уровне выход на музыкальные конкурсы и фестивали.
- нахождение в профессиональной среде, возможность сравнивать свой уровень игры со сверстниками, что особенно важно в возрасте 10-18 лет.
- возможен вариант выдачи в пользование музыкальных инструментов.

      Существуют промежуточные варианты - когда <a rel="nofollow" onclick="javascript:pageTracker._trackPageview('/outgoing/article_exit_link');" href="http://all-2music.com/about_inna.html">частный педагог</a> в состоянии организовать программу обучения и атмосферу, подобную музыкальной школе.

      Что касается цен на обучение, то в России частное обучение было всегда намного дороже, чем музыкальная школа. Занимаются частной практикой, как правило, профессионалы, сделавшие себе имя в музыкальной школе, училище или консерватории.
      В Израиле, Европе и Америке частным образом учиться часто дешевле, чем в хорошей музыкальной школе.

      Теперь выбор за вами. Успехов!

Добро пожаловать в нашу виртуальную <a rel="nofollow" onclick="javascript:pageTracker._trackPageview('/outgoing/article_exit_link');" href="http://all-2music.com/Musicschool.html">музыкальную школу</a>! 

Страница 660 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135