Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Как уйти от стресса в школе

E-mail Печать PDF

Как уйти от стресса в школе?

Возникновению у ребенка стрессовой ситуации в школе могут способствовать 5 причин: учитель, учебная нагрузка, оценки, общение с одноклассниками, плохая успеваемость. Винить в этом можно и учителя, и родителей одноклассников, но не стоит снимать груз ответственности за своего ребенка с себя. Вы – первый воспитатель и учитель для малыша. Детский сад и школа должны помочь Вам в этом деле.

Многие родители, отправляя ребенка в первый класс, не задумываются, что у ребенка меняется не только режим дня, но и нагрузка. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была игра, то в первом классе формируется учебная деятельность. Поразмышляйте, прежде чем отдавать ребенка в группу продленного дня. В школах не предусматривается тихий час, а первокласснику надо предоставлять возможность полежать минут 20-30 или поспать днем; поиграть одному в тишине. Это позволит ребенку избежать усталости и стресса.

От выбранного Вами учителя зависит успешность Вашего ребенка в начальной школе. Именно первый педагог закладывает фундамент будущих знаний ученика. Он может быть излишне строгим или чрезмерно, попустительски добрым. Возможно, что Ваш ребенок испытывает страх перед педагогом. Ваша задача, как родителей, объяснить, что строгость учителя не направлена на детей. Взрослый человек вправе сердиться и нервничать.

Причиной тревожности может служить непонимание учебного материала. Для первоклассника важно рассказывать то, что было на уроке. Вы должны проявлять искреннюю заинтересованность в первых шагах ребенка в школе. Это позволит Вам сразу заметить, к какому предмету возник интерес, на каком уроке ему скучно. Будьте внимательны к сигналам, стимулируйте интерес к учебе. Подберите для совместного просмотра фильмы BBC или Discovery. Читайте книги перед сном. Помогайте при выполнении домашнего задания, поощряя малейший успех. Не ждите, что Ваш малыш сразу же начнет красиво и аккуратно писать, но и не заставляйте исписывать по листу за неаккуратный почерк. Наберитесь терпения и хвалите за каждую красивую букву на строчке.

Став взрослее, Ваш ребенок столкнется с новой проблемой – оценка. Для него «двойка», «тройка» – это клеймо. У ребенка появляется постоянная тревожность. Часто родители поддерживают ее словам: «Опять намазал!» Отпускают в адрес своего чада ругательства и насмешки. Это не только приводит к потере интереса к учебе, но и отдаляет ребенка от Вас. Возникает так называемая проблема «отцов и детей». Проявляйте сочувствие к ребенку, выслушивайте его, старайтесь вместе преодолеть возникшую трудность. Разъясняйте непонятный материал, тренируйтесь в решении задач, в списывании текста или письме под диктовку.

В 5-6 классе Ваш ребенок сталкивается с очередной проблемой: учебник превращается в скучное чтиво с огромным количеством непонятных терминов. Вместо одного учителя появляются предметники, у каждого из которых свой стиль изложения материала. На смену учебной деятельности приходит коммуникативная: общение со сверстниками. Пятикласснику важно найти свое место среди одноклассников. Если не удалось добиться авторитета с помощью успехов в учебе, ребенок ищет другой путь. Не исключен и криминальный. Не упустите первые неуспехи пятиклассника. Плохая успеваемость может послужить причиной стресса.

В любой школе случается слышать жалобы детей, что их дразнят. Причины могут быть различные: очки, цвет волос, рост, полнота. Не драматизируйте! Постарайтесь понять и разделить чувства Вашего ребенка. Боль от обиды и злость утихнут в его сердце.

Помните: Вы в ответе за счастье и здоровье своего ребенка. Помогите ему стать успешным.

Автор - Ольга Терехина

Источник

Обновлено 30.10.2014 04:56

Как устроен механизм психологической защиты

E-mail Печать PDF

Как устроен механизм психологической защиты?

Что такое «психологическая защита»?

Когда складывается сложная жизненная ситуация и возникают вопросы: «как быть?», «что делать?», «где выход?», разные люди по-разному ведут себя в схожих ситуациях. Одни люди отрицают наличие проблем у себя, другие – «забывают» о травмирующем их событии, третьи – начинают искренне считать, что происходящее не имеет к ним никакого отношения. Но к какому бы способу ни прибегал человек, ограждая свою психику от болезненных неприятных переживаний, опирается он в этом на свои защитные механизмы.

Начиная с раннего детства и в течение всей жизни в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые «психологические защиты», «защитные механизмы психики» или «защитные механизмы личности». Эти механизмы как бы предохраняют сознание человека от отрицательных эмоциональных переживаний, способствуют сохранению психологического равновесия, стабильности. В широком смысле термин «психологическая защита» употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт, сводящего к минимуму чувство тревоги, связанного с осознанием внутреннего или внешнего конфликта.

Обзор защитных механизмов

Термин «психологическая защита» в настоящее время используют почти все психотерапевтические школы, он включен в психологические и психиатрические словари. Но, к сожалению, до сих пор не существует ясности относительно общего числа механизмов защиты (оно колеблется от 8 до 23), также отсутствует их четкая единая классификация. Однако существует ряд защитных механизмов, существование которых признается всеми авторами.

К ним относятся уже отрицание, когда человек отказывается принимать какие-либо действия или события; рационализация, когда уже совершенным действиям или, наоборот, бездействию подыскиваются разумные оправдывающие объяснения, как это делала Лиса в басне про виноград.

Вытеснение (подавление) травмирующего впечатления. Например, часто тот, у кого в толпе вытащили кошелек из кармана, старается как можно быстрее «забыть» о случившемся, вытеснить эти неприятные воспоминания.

Регрессия – возврат психического развития на более раннюю ступень. Типичным случаем психологической регрессии является поведение 3-4-летнего ребенка после появления в семье новорожденного. Старший ребенок может начать хуже говорить, перестать пользоваться горшком, отказываться есть самостоятельно. Эти изменения в поведении предназначены для завоевания полного внимания родителей.

Реактивное образование – результат работы одного из защитных механизмов, которая приводит к возникновению способа поведения, прямо противоположного бессознательному вытесненному стремлению. Например, когда мать начинает преувеличенно заботиться, демонстрировать любовь и нежность нежеланному ребенку, которого на самом деле ненавидит.

Проекция – принятие своих мыслей, чувств и побуждений за чужие, «вкладывание» собственных мыслей в головы окружающих. Например, чувство ревности часто испытывают люди, склонные к проецированию. Муж, встречающий жену после работы, может увидеть, что она выходит из здания офиса вместе с симпатичным коллегой. Ревнивец тут же додумает несуществующие факты, вложит свои предположения в головы жены и ее сотрудника, начнет переживать и устроит скандал, не потрудившись прояснить ситуацию.

Интроекция – включение человеком в свой внутренний мир взглядов, мотивов и установок других людей; принятие чужого мнения за свое. Интроецирование, как правило, происходит во время отрицательного транса, которым является, например, состояние стресса. Мама, в запале ссоры кричащая дочери: «Тебя такую никто не полюбит!», серьезно осложняет личную жизнь будущей молодой женщины. А девочке гораздо легче согласиться с тем, что она такая плохая есть от природы, что ее никто не полюбит, чем предположить, что мама ей желает зла. В этом состоят защитные функции интроецирования.

Сублимация – перевод энергии инстинктов (преимущественно сексуальных и агрессивных импульсов) в социально приемлемые формы. Проблема сублимации имеет первостепенное значение в воспитании и педагогике. Научить ребенка умению быстро переключать собственную энергию аффективных влечений и трансформировать ее в добрую шутку, иносказание, остроту, реализовать ее в какой-либо творческой деятельности, спорте – означает дать человеку в руки инструмент, значительно увеличивающий его адаптивные возможности в современном обществе.

Для чего нужны механизмы психологической защиты?

В психологии, к сожалению, не сложилось единого взгляда на явление «психологическая защита». Одни исследователи считают психологическую защиту однозначно непродуктивным, вредоносным средством решения внутреннего или внешнего конфликта. Другие предлагают делать различие между патологической психологической защитой и нормальной, профилактической, постоянно присутствующей в нашей повседневной жизни, обычной составляющей человеческого сознания.

Все механизмы психологической защиты помогают человеку свести до минимума чувство тревоги. Проекция помогает понять, что чувствуют, думают и желают другие люди, без нее было бы невозможно сочувствие и сострадание. Интроекция позволяет быстро без разъяснений и разбирательств передавать накопленный опыт от поколения к поколению через четкие сжатые высказывания. Сублимация является наиболее адаптивным способом психологической защиты, так как она приводит к социально одобряемым результатам. Согласно психоаналитической теории, художественное творчество представляет собой один из видов сублимации, когда фантазии творца сублимируются в творческие зрительные образы.

Автор - Анна Бердникова

Источник

Обновлено 30.10.2014 05:01

Какие ежедневные утверждения могут расширить Вашу внутреннюю свободу

E-mail Печать PDF

Какие ежедневные утверждения могут расширить Вашу внутреннюю свободу?

« Если предложить людям выбор между свободой и сандвичем, они выберут сандвич.»
Джон Бойд-Орр, шотландский педагог, нобелевский лауреат.

Интересно, почему в наше, такое свободное и демократичное, время большинство населения как бы зажато в тиски? Личной жизни практически нет. На работе ими помыкает начальник, дома – супруг. Дети (свои или чужие) не просто не слушаются, а совсем от рук отбились… и вообще, всё идет не так, как хочется!

Самое страшное, что у этих людей жизнь и дальше будет идти именно так! Потому что внутри них нет свободы и выбор за них делают другие. Разными методами, но всегда с выгодой для себя. Дети, супруг, родственники, начальники, чиновники и т.д.

Идея свободы сознания, освобождения его от условностей, навязываемых окружением – стержневая в буддизме, даосизме, дзен-буддизме и во многих других религиозных и философских течениях. Это уже потом слова Великих Учителей (об освобождении сознания человека, о поиске истины внутри себя, об изменении мира вокруг через изменение его (мира) восприятия) их последователи в очередной раз превращают в способ закрепощения этого самого сознания. «Пусть хлеб насущный добывают, а думать мы за них будем. А то надумают ещё…» – примерно так думают гуру, начальники и начальнички обо всех остальных. А иначе как управлять этой «биомассой», если она вдруг станет свободной? Беды не оберешься!

«Мы видим реальный мир таким, каким воспитаны его воспринимать.»
К. Кастанеда.

Воспитаны родителями, школьными учителями, обществом, наконец, которое пропагандирует «новые ценности» посредством телевидения и других видов «социальной рекламы». Мир этот жестокий и несчастливый, где нужно «пахать», чтобы заработать просто на самое необходимое и «завоёвывать себе место под солнцем», расталкивая других. И «порядку» побольше! Чтоб «шаг вправо, шаг влево – побег», неотвратимое наказание за любое свободомыслие. И постепенно человек сам ограничивает себя практически во всём, придумывая самые нелепые причины, чтобы не развивать себя, не самообразовываться, не саморазвиваться и не самосовершенствоваться.

«Я сам себе тюрьма.»
Александр Розенбаум, из песни.

Кому-то, видимо, это очень нужно, чтобы Вы сами держали себя в тюрьме! Но Вам ли? Ведь степень удовлетворённости жизнью, некий «коэффициент счастливости» определяется именно количеством внутренней свободы. Вот я, например. Проснулся сегодня, на улице дождь, настроения никакого, а у меня встреча запланирована. Важная. Позвонил, попросил перенести. Сказал честно о причине. Оказывается, и человеку было удобно встретиться со мной не сегодня, но он считал, что «должен по-любому, раз договорился». Серьёзным таким голосом, деловым. А я ничего никому не должен! Я просто действую, как удобно лично мне! Так у кого свободы больше? Я лично, выбирая свободу, заработаю не только на сандвич.

Расширить внутреннюю свободу можно! Методов существует тьма, но, наверное, самый простой – просто ежедневные повторения некоторых прописных истин.

Вот, например, что говорю себе каждое утро и вечером перед сном я сам. Возможно, и Вам будет это полезно. А поскольку практически вся информация, получаемая человеком, проходит фильтры сознания, подведу под каждое утверждение сознательную, рациональную основу.

1. «Возможно всё, что я задумал и о чём мечтаю!» Это действительно так! Современный мир предоставляет каждому человеку не только развивать, но и с хорошей прибылью продавать его знания, умения, таланты, идеи. Надо лишь не позволять эксплуатировать их на благо других, работая «за подачку», а заключать равноправные соглашения.
2. «Проблемы» – это не проблемы, а источники роста.» Наши проблемы не даются нам просто так. Жизнь подкидывает нам проблемы как указатели – как делать не стоит, что надо искать другой путь. Если игнорируется, не решается малая проблема, вслед за ней приходит побольше, затем ещё больше. А постоянное своевременное решение проблем даёт тот необходимый опыт, который и открывает правильное видение своего Пути.
3. «Только я несу ответственность за всё в моей жизни.» Ни обстоятельства, ни правительство (государство), ни работодатель, ни партнеры разные, никто не ответственен за правильное (по Вашему мнению) развитие Вашей жизни. Только Вы! И если Ваша жизнь идёт не так, как Вам хочется, жаловаться бесполезно, надо менять направление Пути.
4. «Всё, что задумал, делаю с тем результатом и к тому сроку, что были определены заранее.» А есть ли смысл делать что-то тогда, когда это уже не нужно? Ложка дорога к обеду, а обед надо готовить ещё до того, как захотелось кушать.
5. «Не жалею о прошлом, но использую опыт прошлого для корректировки будущего.» Здесь могу привести только бессмертный совет Дейла Карнеги: «Не стоит пилить опилки». Прошлого уже не вернёшь, единственное, что можно извлечь из прошлого – уроки на будущее! Жаловаться и жалеть себя – лишь бесполезная трата энергии!
6. «Всегда думаю перед тем, как что-то делаю. Искореняю в себе привычку действовать не думая.» Планирование всегда даёт лучший результат, чем его отсутствие. Особенно планирование, вошедшее в привычку.
7. «Анализируй всю приходящую информацию. Хотя бы интуитивно, если нет возможности проверить.» «Не верь всему, что слышишь и половине того, что видишь» – сказал какой-то мудрый человек. Все, даже казалось бы самые правдоподобные факты (информацию) лучше пропускать через фильтр сознательной критики, чем потом всю жизнь чувствовать себя последним лохом. Особенно полезно следовать этому правилу, когда Вам что-то пытаются продать.
8. «Уверенно, с чувством выражаю свои мысли.» Тогда Вас будут слушать, а не игнорировать.
9. «Открыто говорю о своих чувствах. А чего мне бояться!» Действительно, чего? Или, точнее, кого? Все мы люди.
10. «Тот, кто обещает быстрое удовлетворение моих эгоистических интересов, нагло врёт!» Без комментариев. Подтверждено всей историей человечества.
11. «Хочешь сам быть независимым – позволяй это и другим.» Отношения, построенные на свободе, самые прочные, долговременные и… просто приятные.

Конечно, Вы можете придумать и свои «расширяющие утверждения». Любые, какие считаете нужными лично для себя.

И если Вы искренне, без всяких условий и условностей в них поверите, они чудесным образом начинают сбываться.

Проверено на себе!

Автор - Михаил Груздев

Источник

Обновлено 30.10.2014 05:19

Какие психологические эффекты мешают нам воспринимать друг друга адекватно

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Какие психологические эффекты мешают нам воспринимать друг друга адекватно?

Здесь и сейчас хочу поведать вам, любезные читатели, о некоторых психологических эффектах, мешающих людям адекватно воспринимать друг друга. Ну что, начнём без лишних предисловий?

1. Эффект ожидания. Приходит работать в школу новая учительница математики, например. Ей директор говорит: «Нина Ивановна, у нас в девятом А есть один такой ученик… Вася Петров, ох намучаетесь Вы с ним! Ох и двоечник, задира, хулиган!» Входит Нина Ивановна в класс и первым делом «ищет, высматривает» нерадивого ученика. Нашла… и начинает в своём сознании примерять к нему ярлыки, наклеенные директором: двоечник, задира, хулиган. Иными словами, учительница каждую минуту ожидает от Васи Петрова именно того поведения, которое описал ей директор школы. Учительница бессознательно ищет, подчёркивает каждую мелочь, каждую черту, которая соответствовала бы описаниям директора. Конечно, ожидания могут оправдаться, и Вася действительно окажется плохим учеником, но ведь возможно, что юноша исправился в лучшую сторону, или же директор была к нему несправедлива, недолюбливала его, вот и навешала эти ужасные ярлыки, а мальчик вовсе не таков. Во втором случае ожидание Нины Ивановны не оправдывается, и она либо как истинный педагог рада этому и всячески поддерживает Васю Петрова, либо продолжает видеть и искать в его учёбе и поведении поводы для выставления плохих оценок и замечаний.

2. Эффект ореола. Допустим, ожидается появление новенького в классе. За неделю до этого директор рассказал немного о нём, о той школе, где он раньше учился. Но о той школе, особенно о том классе, откуда ожидается появление новенького, ходит дурная слава: «О, восьмой Б в школе «33» - класс хамов, дураков, лентяев!» Значит, и об ученике, который собирается прийти, будущие одноклассники тоже могут быть нелестного мнения, то есть его появление уже заранее окружено ореолом хама, двоечника, лентяя. Ореол этот развеять не всегда бывает просто. Новенький ученик легко может оказаться отличником или хорошистом, воспитанным мальчиком, покинувшим прежний класс как раз из-за нежелания учиться с плохими ребятами.

3. Эффект первого впечатления.
Увидел, например, молодой человек изумительно красивую девушку и влюбился в неё с первого взгляда. Ходит за ней несколько дней, а подойти и заговорить не осмеливается - такой божественной и неприступной она ему кажется. Красивый, стильный, подобранный со вкусом наряд, белоснежная улыбка лишили покоя парня. Но вот однажды он решается подойти к прекрасной незнакомке и заговорить с ней… И… о ужас… девушка оказывается грубой, недалёкой, «пустой». Первое впечатление тает как дым, и тает желание встречаться с девушкой. Можно привести и противоположный пример - приходит в класс новенькая - девочка очень полная, некрасивая, одетая по-деревенски. Никто с ней не здоровается, никто на неё не смотрит и не хочет дружить с ней. Но проходит время, оказывается, что девочка - отличная бегунья, добрая душа, выдумщица и хорошо поёт. К ней уже тянутся одноклассники, она покоряет их своим обаянием и от друзей отбоя нет.

4. Эффект проекции. Суть его состоит в том, что человек приписывает другому человеку те черты характера и качества, которые есть в нём самом. Допустим, очень завистливый считает, что все вокруг завидуют ему, а добряк уверен в том, что в мире гораздо больше добрых людей, чем злых.

5. Эффект обобщения. Допустим, в пятом классе первый раз был урок информатики. Пришёл новый учитель, и все замечают, что он какой-то чудаковатый. Он неопрятно одет, всё время рассказывает о своём замечательном компьютере и не объясняет новый материал. Потом в седьмом классе учитель информатики поменялся, на его смену пришёл такой же чудак, рассказывающий лишь о своих компьютерных играх и странно одетый. В девятом классе директор снова говорит, что прежний учитель уволился и сейчас придёт другой. Ребята в классе уже ожидают появление чудака. Рассуждать они могут так: «Ой, да все компьютерщики такие, все учителя информатики!» Хотя этот учитель может быть грамотным специалистом, умеющим и желающим объяснять материал, а не говорить бесконечно о своём компьютере.

Это далеко не полный перечень эффектов, а лишь те, которые пришли мне на память и узнать о которых, думаю, вам было интересно. Эти эффекты не нужно пытаться устранить на корню, просто следует помнить об их существовании и сделать так, чтобы они не мешали интересному, продуктивному общению.

Автор - Маргарита Мельникова

Источник

Обновлено 30.10.2014 05:23

Каким образом делается дипломная работа

E-mail Печать PDF

Сегодня я расскажу об одном дипломе, который делал недавно. А главное о том, что получил в итоге заказчик.

Диплом называется "Разработка и методика подбора персонала для поддержки технической системы организации". Этот заказ поступил ко мне 22 апреля. Мне до 27 апреля необходимо было его полностью написать со всеми приложениями, практическими данными, литературой и т.д. и выслать заказчику.

Если вы думаете, что это - простая задача, то я вас разочарую: тема очень сложная. Особенно сложна формулировка. Поэтому я столкнулся с весьма нетривиальной задачей: сделать сложную работу с весьма нетривиальной формулировкой в крайне сжатые сроки.

Что мне оставалось делать?

Вариант первый. Я с лёгким сердцем мог отказаться. И меня бы никто не осудил.

Вариант второй. Я мог сильно напрячься и сделать всё точно в срок.

Разумеется, несмотря на то, что клиент сомневался, я взялся за работу и сделал всё на высшем уровне. В том смысле, что написал сложную работу со сложной формулировкой быстро и профессиональным языком (каковой требовался именно в этой работе).

В итоге: сомневавшийся заказчик в максимально короткие сроки - 5 дней - получил <a rel="nofollow" onclick="javascript:pageTracker._trackPageview('/outgoing/article_exit_link');" href=http://studwriter.ru>диплом</a>. В результате у него больше не осталось проблемы под названием нужен диплом. Он с моей помощью решил данную проблему раз и навсегда.

Страница 652 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135