Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Развитие чувствительности к окружающему миру у детей с нарушением зрения

E-mail Печать PDF

Тема: « Развитие чувствительности к окружающему миру у детей с нарушением зрения ».

Нарушение зрительной системы, имеющее важное значение для развития ребенка и его жизнедеятельности, наносит ущерб формированию психических процессов, двигательной сферы, физическому развитию ребенка. Косоглазие и амблиопия затрудняют восприятие и переработку зрительной информации. Дети страдающие этими диагнозами плохо ориентируются в пространстве. У многих детей двигательные реакции замедленные. Такие малыши вялы, заторможены. Некоторые, напротив, беспричинно беспокойны, перевозбуждены. Часто имеют место и недостатки речевого развития. Многие дети имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Поэтому нашей задачей является гармоническое сочетание лечения детей с их общеобразовательной подготовкой и воспитанием.

Особое значение в этом имеет развитие у детей чувствительности. Ведь с помощью органов чувств дети открывают окружающий мир. Чтобы ощущения были шире и полнее, чувства надо тренировать. Восприятие насыщают мозг информацией о внешнем мире.

Немало полезных сведений ребенок получает с помощью осязания. Поэтому например при индивидуальной работе с детьми можно использовать такие игры как «Угадайте пальчики» (ребенок с завязанными глазами, наощуп отыскивает в мешочке или предмет и угадывает или II вариант: отыскивает каждому предмету,- положенные в мешочке кубики, шарики, пуговки и т.д. – пару. Эффект двойной: он развивает осязание и запоминает такие понятия как обьем и форма.

Можно проводить немало игр на умение выделять признаки предметов по структуре поверхности, например отличать и называть поверхность стены и пола; отличать деревянную поверхность от металлической.

Рекомендуем родителям больше внимания уделять играм, развивающим эти чувства. В любом доме есть лоскутки разной ткани. Ребенок учится различать ткань по фактуре. Закрепляются такие понятия, как мягкий, жесткий, колючий, бархатный. Также можно знакомить детей с различными сортами бумаги (промокательная, салфеточная, газетная, и т.д.), с изгибами бумаги, т.е. работа с фольгой, нитями, объединение трафаретов, штриховка, раскрашивание контурных рисунков все это способствует развитию осязательной чувствительности и мелкой моторики.

Тренируя органы зрения мы развиваем в ребенке чувство цвета. С этого начинается не только эстетическое воспитание, дошкольник учится наблюдательности, становится внимательнее. Также тренировки можно проводить и на прогулке, задавая вопросы. Например: какого цвета одежда на прохожих? Назовите оттенки цвета. Привыкнув внимательно присматриваться к окружающему, малыш становится наблюдательным.

С самого раннего возраста мы стараемся привлечь внимание ребенка к звукам. В возрасте с 3, 4, 5 лет можно уже не просто воспринимать звуки, но и узнавать довольно сложные сочетания, например игра «Чем занят Мишутка» дети угадывают по звукам те или иные действия (двигать стул, закрывается дверь, упали ключи, играем в мяч, листаем книгу и др.).

Хорошее упражнение для тренировки слуха «Говорящие баночки». Если потрясти баночку с манкой оказывается, что она что-то шепчет. Если с горошком шумит как поезд, а баночка с рисом совсем как швейная машинка! Эта игра учит звуковым ассоциациям.

«Звук улицы» На пленку записываются звук на улице: шум машин, шорох шин, работающий мотор, звуки приближающих машин, автобуса, трамвая, звуки открывающихся и закрывающихся дверей пассажирского транспорта. «Самая тихая игра» - развивает умение концентрировать внимание.

Развивая чувство обоняния, можно гораздо быстрее приучить ребенка к аккуратности и опрятности. С нашим удовольствием дошколята нюхают душистые шампуни, мыло, духи. Эти приятные ощущения прочно оседают в голове малыша. Набирая вместе с детьми душистые травы и цветы и лекарственные травы, а затем на занятиях запоминают детали и названия некоторых из них (укроп, липа, душица).

Польза тоже двойная - развивается обоняние и малыш узнает новое о природе. Например игра «А ну понюхай» На каждую карточку, где картинка того или иного овоща ребенок кидает флакончик внутри которого кусочек фруктов, кофе, овощей (чеснок, лук.). Игра «Угадай по запаху, где ты находишься? (около кухни, прачечной, мед. кабинета).

Осторожно надо знакомить малышей не только с приятными, но и с «плохими» запахами: газа, химическими веществами, чтобы приучить его к безопасности. Ребенок должен знать, что это опасно для его здоровья. С обонянием тесно связано и воспитание вкусовых ощущений.  Интерес детей – вызывают такие игры как «Вкусная игра», «Узнай по вкусу». Где дети попробовав тот или иной продукт, узнают его.

Дети с нарушением зрения иногда оказываются беспомощными в самообслуживании, дежурствах по столовой в уголке природы. Поэтому в группе нужно обеспечить условия для преодоления таких недостатков. Например: Заинтересовать детей в дежурстве по столовой поможет «чудо – скатерть», с наклеенными на липучке трафаретами посуды и столовых приборов.

Для формирования представлений о человеке есть интересная игра «Как устроен человек». Предлагается ребенку лечь на большой лист бумаги. Обводится фломастером контуры его тела. Вместе с детьми выясняется, где находится шея, для чего она нужна; где коленка, плечо и так далее.

Тренируя чувства ребенка, вместе с родителями мы развиваем его мозг, память, внимание. Помогаем полнее воспринимать окружающий мир и лучше ориентироваться в нем.

Раннее развитие

E-mail Печать PDF

Раннее развитие. В чем особенность методики Сесиль Лупан? Мифы и реальность

О методике «раннего развития» француженки Сесиль Лупан я узнал лет 5 назад из подслушанного разговора бывших однокашниц – двух мам, выгуливающих детей. Встреча для них теплым весенним днем была неожиданна, и они присели на садовую скамейку около меня.

У одной было трое детей, от 3 до 7, радостно бегающих друг за другом. Другая, ставшая мамой «чуть более года назад, после профессионального взлета, удачного замужества и осознанного желания родить ребенка», придерживала коляску со спящим карапузом. «Вот только бы не упустить карьеру», – сказала она. «А как же сын?» В ответ – экспрессивный рассказ о «раннем развитии» по Доману, «потрясающем опыте французской актрисы Сесиль», её книге. «Мне надо как можно скорее вернуться на службу. Не могу терять время и хочу побольше дать сыну знаний и умений. А ты знаешь, мы уже сами плаваем, но ещё не читаем!» Многодетная мама слушала, улыбаясь.

Спустя несколько лет книга Сесиль Лупан попала мне в руки. Смутило название: «Поверь в своё дитя» («Croire en son enfant») – разве, решившись родить ребенка, надо что-то ещё для веры в него? Книга состояла из двух частей: «Жизнь в семье – самое увлекательное из приключений» и «Практическое руководство».

Во введении к I части автор эмоционально рассказывает о себе, о родителях, о родительской любви. Раздумывая о будущем материнстве, Сесиль приходит к мысли, что «Если я могу дать человеку жизнь, почему самая большая радость приобщения моего ребенка к миру знаний должна достаться другим (которые, безусловно, гораздо меньше, чем я, ее почувствуют)». Содержание книги свидетельствует, что эта мысль для неё становится путеводной звездой.

Очень интересен опыт Сесиль по обучению её дочери-младенца плаванию, описанный в первой главе. Обучение грудничков плаванию для российского читателя из мира экзотики, хотя не является чем-то противоестественным для психофизиологического развития ребенка до года и применяется во многих странах. Для россиянки, не имеющей возможности самой заниматься плаванием из-за дефицита бассейнов, плавание с младенцем – фантастика, а для француженки – «основа» для поиска других методик развития младенца. И Сесиль находит их у Гленна Домана.

Её восторженный рассказ о посещении в 1983 г. института Г. Домана и участии в семинаре «BBI» очень интересен. Подробные описание института, семинара, формы и стиля проведения занятий по подготовке «профессиональных родителей» сначала вдохновляют, но, читая о поведении слушателей и детей-участников, начинаешь ощущать, что уж очень это похоже на секту.

Сесиль пишет: «Все предусмотрено до малейших деталей. Краткая памятка в пакете просит нас не опаздывать на занятия, не покидать аудиторию во время лекции, а также не курить, не есть, не пить, не заниматься вязаньем или шитьем и ни в коем случае не прерывать лектора… Я буквально подавлена такой организацией управления нашими поступками».

«Доман, этот блестящий оратор, актер,… этот удивительный режиссер (ведь восемь дней он держал нас в непрерывном напряжении, постоянно заставляя переходить от смеха к слезам!)»

В третьей главе автор повествует о попытке применить на своей девятимесячной дочери методы раннего развития BBI, но терпит неудачу. Она пишет: «Теперь я начинаю понимать, почему мамы из BBI были похожи на зомби. Их суточный распорядок просто невероятен. Более 60 раз в день они должны переключаться с одних занятий на другие… И потом, это же какое-то механическое представление об обучении».

То же самое подтверждают и другие родители, «которые также пытались освоить эту методику». Но авторитет Г. Домана непоколебим и Сесиль не собирается сдаваться: «Преодолев свои сомнения,… вновь обретаю интуицию и начинаю шаг за шагом использовать методы, сильно отличающиеся от системы BBI», в первую очередь, это касается обучения чтению.

В чем же дело, почему такая настойчивость? Для этого необходимо вспомнить рассказ Сесиль о своем детстве: «я оказалась последней в классе по успеваемости (первый год обучения в лицее), так как… испытывала затруднения при чтении». Педагоги скажут вам, что в таком случае у школьника появляется страх «неуспешности» (несоответствия социальным требованиям ближайшего окружения) и требуется срочная помощь психолога. Что и сделали её родители. Подключение психолога, активная помощь матери помогли Сесиль преодолеть школьные трудности, успешно отучиться и стать актрисой.

Но детские страхи так не уходят: могут забываться, но могут, в определенных ситуациях, вновь проявляться. Что и произошло с Сесиль, пожелавшей стать матерью. Её школьные страхи трансформировались в страхи за дочерей, точнее, за их будущую успешность. Она сама не признается в этом, но её рассуждения о недостатках системы образования, роли родителей в приобщении ребенка к миру знаний, другие высказывания и настойчивое желание как можно раньше обучить дочек чтению, счету подтверждают это.

При этом я ни в коем случае не хочу умалить её самоотверженность при воспитании дочек. Мне понравилось большинство рекомендаций, приведенных в «Практическом руководстве». Правда, если изъять из них главы про чтение, счет, то они будут мало отличаться от традиционных рекомендаций о воспитании дошкольников в России. Из-за недостатка знаний о закономерностях развития мозга и органов чувств Сесиль принимает на веру «теорию» Г. Домана и в своих размышлениях не всегда делает верные заключения.

Её мнение: «для ребенка нет разницы в том, как постигать язык – словесно или зрительно», в корне не верно. Языки: устный (через слух – речь) и письменный (через чтение – письмо), постигаются ребенком по-разному и в разные сроки. Например, интеллектуальное развитие слепого дошкольника намного опережает глухого. Объясняется это тем, что слепому ребенку через слух, с помощью устного языка, можно донести любые понятия (соответствующие возрасту), что невозможно сделать для глухого, используя жестовый (визуальный) язык. Да и сама Сесиль, похоже, отошла от рекомендаций Домана по времени начала обучения чтению и предлагает это начинать не раньше, чем ребенок заговорит.

Занимаясь воспитанием своего незрячего сына, наблюдая за ним и его товарищами, я все больше и больше восхищался способностью человеческого мозга адекватно воспринимать окружающий мир, даже при отсутствии такого канала информации, как зрение. Возможность самостоятельной и активной жизни незрячего человека в обществе зрячих подтверждает неограниченный потенциал мозга. Надо только задействовать его, а это в первую очередь зависит от условий, в которых рос и воспитывался незрячий человек в детстве.

Мне также пришлось много передумать о роли родителей. Для меня бесспорна истина о том, что мать должна лично заниматься воспитанием и развитием своего ребенка не менее чем до трехлетнего возраста. Но, в отличие от Сесиль, я считаю, что основная роль родителей при воспитании детей не в том, чтобы стать для ребенка единственным учителем, воспитателем, а в умении привлечь к его воспитанию и обучению необходимых специалистов.

В заключение хочется отметить:

Восторженные отзывы «сторонников» Сесиль Лупан, типа: «Сесиль Браи-Лупан – это самоотверженная молодая мама, которая, воспитывая своих маленьких дочек, пытается наилучшим способом развить их интеллект, и вместе с тем, сделать их психологически здоровыми людьми», вызывают лишь недоумения.
Кроме аналогичных восторгов об «уникальности методики» Сесиль, я нигде не нашел ничего о том, как сложилась школьная и взрослая жизнь её дочерей, и что они сами говорят о «раннем развитии», о своем «психологическом здоровье».

Т.е. вопрос о результатах эксперимента Сесиль Лупан над своими дочерьми, начатого 30 лет назад, остается открытым.

Автор - Вячеслав Озеров

Источник

Обновлено 31.10.2014 14:17

Раннее развитие детей

E-mail Печать PDF

Раннее развитие детей. Чем может быть полезна методика Масару Ибуки?

Думаю, многих потрясли кадры, показанные по новостным каналам о землетрясении в Японии, и все заметили, как стойко, организованно, по-человечески японцы перенесли выпавшее на их долю стихийное бедствие. Вспомните, к примеру, как россияне ведут себя в экстремальных условиях. Почему такая большая разница в поведении? Ответ лежит на поверхности – все дело в сложившейся системе воспитания детей.

Поэтому хочу поделиться с вами полезными советами Масару Ибуки – основателя корпорации «Сони», который написал книгу «После трех уже поздно», прекрасно осознавая огромную роль именно раннего развития детей. Представить себе автором подобной монографии кого-нибудь из российских олигархов пока, согласитесь, сложно.

Масару Ибука – гениальный человек, добившийся успеха и славы своим трудом, занимаясь исследованиями в области детской психологии, пришел к однозначному выводу: маленький ребенок обладает потенциалом для развития широкого спектра способностей в возрасте до трех лет, потом это сделать значительно труднее.

Соответственно, пуская на самотек процесс образования, родители лишают ребенка впоследствии прочной основы для успеха в жизни и возможности изменить мир к лучшему.

Почему нужно заниматься ранним развитием ребенка?

Современные исследования показывают, что развитие клеток головного мозга к трем годам уже завершено на 70-80 процентов, поэтому закономерно родителям направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста.

Основной целью раннего развития является не воспитание гениев (хотя по данным опросов, среди Нобелевских лауреатов многие обучались по методике Глена Домана – развитие с рождения математических способностей и обучение чтению через демонстрацию специальных карточек), а возможность дать ребенку такое образование, благодаря которому он будет обладать глубоким умом и здоровым телом, будет смышленым и добрым.

Подробный анализ ранних лет великих людей свидетельствует о том, что заложенные с рождения таланты развиваются максимально при благоприятных условиях получения прекрасного образования, созданных для ребенка в детстве родителями. Если же новорожденный воспитывается в чужой по природе среде, то вопреки распространенному мнению – ребенок, рожденный человеком, не становится человеком.

Известны случаи воспитания детей животными, и, несмотря на последующее их обучение людьми, дети-маугли остались полулюдьми-полуживотными, так как был упущен сензитивный период для развития человеческой речи, мышления.

Кроме того, замечено, что в случае целенаправленного воспитания детей, рожденных с ограниченными возможностями, они по результатам своего развития значительно опережают здоровых детей, с которыми не занимались ранним образованием. Разница такая большая, что изумленные педагоги, в частности Мария Монтессори, разумно задают вопрос родителям: «Что же надо делать с обычными детьми, чтобы мои бедные малютки их перегоняли?»

Таким образом, раннее развитие не предполагает насильственного обучения младенца различным знаниям и умениям, главное – введение нового опыта вовремя, для развития безграничных потенциальных возможностей, чтобы сделать ребенка счастливым.

Ни один ребенок не рождается ни дураком, ни гением – все зависит от личного опыта познания в период роста мозговых клеток (приблизительно до семи лет).

Самый важный период – первые три года жизни, в которых многое зависит от усилий и терпения родителей, их готовности к помощи своему ребенку в получении необходимого образования.

Каждый ребенок может учиться хорошо, все зависит от метода обучения. Найдите подходящий для вашего ребенка ключ к успеху.

Принципы Масару Ибуки

В первые годы жизни с ребенком надо быть и строгим, и ласковым, уважать детское «я». Невмешательство родителей по представлению «он еще маленький, поэтому ему можно все», а затем давление и предъявление требований в более позднем возрасте может лишь погубить талант ребенка и вызвать в нем сопротивление.

Ребенок обладает замечательной образной памятью, и нужно ему давать материал для запоминания, окружая лучшими предметами искусства и тем, чем бы вы хотели, чтобы он в будущем знал.

Взрослые понятия «хорошо» и «плохо», «трудно» и «легко» не годятся для маленького человека. Для него все одинаково ново и интересно.

Мозг ребенка может вместить безграничный объем информации, в частности, освоить несколько иностранных языков. Сколько сил и энергии малыш при этом затратит, вас не должно беспокоить, так как ему совершенно нетрудно выучить то, что его интересует. Родителям следует знать, что многие навыки невозможно приобрести, если не усвоить их в раннем детстве. Исследования доказывают, легче и лучше в младшем возрасте дается изучение иностранных языков, развитие музыкального слуха (представить гармоничное развитие ребенка без музыки просто невозможно – уже пятимесячный малыш вполне может оценить творения Баха), формирование физических способностей – координации движений, чувства равновесия (к примеру, новорожденные чувствуют себя в воде комфортнее многих взрослых).

Главное влияние на ребенка оказывает его окружение, а не гены, поэтому так отличаются друг от друга близнецы и дети одних родителей. Часто спрашивают: «Мы воспитывали одинаково, а дети – совершенно разные. Почему?». Японская поговорка гласит: «Из луковицы не вырастет роза». Но проблема здесь не столько в генах, сколько в окружающей среде, созданной родителями, и жизненном опыте ребенка.

По сей день мы усложняем детям жизнь, считая, что рано прививать им те или иные навыки, тем самым упуская наиболее благоприятное для обучения время. Любое влияние на ребенка в раннем детстве оставляет в его душе неизгладимый след на всю жизнь, в частности, впечатления раннего детства определяют его дальнейший образ мыслей и поступков. И задача родителей – позаботиться о том, чтобы это влияние было благотворным.

Автор - Ольга Князева

Источник

Обновлено 31.10.2014 14:18

Ребенок взял и на вас обиделся

E-mail Печать PDF

Ребенок взял и на вас обиделся. И что теперь делать?

Болгария. Мы с семьей завтракаем в уютном ресторанчике под свисающими гроздьями винограда. Мы здесь уже всех знаем и с интересом смотрим, как веселый Демиан (ему 8–9 лет) с удовольствием убегает от своего бодрого папы по краю бассейна.

Они брызгаются и кидаются надувными кругами. Демиан совсем вошел в кураж, тогда папа подмигнул Стани (это молодой официант), они окружили Демиана, взяли его за руки – за ноги, отнесли к месту для ныряния, не торопясь раскачали – и бросили в в голубую воду бассейна.

Демиан бултыхнулся спиной, поплыл к краю, папа подал ему руку и вытащил из воды. Дамиан сел на корточки и обнял себя за плечи. Солнце, теплый ветерок, поблескивание голубоватой воды, маленькие дети плещутся в лягушатнике и отнимают друг у друга надувной матрац.

И тут мы видим, что Демиан тихонько плачет: негромко хлюпает, плечи характерно подрагивают. Я бы предположил, что он все-таки испугался, когда летел в воду, и поэтому теперь придумал, что он больно ударился об воду. Его обидели плохие взрослые.

Вопрос: как вести себя папе, который через минуту это заметил тоже? Подходить? Не подходить? С чем, с какими словами? Насколько всерьез отнестись к этой разыгранной обиде, долго ли с Демианом разговаривать и что делать потом, если Демиан решит все-таки обижаться дальше?

Я спросил у Марины и наших девочек (им уже по 15 лет), что думают по этому поводу они. Легко сошлись на том, что подойти и попросить прощение – нужно. Попросить прощения, объяснить, что «мы хотели с тобой поиграть и не хотели сделать тебе больно». Когда люди заигрываются, а это бывает и у детей, и у взрослых, они иногда нечаянно могут сделать своим друзьям больно или неприятно. Так бывает даже между хорошими друзьями.

Обнять, немного посидеть с ним рядом. Это сделать папе нормально и хорошо.

Собственно, папа это, кажется, и сделал. Но Демиан продолжал сидеть несчастным и нахохлившимся. Ему все равно было ужасно обидно!

Настя сказала, что она теперь его бы отвлекла – Настя действительно это умеет делать красиво и ловко. Маша сказала, что пусть посидит минут пять – надоест, и сам прекратит. Марина выразила мнение, что, когда ребенок так сидит, он не просто обижается, а думает о том, что произошло. Это очень здорово, что ребенок думает, анализирует поведение свое и взрослых, и не нужно ему в этом мешать. У Марины потрясающая способность видеть за поступками окружающих самую лучшую сторону и лучшие намерения.

А я видел здесь другое: ребенок свой страх прикрыл придуманной болью и теперь обижает себя, чтобы отомстить папе. Я думаю даже, что я был более прав, чем Марина, но хорошо знаю и другое правило: если по поводу ситуации могут быть несколько интерпретаций, нужно выбрать ту, в которой окружающие оказываются добрее и лучше. Значит, права все-таки Марина.

Но не дело и то, что Демиан сейчас привыкает обижаться и жалеть себя: мальчику, будущему мужчине это совсем не пристало. Поэтому, мне кажется, будет правильным, если Демиан все-таки будет киснуть, позвать его к себе. Спокойно и серьезно. Никуда не денется – встанет, разогнется и подойдет. Тогда можно ему спокойно сказать: «Мужчины долго не обижаются, не сиди так долго. Возьми, пожалуйста, ключ от номера (дать ему ключ, он возьмет) и принеси мне, пожалуйста, мой ноутбук. Если захочешь взять свою маску, возьми и ее, ты вчера здорово с нею нырял».

Похоже, это близко к решению Насти, это стратегия «отвлечь», но здесь не папа обслуживает ребенка, а ребенок делает то, что папа ему сказал, разрешил. Ну, и внушение «мужчины не обижаются» мне кажется обязательным. А что думаете вы?

Попозже

Мы с Мариной думаем, что ситуация еще не завершена, и попозже я бы на месте папы к этой ситуации вернулся. Может быть, пошел бы с ним погулять, или вместе сели бы за столик, где я пью чай, а он ест свое любимое мороженое, но я попросил бы рассказать мне, как он помнит, что произошло там у нас, у бассейна.

Сам процесс вспоминания того, что было, что делал он, что делали и говорили другие – вещь исключительной важности, начало привычки осознанной жизни.

Иногда этого уже оказывается вполне достаточно, ребенок в процессе рассказа и уточняющих вопросов понимает многое и даже с запасом. Если кажется, что ребенок еще не перегружен и у вас достаточно педагогической квалификации, разговор можно продолжить. Думаю, что в спокойной раздумчивой форме я задал бы следующие вопросы и внимательно выслушал бы ответы на них.

1

«Когда мы тебя со Стани за руки – за ноги несли к бассейну, для тебя это была игра или по-настоящему неприятно?» Если ответит «игра» – хорошо, «по-настоящему неприятно» – еще лучше. Даже если ответит «игра», я все равно спрошу: «А если бы тебе это стало по-настоящему неприятно, что бы ты стал делать?» Чаще всего у детей нет хороших ответов на такие вопросы, а хорошие ответы им очень нужны. Возможно, мы бы с ним договорились о правиле «Стоп»: если он громко и без смеха говорит «Папа, стоп!», то такая игра с ним немедленно прекращается.

Понятно, что это касается только ситуации игры, а не других взаимодействий со мной, где ситуацию определяют старшие.

2

«Тебе было больно, когда ты плюхнулся в воду?» Понятно, что меня интересует его ответ «да, было больно». Тогда обсуждение: насколько больно? Как ведут себя мужчины, когда им больно? Нужно сформулировать правило на будущее: «Если серьезно больно, попроси помощи, может быть, даже медицинской помощи. А если больно, но можешь терпеть, то не показывай, что тебе больно, и себя не жалей. Мужчины не плачут».

3

И пусть повторит итоги разговора. Мальчик уже взрослый, справится. В конце концов, начинать взрослеть когда-то все равно нужно. Может быть, уже пора?

А потом – снова вместе в бассейн. Ведь лето, солнце, и вода прозрачная и голубая!

Автор - Николай Иванович Козлов

Источник

Обновлено 31.10.2014 14:19

Ребенок-холерик

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Ребенок-холерик. Какие психологические проблемы сопровождают его по жизни?

Мы все закипаем при разных температурах.
(Ральф Эмерсон)

Одна из древнейших классификаций человеческих характеров дана еще Гиппократом, и мы все ее знаем с детства.

Четыре типа темперамента. Сангвиник. Холерик. Флегматик. Меланхолик.

В чистом виде найти типичного представителя вышеперечисленных категорий практически невозможно, но, тем не менее, как ни крути, а один какой-то темперамент всегда является в человеке доминантным. С годами он как бы сглаживается или, наоборот, обостряется, но все равно остается главенствующим.

Чудно то, что, проходя тесты на определение типа темперамента в гневливом настроении, вы можете получить один результат, а в благодушном – другой. При депрессии – третий. Но будут меняться лишь проценты соотношения (например: 58% – флегматик, холерик 26%, сангвиник 14%, меланхолик 2%).

Темперамент дан с детства. В статье возьмем за пример ребенка, у которого 58% холерика (холерик нас сейчас интересует!) и рассмотрим, какие проблемы психологического свойства характерны для него с младых ногтей и далее по жизни.

1. Высокая тревожность

У моего знакомого дочке 12 лет. Зовут Анютой. Замечательные глазки у нее – настоящие «Анютины глазки»! По темпераменту – типичный холерик. В этом нет ничего плохого. Это очень многочисленный тип людей. Так вот, Анюта в свои только что разменянные двенадцать лет проявляет чрезвычайный интерес к криминальной хронике и, самое главное, к пророчествам и мрачным прогнозам будущего. Она постоянно спрашивает знакомых, что произойдет после конца света в 2012 году, предсказанного майя, о котором трубят повсюду.

Ее интересует, куда исчезнут мама, папа, люди, страна, ну и я, скромный дядя Миша. Я педагогически слепо посмеялся над ее предрассудками и постарался выдать остроумную фразу. Ни тени улыбки на лице девочки я не увидел. Ребенок в ответ выглядел откровенно озабоченным. По меньшей мере, архисерьезным.

Другие взрослые также предпринимали попытки объяснить юному холерику Анюте, что все это лишь гипотезы, и не надо к ним относиться так доверчиво. Мы логично пытались донести до ее сознания мысль, что конец света 2012 – далеко не первый и, уж точно, не последний из предсказанных ранее. «История человечества, – заявил я глубокомысленно, – это история концов этого самого человечества!»

После чего предположил, что, «авось, и на сей раз проскочим как-нибудь. Чай, не лыком шиты». Но холерика Анюту подобными речами не проймешь. Она реально страшится будущего, чрезмерно беспокоится о нем. Это чувство тревоги частенько отравляет холерикам всю жизнь. Но что тут поделаешь! Таковы особенности психотипа.

2. Проблемы со сном

Я поинтересовался у своего приятеля – отца девочки – нет ли у Анюты проблем со сном. Тот ответил, что «да, есть такое». Школьница подолгу лежит в кровати, ворочается, а сон, зараза, все не приходит и не приходит. Здесь тоже имеется закономерность: я знавал несколько типичных холериков, и уж у половины из них точно имелись проблемы с засыпанием.

3. Гневливость

Нервная система холерика необычайно подвижна. Посмотрим на детишек из числа сангвиников, меланхоликов, флегматиков, холериков. Наш – последний из списка – более агрессивен по отношению к сверстникам. Данному типу более, чем иным, свойственны вспышки ярости. Создается впечатление, что в холериках, внутри, есть некая конфорка, что горит постоянно. На ней кастрюлька шипит с едва булькающим варевом – гневом. И как только внешняя среда провоцирует некое раздражение мира холерика, то подача топлива (гормона гнева под названием адреналин) к горелке резко увеличивается.

В результате жидкость в кастрюле вскипает моментально! В сей промежуток времени холерик способен натворить реальных бед. Часто – жутких. В лучшем случае наговорит такого, о чем потом сам будет жалеть, в худшем полезет с кулаками, а то и того хуже – схватится за нож. А когда «выпустит пар», внутренняя конфорка поутихнет, то снова сделается приятным ребенком. Посему холерику чрезвычайно важно научиться «убавлять огонь под кастрюлей» с гневом внутри себя.

У холериков особенно велика возбудимость нервной системы. Поэтому не надо доводить их «до точки кипения». Они и сами на то мастера.

4. Невроз

Медицинские исследования показывают, что тем или иным видом невроза страдает подавляющее большинство жителей современных мегаполисов. Таких, как Москва, например. Это нынешние реалии. И холерики наиболее склонны получить в свою медкарту запись с диагнозом «невроз». Мы уже говорили, что холерики – есть суть «горячие» создания. У них не достает терпения добиваться методично веса в обществе.

А тут еще повсюду в большом городе соблазны-раздражители: сотни тысяч разнообразных завлекательных товаров, услуг, развлечений. Хочется всего-всего, хотя бы попробовать. Но для достижения сих благ, экая незадача, требуется потрудиться. Денег заработать. И при этом терпеть и ждать! У холериков с этим плохо. Отсюда и невроз: желается всего, много и сразу, а финансов на все то покамест не имеется.

Посему холерик склонен нахватать кредитов, далеко не всегда обоснованных, чтобы деньги имелись в наличии здесь и сейчас. А банкноты вскоре закончатся, и придется платить по счетам, как и всем остальным типам темперамента. Банкиры, видите ли, черствые ребята: холерикам никаких спецпоблажек не дают, даже жалкий процентик по кредиту не скостят! Бессердечные толстосумы! Банкирам все равно, что холерик многого хочет, а возможности его удовлетворять свои чаяния ограничены. Холерик обижается на жизнь и на ее барьеры. Отсюда и растут корни невроза.

Конечно, указанные виды болезненных состояний проявляются далеко не у всех холериков. Но любому из них в той или оной степени свойственны: и относительно повышенная тревожность, и склонность к гневливости, и трудности в засыпании, и невротические (пусть даже стертые) тенденции.

Что здесь сказать? Если вы – холерик, то не отчаивайтесь! В американском киношедевре «В джазе только девушки» есть великолепная реплика: «У каждого свои недостатки!» И помните, что у других типов характера – флегматиков, меланхоликов, сангвиников – тоже полно своих психологических и психиатрических проблем, «скелетов в шкафу».

И если уж Небеса распорядились так, что вы рождены холериком, то используйте свои сильные стороны, коих великое множество! И вы их знаете лучше, чем кто-либо другой.

Автор - Михаил Берсенев

Источник

Обновлено 31.10.2014 14:20

Страница 658 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135