Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Первый раз в первый класс

E-mail Печать PDF

Первый раз в первый класс?

Через несколько дней, 1 сентября, наши дети пойдут в школу. Взрослые, вспоминая школьные годы, могут рассказать и о хорошем – друзья, походы, первая любовь, и о плохом, о том, от чего страдал – о злом или придирчивом учителе, о драках, дразнилках или страхе перед плохими оценками. Плохое с годами вытесняется из памяти, однако пока ребенок растет и ходит в школу, все это его страшно тревожит, в итоге – хронические заболевания и стрессы.

Первый школьный стресс происходит у первоклассников, которые из теплой и уютной атмосферы детского сада или дома попадают в новый мир – мир школы. Наша школа – это четкая структура, где ученик должен уметь слушаться учителя и подчиняться его требованиям, работать на уроке в высоком темпе, делать домашнюю работу, даже если она тебе не нравится и не интересна. С таким набором требований справляются далеко не все дети, уметь читать и писать для первоклассника не означает безусловную готовность к школе, ребенок должен уметь подчиняться правилам и быть в состоянии усвоить новую для него социальную роль – роль ученика.

В прошлом году отменили трехлетнюю систему обучения в начальной школе, теперь любой первоклассник учится в начальной школе 4 года, из-за этого многие родители решили, что можно отдавать ребенка в школу с шести лет, не учитывая его способности и здоровье. Спор о том, с какого возраста лучше учить детей, продолжается уже давно, спорят родители, учителя, психологи, даже каждый взрослый имеет свое мнение на этот счет.

Еще 20 лет назад в Советском Союзе проводились полномасштабные исследования этой проблемы. Что говорят нам научные данные? Медицинские наблюдения показали, что к семи годам дети, обучавшиеся с шести лет в школе, начинают отставать в физическом и психическом развитии от своих сверстников, посещавших детский сад. У таких детей выявляются признаки характерные для хронического переутомления – повышение артериального давления и снижение частоты сердечных сокращений, а концу первого класса у таких детей снижается работоспособность, исследователи отмечали явную невротизацию шестилеток и даже детей шести с половиною лет. В психологическом аспекте у них также была выявлена повышенная тревожность, низкая самооценка, снижение творческой активности, выражающейся у нормального ребенка в желании что-то нарисовать или смастерить. Эти данные говорят о том, что шестилетние дети не готовы к жесткой системе школьного обучения с обязательными заданиями, оценками и контролем.

Медико-биологические исследования нашего времени показывают, что 80% современных шестилеток не готовы учиться в школе, у них в 2 раза чаще, чем в детском саду, наблюдаются невротические реакции, нарушения зрения, различные психосоматические заболевания – бронхиальная астма, нейродермит, энурез, заболевания пищеварительной системы, также высокий уровень школьной тревожности. Специалисты в области педагогики, медики и психологи предупреждают, что все это приводит к трудностям в обучении шестилетних детей и разрушает их здоровье.

Каков же мировой опыт? В большинстве цивилизованных стран принято отдавать детей в школу с 5-6-ти лет, а в начальной школе дети учатся 4 и более лет. В США и Европе младшая школа для детей 5-7 лет очень похожа на наш детский сад. То, что наши дошкольники «изучают» в старшей и подготовительной группе, соответствует уровню второго или третьего класса европейской начальной школы. Формы обучения в начальной школе на Западе отличаются от нашей традиционной школьной системы. Там детям не ставят оценки, они не сидят за партами, свободно общаются с учителем-воспитателем, играют, читают сказки, поют песенки. Дети рисуют, лежа на полу, отвечают на вопросы, расположившись на коврике вокруг учителя. В западной начальной школе задача воспитателя – организовать игру, в которую было бы интересно играть детям, и в которой по ходу дела можно было бы усваивать полезные знания.

Для дошкольника ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра – дети играют в доктора и больного, в дочки-матери, в учителя и ученика в магазин и пр. В этих играх они осваивают правила социальной жизни, развивают свое воображение, умение подчиняться правилам, развивают навыки общения в разных ситуациях. Чем больше ребенок играет и сохраняет способность играть – тем лучше для его развития. Игра формирует в человеке все, что нужно для дальнейшей нормальной жизни – даже учебные навыки формируются в игре. Педагоги считают, что шестилетнего ребенка нельзя «приковывать» к столу, дети должны играть, рисовать, лепить и двигаться, развивать свои моторные навыки.

Так что, уважаемые родители, не спешите отдавать своих шестилетних детей в школу! Не лишайте их возможности наиграться!

А теперь с детьми, которые уже учатся в школе или собираются в школу, можно провести простенький тест. Взять лист белой бумаги, карандаши (можно цветные), ластик и попросить ребенка нарисовать школу и себя в школе. Полную расшифровку этого теста может сделать только специалист, но внимательные родители поймут по рисунку основное – хорошо ребенку в школе или нет. Большие размеры рисунка, применение ярких цветовых оттенков говорит о хорошем расположении духа ребенка, о раскованности, отсутствии напряжения и утомления, и если ребенок помещает себя в классе за партой вместе с другими детьми и учительницей, то значит, ему нравится роль ученика.

О том, с какими еще проблемами сталкивается ребенок в школе, и взрослые в повседневной жизни, поговорим в следующих статьях.

Автор статьи – психолог Анна Савельева.

Автор - Сергей Гриваченко

Источник

Обновлено 31.10.2014 06:58

Подарок на день учителя

E-mail Печать PDF

5 октября г Мир отмечает День учителя. Так или иначе, каждому эта дата близка и понятна, потому что каждый из нас имеет за плечами восемь-десять лет, проведённых в стенах средней школы, с такими же, как он сам, учениками, и, конечно же, представителями самой важной профессии в мире – учителями.

Вы спросите, почему эта профессия самая важная? А как же иначе? Ведь учителя имеют дело с самой тонкой и хрупкой материей – с детскими душами. И они не имеют права на ошибку.

Мы, родители, доверяем учителю самое дорогое, что у нас есть, искренне надеясь, что он будет не только учить наших детей, но и воспитывать их в наше отсутствие. Да, именно так. Воспитательный и образовательный процессы неразрывны между собой. И когда отводим ребёнка в детский сад или школу, мы как бы даём согласие, что воспитатель и учитель заменят нашим детям нас самих. Хотя бы на время.

Вас это удивляет? Не согласны с этим? Хорошо, для примера вспомним Александра Сергеевича Пушкина. Кто с самого рождения его воспитывал? Няня. И каждый человек в нашей стране, благодаря стихам русского поэта, знает её имя. Известно, что родная мама поэта занималась им меньше всего, отношения между матерью и сыном были очень сложные, вспоминать о ней Пушкин не любил... Может быть, кто-то из Вас сейчас вспомнит, как её звали? А если бы не было Арины Родионовны, возможно, и не было бы и великого русского поэта… И раз уж тема нашей статьи связана с подарком для учителя, задумайтесь, а мог бы А. С. Пушкин за всё отблагодарить свою няню более, нежели тем, что увековечил имя Арины Родионовны в пронзительно-щемящих, добрых и лирических стихах?

Уверена, каждый из нас, сколько бы ему ни было лет, как минимум, помнит имя своей первой учительницы и имя любимого учителя по предмету, который в школе нравился больше всего. Традиционно, на День учителя, принято дарить цветы и поздравительные открытки. Дети в этот день с радостью заваливают стол классного руководителя букетами цветов. Очень хорошо, если дети заранее подготовятся к этой дате и сделают подарок любимой учительнице своими руками. Имеющиеся сегодня инструменты для творчества позволяют буквально создавать чудеса рукоделия. Дети, под руководством одной из мам, могут изготовить картину из бисера. Если каждый ребёнок выполнит по одному бисерному цветку, получится великолепный букет, который можно расположить на холсте и вставить в раму, или же просто поставить в красивую вазу, которую, между прочим, тоже можно расписать красками. Вообще, подобных идей – огромное множество. Главное, высказать идеи и суметь организовать детей на совместный труд. Сделайте это! И учитель будет Вам очень благодарен.

Наверное, этим и стоит ограничиться, не заставляя детей вручать учителям вещественные

Подработка для студента

Для каждого студента в определенный момент встает вопрос о необходимости заработать деньги самостоятельно. Причин может быть много, но зачастую – это желание быть финансово независимым от родителей, хотя бы в мелочах. Надо же девушку иногда в кафе водить или цветы дарить, а все время к родителям по такому поводу – несолидно как-то ;)

Попробуем найти работу, оптимальную для студента. Учащегося студента!

То есть речь идет не о полном рабочем дне, а, как минимум, о частичной занятости или об удаленной работе.

Что нам готовы предложить работодатели (по результатам запроса на поисковиках работы):

1. стажер в страховой/аудиторской/любой другой фирме

Это интересно, плюс оформление по ТК, обучение и карьерный рост. Основой для начала карьеры в подобных фирмах могут стать любые интересы и увлечения. К концу обучения в вашей «копилке знаний» будет достаточное количество практических навыков, чтобы «полноценное» трудоустройство (вполне вероятно, в той же компании, но на более высокой должности) уже не стало проблемой. Минусы: обычно идет комментарий типа «от 20 часов в неделю», что далеко не всегда приемлемо без потерь в учебе.

2. администратор сервера, программист, дизайнер, переводчик

Подобно предыдущему варианту, это довольно интересная работа, связанная, как правило, с увлечениями, а не с основной специальностью. Довольно легко находятся варианты и удаленной работа, и частичной занятости. Но нужно или знать языки программирования, или уметь работать в графических редакторах и подобных программах, или знать языки на приличном уровне.

3. менеджер торгового зала (гордо звучит!), официант, оператор в call-центре

Гибкий график, возможно не напрягаясь совмещать с учебой, но неинтересно и абсолютно бесполезно для мозгов и будущей карьеры. Даже готовить не научишься, будучи официантом, только таскать много тарелок на одной руке :(

4. охранник, парковщик ;)))), курьер, промоутер, расклейщик объявлений

Интеллектуальность этих занятий даже как-то обсуждать не хочется… ну только если это не должность смотрителя музея )))

5. няня (а вы любите детей?)

Дети. Шумные, тихие, непоседы и тихони – разные. Но тут нужны рекомендации, мало кто все-таки доверит свое чадо человеку с улицы… Да и предпочтение отдается, скорее, студентам педвузов .

6. вечерний секретарь, наборщик текстов

Чуть более интеллектуально, но абсолютно неинтересно. Зато скорость печати повышается в разы.

7. массовик-затейник

Работа, привязанная к определенным датам, естественно, актерские таланты приветствуются. Но работать в праздники не каждому по душе! Список можно еще продолжить, но тенденция и так понятна. В основном, это варианты, не требующие особой работы головой, но занимающие довольно много времени..

Как нельзя кстати будет мысль о помощи учащимся школы или абитуриентам, студентам младших курсов и даже взрослым (например, в изучении иностранных языков) – репетиторство. Не хочу сказать, что это работа для всех. Подумайте, каждый ли студент обладает достаточной информацией, сможет систематизировать ее и грамотно донести до ученика? Это работа для тех, кто разбирается в предмете, кто умеет терпеливо объяснять одно и то же по нескольку раз. Но в то же время, как приятно, когда вслед за трудами следуют успехи ученика! Кому-то требуется проверка домашних заданий, кому-то нужно помочь понять предмет, объяснить трудные моменты, ведь часто причина неуспеваемости кроется именно в непонимании. Что касается абитуры, то не секрет, что практически всегда нужно если не обучение, то хотя бы систематизация школьных знаний при подготовке к вступительным экзаменам. С этим вполне справится студент того ВУЗа, куда намеревается поступать ученик. Но даже если вы не уверены в своих силах, все равно вы в состоянии помочь учащемуся средних или младших классов школы с математикой, физикой или русским.

Арифметика проста: алгебра 7 класс, час работы 400-500р, за занятие в полтора часа 600-700р, в неделю 2 занятия, т.е. три часа работы в удобное для вас время - 1200-1400 в неделю, 4 недели в месяц около 5-6 т.р. за 12 часов работы в месяц. Причем сложность работы в данном случае – это проверка домашних заданий и разбор простых задач и параграфов из учебника! Часто репетиторов ищут люди, которым нужно знание иностранного языка, например, для ведения деловых переговоров. Тут может оказаться, что нужно учить «с нуля», включая грамматику, а кому-то просто помочь вспомнить язык. Все, опять же, зависит от ваших способностей. В это случае ваш заработок будет выше, да и ощутимая польза – сами языки вспомните ;)

Подводя итоги, отмечу, что работа репетитором– это, пожалуй, единственная возможность выбирать время и количество работы, получая за это деньги. На начальном этапе, возможно, небольшие, но и ваши затраты невелики, а в то же время вы всегда можете выбрать себе еще ученика=)

Позволять ли ребенку шалости

E-mail Печать PDF

Позволять ли ребенку шалости?

Кому-то этот вопрос может показаться праздным, но занялась я им не просто так, а «по нужде». Встречаясь с родителями, приводящими детей на занятия, заметила, что нередко причиной обращения их к психологу является не только проблема ребенка или помощь ему в развитии, а и собственные затруднения, провоцирующие недопонимание с чадом, желание сделать его «удобным» для себя.

Коллега рассказала как-то о запомнившемся ей визите мамы без сына, оставленного дома. Эта мама долго жаловалась на то, что ребенок «не дает ей жить» и умоляла научить, что с ним делать.

Коллега, выслушав, сказала:
- Заприте его в чулан.
Дама тут же возмутилась:
- Как - в чулан? Зачем?!
- Но вы же считаете, что он вам мешает. Посадите под замок - не будет мешать.
- Да что это такое! Я к вам за помощью, а вы...
- Тогда давайте говорить о том, чего вы хотите: от ребенка, для ребенка, для вас обоих, для себя.

Бывает, что родители, не замечая того, тормозят развитие своих любимых деточек, прежде всего, в творческом плане, обставляя повседневность частоколом правил, требований и запретов. Речь не о культивировании вседозволенности, а о разумном сочетании «нельзя» с «можно» и «нужно».

Кстати, в юности мне встретилась одна мудрая бабушка, поведавшая о народной традиции воспитания младенца, «пока поперек кровати лежит» как раз на примере именно этих трех понятий. Она сказала, что лучше всего малыш усваивает их в возрасте 5-6 месяцев, а уж к году должен «впитать» целиком. Я потом убедилась сама. Моя полугодовалая дочка полюбила ковырять пуговицы на диване, да так ловко, что они начали отрываться. На спокойное, но твердое «нельзя» она реагировала горьким плачем: сидела над желанной пуговицей, глядела на нее и ревела, но не трогала. А я давала ей другой предмет и переключала внимание.

Вы скажете, что это пример в пользу запрета шалостей? А вот и нет, - это о базовых устоях. А шалости детям просто необходимы, и в этом мнении я не одинока. Но, опрашивая родителей, заметила, что на вопрос, приведенный в заголовке статьи, они довольно часто предпочитают уклончивые ответы, пространные рассуждения вроде «ну, это смотря когда и как...» либо категоричное «нет». И приводят множество назидательных примеров. Я и сама их знаю, например, такой.

Однажды в троллейбусе увидела женщину со странным ребенком: его голова необычных размеров и формы была укутана одеялом, из-под которого доносились глухие подвывания. Оказалось, мальчишечка надел на голову горшок из отцовой коллекции (очень ценный), который невозможно было снять, и теперь едет в больницу.

Смех и грех! Но подумайте: если ребенок любит шалить (не обольщайтесь мыслью, что именно ваш - не любит), то почему бы не заняться этим вместе? Детке понравится гораздо больше: побороться с папой, покидаться подушками с мамой, - с хохотом, шутками, безудержным весельем. Или строить смешные рожицы друг другу, говорить на «тарабарском языке».

Да много чего можно придумать, не говоря уже о повторении родителями собственных детских опытов безобидного шаловства! Это станет хорошей психологической разгрузкой для всех, а не только для детской части семейства, улучшит взаимопонимание и близость его членов, снизит потребность ребенка в озорстве «без свидетелей».

Единственная тонкость - выход из таких «веселых минуток». Он может быть плавным (например, мама падает на диван, притягивает к себе сына/дочку, целует и поглаживает, постепенно переходя с активных движений на более медленные, успокаивающие) или резким (папа восклицает, обращаясь к жене и детям: «Мы же книжку вчера не дочитали! А я и запамятовал, на чем остановились...»).

Дорогие родители,
время от времени «впадайте в детство» вместе со своими юными потомками, - это несомненное удовольствие, мудрый педагогический шаг и тонкий инструмент семейной психологии!

Автор - Валентина Пономарева

Источник

Обновлено 31.10.2014 07:05

Пора ли вашему ребенку в школу

E-mail Печать PDF

Пора ли вашему ребенку в школу? Часть 1

Готов ли ребенок к школе? Как он будет учиться? К чему он проявит большие способности, а что будет даваться ему с трудом? Да и вообще, отдавать его в школу в 6 лет, или, может быть стоит подождать еще с годик? Эти вопросы не могут не волновать родителей дошколят. Но дать правильный ответ даже наблюдательным мамам и папам не всегда легко.

Существует много психологических тестов, по которым можно узнать об общей школьной зрелости ребенка. Но проводить их и разбираться в полученных результатах – дело специалистов-психологов. Мы же предлагаем элементарные способы, доступные абсолютно всем родителям.

Итак, для начала задайте своему ребенку следующие вопросы. Если он ответит на них без труда, то, значит, его психическое развитие соответствует календарному возрасту.

Для ребенка 5-6 лет.
1. Как тебя зовут?
2. Как зовут твою маму, папу, сестричку, братика?
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: дядей или тетей?
4. Сейчас утро или вечер? / День или вечер?
5. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка?
6. Сколько пальцев у тебя на руке? Покажи два пальчика, три?
7. Сколько глаз у куклы, у тебя? Для чего нужны глаза, уши?
8. Что делают веником, карандашом, ложкой?
9. Когда можно покататься на санках: зимой или летом? Почему?
10. Когда можно купаться в речке: зимой или летом? Почему?
11. Каких ты знаешь зверей, птиц? Кто больше: коза или корова? У кого больше ног: у собаки или у петуха?

6-7 лет.
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Кто старше: ты или твой брат, сестра?
3. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, два года?
4. Когда ты завтракаешь: утром или вечером? Обедаешь: утром или днем? Что бывает раньше: обед или завтрак, день или вечер?
5. Где ты живешь? Где работают твои папа, мама? Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?
6. Какое сейчас время года – лето или осень, зима или весна? Почему ты так считаешь?
7. Почему снег бывает зимой, а летом его нет?
8. Что делает почтальон, врач, учитель? Кто лечит, а кто учит?
9. Что больше – 8 или 9; 5 или 3? Посчитай от 6 до 9, от 5 до 3?
10. Покажи свою левую руку, правое ухо. Что находится справа/слева в этой комнате?
11. Что нужно сделать, когда случайно сломал чужую вещь?

Не возмущайтесь, если вопросы вам показались слишком простыми. В практике многих педагогов встречались дети, которые не смогли ответить на многие из них. Для каждого родителя нормально считать, что его ребенок самый умный. Но иногда ребенок не может ответить на какие-то из этих вопросов просто потому, что родители не посчитали нужным ему это объяснить. Они просто подумали, что их замечательный малыш сам знает такие элементарные вещи.

И ещё. Дорогие родители, если ваш ребенок:

каждое утро чистит зубы, всегда моет руки перед едой;
помогает дома по хозяйству (моет посуду, убирает постель, накрывает на стол);
может сам себе приготовить бутерброд, одеться по погоде, завязать шнурки и шарф;
умеет самостоятельно удерживать внимание достаточно долгое время (15-20 минут) во время чтения вслух, рисования, игры;
способен управлять своими желаниями (не ест перед едой конфеты, хотя они и лежат на видном месте; не капризничает, когда старшие что-то запретили);
умеет вести себя за столом (правильно сидит, аккуратно ест);
имеет более-менее стойкие интересы (прослушивание музыки, рисование, занятия языками, конструирование, лепка из пластилина);
умеет вести себя в обществе (не перебивает старших, без напоминания говорит: «Здравствуйте», «Спасибо», «До свидания»);
придерживается определенного режима дня;
задает вопросы и всегда выслушивает ответы;
убирает за собой игрушки после игры, альбом после рисования, книжки, тетради после чтения и письма,

то, во-первых, поздравляем! Ваше чадо имеет высокий уровень развития волевых навыков. А они, в свою очередь, являются основой произвольного запоминания, внимания, мыслительных навыков. И, соответственно, у вас и у вашего ребенка будет гораздо меньше проблем в школе.

А во-вторых, поделитесь, как вам удалось этого достичь! Внимание: эта просьба не относится к родителям, которые в своих методах воспитания применяли элементы жестокой муштры или дрессировки животных.

В любом случае, любите своего ребенка, даже если он не будет круглым отличником!

Продолжение следует

Автор - Татьяна Филатова

Источник

Обновлено 31.10.2014 13:27

Страница 656 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135