Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Почему ребенок не адаптируется к садику

E-mail Печать PDF

Почему ребенок не адаптируется к садику?

«Полтора месяца назад мы начали ходить в детский сад. До садика моя дочь была совершенно здоровым ребенком – за свои почти три года она всего однажды подхватывала вирусную инфекцию. Но за последние полтора месяца она уже дважды болела. Моя дочь не садовский ребенок? Я должна работать. Можно ли исправить эту ситуацию?»

У каждого ребенка имеется определенный набор бактерий, которые он получает в своей семье, где родственники постоянно обмениваются ими. Однако люди болеют такими инфекциями только тогда, когда ослабевает их иммунная защита. А ее активность напрямую, особенно у детей, зависит от эмоционального состояния. Следовательно, стоит ребенку поплакать, и его и без того несовершенный иммунитет ослабевает.

Садик – новое место, новые люди вокруг. Часто смена обстановки становится для ребенка источником стресса сама по себе. Стресс снижает активность иммунной системы. Из-за этого детского свойства врачи часто рекомендуют вводить новшества в семье постепенно.

Довольно часто родители еще и забывают сказать своим детям, что заберут их из детского сада вечером. Для родителя это обстоятельство столь очевидно, что не нуждается в дополнительном озвучивании. Для ребенка все иначе, следовательно, оказавших в новых условиях, ребенок полагает, что останется здесь навсегда. Дороги домой ребенок не знает, воображение рисует ему ужасы его самостоятельной отдельной от родителей жизни, детским переживаниям нет конца.

Ребенок за вечер пребывания дома не успевает восстановиться. Тем более, что дома тоже все немного иначе. Мама тоже переживает период адаптации к новым для себя условиям на работе, поэтому может быть взвинчена, думает о рабочих моментах, а не о ребенке, утомлена тем, что домашние дела, которые раньше делались в течение дня, необходимо сделать за пару часов после тяжелого рабочего дня.

Ситуация чудесным образом меняется, когда ребенок заболевает. Конечно, первые пару дней тяжело, пока держится высокая температура, зато потом пару недель, пока врач не выпишет в садик, ,можно наслаждаться жизнью в привычном режиме.

Однако не стоит винить ребенка в сознательном манипулировании собственным здоровьем. Необходимо обратить внимание на то, что могут сделать родители, чтобы выйти из этого порочного круга.

Первое, что нужно сделать – заранее начать подготовку к детскому саду. Лучше, если ребенок будет привыкать к нему постепенно, в течение трех-четырех недель. Первую неделю мама ходит в сад вместе с ребенком, пока он знакомится с детьми, садовскими правилами, воспитателями. Мама может сидеть в группе или раздевалке, но на заметном ребенку месте, чтобы он в любой момент мог к ней подойти. При этом мама всячески показывает, что не собирается уходить. Заметив, что ребенок устал, мама забирает его домой.

Подобное пребывание в саду позволит ребенку привыкнуть у новым обстоятельствам, а маме – понять, подходит ли этот сад для ее ребенка или лучше поискать другой.

Через неделю мама может начать отлучаться из группы. Мама говорит ребенку, что уйдет на пять минут. Очень важно, чтобы она действительно вернулась через это время. Если в группе есть часы, можно показать ребенку положение стрелок, когда мама вернется. Можно оставить ребенку свои наручные часы. Здесь важно не время, а обязательность – возвращение в положенный срок.

Хорошо, если мама по дороге в детский сад рассказывает, как будут там развиваться события: мы придем, ты позавтракаешь с детками, поиграем с тобой в машинки, я уйду на пять минут, вернусь, мы с тобой почитаем книжку, ты поиграешь с детками в сухом бассейне, с вами позанимается логопед, а потом мы пойдем домой. Важно, чтобы у ребенка сложилась целостная картинка дальнейшей жизни и малыш точно знал, что в конце концов он окажется дома с мамой.

Можно предложить ребенку какую-либо мягкую игрушку в качестве заместителя родителя. Если малыш вспомнит о маме и захочет побыть с ней, он может достать игрушку из кармана и поговорить с ней или обнять.

Перед тем как ребенок начнет ходить в сад регулярно, стоит рассказать ему о том, что в течение дня будет делать каждый член семьи. Мама пойдет на работу, чтобы заработать денег для семьи, а также сделать что-то полезное для всех. Важно сделать акцент на факторе полезности. Потому что если сконцентрироваться на зарабатывании денег, то невозможно создать положительный образ трудовой активности. Соответственно описывается, что будет делать на работе папа. Обязательно завершается разговор тем, что перед ребенком тоже стоит важная и полезная задача – учиться и расти в саду. Осознание значимости его нахождения в саду для семьи также будет способствовать эмоциональному комфорту ребенка в нем.

Важно продумать семейное взаимодействие после возвращения ребенка из сада. Лучше проявить к нему те чувства, которых ему там не хватало. Стоит так распределить время, чтобы после детского сада кто-то из родителей смог побыть с малышом и показать ему, как он необходим своим близким. Как они соскучились по нему.

Если ребенок все-таки заболевает, важно давать ребенку ровно столько внимания, сколько требуется для облегчения страдания, но не более того. Также стоит позаботиться о том, чтобы болеть было скучно и неинтересно, а когда ребенок начинает выздоравливать, у него должны появиться обязанности. К ним можно отнести, например, необходимость занимать себя самому, потому что у родителей тоже есть свои обязательства и рабочие дела.

Автор - Анна Бердникова
Источник

Обновлено 04.11.2014 10:31

Почему ребенок не хочет посещать занятия

E-mail Печать PDF

Почему ребенок не хочет посещать занятия?

«Моя трехлетняя дочь не может подолгу сосредотачиваться на одном занятии. Весь прошлый год мы пытались ходить на танцы. Сначала дочь ходила с удовольствием, прямо бежала туда. Но за пару месяцев растеряла весь интерес. Пришлось где-то ее силой заставлять, где-то напугать. Педагог там очень требовательная, иногда даже суровая женщина – это не всегда приятно, но как же иначе чему-то научить ребенка? В этом году мы пойдем на гимнастику – занятия будут чаще и интенсивнее, сможет ли дочь справляться с такими нагрузками? Как лучше себя вести, когда она отказывается идти на занятие? Не хочется вырастить лентяйку.» (Вопрос психологу)

Если закрыть начало сообщения, где называется возраст ребенка, то возникает твердое убеждение, что речь идет о ребенке как минимум младшего школьного возраста. Когда второклассник или третьеклассник теряет интерес к делу при регулярном занятии им, тогда стоит озадачиться и подумать, что же происходит с ребенком и как ему помочь.

Но младшие дошкольники имеют ряд возрастных особенностей, которые делают описанную ситуацию обычной и легко объяснимой.

Во-первых, это своеобразное отношение со временем. Для трехлетнего ребенка перспектива не научиться что-то делать, недополучить каких-то умений ничего не значит. Будущего нет, оно не актуально. Малыши этого возраста в большой степени живут в настоящем: самый важный день – сегодня. Каждый день для крохи – это маленькая жизнь. Поэтому таким малышам свойственно расстраиваться, когда они узнают, что событие произойдет не сегодня, а послезавтра.

Во-вторых, существуют определенные возрастные задачи. Главная задача возраста от года до трех – это знакомство с физическими свойствами предметов. Дети увлеченно стучат предметами друг о друга, катают их по различным поверхностям, складывают их друг в друга – подобные манипуляции могут занимать малыша довольно продолжительное время, если он не болен, не утомлен и не голоден. Получение навыков интересует ребенка постольку поскольку может улучшить и разнообразить его манипулирование предметами. Ребенок до трех лет не в состоянии учиться абстрактным навыкам, не привязанным к предметной деятельности.

С трех до шести лет ребенок погружен в период ролевых игр – это время, когда он всему в своей жизни учится играя. Если, например, четырехлетнего ребенка посадить изучать английский язык, так, как учат школьников – за партой, выполняя упражнения, то результатом такого обучения станут испорченные отношения с мамой и отвращение к иностранным языкам. Но тот же самый четырехлетка будет увлеченно и с удовольствием изучать язык играя.

Несколько лет назад за консультацией обратилась мама девочки, волей случая оказавшейся в первом классе ровно в шесть лет. Первоклассница с интересом и удовольствием ходила в школу, ей нравились новые знакомые, нравилось собирать в портфель красивые тетрадки, ручки и линейки... Но когда дело доходило до выполнения упражнений на уроке или домашнего задания, девочку было не узнать – желание учиться в школе пропадало, казалось, безвозвратно. Проблема разрешилась тем, что было предложено вместо выполнения домашних упражнений играть в школу. Девочка с энтузиазмом выполняла те же самые упражнения, обернутые в игровую упаковку, делать которые наотрез отказывалась, когда они были просто учебной нагрузкой.

В-третьих, для маленького ребенка очень важно заниматься с приятным ему человеком. Даже ученики начальной школы с большей готовностью учатся у педагога, который им нравится. Отношение родителей к педагогу ребенка накладывает существенный отпечаток на восприятие ребенком своего учителя. Маленькие дети хорошо чувствуют эмоциональное отношение мамы к различным людям и ориентируются на него, знакомясь с новым для себя человеком. Поэтому, если маме симпатичен педагог, то ребенку скорее всего тоже будет комфортно на этих занятиях.

Таким образом, если маленький ребенок отказывается ходить на занятия, важно понять, почему он это делает, что такого там происходит, и откорректировать ситуацию. Но не принуждать малыша бывать в неприятном ему месте.

Автор - Анна Бердникова
Источник

Обновлено 04.11.2014 10:31

Почему ребенок обманывает

E-mail Печать PDF

Почему ребенок обманывает?

Вы знаете взрослого человека, который никогда в жизни никого не обманул, чего-то не скрыл, где-то не схитрил? Вряд ли. Тогда почему же нас особенно возмущает, а иногда и пугает ложь детей?

Обычно родители близко к сердцу принимают первые попытки малыша сказать неправду. Иногда они даже начинают переживать за нравственный облик крохи. Тогда как детский обман чаще всего указывает не на моральные проблемы ребенка, а на психологический дискомфорт в обществе окружающих его людей.

Для родителей очень важно разобраться в причинах детской лжи. Чтобы не сталкиваться в своей семье с обманом снова и снова, постарайтесь устранить то, что побуждает ребенка лгать. Какие же причины могут подтолкнуть малыша к обману?

Пример взрослых

1. Мама, разговаривая по телефону, отказывается от приглашения в гости. Объясняет это тем, что у нее болит голова.

– Да ну их, с ними скучно! – говорит она после того, как разговор закончился.

2. Звонит телефон. Папа просит сына:

– Скажи, пожалуйста, что меня нет дома.

3. Ребенок радостно показывает свой рисунок. Мама, даже не посмотрев на него:

– Как красиво ты нарисовал!

4. Мама красит лаком ноготок на ручке дочери:

– Только папе не говори, а то он ругаться будет!

Иногда мы сами не замечаем, как обманываем. Конечно, мы же не со зла! Просто не хотим обидеть кого-то, пытаемся избежать неприятностей, стараемся облегчить жизнь себе и своим близким. Однако ребенок учится жизненным принципам у своих родителей. Ему пока трудно отличить просто неправду ото «лжи во спасение».

Родителям надо быть честными даже в мелочах. И не только к ребенку, но и к окружающим. Не обещайте того, что не можете исполнить. Если вам не удалось сдержать слово, извинитесь и объясните причину произошедшего. Не имитируйте интерес, участие и общение.

Страх за последствия

Если в семье принято наказывать ребенка за малейший проступок, остается единственный способ избежать наказания – обман.

Проанализируйте, всегда ли вы справедливы с сыном или дочкой, не слишком ли строги? Может, вы отчитываете малыша при посторонних людях? А ведь это очень унижает маленького человечка! Чтобы ваш ребенок не врал от страха, дайте ему понять, что не будете ругаться, если он сам признается в плохом поступке. Тогда ему просто незачем будет обманывать вас.

«Похвалите меня!»

Когда взрослые дают понять ребенку, что он не оправдывает их ожиданий, малыш начинает чувствовать себя неудачником. Недостаток слов ободрения вынуждает ребенка повышать свою значимость всеми возможными способами. Ребенок начинает рассказывать о несуществующих геройствах, материальных благах, богатых родственниках в компании приятелей.

Чтобы малыш вновь поверил в себя, почаще хвалите его. Объясните, что он вам дорог всегда, даже когда совершает ошибки. Расскажите, что любой человек время от времени делает что-то не так, но правда помогает сохранить доверие и изменить ситуацию в лучшую сторону. В то время как ложь не сохранит уважение в обществе.

Защита «своей территории»

Взрослые сами провоцируют ребенка на обман, слишком жестко контролируя его жизнь. Родители беспокоятся за свое чадо и этим оправдывают себя, заставляя ребенка рассказывать о проступках других детей. А как же чувство товарищества в среде сверстников? Конечно, родители ответственны за поведение своего ребенка. Но ведь каждый человек, даже самый маленький, нуждается в собственных секретах.

Не шпионьте за ребенком, не держите его «под стеклянным колпаком». Этим вы скорее спровоцируете потерю его доверия и желание бороться за свою независимость. Если вас что-то беспокоит, поделитесь с ребенком своими тревогами. Будьте тактичны и терпимы. Только в ответ на ваше участие и доверие он будет с вами откровенным.

Творческое начало

Иногда ребенок не обманывает, а просто сочиняет. Не надо бороться с его фантазией! Ложь – это искажение происходящих событий, а фантазии – это выдумки, воображаемый мир. Обычно маленький ребенок очень убедительно сочиняет. А секрет этого заключается в том, что он сам верит во все, о чем рассказывает. Ваша задача в этом случае научить его различать невинные выдумки и ложь.

Если же ребенок продолжает обманывать и это выводит вас из равновесия, постарайтесь сохранять спокойствие. Отложите серьезный разговор до тех времен, когда вы будете себя полностью контролировать. Не угрожайте, не кричите. Лучше расскажите ребенку несколько историй из своей жизни, иллюстрирующих негативные последствия обмана.

Обязательно цените, если ребенок нашел в себе смелость признаться в плохом поступке или в том, что он вам врал. Продолжайте строить отношения внутри семьи, основываясь на доверии, уважении, заботе и любви.

Автор - Татьяна Петлева
Источник

Обновлено 04.11.2014 10:32

Почему ребенок спрашивает «почему

E-mail Печать PDF

Почему ребенок спрашивает «почему...»?

Моему ребенку 3,5 года. Вот уже неделю он задает разные вопросы и переспрашивает по нескольку раз: «А это что?», «А почему так?». Спрашивает у меня, у папы до бесконечности. Уже десятки ответов получил на каждый из своих вопросов и все равно спрашивает… В садике задает их же, вызывая тем самым гнев у воспитателей. Как быть, уже не знаем...

В три года ребенок без конца задает вопросы. Он просит Вас назвать предмет или явление, поэтому не пугайте ребенка, пускаясь в длинные объяснения, отвечая, по существу, на другой вопрос: «А для чего это?» Если ребенок спрашивает Вас десяток раз: «Что это?», – указывая на лампу, можно десяток раз совершенно спокойно отвечать: «Это лампа». Этого будет совершенно достаточно для трехлетнего малыша. Не нужно говорить: «Это осветительный прибор, искусственный источник света, который испускается нагретой металлической спиралью при протекании через неё электрического тока».

Ребенок выстраивает свою картину мира, давая названия окружающим предметам, запоминая их и пробуя на вкус. Некоторые слова ребенку могут нравиться, тогда он будет произносить их следом за Вами или снова и снова задавать один и тот же вопрос, чтобы услышать, как это слово произносит взрослый.

Если в ответ на свой вопрос ребенок слышит всякий раз новый ответ, это удивляет малыша и привносит в его сознание некоторое сомнение в стабильности окружающего мира, побуждая снова и снова уточнять название предмета. Представьте, сначала вы говорите: «Это лампа!» В следующий раз: «Это осветительный прибор!», «Торшер», «Электроприбор» и т.д. Если такое общение доставляет удовольствие всем участником, то оно может перерасти в традиционное времяпрепровождение, несущего, помимо эмоционального развития, еще и расширение словарного запаса. Однако играть в такие игры ребенок с полной отдачей будет чуть позже, достигнув четырех-пяти лет.

Сотни «почему» в течение дня могут доводить вас до изнеможения. Однако не забывайте, что ребенок спрашивает потому, что ему нужен ответ. Он увеличивает запас своих знаний, чтобы понимать окружающий мир, и делает он это самым эффективным способом – при помощи слов. Вступление в возраст «почемучек» – четкий признак выхода на новый этап развития. Еще в два с половиной года ребенок, как правило, пытается найти ответ на любой вопрос при помощи совершения действия.

Под градом вопросов постарайтесь выстоять и не давать ответов типа: «Потому что это так». Если ответ есть, отвечайте по существу, но не слишком длинно и учено. Не вспоминайте все, что Вам известно о принципах передачи изображения на дальние расстояния. Вопрос ребенка может быть случаен: его заинтересовало, почему по телевизору «показывают тетю». Возможно, ответ может быть таким: «Потому что передача про нее». Этого будет достаточно.

Если вы не знаете ответа на вопрос, не бойтесь признаться в этом. Здесь можно ответить: «Это сложный и интересный вопрос. Я не знаю точного ответа. Давай спросим у папы…»

Иногда детские «почему» могут не предполагать ответа:

– Почему я Петя?
– Потому что, когда ты родился, мы решили, что это имя тебе подходит.
– А почему?
– Потому что это хорошее имя. Хорошее имя – хорошему мальчику, – подумали мы.
– А почему?

В подобных случаях «почему» становится уловкой для привлечения внимания, чтобы разговор не прекращался. Возможно, ребенок хочет, чтобы ему что-то рассказывали. Вы можете прервать цепь бессмысленных «почему», спросив: «Хочешь, я расскажу тебе про тебя, когда ты был совсем малышом?» Вполне возможно, воспитателей в садике раздражает именно эта составляющая вопросов мальчика. Тогда можно поэкспериментировать дома с переключением внимания мальчика. И предложить воспитателям готовый инструмент для общения с вашим малышом.

Иногда ребенок задает вопрос, на который нет и не может быть ответа, потому что вопрос составлен неверно. Например: «Почему эклер?» Лучше не говорить в таком случае, что вы не понимаете, о чем идет речь. Попробуйте представить, что мог хотеть спросить малыш. «Что такое эклер?»? Может быть, он хотел знать, из чего готовят эклеры, или почему они так называются? Или можно ли ему съесть пирожное? Можно попробовать уточнить вопрос: «Ты что-то хотел спросить про эклер?» «Ты знаешь, что такое эклер? Эклер – это пирожное…»

Возможно, в разговоре со взрослым ребенок получит ответ на свой вопрос, который не смог правильно сформулировать.

Автор - Анна Бердникова
Источник

Обновлено 04.11.2014 10:32

Почему реклама так привлекает маленьких детей

E-mail Печать PDF

Почему реклама так привлекает маленьких детей?

Это просто ужас какой-то! Моя полуторагодовалая дочка несется к телевизору, едва заслышав первые звуки рекламы. И ее невозможно отлепить от экрана, пока рекламный блок не закончится. За это время мы успеваем сделать все, что в обычном, нерекламном состоянии наш ребенок с собой делать не позволяет: усадить ее на горшок, расчесать, переодеть, накормить-напоить. А она буквально глаз от экрана не отводит.

Я забеспокоилась, честно говоря. Мой ребенок ни на что так больше не реагирует. А когда однажды пропало изображение на экране, а звук остался, я поняла, что что-то тут не то. Тем более, что в порядке эксперимента, я тут же и звук убрала напрочь – эффект тот же. Ребенок стоит, уставившись в молчаливый черный экран и «смотрит» рекламу.

Беседа с подругами, имеющими детей постарше, немного меня успокоила – оказывается, все дети так рекламу любят, это потом с возрастом проходит. Но, все-таки, это странно, согласитесь! Что-то сильно здесь попахивает «высокими технологиями»: НЛП, 25 кадром и прочими медийными штучками. Простую, так сказать, самопальную рекламу ребенок игнорирует полностью. Только качественную, дорогую рекламу, идущую по центральным телеканалам.

А каналы, надо сказать, просто из себя выходят, стараясь привлечь на время рекламы к экрану побольше телезрителей. Заставки, возвещающие начало рекламного блока, поражают своей красочностью, грандиозностью. Тут и сам мимо не пройдешь – залюбуешься. НТВ так напичкало свои заставки скрежетом, грохотом, барабанным боем и электронным треском, что даже голова болеть начинает спустя пару секунд. Как, впрочем, и все свое звуковое оформление...

Я в технологиях рекламных не разбираюсь – я сужу с позиции обывателя. И придерживаюсь мнения, что хорошие товары в рекламе не нуждаются. Мне за детей обидно: нашли на ком деньги делать!

Конечно, я поинтересовалась и мнением специалистов на этот счет. И все они довольно убедительны, и логичны, и действуют успокаивающе.

Говорят о том, что благодаря короткой фиксации внимания у маленького ребенка, его интереса хватает на несколько минут – как раз на такое время, какое длится обычный стандартный рекламный ролик.

Говорят, что активная динамика в рекламных сюжетах, быстрая смена картинок на экране и яркие цвета привлекают внимание ребенка, могут его заинтересовать, хотя смысла рекламного текста дети не понимают.

Говорят, что, ввиду узости представлений об окружающем мире, ребенку интереснее смотреть рекламу, где действуют привычные дяди и тети, ляли и ав-ав, чем, например, мультики, где много незнакомых еще им персонажей.

Много говорят, но как-то от всех этих объяснений попахивает неискренностью, вам не кажется? Если бы эти самые специалисты видели, как ребенок превращается практически в зомби при виде первых рекламных кадров, они бы вряд ли с такой легкостью пускались в успокаивающие размышления. По-моему, здесь есть очень серьезный повод для раздумий.

У меня отлегло в последнее время от сердца: мой ребенок, кажется, перестает интересоваться рекламой. У Машеньки теперь новый кумир – старая советская музыкальная сказка про Питера Пена. Я с удовольствием наблюдаю за тем, как дочка сопереживает событиям фильма и пританцовывает под музыку. Я очень надеюсь, что у моей девочки будет хороший вкус.

Автор - Марина Опарина
Источник

Обновлено 04.11.2014 10:32

Страница 98 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135