Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Правила для родителей

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Правило первое: три П

Первое сентября позади. И неважно, в какой класс (первый или выпускной) пошел ваш ребенок. Но, если сейчас вы читаете эти строки, а не раздел криминальной хроники или прогноз погоды на завтра, значит для вас сегодня школьные проблемы на первом месте, не так ли? Кто из родителей не желает, чтобы его ребенок с интересом шел в школу и возвращался из нее с улыбкой и радостным известием: «Пять!», разве не так? Кто из них не искал ответа на вопросы, связанные с обучением и воспитанием, хотя вовсе и не учителем он работает? Кажется, чего им не хватает, этим детям: за них решают все проблемы, ни забот, ни хлопот, учись себе и учись. Согласитесь, что неплохо (хотя бы на денек) снова стать маленьким, свободным от забот ребенком? Не правда ли, что и вы не отказались бы ненадолго вернуться в детство? Но давайте задумаемся, так уж легко и просто нашим детям в школе, особенно в эти первые после каникул дни?
Вспомните, как после отпуска Вы выходите на работу. До работы ли Вам в этот день? Чего уж греха таить, хочется поболтать с коллегами, рассказать им о том, как хорошо отдохнули, расспросить, что нового произошло у них, не так ли? Несколько дней, а кому-то и недель, понадобится, чтобы вы втянулись, чтобы адаптировались. Что уж говорить о детях – они еще только учатся жить.
А д а п т а ц и я (в переводе с латинского - прилаживание, приспособление) - одно из ключевых понятий в современной психологии. Оно подразумевает психическое здоровье человека, то есть гармонию с самим собой и с окружающим миром. Согласитесь, что подобно тому, как есть люди больные и здоровые - есть люди, приспособленные к жизни и неприспособленные к ней. Адаптационные периоды бывают в жизни каждого человека, когда он попадает в новую для себя среду: новое место жительства, новые друзья, новая работа или место учебы. Но кто-то легко и свободно привыкает (адаптируется) к новым условиям, кто-то – тяжело и болезненно.
Теперь представьте, что вы сменили работу и вам предстоит войти в новый коллектив. А если этот коллектив вообще создается «с нуля»? А если начальник ваш выше вас почти в два раза, да еще и умнее? Страшновато, да? А каково же первокласснику, к которому с первых шагов его школьной жизни предъявляются столь суровые требования: сидеть молча, быть сосредоточенным, внимательно следить за речью учителя, точно выполнять инструкцию, соблюдать правила поведения, отвечать уверенно и громко… Я могу продолжить, но надо ли? И это только некоторые из тех самых качеств, которыми обладают успешные ученики. Сегодня я предлагаю задуматься не над тем, что вы потребуете от ребенка, а что вы ему дадите? И при этом не будем ходить далеко, и заглядывать в толстые учебники по педагогике. Поступим проще: обратимся к тому, что точно у вас есть – к вашему собственному опыту.
Я думаю, вы не обидитесь на меня, если я буду рассматривать наши встречи как своеобразные уроки. Причем, я буду также учиться у вас: потом, когда буду читать ваши письма, когда буду думать, как ответить на них. И вы помните, конечно, что любой урок начинается с введения правил. Мы начнем наши уроки с изучения первого правила, которое я назвала бы так: Правило трех П: право-пример-помощь.

П-1: «Дайте ребенку п р а в о на образование»

Именно так - право, но не обязанность. У меня есть право на работу, но я не обязана работать. Точно так же как и то, что у меня есть право на отдых, но я не обязана отдыхать. То есть, я буду отдыхать, но только если я захочу отдохнуть. Точно так же как у меня есть право на сон. Но никому в голову не придет сказать мне, что я обязана спать. Как только мне такое скажут – у меня сразу пропадет весь сон.
Наше восприятие устроено таким образом, что мы неосознанно сопротивляемся любым попыткам оказать на нас давление, даже словами. Когда ребенок слышит: «Ты должен хорошо учиться» или «Ты должен решить эту задачку» или любое указание, в котором есть слово «должен», он сопротивляется вам. Скажите ему: «Ты можешь хорошо учиться» или «Ты можешь решить эту задачу». Чувствуете, как по-разному звучит?
И как только из вашей речи исчезнет слово «должен» и взамен появится - «можешь», вы заметите первые волшебные изменения в отношении вашего ребенка к учебе. Каждый раз, когда вы будете говорить ему: «Ты можешь (сесть за уроки, собрать портфель, аккуратно писать и т.д.), вы будете повышать его уверенность в собственных силах. Он будет это делать не потому, что он кому-то там должен, а потому, что может, то есть - умеет. Недаром, мы молимся: «…Да остави нам долги наши…»
Хочу подчеркнуть особую серьезность этого правила – таковы законы сотрудничества с психикой. Душа нам ничего не должна. Это мы у нее в неоплатном долгу, потому что за суетой служения бренному телу часто забываем о вечном. Так что давайте учить ребенка тому, что образование – его величайшее право на Земле: он может им воспользоваться, вы можете ему стать в этом примером.

П-2: «Дайте ребенку п р и м е р поведения»

Хотите, чтобы он учился – учитесь сами. Хотите, чтобы он был здоровым – будьте здоровы сами. Хотите, чтобы он был веселым – будьте веселы Вы. Хотите, чтобы у него было много друзей – имейте их сами. Бесполезно заставлять ребенка читать, если Вы сами проводите время у экрана телевизора. Ребенок копирует ваше поведение, он записывает эти «кадры» жизни на свое маленькое «внутреннее видео», которое потом будет подталкивать его воспроизводить это поведение. Точно так же, как когда-то вам говорили: «Ты должен», сегодня вы, сами того не замечая, говорите эти слова своим детям. Но теперь вы уже знакомы с правилом П1 и с сегодняшнего дня будете более внимательны к своей речи. Ведь ребенок у вас учится и тому, как строить фразы при разговоре. Да, если хотите, чтобы он говорил красиво и правильно (а не этого ли требуют учителя и не за это ли ставят «пятерки»?), говорите так. Что делать, если вы не умеете, если речь ваша полна слов-паразитов, вроде: «ну… как-бы… это…»? Ничего особенного. Просто учиться их замечать и уничтожать. Делать это нужно будет терпеливо и постоянно. Ничего тут не поделаешь. Это как ненавистные любой хозяйке тараканы: они то и дело появляются в любом доме. Это наша бытовая реальность – мы не свободны от мира, в котором живем, в котором выросли и научились говорить, впитав при этом все мыслимые и немыслимые речевые обороты. Так пусть же ваши дети видят и слышат, что их родители делают хорошие дела и говорят хорошие слова. Есть два принципа родительского воспитания. «Делай как я» и «Делай, как я говорю». Так вот, срабатывает только один из них. Думаю, что вы уже догадались, какой. Тем самым, когда вы станете примером для своего ребенка, когда вы дадите ему образцы правильного поведения, вы окажете ему неоценимую и ничем не заменимую помощь.

П-3: «Дайте ребенку п о м о щ ь»

Когда человек тонет, бесполезно советовать ему, как лучше спасаться - его надо просто спасать. Когда ребенок не умеет собирать портфель, гладить рубашку, мыть обувь, писать, читать, решать (вы уже конечно догадались, - это неважно, чего он не умеет) – бесполезно советовать, вредно ругать, преступно наказывать. Надо всего-навсего ему помочь. Его надо научить это делать. Как, спросите Вы? Я отвечу: смотрите выше: П-1 и П-2. Вы согласитесь со мной, что если ребенок может научиться (ведь вы смогли когда-то, ведь его учительница смогла когда-то, ведь все люди смогли когда-то) – он научится. Только ему надо показать как это делать. И если он не научился, вы подумайте, вдруг ему просто неправильно показали? Или не заметили вовремя, что он делает неправильно, вот он так и научился? В чем причина того, что он делает неправильно? Или в ком? Не в нас ли – взрослых? Тот, кто хорошо помнит свое детство, тот знает, сколько проблем было у нас там, когда мы были маленькими. Просто мы потом это забыли, потому что научились: ходить, читать, писать, считать, готовить. Научились, потому, что делали это много раз, пока то или иное действие не стало автоматическим. Вот научились ли мы любить? Научились ли мы прощать? За это нам не ставили оценок в школе. А может зря?

Вот и все на сегодня. Я надеюсь, что к следующей нашей встрече, когда вы освоите наше первое правило, которое мы условно назвали Правилом трех П, вы будете готовы к тому, чтобы перейти к освоению следующего правила общения с ребенком. Я уже придумала ему название: это будет Правило трех С, а о чем оно, вы можете высказать свои предположения в письме в редакцию.


Новые статьи:
Старые статьи: