Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Кто такой гармоничный человек и как им стать

E-mail Печать PDF

Кто такой гармоничный человек и как им стать?

Гармоничный человек – одна из самых давних идей человечества. Многие назовут её банальной. Но часто ли мы встречаемся в жизни с людьми, живущими в согласии с собой и окружающим миром? Часто ли видим человека, профессиональное мастерство которого соразмерно личностным и человеческим качествам; привлекательная и достойная наружность – умению быть приятным и интересным собеседником; а социальная компетентность – физическому и психическому здоровью? Насколько образ гармоничного человека жизненен и полезен сегодня для каждого из нас?

Может показаться, что такое количество требований для одного человека – это утопия, призыв к мифическому, недостижимому в жизни совершенству. Чрезмерная нагрузка и просто обуза. Но только до тех пор, пока мы рассматриваем их как предъявляемые человеку извне обществом или окружающими. Но гармония – это согласие, созвучие. В человеке она – уравновешенность и соответствие друг другу его способностей, целей и стремлений, возможностей и желаний, чувств и сознания. Тело, эмоции, разум, душа и дух гармоничного человека едины. Его не раздирают внутренние противоречия. Он обрёл уверенное равновесие и устойчивость – внутри себя и вовне.

Какое-то равновесие в человеке есть всегда. Но оно может быть здоровым, красивым, уверенным, радостным. А может – шатким, жалким, уродливым. Когда профессиональное и социальное развитие человека не уравновешивается индивидуальным взглядом, собственной позицией, пониманием, убеждённостью. Когда надежды, возлагаемые на личную жизнь, затмевают весь мир. Когда раздутое самолюбие кричит и терзает человека. И даже будучи социально значимой и видной фигурой, он нередко едва ползёт по жизни, буквально заставляя себя жить – волевым усилием, а часто и внешними стимулами – обязанностями, ответственностью перед другими.

Кажется, что средства реализации не работают, но только потому, что это не те средства. Перекошенное сознание – плохой помощник человеку. «Плох тот ветер, что всегда дует в одну сторону» (Р. Хайнлайн). Профессионал, достойный человек, успешная личность – не синонимы человеку счастливому. Ущербное равновесие наносит человеку вред, помогая в частностях, но разрушая целостность существования и самоощущения себя как способного, интересного, нужного, любимого, счастливого.

Можно опутать себя по рукам и ногам сетями множества рассуждений, мнений, правил, споров и утонуть в этой шумной разноголосице. В то время как «знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов» (К. Гельвеций). Можно бросаться на исполнение бесконечного множества нужного, хорошего и полезного, но не сделать главного.

Мы учимся добиваться маленьких конкретных целей, но у нас не доходят руки до того, чтобы объединить эти частные успехи и достижения в устойчивую и стабильную действительность, достойную глубинного интуитивного ощущения себя, мира и жизни как прекрасного и удивительного чуда, которые особенно сильны в детстве.

Так ли наивна и беспочвенна детская уверенность каждого из нас в свой исключительности, значимости, ценности? Может быть, она не иллюзия – ощущение верное, но требует правильного применения и реализации? «Природа создала нас для чего-то большего» (Цицерон). И каждый действительно чувствует, что способен на большее, достоин лучшего, что окружающий мир мелок и не соответствует его масштабам.

Но истинное разрешение этого противоречия – в настоящем, здоровом взрослении – которое состоит не в отказе от детского ощущения счастья и наклеивании на него ярлыка наивности, а в том чтобы воплотить его в реальность, облечь смутное чувствование и предощущение в плоть и кровь яркой, живой, насыщенной действительности.

Маленькое смещение акцента в системе воздействия-ожиданий человека может изменить его жизнь до неузнаваемости! Если интуитивную уверенность в собственных способностях он будет воспринимать не как оправдание своим запросам, но как опору и точку отсчёта для деятельности. Не «мир мелок для меня великого», не «я выдаюсь над ним», а «я способен преобразить свой ближний мир, пространство и время по своей воле и своему выбору». Мало этого, человек всегда это и делает! Он всегда воздействует, даже если его выбор – бездействие, всегда участвует, даже оставаясь безучастным.

Человек не волен в выборе – действовать ли ему? Он волен лишь в выборе – каким будет его участие. Тащиться по жизни или наслаждаться ею. Враждовать с ближними или сотрудничать. Жаловаться или творить. «Я способен донести себя до других, чтобы они поняли и оценили меня по достоинству. Я способен выбрать и найти интересных и ценных для себя людей и заручиться их уважением. Способен стать счастливым, а не притвориться им».

Для этого важнее всего желание. Но также важны и правильные методы работы над собой и своей жизнью. Множество проблем, на которых фиксируется внимание, и «советов» для их решения не только не помогают человеку, но ещё больше сковывают его. Социальные стандарты, без достижения которых, кажется, закрыт доступ к желаемому, по обретении их часто открывают страшную действительность: истинно желаемое не приблизилось ни на йоту!

Отрицательные советы, установки из серии «не быть неудачником» не действуют, потому что, по сути, утверждают пустоту. «Положительные», но чрезмерно обобщенные также мало помогают – «будь уверенным», «будь счастливым». Всё это нужно пережить, прочувствовать, а значит – научиться, приобретя определённый навык. Этого невозможно добиться одной лишь силой желания, принятым решением.

Уверенность и счастье достигаются через преодоление собственной недостаточности, которая есть у любого – та или иная. И только так, на этом пути человек с каждым днём начинает ощущать себя всё более свободным от власти собственных слабостей. Всё более счастливым. Дорога к себе и познание себя – для человека самый благодарный труд. От определения самого важного для себя – к его обретению.

Здоровой личности необходим скелет собственных ценностей, убеждений, достаточно значимых именно для неё самой. Чтобы на них опереться. Это собственные, внутренние цели и ценности, которые могут вдохнуть жизнь в общепринятые стандарты или свести их значимость для конкретного человека на нет. И достижение таких целей не принесёт человеку истинного удовлетворения, не станет стимулом для дальнейшего развития, а может лишь разочаровать! Человеку также нужна сила знаний и практических навыков – это способность его личности к движению, действию. Воля придаёт ему энергию и целеустремлённость. Разум наилучшим образом направляет. Эмоции – дыхание и пульс его жизни, возможность чувствовать и передать живые переживания вовне.

Путь к гармоничному себе у каждого свой: то, что для одного человека легко и естественно как дыхание, для другого – неразрешимая (пока) проблема. Но необходимо помнить, что человек – единое и сложное целое. И развитие всех его способностей, умений, функций благотворно только тогда, когда уравновешено. Когда одни его стороны не поглощают и не вытесняют других.

Развитие одного качества не отменяет необходимости поддерживать остальные, одна сфера жизни не способна заменить другую или восполнить её отсутствие, ущербность. Полноценная жизнь гармоничного человека не может быть сведена к достижению одной цели, решению одной проблемы. Поэтому выбор правильных целей и эффективных методов для их достижения для каждого начинается с понимания себя – хотя бы в первом приближении и общих чертах.

Автор - Лидия Миролюбова

Источник

Обновлено 30.10.2014 08:48

Кто такой подросток

E-mail Печать PDF

Кто такой подросток? Об уважении к тинейджерам

В психологии есть несколько вариантов названия переходного возраста (периода жизни человека, определяемого возрастом от 11-12 до 14-16 лет).

Этот возраст называют пубертатным, периодом полового созревания, тинейджерством, переходным периодом и т.д. Каждое из названий, в принципе, отражает его особенности. Делится он на две фазы: негативную (критическую, 11-13 лет) и позитивную (13-16 лет). К старшему подростковому возрасту расстановка приоритетов меняется, к 13-15 годам человек становится более взрослым и ответственным.

Этот период в жизни каждого человека выделяется своей критичностью только у цивилизованных людей. Проводившееся в полудиких племенах наблюдения показали, что для них проблемы переходного возраста практически не существует.

Прежде всего, нужно отметить, что возраст этот сложен не только потому, что «гормоны играют». Подросток вышел из того возраста, когда всё было понятно и устойчиво. Он был ребёнком, у него были любимые игрушки и игры, поведение и статус зависимой от родителей личности, точнее, ещё не совсем личности в полном смысле этого слова.

При переходе в пубертатный возраст подросток теряется. Он чувствует, что что-то изменилось, но не понимает, что конкретно. В этот момент хочется найти новые интересы, новых знакомых, и этот постоянный непрекращающийся поиск толкает подростка поделиться этим с самыми близкими людьми, он хочет рассказать всему миру, какой он неповторимый, единственный, уникальный. Да так оно, в общем-то, и есть.

Именно в подростковом возрасте возникает «пубертатный кризис». Процесс гормональной перестройки организма сопровождается постепенными изменениями физического облика и психической сферы. Важнейший признак переходного возраста – установление регулярной активности половых желёз, проявляющейся у девушек менструациями, а юношей – эякуляциями, а также фазовыми изменениями темпов роста, формированием свойственных полу пропорций тела и его вторичных половых признаков.

Возрастной переходный период, на протяжении которого в организме человека происходит сложная физиологическая перестройка, завершается достижением половой зрелости. Основной особенностью этого возраста являются резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.

Увеличиваются рост и вес ребёнка, у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 и заканчивается после 15 лет (иногда до 18), а у девочек «скачок» обычно начинается и, соответственно, заканчивается на два года раньше (дальнейший более плавный рост может продолжаться ещё несколько лет). Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела в общем. Интенсивный рост костей скелета, достигающий 6 см в год, опережает развитие мускулатуры и рост сосудов. Всё это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости и частым жалобам на боли в области сердца и грудной клетки (но от них, конечно, ни в коем случае нельзя отмахиваться, ведь не всегда боли в области сердца можно списать на пубертатный возраст). Дети ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

Изменения в интеллектуальной сфере приводят к развитию способности самостоятельно справляться со школьной программой. В то же время многие подростки испытывают трудности в учёбе, она отходит на второй (в лучшем случае) план. Это бывает вызвано желанием, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к ребёнку, а как ко взрослому человеку. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою взрослую позицию.

В период важных изменений формируется новое восприятие окружающего мира. Однако, еще не успев стать взрослым, подросток вдруг теряет преимущества, которые имеют дети. Вот тут-то и возникает дилемма: стать абсолютно независимым и наплевать на родителей и всех остальных или, напротив, полностью отказаться от своего мнения. Важно не упустить момент и суметь найти точку равновесия.

Подросток остро воспринимает систему категоричных правил и традиций общества и семьи. У него возникает потребность в независимости, необходимости самостоятельного принятия решений. Наступает время приобретения собственного жизненного опыта. Степень и быстрота взросления зависит от многих обстоятельств. Необходимость трудиться, заботиться о ближних значительно ускоряет процесс взросления. Когда появляется возможность получения заработка, появляется и определённая финансовая независимость. И, если при этом подросток не забывает об обязанностях перед семьёй, то его личностная концепция развивается максимально гармонично.

Подросток – уже не ребёнок, но ещё и не вполне сформировавшаяся личность. А для мира он – просто непутевый ершистый «подросток», «тинэйджер». Разве это справедливо по отношению к нему? Каждый человек в этот период меняется, и эту динамику изменений ему необходимо чувствовать, осознавать, как-то определять, и в этом ему нужно помогать.

Поддерживать начала самостоятельного мышления, помогать перешагнуть проблемы, возникающие при общении с окружающим миром, будь то учителя, одноклассники, лучшие друзья и заклятые враги, или, в конце концов, соседи, которые читают ему нотации за спиной родителей.

Да, подросток занимает неопределенное положение между детством и взрослостью, и ему трудно разобраться в себе. Но он он не просто «стадия развития», он индивид, личность, человек, способный самостоятельно решать многие вопросы, интересно рассуждать, чувствовать и творить наравне с окружающими. И стоит с уважением относиться к его мнению и «взрослым» мыслям.

Автор - Алан Паркер

Источник

Обновлено 30.10.2014 08:49

Кто такой серийный маньяк-убийца

E-mail Печать PDF

Кто такой серийный маньяк-убийца?

Традиционно мы представляем серийного маньяка-убийцу неким безумцем в маске, грозно размахивающим ревущей бензопилой, но между тем это не так. В реальной жизни он ничем не отличается от других людей. Внешне. Но не внутренне.

По сути – это психически больной, несчастный и слабый человек, переживший в своей жизни много несчастий, который не научился адекватно на них реагировать и который теперь мстит всему миру за пережитые страдания. Серийный убийца переживает по поводу своей беспомощности, неполноценности, но совершенно не обязательно осознает это. Обидчиками могли выступать как сверстники, так и собственные родственники. Такой ребенок рос в ситуации эмоционального отвержения в семье, социальной изоляции.

Среди родителей убийц часто встречаются алкоголики или наркоманы, причем у самих маньяков зависимости не наблюдаются. В детстве серийника унижали, но при этом он не мог дать достойный отпор. Он подавлял свою естественную реакцию на происходящее – агрессию, тем самым усугубляя свое состояние. Вымещая ее в настоящем, на своих жертвах, он как бы мстит обидчикам, но все равно не получает должного удовлетворения – ведь нынешняя жертва всего лишь символ обидчика. Со временем приходится вымещать подавленные чувства на ком-то еще.

Как правило, это мужчина, приблизительно от 30 лет (женщины встречаются редко), умелый манипулятор, обаятельный, совсем не обязательно обладающий какими-то внешними физическими изъянами. Он одержим манией величия, считает себя сверхчеловеком, «призванным очищать расу от мусора». По своей натуре это одиночка, интроверт. Также можно выделить поверхностность эмоций, лживость, непорядочность, дефицит чувства вины, совести, ответственности за свои поступки. Он импульсивен, не контролирует свое поведение, ему постоянно требуются острые ощущения для поддержания комфортного состояния.

Вы можете заметить, что, к сожалению, многие росли в неблагоприятной обстановке или обладают похожими характеристиками, но тем не менее не встали на столь ужасный путь мести. Это действительно так. Существует мнение, что для формирования личности серийного убийцы также необходимо аномальное развитие мозга и какой-то травмирующий случай кровавого, агрессивного характера, который настолько впечатлил его, что он пытается воспроизвести его из раза в раз.

Преступления, как правило, совершаются для получения специфического удовольствия или для ощущения собственной власти над человеком. Цель первых – наслаждение страданиями жертвы, ее истязания, стоны, мольбы усиливают удовольствие от преступления. Цель вторых – абсолютное подчинение себе жертвы, причинение страданий здесь выступает как средство достижения. В реальности, как правило, эти два мотива переплетаются.

Существует мнение, что если преступник нападает на женщину, он пытается решить на бессознательном уровне свои не столько сексуальные, сколько психологические проблемы, связанные, опять же, с женщинами. Нападая на детей или подростков, он мстит за травмы, причиненные ему в далеком детстве.

Интересно, что мужчины маньяки-убийцы никогда не выбирают жертв из своих знакомых, они отчаянно боятся эмоциональной близости с ними. Женщины же, наоборот, выбирают из близкого круга.

Характерно, что большинство убийц – мужчины, видимо, из-за своих физиологических особенностей. Женщины встречаются крайне редко, они становятся на преступный путь в силу сложившихся обстоятельств, но все же, так же, как и мужчины, не поддаются лечению или перевоспитанию.

К сожалению, медицина не нашла пока лекарства от такой страшной болезни, хотя и возможна диагностика предрасположенности. Единственный способ обезопасить себя на сегодняшний день – это бдительность. Будьте осторожны с милыми незнакомцами, просящими проводить их до двери – ведь мы не можем знать, что нас ждет за этой дверью.

Автор - Дарья Нойкина
Источник

Обновлено 30.10.2014 08:50

Кто хороший, кто - плохой

E-mail Печать PDF

Кто хороший, кто - плохой? Психологические установки

В современном варианте психоанализа – транзактном анализе, выделяют четыре главных человеческих установки отношения к себе и другим, которые потом определяют наше мировоззрение и поведение. Человек «несет» их по жизни, как рыцарь – герб на щите, или как неформал – рисунок на футболке.

Вот они:

1. Я плохой – ты хороший.
2. Я плохой – ты плохой.
3. Я хороший – ты плохой.
4. Я хороший – ты хороший.

На втором-третьем году жизни ребенок выбирает одну из трех базовых установок и начинает строить в соответствии с ними свой жизненный сценарий. Это зависти от наличия или отсутствия ласки и одобрения со стороны ближних. Итак, поподробнее:

1. Я плохой – ты хороший.

Самая древняя установка, ведь без воздействия человеческих рук младенец просто не выживет, а из многих фактов собственного дискомфорта складывается впечатление о себе как о неблагополучном. Такой человек всю жизнь может ощущать себя во власти других, испытывая постоянную потребность в одобрении. Он угодлив, им легко манипулировать. Его собственное мнение находится в зачаточном состоянии. Довлеет ощущение собственного благополучия, даже если человек успел добиться многого. В конце концов – печальный вывод: «Что бы я ни делал – я все равно несовершенен».

2. Я плохой – ты плохой.

Это когда ребенок не получает или получает мало ласк, поглаживаний, одобрений, а в наказаниях нет недостатка. Функция добывания поглаживаний (как в первом случае) блокирована, потому что ждать их неоткуда. В лучшем случае человек просто плывет по течению жизни, превращаясь в циника и фаталиста. В худшем – он становится асоциальным и антисоциальным, исповедуя только разрушительные ценности. Пример – наркоманы, преступники, адепты уродливых сект. Многие становятся психически больными. Все они не знают счастья и не верят в него.

3. Я хороший – ты плохой.

Это – практически криминальная жизненная установка, попытка залечить нанесенные в детстве раны (вплоть до насилия над детьми). Оставаясь в покое, ребенок сам «зализывает» их без посторонней помощи. Когда это получается – возникает ощущение собственного благополучия и комфорта. Но когда появляются родители или иные источники насилия – ребенок приходит к выводу о том, что все окружающие – плохи.

Подрастая, он сам дает сдачи и даже нападает первым. Он становится коварным, грубым и жестоким. Объекты насилия такого человека – обычно более младшие, слабые. Нередко насилие над животными. И тем не менее такая уродливая установка служит средством спасения жизни. Поглаживание хорошо, если хорош дарящий его, но хороших людей-то нет… Крайнее выражение этой установки – осознанное убийство, либо путь лидера асоциальной, криминальной группировки.

4. Я хороший – ты хороший.

Эта установка, в отличие от других – осознанная и словесно оформленная. Это – следствие включения человека в те процессы, которые дают различные разделы человеческого знания: философия, педагогика, психология, психотерапия. То есть это – установка взрослой, зрелой, гармоничной личности, способной дарить «поглаживания» и другим, и себе.

В отличие от чувств, питающих первые три установки, в основе этой лежат вера, воля и стремление к действию. И тогда ощущение дискомфорта воспринимается как временное, поддающееся разрешению, а жизнь – способной быть подвергнутой планированию. Пути ее достижения у каждого человека разные, но это есть идеал мировоззрения и поведения в нашем обществе.

Автор - Сергей Зиновьев

Источник

Обновлено 30.10.2014 08:51

Кто я

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Кто я? Кто из десятка твоих личностей имеет право называться «Я»?

В каждом из нас сидят десятки личностей. Какая-то прячется глубоко, какая-то время от времени выступает на арену жизни и играет свою роль.

Уважаемые коллеги иногда пишут о том, как вытащить ту или иную личность наружу, помочь ей преодолеть робость или страх и проявить себя. Спасибо за помощь. Это решаемая задача.

Есть более важный вопросы. Кто из находящихся во мне личностей – истинный я? Кто имеет право сейчас играть свою роль? Что делать с остальными? Забить плетьми и посадить в вечный мрак? Загнать навечно в самый далёкий уголок подсознания и забыть?

«На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, …сапожник, портной. Кто ты есть такой? Выходи поскорей! Не задерживай добрых и честных людей». Кто не помнит считалочку из детства? Мы вернулись сейчас, во взрослой жизни, к необходимости осознания и решения этого детского вопроса. Кто я есть такой?

В каждом из нас находятся десятки личностей. Зачем их так много? Зачем они нужны?

Просыпаясь утром, каждый из нас – ребёнок. Протирая глаза, подходя к зеркалу – понимает, что нужно идти на работу, становится взрослым. На работе кто-то – министр, кто-то – медсестра.

Внутри министра может быть поэт, развратник, жадина, честный человек и алчный мошенник, капитан дальнего плавания, космонавт, работник цирка и конезаводчик.

Приходя домой, он может стать примерным семьянином и любящим отцом или ненавидящим супругом, борцом за чистоту и порядок в доме или разгильдяем. Внутри медсестры может проснуться божественная сострадающая личность или чёрствая сотрудница, обиженная на мир за мизерную зарплату, проститутка или любящая жена, сексуально озабоченная натура или холодная нераскрытая женщина, художница или певица, альтруистическая творческая личность или расчётливый монстр, нацеленный на добывание денег любым путём. Их много, этих личностей. Некоторые спят и ждут своего череда, чтобы в своё время заявить о себе.

Какие-то из этих личностей постоянно проявляют себя, и мы создаём своё определенное мнение о себе или о другом человеке. На мой взгляд, для выполнения наших жизненных задач, для получения опыта и совершенствования души нужны все личности. Каждая личность играет свою роль на определённом этапе жизненного пути. Время от времени мы производим переоценку жизненных ценностей и смещаем акценты на другие личности, дремлющие в нас. Некоторые личности теряют силу из-за того, что мы не уделяем им достаточного внимания. Некоторые расцветают от прилива энергии и внимания.

И всё же, кто я? Совокупность личностей? Одна или две-три из них, самые главные? Как вывести среднее арифметическое, чтобы понять, кто я такой? У меня есть ответ, в котором я не претендую на 100%-ную истину. Вы, дорогие читатели, узнаете о нём чуть позже.

Это потому, что из меня вылезла личность типа графа Монте-Кристо. Она хочет на некоторое время утаить сокровище, а пока – выйти в мир и послушать людей.

Прошу, уважаемые коллеги и читатели. Если вам интересен вопрос, прокомментируйте. Как определить, кто ты есть такой? Где же истинное «Я»?

Автор - Николай Бабин

Источник

Обновлено 30.10.2014 08:51

Страница 731 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135