Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Нужно ли бояться совершать ошибки

E-mail Печать PDF

Нужно ли бояться совершать ошибки?

Помним, в школе безупречно-высоко оценивается безошибочность. И тренингуется это определенным количеством уроков, для того и даденных. Выучи и не ошибайся. Хорошо выучишься, никогда не ошибёшься и... далеко пойдешь.

Но жизнь более жестокий учитель. Реальность ставит ножку, а не стелет... «ковровую дорожку». И что-то начинает «сыпаться на голову» совершенно непонятное, невообразимое, незнаемое прежде. Жизнь почему-то склонна создавать возможности для совершения ошибок. Безжалостна?

Поскольку большинство (хороших учеников) не обучены тому, как совершать ошибки и учиться на них, то они вообще их пугаются и... избегают. И не извлекают уроки из них. Не потому ли ошибки, одни и те же, имеют свойство – повторяться?

Учащийся на ошибках – изменяет жизнь. И себя в ней, соответственно урокам, преподанными Жизнью. Эдисон, совершивший ошибку, и более не повторивший ее ни разу, остался бы «как все». (На стенах своих мастерских Томас Эдисон прикрепил таблички со следующим высказыванием сэра Джошуа Рейнольдса: «Нет такой уловки, которой не прибегал бы человек, чтобы избежать настоящих трудностей, связанных с процессом мышления».) Но, запрограммировав их тысячу, извлекая уроки и «обучаясь», изменил жизнь... человечества. Не желающая светиться лампа – светит, горит огнем Прометея. Серии неудач-опытов сотворили Мудреца-открывателя. Ставшего «большим неудачником», одной из Удач достигшего, тысячи неудач преодолевшего.

Опыт Человечества – это Знания, накопленные и безошибочно изложенные в безупречных уроках. Мудрость – это приобретённое сверх опыта. То есть, не только знания содеянного правильно. Но и приобретенные в искусстве совершать ошибки. Убегающий от собственных недостатков – не видит их. Не делающий шагов рискованных, сознательно избегающий ошибок – боится сделать то, чего боится. Это, возможно, и есть самая большая ошибка.

Умный, совершивший ошибку, расстраивается. Все расстраиваются. Но именно в эти минуты каждый узнает себя. Узнает, кто он есть на самом деле. Обвиняем всех и вся: жену, начальника, власть, судьбу, жизнь... Не признаем, пытаясь зарыть поглубже ошибки, как страус головенку. Оправдываемся: эх, ежели бы мне... да я и не собирался, и не хотел и не хочу... Самое худшее – самообман: «Это не я», «Я этого не делал»... Реагирующий подобным образом на содеянное-совершенное, на ошибку, подчиняет и разум, и тело, себя тому, на что сваливает ответственность. Как все...

И лишь способный взять ответственность на Себя, сможет взять под контроль собственное мышление. Увидеть и оценить ситуацию, дело, содеянное, жизнь, как и медаль, с обеих сторон. А значит, понять бесценность урока жизни. Постичь крупинку мудрости. Не так?

Жизнь любит, в конечном счете, ошибающихся. Сколько Личностей неоднократно проваливалось на экзаменах. Каково известное множество получателей «неудов» средь Лауреатов. Они делали выводы и... умудрялись. А не запреты двигаться дальше, путями «ошибочными».

Неудачи учат большему, чем успехи. Успех пьянит, усыпляет творчество. Ответственность за неудачу фундаментирует почву для него и результата, стимулирует творчество и генерирует силы. Там где «у всех» появляются обиды и страхи, «Неудачник» начинает опять и опять, чтобы учиться на ошибках, не бояться неудач и жесткости жизни, узнавая, что для того и созданы. А не для ограничивания и себя, и ее. И она, благодарная, не поворачивается вспять, разворачивается и вдаль и вширь, открывает свою глубь и высь... И становится прекрасной своей бесконечной бесценностью. И заполняется чудесами творчества. Мудростью!..

Автор - Алекс Камьянской

Источник

Обновлено 31.10.2014 05:29

Нужно ли менять свой характер

E-mail Печать PDF

Нужно ли менять свой характер?

На этот вопрос можно ответить просто. Здравый смысл подсказывает, что менять нужно плохой характер, а хороший - тем и хорош, что в изменениях не нуждается. Но не все так просто с критериями определения хорошего или плохого характера.

Вполне определенное мнение на этот счет было у английского философа Д. Юма, который считал, что «люди, естественно, без размышления одобряют тот характер, который всего более похож на их собственный... Можно счесть безошибочным правилом, что если нет такого отношения в жизни, в котором я не хотел бы находиться к некоторому лицу, то характер этого лица должен быть признан в данных границах совершенным».

Если мы согласимся с мнением выдающегося философа XVIII века, то у нас появится достаточно строгий критерий оценки характера других людей. Остается только применить эти рассуждения для оценки собственного характера, чтобы получить надежное руководство к действию. Но здесь сразу же возникает противоречие. Предположим, я хочу иметь образцовый характер. Для этого нужно, чтобы он (мой характер) не обманывал надежды окружающих. Каждый из них, по мнению Юма, одобрит мой характер в том случае, если обнаружит его сходство со своим собственным. А поскольку характеры у всех разные, любая попытка «объять необъятное» обречена на провал. Сколько ни самосовершенствуйся, всеобщего одобрения не дождешься. Попытки же подстроиться под каждого, с кем приходится общаться, - это верный признак бесхарактерности, которая отталкивает людей в большей степени, чем «трудный» характер.

Не будем гнаться за призраком всеобщего восторга по поводу совершенствования нашего характера. Есть более простой и надежный критерий - собственное одобрение. Действительно, тому, кто доволен своим характером, вряд ли захочется его изменить. Представление человека о своем характере психологи называют образом «Я». Причем реальный образ «Я» может не совпадать с идеальным. Это значит, что человек имеет определенный идеал и осознает несоответствие своего характера этому идеалу.

Несовпадение реального и идеального образов «Я» - типичное явление. Но если большинству людей не совсем нравится свой собственный характер, вряд ли они с одобрением, как полагал Д. Юм, будут наблюдать такой же характер у других. Более естественно предположить, что мы одобряем характер, который соответствует нашему идеальному образу «Я». Это значит, что в других мы высоко ценим те личностные качества. которые хотели бы увидеть у себя. Скажем, человека, который страдает от своей непунктуальности, в других привлекает способность все делать вовремя, не торопясь и не опаздывая; замкнутому и стеснительному человеку, страдающему от постоянного пребывания в «своей скорлупе», нравятся общительность, открытость, способность легко вступать в контакты.

Есть еще один критерий совершенствования характера, который привлекает, прежде всего своим безупречным нравственным содержанием. Нужно отвлечься от всего суетного, что есть в нас самих и в окружающих нас людях, и ориентироваться только на общечеловеческий идеал, каковым является вся совокупность так называемых положительных черт характера. Надо становиться как можно добрее, порядочнее, смелее, принципиальнее, решительнее, ответственнее... Бесконечно долго можно продолжать перечисление таких черт, точно так же, как и перечисление противоположных черт характера, которые получили печальное название отрицательных, и которые согласно общественному идеалу следовало бы безжалостно лишить права на существование.

Жизненный опыт показывает, что людей, совершенных во всех отношениях, лишенных недостатков, не бывает. Более того, мы отмечали, что человек, наделенный слишком большими достоинствами, несколько отталкивает от себя окружающих, его меньше выбирают в качестве возможного партнера по общению, чем людей, у которых к достоинствам примешиваются и некоторые слабости.

В чем же может состоять смысл и привлекательность человеческих слабостей? Возьмем, к примеру, такое качество, как необязательность. Какой, казалось бы, прок от таких людей? Пообещает - и не сделает, договорится - и забудет о встрече. И чем чаще приходится сталкиваться с необязательными людьми, тем труднее понять, как они вообще умудряются что-либо сделать. По-видимому, в характере этих людей есть другие положительные качества, компенсирующие этот недостаток. Возможно, это отсутствие тревожности или способность легко улаживать конфликты, возникающие из-за их собственной безалаберности, или какие-либо другие достоинства.

Может быть, слабость одной стороны характера - это неизбежная плата за его сильные стороны. Известно, как тяжело дается обязательным людям малейший срыв в деле или не зависящее от их воли опоздание, как требовательны и дотошны они в любых обстоятельствах. Как-то совершенствуя одни личностные качества, мы можем неожиданно приобрести и другие - по сути отрицательные. Скажем, упражняя упорство, приобрести жестокость к людям. Любое «психологическое недомогание» может последовать за чрезмерным усердием в совершенствовании отдельных положительных качеств. В конце концов, изменение характера остается личным выбором каждого. Самое главное: не измениться в худшую сторону, пытаясь твердо добиться своего!

Автор - Анна Иванова

Источник

Обновлено 31.10.2014 05:30

Нужно ли оберегать детей от любых проблем

E-mail Печать PDF

Нужно ли оберегать детей от любых проблем?

Для многих родителей дети – возможность реализовать свои желания. Это проявляется в чрезмерной заботе о ребенке, попытке оградить его от трудностей. Конечно, младенцу необходима такая опека, потому что он пока не в состоянии позаботиться о себе: накормить себя, одеть, выразить свое желание при помощи слов. Родителям приходится проявлять заботу. Только не все замечают, что ребенок растет, а вместе с этим должны расширяться и границы его самостоятельности.

Необходимо поощрять малыша в соответствии с его возрастом преодолевать трудности: дотягиваться до игрушек, самостоятельно держать ложку, убирать за собой игрушки. С каждым годом у ребенка должен расширяться круг обязанностей, за которые он несет ответственность.

Лучшим временем научить ребенка решать любые проблемы является период, когда он учится ходить. В это время он познает окружающий мир. Реншоу писал: «Когда ребенок пытается есть сам, то он создает больше грязи и беспорядка; когда он стремиться одеваться сам, то это занимает больше времени и получается неаккуратно; когда он сам моется, то не может это сделать достаточно тщательно. Но если мать не даст малышу возможности пытаться все это сделать самому, пусть сквозь слезы и неудачи, и будет все делать за него, то в результате формирование готовности ребенка к независимому поведению будет откладываться на будущее».

Конечно, хочется идти на помощь, когда сын или дочь не могут застегнуть пуговку или зашнуровать ботинок. Помните: Вы не всегда будете рядом с ним. Родители должны формировать у своего ребенка навыки самообслуживания еще до того, как он пойдет в школу. Будущий школьник должен уметь самостоятельно одеваться и обуваться, наводить порядок после игры. Это поможет ребенку быть опрятным и аккуратным.

Естественно, хочется всегда оберегать свою кровинку от одноклассников, которые так и норовят толкнуть или обозвать Вашего малыша. Увы, ребенок должен научиться вести себя в подобных ситуациях. Он не может быть похожим на тепличное растение. В жизни приходится сталкиваться с опасностями. Лучше, если в школьные годы у него появится опыт общения с разными детьми. Прежде чем научиться ходить, приходится падать.

Но многие матери не спешат дать свободу и независимость своему ребенку. Девятилетний мальчик может сидеть один в группе продленного дня , потому что мама боится дать ему ключи от квартиры. Летом мама будет думать, не в какой лагерь отправить сына отдохнуть, а в какую больницу его пристроить на 1-2 недели. Лишь бы ребенок был под присмотром. Через несколько лет ему придется столкнуться с большим количеством проблем подросткового периода. Он же не готов к той свободе и ответственности, которые появляются в этом возрасте. Но мама не придает этому большого значения! Он же еще маленький!

Виновата в этом не слепая материнская любовь, а желание матери решить свои эмоциональные потребности за счет своего ребенка. Быт внес свои коррективы в отношения с супругом. С подругами наладить отношения не получается. Ребенок становится единственным источником эмоций. Ради него мать отказывается от собственной свободы. Потом она начнет упрекать сына или дочь за невнимание: рассказывать, на какие жертвы ей пришлось пойти ради счастливого будущего ребенка, а он теперь не жалеет своей мамы.

Задача матери – научиться быть свободной, предоставляя больше свободы своему ребенку. Это накладывает на него определенные обязанности и учит нести ответственность за поступки. Ему приходится самому решать проблемы и контролировать свое поведение. Мудрость матери заключается в том, чтобы сформировать личность, способную преодолевать трудности и находить самостоятельно выход из различных ситуаций.

Литература: Доктор Дж. Добсон, «Не бойтесь быть строгими».

Автор - Ольга Терехина

Источник

Обновлено 31.10.2014 05:30

Нужно ли психологию преподавать в школе

E-mail Печать PDF

Нужно ли психологию преподавать в школе?

Изучайте психологию в молодости, это может вам пригодиться не только в старости.

Прежде чем у вас появится необходимость обратиться к психологу или, не дай бог, к психиатру, постарайтесь приобрести минимум психологических знаний и опыта, которые каждому в какой-то период жизни могут понадобиться.

Почитав в журнале «ШколаЖизни.ру» статью «Зачем к психологу? Ведь есть друзья!», решил поучаствовать в ее обсуждении. Читатели в своих комментариях в основном упрекают автора в сравнении психолога с врачом.

На самом деле психолог является связующим звеном. Если его помощи недостаточно, то выход для клиента – стать пациентом, и уже психиатра. От психологической проблемы, вовремя не решенной, можно и заболеть.

Задача психолога – заметить, на какой стадии проблема и решаема ли она психологическими методами. У нас нет традиций общения с психологами, такой, какая давно имеет место на Западе. Это одна из проблем, связанная с общественным строем.

В капиталистическом обществе человек становится более одиноким и единолично решает свои проблемы. Рассчитывать на помощь друзей можно далеко не всегда, так как круг общения обычно формируется в определенном социуме, где друг может в любой момент оказаться врагом (преследовать свои интересы). Например, бывает, лучшие друзья создают общий бизнес, а потом становятся злейшими врагами.

Для того, чтобы быть настоящим профессионалом-психологом, недостаточно иметь специальное высшее образование и громкие титулы, красный диплом – тоже не показатель. Очень важны личностные характеристики, собственный жизненный опыт и широкий кругозор, а также коммуникабельность и способность к убеждению.

Неправильное истолкование проблемы клиента может загнать его в еще больший тупик. Стоимость услуг психолога должна быть пропорциональна полученному эффекту, а не почасовой оплатой или тарифами. Если не смог помочь клиенту – должен компенсировать ему упущенное время и полученный психологический дискомфорт.

Жаль, что психологию не преподают в школе. Очень многим не было бы необходимости обращаться к «специалистам», каковыми себя считают не только профессиональные психологи, а еще и экстрасенсы, медиумы, астрологи, проповедники и прочие, чье участие в успокоении страждущих или заблудших душ бывает весьма спорным или даже вредным.

Чаще всего люди сами пытаются найти выход из сложной ситуации. Человеку одинокому нужна поддержка. Не имея возможности к кому-то обратиться за помощью, я имею ввиду близких, родственников, коллег по работе или настоящих друзей, такой индивид может потерять волю и веру в окружающих, что постепенно перейдет либо в алкогольную зависимость, либо к образу жизни, еще более усугубляющему его проблемы.

Чаще всего к психологам вынуждены обращаться те, у кого в силу обстоятельств появляется дискомфорт в восприятии окружающей действительности и в поиске своего места в сложившейся ситуации. Это может быть связано с потерей работы, близких, с разводом, с возрастными изменениями или возросшими обязательствами, которые он не может исполнить, с импотенцией или климаксом.

Нарушение привычного режима или образа жизни, неумение решать поставленные задачи, предательство, измена и т.д. может привести к изменению личностных характеристик субъекта, неспособного самостоятельно выйти из создавшегося положения.

Психолог – это всего лишь один из специалистов, который может попробовать вместе с клиентом разобраться в его проблемах, но рассчитывать на то, что это панацея, не приходится.

Психолог не сможет дать вам тех знаний и навыков, которые сделали бы вас психологически устойчивым, способным находить выход из любой ситуации. Но он может вам помочь это сделать практически, здесь и сейчас. Главное – не отбить у клиента желания, вселить надежду и веру, прежде всего в его собственные силы. Иначе клиент к специалисту будет притянут за уши и серьезно опустошит свой кошелек.

Бывает и так, что психологами становятся люди, которых больше всего интересуют вопросы, связанные не столько с самосовершенствованием и отношениями между людьми, сколько с воздействием на окружающих. Не всегда преследуется цель помочь другим. Поэтому многие профессиональные специалисты подходят к решению проблем своих клиентов с точки зрения, «далекой» от меркантильных соображений.

Кстати, у самих психологов тоже бывает достаточно проблем, как и у других специалистов, от которых зависит настрой или даже здоровье людей. Знаю не одного врача, борющегося с алкоголизмом пациентов, но не способного вылечить самого себя.

Поэтому, чтобы хотя бы примерно ориентироваться в вопросе, начинать осваивать психологию желательно как можно раньше, со школьной скамьи.

Автор - Олег Пикалин
Источник

Обновлено 31.10.2014 05:31

Нужно ли убивать себя человеку, если жизнь ему надоела до чертиков

E-mail Печать PDF

Нужно ли убивать себя человеку, если жизнь ему надоела до чертиков? На волоске от пропасти

Подростки, случается, прыгают с крыш многоэтажек, съедают горстями снотворные таблетки, вскрывают себе в теплой ванне вены, вводят сознательно через шприц в вену наркотический «передоз», суют голову в петлю и используют иные способы убить себя. Бурный всплеск гормонального фона, несчастная любовь, якобы непонимание родителей и агрессивность общества, неверие в себя, свое будущее и прочее может толкнуть неокрепшую психику подростка к отчаянному шагу. К сожалению, многим удается переступить черту Жизни, прежде чем их спасут. Зачем же они это делают?

Да разве только люди уничтожают себя! Есть такой маленький зверек – лемминг. Симпатичный, пушистый. Лапусик, другими словами. Очевидно, вкусен по мнению хищников, что кушают леммингов (песец, горностай). Плодятся эти зверьки весьма продуктивно. Этим симпатягам бы жить не тужить, шкура теплая, от холода спасает. Но зачем-то надо им совершать массовое самоубийство, спрыгивая тысячами с обрывов в ледяное море и при этом погибая! Что-то в их крошечных головках срабатывает, некий «тумблер», который переводится в положение «Выкл» и гонит их «выключиться» из жизни насовсем.
Киты выбрасываются на берег...

Бессчетное количество раз представители самых разных поколений разумных людей задавали себе одни и те же неизменные вопросы: «В чем смысл человеческой жизни?», «Что значит понятие жизни для каждого из нас?» Эти риторические вопросы всегда волновали, волнуют и будут волновать все человечество. Я пришел к банальной истине: эти вопросы актуальны до тех пор, пока на земле живет хотя бы один человек. Воодушевленный этим великим открытием, я немедленно решил мысль эту развить, о чем вам и сообщаю. Я вспоминаю.

Давно дело было. Отправился как-то я в поездку по «Золотому кольцу России». Со мной путешествовала моя девушка по имени Наташа. В один солнечный летний день для нашей группы была проведена обычная экскурсия, которая ничем не выделялась из целого ряда аналогичных. Но вот я запомнил ее надолго! Итак, последовательность событий выстраивается следующая.

Вся наша туристическая группа долго поднималась по узким, необычайно крутым лестницам, на самый верх громадной колокольни, чтобы с высоты птичьего полета полюбоваться непередаваемой прелестью типично российской природы, с безмерным небом, отражающимся в быстрой речке, с бескрайними лесными просторами и вклинивающимися в них заливными лугами.

Мы выбрались на самую верхнюю смотровую площадку и стали таращиться по сторонам. Это было действительно потрясающее зрелище! Окрестности лежали как на ладони, линия лесов сливалась вдалеке с небом, образуя горизонт. Здесь солнце становится как будто ближе. Здесь все мысли куда-то уходят, здесь человека охватывает притягательное и немного тревожащее ощущение высоты и гигантских просторов. Здесь обостряется восприятие мира, здесь человек чувствует себя в какой-то мере беззащитным перед природой, ее жестокой мудростью и неким совершенством.

Возбуждение нарастает. На площадке нет никаких заграждений, и если человек – любитель острых ощущений, то он будет долго вспоминать тот самый момент, когда он подошел к самому краю площадки и посмотрел сначала вниз, а потом вверх, в небо. В группе немного оказалось таких смельчаков, все стали спускаться вниз, на нашу бренную землю. Остались наверху я и Наташа, которая, похоже, к лестнице вниз не стремилась. Она топталась в метре от края, прислонившись к узкой вертикальной стене, поддерживающей крышу. Я подумал тогда, что она не налюбовалась еще действительно привлекательным зрелищем, посему и не спешит. А может, хотела таким образом приучить себя к высоте, которой боялась.

Наталья вдруг медленно, но решительно стала продвигаться к самому краю. В памяти моей всплыла следующая картина происшедшего. Да, руки тогда сработали быстрее разума, и я буквально вцепился в рукав ее кофточки. Я остановил ее на самом краю. Здесь я и сам сдрейфил не на шутку. Я поспешно утащил красотку от края площадки. Перепугался я так, что самому на миг захотелось швырнуть Наташку туда, куда она имела намерение прыгнуть. Ну, или хотя бы, на крайний случай, стукнуть ее головой о мраморную колонну. Не совсем гуманно, согласен.

Мы стояли на площадке и тяжело дышали. Единственное, что чувствовал я тогда – это учащенное сердцебиение и бег мурашек по телу. Я был потрясен! Кисть моей руки инстинктивно лежала стальным зажимом на ее руке. У Наташи потом остался синяк на месте приложения моей мускульной силы. Значит, хватка моя тогда действительно была основательной. Ничего не сказав, я потащил свою девушку по ступенькам вниз, к земле, подальше от этой проклятой колокольни, подножие которой могло стать местом непоправимой трагедии.

Всю обратную дорогу мы ехали молча. Я обдумывал случившееся, изредка поглядывая на свою спутницу. Казалось, ее волновали совсем другие мысли. Она слегка улыбалась сама себе и лишь изредка, поймав мои недоуменные взгляды, задавала мне разные идиотские, прямо скажем, и не относящиеся к делу вопросы. В ее поведении появилась определенная развязность и странная развеселость. На прямой вопрос, чего это она «отчебучила» на колокольне, Наташа лишь едва слышно прошипела фразу: «Просто надоело жить!».

Можно понять солдата, который бросается с гранатой под вражеский танк. Можно понять японского камикадзе, направляющего свой самолет, нагруженный взрывчаткой, на какой-либо объект противника. Можно понять мать, идущую на нож убийцы, чтобы прикрыть своим телом потомство. Они расстаются с самым ценным, что есть у человека – жизнью, ради цели, идеала, идола, ребенка. Но как понять желание уйти из этого мира просто так, лишь потому, что надоело жить?

«Надоело жить!» Полная трагической абсурдности фраза. «Надоело жить до чертиков!» Страшные слова, звучащие из уст человека из вполне благополучной семьи, в мирное время, не испытавшего еще в жизни настоящих трагедий и опустошающих душу разочарований.

Стоп! На этом следует остановиться подробнее. Что же несет человеку относительное благополучие, спокойная, безмятежная жизнь, ровное течение которой прерывается иногда незначительными неприятностями? По идее, тихая, мирная жизнь несет уверенность в будущем, спокойствие, относительную гарантию от многочисленных и многоликих трудностей. Можно сказать, что она создает неплохие условия для самосовершенствования личности, реализации поставленных задач, активной и целенаправленной деятельности. Но это, как говорится, лишь одна сторона медали.

Благополучная неизменность сначала радует, потом она воспринимается как нечто само собой разумеющееся, отсутствие контрастов притупляет остроту восприятия мира и всего в нем происходящего, а это в свою очередь ведет к равнодушию, теряется интерес к жизни. Нет, блажен тот, кто много страдает! Ибо страдания не дают омертветь душе, а человек с омертвленной душой – не человек, а мертвец. Удивителен тот, кто все делал по-настоящему: любил и ненавидел, восхвалял и презирал, думал и страдал, радовался и плакал.

Автор - Михаил Берсенев

Источник

Обновлено 31.10.2014 05:32

Страница 737 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135