Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Откуда берётся характер ребёнка

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Откуда берётся характер ребёнка?

Характер (от греческого charakter – черта, признак, примета, особенность) – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления («Психологический словарь» под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова).

Откуда берется характер ребенка? Можно ли влиять на его становление, можно ли формировать характер собственного чада? Таким вопросом задаются многие родители, мечтающие о счастливом будущем своего ребенка.

В современной науке до сих пор остается открытым вопрос о наследственном факторе формирования характера, поэтому рассматривать характер ребенка как некую наследственную предопределенность мы не станем.

По единогласному мнению исследователей во всем мире, на формирование характера ребенка оказывают мощное влияние два фактора. Первый – биологический, он реализуется через темперамент ребенка. Темперамент – это врожденная характеристика. Реактивность, подвижность, устойчивость психической сферы ребенка обусловлена именно темпераментом. Второй, не менее, а возможно даже более значимый фактор в формировании человеческого характера – социальный. Этот фактор включает в себя:

Влияние воспитательных подходов к ребенку со стороны родителей;
Влияние личности родителей на ребенка как пример для подражания их поведению;
Характер взаимоотношений между людьми, окружающими ребенка (в первую очередь, родителей);
Культурные традиции, принятые в обществе, в котором растет и воспитывается ребенок;
Нормы, правила и приоритеты, принятые в семье и обществе.

Совершенно понятно, что влияние семьи на формирование характера ребенка велико, но не безгранично. Как бы ни старались родители сделать из ребенка бойкого активиста, если он меланхолик от природы, у них ничего не получится. Более того, ребенок будет воспринимать их попытки как насилие, станет тревожным, начнет невротизироваться...

Как же быть молодым, заботливым и внимательным родителям, мечтающим о счастливом, веселом, умном, жизнерадостном и успешном ребенке? В медицине есть правило: «Не навреди!». На мой взгляд, в вопросах воспитания ребенка родителю также стоит руководствоваться этим правилом. Хочется напомнить всем родителям:

Ребенок прекрасен и внутренне гармоничен от рождения. Он движим своей интуицией и инстинктами. Он не умеет обманывать, хитрить, манипулировать. Всему этому он научается позже, благодаря своим родителям;
Ребенок – это зеркало, в котором, кроме всего прочего, отражаются и педагогические ошибки родителей.

Итак, перейдем к участию родителей в формировании характера ребенка. Как мы поняли, в основе характера лежит темперамент, как фундамент в основе дома.

Меланхолик – довольно медлительный, задумчивый, чувствительный и ранимый. Его высшая нервная деятельность характеризуется относительной слабостью и неустойчивостью. Это значит, что такой ребенок нуждается в большем количестве времени для того, чтобы принять решение, достичь желаемого результата и более раним, уязвим в отношении негативных воздействий извне. Ребенок-меланхолик более склонен к плаксивости и унынию, чем все остальные. Тем не менее, такие дети ничуть не менее талантливы, чем другие. Они усидчивы, в них хорошо развивается творческий потенциал, но это творчество не носит зрелищного, сценического характера, это творчество, скорее, прикладное: рисование, лепка, конструирование, вышивка, игра на музыкальных инструментах и т.д. Если малыша-меланхолика воспитывать в соответствии с его биологически заложенными возможностями – удастся вырастить человека рассудительного, творческого, умного, чувственного и заботливого. Если заставлять меланхолика «петь со сцены» и постоянно конкурировать с другими детьми, задавать ему слишком быстрый темп деятельности – он станет еще более плаксивым, более тревожным, более ранимым, начнет замыкаться в себе, как бы прятаться от окружающего мира. Задача родителей ребенка-меланхолика – помочь ему адаптироваться в окружающем мире и максимально использовать свой творческий потенциал.

Флегматик – склонный к задумчивости, несколько медлительный, но достаточно устойчивый в отношении воздействия стрессовых факторов. Он не так раним, как меланхолик, но так же, как и меланхолик, не склонен спешить. Рассудителен, задумчив, не торопится принимать окончательное решение, может по нескольку раз проверять правильность своих действий. Например, ребенок-флегматик очень медленно убирает за собой разбросанные игрушки, но убирает их очень аккуратно, складывая кубик к кубику, на это ему не жалко времени. Его высшая нервная деятельность характеризуется относительной слабостью и устойчивостью. Так же как и меланхолик, он не стремится к лидерству и публичности. И если заставлять ребенка-флегматика «петь со сцены» – то «только в составе хора». Иначе ему будет слишком дискомфортно. Флегматики, благодаря своей усидчивости и упорству, имеют много шансов стать мыслителями, учеными. Поощрение достижений и помощь в адаптации среди сверстников – это то, что должны сделать родители, чтобы флегматик мог максимально реализовать себя в жизни.

Сангвиник – сильный, от рождения уверенный в себе, в меру напористый, энергичный. Его высшая нервная деятельность характеризуются силой и устойчивостью. Поэтому сангвиник имеет все шансы стать лидером, публичным человеком, социально-активной личностью. Он быстро усваивает информацию, быстро и легко находит ей применение, устойчив в стрессовых ситуациях. Этот ребенок может и хочет «петь со сцены», быть солистом, и, безусловно, его лидерский потенциал стоит поощрять. Однако увлеченному сангвинику стоит время от времени напоминать о важных мелочах, о которых он может забыть. Ребенок сангвиник – это активист, он старается быть лучше всех. В воспитании ребенка-сангвиника стоит особое внимание обратить на формирование чувства ответственности, ведь лидер несет ответственность за тех, кого он повел за собой; на умение быть внимательным к мелочам. Проще говоря, сангвиника нужно научить чувствовать флегматиков и меланхоликов, ведь они будут в его команде, он должен их понимать и уважать, ценить их достоинства, уметь приспосабливаться к их более медленному темпу. Сангвиник, которого воспитали внимательные ответственные родители, – социально активная личность, лидер, руководитель, ответственный и мудрый человек.

Холерик – увлекающийся, стремительный, яркий и вспыльчивый. Высшая нервная деятельность характеризуется силой и неустойчивостью. Ребенок-холерик, так же как и взрослый холерик, склонен к быстрым изменениям в настроении. Воодушевленный идеями, радостный и стремящийся к победе, он может, столкнувшись с трудностями, впасть в отчаянье. Он склонен к взрывным реакциям, но он быстро успокаивается. Все холерики – яркие личности, как правило, стремящиеся к публичности, имеют активную жизненную позицию. Это дети, которые могут и любят «петь со сцены», но плохо переносят критику. Он раним и обидчив. Если холерик становится лидером он, безусловно, счастлив, но у него не хватает терпения быть внимательным по отношению к членам своей команды, он может обидеть их своей вспыльчивостью. Родители ребенка-холерика должны учить его справляться со своими негативными эмоциями, не подавлять их и не проявлять бесконтрольно. Важно научить холерика проявлять эмоции в конструктивной, социально приемлемой форме, это поможет ему быть успешным и вдобавок к своим лидерским возможностям приобрести уважение со стороны окружающих его людей. Дети-холерики, научившиеся конструктивно реализовывать свои яркие эмоции, – это лидеры в будущем, это яркие творческие личности, нестандартные, оригинальные, это генераторы идей.

Какие черты характера родители обычно хотят видеть в своем ребенке? Наверное, все родители хотят видеть своего ребенка умным, талантливым, покладистым, веселым, артистичным, послушным, рассудительным и т.д. и т.п. Что нужно делать, чтобы ребенок приобрел все перечисленные выше качества?

С момента зачатия нужно осознавать, что ребенок – это отдельная от папы и мамы личность. У него будет своя судьба, свои интересы, свои таланты, свои друзья, свои победы и свои поражения. В общем – его нужно готовить к достижению его собственных, а не ваших целей;
Задача родителей – подготовить ребенка к взрослой жизни так, чтобы впоследствии ему было легко справляться с любыми трудностями. Соответственно, важно формировать такие черты характера, как трудолюбие, целеустремленность, рассудительность;
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным в жизни человеком – потрудитесь над тем, чтобы он вырос уверенным в себе и своих силах. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что он любим и уважаем своими родителями. Отдайте ребенку ответственность за его поступки;
Родителям нужно соотнести свои требования с возможностями ребенка (учитывать не только темперамент, но и возраст ребенка), для того чтобы не травмировать его личность;
Ориентироваться на способности и предпочтения ребенка. Развивать те таланты, в которых ваш ребенок проявляет особые успехи, и поддерживать на хорошем уровне другие способности ребенка;
И, наконец, самое главное – нужно любить и уважать своего ребенка! Он – это самое ценное из того, что вы оставите после себя!

Автор - Альфия Кабирова

Источник

Обновлено 31.10.2014 06:52

Откуда берутся воспитательные проблемы

E-mail Печать PDF

Откуда берутся воспитательные проблемы?

Мы с мужем ждем запланированного и желанного малыша. Много читаем книг по воспитанию детей. Почти во всех них написано, что родители воспитывают детей так, как их воспитывали собственные родители. И вообще семейное общение строится по тому же принципу, что и в родительской семье. В связи с этим и возник мой вопрос: если мы с мужем оба росли в неполных семьях, означает ли это, что мы не сможем правильно воспитать нашего малыша? Откуда вообще берутся воспитательные проблемы в семьях? Кто может помочь в них разобраться?

Справиться с возникающими проблемами семье может помочь семейный психолог. Возникать эти проблемы могут по разным причинам, попробуем их классифицировать.

1. Воспитательные проблемы, связанные с личными особенностями родителей.

Например, мама – тревожный, мнительный человек. С рождением ребенка эти черты мамы усиливаются – ведь теперь она отвечает не только за себя, но и за малыша, который от нее полностью зависит. От того, насколько верными будут принятые решения, зависят жизнь и здоровье ребенка. Тревожная мама склонна волноваться по любому поводу и перестраховываться. Малыш такой мамы с большой долей вероятности будет всегда укутан более, чем необходимо, из-за высокой маминой тревожности гораздо позже своих сверстников начнет на детской площадке самостоятельно играть в песочнице. Став старше, такой ребенок будет умело манипулировать маминой неуверенностью в своих действиях, создавая проблемы и конфликты.

В этой ситуации психолог поможет маме разобраться в себе, понять истоки тревожности, научиться управлять своим состоянием.

2. Конфликты между супругами в паре также могут становиться источником воспитательных проблем.

Во-первых, когда мама и папа часто находятся в состоянии ссоры, общая атмосфера семьи накаляется, ребенок чувствует себя в ней некомфортно. Он начинает метаться между двумя любимыми взрослыми, не зная, на чью сторону встать. Дети постарше в таких ситуациях стараются меньше бывать дома или уходят от реальности различными способами: кто-то в чтение, кто-то в компьютерные игры, кто-то в наркотическую или алкогольную зависимость.

Во-вторых, если родители не могут договориться между собой, тогда они не могут предъявлять единые требования к ребенку. Мама требует навести порядок в своем шкафу, а папа доверительно машет рукой со словами: «Да, не слушай ты ее, пошумит и перестанет». Или папа зовет сына в гараж, а мама говорит, что сначала надо сделать домашнее задание по природоведению. Родители при сыне начинают спорить, чей вид деятельности важнее. Что в этой ситуации делать ребенку? Чью сторону принять? Для него очень важно нравиться обоим родителям. Таким образом, родители обучают ребенка хитрить и лавировать, чтобы сохранить хорошие отношения с обоими родителями.

В подобной ситуации обращение к семейному психологу поможет родителям научиться слушать и слышать друг друга, а также договариваться, не вовлекая в свои споры ребенка.

3. Некоторые особенности личности ребенка также могут затруднять эффективное родительство.

Здесь в первую очередь следует говорить о той или иной степени нарушения органических основ функционирования психики ребенка, возникших вследствие сложного протекания беременности и проблем в родах: тяжелый токсикоз, гестоз, гипоксия, стремительные роды, длительный безводный период и пр. Следствием зачастую является широко распространенный сейчас так называемый феномен гиперактивного поведения. Родителям хочется тишины, покоя, послушания, а ребенок в силу своих психофизиологических нарушений не может с собой справиться, не может себя организовать.

На основе этого рассогласования часто возникают многочисленные детско-родительские конфликты. Достижения современной психологии говорят в пользу того, что даже при наличии значительных органических нарушений своевременное использование верно подобранных корректирующих программ позволяет достичь высоких результатов в развитии всех сфер психики ребенка.

Таким образом, своевременное обращение к психологу позволит избежать многочисленных конфликтов, а также сэкономит массу времени и нервов.

Автор - Анна Бердникова

Источник

Обновлено 31.10.2014 06:52

Откуда берутся конфликты и как их разрешать

E-mail Печать PDF

Откуда берутся конфликты и как их разрешать?

Сейчас я попробую кратко описать технику решения внутреннего конфликта.

Чтобы понять, как она связана с тремя существами внутри нашего мозга, нужно заметить, что человек отвечает за мышление и осознание, млекопитающее – за чувства и эмоции, рептилия – за глубинные потребности – безопасность, секс, стабильность и выживание.

К сожалению, в рамках одной статьи я могу описать лишь очень упрощенный вариант этой техники. Я узнала ее от прекрасного тренера личностного роста Олега Матвеева. По-видимому, авторство в таком виде принадлежит ему.

Итак, начнем с воспоминания о какой-то конфликтной ситуации – лучше всего о той, которую вы до сих пор прокручиваете у себя в мозгу с мыслью: «Надо было тогда поступить так-то…» Сейчас вы сможете наконец докрутить ее до конца.

(Не нужно сразу начинать с ситуаций, в которых есть явная угроза выживанию. Лучше сначала разобраться с млекопитающим – то есть, с конфликтами, в которых затронуты самолюбие и статус).

1. Берем лист бумаги и просто описываем ситуацию. Без оценок, без эмоций. Как будто вы смотрите фильм и просто пересказываете, что там происходит. «Я сказал ему: «Да как ты смеешь!», а он ответил: «Тебя забыли спросить», потом отвернулся, вышел и хлопнул дверью». В общем, описание должно быть таким, чтобы оппонент, если бы мог его прочитать, согласился: «Да, именно так все и было».

2. Описываем свои чувства в этой ситуации. Опять же – никаких оценок! «Я чувствовала, что он делает мне назло» – это не чувство, а оценка. Описываем именно чувства: боль, гнев, ярость, бессилие, злость, смущение, грусть, досаду…

3. Когда все чувства выплеснуты на бумагу, задаем себе следующий вопрос: «А чего я хотел от этой ситуации? Чего я ждал? В чем я нуждался?»

«Я хотел, чтобы он ответил мне: «Ты прав»…»

«А что мне это дает? Чувство правоты? А что оно мне дает?»

И так до тех пор, пока не дойдем до сути: я хотел признания, уважения, безопасности, приятия, любви, понимания…

Отлично! Мы проявили заботу о своем млекопитающем и рептилии. Мы услышали их голос. Мы поняли, чего они хотят. Как ни странно – оказывается, наши желания совпадают. Проблема заключалась в том, что мы, вместо того, чтобы удовлетворить их самостоятельно, ждали их удовлетворения от другого человека, который, в свою очередь, ждал от нас удовлетворения своих желаний.

И вот здесь мы применяем способность, свойственную лишь человеку: поставить себя на место другого.

4. Входим в роль оппонента и спрашиваем себя: «А что я чувствую?»

Сначала это может показаться сложным – откуда я могу знать, что он чувствовал? Но воображение быстро нам поможет. В конце концов, оно ведь уже помогло приписать ему всевозможные злокозненные мысли, когда мы глядели на ситуацию со своей колокольни. А теперь посмотрим его глазами.

Итак, пишем от лица оппонента: «Я чувствую…»

5. Теперь пишем от лица оппонента: «Я ждал от этой ситуации… Я хотел… Мои потребности – это…»

6. Закончив писать, вы с удивлением обнаружите, что вы во многом хотели одного и того же. Просто каждый ждал удовлетворения своих потребностей от другого.

7. И, наконец, последний шаг: с позиции стороннего наблюдателя поищите такое решение, которое устроило бы обоих и удовлетворило бы все их потребности.

В чем смысл этого процесса?

Во-первых, вы научитесь понимать, чего вы на самом деле хотите и за что сражаетесь. Дальше вы можете решить: вести себя как млекопитающее или человек. Вспомните: для млекопитающего нет разницы между прошлым и настоящим, поэтому оно до сих пор искренне по-детски уверено, что окружающие должны о нем заботиться и удовлетворять его потребности. Как ни упрощенно это звучит – но именно здесь основная причина многочисленных конфликтов.

Во-вторых, чем лучше связь вашего интеллекта с эмоциями и инстинктами – тем вы гармоничнее и целостнее, тем меньше у вас внутренних конфликтов – а стало быть, и внешних.

В-третьих, эта гармония ведет к тому, что инстинкты и эмоции начинают работать на вас, а не против вас. Поработав с несколькими тягостными воспоминаниями прошлого, вы обнаружите, что все лучше понимаете других людей в настоящем – не умом, а интуицией. Вы чувствуете, что на самом деле мучает оппонента, чего он хочет и почему злится. И вы интуитивно находите нужный тон и нужные слова.

Это не значит, что вам придется наступать на горло собственной песне – вы ведь уже стали самодостаточным, поэтому эмоции оппонента вас не задевают за живое. И то, что раньше было бурным конфликтом, постепенно превращается в умиротворяющую и гармонизирующую творческую игру.

Автор - Алина Даниэль

Источник

Обновлено 31.10.2014 06:53

Откуда берутся кумиры и нужны ли они нам

E-mail Печать PDF

Откуда берутся кумиры и нужны ли они нам?

И правда, почему так происходит: среди массы людей находится кто-то, кто становится для этой массы эталоном, предметом восхищения и подражания? Ведь все мы люди, в общем-то, несовершенны. Все имеем пороки и недостатки, у всех есть проблемы и сложности.

Так почему же среди, казалось бы, таких похожих друг на друга людей некоторые из них становятся кумирами для всех остальных? И почему людям во все времена нужны были герои, которым они могли бы подражать, за которыми они могли бы следовать? Чей образ жизни могли бы копировать, кем они хотели бы стать…

Вообще-то, само слово «кумир» означает не что иное, как идол, языческий божок. Но по представлениям исповедующих единобожие это были всего лишь мелкие злые духи, которые жаждали славы и всеобщего поклонения, а достигнуть этого могли, только лишь выдавая себя за настоящих богов. Вот таких вот «мошенников» и называли кумирами.

А что же в наше время? В любом толковом словаре вы найдете определение, содержащее такие слова, как эти: «…предмет восхищения, поклонения…» Так ли это на самом деле? Конечно. Только сейчас подобное определение применяется уже не к богам, и даже не к их жалкому подобию, а к таким же людям, как я и вы. И, несомненно, в наши дни понятие «кумир» нисколько не изменилось, разве что чуть атрофировалось.

Кто они, нынешние кумиры? Артисты, спортсмены, писатели и успешные бизнесмены… И каждый находит свою аудиторию, то есть тех людей, которые с готовностью станут восторгаться именно им. И тут возникает два вопроса: зачем людям вообще нужны кумиры, и зачем кумиры стремятся оставаться кумирами как можно дольше – ведь, как ни крути, это тяжкое бремя?

На первый вопрос ответ можно найти интуитивно. Подавляющему большинству людей кумиры и примеры для подражания нужны как воздух, даже если они сами никогда в этом и не признаются. Это вовсе неплохо, так как успех других людей – это движущая сила, которая ведет к самосовершенствованию, постановке новых целей и приоритетов, стремлению выйти на новые горизонты.

Часто люди ищут в своих кумирах что-то, чего им недостает в собственной жизни. Это могут быть какие-либо личностные качества или общепризнанный успех, или же что-то другое. Это что-то, чего у них нет и, казалось бы, не может быть. Но, убедившись, что есть человек, который этим обладает, люди уверяются в том, что и им это под силу.

В частности: что идеальный мужчина, который может и умеет все, существует. Что есть успешные бизнес-леди, добившиеся всего сами, не имея на начальном этапе ничего. Что есть то и есть это. А раз все это есть, значит, и у обычного человека все это может быть. Что ему это под силу, надо только приложить усилия, и все будет: и идеальный мужчина под рукой, и головокружительный успех и многое другое. Ведь кто-то же смог.

Отсюда и начинается «кумиродельня». Люди начинают восторгаться каким-то «избранным», пристально следят за его успехами и поражениями, подражают ему…

Если с первым вопросом все предельно ясно, то со вторым все гораздо труднее. Итак, кто же становятся кумирами и зачем им это надо?

Кумир – это, по сути, такой же человек, как и все остальные из живущих на Земле. И у кумира тоже были и есть свои кумиры, на месте которых он страстно желал оказаться. И у него это почти получилось. Человек добился успеха, неважно, с какой целью: будь то самореализация или же попытка кому-то что-то доказать, или просто желание получить материальную выгоду. Теперь этот человек из статуса «обычного» переквалифицируется в кумира, так как всегда найдется множество подражателей его успеху. Но быть кумиром – задача не из простых. Постоянное пристальное внимание к собственной персоне способны выдержать очень немногие, так зачем им это нужно?

Просто жизнь человека, попавшего в категорию «кумиры», сразу кардинально меняется. Бесповоротно. А поскольку, как правило, кумирами становятся люди неординарные, стремящиеся к успеху и всеобщему признанию порой гораздо сильнее, чем все остальные, то поначалу человека все устраивает. Его амбиции удовлетворены, желания исполнены, цели достигнуты.

И вдруг, в один «прекрасный» день, человек начинает осознавать, что слишком много людей восхищаются им, пристально рассматривают каждый его шаг, пытаются занять его место… Это перестает приводить в восторг, появляются опасения, что это никогда не кончится. У человека-кумира не может быть нормальной семьи, хобби и вообще жизни. У него все должно быть лучше всех! Но так не бывает.

Однако и выхода из положения он не может найти: с одной стороны, он хочет прожить свою жизнь для себя, а не для того, чтобы быть примером для окружающих. Но, поскольку этот человек, как правило, очень амбициозен, то и без былой славы, которой он с таким трудом добивался, жить он уже не сможет.

И тут уже возникает внутренний конфликт, конфликт с самим собой. И именно из-за этого неразрешенного конфликта большинство кумиров – глубоко несчастные люди, которые, приняв любое решение, не будут счастливы.

Так стоит ли становиться кумиром? И стоит ли брать пример с несчастливых и сломанных людей? Решать каждый может только сам. Я лишь изложила свою личную точку зрения относительно этого вопроса.

Автор - Татьяна Григорьева

Источник

Обновлено 31.10.2014 06:54

Откуда дети берутся

E-mail Печать PDF

Откуда дети берутся?

Этот простой вопрос, произнесённый ребёнком, почему-то всегда ставит взрослых в тупик. И начинается «детский лепет» про волшебниц, магазин и капусту с аистом… А почему бы честно не сказать: «Из яйца»? Это же чистая правда!

Жизнь каждого человека начинается тогда, когда сливаются воедино мужская и женская половые клетки. И образуется одна-единственная, оплодотворённая яйцеклетка. В ней, различимой только под микроскопом, заключено всё будущее: ясные голубые (серые, зелёные) глаза, густые, вьющиеся (редкие, прямые) волосы, длинные стройные (кривые, короткие) ноги, пикантная родинка над верхней губой, различные таланты (бездарность)…

Но где же где всё это помещается? В ядре оплодотворённой яйцеклетки. Точнее, в тех сорока шести хромосомах, которые станут направлять развитие нового организма.

Всего за секунду до оплодотворения в яйцеклетке (женской половой клетке) было 23 хромосомы. Сперматозоид (мужская половая клетка) добавил свои 23. И вот их 46. И так в каждой клетке будущего организма (исключая половые, всегда содержащие половинный набор хромосом). Ни больше, ни меньше.

Можно сказать, магическое число, определяющее принадлежность к роду человеческому. Отклонение в любую сторону влечёт за собой тяжелейшую болезнь либо вообще несовместимо с развитием и грозит отторжением яйцеклетки из материнского организма.

Вот видите, как всё просто. С биологической точки зрения, которую, в принципе никто не мешает нам донести до сознания ребёнка (с учётом его возраста, конечно: информация должна быть понятна и доступна маленькому человеку). А вот в моральном плане обычно взрослые бывают не готовы к откровенным разговорам на эту тему, особенно, если перед ними уже не малыш, а подросток.

К 10-12 годам ребёнок довольно много знает о «житейских истинах» и нуждается в более подробных сведениях о сексе. Сегодня подростки созревают намного быстрее, чем во времена нашего детства. Но физический рост не сопровождается заметным ускорением развития личности, становлением её нравственных основ. Да, наши дети знают больше, чем мы в их возрасте, но вряд ли они умеют чувствовать и переживать, как взрослые люди.

Исследования показывают, что родители находятся в плену иллюзий относительно степени сексуального развития детей. Иногда это происходит потому, что тема секса вообще не затрагивается в семье. Иногда подростки чувствуют нежелание родителей замечать их физическое созревание. Если вы будете ждать, пока ребёнок осмелится подойти к вам с вопросами, вы рискуете опоздать. Лучше действовать с некоторым опережением.

Это не означает, что пятилетке надо объяснять механику полового акта. Это означает, что не надо считать подростка неспособным понять хотя бы фактическую сторону половых отношений (с эмоционально-нравственными аспектами всё действительно обстоит сложнее). Проблемы обычно возникают не от недостатка общения, а от отсутствия взаимопонимания. Взрослые часто имеют в виду одно, говорят другое, а дети улавливают нечто третье, очень далёкое от первоначальных намерений взрослых.

Надо тщательно взвешивать не только, что вы говорите, но и как, в какой обстановке, с какими акцентами. Всем известно: от того, как произнесена фраза, может радикально измениться её смысл. Этот второй план общения очень важен, когда речь заходит о сексе. Даже молчание может иметь определённый смысл. Молчание подростка может означать: «Меня секс не интересует» или «Я об этом и так всё знаю». Молчание родителей может быть понято ребёнком как: «Секс - запрещённая тема» или «Родителей не интересует моя жизнь».

Можно долго сокрушаться по поводу трудностей общения с подростками. Но, всё-таки, взрослым придётся понять, что дети, как и все люди, имеют право на собственные чувства, суждения, ошибки, независимо от того, нравится это взрослым или нет. Поэтому старайтесь избегать насмешливых и критических высказываний в адрес ребёнка, его внешности, привычек, интересов. Ничего, кроме обострения отношений, это не принесёт. Лучше перехвалить его, чем оставить достойный поступок без внимания. Это сблизит вас с ребёнком, что в свою очередь упростит вашу задачу в общении на темы секса.

Автор - Татьяна Шуваева

Источник

Обновлено 31.10.2014 06:55

Страница 739 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135