Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Божович

E-mail Печать PDF

Божович

Божович Лидия Ильинична (1908-1981) - советский психолог.

Основная область исследований - педагогическая и детская психология.

Божович изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связи со сферой социальных мотивов.

Божович занималась анализом личностных конфликтов детей.

Экспериментально исследовала функции самооценки, уровня притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребенка, природу и пути формирования устойчивости личности (Личность и ее формирование в детском возрасте, 1968).

Брентано

E-mail Печать PDF

Брентано

Брентано Франц (1838 - 1917) - австрийский философ.

Используя идеи Аристотеля, Бретано предложил план разработки новой психологии сознания (Психология с эмпирической точки зрения, 1873), в основу которой был положен постулат о принципиальном различии между областью внутренних душевных явлений и внешним физическим миром.

Это различие, согласно Бретано, определяется тем, что сознание строится не из содержаний (ощущений, образов и т. п.), а из актов (представлений, суждений и эмоциональной оценки), предполагающих направленность на или интенцию. Бретано критиковал за искусственность принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру членения сознания на элементы.

По его мнению, психология должна изучать внутренний опыт субъекта в его реальном и естественном составе, включая производимые им действия (акты).

Говоря об объективности сознания (каждый психический феномен в отличие от физического характеризуется тем, что в нем интенционально сосуществует объект), Бретано понимал под объектом не реальную, независимую от сознания вещь, а феномен, бытие к-рого дано в силу его актуализации субъектом.

Это вело к представлению о субъекте как о системе актов, имеющей основание в самой себе и постигаемой посредством самонаблюдения. Положение Бретано об активности, предметности, целостности сознания явилось основанием для возникновения ряда течений в западноевропейской психологии (функционализм, феноменологический подход Гуссерля, Вюрцбургская школа и др.).

Бюлер

E-mail Печать PDF

БЮЛЕР (Buehler) Карл (1879—1963) — немецко-австрийский психолог. Специалист в области психологии развития, общей психологии, психологии личности, социальной психологии, философии и теории психологии, гуманистической психологии. Образование получил во Фрайбургском ун-те (д-р медицины, 1903), продолжил в Страсбургском ун-те (д-р философии, 1904).

В 1906 закончил Берлинский ун-тет и присоединился к группе О. Кюльпе в Вюрцбурге. Занимался разработкой методик экспериментального изучения мышления, в частности метода свободного отчета испытуемого о своих психических процессах при решении сложных задач. Результат (Ausfragemethod) очень походил на современное структурированное интервью.

В 1909 Б. стал профессором психологии Боннского ун-та и занимался изучением гештальт-феноменов. Его работа о гештальт-восприятии была издана в 1913, что совпало с переходом в Мюнхенский ун-тет на должность профессора психологии. После Первой мировой войны сосредоточился на изучении проблем развития детской психики.

В 1918 опубликовал труд, который считается первой попыткой обширного изучения детской психологии, и был назначен профессором психологии в Дрездене. Четырьмя годами позже Б. принял кафедру психологии в Венском университете и с этого момента вместе со своей женой Шарлоттой занялся преобразованием Венского факультета психологии в один из ведущих центров по исследованию детской психологии.

Его разочарование в американском бихевиоризме и приверженность холистическому мировоззрению побудили Б. заняться критикой методологии. В своей книге "Die Krise der Psychologe" ("Кризис в психологии", 1927 г) Б. не отвергал ни одну из школ, но пытался ограничить их претензии на абсолютную истину.

Считал, что выход из кризисной ситуации возможен путем интеграции трех основных направлений: интроспективной концепции сознания, бихевиористской концепции и культурологических исследований психики, ставящих личность в зависимость от системы ценностей. В 1931 г. Б. обращается к психолингвистике, введя понятие контролирующих факторов во временную модель "стимула — реакции" и применив принципы гештальтпсихологии к изучению языка. С появлением нацистов в Вене в 1938 г. был вынужден уехать сначала в Норвегию, а затем в Америку. Бихевиористские предпочтения американской психологии до сих пор мешают оценить последнюю его работу, посвященную теории информации и коммуникации ("Menschen und Tiere", Hans Huber, 1958).
С.В. Ильина, М.Г. Ярошевский

Ганнушкин

E-mail Печать PDF

Ганнушкин

Ганнушкин Петр Борисович (1875-1933) - русский психиатр, ученик С. С. Корсакова.

Исследования Ганнушкина связаны с областью психических расстройств, пограничных между нормой и патологией.

В монографии Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика (1933), предложил следующую классификацию психопатических личностей: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные и кон-ституционально-глупые, а также дополнительные подгруппы: депрессивные, возбудимые, эмоционально-лабильные, неврастеники, психастеники, мечтатели, фанатики, патологические лгуны.

Данная классификация оказалась существенно шире рамок психопатий: с одной стороны, в типологию Ганнушкина были включены невротические варианты пограничных расстройств, с другой - помимо психопатических личностей в нее вошли типы характеров, близкие к норме (например, мечтатели, конституционально-глупые).

Гарднер

E-mail Печать PDF

ГАРДНЕР (Gardner) Говард Эрл (р. 1943) — американский психолог, специалист в области когнитивной психологии, психологии развития, психологии интеллекта, нейропсихологии. Получил степень д-ра наук (Ph. D.) по психологии развития в Гарвардском ун-те (1971).

Соруководитель Гарвардского проекта Зиро (Нуль — Project Zero), крупного междисциплинарного исследовательского проекта в области развития когнитивных способностей в школе, семье и других социальных средах окружающих ребенка (основанного Н. Гудманом в 1967). Профессор Гарвардского и Стэндфордского ун-тов Г. известен своими взглядами в области психологии интеллекта.

Считал, что интеллект не сводится к решению логических и вербальных задач, входящих в традиционные тесты интеллекта, и предложил теорию множественных интеллектов (Frames of mind: The theory of multiple intelligences, 1983). Согласно Г. интеллект не единый конструкт, а состоит из 7 различных типов интеллекта: вербального (языкового), логико-математического, пространственного, музыкального, телесно-кинестетического, межличностного и внутриличностного.

Теория вызвала большой резонанс среди американских психологов и педагогов. В книге "Творящие умы: анатомия креативности" (Creating minds, 1993) Г., опираясь на изучение биографий, рассматривает жизнь и творчество семи выдающихся деятелей мировой культуры, живших в конце XIX — начале XX вв. и идеально олицетворявших собой один из выделяемых видов интеллекта.

Так, З. Фрейд — выдающийся обладатель внутриличностного типа интеллектов, А. Эйнштейн — блестящий представитель логико-математического интеллекта, Стравинский — музыкального, М. Грэхам — телесно-кинестетического, М. Ганди — межличностного, Т.С. Элиот — лингвистического, а П. Пикассо — пространственного.

Г. занимается также проблемами одаренных детей, их художественного воспитания (Changing the world: A framework for the study of creativity, 1994. Он автор программ по развитию практического интеллекта, альтернативных стандартизированному тестированию систем оценивания продвижения ребенка в школе, и обучения восприятию искусства на научных основах, определяемых его теорией множественных интеллектов (Multiple intelligences: The theory in practice, 1993).

Г. внес существенный вклад в психологические аспекты изучения афазии, а также проблем дизлексии, алекситимии, зрительной агнозии, больных с Корсаковским синдромом. Исследовал проблемы психологического функционирования при афазии и повреждениях правого полушария мозга, роли правого полушария в понимании сложного лингвистического материала, метафор и иронии.

Г. показывает, что музыкальный интеллект был более значим, чем логико-математический на протяжении большей части человеческой истории. Развитие научной мысли имело место достаточно поздно в человеческой эволюции; напротив, музыкальные и артистические умения были с людьми практически с основания человеческой цивилизации.

Идеи Г. о личностном, музыкальном и кинестетическом интеллектах стимулируют новые попытки измерить эти способности и использовать их в качестве предикторов других переменных. Теория Г. обращается к тому факту, что традиционные тесты, измеряющие IQ, хорошо предсказывают школьную успеваемость, однако оказываются очень слабыми предикторами дальнейших этапов жизни, профессиональных успехов и карьерного роста. Возможно, измерения других типов интеллекта, таких как личностный, могут помочь объяснить, почему некоторые индивидуумы блестяще успевающие в школе оказываются неуспешными в дальнейшей жизни, в то время как менее успешные студенты становятся успешными профессионалами и харизматическими лидерами. Можно по-разному относиться к теории Г. и спорить, являются ли все интеллекты действительно интеллектами и насколько они независимы друг от друга, однако ясно, что эта теория рождена под непосредственным влиянием современных запросов американского общества, характеризующегося стремлением к демократии и высокой оценке всех своих членов вне зависимости от того каким трудом — физическим или интеллектуальным — они занимаются.
Т.О. Гордеева

Страница 690 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135