Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Что такое кокология

E-mail Печать PDF

Что такое кокология? Ключи к тестам

Без лишних слов обратимся к тому, что означают ситуации, описанные в тестовых играх.

1. Что подумали богатыри?

Этот тест имеет общепсихологическое содержание. В зависимости от того, что подумалось о реакции богатырей на пропажу мертвой царевны, оно может быть таким:

1. Если оказалось, что все семеро подумали о чудесном воскрешении и пожелали счастья царевне, то это свидетельство вашей высокой этики и гуманизма.
2. Если же все семеро подумали одно и то же, но в минорной тональности (что-нибудь вроде: «Ну и скатертью дорога») – может, вашей безусловно цельной натуре нужно немножко отдохнуть?
3. Могло быть и так: кто-то из братьев обиделся, что исчезнувшая красавица ушла, не попрощавшись (неблагодарная!), – тогда, видимо, вы чуть-чуть увязли в житейских делах и хлопотах, хорошо бы найти способ поднять настроение для придания себе оптимизма.
4. Если все семь мнений образуют общий эмоционально-смысловой ряд, то приглядитесь, каков он – это подсказка для лучшего узнавания своего характера.
5. Значительный разброс мнений может служить сигналом о нехватке внутреннего согласия. И хорошо, что она «засветилась», потому что увидеть это – значит пройти половину пути преодоления.
6. Если же все семь позиций разные, то вы обладаете хорошей способностью смотреть на ситуации с разных сторон! А порадовавшись этому, можно и спросить себя: «Какое же мнение похоже на зеркало, отражающее мое лицо»?

2. Городок в табакерке

Музыкальная шкатулка в психоанализе – символ красоты и удовольствия. Правда, так бывает, что пленившая красота возьмет, да и примелькается, а удовольствие куда-то денется, будто «приевшись». Как любимое блюдо, если готовить его ежедневно на завтрак, обед и ужин. А если еще и в полдник...

По замыслу Исаму Сайто и Тадахико Нагао, отношение к музыкальной шкатулке в игре обозначает… ожидания от любовных отношений, а также и то, чем они могут закончиться.

1. Так сколько времени шкатулка услаждала ваш слух? Полчаса? Пару дней? Несколько месяцев? Череду лет? Видите ли, чтобы она играла вечно, нужно не так много, всего лишь чуточку заботы, любви и внимания... но каждый день.

2. А что вы подумали, когда шкатулка сломалась? Очень может быть – что-то такое, что созвучно вашим переживаниям при расставании с любовью. Может, вы пожали плечами, что, мол, иначе и быть не могло? Решили, что надо выбросить, чтобы не копить хлам в доме? Или, не рассуждая, отправили в мусорный бак? Или посетовали на «ломкость» игрушки («что же они выпускают, эти производители!»)? Пожалели потраченных денег? Зареклись приобретать подобное?

А вдруг… а вдруг вы подумали, что ее можно починить или даже: как ее можно починить? Ведь иногда для того чтобы заглохшая музыка зазвучала вновь, всего-то и нужно, что стукнуть по ней хорошенько, правда, в нужном месте. Я сама так раньше поступала со стареньким телевизором, вспомнив из детства, как это делал когда-то мой папа. Вы же понимаете, что не имеется в виду стучать по предмету уходящего чувства? Речь идет об эмоциональном всплеске, неожиданном повороте...

Вот такие ключики. Подошли они или нет – решать вам, как, впрочем, и о том, играть в кокологию или нет.

А я вам желаю жить в согласии с собой, ведь это основа психологического комфорта!

Автор - Валентина Пономарева

Источник

Обновлено 01.11.2014 09:50

Что такое кокология

E-mail Печать PDF

Что такое кокология? Тестовые игры

Эта игра. Японская. Психологическая. Создателем ее является Исаму Сайто, профессор университета Риссё и автор нескольких психологических бестселлеров, генеральным продюсером проекта – Тадасико Нагао.

В этом году исполняется 10 лет со дня выхода первой книги по кокологии – сборника из серии тестов, составленных в игровой непринужденной форме, то веселых, то забавных, то незатейливых. Они не претендуют на серьезность и тем выгодно отличаются от многих тестов (меньше соблазнов «вычислить» правильный ответ или «подогнать» его под «хорошее» значение, создавая приятное впечатление о себе).

Неправильных ответов здесь не существует. И думать над ними долго не нужно: выбирается первое, что приходит в голову. И вообще в этих тестах главное – воображение, которое помогает дополнить, достроить, дорисовать предлагаемый сюжет. Именно по проделанной воображением работе интерпретируется психологическое состояние человека в той или иной сфере (общение, карьера и т.д.).

Не спешите считать это бесплодными фантазиями. В конце концов – ваши фантазии являются продуктом вашей деятельности, причем творческой, а потому заслуживают уважения. Хотя бы потому, что искренни. А искренность – первое условие участия в игре «кокология».

Играть можно, как пожелается: в одиночку, в компании: вам предлагается ситуация и задается вопрос или вопросы, часто – вместе с вариантами ответов. В зависимости от того, что вы выбираете (или представляете, если варианты не приводятся), строится психоаналитическая картинка, порой очень неожиданная...

Смысл ее в том, чтоб приоткрылась дверь – или окошко, или хотя бы портьера шелохнулась – что-то такое, что преграждает путь к вашему собственному подсознанию, которое далеко не всегда любит делиться информацией о себе, а нередко и прячет ее от ума-контролера...

Дело в том, что «кокология» происходит от японского «кокоро» – сознание, так что она претендует на помощь в самопознании. Как к этому относиться? Как захотите: можно ограничиться взглядом на нее как на развлечение, а можно и узнать себя получше: свои душевные качества, диапазон взглядов на жизнь.

Ну, что, сыграем? Вот две тестовые игры. Поскольку я очень люблю сказки, то предлагаю и ситуации соответствующие, сохранив принцип И.Сайто, но используя его на почве отечественной литературы. Только не забудьте:
– долго не думать (принимать первое пришедшее в голову);
– отвечать искренне;
– не искать «правильные» ответы.
И пока что не задумывайтесь о том, что ваши версии означают – до них дело дойдет непременно, но позже.

1. Что подумали богатыри?

Вы, конечно же, помните пушкинскую сказку «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». И помните, как она заканчивается: королевич Елисей находит невесту в хрустальном гробу и увозит, злая мачеха не выносит этого и помирает, что не мешает свадьбе счастливых влюбленных. Все замечательно. Все?! Я вот в детстве страдала от того, что богатырям и словечка не было сказано на прощание...

А в самом деле, что было с ними, когда они в очередной раз навестили скорбное место и увидели пустой гроб. Что подумали богатыри, какие мысли могли придти в голову каждому из них (помните, семеро было молодцев?).

2. Городок в табакерке

У В.Ф.Одоевского есть сказка «Городок в табакерке», помните? Если не повезло ее прочитать или сюжет забылся, текст можно посмотреть здесь.

Представьте, что и у вас появилась такая шкатулка – милая вещица, забавная безделица для удовольствия. Вы с интересом, а быть может, и с замиранием сердца протягиваете к ней руку в самый первый раз, поворачиваете гладкую прохладную ручку… и раздается музыка. Что это за мелодия? – Послушайте...

Она может звучать еще и еще раз по вашему желанию, стоит только повернуть ручку разок – другой. Вы это проделываете без труда, когда захочется, но вдруг... ах, она сломалась! И музыки больше нет.

Представьте себе эту ситуацию и скажите:
1. Сколько времени «прожила» у вас шкатулка до поломки: минут, часов, дней, месяцев или лет – сколько?
2. О чем вы думаете, держа в руках сломанную музыкальную шкатулку?

А теперь – о ключах (расшифровке) к тестам. Если они вас интересуют, загляните сюда.

Автор - Валентина Пономарева

Источник

Обновлено 01.11.2014 09:51

Что такое мобиломания

E-mail Печать PDF

Что такое мобиломания?

Он не очень понимает, зачем это делает. Хотя делает постоянно.

Постоянно, когда достает из сумки кошелек – в магазине расплатиться, например, или в маршрутке – достает еще и телефон. Проверяет: а не звонили ли? Не звонили. Может, хоть эсэмэску прислали? Не прислали.

И так дома, на парах, в кинотеатре и в клубе. Проснувшись и только оторвав голову от подушки, слушая нудную лекцию и закрывая глаза, перед сном. Знакомьтесь: он – сотоголик.

У болезни нет названия – зовем ее мобиломания.

Вы замечали парадоксальность человеческого внимания: если у человека, который только что смотрел на часы, спросить «Сколько времени?», он не сможет ответить, не взглянув на циферблат еще раз.

При чем здесь сотовые? Да все при том же! Человек часто делает все «на автомате»: крутит прядь волос или теребит край скатерки, смотрит на часовую стрелку или на родной мобильник. Кое у кого до тика доходит! А зачем он это делает?

Сверхзадача не просматривается. Racio отсутствует начисто, ведь все навязчивые состояния характеризуются абсолютной иррациональностью. Строго говоря, вопрос «Зачем?» здесь не то, что некорректен – он в принципе неуместен. Потому что вопрос «Зачем?» - логичный, а неврозы ни логики, ни смысла, ни цели не имеют.

Другое дело – вопрос первопричины. Вопрос «Почему?». Ответ ясен, к психоаналитику не ходи.

Фундаментальный, сакральный комплекс человека – потребность быть нужным, страх быть никчемным. А как проще всего показать всем свою «нужность»?

Взять трубку (желательно новейшей модели, с блютузом, ИК-портом, камерой, гарнитурой, флэш-картой и сотней модных рингтонов): «Алло! Ты где? А я там-то. Буду во столько-то. Перезвоню попозже, мне некогда…» И неустанно эсэмэсить «Kak dela?», перещелкивая вниз по справочнику. И проверять, а не звонили ли. И поминутно смотреть на дисплей, вертеть обтекаемый корпус из пластика…

Кто сказал, будто имидж – ничто? Этот чудак не знал, что такое сотовая связь! Когда величие и успешность возведены в культ, нельзя останавливаться, нужно раз за разом повторять простые движения – щелчки маленькими кнопками. Еще одна SMS’ка – еще одна иллюзия того, что твои котировки растут.

Connecting people?

Психологи утверждают: разговаривая, люди лишь 30% информации передают с помощью слов, остальные 70% - тоном, позами, жестами, взглядами. В межчеловеческой коммуникации важно не столько ЧТО мы говорим, сколько КАК.

Телефонные разговоры и тем более мессаги лишены этого важного «как». SMS выхолощено, оно – лишь эрзац нормального человеческого разговора. Хуже того, увлеченность СМС-ками приводит к тому, что человек отвыкает от контактов «глаза-в-глаза», уходит из реальность в виртуальное СМС-пространство и превращается в социофоба.

Посмотрим на мобилу с другой стороны. Ее главное назначение – связь в важных, срочных ситуациях. Но границы необходимости расплываются на глазах: родители названивают каждые полчаса, допрашивают «Где ты? С кем ты? Когда вернешься? А ты тепло оделся?». Ревнивые барышни трезвонят по три раза каждые пять минут своим возлюбленным, дабы убедиться, что он не с другой… Подруга пишет среди ночи «Не спишь?» и этим окончательно будит…

Ох, если б это были единственные последствия мобиломании! Боль в пальцах и запястьях у заядлых SMS’щиков, повышенный риск онкологических заболеваний, неожиданно взрывающиеся «серые» аппараты… А сколько «мобильных» преступлений происходит в мире: кражи, грабежи, мошенничества, скупка и перепродажа краденого. И даже убийства. Да-да, известно множество случаев, когда из-за дорогого телефона хозяин был убит. Страшно жить, товарищи! Неужели имидж – ничто, мобила – все?

Что о сотоголизме вы не узнаете в учебниках.

Сегодня количество сотоголиков, по мнению психологов, составляет 7-9%. То есть один человек из моей небольшой (15 человек) группы да страдает мобиломанией.
Впервые зависимость от сотового диагностировали в 1984 году в Англии. И не у какого-то юнца, а у джентельмена изрядных лет и достатка. Достаток, правда, изрядным оставался совсем недолго – этот англичанин в пух и прах разорился на счетах за телефон. А ведь тогда еще не было мэссагов!
Один американский психолог провел эксперимент. В ходе оного 220 человек отключили сотовые, по замыслу организатора, на 72 часа. Однако 3 дня «в отключке» выдержали лишь трое! Остальные сошли на половине дистанции. По словам Серджио Чапарро (того самого психолога-организатора), отлученные от заветного аппарата испытывали дискомфорт, волнение, тревогу и даже панику, нервозность, переходящую в депрессию. А кое-кто даже грозил суицидом.
В Великобритании установили, что люди, зависимые от сотовых, воспринимают телефон как часть своего тела. Лишиться связи для них – то же, что лишиться ноги или руки.
В России уже существует клуб противников сотовой связи (КПСС). Если вы решили вступить в общество борцов с мобиломанией – добро пожаловать на сайт abonentov.net

Тест "А вас мобила еще не загубила?"

Я не выпускаю телефон из виду, даже когда моюсь или ем.
Я нервничаю, когда у сотика садится аккумулятор, и нет возможности его зарядить. Или если сим-карта блокирована.
Ложась спать, я никогда не отключаю аппарат. Всегда кладу его под подушку либо рядом с кроватью.
Я вообще никогда не выключаю мобилу.
Иногда мне кажется, будто телефон звонит, хотя на самом деле – нет.
Я часто меняю модель телефона и аксессуары для него, заставки на экране, мелодии и тарифы.
У меня есть несколько SIM-карт и несколько аппаратов.
Я звоню или отсылаю SMS не только по какому-либо поводу, но и просто так.
Если мне приходит сообщение, я отвечаю сразу же, даже если очень занят.
Я участвую в SMS-викторинах, знакомлюсь по SMS, подписываюсь на SMS-услуги, скачиваю мелодии и картинки.
Абсолютно все номера я храню только в памяти телефона. И никогда – в блокнотах, записных книжках.
Я часто верчу мобилу в руках, не всегда даже осознавая это.
Если у меня мало денег, я лучше не куплю продукты, но на счет кину деньги непременно.
Я уверен: там, где заканчивается зона связи сотового оператора, заканчивается цивилизация!

Если вы ответили утвердительно хотя бы на половину утверждений – вам уже есть, над чем задуматься.

Как лечиться от мобиломании? Сесть на телефонную диету! Ограничьте или количество звонков и SMS (максимум до 5 звонков и 10 эсэмэсок в день), или количество «рабочих» часов, когда телефон включен (максимум 5 часов в день), или количество денег на оплату связи. А главное помните: телефон – для человека, а не человек – для телефона.

Автор - Ксения Угланова

Источник

Обновлено 01.11.2014 10:10

Чувственное отражение

E-mail Печать PDF

Чувственное отражение

Рассмотрим специфические формы, в которых обнаруживается активность чувственного отображения действительности, а также ту роль, которую выполняют ощущения в процессах формирования образов. Очень часто ощущения рассматриваются прямо как полноценный образ реальности и, сводясь к чувственно-рефлекторным впечатлениям, не признаются даже образами. Ощущения - перв и чные образы определенных свойств действительности - прямо или косвенно вк л ю­чаются в формирование всех (в том числе и обобщен ных) мы с ленных образов. Они связаны с непосредственным воздействием объекта на о рганы чувств и по своей сути репродуц и руют действитель н ость. Будучи результатом непосредственного взаимодействия объекта и субъекта, результатом более или менее прямого воздействия объекта на органы чувств человека, ощущение отражает свойства этого объекта. Оно не тождественно физичес к ом у вза и модействию, но несет в себе мощный заряд об ­ разности. Зависимость ощущений от “внесенсорных факторов” (мотивации, интересов и прочих) становится все более значимой в развитых формах чувственного отображения действительности, приобретая самостоятельную ценность в рамках воображения.

Воображение, создавая наглядные образы, вбир а ет в себя ощущения. Но п ри этом воображение оп и рается на их смысловой момент. Поэтому воображение физиологически не зависит от деятельности органов чувств. Кроме того, воо б ражение з ависит от ра з вития той или иной формы чув с твительности, и ощущения участвуют в формировании образов воображения бла г одаря тому, что они сп о собствуют накопл е ­нию и н формации об объекте, то е сть обеспечивают субъекта материалом, ком б инаторные преобразования ко­торого о б разуют содержание воображаемых образов.

Однако воображение не является продуктом дея­тельности органов чув с тв. Воображение - про д укт преобразования прежде всего функциональ н ых харак­теристик отображения. Такое преобразование - на уров н е ощущений - происход и т, например, когда деятельность одних органов чувств, включаясь в деятельность друг и х, перестра и вает характерную и для тех и для других систему организации опыта. Однако решающую и синтезирующую роль в такой перестройке играют не отдельные взаимо­влияния, а вся целостная организация жизнедеятель­ности челов е ка. Субъект как бы ставит под к о нтроль работу органов воспр и ятия, что позво­ляет актуали з ировать необходимые ему отношения, а также перестраивать их в соответствии с задачами и потребностями деятельности.

В отличие от ощущений восприятие воспроизводит ц елостность объекта: его пространственные и вре м енные границы, форму, величину, объем и т. д. Восприя­тие - образ предмета в целом, в нем уже весьма пол­но раскрываются смысловые характеристики предмет­ности и за счет этого возрастают константность обра за и его адекватность.

В ходе восприятия субъект способен конструировать целые комплексы непосредственно не данных параметров объекта. При этом не только усложняется образ объекта, но и развивается способность субъекта отображать объективные характеристики действительности путем “достраивания” представленного в ощущениях содержания. Для целостности восприятия недостаточно лишь чувственного впечатления, и в этом выражается преобладающее значение смысловой стороны в образах восприятия. Если в рамках ощуще н ий активность их смысловой стороны обн а ру ­ живает себя главным образом в констатации или от­сутствии констатации факта ощущения, то в воспр и я­тии эта акт и вность реализуется как способность “до­страивать” образ, видеть в части цело е , актуал изи ро­вать содержание образа без пр я мого стимульного в оздействия.

Так, например, способность к восприятию изображений на плоскости геометрических фигур как объемных формируется только на определенном историческом этапе развития. С выработкой жизнен­но необходимых механизмов отражения обычных предметов складывается и восприятие изображения геометрических фигур, рисунков. Человек начинает объемно отображать плоскостные и з ображения. Н о это еще не свидетельствует о наличии в процессах восприятия самостоятельного пласта воображения. В данном случае имеет место феномен активно с ти восприятия.

Элементы воображения как такового обнаруживают себя в чувственном отображении лишь тогда, когда наряду со способностью функционально “до­страивать” образы непосредств е нно или опосре д ован­но данных объектов явственно обнаруживается спо­собность человека раскрывать для себя функцио­нальную значимость (практическую, эсте­тическую, нравств е нную и прочие) воспринимаемых объектов и делать саму эту значимость предметом осо б о­го рассмотрения и специальных процедур. Воображение предполагает, что участие функционально-деятельнос т ных смыслов в процессах формирования образо в ста н ов и тся достоян ие м сознания и особого рода деятельности человека. “ Отстраняясь” от конструируемого образа, субъект вооб­ р ажения сам сознательно “достраива е т” или “строит” из чувственной материи то, что требу е тся “по смыс­лу” с его точки зрения. Эта способность предполагает, что субъект способен представить с е бе основание данного фрагмента своей собст в ен н ой д е ятельно с ти и “стать выше” имеющихся оснований.

Тот факт, что в восприятии человек способен п о данным отдельным элементам “ достраивать” недо­стающие стороны объекта, “ в ид е ть” целое при р е альной доступности лишь его частей, с видетельствует о развитии предметно-деятельностных х арактеристик чувственных образов. Усложненность таких образов, включенность в н и х опыта индив и дуальной и коллективной деятельности есть про ­я вление во з никающего воображения, поскольку ос ­ мысленное обращение к опыту прошлой деятельност и и учет его вл и яния на восприятие, как правило, определяются сознательно сформулирован н ыми з адач а м и деятельности. Но сущность воображения, заро ж дающегося в первичных образах, заключается не в способности узнавать целое по части восприним а емого явле н ия или формировать образ отсутствую щего предмета, а в том, что обра з ы воображения сознат ел ьн о п родуцируются человек о м. Это значит, что воображени е разверты в ается в плане сознания. Это значит также , что воо б ражение есть деятельность, в которую в то й или иной форме созн а ­тельно “ в к л ю че н” сам воображающий человек, в кото­рой выражено его отношение к действительности, лежащее в основе деятельности воображения. С у бъ­ект в процессе воображения делает свои собст в ен н ые установки, мотивы, желания предметом своей активности.

Таким образом, основной чертой, которая отличает воображение от различных форм активности в чувственном отражении, является своеобразная осознанность субъектом воображения человеческих (социальных, культурных и прочих) осно­ваний этой деятельности.

Эмоциональная напряжённость

E-mail Печать PDF

Эмоциональная напряжённость

Деятельность человека побуждается и направляется мотивами , отвечающими тем или иным потребностям человека. Регулирующая функция мотивов проявляется прежде всего в побуждении деятельности , её “ энергетизации ”.

Но мотивы обладают и другой функцией , которую А. Н. Леонтьев называет смыслообразующей. Эта функция имеет особое значение , так как связана со специфическим отношением мотива к цели , условиям её достижения , к внешней ситуации. Дело в том , что в ходе деятельности человек не только определяет свойства предметов и явлений окружающего мира , но и оценивает их применительно к своей жизни , своим потребностям , установкам , признаваемым ценностям. Эту роль и выполняют мотивы. “ Их функция , взятая со стороны сознания , состоит в том , что они как бы “ оценивают ” жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах – придают им личностный смысл …”. Таким образом , последний выражает значение деятельности для субъекта , он задаётся через мотив и обусловливает субъективную окрашенность , пристрастность психического отражения.

Таким образом , в сложных условиях цель деятельности , внешние условия и способы осуществления действий выступают перед субъектом не только в своих объективных свойствах , но и в своём значении или смысле для него , для его жизни. Иными словами , объективное содержание может не совпадать с тем значением , которое они имеют для данного субъекта , т. е. со смыслом. Этим в значительной мере и объясняются факты вариативности поведения разных лиц в одной и той же сложной ситуации. С этой точки зрения психическая напряжённость возникает в ситуациях , которые должны относиться , по выражению Эппли и Трамбалла , к “ значительным событиям в жизни человека ”, а это , как уже говорилось , определяется его мотивами.

Учитывая роль мотивов в структуре деятельности , можно ожидать , что их содержательные характеристики будут по-разному сказываться на состояниях психической напряжённости. Наенко Н. И. попыталась обосновать это экспериментально. Она актуализировала в ходе исследования у испытуемых два мотива : процессуальный и самоутверждения.

Процессуальный мотив имеет прямое отношение к проявлению функциональных возможностей человека и лежит в основе самого процесса деятельности. Потребность в деятельности как таковой , в функциональной нагрузке обладает большой побудительной силой : она выражается в активном отношении человека к самой задаче , его стремлении испытать и выявить свои способности. В этом случае человек испытывает своеобразное удовлетворение от усилия как такового , от преодоления трудностей , поэтому он может заниматься какой-либо трудной деятельностью ради неё самой , а не просто ради того , чтобы “ приблизиться к объекту или избежать его ”. Самый процесс деятельности при этом как бы обеспечивает её непрерывное побуждение. Это происходит за счёт поддержания ориентировочно-исследовательской деятельности по отношению к задаче : само выполнение последней выступает как сложный , по существу неисчерпаемый комплекс свойств и отношений , раскрытие которых всё больше и больше стимулирует человека к продолжению процесса деятельности. Таким образом , осуществление деятельности становится потребностью , которая выражается в глубоком интересе человека к её результату , в непосредственной увлечённости её процессом.

К мотиву самоутверждения относятся такие характеристики человеческой мотивации, как “ стремление актуализировать свои потенциальные возможности ”, “ потребность в хорошей репутации или в престиже , положении , признании другими ”, “ потребность в устойчивой , твёрдо обоснованной , как правило высокой оценке самого себя , самоуважении и уважении других ”.

Полученные результаты позволили довольно чётко выделить два вида психической напряжённости , один из которых был назван операционным , а другой – эмоциональным. Состояние операционной напряжённости возникало как результат относительно нейтрального подхода испытуемого к процессу деятельности и характеризовалось доминированием процессуального мотива. В отличие от него состояние эмоциональной напряжённости характеризовалось интенсивными эмоциональными переживаниями в ходе деятельности , оценочным , эмоциональным отношением человека к условиям её протекания. В связи с тем , что психическая напряжённость возникает в условиях отражения сложной и поэтому значимой ситуации , отношение человека к выполняемой задаче не является индифферентным в обоих случаях , оно всегда эмоционально насыщено , но удельный вес эмоционального компонента в обоих видах напряжённости неодинаков.

Каждый из этих двух видов напряжённости специфическим образом связан с целью деятельности , что и обусловило психологическую специфику состояний. Так , при ОН содержание цели и мотива деятельности либо совпадало , либо было включено в близкие друг другу отношения. Другими словами , в этом случае происходит наибольшее сближение объективного содержания деятельности с её субъективным содержанием , с тем , что она есть для самого субъекта.

Этот феномен поглощённости делом , непосредственного интереса человека к самому результату описывается в психологической литературе как одно из важных условий успешного выполнения деятельности. Так , авторы одной из американских работ , изучавшие поведение солдат в условиях боевой обстановки , приходят к выводу , что “ эффективность поведения может , отчасти , являться функцией способности индивида с головой уходить в работу , что тем самым снимает дезорганизующее влияние воспринимаемой опасности и … болезненную игру воображения в условиях опасной ситуации ”.

Возникающие в таких случаях психические состояния характеризуются оптимальным влиянием на выполнение деятельности , стабильностью функциональных возможностей человека. ОН оказывает мобилизующее влияние на деятельность и способствует сохранению работоспособности человека на устойчивом уровне.

Итак , отличительной психологической особенностью ОН является слитность мотива и цели деятельности , сдвинутость мотива на цель. Этой непосредственной связи нет при ЭН , которая характеризуется несовпадением , резким разведением цели и мотива деятельности , что порождает расхождение между объективным значением деятельности и её личностным смыслом для испытуемого.

В самом общем виде можно сказать , что , по-видимому , отношения прямой адекватности между мотивом и целью сопровождаются эмоциональным комфортом человека , тогда как несовпадение между ними приводит к нарушениям этого комфорта , глубоким и интенсивным эмоциональным переживаниям , которые отмечаются в состоянии ЭН. Согласно М. С. Неймарк , стремление к самоутверждению , к тому , чтобы посредством деятельности удовлетворить свои высокие притязания , при прочих равных условиях , быстрее порождает аффективные реакции , чем деловой мотив , т. е. заинтересованность в самой работе , достижении её объективного результата. Автор прямо указывает : ”… Интерес к содержанию деятельности , любознательность , стремление научиться препятствуют возникновению … острого эмоционального отношения к неуспеху ”.

В проведённом исследовании было показано , что ОН и ЭН оказывают неодинаковое влияние на эффективность деятельности :

· Качество решения интеллектуальных задач в состоянии ЭН резко ухудшается по сравнению с ОН ; в состоянии ЭН не только увеличивалось количество ошибок , но и менялось их качество : они носили более грубый характер.

· Состояния ЭН и ОН оказывали разное воздействие на процессы оперативной памяти и оперативного мышления , которые являются наиболее уязвимыми в отношении психической напряжённости. При ОН эти процессы отличались устойчивостью и сохранностью, в состоянии ЭН они теряли свой активный характер и пластичность и могли приобретать ригидный характер , что практически вело к срыву выполняемой деятельности.

· Состояния ОН и ЭН по-разному сказывались также на устойчивости поведения , проявлениях навыков самоконтроля испытуемых. Если при ОН отмечалось сохранение испытуемыми уверенности в своих силах , отсутствие нервозности , а в случае ошибок – адекватное отношение и стремление исправить их , то при ЭН часть испытуемых проявляла раздражительность , нетерпеливость или , признавая неуспех , стремилась объяснить его “ внешними ” причинами. Можно сказать , что в отличие от ОН в состоянии ЭН поведенческие реакции могут иметь неадекватный характер.

Были сделаны следующие выводы относительно эффектов обоих видов напряжённости :

1. ОН характеризуется мобилизующим влиянием на деятельность и оптимальным уровнем исполнения , ЭН может иметь отрицательный эффект вплоть до дезорганизации деятельности.

2. Состояния ОН и ЭН оказывают разное воздействие на процессы активной переработки информации. Если первое способствует их устойчивости и сохранности , то при ЭН эти процессы могут приобретать ригидные черты.

3. Неблагоприятные изменения в деятельности ( отказы , увеличение числа ошибок , их грубый характер и т. д.) и поведении можно интерпретировать как понижение надёжности в работе под влиянием ЭН.

4. При оценке влияния состояний напряжённости на эффективность деятельности надо учитывать : а ) специфику предъявляемых задач и б ) степень их сложности для человека.

Данные других авторов также показывают значительную роль мотивации в сохранении эффективности деятельности. Так , Джонс с соавторами пишут , что высокий уровень мотивации способствует чрезвычайной устойчивости операторской деятельности к физиологическому стрессу. Известно , например , что такой вид физиологического стресса , как депривация сна , отрицательно сказывается на эффективности деятельности. Но оказалось , что и после бессонной ночи испытуемые успешно решают “ интересные ” сложные задачи и что обеспечение в этих условиях обратной связи в виде сообщений о результатах работы способствует сохранению высокого уровня деятельности.

Страница 689 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135