Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Развитие психики

E-mail Печать PDF

Развитие психики

Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем, встававших когда-либо перед исследованиями, стремившимися осмыслить законы природы. Ученые материалистического направления объясняют возникновение психики длительным развитием материи. Исследуя природу материи, они изучают различные формы движения материи, т. к. движение есть способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне ей присущее. Материи неподвижной, неизменно прибывающей в абсолютном покое, вообще не существует. В состоянии движения, изменения и развития находится вся материя во вселенной, вся неорганическая и органическая природа.

Вся материя, начиная от неживой, неорганической, и кончая самой высшей и сложной материей - человеческим мозгом, обладает всеобщим качеством материального мира - качеством отражения , т. е. способностью отвечать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи : отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования материи.

В неживой природе движение может выступать в виде механического, физического или химического взаимодействия тел или веществ. Простейшие примеры движения в неорганической природе : скала, омываемая морем, оказывает воздействию воды определенное сопротивление - волны разбиваются о скалу, но и скала постепенно разрушается ; солнечный луч, отражаемый от поверхности воды ; появившийся в результате электрических зарядов озон. При переходе к живой материи качественно изменяются и формы ее движения. Живой материи присущи биологические формы отражения, а на определенном этапе живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения.

Биологическая форма движения материи - жизнь - качественно новая ступень развития природы.

Сексуальные расстройства

E-mail Печать PDF

Сексуальные расстройства

Не модулированная, как у мужчин, а преобладающая роль психологической стороны полового удовлетворения над чисто физической – одно из основных положений женской сексопатологии. Формирование либидо и характер половой функции женщины зависят не столько от интерорецептивных специфических влияний и уровня эстрогенов в крови, сколько от бесчисленных экстерорецептивных и психологических факторов. Половая функция женщины не может рассматриваться поэтому в чисто физиологическом аспекте; решающее значение приобретает здесь не столько условнорефлекторные реакции, сколько межличностные эмоциональные связи, общественные и культурные отношения.

Необычайная зависимость сексуального удовлетворения женщины от всевозможных отвлекающих внимание и расхолаживающих эмоций не нуждается в доказательстве. Неожиданный телефонный звонок, недвусмысленный скрип кровати, присутствие кого-либо в соседней комнате, спящий ребёнок и т.д., постоянная аффективная напряжённость и любые негативные эмоции, сопряжённые с переутомлением или какими-либо неприятностями, оказываются причиной половой неудовлетворённости женщин и в конечном счёте их сексуальной «неполноценности». Мужчина способен большей частью довести половой акт до оргазма даже с не нравящейся ему женщиной; у женщины, которой безразличен или тем более антипатичен мужчина, оргазм обычно не возникает. Как утверждают сексопатологи, для получения оргазма женщина должна видеть в мужчине «если не героя, то уж, во всяком случае, человека, к которому она испытывает уважение» (Г.С. Васильченко 1977). Именно отсутствие автоматизированного оргазма при половом сближении обуславливает, скорее всего, столь значительное число (от 25 до 45% и более, по данным различных авторов) женщин, которые оргазма вообще не испытывали вообще и что это такое не знают.

Случайные рисунки

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Случайные рисунки

На многочисленных совещаниях и заседаниях на листах бумаги возникают домики и узоры, буквы и геометрические фигуры. Карандашом водит наше подсознание - мы ведь не задумываемся над тем, что рисуем. Поэтому каракули, возникающие на бумаге, можно считать зеркалом души. Подобно линиям на ладонях, «каракули» отражают мысли, чувства и даже жизненные позиции...

Однако имеет значение не только то, что нарисовано, но и как нарисовано.

Итак, несколько наиболее типичных рисунков и их значения.

Масти и пасти.

Только веселый и жизнерадостный тип будет заполнять лист мордочками, хвостами, лапами всевозможных мастей. Такой человек открыт и дружелюбен по отношению к царю зверей тоже. Конфликтовать он не любит, хороший климат в коллективе для него важен необыкновенно.

Спирали.

Типично женский рисунок, - утверждают психологи. Человек находится в поисках гармонии и надежности. Возможно, ему недостает времени для раздумий, и он хотел бы остановиться, чтобы заглянуть в свою душу.

Сердца, сердечки - большие и маленькие.

Вполне прозрачный символ. Тут одно из двух: человек либо уже тотально влюблен, либо готов вот-вот с головой броситься в умопомрачительное любовное приключение.

Небо, солнце, облака.

Жизнерадостные рисунки сообщают: «Я - мечтатель, у меня богатая фантазия». Мягкие, текучие формы позволяют распознать человека сердечного, чувствительного. Облачко и солнце говорят о легком, радостном человеке, который с оптимизмом смотрит в будущее.

Грубые линии.

Характерны для человека, который находится как раз в самом эпицентре сложного конфликта или проблемы. Чем сильнее нажим, чем жирнее линии, тем выше накал внутреннего возбуждения, но вместе с тем и упорнее желание поскорее разобраться со всем этим. Человек энергичный, решительный. Каждая сильная, энергичная линия - это атака, на которую в прямом разговоре может не хватить мужества.

Камень на камне.

Эта скрупулезно вырисованная стена говорит о реалисте, который планомерно, шаг за шагом идет к своей цели. Раз уж он рисует так аккуратно и точно, то наверняка знает, чего хочет.

Головы и лица.

Так может рисовать только полный юмора и общительный тип, который с удовольствием смеется и над собой тоже. Оптимизм - его жизненное кредо. Он не устает заводить новые знакомства и не забывает поддерживать старые. Он обладает от природы острым умом, но - будьте осторожны: такие люди довольно саркастичны, их ирония может больно ранить.

Домики и коробки.

Симметричные формы демонстрируют любовь к порядку, склонность к планированию и расчетам. Такого человека нелегко сбить с толку. У него достаточно ясные цели, он привык решительно отстаивать свое мнение.

«Кренделя».

«Кренделя» часто соотносятся с эгоцентричностью и тщеславием. Все кружится около собственной персоны. "Кренделя" могут сигнализировать: мои мысли вертятся вокруг одной серьезной проблемы, решения которой я не нахожу.

Геометрические формы.

Тут - ясная голова, которая любит свои проблемы раскладывать по полочкам. Ну а для чувств места может и не хватить. Считается, что подобные рисунки свойственны прежде всего мужчинам.

Ручки, ножки, огуречик...

Этому человеку ненавистны любая ограниченность и мелочность. Он живет в коллективе и для коллектива. Он любит представлять себя натурой широкой и способной понять все и всех. Иногда, однако, такая широта и самозабвенность могут повредить его собственным планам.

Знаки препинания.

Знаки вопроса, восклицательный знаки и т.п. говорят о холодном мыслителе, который не прочь подсмотреть за кем-нибудь в замочную скважину. Жизнь представляется ему любопытным ребусом, который сможет разгадать только изощренный ум. Таковым он и является.

Шахматные рисунки.

Человек, вычерчивающий целые шахматные поля, может отличаться бескомпромиссностью, нежеланием заглаживать конфликты и разногласия. Но он опасается, что не достигнет удовлетворения своих личных амбиций. Чем проще изображение, тем реальнее, конкретнее человек, нарисовавший это.

Глаза.

Рисунки не скрывают склонности своего создателя к самонаблюдению. Если человек снова и снова изображает глаз в различных ракурсах, он, скорее всего, достаточно самокритичен. Иногда это знак внутреннего беспокойства.

Губы.

Лист, усыпанный губами и губками, может свидетельствовать об особо чувственной натуре. И смеющиеся рты, и рты с плотно сжатыми губами, - все они говорят о человеке одаренном, творческом. Поэтому чаще всего этих людей можно встретить там, где речь идет об искусстве, музыке, кино. Бывает, между губами проблескивают зубы - такой человек не лишен некоторой агрессии.

Парад цветов.

Эти люди застрахованы от жизненных неудач. Главное в их жизни - гармония во всем: в быту, в одежде, в отношениях с людьми. Только подобные поиски гармоничности могут привести к простому игнорированию конфликтов.

Бутылки, фляги и прочая посуда.

Совершенно очевидно: эти символы не имеют ничего общего с пристрастием к вину, а вполне откровенно говорит о женственной сексуальности и эротических фантазиях их создателя. Особенно на фоне жестких и серых трудовых будней.

Луна, звезды.

Некто мечтает отправиться к звездам. Или стать звездой. Сильная воля и хорошая порция честолюбия. Звездочки обожают рисовать начальники, а также люди, не лишенные некоторого эгоизма. Такой человек мечтает взобраться на самые звездные вершины успеха.

Рамки и рамочки.

Рамки имеют большое значение, даже если они чахлые и выглядят довольно убого. Люди, которые их рисуют, обращают много внимания на форму и стиль. И еще. Их мышление конкретно, практичность - их основной козырь.

Дикие каракули.

Это картина внутреннего хаоса либо знак того, что человек стоит на пороге какого-то необыкновенно важного решения, которое зреет в глубинах его души.

Стилизованные буквы.

Они вырисовываются с графической точностью. За вычурным рисунком кроется любовь к мелочам и деталям. Однако склонность доводить все до совершенства может привести к нетерпимости в отношении людей.

Штрихи из центральной точки.

Подобные рисунки характерны для людей решительных, следующих своим целям и способных увлечь за собой других. Их главное достоинство состоит в том, что они готовы бороться и отстаивать свою точку зрения, всегда при этом оставаясь приличными людьми.

Ландшафты.

Человек на крыльях фантазии улетает далеко-далеко, прочь из опостылевших стен офиса или собственной кухни. Он мысленно упивается идиллией, замешанной на море, пляже, голубом небе или лесных полянах, усыпанных цветами. Это своеобразный клапан: сны наяву помогают человеку избежать многих зол. Такие люди предпочитают разрешать возникающие конфликты мягко, а лучше - вовсе в них не попадать, т.к. им совсем не свойственна агрессивность.

Заборы, баррикады.

Человек строит забор, еще забор, потом - несколько оград. Скорее всего, для того, чтобы отгородиться от своего окружения. Ему хочется убежать от всех, спрятаться от чужих глаз. И виной тому либо чрезмерные требования, ему предъявляемые, либо сильнейшая потребность в покое.

Лес и деревья.

Под сильными стволами деревьев могут прятаться неуверенность в себе и тщетные поиски заботы и опеки. Это человек, который не умеет и не любит отстаивать свои взгляды.

Гирлянды и цепи.

Такие люди не впадают в восторженное состояние от неожиданности. Им нужны порядок, предсказуемость и последовательность в собственной жизни и в поступках других людей. Одни и те же мотивы их рисунков повторяются снова и снова, что позволяет предположить: этим людям не страшна любая рутина, а, может, она им даже чем-то нравится.

Круги и кольца.

Окружности, связанные друг с другом или вписанные одна в другую, позволяют распознать стремление к присоединению и соучастию. Они говорят о том, что человек чувствует свою отчужденность от других, выключенность, и страстно тоскует по дружбе.

Сопротивления в детском психоанализе

E-mail Печать PDF

Сопротивления в детском психоанализе

1. Поскольку ребенок поступил к аналитику не по своей воле и не имел с ним договоренности, он не чувствует себя связанным никакими аналитическими правилами.

2. Дети не воспринимают больших временных отрезков. И неизбежные в анализе чувства неудовольствия и страха значат для них больше, чем перспектива излечения в будущем.

3. Поскольку в соответствии с возрастом, ребенок предпочитает разговорам действия, в анализе преобладает отыгрывание1.

4. Поскольку незрелое эго ребенка неуверенно балансирует между давлением изнутри и снаружи, он чувствует большую опасность от анализа, чем взрослый, и его защиты сохраняются более стойко2. Это относится в целом к детству, но в особенности к переходному возрасту. В целях защиты подросток увеличивает чувственную активность, усиливает свое сопротивление аналитику.

5. Поскольку в течение всего детства наиболее примитивные методы защиты продолжают действовать бок о бок с более зрелыми, сопротивлений эго, основанных на защитах, в сумме оказывается больше, чем у взрослых.

6. Поскольку детское эго стоит на стороне сопротивлений, каждый ребенок стремится прервать анализ в момент увеличения давления бессознательного материала или сильного отрицательного переноса и не делает этого только если чувствует в процессе лечения поддержку родителей.

7. Поскольку желание вырасти и отбросить прошлое в течение одних периодов развития оказывается более интенсивным, чем в другие периоды, в соответствии с этим колеблется сила детского сопротивления анализу. Пример такого рода - переходная фаза между эдиповым и латентным периодами. Согласно законам развития, детское прошлое в это время закрыто наглухо, отвергнуто напрочь и скрыто амнезией; согласно же законам анализа, в процессе лечения необходимо поддерживать непосредственную коммуникацию с прошлым опытом. Отсюда столкновение двух интересов. Для невротиков или детей с другими нарушениями потребности в терапевтической помощи в это время не становятся менее насущными, но их готовность к терапии снижается. Подобное повторяется в подростковом возрасте, когда подросток, который естественным образом отошел от своих инфантильных объектов, испытывает особенную трудность, когда аналитический перенос вынуждает непосредственно снова пережить эти отношения. Зачастую это приводит к внезапному прекращению лечения.

8. Все дети склонны проецировать свои внутренние конфликты в форме борьбы с внешним миром. Ребенок "сражается" с окружающим миром, чтобы не сражаться с самим собой. Когда эта защита доминирует, он выказывает полное нежелание помогать аналитику, что часто воспринимается как "отрицательный перенос" и трактуется соответствующим образом.

Специфические нарушения мышления

E-mail Печать PDF

Специфические нарушения мышления

1. Неологизм: новые слова, созданные больным, часто путем комбинирования слогов, взятых из разных слов; нарушение обусловлено психопатологическими особенностями.

2. Словесная окрошка: бессвязная смесь слов и фраз.

3. Обстоятельность мышления: вязкая речь, которая с трудом может выразить мысль, причем иногда окончание не соответствует началу данной мысли, а выражает желаемую цель; характеризуется чрезмерной детализацией, изобилием вводных слов и замечаний.

4. Тангенциальность: неспособность к целенаправленным ассоциациям в мышлении; больной никак не может добраться от начала мысли до желаемой цели.

5. Инкогерентное (бессвязное) мышление: дезорганизованная речь, которую в целом невозможно понять, так как она состоит из набора слов без всякой логической или грамматической связи.

6. Персеверации: неоднократное повторение ответов на предыдущие стимулы, после того как уже предъявлен новый стимул; нарушение часто связано с органическим заболеванием головного мозга.

7. Конденсация: слияние различных концепций в одну.

8. Иррелевантные ответы: ответ, который не соответствует заданному вопросу.

9. Избыточность ассоциаций: поток мыслей, при котором постоянно происходит их сдвиг с одного предмета на другой, не обусловленный логической связью, при значительной степени выраженности мышление становится бессвязным.

10. Разорванное мышление (derailment): постепенное или внезапное отклонение в мыслительном процессе без блокирования, иногда используется как синоним нелогичности ассоциаций.

11. Полет мыслей: быстрая, непрерывная вербализация или игра слов, обусловленная сдвигом с одной идеи на другую, однако обнаруживается тенденция к некоторой логической связи этих идей в единое целое, и при менее тяжелой форме удается понять, что больной говорит.

12. Нечленораздельные звуки в мышлении: ассоциация слов, сходных по звучанию, но не по значению, набор слов, не объединенных логической связью, который иногда может включать рифмы и каламбуры.

13. Блокирование: резкий обрыв мысли до того, как она завершается; после короткой паузы субъект может вспомнить, о чем он говорил или что собирался сказать (нарушение называется также депривацией мыслей).

14. Глоссолалия: выражение мысли непонятными словами (известное также как "разговор на другом языке").

Страница 687 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135