Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Кому и как «поплакаться в жилетку»

E-mail Печать PDF

Кому и как «поплакаться в жилетку»?

В наши дни бизнесмен Сергей Петров (актер – Никита Высоцкий), обанкротившись, по совету друга находит себе необычную работу. Он становится «слушателем». Попав в семью Федуловых, Петров вынужден выслушивать всех членов семьи, многие из которых не обладают сдержанностью и тактом.

В конце дня «слушатель» чувствует себя потерянным и разбитым от накопившихся отрицательных эмоций, которые все больше «вовлекают» его в водоворот событий этой семьи. Чтобы больше заработать, Петров в специальной тетради отмечает все бранные слова, сказанные в его адрес, и синяки, полученные в ходе беседы с членами семьи. Но в итоге все проблемы Федуловых разрешатся, скажем так, не без помощи «слушателя». Комедийный фильм Владимира Зайкина, созданный в 2004 году, со временем нашел свое продолжение в жизни.

Так, в Москве есть агентства под названием «Свободные уши». В столичных газетах появляются объявления подобного содержания: «Я – слушатель. Готов слушать вас в любое время, возможно, смогу помочь в решении проблем. Я ваш друг (подруга), «жилетка». В одесской прессе можно прочитать: «… постараюсь вас понять, признаю вашу уникальность. Возможны услуги специалиста-психоаналитика». На Урале тоже можно «поплакаться в жилетку» за умеренную плату. Главный психотерапевт Свердловской области Михаил Перцель считает, что их центр «Свободные уши» пользуется большой популярностью, потому что рассказать незнакомцу о своих заботах, настроении проще, чем близким людям.

Несомненно, хорошо тем, у которых есть близкие или родные люди, друзья, готовые поддержать в трудную минуту, кому можно «поплакаться в жилетку». Но не у всех есть такая возможность, и тогда на помощь придет… «слушатель». Кстати, выражение «плакать в жилетку» (родилось на Руси) происходит от того, что жалующийся человек, обычно, плача, припадает к плечу (к груди) того, у кого ищет понимания или сочувствия.

В Казани тоже есть служба, куда можно обратиться за помощью и поведать о своей беде. И вас при этом не сочтут занудой. Возможна и такая услуга, как «слушатель с доставкой», когда «слушатель» соглашается встретиться со своим собеседником, выслушать его и по возможности помочь. Сейчас в Казани «слушателями» работают 4 человека. Два – психолога, двое – это люди других профессий (образование – высшее). Руководитель службы Юлия Крикун на вопрос журналиста, как они работают, ответила: «Мы переняли опыт столицы. Наши «слушатели» – люди деликатные, вежливые. Разговор, как правило, проходит не дома, а на нейтральной территории».

Телефон «Свободные уши» отличается от бесплатного телефона доверия тем, что собеседник на другом конце провода может потратить на жалующегося человека до 2-х часов и больше. Правда, потом ему придется оплатить услуги «слушателя» по специальному тарифу. В разных городах разные цены. Так, почти везде час разговора стоит от 400 рублей и выше (до тысячи).

Что и говорить, мы привыкли к такому атрибуту скорой помощи, как телефон. «Поговорил, и стало на душе спокойнее», – обычно так мы говорим в этих случаях. Кстати, за границей люди жалеют своих родных и приятелей, они с накопившемся «негативом» привычно идут к психотерапевту (специалисту той или иной сферы общения). У нас же привычка идти за советом или жалобой к профессионалам пока не приобрела устойчивый характер и до сих пор пребывает в стадии формирования…

Историки считают, что первый телефон общения (телефон доверия – более позднее название) появился в Лондоне в 1958 году (есть также другая версия – 1952-1953 г.г). Его основал священник Чад Вара, который из прессы узнал о возросшем количестве самоубийств, особенно среди молодых людей. Он решил, что эти люди одиноки и нуждаются в помощи. Свое объявление он поместил в газету, указал номер телефона и приглашение поговорить в трудную для человека минуту. Однако американцы предполагают, что еще в Нью-Йорке в 1906 году священник Гарри Уоррен использовал телефон для общения с людьми, попавшими в сложную ситуацию.

Сегодня телефоны доверия завоевали весь мир. Это нововведение «докатилось» и до Москвы. И вот в 1981 году в столице России «заговорил» первый телефон доверия. Но активно эти службы стали создавать лишь в начале 90-х годов прошлого века. Сейчас телефоны доверия работают почти во всех регионах страны, почти круглые сутки. В Москве, как и в других крупных городах, также открыты десятки центров оказания психологической помощи семьям и детям. Бесплатно получают помощь безработные, матери-одиночки, многодетные семьи, инвалиды. Причем в центре можно записаться как на прием к специалисту, так и получить ответ по телефону доверия.

На Алтае и в Вологде пошли по пути шведов и создали психологический центр только для мужчин. Кроме этого, в Вологде на базе медицинских и социальных учреждений открыты центры планирования семьи, помощи семьи и детям, психотерапевтический центр и т.д. И везде действуют телефоны доверия. Как правило, анонимность – один из принципов в работе службы психологической помощи по телефону доверия.

Не так давно появились телефоны доверия для детей. Марина Гордеева, которая возглавляет Фонд поддержки детей, находящихся в сложной ситуации, выступая перед журналистами на пресс-конференции в мае 2010 года, сказала, что уже создано около трехсот телефонов доверия для детей в 60 регионах страны. Ежегодно телефоны «принимают» свыше 500 тысяч детских звонков. Сейчас решается вопрос о создании единого телефона доверия для детей.

Наряду с телефонами доверия были созданы и «горячие линии». Они буквально сразу охватили все службы и ведомства. Как правило, они появляются в период сезонных событий, которые без эксцессов не обходятся. «Горячие линии» включаются в работу и в связи с непредвиденными обстоятельствами. Это могут быть пожары, землетрясения, аварии, теракты и т.д.

Кстати сказать, и в Интернете всегда есть уголки, где вам предложат «поплакаться в жилетку». Так, от вас могут принять любую жалобу и по возможности наказать обидчика, опираясь на акты, которые отстаивают наши, потребительские права. Вы также можете поучаствовать в различных дискуссиях, касающихся развития общества, поговорить о коррупции, привести примеры жульничества и хамства, которые, на ваш взгляд, мешают людям жить. А культура, искусство, молодежь… Это тоже предлог для обсуждения и выяснения своей точки зрения вместе со специалистами.

Все может быть в жизни. Возможно, что в скором времени из простого собеседника (жалобщика) вы превратитесь в «слушателя». И тогда многие проблемы вы увидите совсем в ином свете…

Автор - Ольга Конодюк

Источник

Обновлено 30.10.2014 08:32

Кому может помочь психолог?

E-mail Печать PDF

Кому может помочь психолог?

Статистика подтверждает: россияне не доверяют практикующим психологам. В Европе и США посещение психолога-консультанта - такое же обыкновение, как визиты к семейному врачу, но россияне к психологической помощи прибегают лишь в самом экстренном случае. Большинство из нас полагает, что "каждый сам себе психолог", или использует близких, чтобы выплакаться им в жилетку.

По данным портала SuperJob.ru, 65% российских мужчин и 57% женщин решают свои душевные проблемы самостоятельно. И чем старше человек, тем более он склонен доверять только своему жизненному опыту. 13% россиян признают, что периодически нуждаются в психологической помощи, но к специалистам не обращаются: кто знает, во что обойдется и чем закончится попытка "излияния души"? И лишь 8 % граждан РФ имеют опыт разговора с психологом о своих личных проблемах или проблемах с детьми.

Почему же не доверяют россияне психологам-профессионалам? Есть на то историческая причина: в России традиционно интересовались лишь психологией масс, а не отдельной личностью, если только эта личность не становилась объектом внимания государственных органов. Но главная причина - недоверие психологу-специалисту. О разочаровании и состоянии опустошенности после консультации у психолога можно все чаще услышать и в России, и на Западе. Но не всегда люди готовы признать, что выбросили деньги на ветер, заплатив за консультацию.

Дело в том, что с некоторых пор стандартные приемы практической психологии перестали действовать. В современном мире причины депрессий становятся все менее однозначными, проблемы более комплексными, общими, малообъяснимыми. Советы "как сделать свою жизнь счастливой, научиться управлять собой или другими" давно не работают. В современном мире любой индивидуалист оказывается зависимым от других людей, и все мы вместе взаимосвязаны невидимыми нитями социальных и надсоциальных отношений.

Тем временем само здание общественного устройства обнаруживает трещины: разваливаются институт брака, система образования, социальная поддержка стариков и малоимущих. Все это лишает людей уверенности в будущем, вселяет тревогу. Простое человеческое счастье в семье, с родными, приятный досуг могут компенсировать тревожные ощущения и подарить ненадолго иллюзию счастья. Но стоит немного измениться "погоде в доме" (что, увы, бывает нередко), как человек беспомощно "повисает" в жизни, как в безвоздушном пространстве.

Какой ответ может дать на это современная психология? По правде говоря, нет у нее ответа. Психологи-профессионалы часто оказываются в тупике, потому что не в состоянии до конца понять материал, с которым они работают. Человеческая психика или, если угодно, душа остается terra incognita. С научной точки зрения, мы не можем проанализировать душу, "измерить" наши состояния или ощущения, записать данные, повторить выводы на опыте. Не дано нам еще понять человека как целостную систему, увидеть глубинные причины реакций или поступков. Перед нами - лишь верхняя часть айсберга, но мотивы и желания - часть неведомой души - скрыты от нас.

Культура и человек. Фактор невроза

E-mail Печать PDF

Культура и человек. Фактор невроза

При рассмотрении взаимосвязи между культурой и неврозом имеют значение лишь те наклонности, которые присущи неврозам в целом; с социологической точки зрения индивидуальные вариации в неврозах безразличны. Нам приходится пренебрегать поразительным богатством индивидуальных отличий и искать общий знаменатель в условиях, порождающих индивидуальные неврозы, и в содержании невротических конфликтов.

Когда эти данные становятся доступны социологу, он может связать их с культурными условиями, которые ускоряют развитие невроза и ответственны за природу невротических конфликтов. Необходимо учитывать три основных набора факторов: те, которые порождают невроз; те, которые составляют базальные невротические конфликты и попытки их разрешения; и наконец, те которые связанны с фасадом, который невротик демонстрирует себе и другим.

Невротическому развитию индивида, в конечном счете, способствует чувство отчуждения, враждебности, страха и неуверенности в своих силах. Эти установки сами по себе не составляют невроз, но они являются той почвой, на которой он может развиться, так как именно их сочетание порождает базальное чувство беспомощности по отношению к миру, который воспринимается как потенциально враждебный. Именно базальная тревога, или базальное чувство не безопасности, делает необходимым во имя безопасности жестко следовать определенным стремлениям, противоречивая природа которых составляет ядро неврозов. Следовательно, первую группу культурных факторов, связанных с неврозами, составляют обстоятельства, порождающие эмоциональную изоляцию, враждебное потенциальное напряжение между людьми, чувство не безопасности, страха и чувство собственной беспомощности.

Среди факторов, порождающих потенциальную враждебность, в западной цивилизации на первом месте стоит индивидуальное соперничество, на котором эта культура построена. Экономический принцип соперничества влияет на человеческие взаимоотношения, заставляет одного индивида сражаться с другим, соблазняя одного превзойти другого и делая выгоду одного человека убытком другого. Как известно, соперничество не только определяет отношения в профессиональных группах, он также пропитывает наши социальные, дружеские, сексуальные и семейные отношения, привнося, таким образом, в любые человеческие взаимоотношения элементы деструктивного соперничества, пренебрежения, подозрения, зависти. Существующее значительное неравенство не только в имущественном положении, но и в возможностях образования, отдыха, сохранения и восстановления здоровья, образует еще одну группу факторов, исполненных потенциальной враждебностью. Еще одним фактором является возможность одних людей эксплуатировать других.

Из факторов порождающих чувство небезопасности, на первое место, пожалуй, следует поставить нашу реальную небезопасность в экономической и социальной сферах. Другим могущественным фактором являются страхи, порожденные общим потенциально враждебным напряжением: страх зависти в случае успеха, страх презрения в случае неудачи, страх жестокого оскорбления и, с другой стороны, страх возмездия за желание оттеснить других в сторону, унизить их и эксплуатировать. Эмоциональная изоляция индивида, возникающая в результате нарушения межличностных отношений и сопровождаемая отсутствием солидарности, также, пожалуй, является могущественным элементом в порождении не безопасности; при таких условиях индивид, вынужденный полагаться только на собственные силы, чувствует себя и является незащищенным. Общее чувство не безопасности усиливается тем, что в настоящее время, по большей части, ни традиция, ни религия недостаточно сильны, чтобы дать индивиду чувство принадлежности к более могущественному целому, обеспечивающему защиту и направляющему его стремления.

Наконец встает вопрос каким образом наша культура подрывает уверенность индивида в своих силах. Уверенность в своих силах является выражением действительной силы индивида. Она ослабевает при любой неудаче, которую индивид приписывает собственным недостаткам, будь это неудача в общественной, профессиональной или любовной жизни. Землетрясение заставляет нас чувствовать себя беспомощными, но не подрывает нашу уверенность в себе, потому что мы осознаем действие более могущественной силы. Ограничения в выборе и достижении некоторой цели не должны ослаблять уверенность индивида в себе; но из-за того, что внешние ограничения менее заметны, чем землетрясение, и особенно из-за идеологии, утверждающей, что успех зависит лишь от личных способностей, индивид склонен приписывать неудачи своим недостаткам. Кроме того, индивид в нашей культуре, как правило, не готов к враждебным действиям и борьбе, выпадающим на его долю. Его учили, что люди доброжелательны к нему, что доверительное отношение является добродетелью, а настороженность – чуть ли не моральным уродством. Это противоречие между фактически существующим враждебным напряжением и проповедью братской любви также может оказывать решающее влияние на ослабление уверенности человека в себе.

Вторым рядом факторов, которые следует рассмотреть, являются внутренние запреты, потребности и стремления, образующие невротические конфликты. При изучении неврозов в нашей культуре мы обнаруживаем, что, несмотря на огромные отличия в картине симптомов, фундаментальные проблемы для всех них поразительно схожи.

Психологу, понявшему индивидуальные конфликты, следует искать противоречивые тенденции культуры, которые могут объяснять первые. Поскольку невротические конфликты касаются несовместимых стремлений к безопасности и удовлетворению, в часности, ему необходимо выявить противоречивые культурные способы достижения безопасности и удовлетворения. Например, невротическое развитие безграничного честолюбия как средства безопасности, мести, самовыражения немыслимо в культуре, которая не знает индивидуального соперничества и не предлагает каких-либо наград за выдающиеся личные достижения. Это также относится к невротическому стремлению к престижу и обладанию. Использовать какого-либо человека в качестве средства успокоения, держа его при себе мертвой хваткой, едва ли будет возможно в культуре, которая явно не поощряет отношения зависимости.

Наиболее очевидное воздействие культурных факторов на неврозы следует искать в том, какой образ невротик стремиться продемонстрировать себе и другим. Этот образ определяется, прежде всего страхом неодобрения и стремлением к признанию. Следовательно, он включает те качества, которые в нашей культуре одобряются и приветствуются, такие, как альтруизм, любовь к другим, щедрость, честность, самоконтроль, выдержка, рационализм, здравомыслие. Не будь в культурной идеологии альтруизма, невротику, например, не пришлось бы поддерживать видимость того, что он ничего не хочет для себя, не только скрывая свой эгоцентризм, но и подавляя свои естественные желания счастья.

Таким образом, проблема роли культурных условий в порождении невротических конфликтов является намного более сложной, чем она представлялась Фрейду. Она включает в себя тщательный разносторонний анализ данной культуры.

Типы проблем, повторяющихся в неврозах, не так уж отличаются от проблем здорового индивида в нашей культуре. У него также присутствуют противоречивые наклонности соперничества и любви, эгоцентризма и солидарности, само возвеличивания и чувства неполноценности, эгоцентризма и альтруизма. Различие заключается в том, что у невротика эти противоречивые наклонности достигают более высокого пика, что наклонности, составляющие обе стороны конфликта, более императивны вследствие лежащей в их основе повышенной тревоги, из-за чего он неспособен, найти какое-либо удовлетворительное решение.

Остается выяснить, почему определенные люди становятся невротиками, тогда как другие, живущие в схожих условиях, способны справится с существующими трудностями. Такая постановка вопроса предполагает, что психологические условия для различных индивидов по существу одинаковы, и эта предпосылка ведет к поиску объяснения в конституциональных различиях детей. Хотя эти различия определенно имеют отношение к общему развитию, ход рассуждения, ведущий к такому заключению, тем не менее, ошибочен, ибо не верна предпосылка. Лишь общая психологическая атмосфера одинакова для всех детей, и, так или иначе, она окажет на них свое воздействие. В деталях же переживания детей в одной и той же семье могут полностью отличаться. В сущности, возможно бесконечное разнообразие важных отличий, природа и влияние которых порой могут быть раскрыты лишь путем тщательного анализа. Возможны различия в отношении к родителям, степени желанности ребенка, предпочтении, оказываемом родителями тому или иному ребенку, отношениях между детьми и т. д. Ребенок который страдает в меньшей степени, вероятно, сможет справиться с существующими трудностями, в то время как у ребенка, страдающего больше, могут развиться конфликты, от которых ему сложно избавиться, то есть он может стать невротиком.

Сходным образом можно ответить на вопрос, почему лишь отдельные люди становятся невротиками, хотя все живут в одних и тех же сложных культурных условиях. Люди, подверженные неврозам, больше пострадали от существующих трудностей, особенно в детстве.

До сих пор интерес психологи к культурным воздействиям, хотя и важный во многих аспектах, имеет ограниченное отношение к его практической работе с клиентом. Клиент освобождается от индивидуального чувства вины, если терапевт приводит его к пониманию социальной природы тех ограничений, с которыми он сталкивается. Психотерапевт, который борется с проблемой соперничества, прорабатывает на этой основе и свои личные проблемы, понимая, что тем или иным образом эта проблема касается каждого из нас.

Значительная распространенность неврозов и психозов в той или иной культуре один из показателей того, что в условиях, в которых живут люди, имеется какой-то серьезный дефект. Она свидетельствует, что психологические затруднения, порождаемые культурными условиями, превосходят способность среднего человека справляться с ними.

Любовная аддикция

E-mail Печать PDF

Любовная аддикция

1. Любовный аддикт в процессе аддикции уделяет непропорционально большое количество времени и внимания человеку, к которому у него возникла аддикция. Этот процесс внимания и сверхположительной оценки выбранного объекта сопряжен с затратами большого количества времени, очень интенсивен и энергонасыщен. Доминируя в психическом состоянии, он становится сверхценной идеей, при которой все отодвигается на второй план, не имея прежнего значения. Происходящий процесс носит в себе черты навязчивости, сочетающейся с насильственностью, от которой чрезвычайно трудно освободиться.

2. Аддикт находится во власти переживаний нереальных ожиданий в отношении безусловного положительного отношения к себе со стороны другого человека, находящегося в системе этих отношений. Это ожидаемое отношение нереалистично. Оно подразумевает необходимость отказа человека от возможности быть самим собой. Ожидание, во власти которого находится аддикт, носит фантастический характер. Это мешает ему реально оценить обстановку, поэтому он не реагирует на критические суждения окружающих о происходящем. Эта критика, подавляемая доминантой аддикции, сознательно активно отбрасывается и не воспринимается.

3. Любовный аддикт забывает о себе, перестает заботиться о себе и думать о своих потребностях вне аддиктивных отношений. Такое отношение к себе распространяется на его здоровье, отношения с другими и прежде всего близкими людьми. Анализ психологического состояния аддикта позволяет установить наличие у него серьезных эмоциональных проблем, центральную часть в которых занимает страх.

Мифы и комплексы

E-mail Печать PDF

Мифы и комплексы

Проявления человеческой сексуальности мифологизировались во всех культурах. Легенды и мифы в сфере секса, отражая сферу бессознательного, порождают сексуальные комплексы, которые всегда окрашены негативными переживаниями: страхом, тревогой, неуверенностью, чувством неполноценности, греховности и т.п.

Рассмотрим основные сексуальные комплексы.

Комплекс Отелло

Состоит в патологической ревности к объекту любви. К этому комплексу наиболее часто предрасположены лица с недостаточно высокой самооценкой, провоцирующей страх быть осмеянным, потерять собственное достоинство. Патологическая ревность порождает подозрительность вплоть до бредовой трактовки ситуации. Комплекс часто проявляется при злоупотреблении алкоголем.

Комплекс Дон Жуана

Состоит в эгоистической манипуляции сексуальным партнером. Стендаль писал: "Дон Жуан отвергает все обязанности, связывающие его с другими людьми. На великом рынке жизни это недобросовестный покупатель, который всегда берет и никогда не платит".

Увеличение количества сексуальных контактов в данном случае рассматривается как череда "побед" и служит повышению самооценки, укрепляет самоуважение. Главными стимулами являются фактор новизны и внешние атрибуты "победы". "Дон Жуан" боится длительных связей и глубоких чувств.

Комплекс Вертера

Сексуальность вне телесности, когда отношение к женщине оторвано от действительности, излишне возвышено и романтично. Для этого типа мужчин характерно отношение к женщине как матери, в адрес которой недопустимы и предосудительны не только сексуальные деяния, но даже эротические помыслы.

Комплекс Алисы в стране чудес

Проявляется у женщин, живущих в мире грез и фантазий. Их безудержное воображение создает оригинальный сцена­рий любовных отношений. Для таких женщин вся жизнь — предвосхищение встречи с мужчиной, являющимся воплощением их фантазий ("ожидание Принца"). Окружающая их действительность заменяется выдуманным миром, а реальный мужчина — воображаемым. Понятно, что часто такая женщина либо обречена на одиночество, либо способна на совершение неадекватных поступков.



Комплекс Дианы

Состоит в фетишизации факта девственности, целомудрия, непорочности. Комплекс : чаще проявляется на фоне увлеченности какими-либо религиозными теориями.

Проявления комплекса могут сопровождаться психопатологическими симптомами.



Комплекс страха закрывающихся дверей

Описан у женщин после 40 лет, характеризуется все более возрастающим страхом старения и утраты женской привлекательности. Такая женщина стремится выглядеть моложе, направив все усилия на то, чтобы спровоцировать внимание, знаки обожания, ухаживания со стороны мужчин, обычно значительно моложе ее по возрасту. Внешности, нарядам, украшениям придается непомерно большое значение.

В основе этого комплекса лежит чувство неуверенности в себе как в личности.

Комплекс Золушки

Проявляется в ожидании женщиной того героя, который как в сказке выведет ее из серой будничной жизни в мир ярких красок, приключений, богатства и радости. Мечты о необыкновенном, красивом, богатом, умном, сильном мужчине свойственны для раннего периода созревания, но у некоторых они могут сохраняться всю жизнь. Таким женщинам свойственна пассивность: они ждут, когда чудо произойдет без их фактического участия. Надо только дождаться! Реальная действительность расценивается ими как временный этап в их жизни.

Комплекс амазонки

Состоит в специфическом отношении к мужчинам, которые рассматриваются только как участники процесса деторождения. Как мы помним, женщины-воительницы (амазонки) достаточно обходились без мужчин и в мирное, и в военное время и только изредка вступали с ними в короткие связи в целях продолжения рода.

Комплекс ребенка

Бессознательное стремление взрослого человека пребывать в детстве: его пугают самостоятельность и ответственность за себя и за свою жизнь. В сексуальном партнере он ищет "отца" или "мать", чтобы переложить на них решение собственных проблем. Комплексу подвержены незрелые, инфантильные личности.

Комплекс Иокасты

Проявляется в патологической привязанности матери к сыну, обусловленной глубинными сексуальными мотивами. Такая мать "во имя сына" отказывается от личной жизни, окружает его излишней заботой и любовью.

Комплекс кастрации

Бессознательный страх подвергнуться оскоплению, т. е. лишиться сути, основного признака мужественности. В его основе лежит, по мнению психоаналитиков, глубинный страх наказания ребенка отцом за нежные чувства по отношению к матери. У девочек эти механизмы определяют "зависть" к пенису и ощущение себя неполноценными в сравнении с мужчинами.

Комплекс Квазимодо

Разновидность комплекса неполноценности, когда человек уверен в своей физической непривлекательности, безобразности и даже уродстве.

Комплекс может определять изменение поведенчес­ких реакций, самоизоляцию, аутизм.

Комплекс малого (недостаточного) члена

Вариант проявления идей малоценности у мужчин, основанный на широко распространенном мифе о сексуальных преимуществах мужчины с крупным пенисом. Миф поддерживается бессознательными блоками, связанными с глубинным символическим отождествлением фаллоса и позиции власти, господства, силы. Фиксация происходит в детстве при сравнении себя с отцом. Зачас­тую комплекс малого члена невротизирует личность муж­чины и определяет его неуверенность в себе.

Эдипов комплекс

Основополагающее положение ортодоксального психоанализа, основанное на древнегреческом мифе об Эдипе, убившем своего отца и женившемся на своей мате­ри, не зная того, что они его родители. В основе комплек­са лежит влечение мальчика к своей матери и ненависть к отцу, как сопернику. Будучи неосознаваемым, комплекс Эдипа может определять неудачи и проблемы во взаи­моотношениях взрослого мужчины с женщинами.

Комплекс Электры

Является по своей сути женским вариантом Эдипова комплекса (см. выше).

Комплекс расплаты за онанизм

Основан на широко распространенном мифе о вреде и постыдности мастурбации. Восходит к древности, ког­да бесцельная трата семени рассматривалась как тягчай­ший грех. Страх расплаты за онанизм невротизирует лич­ность и предопределяет в дальнейшем срабатывание механизма "ожидания неудачи", когда тревога влечет за собой фиаско, а оно в свою очередь расценивается как расплата за мастурбацию, усугубляет тревогу и увели­чивает вероятность следующей неудачи.

Диагностика сексуальных дисфункций

Классификация сексуальных дисфункций

В данное время не существует единой, общепри­нятой классификации сексуальных расстройств. Известно, что сексуальные дисфункции бывают индивидуальные, например, такие как нарушения течения полового акта, нарушения оргазма или либидо; и обоюдные, например, такие как сексуальная дисгармония и др. Кроме этого существуют различные сексуальные девиации, включающие в себя сексуальные отклонения и сексуальные извращения.



Терапия и коррекция сексуальных дисфункций

Психотерапевтические методы и методики

Психотерапия играет часто ведущую роль в сек­сологическом лечении. Она может быть как основным методом лечения, так и вспомогательным На­правления, методы, методики и техники психотерапии разнообразны и выбираются специалистом в зависимо­сти от его профессиональных воззрений и предпочтений. Единой психотерапевтической концепции до сих пор не существует.

К. Имелинский (1986) выделил четыре основных на­правления (концепции) психотерапии, использующий различные механизмы устранения сексуальных рас­стройств в ходе лечения:

1. Интрапсихические концепции, представленные немалочисленными психоаналитическими и неопсихоаналитическими направлениями. Согласно этим концеп­циям основную роль в возникновении расстройств адап­тации играют впечатления и переживания раннего детства, а механизмы возникновения как расстройств, так и изменений, происходящих в ходе психотерапии, ос­новываются на процессах, протекающих в бессознатель­ной сфере личности.

2. Экзистенциальные концепции (антропологические, гуманистические, феноменологические) делают акцент на осознаваемые механизмы, связанные с бытием человека.

3. Бихевиоральные концепции обращают особое внимание на формы поведения человека, основанные на различных способах обучения.

4. Концепции взаимодействия основное внимание уделяют не процессам, происходящим в каждом инди­виде, а процессам взаимодействия (коммуникации) меж­ду людьми. Именно в них они усматривают основные механизмы, приводящие к развитию расстройств взаим­ной адаптации.



Секс-терапия

Метод коррекции сексуальных нарушений, разработанный У.Мастерсом и В.Джонсон, получил большое распространение в сексологической практике под названием «сексуальная терапия».

Метод состоит в работе врача с партнерской пары, которая выполняет ряд специфических эротических упражнений, направленных на редукцию патологического симптома у одного из партнеров, называемого «носителем симптома».

Медикаментозная терапия

Медикаментозная терапия при сексуальных дисфункциях в любом случае должна быть частью комплексной лечебной программы, т.е. восстановление функционирования пациента на всех трех уровнях: социальном, психологическом и биологическом.

Чаще всего при лечении применяются такие лекарственные препараты, как: средства, оказывающие возбуждающее действие, психотропные средства, витамины, гормональные препараты и т.д. Кроме этого, активно используют вспомогательные методы (физиотерапия, лечебная физкультура, специальные диеты и т.д.)



Методы и методики древних восточных культур

Тантрическое учение, непосредственно соприкасаю­щееся с йогой, особое внимание уделяет сексуальности человека. Приверженцы Тантры в определенной мере обоже­ствляют секс, придают ему изначальный мистический смысл, но в то же время теория и практика многих восточных методов и методик достаточно значи­мы для современной сексологии и сексопатологии. Рас­смотрим суть некоторых из них.

1. Циркуляция энергии

С точки зрения тантрических и даосистских учений, че­ловек — это не что иное, как бесконечный поток энергии, а любовная игра — искрометный танец мироздания.

Восточная медицина понимает здоровье как гармо­ничную циркуляцию по телу жизненной энергии; если она застаивается или блокируется — возникает болезнь. Жиз­ненная энергия, согласно ее представлениям, кон­центрируется в семи центрах (чакрах), их проекции на тело располагаются от области половых органов и до ма­кушки головы.

Тантра утверждает, что когда влюбленные находятся в плотных объятиях, происходит взаимообмен тонкими ви­дами энергии. А любовная игра — идеальное состояние, стимулирующее циркуляцию энергии.

"...Творя любовь с партнером, будьте восприимчивы и вы сможете почувствовать, как ручейки энергии стру­ятся по спине, вдоль рук и ног. Вы можете усилить это пе­реживание, представив, как кончики пальцев излучают лучики голубого света".



Визуализация

Тантрические и даосистские учения большое значение придают воображению, и особенно — визуализации. Визуализация — это сознательное представление опреде­ленного предмета, события, состояния (не путать с про­извольным фантазированием!). Согласно Тантре, мы, создавая подробный и яркий образ события, способствуем проявлению его на материальном уровне, т. е. все, что имеем сегодня, есть результат наших мыслей вчера. Тантра учит, что движимые силой веры и любви зритель­ные образы могут быть средством достижения Гармонии.

Одной из самых важных визуализации в Тантре счи­тается представление себя партнерами в виде двух божеств, олицетворяющих Любовь — Шивы и Шакти. Эти образы способны укрепить веру в то, что в каждом мужчине и в каждой женщине присутствует Вечность.

Дыхание

Всем нам хорошо известна восточная мудрость: "Дыхание есть жизнь", но в суете будней мы часто забываем об этом. А между тем, если быть внимательными то мож­но заметить, что дыхание напрямую зависит от пси­хического состояния, в котором находится человек. Ког­да он испытывает беспокойство, тревогу или страх, его дыхание прерывисто, ему не хватает воздуха. Когда же он расслаблен и спокоен, то дышит медленно и глубоко. "При уменьшении частоты дыхания увеличивается жиз­ненная энергия, при увеличении скорости дыхания жиз­ненная энергия уменьшается" (Черанда Самхита).

Этот закон хорошо известен психологам: они заметили, что, оказывается, каждый человек думает и говорите той же скоростью, с которой дышит. Поэтому-то во время сексуальных контактов не рекомендуется отвлекаться на размышления и разговоры: слова и мысли сбивая дыха­ние, препятствуют концентрации сексуальной энергии в паре.

Изучая дыхание йогов, исследователи выяснили, что если люди, общаясь, дышат одинаково, у них возникает взаимопонимание, и им приятно друг с другом. Если же собеседники дышат по-разному, например, один — по­верхностно и часто, другой медленно и глубоко, шансов, что они договорятся между собой, ненемало. Людям, попавшим в такую ситуацию, кажется, что они "говорят на разных языках". Но если вы и ваш партнер интересны друг другу, то автоматически происходит взаимная адаптация типов дыхания (так называемое "присоединение"). Итак, оказывается, цель предварительной любовной игры — не что иное, как синхронизация дыхания партнеров.

В Кундалини-йоге есть такое упражнение: мужчина и женщина сидят в позе "лотос" друг напротив друга с поднятыми вверх руками, кончики их пальцев соприка­саются. Упражнение длится сутки с перерывом каждый час по 10 минут. После чего, как показывает опыт, пара неминуемо женится — настолько сильно оказывается "присоединение".

4. Преданность, служение, поклонение

Согласно Тантре, истинная любовь предполагает абсо­лютную преданность, основанную на желании совместной духовной эволюции. Преданность предполагает абсолют­ное доверие, правдивость влюбленных друг с другом и самих с собой.

Служение — еще одна духовная составляющая поло­вых таинств, это — бескорыстный радостный дар, еще один акт любви, который способствует Единению влюбленных.

Поклонение, согласно Тантре, является Духом Люб­ви, и поэтому мужчина и женщина должны всегда стре­миться почтить свое божественное происхождение.

Место поклонения — Храм Тела, здесь человек мо­жет общаться со своей естественной природой.

Последователи Тантры поклоняются женской силе богини Любви. Эта сила (Шакти), согласно уче­ниям, существует как в женщине, так и в мужчине, а также во всем мире — одушевленном и неодушевленном. Дей­ствительно, женское начало присутствует в каждом из нас. Перед тем как прийти в мир, мы проводим девять месяцев в утробе матери. Рождаясь, мы выходим на свет через Йони (индийское название женских половых органов) нашей ма­тери, принимая наше первое половое посвящение. Покло­нение Йони, так же как и поклонение Лингаму (индийское название мужских половых органов), обнаруживается во многих культурах древности, считавших, что любовный союз есть великое таинство, позволяющее получить вели­кие прозрения.

5. Массаж

Искусный массаж как нельзя лучше помогает гармони­зации настроения пары. Любопытно, что месторасположе­ние энергетических центров, описанных в даосистских и тантрических текстах, и эрогенных зон, выявленных запад­ными учеными-сексологами, часто совпадает.

Общий массаж — один из самых лучших способов познать особенности эро­генных зон партнера. Массаж, как и ласки в любовной игре, должен быть взаимным. Желательно указывать партнеру места, где ощущения особенно приятны, с помощью толь­ко лишь одних звуков чтобы не сбить дыхание и ослабить эротический эффект. На Востоке ладони и ступни считаются микрокосмами тела. Ступ­ни значительно больше нуждаются в массаже чем ладони, потому что весь день они плотно зажаты в обуви и редко контактируют с природными поверхностями — землей, песком и травой.

6. Запахи

Тантрическое учение придает обонянию большое зна­чение, полагая, что запахи обладают способностью сти­мулировать творческое отношение человека к жизни и ук­реплять его дух. У каждого человека есть свой, харак­терный только для него запах. Он меняется вместе с настроением, так же, как походка или интонация. Запах тела непосредственно связан с тем, как питается человек. Те, кто регулярно употребляют в пищу лук или чеснок, могут заметить, что запах этих продуктов пронизывает ды­хание, пот и половые секреции. Точно так же отличаются запахи тела у любителя мясных блюд, вегетарианца или курильщика.

Запах женщины меняется в зависимости от дня ме­сячного цикла и от степени сексуального возбуждения. Запах мужчины также зависит от многих причин: от вне­запных сильных эмоций (страха), от физической на­грузки, сексуального возбуждения или, наоборот, от воз­держания.

При сексуальном возбуждении тело испускает целый букет запахов. Недаром говорят, что самый потрясающий запах, которым может быть "надушена" женщина — это ее собственный естественный аромат. Один из секретов неотразимости куртизанок средневековой Европы состо­ял в том, что они использовали свои половые секреции в качестве духов. Самые элитные марки духов знаменитых парфюмеров в качестве основы содержат экстракты жи­вотного происхождения, многие из которых вырабаты­ваются половыми железами: мускус добывается из сек­реций железы мускусного мешочка самца одного из видов оленя, и цибет — из анальной железы виверры африкан­ской.

Думается, один из больших недостатков противоза­чаточных таблеток состоит в том, что они лишают тело женщины ее естественного запаха.

Страница 683 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135