Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Напряжённость и деятельность

E-mail Печать PDF

Напряжённость и деятельность

М. Роговин отмечает , что под влиянием состояний напряжённости происходит сдвиг форм реагирования по направлению к крайним точкам шкалы “торможение – возбуждение”. Тормозный тип реагирования характеризуется общим мышечным напряжением , особенно резко выражающимся в мимике , скованностью позы и движений , разного рода фиксациями , пассивностью , замедленным течением психических процессов , своеобразной “эмоциональной инертностью”, проявляющейся в виде безучастности и негативного безразличия. Возбудимый тип реагирования выражается в бурной экстраверсии , суетливости , многословии , гипертрофии двигательных проявлений , быстрой смене принимаемых решений , повышенной лёгкости перехода от одного вида деятельности к другому , несдержанности в общении и т.д.

В состояниях напряжённости поведение в значительной мере характеризуется преобладанием стереотипных ответов , неадекватных ситуации. В первую очередь страдают сложные формы целенаправленной деятельности , её планирование и оценка. Возникающие при этом нарушения происходят на разных уровнях. Прежде всего , как показали многочисленные исследования В.Л.Марищука и его сотрудников , наблюдается общая тенденция к понижению устойчивости психических процессов. В условиях аварийной ситуации такое поведение может выражаться в “блокаде” восприятия и мышления , памяти и практических действий субъекта. Согласно К.М.Гуревичу , другой уровень изменений психической деятельности образуют такие проявления личности , как растерянность , утрата самообладания и т.п. Наконец , крайние степени психических изменений приводят к фактическому распаду деятельности , самоустранению человека от продолжения работы.

Наряду с этим имеются данные о том , что под влиянием напряжённости у некоторых лиц показатели деятельности могут улучшаться либо оставаться неизменными по сравнению с обычными условиями.

Таким образом , состояния психической напряжённости оказывают неоднозначное влияние на деятельность : в сторону либо ухудшения , либо улучшения , либо неизменности.

Чем объясняется такая разнонаправленность эффектов? Очевидно тем , что в общем комплексе причин , обусловливающих эффективность деятельности в сложных условиях , одно из первых мест занимают собственно психологические причины.

Напряжённость и напряжение

E-mail Печать PDF

Напряжённость и напряжение

Наряду с физиологическими параметрами при оценке напряжённости широко используются показатели деятельности. Интерес к ним естествен , так как в современных условиях проблема психической напряжённости изучается прежде всего в связи с качеством работы в трудных условиях.

В этом плане особое внимание было уделено характеру сдвигов в деятельности – её улучшению или ухудшению. Так появилось основание для выделения двух видов состояний : напряжения , оказывающего положительный , мобилизующий эффект на деятельность , и напряжённости , которая характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций вплоть до дезинтеграции деятельности. Так , П. Б. Зильберман считает , что состояние напряжённости “ должно рассматриваться как помеха и ни в коем случае не может смешиваться с состоянием напряжения , неизбежно сопутствующим любой сложной деятельности , тем более такой , которая выполняется на уровне , близком к пределу данного индивидуума ”. То есть термин “ напряжение ” в этом значении не содержит указания на психологические особенности этого состояния и используется фактически традиционно – для обозначения деятельного состояния организма ( в физиологии и медицине под “ напряжением ” понимают состояние повышенного функционирования организма и личности , напряжение сил ).

Другой терминологии придерживается Т. А. Немчин , которым на основании субъективных проявлений испытуемых , исследования при помощи опросника , сбора анамнестических данных , медицинского обследования и наблюдения были выделены три разновидности состояния нервно-психического напряжения в зависимости от интенсивности его выражения : слабое , умеренное ( соответствующее “ напряжению ”) и чрезмерное ( соответствующее “ напряжённости ”).

Cтепень напряжения может быть названа напряжением лишь условно , так как , в сущности , при этом признаков напряжения либо не наблюдается совсем , либо их проявления настолько незначительны , что испытуемые не склонны считать своё состояние нервно-психическим напряжением. В данном случае у испытуемых как бы не происходит “ включения ” в экстремальную ситуацию, она не расценивается ими как сложная , требующая мобилизации усилий на её преодоление и достижение поставленной цели. При таком положении отсутствуют не только мотивы для достижения цели , но и мотивы к деятельности. Обследуемые не испытывают необходимости в успешном преодолении затруднений, которыми характеризуется ситуация объективно , их не интересует результат деятельности и не беспокоят возможные последствия. Испытуемые не отмечают каких-либо явлений соматического или психического дискомфорта или, напротив , комфорта и не расценивают ситуацию , в которой они оказались , как экстремальную. В связи с подобным отношением к обстоятельствам , к условиям деятельности , к задачам , которые должны решать испытуемые , они не обнаруживают заметных признаков реагирования на ситуацию и поэтому при объективных исследованиях и субъективных отчётах о своём состоянии и ощущениях у них не выявляется существенных изменений , дающих право расценивать их состояние как состояние напряжения. В результате при исследовании испытуемых характеристики их состояния не отличаются от обычных , повседневных характеристик как соматических систем , так и психической сферы.

2. Самыми общими характеристиками 2 степени нервно-психического напряжения выступают мобилизация психической деятельности , повышение активности соматического функционирования и чувство общего подъёма морально-психических , душевных и физических сил. Если при этом и наблюдаются отдельные неприятные ощущения со стороны соматических органов и систем , то они как бы маскируются, заслоняются общей позитивной окраской, положительным эмоциональным фоном, приподнятым настроением, активным стремлением преодолеть трудности и добиться высоких результатов при достижении цели. Таким образом, при умеренно выраженном нервно-психическом напряжении не только отчётливо проявляются мотивация к достижению цели , стремление к энергичным действиям , но и испытывается удовлетворение от самой деятельности. У испытуемых не возникает противоречия между отношением к желаемой цели и отношением к нередко нелёгкому труду на пути к её достижению и поэтому эффективность и продуктивность их деятельности оказываются высокими.

При умеренно выраженном психическом напряжении в психической деятельности наблюдаются существенные позитивные сдвиги :

· возрастает эффективность основных свойств внимания : увеличивается его объём , внимание становится более устойчивым , усиливается способность к концентрации на выполняемом задании , снижается отвлекаемость. Повышение продуктивности функций внимания связано ещё и с некоторым уменьшением переключаемости внимания , что обеспечивает сосредоточенность индивида на решении главных задач , стоящих перед ним в данной экстремальной ситуации ;

· изменяется функция памяти, хотя модификация мнемической функции при напряжении не имеет столь отчётливого и целостного положительного характера , как функция внимания. Если объём кратковременного запоминания увеличивается , то способность индивида к долговременному вербальному сохранению либо практически остаётся прежней , либо обнаруживает тенденцию к снижению , больше проявляющуюся в старшем возрасте ;

· увеличивается продуктивность логического мышления. Естественно полагать , что повышение продуктивности логического мышления как одной из самых важных психических функций надлежит связывать с активизацией других , рассмотренных выше , психических процессов. Можно сказать , что при напряжении 2 степени наблюдается повышение эффективности когнитивной деятельности в целом , несмотря на неоднонаправленность межфункциональных характеристик отдельных видов когнитивных процессов.

· повышается продуктивности , увеличивается точность движений , уменьшается количество ошибок.

Таким образом , умеренная степень нервно-психического напряжения характеризуется практически всеобъемлющим повышением качества и эффективности психической деятельности и представляет такую форму психического состояния индивида , при которой со всей полнотой раскрываются способности человека к достижению цели , к выполнению той или иной работы.

При 2 степени НПН наблюдаются изменения в динамических характеристиках нервной системы, которые в целом можно квалифицировать как повышение уровня её активированности.

1. При рассмотрении структурно-функциональных особенностей чрезмерно выраженного нервно-психического напряжения ( напряжения 3 степени ) обращает на себя внимание то , что для него типичны дезорганизация психической деятельности , существенные отклонения в психомоторике , глубокие сдвиги в нейродинамических характеристиках и ярко проявленное чувство общего физического и психического дискомфорта. На первый план выступают жалобы на нарушение деятельности соматических органов. Психические нарушения , также имеющие место , остаются как бы на втором плане , маскируются соматическими жалобами , из которых наиболее частыми являются жалобы на нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы , органов дыхания и выделительной системы и лишь затем идут жалобы на нарушения в психомоторике и на снижение способностей к продуктивной умственной деятельности. Чувство физического дискомфорта сопровождается отрицательным эмоциональным фоном , падением настроения , ощущениями тревоги , беспокойства , острым ожиданием неудачи , провала и других неприятных последствий сложившейся экстремальной ситуации. Хотя испытуемые с напряжением 3 степени старались подчеркнуть , что у них имеются прежде всего соматические нарушения , наиболее выраженные сдвиги у них наблюдаются со стороны психической деятельности. К этим нарушениям относятся ухудшение внимания , умственной работоспособности , сообразительности , помехоустойчивости , настроения , эмоциональной устойчивости , координации движений , неверие в возможность собственными силами преодолеть затруднения и отсюда неверие в успех и т. д. При 3 степени НПН выявляются отчётливые признаки нарушений в психической сфере :

· особенно значительно снижается объём внимания , его устойчивость и способность к концентрации , способность к переключению внимания ;

· существенно снижаются продуктивность кратковременной памяти и способность к долговременному вербальному сохранению ;

· обнаруживаются ярко выраженные негативные сдвиги и в такой характеристике оперативного мышления , как способность к решению логических задач ;

· страдает координация деятельности.

В. Л. Марищук с соавторами классифицирует напряжённость по двум признакам : 1) характеру нарушений в деятельности и 2) силе , стойкости этих нарушений. По первому признаку различаются такие формы напряжённости , как тормозная , импульсивная и генерализованная.

Тормозная форма характеризуется замедленным выполнением интеллектуальных операций , особенно страдает переключение внимания , затрудняется формирование новых навыков и переделка старых , ухудшается способность выполнять привычные действия в новых условиях и др.

Импульсивная форма напряжённости выражается преимущественно в увеличении количества ошибочных действий при сохранении или даже увеличении темпа работы. В этом случае характерными являются склонность к малоосмысленным , импульсивным действиям , ошибки в дифференцировке поступающих сигналов , забывание инструкций ( даже самых простейших ) , неоправданная спешка , суетливость и др. Такие проявления особенно характерны для лиц с недостаточно сформированными профессиональными навыками.

Генерализованная форма напряжённости характеризуется сильным возбуждением , резким ухудшением исполнения , двигательной дискоординацией , одновременным снижением темпа работы и нарастанием ошибок , что в конечном счёте приводит к полному срыву деятельности. Лица , склонные к такой форме напряжённости , испытывают нередко чувства безразличия , обречённости и депрессии.

Что касается формы напряжённости по признаку силы и стойкости нарушений , то она , по мнению авторов , бывает трёх видов : 1) незначительная , быстро исчезающая ; 2 ) длительная и заметно сказывающаяся на процессах деятельности ; 3 ) длительная , резко выраженная , практически не исчезающая , несмотря на профилактические меры.

Нарушения мышления

E-mail Печать PDF

Нарушения мышления

1. Умственная недостаточность: расстройство, проявляющееся в поведении или психологической сфере в виде не совсем адекватных реакций на определенные события, связанные с пережитым горем или болезнью.

2. Невроз: психические нарушения, при которых оценка реальных событий не нарушена, а симптомы болезни проявляются как эго-дистония (ощущение горя или неприятных переживаний); нарушения поведения обычно не выходят за пределы общественных норм, и обычно больной может с ними справиться или же они исчезают без лечения.

3. Психоз: неспособность отличить реальность от выдумки; нарушения оценки реальных событий и создание в своем воображении другой действительности.

4. Оценка реальных событий: объективная оценка и суждение об окружающем мире.

5. Нарушения формального мышления: нарушения, касающиеся формы, а не содержания мыслей; мышление характеризуется нарушением ассоциаций, неологизмами и алогичными построениями мыслей, такие нарушения мыслительного процесса рассматриваются как проявление психоза.

6. Нелогичное мышление: мышление, характеризующееся ошибочными заключениями или внутренними противоречиями, расценивается как проявление психопатологии только при наличии выраженных нарушений и только в том случае, когда оно не связано с культурными особенностями или снижением интеллекта.

7. Фантазирование (дереизм): умственная деятельность, не согласующаяся с логикой или опытом.

8. Аутистическое мышление: мышление, которым выражаются только собственные желания, которое не связано с реальной жизнью, поглощенность своими личными, внутренними переживаниями; термин является в некотором роде синонимом дереизма.

9. Магическое мышление: форма дереистического мышления; форма мышления, сходная с предоперациональной фазой у детей (Пиаже), при которой мыслям, словам или действиям приписывается сила (например, они могут вызвать или предотвратить какое-либо событие).

10. Конкретное мышление: буквальное мышление, ограниченное применением метафор без понимания нюансов их значения, понимание всего лишь в одном измерении.

11. Абстрактное мышление: умение уловить нюансы значения; многомерное мышление со способностью правильно использовать метафоры и гипотезы.

Нарушения общения

E-mail Печать PDF

Нарушения общения

1. Эхолалия: психопатологическое расстройство, проявляющееся в том, что одно лицо повторяет слова или фразы, сказанные другим лицом.

2. Эхопраксия: психопатологическое расстройство, проявляющееся в повторении движения другого лица.

3. Вербигерация: бессмысленное повторение одних и тех же фраз.

4. Кататония: нарушения двигательной активности неорганического характера. а) Каталепсия: общий термин, характеризующий постоянно поддерживаемое больным неподвижное положение. б) Возбуждение: ажитированная бесцельная двигательная активность, вызванная внешними раздражителями в) Ступор: сильное замедление двигательной активности, часто вплоть до неподвижности, и кажущееся отсутствие восприятия окружающего. г) Ригидность: сохранение неподвижного положения тела, несмотря на попытки к движению. д) "Позирование": нарочитое принятие неудобной или причудливой позы, обычно поддерживаемой в течение длительного времени. е) Cerea flexibilitas (восковая гибкость): пациенту можно придать любое положение, и он затем его поддерживает. Когда врач пытается прикоснуться к его конечности, он ощущает, что эта конечность как будто сделана из воска. ж) Негативизм: немотивированное сопротивление пациента всем попыткам заставить его двигаться или следовать каким-бы то ни было инструкциям.

5. Катаплексия: временная утрата мышечного тонуса и слабость, возникающие обычно при сильных эмоциях.

6. Стереотипия: повторение одних и тех же движений или двигательных паттернов речи.

7. Манерность: стереотипные непроизвольные движения.

8. Автоматизм: самопроизвольное выполнение действий, представляющих собой бессознательную, символическую активность.

9. Императивный автоматизм: автоматическое следование внушению (называется также автоматическая подчиняемость).

10. Мутизм: отсутствие речевого общения без структурных нарушений речевого аппарата.

11. Гиперреактивность. а) Психомоторная ажитация, избыточная активность, как правило, непродуктивная, а возникающая в ответ на внутреннее напряжение. б) Гиперактивность (гиперкинез): беспокойство, агрессивность, склонность к разрушительной деятельности. в) Тик: непроизвольные спастические движения. г)Снохождение (сомнамбулизм): двигательная активность во время сна. д) Компульсивность: непреодолимое влечение и побуждение к повторному совершению какого-либо действия:

1. Дипсомания: влечение к алкоголю.

2. Клептомания: влечение к воровству.

3. Нимфомания: чрезмерная и компульсивная потребность в половом акте у женщин.

4. Сатириазис: чрезмерная и компульсивная потребность в половом акте у мужчин.

5. Трихотилломания: выдергивание собственных волос.

6. Ритуал: автоматическая активность, компульсивная по характеру, совершаемая с целью редукции тревоги.

12. Гипоактивность (гипокинезия): пониженная активность или ретардация, подобная психомоторной ретардации, отчетливое замедление мышления, речи, движений.

13. Мимикрия: простая подражательная двигательная активность, характерная для детского периода.

14. Агрессия: насильственные целенаправленные действия, вербальные или физические, являющиеся двигательной составляющей аффекта гнева, ярости или враждебности.

Новое слово в искусстве расставания с деньгами

E-mail Печать PDF

Новое слово в искусстве расставания с деньгами

Один из ведущих мировых специалистов по поведенческой экономике, профессор Массачусетского технологического института в Кембридже Дан Ариэли (Dan Ariely) изучает механизмы принятия решений. В 2002 году Даниэль Канеман (Daniel Kahneman) и Амос Тверски (Amos Tversky) получили Нобелевскую премию за развенчание мифа о логике, на основе которой мы делаем выводы. Дан Ариэли продолжил исследовать факторы, влияющие на наши рассуждения. Он утверждает, что человек - существо иррациональное и что наш алогизм вполне предсказуем. Его бестселлер, переведенный на 24 языка, так и называется: "Предсказуемо иррационален: скрытые силы, влияющие на наше поведение".

Поведенческую психологию Ариэли называет "социальной инженерией". Его опыты просты и наглядны. К примеру, группа респондентов вслепую пробует вина разных сортов. Чем дороже вино, тем меньше оно нравится. Но стоит человеку увидеть этикетку, как результаты меняются на противоположные. Это не просто самообман - магнитно-резонансная томография мозга подтверждает, что мы получаем бóльшее наслаждение от дорогого вина. Ожидание само претворяет себя в жизнь: тело начинает вырабатывать химические вещества, которые готовят нас к определенным ощущениям. При этом важны именно ощущения, тогда как вкус вина играет второстепенную роль.

Реакции нашего организма обусловлены не только материальными раздражителями, но и сопутствующими переживаниями, а также жизненным опытом. Именно поэтому отсутствие кофеина в кофе не отражается на его бодрящем действии, если мы не знаем о подвохе, а тот же кофеин, тайком добавленный в апельсиновый сок, не производит ни малейшего эффекта. Так происходит каждый раз, когда от тела требуется прореагировать на что-либо.

Обезболивающее в знакомой упаковке действует ничуть не хуже, если в действительности это всего лишь витамин C. Но если кардинально снизить цену, эффективность плацебо снизится наполовину. В очках с этикеткой Армани люди демонстрировали лучшие результаты в тесте на чтение, хотя на самом деле эти очки ничем не отличались от тех, что без этикетки.

Реклама построена на том же принципе: она не просто побуждает вас купить товар, а меняет наслаждение от него во время пользования. На пробах вслепую практически никто не может отличить пепси-колу от кока-колы, зато, увидев знакомые бутылки, большинство утверждает, что кока-кола вкуснее. Ассоциации и воспоминания влияют на нас больше, чем ингредиенты.

По аналогичным причинам, покупка в кредит доставляет человеку намного меньше неприятных ощущений, чем расставание с наличными. Так что, если вы хотите сэкономить, запасайтесь купюрами, а если хотите насладиться едой в ресторане, платите кредитной карточкой.

В случае сложного выбора Дан Ариэли рекомендует просто кидать монету. Если вы колеблетесь между двумя вариантами, возможно, различие между ними ничтожно мало? А монета, по крайней мере, определит вам предельный срок, что уже плодотворно. "Как правило, наша логика ничем не лучше монеты. Решение о выборе партнера по жизни мы обдумываем больше всего, а итоговая ошибка составляет 50% - по числу разводов".

Однако поведенческая экономика, или "психология денег", не ограничивается частными случаями. В отличие от многих других наук, она готова дать ответ на самый главный вопрос: что делает нас счастливыми? Все исследования, говорит Дан Ариэли, показывают, что для счастья, конечно, нужны кое-какие деньги, но намного меньше, чем кажется. "Если бы мы понимали, сколько лет жизни тратим на накопление денег и какой незначительный вклад они вносят в наше счастье, - уверен, мы вели бы себя совершенно иначе".

Прежде всего, мы по-другому оценивали бы свою зарплату. Большинство полагает, что высокий оклад сделает их счастливее. Ошибка! К любой зарплате быстро привыкают. Повышение производит лишь временный эффект, который быстро сходит на нет. Самое важное в вашей зарплате - то, насколько она выше, чем у вашего окружения. 40000$ в месяц, если коллеги получаю меньше, - предпочтительнее, чем 50000$, если это минимум в вашей сфере деятельности. И все равно многие выбирают второй вариант, хотя первый сделал бы их счастливее.

Так уж человек устроен, он "индексирует" счастье только в сравнении с другими. Интуиция подсказывает: важно то, что есть у меня самого. Но что-то внутри не дает покоя: важно то, что есть у них. Когда американское Управление ценных бумаг потребовало от компаний отчетов по зарплатам топ-менеджеров, оно полагало, что людям станет стыдно. В представлении чиновников, астрономическая сумма, выставленная напоказ, должна была вогнать директорат в краску и поставить высшее начальство в неудобное положение перед публикой. Однако случилось обратное: оклады высшего звена выросли втрое, поскольку генеральные директора начали сравнивать зарплаты между собой.

Такой подход наносит прямой ущерб обществу. Потребность иметь больше, чем другие, часто противоречит интересам всех, а значит, и моим собственным. Как же быть? Разумеется, мы не в силах преодолеть свою тягу к сравнению, однако вполне можем организовать себе правильное окружение. В таком случае, наши запросы и желания наших детей вольются в позитивное русло и не станут причиной несчастий, которых не счесть в обществе больной конкуренции.

Но что делать с деньгами, которые все равно остаются главным мерилом успеха? Один мой студент, рассказывает Дан Ариэли, провел такой опыт. Он раздавал людям деньги: одним - просто так, а других просил купить кому-нибудь подарок на эту сумму. Так вот, все те, кто выполнил его просьбу, чувствовали себя счастливее "везунчиков", оставшихся при деньгах. Это чувство сохранялось у них даже через год.

Те же результаты мы зафиксировали в одной бостонской фирме, выдавшей своим сотрудникам в конце года по несколько тысяч долларов в виде бонуса. Сухая статистика весьма убедительно продемонстрировала: люди, отдавшие деньги, через восемь месяцев чувствовали себя счастливее и дома, и на работе. Отсюда следует один вывод: деньги доставляют нам больше радости, если мы используем их на благо другим.

И все же эти розовые мазки не могут оживить печальную картину современного общества, в котором воровство и обман оцениваются в зависимости от обстоятельств. Дан Ариэли приводит в пример анекдот о маме, которой звонят из школы и сообщают, что ее сын украл у товарища карандаш.

- Разве этому я тебя учила!? - кричит она, когда сын возвращается домой. - Если тебе нужен карандаш, только попроси, и папа принесет из офиса сколько хочешь!

Чем дальше от первичного, "наличного" эталона, тем легче стать вором. В отрыве от денег всегда можно найти объяснения своему поступку. Например: "У меня тоже украли ручку, и не одну. Так что эта послужит мне для работы, даже дома". Зато в отношении наличных денег уже не найдешь себе отговорку. Именно так и начался экономический кризис.

Всевозможные деривативы напускают такой туман, что с ними нетрудно производить чересчур вольные операции. Обеспеченные долговыми обязательствами облигации представляются чем-то весьма отвлеченным. Мы до сих пор не знаем, какова их реальная цена. Допустим, в вашем распоряжении 80 формул, чтобы ее подсчитать. Разве вы не выберете из них ту, которая вам удобнее?

Исследования показывают, что больше всех обманывают банкиры. Люди с высоким коэффициентом умственного развития воруют больше; люди творческого склада воруют намного больше.

Но есть и другая сторона медали. Многие готовы писать открытые программные коды, создавать бесплатные программы и часами просиживать над статьями для Википедии. Люди хорошо работают, когда им платят, и работают еще лучше, не получая никакой оплаты. Боссы ошибаются, полагая, что деньги - это единственный стимул для их подчиненных. Намного важнее значение работы, которую я выполняю, чувство, что она моя, и гордость за нее. Открытый код придает людям смысл, их имя навсегда останется в сердцах пользователей, и этого у них никто не отнимет.

Таким образом, положительная роль в обществе более важна для человека, чем пополнение личного счета. Помощь другим способна доставлять еще большее наслаждение, чем помощь себе самому. А ведь наслаждение - и есть искомый результат. Если путь к нему лежит через общие интересы, а не только личную выгоду, тем лучше для меня и для всех. Эта простая формула, в отличие от замысловатых финансовых уравнений, исключает ошибки и делает нас счастливее. А что, собственно, нам еще нужно?

По материалам издания "Калькалист"

Страница 684 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135