Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Детский психоанализ

E-mail Печать PDF

Детский психоанализ

1. Симптомы, происходящие из первоначальной слитности соматических и психологических процессов: психосоматика. В начале жизни, пока еще соматические и психологические процессы не отделились друг от друга, телесные ощущения, такие как голод, холод, боль и т. д., легко выплескиваются через психические каналы в форме беспокойства,, неудовольствия, гнева, ярости, так же как и любые психические недомогания выражаются соматическими расстройствами, проблемами питания, пищеварения, выделения, дыхания и т. д. Такие психосоматические реакции определены процессом развития в этом периоде жизни. Для последующих событий важно, какое именно телесное проявление получит индивидуальное предпочтение, поскольку этот выбор вызовет усиление чувствительности и уязвимости соответствующего органа или системы, например, кожи, респираторной системы, желудочно- кишечного тракта, ритмов сна и т. д. В норме, легкость доступа психики к телу и наоборот уменьшается с развитием эго и открывающимися новыми, чисто психологическими каналами выхода напряжений через действия, мысли, речь. С другой стороны, там, где этот доступ остается облегченным, он непосредственно отвечает за психосоматическую симптоматологию, то есть астму, экзему, язвенные колиты, головные боли, мигрени и т. д. Этот механизм также ответственен за формирование так называемой соматической податливости, которая в позднейших и более сложных симптомах истероидного комплекса облегчает превращение психических процессов в физические проявления символического значения.

2. Симптомы, происходящие из компромиссных образований между ид и эго: невротическая симптоматология. С тех пор как базовое психоаналитическое обучение происходит в области теории и терапии неврозов, аналитики чувствуют себя наиболее компетентными в специфической структуре невротической симптоматологии. Фактически, в отношении неврозов термин "симптом" стал синонимом эго, действующего посредником и находящего решения конфликтов между производными ид, с одной стороны, и другими, моральными или рациональными, требованиями, с другой стороны. Стал общеизвестным сложный путь образования симптома по линии опасность -> тревожность -> регрессия -> защита -> компромисс. Получающиеся в результате структуры симптомов могут оказаться неприемлемыми для эго и вызывать дискомфорт и душевную боль. Однако, они могут быть принятыми, оказавшись созвучными эго, и стать частью индивидуального характера. Произойдет ли последнее, во многом зависит от структурных факторов, то есть от того, в какой степени элементы ид, эго и суперэго воплощены в итоговом симптоматическом результате. Это зависит также от готовности эго исказить себя принятием в свою структуру патологических проявлений. Последнее упомянутое решение - не иметь дела с симптомами как с неким чужеродным телом - часто выбирается детьми. Поскольку формирование компромисса такого рода зависит от установленных границ между ид и эго, бессознательным и сознанием, мы не встретим невротических симптомов в неструктурированной личности, то есть в раннем детстве. Образование невротических симптомов не происходит, пока эго не отделит себя от ид. Но при этом не требуется дожидаться, пока эго и суперэго станут двумя независимыми инстанциями. Первые конфликты между ид и эго, а с ними и первые невротические симптомы, разрешающие эти конфликты, появляются в эго под давлением окружающей среды. Их вызывает не чувство вины перед внутренним суперэго, но угрозы со стороны внешнего мира, такие, как потеря любви, отвержение, наказание. Невротические проявления этой фазы истеричны по своей природе, если в них вовлечены области тела, имеющие оральное или орально-агрессивное значение. Симптомы оказываются в этом случае примитивной защитой от таких инстинктивных проявлений (двигательные нарушения, боли и недомогания, избирательность и причудливость в еде, тошнота). Они являются навязчивыми по характеру, поскольку защищают от анально-садистских влечений (первые проявления компульсивной чистоплотности, аккуратности, избегание прикосновений). С появлением и разрешением фаллических эдиповых стремлений, с появлением суперэго как независимого источника чувства вины, эти изолированные симптомы организуются в синдромы, формирующие известные детские неврозы. Это, например, фобии (животных, врачей, дантистов, туалета, школы, и т. д.), а также настоящие неврозы навязчивости, содержащие повторения. ритуалы, церемонии, назойливые размышления, компульсивные действия. Уродливые подавления, эго-ограничения и тенденции к самоосуждению появляются в это время как характерные защиты против агрессивности.

3. Симптомы, происходящие из проникновения побуждений ид в эго. Невротическая симптоматология возникает только там, где не нарушена граница между ид и эго. Она может быть непрочной по ряду причин: эго может быть конституционально слабым; стремления ид - конституционально усиленными; эго может быть повреждено и выведено из строя травматическими событиями, или нарушением внутреннего равновесия на определенных стадиях развития. В любом случае результатом будет нарушение контроля за содержанием ид и вхождение элементов ид в структуру эго с разрушительными последствиями для последней. Проникающие элементы могут являться частью первичных процессов функционирования и занимать место рационального вторичного процесса мышления. Соответствующие явные симптомы, такие, как нарушения памяти и мышления, бред, галлюцинации имеют большое значение при установлении диагноза и различении между неврозом и психозом. Проявляясь лишь частично, они являются критерием пограничных состояний между этими двумя диагностическими категориями. Когда в эго проникают элементы влечений, итогом будут симптомы неконтролируемых (или недостаточно контролируемых) проявлений влечений без оглядки на реальность, что характерно для некоторых типов делинквентного и преступного поведения. Сочетание этих двух видов утечки из ид порождают те угрожающие типы аномального поведения, которые, с одной стороны, выводят человека за пределы допустимого законом, а с другой стороны характеризуют его как психически больного и по этой причине освобождают от ответственности за его действия.

4. Симптомы, проистекающие из изменений в экономике либидо или направлении катексиса. Хотя формирование любого симптома предполагает патологическое расстройство динамических и структурных аспектов личности, это может быть вторичным по отношению к деформациям структуры либидо и направления либидозного развития. Когда, например, чрезмерно усилен нарциссический катексис личности, соответствующими симптоматическими проявлениями будет эгоизм, эгоцентричность, переоценка себя, вплоть до мании величия. Пренебрежение своим телом, самоуничижение, комплекс неполноценности, депрессивные состояния, деперсонализация (в детстве) - симптомы при чрезмерно ослабленном нарциссическом катексисе. Направление катексиса может измениться трояко, с соответствующей симптоматикой. Нарциссическое либидо может сместиться на тело, где увеличение катексиса специфических частей тела порождает ипохондрические симптомы. Объектное либидо может быть перенесено из внешнего мира, трансформировано в нарциссическое и полностью катектировано на собственную личность. Или же, напротив, все нарциссическое либидо добавится к существующему объектному либидо, сконцентрируется на внешнем объекте любви с последующим приданием ему сверхзначимости, вплоть до полного эмоционального подчинения.

5. Симптомы, проистекающие из изменения характера и направления агрессии. Изменения интенсивности, а также частые смены направления, с тела на психику, с себя на объект, и обратно - то, что важно для симптоматологии в этом отношении. Первые, количественные, изменения вызываются в основном причудами в организации защит, в детстве - изменением качества действующих защитных механизмов, от грубо примитивных до крайне изощренных. Эти изменения определяют, доступны или недоступны необходимые агрессивные компоненты в эго-функционировании и сублимациях. Тип используемых от агрессии защит также ответственен за колебания между самоуничижительным поведением, соответствующим агрессии, обращенной на себя, и жестокими агрессивно- деструктивными вспышками против живых и неживых окружающих объектов.

6. Симптомы, происходящие из неоправданных регрессий. В нашей работе с детьми мы обратили внимание на некоторый тип патологических проявлений, схожих с начальной стадией образования невротических симптомов, но остающихся недоразвитыми по сравнению с инфантильными неврозами. Они берут начало в фаллической фазе и вызываются тревогой и угрозой эдипова и кастрационного комплексов с последующей регрессией к оральным и анальным фиксационным точкам. В то время как при образовании невротического симптома эго отвергает такие регрессии, защищается от них, в этих случаях они воспринимаются созвучными эго, принимаются им, то есть они не вызывают дальнейших конфликтов. В результате снижаются все аспекты функционирования личности (активность влечений, деятельность эго). Соответствующая клиническая картина включает в себя инфантилизм и псевдодебильность, сопровождающуюся пассивно-фемининными чертами у мальчиков, затянувшейся зависимостью, неэффективностью, плаксивостью и т. д.

7. Симптомы, вызванные органическими причинами. Напоследок остались нарушения психических функций, имеющие органическое происхождение, такие, как повреждения мозга в пренатальном периоде или при родовой травме, или в результате позднейших воспалительных процессов или травм. Широкий спектр симптомов, таких, как задержки развития, проблемы передвижения, нарушения речи, слабоумие, неподвижность аффекта или аффективная лабильность, нарушения концентрации внимания, рассеянность и т. д., вызывается этими причинами. Многие их этих симптомов очень похожи на последствия запретов, формирование компромиссов, любых других категорий, описанных выше. Если неврологические тесты оказываются неубедительными, то очень трудно установить точный диагноз. Несомненно, ошибки дифференциального диагноза встречаются здесь в обоих направлениях, то психическое, то органическое повреждение неоправданно игнорируется, либо не учитывается взаимодействие этих факторов.

Есть ли в жизни Правда

E-mail Печать PDF

Есть ли в жизни Правда? Рассуждая о феноменологии

Как жить, если принять за аксиому, что правды про окружающий меня Мир и про Другого – нет, и что реальность – и моя, и Другого – дается только в моих ощущениях/эмоциях/смыслах? Которыми я и пытаюсь «оформить» свой жизненный опыт? Тут, мне кажется, в попытках сориентироваться «кто я, что я, кто все эти люди» на первый план выходят качества контакта – с собой, с моим окружением, с миром…

А что такое правда? Это такое… фиксированное, раз и навсегда установленное знание. Которое есть независимо от моих ощущений в данный момент… За которое можно подержаться, как за буек, если вдруг «накроет» страхом и неопределенностью.

Если правды – нет, за что мне держаться в этой жизни? Получается, что в основном за себя. Я становлюсь центром своей Вселенной. Которую населяют феномены моего сознания. Одиноко как-то сразу… Но вроде переносимо.

За что в себе держаться-то? За свои ощущения, эмоции, представления, проекции. Только вместо привычного «Я знаю, что ты – такой, а ты – такая» говорить: «Когда ты мне это говоришь – делаешь так или так, я ощущаю (вижу, слышу) тебя таким». Это честно. И это действительно может хорошо поддерживать. Если много доверия к себе. Если чувствуешь себя таким… прочным, что ли… Устойчивым.

Знания, которые для профессии психолога собираешь, при таком подходе вместо твоего «твердого основания» становятся одним из возможных способов ориентироваться. Например, знание психиатрических симптомов/синдромов/диагнозов или психоаналитических подходов, или гештальтистких.

Но основной критерий психического здоровья – «адекватное тестирование реальности», становится малонадежным… Так как одинаковой для всех правды про реальность – нет, у каждого реальность – своя.

И на первый план выходит возможность опираться на качество моего контакта с собой и с миром.

Реальность – то, что происходит на границе контакта. Феномены границы – то, что дается мне в ощущениях. И моя реальность – то, какими смыслами я эти феномены наделяю. А смыслы формируются из воспоминаний, фантазий, устойчивых представлений, моего актуального «на сейчас» голода…

И тогда терапия контакта – это наблюдение за встречей или совместным «бытием» людей с разными смыслами и за попытками и способами их взаимодействия. Тот, кто наблюдает (психолог), является и непосредственным участником. Наверно, именно поэтому он здесь деньги получает. Потому что наблюдать за собой/клиентом/развитием ситуации контакта, принимать решения, что привносить в контакт, а что удерживать, при этом оставаться – по возможности – живым и включенным в происходящее «между», осознавать, что то, что ты сейчас про клиента знаешь – это материал твоих проекций, принимать клиента по-возможности безоценочно – это много… Уверена, список можно еще долго продолжать…

Наблюдение возможно только при наличии своих границ.

Что помогает ощущать границу? Осознавание своих реакций. Да, в момент реакции ты вся здесь, в ситуации. Но уже в следующий момент ты – опять как отдельное «Я». Со своим смыслом – как ты отреагировала. И зачем. И с внимательным интересом к реакции Другого, к его способам восприятия.

Много соблазна «кормить» Другого именно своими смыслами. Особенно в психологической консультации. Часто у клиента на поверхности – запрос на изменение себя (читай: корректировка привычных способов восприятия себя и мира). От которых он сейчас страдает. Или думает, что страдает. И тут психологу легче всего «по-быстрому» попытаться ему линзы в «очках» поменять. Например, его «всегда» близорукость сделать «хоть иногда» дальнозоркостью. Ну или смягчить как-то невыносимые для него оттенки, расширить угол зрения. Цвет фильтра поменять. Дать свои очки «напрокат» в конце концов. За весьма скромное вознаграждение…

И для клиента такое взаимодействие очень привычное. Родительские «очки» морально устарели – вот, меняем на «психологические»…

При такой рамке хорошо, если клиент все-таки со своим принятием/отвержением дружит и хоть отчасти, но выбирает из предложений психолога… Что ему подходит, а что – «в сад».

А вот как бы все-таки психологу в этом контакте воздерживаться от таких… судьбоносных предложений клиенту? От попыток его жизнь «организовать»? Сделать клиенту «как лучше»? И с какой стати то, что предлагает психолог – лучше? Если Правды – нет? А есть встреча двух равноценных и равнозначных Вселенных?

И вот тут я упираюсь в очень трудное для меня качество. Качество просто быть. Да, рядом с Другим. Да, на терапевтический час вроде как «в распоряжении Другого». Но со всеми своими ощущениями, реакциями, смыслами и ценностями. С вниманием к Другому. К его миру. В попытке прожить это время в контакте друг с другом. Иногда приятном, иногда – очень трудном.

И если доверия и безопасности «между» уже достаточно, попробовать ощутить вкус своих привычных впечатлений чуть-чуть по-другому. Увидеть мир по-новому… Услышать новую ноту в мелодии своих «заезженных» историй…

Отход от «фиксированной» правды – про себя, про Других, про Мир – это, прежде всего, расширение возможностей встречаться с жизнью каждый раз по-новому. Опираясь на доверие к себе. На интерес к тому, что сейчас происходит.

Новое – всегда страшит и напрягает. Но если я чувствую достаточно доверия к себе в новой ситуации – эти напряжение и тревога становятся такими… вполне посильными. И их энергия – в сочетании с любопытством и предвкушением – дарит мне возможность прожить ситуацию по-другому… Оставив чуть-чуть в стороне свои привычные смыслы. Получить непосредственную «радость открытия». Себя, Другого, Мира… Пусть совсем маленькую… Сиюминутную… Но очень вкусную… И всегда свою.

Автор - Ирина Лопатухина 
Источник

Обновлено 29.10.2014 08:42

За чем Алиса летит в Ирем Зат аль Имад на ковре-самолете

E-mail Печать PDF

За чем Алиса летит в Ирем Зат аль Имад на ковре-самолете? За нон-стоп инсайтом

Ох, и коварный же это проект – новогодний конкурс «Сказка нон-стоп». С одной стороны – графомания чистой воды. Ни дня без строчки, ибо «взялся за гуж – не говори, что не дюж». В итоге, на выходе – литературный продукт, да. Но весьма и весьма, к сожалению, сомнительного качества.

С другой стороны, если хорошенько поискать плюсы, то относительную пользу от участия все же можно «нащупать». Упражнения с фантазией, например, оттачивание слога, эксперименты со стилем и так далее. Все это должно бы пригодиться в качестве литературных тренировок.

Вот только полезность этой второй стороны слишком уж эфемерна. Зависит, в основном, от двух переменных:

а) настроения соавторов-сказочников (работающих в режиме онлайн и, по большей части, в знаменитом творческом союзе а-ля «лебедь, рак и щука»);

б) от наличия собственного свободного времени (или, вернее, его отсутствия в тот самый момент, когда по сюжету как раз требуется оперативное вмешательство).

В соотношении «вред-польза», как ни крути, как ни оправдывай себя и других (если конкурс идет, значит это кому-то нужно), а процентная доля с условной маркировкой «графомания» все равно перевешивает. Пишешь-пишешь и одновременно понимаешь, что пишешь… хммм… в никуда. «Фтопку». А если так, то зачем же писать? Зачем тратить драгоценное время? И так кругом предновогодняя суета, деловой напряг, спешка, недосыпы, «неуспевы»…

Честно говоря, я даже с облегчением вздохнула, когда первая часть конкурсной литистории закончилась. Проанализировала – ужаснулась: ни много, ни мало, а объем жуткосказочного чтива (будем честными) составил почти семьдесят тысяч знаков без пробелов. Столько за две с хвостиком недели авторы взяли, да и выдали на-гора – выложили на чистый лист сказочного блога. Тысячи, тысячи знаков неэффективной, бесполезной работы! Ай-ай-ай! Из них лично я «намолотила» почти семнадцать тысяч знаков (четверть всего написанного!). Ну, думаю, на этом – все. Побаловались – хватит. Ставлю точку. Пора вплотную заняться работой, таймингом и оптимизацией предновогоднего времени...

Не тут-то было. В хвост первой нон-стоп сказки почти мгновенно пристроился ее же нон-стоп сиквел. И (надо же!) я опять там, в конкурсном блоге. И прочие авторы тоже. Вы спросите – почему? Ну… Во-первых, человек – существо в высшей степени иррациональное. Эмоции рулят. Во-вторых, как ни парадоксально, но реальная польза от участия в новогоднем проекте, оказывается, есть. И, нет, это вовсе не приз – тривиальная награда за азарт. Это нечто большее.

Во время размышлений о поворотах сказочного сюжета, о характерах персонажей, о динамике действий и противодействий героев, о «начинках» и «наполнителях» для конкретных сцен, параллельно происходит некий дополнительный мыслительный процесс. Процесс отвлеченный, вовсе не связанный с основной темой размышлений. И вот он-то, в свою очередь, нередко венчается моментами, которые психологи называют емким термином «инсайт».

Инсайт (insight) – это вспышка, внезапное озарение, догадка. С одной стороны. С другой – проницательность, проникновение в суть. Понятие инстайта – одно из опорных в гештальтпсихологии. Им пользуются и в психоанализе, и в когнитивной психологии и в небихевиористических практиках, и... Да где только его сейчас не применяют! И в маркетинге, и в политике, и в науке, и даже в религии. Инсайт – это «Эврика!», внезапно пришедшее четкое понимание проблемы или неожиданно свалившееся верное решение.

Поразительно, но за три недели работы над сказкой я «вспыхивала» бесчисленное количество раз. Что это – случайные совпадения или закономерность? Отчасти и то, и другое. Хотя, закономерности здесь, вероятно, больше.

Отвлекаясь от основных дел, переключаясь на совершенно противоположное занятие (сказку), я даю собственному сознанию возможность рассосредоточиться, отдохнуть, расслабиться, «отвисеться». А фрейдистское бессознательное в то же самое время продолжает неустанно трудиться. А может быть, именно в этот момент вершится загадочный коммуникативный процесс с юнговским коллективным бессознательным – то самое подключение к Общему Разуму?

Кто знает… Да и зачем это знать? Главное, что каждый «подход к сказочному станку» почти всегда заканчивается инсайтом. Со временем, по возвращении к основным делам. И чем больше «подходов», тем больше инсайта. Чем больше инсайта, тем эффективнее основная работа, никак не связанная с нон-стоп проектом. И что это, если не реальная польза от участия в конкурсе?

Еще примеры инсайта? Пожалуйста! Прочтите посты «К чему приводит участие в нон-стоп сказках» и «Как приходят герои сказок» в блоге Алены Прохоровой, и вы узнаете, как персонажи конкурсной истории волшебным образом материализуются, переходят из виртуальной реальности в реальность самую настоящую. Инсайт чистой воды!

Автор - Ольга Ситникова 
Источник

Обновлено 29.10.2014 09:00

Задатки и способности

E-mail Печать PDF

Задатки и способности

Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).

Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:

1. индивидуально-психологические особенности;

2. определяющие успешность выполнения деятельности;

3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Маничев С.А.:

1. Склонность к какой-либо деятельности, мотивация;

2. Темп обучения каким-либо ЗУН;

3. Наличие границ способности;

4. Нестандартность результатов;

5. Мера общественного признания;

6. Помехоустойчивость;

7. Уровень обобщенности, перенос.

Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.

Эмпирические признаки способностей:

1. Уровень продуктивной деятельности;

2. Скорость научения;

3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность);

4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда);

5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.

Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.

Виды способностей: общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные - связаны с условиями отдельной деятельности.

Условия развития способностей:

1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;

2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);

3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:

- простая деятельность - снижение интересов;

- очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.).

Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для формирования способностей.

Рубинштейн: задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов.

Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).

Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способность к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность).

Талант - это способность к достижению высшего порядка.

Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое:

- незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;

- осознание способности;

- включенность способности в характер.

Показатели одаренности:

- темп и легкость усвоения материала;

- широта переноса;

- время проявления;

- соотношение результатов с условиями.

Факторы, влияющие на развитие способностей:

- исходная предпосылка - врожденные задатки;

- время выявления;

- развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;

- всестороннее развитие интересов и способностей;

- соперничество и сотрудничество.

Закономерности мышления

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Закономерности мышления

Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания. Это взаимодействие всегда осуществляется в целях разрешения какой-то проблемы, оно основано на анализе и синтезе и имеет своим результатом новое обобщение. Таким образом, можно считать, что проблемность, анализ-синтез и обобщенность являются общими психологическими закономерностями мышления.

Проблемность мышления. Мышление всегда возникает в связи с решением какой-либо проблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации.

Проблемная ситуация - это такое обстоятельство, в котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть в результате мышления. В проблемных ситуациях всегда возникают такие цели, для достижения которых имеющихся средств, способов и знаний оказывается недостаточно.

Встречаясь с фактами преступности, следователь обычно сталкивается с проблемной ситуацией. В его распоряжении первоначально оказываются лишь некоторые факты, которые побуждают к поиску, но являются недостаточными для раскрытия преступления.

Проблема - особая разновидность вопроса, ответ на который не содержится в нашем опыте и знаниях и поэтому требует соответствующих практических и теоретических действий. Проблема сосредоточивает наше внимание на недостаточности или отсутствии знаний (это знание о незнании).

Проблема - это осознание необходимости нового познания. Не любая умственная деятельность является решением проблемы. Например, решая задачу известным нам способом, мы осуществляем умственную деятельность, но не решаем проблемы. Познание, открытие новых, пока еще неизвестных сторон объекта всегда осуществляется через отношения, взаимосвязи, в которых эти свойства проявляются.

Мышление - это познание того, что не дано непосредственно, но находится в определенном отношении к тому, что дано.

Взаимодействие анализа и синтеза. Всякий акт мышления, каждая мыслительная операция основаны на анализе и синтезе. Как известно, основным принципом высшей нервной деятельности является принцип анализа и синтеза. Мышление как функция мозга также основано на этом принципе.

На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса.

Всякий поиск ответа на какой-либо вопрос требует и анализа и синтеза в их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслительными операциями являются абстракция и обобщение).

Анализ - выделение тех сторон объекта, которые существенны для решения данной задачи; это выявление строения исследуемого объекта, его структуры, расчленение сложного явления на простые элементы, отделение существенного от несущественного.

Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определенными признаками. Например, анализируя следы преступления, следователь выделяет только те из них, которые имеют доказательственное значение.

Результаты анализа объединяются, синтезируются.

Синтез - объединение элементов, частей, сторон на основе установления существенных в определенном отношении связей между ними.

Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осуществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянно включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства.

Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непрерывное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности явлений. Процесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе анализа осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом целом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа и т.д.

Анализ - вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые имеют существенное значение для последующего синтеза, обобщения. При этом проявляются такие закономерности мышления как селективность - избирательное вычленение одноплановых сторон объекта и рефлексивность - контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с самим собой) , самоотчет мышления перед самим собой. При анализе развивающихся событий возникает особая разновидность аналитического мышления - антиципация - предвосхищение возможного наступления новых событий, предвидение возможных результатов определенных действий. Способность представить возможные варианты развития событий, возможные пути решения проблемы - дивергентность мышления.

Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью познания тех или иных существенных свойств объекта, с целью получения знания. Существенное свойство является всегда общим для данной группы однородных предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К решению отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие правила.

В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное выражение общего.

Мыслительные операции

Мышление осуществляется совокупностью различных операций: сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации и систематизации.

Сравнение - установление сходства и различия между предметами. Познание объектов окружающего мира начинается прежде всего путем их сравнения, сопоставления их друг с другом (первичный синтез).

Константность восприятия - независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины. При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобразиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.

Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист, так же, как кусок антрацита будет восприниматься с присущим ему цветовым качеством вне зависимости от условий освещения.

Константность восприятия не наследственное качество, оно формируется в опыте, в процессе обучения. В некоторых непривычных условиях она может быть нарушена. Возникает аконстантность. Так, если мы смотрим вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприниматься несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам не- естественно уменьшенными).

Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах очень быстрое приближение предмета интерпретируют как его увеличение в размерах.

Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных условиях и успешно ориентируемся среди них.

Страница 681 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135