Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Альтернативное направление развития

E-mail Печать PDF

Альтернативное направление развития

Как известно, наше восприятие мира ограничено пятью органами чувств: обонянием, осязанием, зрением, слухом и вкусом. Картина мира, которую мы видим, есть суммарный эффект действия этих самых органов восприятия. И, очевидно, что этим она (картина мира) и ограничивается в нашем сознании, поскольку о том, что мы не чувствуем, мы ничего не можем сказать.

Возникает вопрос: можем ли мы как-то расширить наше мировосприятие? Ведь, например, ученые-математики в результате своих многолетних усилий начинают лучше воспринимать цифры, музыканты - соответственно нотные знаки, да и любой человек, приложивший достаточно усилий в своей сфере деятельности, начинает более тонко чувствовать объекты данной сферы.

Следовательно, ответ на вышестоящий вопрос - положительный. Человеку от рождения дается минимальная форма мировосприятия, а далее все зависит от него. Если он будет развиваться в определенном направлении, - он приобретет дополнительные ощущения. Так мы и познаём мир, - опытным путем развивая чувствительность к определенным вещам и явлениям, что и позволяет нашему разуму делать некоторые заключения.

Но остаётся открытым еще один важный вопрос: есть ли конечная точка или, скажем так, некая цель у такого способа развития? Человечество веками развивает науку и технику, культуру и искусство, социальную сферу, а результатом этой деятельности стали многочисленные экономические кризисы, экологические проблемы, войны, страдания и т.п. Так может быть существует какое-то другое, "альтернативное" направление развития нашей деятельности, которое позволит нам избежать конфликтов на всех уровнях нашего мировосприятия?

Опыт традиционного развития наталкивает на мысль, что да, существует. Просто оно скрыто от нас, как скрыта большая часть мира от маленьких детей. В той мере, в которой дети хотят узнать, изучить, понять окружающий мир, - он им раскрывается. Так и в случае с альтернативным развитием - если человечество придет к выводу, что в результате текущего развития оно зашло в тупик и совершенно необходимы принципиально новые знания для дальнейшего существования, - эти знания проявятся.

Вильгельм Райх: упрямый сумасброд или гениальный ученый

E-mail Печать PDF

Вильгельм Райх: упрямый сумасброд или гениальный ученый? Психология в лицах

Иным счастливчикам достается судьба ласкающая и пестующая, но о Вильгельме Райхе этого никак не скажешь. Он родился на благословенной галицийской земле, но отец, мало того что передал сыну неуживчивый характер, еще и лишил опыта социализации в среде сверстников, категорически запретив общаться с украинскими и еврейскими детьми, поскольку исповедовал сам идею германского национализма вкупе с атеизмом, и чурался единоплеменников-евреев.

Круг общения ребенка был чрезвычайно ограничен: брат был больше соперником, чем товарищем, мама… Обожаемую маму подросток застал в объятиях своего репетитора и тут же доложил об этом прискорбном факте отцу. Родительница после этого наложила на себя руки. Через несколько лет ушли в могилу сначала отец, потом брат, оба скончавшиеся от туберкулеза.

При безусловном таланте Вильгельму Райху явно недоставало душевной мягкости и гибкости мышления. Он был непоколебим в своих воззрениях до самой примитивной упертости, из-за этого часто ссорился с людьми. А ума у него была целая палата: уже через год обучения в медицинской школе Венского университета открыл собственную практику!

Признанный первым учеником у самого З. Фрейда, он умудрился повздорить не только с ним, но и со всем сообществом коллег-психологов из-за настойчивых попыток увязать психоанализ с марксизмом. В частности, Paйх убежденно настаивал на том, что психоанализ является революционной наукой, дополняющей марксистскую критику буржуазной экономики критикой буржуазной морали, основанной на сексуальном подавлении.

Впрочем, с коммунистами он тоже рассорился, и чуть ли не одновременно был исключен и из профессионального, и из партийного сообщества. Впоследствии Райх разочаровался в идеях коммунизма и социализма как не имеющих в основе своей ориентации на человечность, и отошел от политики вовсе.

Но к этому времени Вильгельм Райх уже открыл новый психологический метод – вегетотерапию (ставшую родоначальной практикой телесно-ориентированной психотерапии), не преминув заявить, что, в отличие от Фрейда, позволил клиенту не просто лежать на кушетке, а и двигаться. Человек, по Райху, энергетическая система, в которой центральным регулятором является либидо, половое влечение. Не получая разрядки, либидо направляется в другие каналы, приводя к возникновению телесных или психических симптомов.

Суть метода заключается в том, что у человека имеется характер-панцирь, используемый в защитных целях и связанный с мышечным панцирем, и поэтому воздействие на мышечный панцирь приводит к отреагированию индивида на языке тела и может быть инструментом решения психологических проблем. Райх прочитывал «характерологические защиты» по манере держаться, позам, взгляду и т.д. – и делал это весьма искусно.

Кроме того, ученый активно участвовал в создании первых клиник сексуальной гигиены для рабочих, ратуя за свободное предоставление контрацептивов всем желающим, планирование деторождаемости, свободу развода, признание сексуальных преступлений болезнью и т.д. Эта деятельность была удостоена резкой критики со стороны Карла Каутского.

Присущий В. Райху радикализм взглядов привел к тому, что жизнь его долго носила кочевой характер, так как изгоняем он был из всех мест, где пытался обосноваться… А в 1939 году поселился в США, и государство, выставляющее на флаг демократические принципы, отнеслось к родоначальнику телесно-ориентированной терапии сурово.

В. Райх на ту пору был увлечен концепцией оргонной энергии – силы, благотворно действующей на здоровье людей. Вообще-то он занимался этим и раньше, – первая книга «Открытие оргона» вышла еще в 1927 году, положив начало конфликта с учителем, поскольку содержала систему взглядов, во многом противоречившую фрейдизму.

Что же представляет собой оргонная энергия, по мнению самого ученого? Характерными свойствами ее являются свобода от массы, отсутствие веса и инерции, повсеместное присутствие везде в мире, постоянное движение, измеряемость и т.д.

В 1940 году Райх сконструировал первый аккумулятор оргона. Это была деревянная коробка, обложенная изнутри стальными листами, с размерами, позволяющими разместить в ней одну мышиную особь. Свои наработки в этой области он обсуждал даже с Эйнштейном. Впрочем, с этим ученым тоже не поладил. Затем соорудил более мощные аккумуляторы, проводил опыты по вызыванию дождя с их помощью и провозгласил, что готов в них лечить рак, астму, эпилепсию…

В 1951 году Райх опубликовал книгу «The Oranur Experiment», в которой заявил о способности оргона исцелять лучевую болезнь, нейтрализовать последствия атомного взрыва и вырабатывать иммунитет к ядерному излучению. Все эти заявления стали основой конфликта ученого с лекарственно-пищевым ведомством, которое было недовольно результатами проверки деятельности лаборатории Райха (опыты ее в этой сфере и впрямь были не слишком удачны). Но тот на претензии, как всегда, не обратил внимания и в конце концов оказался на скамье подсудимых за распространение изобретенных аппаратов и бесплатное лечение онкологических больных. Заодно были запрещены и книги упрямца.

Но даже это не повлияло на привычное поведение В. Райха. При слушании дела он заявил, что суд не может быть компетентным в суждении о научных фактах. Высказывание было расценено как неуважение к суду, и обвиняемого отправили на два года в тюрьму. Там он и скончался через восемь месяцев после заключения под стражу, не дожив двух дней до рассмотрения вопроса о досрочном освобождении… Как было официально заявлено – от сердечного приступа. Книги и аппараты были отправлены в мусоросжигательную печь, архивы с личными и профессиональными записями засекречены. Лишь через 10 лет после смерти ученого в США был снят запрет на печатание его работ (а в нашей стране первые публикации появились в 1997 году).

Вот ведь какая странность: изданий по магии, колдовству, волшебству и т.п. – что называется, пруд пруди, и это не слишком заботит власти. А попытка научного объяснения была принята в штыки. И до сих пор оргонная теория признается спорной, но не опровергнутой, а факт повышения температуры в его аккумуляторных ящиках подтвержден экспериментально. Не возьмусь отстаивать прикладную ценность этой теории, но признаюсь, что причины забвения исследований кажутся не поддающимися объяснению.

Целая плеяда психологов испытала на себе влияние райховских идей: К. Хорни, Э. Фромм, Г. Маркузе, Т. Адорно, Э. Эриксон. Так, в исследовании «Массовая психология фашизма» Вильгельм Райх гораздо раньше Фромма и тем более Адорно вскрыл психологические основы нацизма. Телесно-ориентированная терапия заняла достойное место в практике, существует целый ряд школ и направлений в этой области. А основателя метода до сих пор называют то фантастом, то шарлатаном, то сумасшедшим, то сумасбродом, а иногда признают лишь оригинальной фигурой в истории психоанализа, и не более того.

Не повезло его памяти и в сюжетах, связанных с «сексуальной революцией». Странным образом идеи полового образования, лечения лиц, замешанных и склонных к половым преступлениям и т.п. были преподнесены идеологами «новых левых» как провозвестие и обоснование свободы половых извращений, порнографии и даже потребления наркотиков… В последние годы жизни, когда В. Райх считал, что его преследуют «красные фашисты», он опасался, что «грязные умы» используют его авторитет, чтобы поднять выше волну грязи и порнографии.

Вот уж воистину: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»…

Продолжение цикла: Чем знаменит Якоб Леви Морено? Психология в лицах

Автор - Валентина Пономарева
Источник

Обновлено 29.10.2014 07:12

Влечение к новизне

E-mail Печать PDF

Влечение к новизне

Учёные разработали множество разных теорий, объясняющих поведение человека. В ряду этих теорий неизбежно должно было появиться что-то такое, что объясняло бы всем известные обстоятельства. А именно то, что человек стремится к перемене объектов своих влечений. В основе такой теории должно находиться понятие, обозначающее это самое стремление к новизне, присущее всем сферам человеческих интересов и всем областям деятельности.

Новое влечение — это влечение к новому

Итак, кайнэрастия (kainos, др.-греч. — новый, erastes, др.-греч. — любящий, почитатель) — это влечение к новому, составляющее коренную сущность любого влечения. Оно присуще всем сферам человеческих интересов и всем областям деятельности. Безразлично, в какой области мы работаем, неважно, что мы избираем в качестве способа проведения досуга. В любом случае, нам надо, чтобы в том, что мы делаем, обязательно присутствовала хоть какая-то новизна. Подобно либидо и стремлению к власти, кайнэрастия — безусловно, коренное влечение, не сводимое более ни к чему.

Можно сказать, что кайнэрастия включает в себя три составные части:

— воспринимать новое, то есть, стремление к пассивным новым впечатлениям;

— быть новым, иначе говоря, стремиться к изменениям в собственной жизненной ситуации;

— создавать новое, то есть производить новые ценности и смыслы.

Если другие мотивационные теории давно и прочно прописаны в научном обиходе, то кайнэрастия — сравнительно молодая теория, хотя уже сейчас ясно, что она не менее значима для понимания человека, чем фрейдовское либидо. Это понятие сейчас интенсивно разрабатывается.

Нейропсихологическая основа

Один из путей обоснования кайнэрастии — нейропсихологический. Вот что мы читаем у известного российского детского психолога Лидии Божович:

„По-видимому, потребность в новых впечатлениях порождается включением в жизнедеятельность ребёнка коры головного мозга. К моменту, когда кора головного мозга вступает в действие, она ещё не закончила своего формирования ни в структурном (морфологическом), ни тем более в функциональном отношении. Известно также, что полноценное развитие органа, а тем более такого сложного органа, как полушария головного мозга, возможно лишь в результате его функционирования. Поэтому мозг нуждается в раздражителях, вызывающих его деятельность и тем самым обеспечивающих его морфологическое и функциональное развитие“.

„Таким образом, потребность в новых впечатлениях первоначально является чисто органической потребностью, но очень скоро (скорее, чем другие органические потребности) она начинает приобретать некоторые специфические особенности, характерные для духовных потребностей человека.

Во-первых, удовлетворение этой потребности, вызывавшее сначала только ускорение (так же, как удовлетворение других органических потребностей), затем начинает сопровождаться ярко выраженными положительными эмоциями“.

Здесь же кроются корни очевидной опасности, коренящейся в этой потребности:

„Во-вторых, потребность в новых впечатлениях становится как бы не-насыщаемой: чем больше ребёнок получает впечатлений, тем в большей степени у него проявляются реакция сосредоточения и положительные эмоции. То и другое снимается только утомлением.

Получается так, что ненасыщаемая потребность превращается в род дурной бесконечности, создавая потом опасность таких проблем, как алкоголизм и наркомания. Вообще в этих сферах кроется потенциал экспериментально-психологического исследования этой проблемы“.

Новизна — вокруг нас

На житейском уровне, в рамках „психопатологии обыденной жизни“, кайнэрастия может проявляться по-разному. Она проявляется в жалобах на скуку, в раздражении от увиденного на ком-то костюма, похожего на твой. Мы просим замолчать человека, который в кинозале пытается нам рассказать, чем закончится фильм.

Мы отправляемся в путешествия и делаем ремонт в квартире. Мы покупаем новые вещи, не износив старых, и делаем новые причёски. Мы испытываем страх перед заключением брака и меняем предмет страсти. Мы совершаем революции и переезжаем из города в город. Множество видов человеческой деятельности имеет преимущественно кайнэрастический смысл.

В жизни мы имеем дело с целым рядом кайнэрастических „добродетелей“. Это спонтанность, креативность, оригинальность, неповторимость, непохожесть на других. Они обсуждаются повсеместно, на них строится наша оценка многих событий, культурных практик, межличностных отношений. Коренную сущность этих повседневных житейских понятий составляет новизна.

Кайнэрастия встроена в семейные отношения. Речь, понятно, идёт о так называемом конфликте отцов и детей. Кайнэрастические потребности, более сильные и отчётливые в юности, сталкиваются с утомлённой кайнэрастией пожилого возраста. Со старением сама по себе новизна перестаёт быть новой. Конфликт поколений, эдипов комплекс и т. п. вполне могут быть пересмотрены с кайнэрастической точки зрения.

Однако кайнэрастия может быть такой интенсивной, что легко выдерживает испытание повторением. Быть новым — это постоянно самоактуализироваться. Вот как об этом пишет один из создателей теории самоактуализации Абрахам Маслоу:

„Самоактуализированные люди обладают удивительной способностью радоваться жизни. Их восприятие свежо и наивно. Они не устают удивляться, поражаться, испытывать восторг и трепет перед многочисленными и разнообразными проявлениями жизни, к которым обычный человек давно привык, которых он даже не замечает. Колин Уилсон назвал эту способность чувством новизны. Для такого человека закат солнца, пусть даже он видит его в сотый раз, будет так же прекрасен, как и в тот день, когда он увидел его впервые; любой цветок, любой ребёнок может захватить его внимание, может предстать перед ним как чудо природы, пусть даже он перевидал на своём веку тысячу цветов и сотни детей“.

Искусство — область привилегий для нового

Как писал Томас Манн: „Novarum rerum cupidus“ [алчущий нового, бунтарь (лат.)] — никто не оправдывает эту характеристику лучше, чем художник. Никому другому не может так наскучить всё старое и избитое, как ему, и нет никого, кто так нетерпеливо стремится к новому, как он, хотя в то же время он более, чем кто-либо другой, скован традициями.

Смелость вопреки скованности, наполнение традиции волнующей новизной — вот в чём видит писатель свою цель и свою первейшую задачу. Мысль о том, что „этого ещё никто и никогда не делал“, неизменно служит двигателем всех его творческих усилий. Я никогда не мог бы ничего сделать, не мог бы даже взяться за какое-нибудь дело, если бы эта будоражащая мысль не сопутствовала моим начинаниям“.

Приёмы новизны

Вовсе не обязательно обеспечивать кайнэрастическую потребность только банальным прибавлением нового материала. Культурные практики сформировали много приёмов для проникновения в текст новизны. „Новолюбивый“ взгляд на вещи может быть сформирован и посредством целенаправленных культурных практик. Одна из них — это известный литературный приём „остранение“, описанный Виктором Шкловским в знаменитой статье „Искусство как приём“:

„Приём остранения у Л.Н. Толстого состоит в том, что он не называет вещь её именем, а описывает её, как в первый раз виденную, а случай — как в первый раз произошедший, причём он употребляет в описании вещи не те названия её частей, которые приняты, а называет их так, как называются соответственные части в других вещах“.

Известная вещь, описанная так, как если бы её видели впервые, становится новой, интересной, привлекает внимание, видится выпукло и ярко. Разумеется, Лев Толстой не имел в виду использование своего приёма именно для удовлетворения кайнэрастии. Используя этот приём, он ставил явление в положение, где оно приобретает совсем иной этический смысл. Остранение вводилось в первую очередь для того, чтобы осуществить переоценку. Но очень важный смысл остранения — именно в новизне.

Без новизны — нет сексуальности

Соотношение сексуальности с кайнэрастией определяется известными экспериментальными данными. Согласно им, качество сексуальных реакций, интенсивность ощущения в сексуальном контакте существенно возрастает при смене партнёра.

Создатель телесно-ориентированной психотерапии Вильгельм Райх весьма скептически смотрел на перспективы верности в любви:

„В процессе любой половой связи раньше или позже, чаще или реже, но проявляются периоды меньшей интенсивности чувственных отношений и даже чувственное равнодушие. Это эмпирически установленный факт, в опровержение которого нельзя привести никаких моральных аргументов. Основная трудность любых длительных сексуальных отношений заключается в конфликте между притуплением (временным или окончательным) чувственного желания, с одной стороны, и растущей со временем нежной привязанности к партнёру — с другой“.

Новизна в этом контексте, как и во многих других контекстах, оказывается фактором более значимым, чем сама сексуальность. Это справедливо не только по отношению к сексуальности. Кайнэрастия занимает особую позицию по отношению к другим потребностям. Она как бы является условием существования всех других влечений и потребностей вообще.

Проблема, например, кризиса моногамного брака непонятна, если её объяснять исключительно сексуальными причинами, но всегда очевидна при рассмотрении с кайнэрастической точки зрения. Зачастую дурное новое лучше, чем доброе старое.

К истории появления нового

Кайнэрастия в культуре имеет свою историю. Известный немецкий философ Питер Слотердайк возводит современное кайнэрастическое состояние европейской культуры к эпохе Возрождения. Так, он с пристрастием вопрошает: „Откуда берётся эта лишённая всяких тормозов тяга к информации, эта наркотическая зависимость от неё и эта необходимость ежедневно жить среди информационного шума, терпя непрерывную бомбардировку наших голов массами безразлично-важных, сенсационно-неважных новостей?“

И сам же пытается дать ответ на этот вопрос: „Представляется, что с начала Нового времени наша цивилизация оказалась в плену уникально-противоречивого отношения к новости, к „новелле“, к истории о случившемся, к „интересному событию“ — будто она утратила контроль над своей „жаждой познания“ и над своим „любопытством“, „жаждой нового“. Просвещение всё больше и больше желало превратить универсум в совокупность новостей и информационных справок, и оно осуществляло это с помощью двух взаимодополняющих средств — энциклопедии и газеты. С помощью энциклопедии наша цивилизация попыталась охватить „круг мира“ и весь цикл знания; с помощью газеты она рисует ежедневно меняющуюся растровую картину движения и преображения реальности во всей её событийности. Энциклопедия охватывает константы, газета — переменные, и обе они походят друг на друга своей способностью передавать при минимуме структурирования максимум информации“.

Ясно, что такой ответ лишь фиксирует некие внешне-исторические обстоятельства, не затрагивая корней проблемы. Новолюбие имеет глубинные основания — об этом шла речь выше. Любопытство — лишь частное проявление более глубокого инстинкта.

Культура живёт новизной

Особый качественный этап в „истории кайнэрастии“ — XX век. Произошёл невероятный рост объёма новизны. Это стало возможно не в последнюю очередь благодаря бурному развитию средств массовой информации — вначале печатных, а затем уже и электронных.

Сегодняшний символ кайнэрастического счастья — пульт дистанционного управления телевизором в руке. Переключая каналы, мы постоянно и с лёгкостью удовлетворяем свое стремление к новизне. Технический прогресс увенчался созданием средства для постоянного переживания „кайнэрастического оргазма“ — Интернета.

В сущности, с такой точки зрения, культура — это система, созданная для постоянного удовлетворения кайнэрастической потребности. Там, где культура не может обеспечить серьёзную новизну тем, кто в ней нуждается, она умирает.

Разнообразие жизни, возможность приобщения к новизне в самых различных сферах делает многочисленные травматические переживания (любовные катастрофы или отсутствие детей, к примеру) не такими невыносимыми, как раньше. Без труда можно предположить, что кайнэрастия играет свою роль в процессе так называемого вытеснения. Постоянная погоня за новыми впечатлениями отодвигает травматические переживания на второй план.

XX век создал не только пространство для невиданной доселе реализации кайнэрастии, но и невиданные способы её ущемления. Один из самых жестоких — это индустриальный конвейер. Всем известные нервные расстройства у конвейерных рабочих совершенно непонятны с какой-либо другой точки зрения, кроме как теории, построенной на признании приоритета кайнэрастии.

Модный — значит новомодный

По словам немецкого социолога Вернера Зомбарта, „чем бесполезнее предмет, тем более подчинён он моде“. Наоборот, если какая-то вешь человеку действительно очень нужна, то она, естественно, находится вне влияния моды. Наблюдая за современной индустрией моды, этого нельзя не заметить. Ясно, что в производстве большей части моделей одежды Haute couture нет никакой реальной пользы. Это производство не имеет никакого отношения к соображениям комфорта. Более того, многие из моделей, что показывают на дефиле, не пригодны для повседневной жизни.

Производство модных предметов форсирует и их потребление. Многие психологи с полным на то основанием рассматривают так называемый шопинг — беготню за покупками — как один из видов зависимости (наряду с наркоманией или интернет-зависимостью). Тот же шопинг рассматривается как один из видов психотерапии. Есть и другой распространённый вид психотерапии, основанной на влечении к новизне — терапия путешествиями.

Противоречие между модным и полезным — быть может, вообще одно из самых фундаментальных противоречий в культуре. Видимо, много хорошего уходит из нашей жизни только потому, что перестаёт быть модным…

Ничего слишком

Любое обновление вызывает сопротивление. Трудно обосновывать теорию личности, исходя из одной только мотивации. Как известно, личность — это иерархия мотивов. Резкие движения в сторону новизны обостряют противоположные тенденции. То, что мы называем консерватизмом, придаёт устойчивость любому обществу или отдельной жизни. Более того, консервативное выступает как условие нового. Новизна — это всегда „против чего-то“, разумеется, чего-то старого.

Очевидна необходимость сдерживать объёмы потребления новизны как в жизни отдельного человека, так и в обществе. В противном случае постоянные изменения смели бы всё на своём пути. Прорывы в новое рождают соответственно тоску по старому — ностальгию. Футуристы придумали для устремлённости в прошлое ещё одно название — пассеизм (от французского passe — прошлое).

Конечно, отношение к новизне в культуре неоднозначно. Оказавшись в неких новых условиях, новой ситуации, мы неизбежно оживляем в воображении образы прошлого, причём они нам представляются очень привлекательными. Обновление неизбежно ведёт к ностальгии. Все эти проявления вражды к новизне — консерватизм, пассеизм, ностальгия, а также мизонеизм — страх перед новыми поступками, решениями и проч., так или иначе уравновешивают кайнэрастию, проблематизируют её и тем самым вносят определённое напряжение в процесс её реализации.

Ясно, что отношение к новому имеет и возрастной аспект. Кайнэрастические потребности, более сильные и отчётливые в детстве и юности, постепенно угасают в течение жизни, за редкими исключениями. С возрастом сама по себе новизна перестаёт быть новой.

Интересными прототипами кайнэрастического идеала следует считать героев романа Гюстава Флобера „Бувар и Пекюше“, перепробовавших за время повествования почти все возможные виды деятельности. Они не останавливались, пока не перепробовали буквально всё. Если они терпели поражение в одном месте, то немедленно устремлялись в другое. Все возможные виды деятельности — от издательского дела до сельского хозяйства, от торговли до промышленности — были ими освоены.

Очень сильное стремление к новому определяет и сущность образов таких великих персонажей мировой литературы, как Фауст или Дон Жуан. Кайнэрастия — это, в отличие от фрейдовского либидо, влечение, которое реально отличает человека от животного. Животное, как известно, не стремится к новизне, как таковой. Вообще же, концепция кайнэрастии придаёт новое измерение понятию свободы. Свобода — это всегда свобода к новому. Общепринятое, общепризнанное, законное — по определению не может быть сферой реализации стремления к свободе. Консервативно ориентированная теория свободы немыслима.

Отсутствие новизны как болезнь

Патопсихологический аспект кайнэрастии связан со страхом перед скукой — назовём его фастидиофобия. Настоящее его значение определяется хотя бы тем, что вся пенитенциарная система построена на эксплуатации этого страха. Тюремное заключение связано в первую очередь с ущемлением кайнэрастии.

Кайнэрастия также встроена в структуру нарциссизма. Корень нарциссизма — это феномен так называемого „грандиозного Я“. Среди типов „Грандиозного Я“, описанных московскими психологами Еленой Соколовой и Еленой Чечельницкой, следует отметить „Необыкновенно-Грандиозное Я“. Его функция — внушать восхищение другому.

На самом деле быть „необыкновенным“, „непохожим на других“ значит в первую очередь „быть новым“. Иначе говоря, быть наиболее „продвинутым“ по кайнэрастической иерархии. Снобизм, феномен, существующий в житейском контексте, отчасти тоже построен на принципе „первенства в новом“. Быть на пике моды, ходить на все театральные и кинопремьеры, быть в моде, в тенденции, в теме — вот что здесь важно. Нарцистические преимущества, связанные с благосостоянием, сексуальными победами, стоят в одном ряду с новизной в облике, новизной впечатлений, ощущений и т. п. В клинической реальности дело выглядит так:

„Реализуя функцию внушения восхищения, Необыкновенно-Грандиозное Я обращается с Другим как с „зеркалом успехов“. Психотерапевт начинает чувствовать восхищение, когда пациент обрушивает на него мощный поток информации о своих уникальных способностях, выдающихся успехах, близких отношениях с яркими и известными личностями“.

Кайнэрастическая патология всеохватна и встроена в корневую систему любого психопатологического феномена. Нет клиники без ущемлённой кайнэрастии. Так, депрессии и навязчивости, безусловно, связаны с затруднением приобщения к новизне в любом виде. В структуру депрессивных феноменов встроено то, что называют „редукцией антиципации“ — отсутствием взгляда в будущее. Обсессии (навязчивые действия) и фобии (страхи) в значительной степени „замешаны“ на этом же феномене.

Понятно, что есть ещё множество аспектов, связанных так или иначе со стремлением воспринимать и творить новое. Они пока не исследованы и, значит, относятся к области нового. Эта область так или иначе притягивает нас к себе. Конечно, это именно она, кайнэрастия, вдохновляет нас исследовать природу и сущность влечения по имени кайнэрастия.

Влияние культуры. Культура и невроз

E-mail Печать PDF

Влияние культуры. Культура и невроз

В последнее время все больше появляется данных о том, как культура и ее развитие влияет на человека. Касаясь темы неврозов, можно говорить об увеличении количества людей, страдающих этим заболеванием и об изменении форм неврозов, то есть под действием культуры появляются новые формы, а старые формы претерпевают значительные изменения.

Проблемы взаимосвязи культуры и неврозов были рассмотрены еще Фрейдом в его учении, однако современные знания о степени и природе влияния культуры на личность не было доступно в то время, когда Фрейд развивал свою психологическую систему. Вместо признания того, что противоречивые тенденции в неврозах порождаются главным образом условиями жизни, он считает их инстинктивными наклонностями, которые лишь модифицируются окружением индивида.

В результате Фрейд, сводя к биологическим факторам наклонности, преобладающие у невротика – представителя среднего класса в западной цивилизации, считает их неотъемлемо присущими “человеческой природе”. Этот тип характеризуется огромной потенциальной враждебностью, готовностью и способностью к ненависти, которая намного превосходит его способность к любви, эмоциональным одиночеством, тенденцией к эгоцентризму; он склонен избегать общения, корыстен и вечно погрязает в проблемах связанных с обладанием и престижем не осознавая, что все эти наклонности, в конечном счете, вызываются условиями специфической социальной структуры, Фрейд приписывает эгоцентризм нарцистическому либидо, враждебность – деструктивному влечению, затруднения в денежных вопросах – анальному либидо, стяжательство – оральному либидо. В таком случае логично рассматривать мазохистские наклонности, часто встречающиеся у современных невротичных женщин, как часть женской природы, или заключить, что специфическое поведение современных невротичных детей представляет собой универсальную стадию человеческого развития.

Убежденный в универсальности роли влечений, которые он считает инстинктивными, Фрейд считает правомерным сводить к этой основе также и культурные явления. Капитализм рассматривается как анально-эротическая культура, войны обусловлены врожденным деструктивным влечением, культурные достижения в целом являются сублимациями либидозных влечений. Качественные отличия в разных культурах объясняются природой инстинктивных влечений, которые выражаются или вытесняются характерным образом, то есть рассматриваются как зависящие от того, какие влечения – оральные, анальные, генитальные или деструктивные – их выражение или вытеснение затрагивает в первую очередь.

На основе этих исходных посылок непонятные обычаи примитивных племен также предстают как аналогии невротических феноменов нашей культуры. Фрейд высмеивает этот подход психоаналитиков, замечая, что первобытные племена превращаются у них в толпу одичавших невротиков. Споры, возникающие вследствие таких вторжений в социологические и антропологические области, подчас грозят дискредитировать весь психоанализ, обнаруживая опрометчивость его обобщений в вопросах культуры. Такая критика неправомерна: эти обобщения просто отражают определенные спорные принципы психоанализа, которые действительно далеки от сути того, что может предоставить психоанализ.

Как мало значения придает Фрейд культурным факторам, видно также по его склонности рассматривать определенные воздействия окружающей среды как случайности в судьбе индивида, вместо того, чтобы признать в полной мере силу стоящих за ним культурных влияний. Так, например, Фрейд считает случайным, что брату оказывается в семье предпочтение перед сестрой, в то время как предпочтение детям мужского пола входит в парадигму патриархального общества. Здесь может возникнуть возражение, что для анализа индивида та или иная интерпретация такого предпочтения несущественна, однако это не так: в действительности предпочтение, оказываемое брату, является одним из многих факторов, вызывающих у девочки чувство, что она неполноценна или менее желанна; поэтому, когда Фрейд рассматривает наличие предпочитаемого брата как случайное событие, это свидетельствует о том, что он не представляет себе всю полноту факторов, оказывающих влияние на девочку.

Хотя детские переживания действительно варьируются не только в различных семьях, но даже у каждого ребенка в одной семье, тем не менее, большинство переживаний являются следствием всей культурной ситуации, а не случаем. Поэтому было бы рискованно предполагать, например, что соперничество детей в семье, хотя оно столь обычно в нашей культуре, является общечеловеческим феноменом; мы должны задаться вопросом о том, до какой степени этот феномен обусловлен конкуренцией, существующей в нашей культуре. Действительно, было бы удивительным, если бы семья сумела освободиться от соперничества, в то время когда дух состязания пронизывает все сферы нашей жизни.

В той мере, в какой Фрейд рассматривает влияние культурных факторов на неврозы, он делает это слишком односторонне. Его интерес ограничен влиянием культурных условий на существующие “инстинктивные” влечения. В соответствии со своим представлением о том, что основным внешним фактором, ускоряющим развитие невроза, является фрустрация, он полагает, что культурные условия вызывают неврозы, создавая ситуации фрустрации. Он считает, что культура, накладывая ограничения на либидозные и особенно деструктивные влечения, способствует порождению и вытеснению чувства вины и потребности в самонаказании. Поэтому его точка зрения в целом сводится к тому, что нам приходится платить за культурные блага разочарованием и несчастьем. Выход из этого можно найти в сублимации. Так как способность к сублимации ограничена, а вытеснение “инстинктивных” влечений является одним из важнейших факторов в порождении неврозов, Фрейд устанавливает количественную связь между степенью вытеснения, вынуждаемого культурой, и частотой и тяжестью возникающего в результате невроза.

На формирование невроза оказывает влияние ни только наличие внутреннего конфликта, но и травматическое переживание, как фактор “второго удара”, пробуждающий имеющиеся в личности конфликты. Состояние нервной системы ко времени действия психической травмы играет большую роль в возникновении заболевания. Появлению неврозов способствует все то, что астенизирует нервную систему, в том числе и социально-культурные факторы. При астенизации трудность может считаться непреодолимой и стать психотравмирующей могут подвергнуться переоценке бывшие в прошлом неприятные события, которые т.о. приобретают психотравмирующее действие.

Сила психотравмирующего воздействия определяется не физической интенсивностью сигнала, а значимостью информации для данного индивида, то есть зависит не от количественной, а от семантической стороны сообщения. Потребности человека его воспитание, жизненный опыт, взгляды, установки, идеалы, его идеология, обусловленные влиянием социальной среды, умение находить рациональный выход из сложных жизненных ситуаций определяют значимость, а в связи с этим и патогенность для него той или иной информации, влияют на характер психологической переработки, которой эта информация подвергается. Отсюда невроз не может быть сведен к элементарным отношениям “стимул-реакция”.

Психической травмой обычно является не то, что обращено только в прошлое, а то, что угрожает настоящему и будущему, порождает неопределенность ситуации и потому требует принятия решения, как быть в дальнейшем. Ожидание неприятного события, прогнозирование его последствий иногда может вызвать даже большую нервную напряженность, тревогу, чем само наступившее событие.

К неврозу могут приводить ситуации, при которых происходит нарастание эмоциональной напряженности под влиянием частых колебаний событий то в одну, то в другую сторону.

При любом психотравмирующем воздействии, обуславливающее возникновение нервно-психического расстройства – невротического, неврозоподобного состояния или декомпенсацию поведения у психопатических личностей, – прежде всего, происходит нарушение наиболее сложных форм социально-детерминированного поведения адаптивного и относительно стабильного стереотипа реагирования человека на окружающее. Невротическое расстройство является нарушением приспособления человека к новым внешним и внутренним обстоятельствам, обнаруживаемым в “момент, когда индивидуальная и социальная эволюция становится наиболее трудной”. При этом в первую очередь страдают тонкие и высокоспециализированные особенности личностной структуры и индивидуальной приспособляемости (самоконтроль, самооценка и др.)

Однако взаимосвязь между культурой и неврозом в первую очередь не количественная, а качественная. Первостепенное значение имеет зависимость между качественными особенностями культурных тенденций и индивидуальных конфликтов. Исследовать такую зависимость сложно, так как это предполагает очень широкую компетенцию. Социолог может дать информацию лишь о социальной структуре данной культуры; аналитик – лишь о структуре невроза. Преодолеть эти затруднения можно лишь совместной работой.

Возникновение фиксации

E-mail Печать PDF

Возникновение фиксации

1. Наиболее распространенная причина заключается в одновременном удовлетворении инстинктивного влечения и потребности в безопасности, другими словами, когда инстинктивное удовлетворение уменьшает тревогу. Примером, предрасполагающим к оральной фиксации (имеет место в этом периоде), является предоставление ребенку бутылочки с молоком когда бы он ни захотел, даже посреди ночи.

2. Стадия преодолевается с неохотой из-за сверхпопустительства в удовлетворении потребностей.

3. Сильная фрустрация или депривация, приводящие к тому, что потребность в удовлетворении принимает затяжную форму.

4. Чередование чрезмерного удовлетворения с чрезмерной фрустрацией.

5. Неожиданный переход от чрезмерного удовлетворения к выраженной фрустрации.

Страница 680 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135