Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Тревога страх

E-mail Печать PDF

Тревога страх

Типично американская болезнь

В 1869 году в „Бостонском медицинском и хирургическом журнале“ была опубликована и привлекла к себе внимание небольшая заметка американского невропатолога Джорджа Бирда „Неврастения, или нервное истощение“. Затем Бирд развил идеи, изложенные в ней, и написал обстоятельную монографию об открытой им болезни.

Бирд считал, что неврастения — болезнь типично американская и вызывается особенностями американского климата и образа жизни, однако европейские врачи, проявившие большой интерес к открытию Бирда, обнаружили, что и в Старом свете аналогичное заболевание встречается достаточно часто.

Крупнейший немецкий психиатр Рихард фон Крафт-Эбинг вслед за Бирдом выпустил брошюру „Наш нервный век“, которая „шла“ в Европе нарасхват, и с тех пор изобретённое американским учёным слово „неврастеник“ стало чрезвычайно модным и вошло во многие языки, в том числе и в русский.

Во всём мире заговорили о „новой“ болезни, которая, по словам Бирда, является следствием непомерно высоких требований, предъявляемых к человеку цивилизацией XIX века.

Понадобилось специальное научное исследование для того, чтобы пелена спала у людей с глаз и они наконец заметили, как много среди них появилось душ, вечно охваченных тревогой, не способных ни в чём найти успокоения. Люди живут не так, как раньше. Они постоянно в напряжении, чем-то заняты, куда-то спешат. Им необходимо принимать решения, от которых зависят их жизнь и благополучие. Со всех сторон на них обрушиваются потоки новой информации, и они не успевают её переваривать. Всё время их куда-то завлекают, что-то обещают, вызывают в них сильное волнение, иногда приятное, иногда нет, но и в том и в другом случае лишающее душевного покоя. Люди теряются в жизненном водовороте, болезненно реагируют на пустяки, быстро утомляются и с трудом восстанавливают свои силы.

Между тем приближался ХХ век, который психологи иногда называют веком шизофрении и нарциссизма, но чаще всего — тревоги и страха.

Страх перед наступлением страха

В 1872 году немецкий невропатолог и психиатр Карл Вестфаль опубликовал статью „Агорафобия, невропатическое явление“, в которой впервые дал точное и ясное описание агорафобии — боязни открытых пространств.

Человек вроде бы совершенно здоров, но вот вдруг перед тем, как перейти площадь или широкую улицу, он испытывает ужас, словно ему предстоит пройти по шаткому мостику над глубокой пропастью. Он дрожит, у него жар и неистово бьётся сердце. Грудь как будто сжата стальными обручами. Человеку кажется, что он прирос к земле и упадёт, как только попытается от неё оторваться. Ему хочется одного: поскорее вернуться к себе домой.

Вскоре выяснилось, что агорафобия лишь одна из разновидностей фобий: состояний тревоги, похожих друг на друга, имеющих, видимо, одну и ту же природу. Обнаружили их великое множество: боязнь внезапной смерти, повредить ногу или руку, заболеть инфекционной болезнью, потерять память, оглохнуть, ослепнуть. Боязнь острых предметов, которыми можно порезаться самому или порезать кого-нибудь. Боязнь животных: собак, кошек, мышей, пауков, змей. Страх перед одиночеством или, наоборот, перед нахождением среди большого количества людей. Страх перед близостью с другим человеком. Боязнь покраснеть или вспотеть. Боязнь грозы, темноты, грязи. У студентов появляется боязнь экзаменов, совершенно независимая от уровня их знаний. У актёров и ораторов бывает страх перед выходом на сцену.

При клаустрофобии — боязни замкнутых пространств — человек предпочитает обходиться без посещения музеев и театров, при акрофобии — боязни высоты — одним страшно лететь на самолёте или пройти по мосту, а другим подойти к окну. Человеку кажется, что он может выброситься на улицу.

Существует и фобофобия — „страх перед наступлением страха“. Фобии часто сопровождаются странными ритуалами. Например, прежде чем приступить к выполнению какого-либо дела, непременно нужно оглянуться и щёлкнуть пальцами. Почему-то после этого тревога на какое-то время улетучивается.

В чём загадочность фобий? В том, что тот, кто им подвержен, часто сознаёт бессмысленность своих страхов. Он прекрасно понимает, что вероятность авиакатастрофы мала, но ни за что не полетит. Он знает, что мост прочен, простоит ещё сто лет и не рухнет, а всё равно боится пройти по нему. Дело ведь не в авиакатастрофе и не в том, что мост может развалиться, а в том, что в самолёте или на мосту человека охватывает тревога, связанная с определённой ситуацией, а не с определённой угрозой.

Человек понимает нелепость своего поведения. Ему кажется, что окружающие смеются над ним. Он не хочет быть посмешищем, но контролировать своё поведение не в силах. Безвыходность положения усиливает тревогу.

Спрашивается: почему фобий не замечали раньше? Замечали. За сорок лет до публикации статьи Вестфаля другой немецкий психиатр Карл Флемминг (1799–1880) описал агорафобию, но и он, конечно, был не первым. О ней знали уже врачи XVI века. Просто Вестфаль сделал своё открытие в то время, когда проблема тревоги и страха начала привлекать всеобщий интерес. Изучение фобий должно было помочь понять природу тревоги.

Два полюса тревоги

В 1924 году ученик и сотрудник Фрейда Отто Ранк (1884–1939) опубликовал книгу „Травма рождения и её значение для психоанализа“, в которой утверждал, что в процессе рождения индивидуум сталкивается с ситуацией, грозящей ему гибелью, и его реакция становится прообразом всех будущих страхов. Для Ранка было важно, что „индивидуум приходит в мир со страхом, и этот внутренний страх существует независимо от внешних угроз, сексуальной или другой природы“.

После рождения человек постепенно формирует личность и становится индивидуальностью. В противоположность животным он не наделён врождённой, совершенной способностью к адаптации. „Ему приходится самому искать путь в жизни, — писал знаменитый немецкий психиатр и философ Карл Ясперс. — Человек не есть готовая форма, он формирует себя сам. В той мере, в какой он всё-таки представляет собой готовую форму, он близок к животным“.

Перед тем как стать самостоятельной и независимой личностью, человеку приходится испытать множество ударов. Ребёнка отнимают от материнской груди. Когда он подрастает, его лишают беззаботного времяпрепровождения и отправляют в школу. Люди отдают большую долю своей свободы, когда вступают в брак. Профессиональная карьера тоже требует ограничений. Человек постоянно от чего-то отказывается и множество раз испытывает „маленькую смерть“.

Ранк говорил о страхе перед жизнью и страхе перед смертью. Страх перед жизнью — это боязнь идти вперёд, тревога, которая охватывает при необходимости создавать новое, одновременно перечёркивая привычное старое. Страх перед смертью — это боязнь потерять свою индивидуальность и независимость. Между этими двумя полюсами тревоги человек находится на протяжении всей своей жизни. Но если здорового человека тревога заставляет напрячь силы и преодолеть её, невротик не способен сохранить баланс между страхом перед жизнью и смертью.

По Ранку, человеку, оказавшемуся вне рамок социальных и культурных ценностей, очень трудно преодолеть тревогу. Потеря единства с миром обостряет чувство вины, боязнь отвечать за свои поступки и ощущение своей незначительности и ненужности. Идея единства человека и мира существенно повлияла на дальнейшее развитие психоанализа и понимание природы тревоги, но пришла она в психоанализ извне, поскольку была широко распространена в начале XX века. Создатель квантовой теории великий физик Макс Планк (1858–1947) выразил её так: „Когда мой внук выбрасывает из кровати свою куклу, вздрагивают звёзды“.

Тревога — выражение комплекса неполноценности

Любимым учеником Зигмунда Фрейда был Альфред Адлер, но случилось так, что именно он первым порвал со своим учителем. Произошло это в 1911 году, а на следующий год Адлер выпустил книгу „О нервном характере“, в которой обосновал своё собственное учение.

Фрейд смотрел на человека как на биологический автомат, управляемый сформировавшимися в течение многовековой эволюции импульсами и инстинктами. Он придавал первостепенное значение всему, что связано с сексом. В этом есть логика — ведь секс лежит в основе размножения живых существ. Без него не было бы ни жизни, ни эволюции.

Фрейд пришёл к выводу, что невротическая тревога — результат неудовлетворённых сексуальных желаний. Это может случиться при прерванном половом акте или при длительном его ожидании. Вынужденный отказ от исполнения первоначального стремления воспринимается как угроза личности и проявляется в невротическом поведении.

Для Фрейда фобия — это выражение невротической тревоги. Бывает, что мужчина возбуждается на улице при виде проходящих мимо него женщин. Возбуждение подавляется. В результате возникает беспокойство, подменяемое боязнью улицы. Появляется агорафобия.

Адлер понял, что психоанализ может существовать без сексуальной подкладки, которую ему упорно навязывает учитель и которая многих отталкивает. Не то, чтобы без секса можно совсем обойтись, но его следует поставить на соответствующее ему более скромное место.

Фрейд, рационалист до мозга костей, стремился исследовать человеческую психику так, как изучают законы электричества. Но в физике всё основывается на результатах опытов. А дать убедительное экспериментальное доказательство верности толкования сновидений пока ещё никому не удалось.

Фрейд не мог не видеть противоречий в работах своих учеников, и это должно было его тревожить. Первым следствием всякого невротического испуга является сужение сферы деятельности и внимания. Невротик Фрейд сосредоточился на сексуальных стремлениях и старался свести к ним всю человеческую психику.

Перед Адлером стояла иная задача, чем перед его учителем. Демонстративное одобрение его работ Фрейдом могло восприниматься как похвала за то, что ученик следует по стопам учителя. Адлеру необходимо было самоутвердиться, создать свою собственную школу и своих последователей. Возможно, конфликт с Фрейдом в значительной степени основывался на комплексе неполноценности. Он и лёг в основу учения Адлера, из которого впоследствии вырос „неопсихоанализ“.

Адлер много болел с раннего детства: из-за рахита начал ходить лишь в четыре года, тогда же перенёс пневмонию и чудом остался жив. Он старался во всём превзойти своего старшего брата. (Возможно, для взаимоотношений Адлера и Фрейда имело значение то, что брата Адлера, как и Фрейда, звали Зигмундом.) По Адлеру, преодоление беспомощности и незащищённости играет огромную роль в жизни как отдельного человека, так и целых народов и всего человечества. Когда-то люди жили в страхе перед стихийными бедствиями и хищными животными. Для того чтобы выйти из положения униженности, человечество создало технику, науку, культуру. Их главное назначение — компенсация человеческой слабости.

Адлер видел в пациенте не носителя ряда болезней, а прежде всего личность, целостности которой что-то угрожает. Все желания, представления, воспоминания, сны человека отражают возникший в результате взаимодействия с окружающим миром „жизненный стиль“, который иногда оберегается тщательнее, чем сама жизнь.

Тревога, по Адлеру, — выражение комплекса неполноценности, возникающего, когда человек чувствует неспособность установить нормальные отношения с другими людьми.

Адлер, как и Фрейд, заинтересовался агорафобией, но понял её по-другому. Он начинал не с причины, а с цели. Человек выходит на улицу, и его неожиданно охватывает тревога. У него кружится голова и усиливается сердцебиение. В его поведении — призыв к другим людям о помощи. Дрожа от страха, агорафоб как будто говорит: „Смотрите — я беззащитен. Я болен и не отвечаю за свои поступки. От меня нельзя ничего требовать“.

Если человек не может справиться со стоящими перед ним задачами, он вспоминает время, когда ему помогали. Ребёнок плачет до тех пор, пока мать не выполнит его требования. Человек, намеренно демонстрирующий своё бессилие, пытается таким способом управлять другими людьми.

Стремление к власти над людьми — это типичное желание получить „сверхкомпенсацию“ за комплекс неполноценности. В окружении Фрейда считали, что идея „воли к власти“ заимствована Адлером у Ницше. На самом же деле Адлер не взял у Ницше ничего, кроме выражения „воля к власти“, которое переименовал в „стремление к власти“, вложив в него иное содержание.

Чем больше страдает человек от комплекса неполноценности, тем ярче разгораются в нём фантазии, в которых он играет роль удачливого и предприимчивого индивидуума. Чем сильнее внутренняя тревога, тем сильнее потребность невротика доказать своё превосходство над другими людьми. Общность людей человек ощущает, когда он здоров. Невротик её не чувствует. У него растут отчуждение, агрессивность, садомазохистское стремление мучить других людей и самому страдать от их несправедливости.

Адлер, сердечный, общительный, остроумный человек, умел найти подход к своим пациентам. Его теории в отличие от фрейдовских никого не шокировали. Книги Адлера быстро стали популярны, а идеи нашли многочисленных сторонников как среди учёных, так и среди широкой публики. Но всё же в учении Адлера преодолению комплекса неполноценности в развитии человеческой личности придавалось слишком большое значение.

Тревога, вызванная неодобрением

Американский психиатр Гарри Стэк Салливан (1892–1949) определял психиатрию как „изучение биологии межличностных отношений“. По Салливану, разобраться в психике отдельного человека можно, лишь распутав клубок взаимоотношений, в которых он находится с другими людьми и в которых сильнее всего проявляется его личность.

Для того чтобы проникнуть в причины, порождающие тревогу, надо заняться отношениями ребёнка с наиболее важными для него людьми из ближайшего окружения. Между матерью и ребёнком возникают особые эмоциональные отношения. Салливан называл их эмпатией, то есть вчувствованием. Если ребёнок растёт боязливым, значит, что-то неладно в его отношениях с матерью. Дело не только в недостатке внимания и любви. Если мать боязлива, ребёнок тоже становится пугливым. Это бывает так часто, что возникли предположения о том, что боязливость передаётся по наследству, но многие психотерапевты всё же уверены, что она даётся воспитанием в младенческом возрасте.

Салливан считал, что перед человеком стоят две основные цели: удовлетворение физических потребностей, таких как еда, питьё, сон, и обеспечение собственной безопасности. Для того чтобы чувствовать себя в безопасности, недостаточно быть защищённым от болезней и смерти. Защищённым должно быть развитие личности. (Адлер говорил о жизненном стиле.)

Человек так устроен, что ему необходимо всё время расширять свои возможности. Для ребёнка главным препятствием развития возможностей и соответственно источником тревоги становится неодобрение его поведения взрослыми, от которых он полностью зависит. Вырастает психопатический асоциальный тип, плохо интегрирующийся в общество, враждебный ему.

Круг целей, к которым стремится человек, и круг опасностей, которых он избегает, ограничены. В принципе речь в психоанализе всегда идёт об одних и тех же целях — стремлении к власти, деньгам и чувственным удовольствиям.

Воля к власти и желание не оказаться вне общества дополняют друг друга. Под ненасытной алчностью можно разглядеть поиск пути к власти. Психиатры, склонные к рационализации психических процессов, подают сочетания из небольшого набора душевных побуждений под разными соусами и настойчиво подчёркивают важность какой-либо одной стороны желаний. Они уподобляют человека биологическому автомату, но не с сексуальными, а какими-либо иными потребностями. Если они удовлетворены, человек испытывает удовольствие и не ощущает тревоги. Возникает немало вопросов. А если правы те, кто утверждает, что агрессивность и жестокость заложены в природе человека и что некоторые люди предрасположены к преступлениям от рождения? Агрессивность часто встречается в человеческих отношениях, и может показаться — это нормальное свойство человека. Почему бы не считать насилие биологической потребностью, которая может вызывать удовлетворение?

Известный немецкий психиатр и невропатолог Курт Гольдштейн в годы Первой мировой войны руководил большим психиатрическим госпиталем. Наблюдая за больными с поражениями головного мозга, он заключил: тревога — результат попадания человека в „катастрофические условия“, с которыми он не может справиться. Человек чувствует, что его жизнь или равноценное жизни — под угрозой, и пути к спасению он не видит. Тревога появляется тогда, когда рушится связь человека с окружающим миром, когда человек не может самореализоваться. Страх же возникает, когда человек рискует оказаться в состоянии тревоги.

Ребёнку труднее справляться со своими проблемами, чем взрослому, но в нём живёт стремление действовать, несмотря на все угрозы и неудачи. У человека с ранением головного мозга, как и у ребёнка, ограничены возможности справляться с трудностями, но у него к тому же ослаблена способность переносить тревогу. От тревоги нельзя убежать, её нельзя обойти, через неё необходимо пройти. Тревога предупреждает не только о риске погибнуть, но и об открывающихся новых возможностях. Тот, кто, впадая в отчаяние, замыкается в себе, от возможностей отказывается. Гольдштейн утверждал, что возникновение культуры связано не с подавлением запретных желаний, ведущих к тревоге (как считал Фрейд), а с радостью преодоления преград свободной личностью.

Желания и потребности

Мне надо в театр. Мне надо на футбол. Мне надо погулять. Мы часто употребляем слово „надо“ вместо „хочу“. Следовало бы сказать: „Я хочу пойти в театр“ или „Я хочу пойти на стадион“. Ничего страшного с человеком не случится, если он не побывает на футбольном матче или спектакле.

Люди не случайно постоянно путают потребности и желания. С потребностями они рождаются. Желания возникают в процессе человеческого развития. Потребности должны быть обязательно удовлетворены. Чем скорее и полнее они будут удовлетворяться, тем лучше для ребёнка. Если малыша оставить без еды или тепла, он не выживет. Даже отсутствие ласки может стать причиной тяжёлой болезни и смерти. А если ребёнок и выживет, он всю жизнь будет страдать от перенесённых лишений и от того, что его потребности плохо удовлетворялись.

Фрейд говорил о подавлении желаний и не занимался специально проблемой разделения желаний и потребностей. Однако в „Толковании сновидений“ он заметил, что желание возникает как попытка восстановить ситуацию удовлетворения какой-нибудь потребности. В отличие от потребностей желания основаны на воспоминании о полученном удовольствии. Все попытки вернуть прошлое приводят к разочарованию. В одну реку не входят дважды. Желания никогда не могут быть полностью удовлетворены. Как только одно исполнится, на его место приходит другое. Конечно, у старухи из сказки о рыбаке и рыбке характер был несладкий. Но, не знающая чего бы такого пожелать, она ничем не отличается от прочих людей. Её поведение заурядно.

Мы говорим о своих желаниях как о потребностях, а о своих потребностях как о желаниях. „Я хочу спать“, „Я хочу есть“. Человек как будто уговаривает сам себя, что он действует по своей воле. В русском языке „потребность“ имеет тот же корень, что и „требовать“. В немецком „Bedurfnis“ — потребность, глагол „durfen“ означает сметь. В итальянском „bisogno“ — потребность, „sogno“ — сон, мечта, „sognare“ — мечтать, видеть во сне. Потребность — то, что требуют, о чём мечтают, чего смеют добиваться. Между потребностями и желаниями не глухая стена, а непрочная дырявая перегородка. Может быть, и перегородки-то никакой нет: потребность и желание — две стороны одного явления. Когда говорят о потребности, подчёркивают его физическую природу, а когда говорят о желании — психическую.

Тревога, возникающая при неисполнении потребности, связана со страхом перед смертью, при неисполнении желания — перед жизнью. В первом случае это боязнь потери индивидуальности и независимости, во втором — боязнь всего нового и необходимости делать выбор.

Ребёнок с раннего детства учится отказываться от неосуществимых желаний. Если бы невозможность получить в подарок Луну или немедленно превратиться в слона приводили к душевным потрясениям и сказывались на всей оставшейся жизни, мир превратился бы в сумасшедший дом. Ребёнок берёт пример с взрослых и переносит своё стремление на объекты, которыми он может реально обладать и к которым тянутся окружающие. Если все желания иллюзорны, невыполнимы и приносят одно разочарование, мудрее всего постараться свести их до минимума, то есть до потребностей, которые необходимо удовлетворять для того, чтобы выжить. Но, может быть, у желаний есть иное назначение, чем дразнить наше воображение?

Цель и путь

Психоанализ исходит из того, что внутренний конфликт возникает, когда появляется препятствие, мешающее осуществить то, чего требует воля к жизни. Ницше считал — воля приписывается задним числом к уже совершённым поступкам. Он отказывался признать волю причиной действий. В каждом человеческом поступке слиты причины и следствия. Разделить их невозможно. „Первопричина, — писал Ницше, — как „вещь в себе“, не загадка, а противоречие“.

Герои трагедий Шекспира Гамлет и Макбет — люди бесстрашные. Гамлет ненавидит своего дядю короля Клавдия ещё до того, как от духа своего покойного отца узнаёт о совершённом им преступлении. Макбет готов на всё, чтобы стать королём, ещё до того, как ведьмы предсказали, что он получит корону. И Гамлет и Макбет живут в соответствии со своими „жизненными стилями“ и идут по избранному пути. Гамлет должен отмстить, Макбет — стать монархом. И того и другого съедает тревога. Они догадываются, что обречены, потому что живут в чуждом им мире. Оба готовы погибнуть, но погубить их должна посторонняя сила. Они начнут действовать, но лишь тогда, когда перед ними будут ясные цели. Цель должна оправдать не средства, употреблённые для её достижения, а затраченные усилия. Мстивший преступнику Гамлет и сознательно шедший на преступление Макбет озабочены одним и тем же: им нужен повод, чтобы действовать.

Но зачем Шекспиру понадобились призраки и ведьмы? Их явление могло быть сном или галлюцинациями. „Промежуток между ужасным действием и первым побуждением похож на призрака или кошмарный сон“, — говорит Брут в трагедии Шекспира „Юлий Цезарь“. Появлением в театральном действии призраков и ведьм Шекспир словно говорит: „Бесполезно искать рациональные причины человеческих поступков“.

У рационалиста Фрейда неожиданно вырвалось: „Влечения — мифические существа, великолепные в своей неопределённости“. Также он писал о „бессознательных желаниях“. Один из основателей экзистенциальной психотерапии швейцарский учёный Медард Босс возражал: желать можно только то, что достойно желания. Однако нельзя знать, что нечто достойно желания, и одновременно ничего об этом „нечто“ не знать.

Может быть, надо говорить не о „бессознательных“, а о „потенциальных“ желаниях. У каждого человека есть множество „потенциальных“ целей, которые соответствуют его „жизненному стилю“. Иногда они могут дать временное облегчение, никогда — полное удовлетворение.

Тревога — плохой советчик. Она не подсказывает путь, которым следует идти, но побуждает искать. „Человек не может жить без постоянного доверия к чему-то неразрушимому в себе, — писал Ф. Кафка, — причём как это неразрушимое, так и доверие могут постоянно оставаться от него скрытыми“. Это „неразрушимое“ не втиснуть в рамки „жизненного стиля“. Его не объяснить американским (европейским) климатом или образом жизни.

„Жизненный стиль“ и „комплекс неполноценности“ возникают, по Адлеру, в результате борьбы с миром. По Ранку, противостояние с миром начинается в момент прихода в него человека. Представлениями о том, что человеческое развитие непременно связано с борьбой, пронизана вся история нашей цивилизации. Недаром пословица говорит: „Победителей не судят“. Человеку не дано победить мир, потому что, по словам Кафки, мы „не менее глубоко связаны с человечеством, чем сами с собой“. В своём развитии мы проходим через все страдания мира. „Для справедливости здесь нет места, но его нет и для страха перед страданиями или для толкования страдания как заслуги“. „Ты можешь держаться в стороне от страданий мира… Но, возможно, именно это уклонение и есть единственное страдание, которое ты мог бы избежать“. Бегство от тревоги всегда оборачивается бегством от мира. Бегство от мира — бегством от самого себя и потому ростом тревоги. Выдающийся немецкий психиатр барон Виктор Эмиль фон Гебзаттель писал: „Несомненно, стоит стремиться к жизни без страха, но вовсе не очевидно, что стоит стремиться к такой жизни, из которой была бы изгнана тревога… возбуждение тревоги и связанное с этим развитие способности к сочувствию и взаимопониманию может стать жизненной задачей для человека…“

Формирование Эдипова комплекса

E-mail Печать PDF

Формирование Эдипова комплекса

1. Травмирующие события, такие, как преждевременное обольщение, действительное или сфантазированное; наблюдение за сексуальными сценами между родителями или другими взрослыми ("первичные сцены"); рождение еще одного ребенка, который теперь требует большего внимания матери.

2. Бессознательная сексуальная любовь родителей к их детям, порождающая все разновидности соблазнов и вины.

3. Единственный ребенок страдает сильнее, так как другие дети не облегчают давления родителей.

4. Отсутствие одного из родителей усложняет отношение к оставшемуся и утраченному родителю.

5. Конфликты и споры между родителями, особенно относительно ребенка, усиливают эдиповы проблемы.

6. Семейная мораль, в частности отношение к мастурбации, оказывает влияние на эдиповы конфликты.

7. Социальный статус родителей изменяет форму эдипова комплекса. В низшем социальном классе, например, дети в большей степени не защищены от сексуальных и агрессивных переживаний.

Человеческие конфликты

E-mail Печать PDF

Человеческие конфликты

Из повседневной жизни всем известно, как тяжело быть аутсайдером в группе, переживать равнодушие, оказаться исключенным из жизни. Не менее тяжело, когда один человек бросает другого. предпочитая ему третьего, или когда люди навсегда расстаются друг с другом. Если подобные неприятности накапливаются, необходимы добрый совет и поддержка . Первая реакция обычно — обращение за советом к другу, который, скорее всего, посочувствует и скажет, что с ним такое тоже бывало. Иногда стараются обрести профессионального «помощника», который, если он ориентирован на психоанализ, сможет понять и объяснить эти повторяющиеся проблемы с помощью психоаналитической теории. Чаще всего по привычке обращаются к врачу, который, используя обширную лабораторную диагностику, по всем правилам поставит диагноз.

Таким образом, душевную болезнь, относящуюся к человеческим нормам, возводят в разряд неопознанных медициной патологий, и на носителя данного диагноза навешивают ярлык общественно неопасного больного Психоанализ стремится к совершенно иному, а именно: поведать человеку о воздействующих на него бессознательных процессах, сделать эти процессы явными. По этой причине мы так много занимаемся человеческими страстями, неизбежными конфликтами между людьми, экзистенциальным страхом и человеческой ограниченностью. Современная медицина облегчает нам поиск подходящего объяснения нашим страхам и душевному неустройству. Медицинский этикет оберегает нас от знания горькой правды и во имя нашего же блага вводит нас в заблуждение.

Великие трагедии и знаменитые романы, напротив, предпочитают называть вещи своими именами.

Первое отступление: наши конфликты В в зеркале литературы 1

Европейские трагедии (такие, например, как «Одиссея» Гомера и «Энеида» Вергилия), духовные учения Ближнего и Дальнего Востока показывают, что человеческая жизнь неразрывно связана с болью и страданиями. Очень отчетливо эта мысль прослеживается в трагедиях Софокла: «Эдип Царь», «Эдип в Колоне», «Антигона». Переработанные греческие мифы в «Орестее» и «Прикованном Прометее» Эсхила только подтверждают трагедии Софокла. Скорбь, горе. проклятие, смерть ,- вот их темы. Они повествуют об убийстве, боязни смерти, мести, грехе, страхе возмездия от фурий (богинь проклятия, кары и возмездия). Актуальность этих трагедий столь высока, что постановки «Орестеи» Петером Штайном или «Медеи» Гансом Нойенфельзом и сейчас вызывают восхищение публики. Еще одним свидетельством значения бессознательных процессов является «Пентесилея» Генриха фон Клейста в обработке Ганса Юргена Зиберберга и Эдит Клевер 2. Если бы в них не затрагивались трагические и неизменно важные Для людей вопросы, интерес к ним современной просвещенной публики вряд ли бы был так велик. Классическая литература просто немыслима без обращения к коренным проблемам человеческого бытия, к любовным конфликтам, страданиям, ревности, смерти, ненависти, мести и зависти. Пьесы Шекспира изображают печали и радости любви: «Много шума из ничего», «Ромео и Джульетта», «Укрощение строптивой», историю династий великих властителей, комизм обычной человеческой жизни. Великие немецкие романы от Вольфрама фон Эшенбаха до «Будден6роков» Томаса Манна и ««Игры в бисер» Гессе повествуют о неустроенности человека и его ранних страданиях, о трагических сплетениях человеческих судеб и возможностях преодоления страданий. Бездны человеческой души открываются в романах Достоевского « Преступление и наказание», « Идиот», «Братья Карамазовы» с такой же убедительностью, как в романах и повестях Льва Толстого «Война и мир», «Анна Каренина», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хозяин и работник».

В современной литературе романы Генриха Белля, Элиаса Канегти, Макса Фриша и Петера Хандке, книги Джеймса Джойса, Гюнтера Грасса, Генри Миллера, Милана Кундеры, рассказы Бодо Кирхгоффа и Бото Штрауса вновь напоминают нам о наших человеческих, слишком человеческих проблемах.

Второе отступление: наши конфликты в зеркале кино

Точно так же обстоит дело и с современным кино, где я хотел бы особо выделить фильм « Домино» 3 Томаса Браша, в котором великолепно показано неизбывное стремление к любви и Признанию, фильмы рано умершего РаЙнера Вернера Фассбиндера. с особой пристальностью рассмотривающего тайны человеческого сознания. Такие режиссеры, как Луис Бюнюэль, особое место в своем творчестве уделяют психологии бессознательного и области, расположенной между воображением и реальностью. В этой связи можно назвать и новый фильм Вима Вендерса и Петера Хандке «Небо над Берлином» 4, а также Вуди Аллена, в фильмах которого человеческие слабости переданы с легким комизмом — в отличие от Л. Бюнюэля, который довольно жестко преподносит зрителю реалии бессознательных побуждений.

Пример этому — фильм Бюнюэля «Дневная красавица» 5, где супруга хирурга переживает в дневное время все то, что большинство видит разве что во сне. Она идет в публичный дом и получает там наслаждение в роли «дневной красавицы».

В самом начале фильма красивая молодая женщина вместе со своим мужем едет в карете по живописному дворцовому парку. Их сопровождают слуги в красных ливреях. Карета останавливается, слуги соскакивают на землю. Женщину раздевают, привязывают за руки к дереву, хлещут плетью и. наконец, насилуют. Следующая сцена демонстрирует ту же женщину, которая с унылым видом лежит в кровати рядом со своим мужем, без малейшего намека на нежность или эротику. Мы видим ее в светской беседе с гостями, в то время как ее муж занят хирургической работой в клинике.

Проследив за женщиной дальше, мы становимся свидетелями того, как однажды она роняет на пол вазу с цветами, надевает солнечные очки и, уходит из дома на поиски публичного дома, мимо которого она сначала проходит, потом возвращается и в нерешительности останавливается. Наконец, решившись, поднимается по лестнице, снова колеблется возле двери — нам видны только ее ноги, которые направляются то назад, то вперед и в конце концов поворачивают к двери. Поднявшись наверх, женщина выглядит очень взволнованной, но доброжелательные слова содержательницы дома ее успокаивают. Таким образом, она становится «проституткой-любительницей».

В происходящее вторгаются две короткие сцены: в первой ремесленник «безнравственно касается» (так писала об этом критика) маленькой девочки, скорее женщины, чем ребенка, во второй девушка отказывается принять облатку на церемонии конфирмации.

Далее следуют очень реалистические сцены в борделе: конфетный фабрикант желает, чтобы его ласкали полуодетые девушки. Он обнаруживает стеснительную Северину (роль которой исполняет Катрин Денев), раздевает ее, грубо хватает, а когда она не подчиняется ему, швыряет сопротивляющуюся женщину на кровать и силой овладевает ею. Профессор гинекологии переодевается в слугу и, держа в руке плетку, умоляет Северину избить его. Он падает к ее ногам и стонет: «Бей меня, бей, я так люблю тебя!» Когда Северина отвергает его просьбы, появляется одна из ее «коллег» и с наслаждением избивает профессора. «Еще!» — кричит он, в то время как Северина, которую принуждает к этому мадам, с отвращением наблюдает за происходящим в дверную щель. Следующим появляется азиатский клиент — высокого роста, атлетически сложенный мужчина. Он долго не церемонится, и сразу же идет к своей цели. После акта, который в фильме не показан, Северина на вопросы горничной отвечает словами:

«Да что ты в этом смыслишь?»

Но остановимся и приглядимся внимательнее к образу жизни Северины. Она несчастна с мужем, погруженным в свою работу. Она услышала что-то о публичных домах. Северина идет туда, колеблется, но в конце концов решается переступить порог этого дома. Отбросив сомнения и совершив вытесняемые прежде сексуальные действия, она достигает душевного равновесия, убедительным доказательством чего служит то, что бессознательное превращается в сознательное, но затем по причине своей предосудительности оно вновь дает бессознательные импульсы, определяющие наши мысли и поступки.

В другом, когда-то нашумевшем фильме времен немого кино «Тайна одной души»6 режиссера Георга Вильгельма Пабста. вдохновленного Карлом Абрахамом и Гансом Саксом, речь идет об отношениях между мужем ( актер Вернер Краузе), его женой ( Рут Вайнер), его матерью (Илка Грюнинг) и его отцом (Джек Тревор). Мы становимся свидетелями того, как между четырьмя действующими лицами разворачивается психологический конфликт, проясняющий то, что в психоанализе именуется «эдиповым комплексом».

В первых сценах фильма мы видим мужа и жену в благополучном браке. Жена хочет, чтобы муж подравнял ей прическу, подрезав несколько волосков на затылке. В это время распахивается соседское окно и кто-то кричит: «Убийца!». В следующей сцене жена пытается соблазнить мужа, но он остается равнодушен. Приходит сообщение о скором визите двоюродного брата, личность которого характеризуют японский кинжал и так называемый «кванон» (символ плодородия). Следующая сцена. Муж спит. Ему снится, что разразился шторм, пол в доме ходит ходуном, двоюродный брат, сидя на дереве, целится в него из ружья. Муж взбегает по винтовой лестнице на башню, появляются колокола, которые превращаются в лица, смеющейся над ним жены. Муж возмущен,— жена и двоюродный брат катаются вместе на лодке. Муж отчаянно колотит в стену и пытается заколоть свою жену саблей.

В следующей сцене действительно объявляется двоюродный брат. Он дарит жене цветы и беседует с ней, но муж в беседе участия не принимает. Во второй сцене, напротив, мужчины оказываются вместе, а жена остается одна. Фильм ясно дает понять, что двоюродный брат «наставил мужу рога». Чтобы отвлечься, муж отправляется в пивную, забывает там ключ от дома и неожиданно оказывается в доме матери, которая балует его едой и при этом режет мясо крохотными кусочками, поскольку сам он испытывает страх перед ножом. В следующей, несколько смехотворной для современного образованного зрителя сцене, муж приходит на прием к психоаналитику, и тот внушает ему: «Вам кажется, что двоюродный брат угрожает Вам. Вас пугает его появление, женщины смеются над Вами и ни во что не ставят, а Вы подозреваете в греховных устремлениях свою жену, так как сами уже ни на что не способны. Отсюда Ваша ревность». Это означает следующее: «Бессознательно Вы упрекаете свою жену: ты отказываешь мне и связываешься с двоюродным братом, ибо когда-то, еще ребенком, переживала нечто подобное». Фильм не упускает возможности преподать зрителю «хэппи энд» вполне бюргерской истории конца века. Это сделано, однако, (что характерно для того времени) не прямо, с помощью постельной сцены, а косвенным образом — сценой, изображающей рождение ребенка.

Фильм отчетливо демонстрирует страх мужа перед женой, его зависимость от матери, гнет вины, ревность к двоюродному брату и бессознательную враждебность к жене. Когда муж подносит к шее своей жены лезвие бритвы, чтобы сбрить лишние волоски, и слышит из соседнего окна крик: «Убийца!» — в нем пробуждается бессознательное желание ее смерти, которое, в свою очередь приводит к чувству вины и жажде самонаказания. «Эдипов треугольник» между мужем, матерью и женой совершенно очевиден. Привязанность к матери препятствует установлению зрелых отношений между мужем и его женой. Перенос привязанности с матери на жену делает последнюю настолько важным объектом, что визит двоюродного брата вызывает у мужа приступ ревности. В ка-честве «закономерного» мы обнаруживаем в «эдиповом треугольнике» 1) проявление любви к важной личности, 2) ревность, когда этой любви угрожает появление третьего лица, 3) ненависть к сопернику, готовую перерасти в желание его смерти.

Драматургия Эдипова комплекса, обретшая классические очертания в трагедии Софокла, была переплавлена Пазолини в современную форму в его фильме «Царь Эдип» 7, в котором Сильвана Маньяно исполнила роль Йокасты, а Франко Читти — Эдипа. В этом фильме скомбинированы современность и классическое прошлое.

«Ты здесь, чтобы занять мое место. Первое, что ты отберешь у меня, будет она, женщина, которую я люблю»,— говорит мужчина своему только что родившемуся ребенку. В греческой трагедии пастух подбирает изгнанного младенца и перевязывает ему ноги (как тут не вспомнить знаменитое изречение «nomen est omen», ибо это действие дает ребенку имя Эдип, что в переводе означает «с опухшими ногами»).

В следующей сцене бездетная царская чета Полиб и Меропа в Коринфе берут у пастуха на воспитание найденного им ребенка. Позднее подростка осеняет: «Ты не сын этой матери и этого отца». Он не может в это поверить, и его охватывает панический страх, когда дельфийский оракул предсказывает ему, что он убьет своего отца и овладеет матерью. Он покидает своих приемных родителей, дабы избежать исполнения пророчества, однако, не понимая связи явлений, как раз способствует его исполнению. Убежденный в том, что он сын Полиба и Меропы, Эдип покидает Коринф и отправляется в Фивы. Одна из самых впечатляющих сцен — та, где он кружится на дороге. Он встречает на пути какого-то знатного мужчину, восседающего на запряженной лошадьми колеснице. Эдип не желает ему уступить дорогу и слышит угрозы: «Если ты не сойдешь с дороги, я прибегну к силе!» Эдип издает пронзительный крик и убегает, слуги его преследуют. В порыве ярости он убивает их одного за другим, затем возвращается, издевается над сидящим в колеснице старцем и наконец убивает и его.

В Фивах тем временем царит моровая язва, которой никто не в силах победить. Чудовищный сфинкс — получеловек, полузверь с божественными чертами — говорит: «Бездна в которую ты погружаешься,— в тебе самом». Никто не понимает, почему город посетила беда. На вопрос Креонта дельфийский Оракул отвечает: «Человек, жертвой которого пал Лай. живет в городе». Ясновидящий Тиресий добавляет: «Если захочешь узнать. узнаешь». Ни о чем не подозревающий Эдип, не ведая, что он сам всему виной, желает отомстить виновному. Ясновидящий говорит на это: «Ты не должен распознавать свою суть, ибо не сможешь этого вынести». Эдип готов узнать у Тиресия о виновнике. Иокаста смеется, когда Тиресий продолжает: «Я вижу вещи в их истинном свете. Великое несчастье, что тебе дано отгадывать. В тебе говорит страх. Родители — твое несчастье. Чужак и все же рожденный здесь. Дети, отец и брат, женщина — мать, так решено богами». Иокаста говорит ясновидящему: «Это все ложь... людям не дано видеть будущее».— Эдип (позднее): «Страшно это знать» и «слишком много я уже знаю», в то время как Иокаста продолжает упорствовать: «Я не хочу этого слышать. Лучше не знать». Следует признание слуги: «Лучше бы ребенок умер. Я должен был это сделать. Он родом из дома Лая, Иокаста дала его мне, чтобы я его убил».

Таким образом, открывается тайна. Иокаста вешается, а Эдип лишает себя зрения: «Я не могу видеть мир, глаза, которые не смогли разглядеть правду, ослепли, словно от резкого света. Я грешен и в то же время безгрешен, ведь не знал я; совершил, не зная что совершил».

К концу фильм переносится в наши дни: современный Эдип идет в со-провождении летящего ангела, исполненный той трагической боли, что вновь и вновь выпадает на его долю. Всякий из нас — Эдип, если, казалось бы, самые благие отношения приводят нас ко злу.

В беседах со студентами становится очевидным, что судьба Эдипа касается нас всех: несмотря на все усилия разума в XIX и XX вв., мы зачастую не ведаем, что творим, не знаем, какие мотивы побуждают нас к действию. Мы полагаем, что можем избежать несчастья и позволяем ему беспрепятственно приближаться. Подобно Эдипу, мы не знаем, по какому пути идем. и кто тот. кого мы на нем встретим. Многие слова из фильма Пазолини звучат для нас знаменательно: «Все важно ... Увидев одного, можно заключить о другом ... Я заставил себя забыть ... Учись смотреть, тогда распознаешь ... Со множеством понятий, мы ничего не понимаем, исполненные грехов — безгрешны, таков каприз богов».

Мы пребываем между жаждой узнать правду (даже тогда, когда ее невозможно перенести) и страхом перед истиной. Слепота «внешних» глаз Эдипа наделяет внутренним зрением — мудростью, которую многие воспринимают как проклятие; неудивительно, что у психоанализа так много врагов.

К концу этой главы мы приходим к очевидному: поэты, драматурги и писатели давно поняли то, что позднее открыл и систематизировал психоанализ. Несомненно также влияние психоанализа на многие произведения литературы и искусства — достаточно вспомнить Томаса Манна, Германа Гессе, Джеймса Джойса, Т. С. Элиота, Д. X. Лоуренса, живопись Дали, Пикассо и др.

С помощью психоаналитических экспериментов, анкет и тестов человеческие, слишком человеческие конфликты выявляются не полностью. Поэтому я позволю произведениям европейской культуры. созвучным теории и методам психоанализа, говорить самим за себя. Надеюсь, что эта вступительная глава возбудила интерес читателя к последующим главам.

Чем интересен видеокомпьютерный психоанализ

E-mail Печать PDF

Чем интересен видеокомпьютерный психоанализ?

Приходит человек на сеанс видеокомпьютерного психоанализа (ВКП), его фотографируют, обрабатывают изображение и вручают сразу три снимка: первый – обычный (он называется исходным) и два таких, на которых этот человек... не вполне на себя похож (один составлен из двух правых половинок лица и называется «духовным портретом», другой – из двух левых, образующих «жизненный портрет»).

Человек смотрит на свои портреты (если впервые, то, бывает, сильно удивляясь). Вдобавок ему дают характеристику психологического состояния и рекомендации. Затем процесс фотографирования и компьютерного «фотомонтажа» повторяется, и оказывается, что произошли перемены положительного свойства.

Каким же образом это происходит и почему? Обычно, объясняя научную основу ВКП, как правило, начинают с того, что он построен на функциональной асимметрии головного мозга человека, которая отражается на его лице. И это утверждение совершенно справедливо. Но отчего же левая и правая половина лица отличаются друг от друга?

Чтобы понять это, нужно обратиться к другому открытию автора ВКП Автандила Ануашвили. Оно называется фоновым принципом восприятия информации. Согласно этому принципу можно изучать не видимый непосредственно, но интересующий исследователя объект по его фону, на котором фиксируются следы деятельности этого самого объекта.

Между прочим, фоновый принцип А.Н.Ануашвили использовал, решая задачу по обнаружению бомбардировщика – невидимки Stealth F-117, гордость ВВС США. И решил! Когда во время войны в Югославии по оставленному тепловому следу «невидимку» обнаружили и сбили, тут была, прежде всего, заслуга нашей отечественной науки в лице Автандила Николаевича.

Скептикам захочется возразить, мол, техника техникой, а человек – совсем другое дело. На самом деле легче всего понять суть фонового принципа, вспомнив об опытных охотниках, следопытах и лесниках, которые умеют читать знаки жизни живой природы. Но следы остаются не только на снегу, песке, растениях, камнях – не только на веществе, но и в полевом пространстве. И мистика здесь ни при чем.

Дело в том, что все живое имеет излучение: тепловое, электромагнитное. Пересекаясь, они образуют волны, которые по-научному именуются «стоячими волнами интенсивности», которые наносят отпечаток на вещество (и живое тоже). Как голограмму, понимаете? Так ведь и мозг – тот же генератор излучений, а лицо – его фон. Именно поэтому фотопортрет человека позволяет судить о состоянии мозга, имеющем, как известно два полушария, правое и левое (и оба – излучатели), от которых зависит психологический тип человека и его психическое состояние. Рассогласованность колебательных процессов, идущих от разных полушарий, тоже не может не отразиться на лице.

И вот что интересно: человек, оказывается, обладает замечательным свойством психологической самокоррекции на основе биологической обратной связи. Если ему показать состояние полушарий собственного головного мозга, то сразу (можно сказать – автоматически) включается механизм саморегуляции, т.е. гармонизации взаимодействия сознания и подсознания, союза ума и чувств. Именно это позволяет сделать видеокомпьютерный психоанализ путем составления из одного исходного цифрового снимка двух «новых» лиц человека, соединяя две правые и две левые половины лица.

Таким образом, ВКП – результативный метод экспресс-диагностики и психокоррекции. Что не означает, однако, что он годится только для проблемных состояний человека. Это еще и инструмент профилактики и развития.

В рамках ВКП А.Н.Ануашвили разработал авторскую систему психотипирования. Она включает 49 психотипов, содержит описания личных и профессиональных качеств, прогнозы поведения в экстремальной ситуации и при ухудшении состояния, рекомендации по оздоровлению, изменению образа жизни и внутренней гармонизации.

Вот такой это метод – прекрасный пример перспективности открытий «на стыке наук». Ведь Автандил Николаевич Ануашвили – доктор технических наук и доктор психологии, ученый и практик, умеющий находить простые решения для сложных проблем, и что самое ценное – во благо человеку!

Автор - Валентина Пономарева
Источник

Обновлено 01.11.2014 08:18

Чем интересна психофизиология женщины

E-mail Печать PDF

Чем интересна психофизиология женщины?

Пожалуй, 99,9% читающих эти строки вряд ли усомнятся, к какому полу они принадлежат. И где находится их дополнение. Но дальше - сложнее…

Что сейчас служит главной объединяющей идеей человечества? Господь Бог? Вера в светлое будущее и научно-технический прогресс? Любовь? Сексуальное влечение? С сожалением должен допустить - это либо денежная, либо (еще хуже) «химическая религия»... За пределами грядущего «объединения» невозможно разглядеть ни Бога, ни будущего, ни любви, ни пола.

На примере профессионального изучения души в течение столетий несложно увидеть нарастающую неактуальность связанной с полом проблемы в современном обществе. Как наглядный пример - история психопатологии. Каждому этапу развития человечества при этом соответствует болезнь, окруженная покровом тайны и становящаяся «эталоном» безумия.

Вначале были «объяснены», а вслед за этим - выведены из собственно психиатрии в неврологию и инфекционные болезни традиционно, символически «мужские»: эпилепсия («болезнь великих мужей») и прогрессивный паралич (сифилитическое поражение мозга). Пришедшая им на смену эпоха неврозов, в первую очередь - истерии, ознаменовала наступление «женской» эры в изучении души. Благодаря психоанализу З.Фрейда, выяснению роли полового влечения и подавленных сексуальных побуждений неврозы перешли из компетенции невропатолога под покровительство психиатра, а затем - размыты до уровня «житейской нормы» через сексуальную революцию и психосоматическую теорию. Апофеозом этого стало исключение истерии из действующей Международной Классификации Болезней.

Век двадцатый в призме психопатологии смело можно назвать веком шизофрении - расстройства, обладающего способностью уничтожать сексуальное влечение и поведение. С легкой руки антипсихиатров и дилетантов многие существующие в мире отклонения стали именовать шизофренией, а ее границы в классификации болезней существенно сузились. Но - времена и теперь меняются, и для наркозависимости проблемы пола не существует вовсе. Психоактивные вещества могут дать нам давно ожидаемое недальновидными людьми «решение» всех «вечных» вопросов (в том числе и полового), просто уничтожив их причину.

Инфляция проблемы пола (как до этого было с неврозами и шизофренией) неиизбежно вызывает появление массовых наивно-психологических мифов (предрассудков) и попытки сексуализации того, что изначально таковым не являлось (компьютерные технологии, автомобили, политика). Если не верите - посмотрите телевизор, почитайте любую газету...

В таких условиях писать что-либо о сексуальных проблемах будет наиболее целесобразным, основываясь на биолого-математических позициях, несмотря на их некоторую упрощенность. Не наивно ли относиться к себе как к двигателю внутреннего сгорания, пытаясь «вычистить шлаки» или «отполировать» целлюлит? Однако это - пусть хрупкая, но все же защита от предвзятости и цинизма.

То, что относится к безусловно женскому полу, можно будет разделить на три больших свойства, качества. Первое из них - это преобладание принципа наследственности (постоянных параметров) над изменчивостью. То есть, именно женщина есть память нашего вида.

В противовес большей мужской мобильности и быстрейшей реакции на стимулы (синусоида), женская адаптация основывается на сохранении наилучшего, на постепенном созревании, «цветении» (репродуктивный период) и далее - в медленном увядании - по экспоненте. Это подтверждается ограниченным числом половых клеток (гамет), наличием циклических процессов с изнутри заданным ритмом, большим консерватизмом в хорошем понимании этого слова.

В реальной жизни инстинктивные, физиологические моменты проявляются в опосредованной, через полоролевое поведение, форме. Они хорошо отображены в классической литературе, и особенно - в мифологии. При этом мифологии разных культур не приходят в противоречие друг с другом в отображении женщины (амазонки - не в счет). Современная жизнь с ее удивительным динамизмом, всеядностью и ориентацией на быстрейшее достижение будет приходить в противоречие с принципом наследственности, порождая немало проблем.

Второе важное качество - способность к репродукции (вынашиванию и произведению на свет потомства). Существует поговорка - «можно родить без мужчины, но попробуй родить без женщины».

Репродуктивность тесным образом связана с наследственностью и вытекает из нее. Ибо даже если бы традиционно описываемый мужчина чудодейственным образом оказался способным к зачатию, вряд ли при мужском полоролевом поведении данная беременность могла бы счастливо закончиться...

В процессе репродукции все органы и системы организма испытывают дополнительную нагрузку и становятся гораздо уязвимее. Возникает вопрос - не есть ли возрастающее количество случаев бесплодия в наше время естественной регуляторной реакцией популяции на экологическое (в самом широком смысле) неблагополучие? Давно стоит задуматься не только о чистоте и безопасности окружающей среды, но и об экологии психической, и об экологии духа. Иначе Земля пройдет процесс самоочищения уже без нас...

Третье уникальное женское качество - способность воспринимать нечто из окружающего мира и воспроизводить в совершенно новом, дотоле не существовавшем качестве. Принятое семя дает начало плоду, составляющие пищи превращаются в материнское молоко, принесенная мужчиной добыча и собранный урожай - в хлеб и другие, не существующие в природе, блюда, полученные впечатления - в навыки воспитания потомства. Это вновь-таки ставит перед нами проблему - что мы можем предложить женщине в наше время? Насколько качественно это? Пойдет ли это впрок или это всего лишь соблазн, суррогат?

Есть еще одно производное из упоминаемых нами трех проявлений. Это - постоянный риск разлуки, запрограммированный уход детей из семьи, меньшая продолжительность жизни спутника-мужчины. В современном укладе одиночество и разлука стали едва ли не нормой жизни. И здесь может скрываться болезненная тайна.

Дело в том, что при утрате чего-либо ценного для себя человеческая психика бессознательно пытается отождествить себя с утраченным. Это позволяет смягчить душевную боль. Однако наряду с обезболивающим действием исподволь деформирует мировоззрение и поведение. Не есть ли закономерным следствием наносимых друг другу психических травм, разлук, обманутых ожиданий то, что некоторые специалисты именуют «биархат» - исчезновение дотоле типичного полоролевого поведения, с феминизацией мужчин, маскулинизацией женщин, доминированием унисекса?

Вступление в пору биархата ставит перед людьми такие проблемы, которые не приходилось решать никогда. Ошибок сделано много и, возможно, будет еще больше. Признавая наличие проблемы полов, мы пытались бороться с ней разными путями вместо того, чтобы принять это как кровную человеческую черту. И сегодняшний день показывает, что иметь пол весьма болезненно, однако жизненно необходимо. Как сказал кто-то из церковных деятелей, именно благодаря наличию пола человека можно считать существом ценнее и многограннее ангела. Может быть, кому-то после этих не всегда стройных и совсем не возвышенных строк фраза «берегите женщин» перестанет казаться висящей в воздухе банальностью и обретет прикладной смысл...

Автор - Сергей Зиновьев

Источник

Обновлено 01.11.2014 08:18

Страница 688 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135