Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Перверсии

E-mail Печать PDF

Перверсии

I. Транзиторные, заместительные парафилии.

Наблюдаются при невозможности адекватно реализовать половое влечение (пе­риод юношеской гиперсексуальности, длительная изоляция в одно­полых коллективах, сексуальные расстройства и т. д.). Они обычно сочетаются с нормальным психосексуальным развитием, и при пер­вой же возможности половая жизнь направляется в нормальное русло. Длительно существующие заместительные перверсии могут перерастать в истинные.

II. Перверсии, формирующиеся на фоне задержки психосексуального развития.

Механизмы их становления могут иметь несколь­ко вариантов.

1. Свойственные ранним этапам развития сексуальные прояв­ления существуют более длительное время, усложняются, обра­стают новыми, часто вычурными, элементами, а на этапе формиро­вания психосексуальных ориентаций (в период гормональной перестройки) стойко фиксируются, становятся патологическими и замещают нормальное половое влечение.

2. Задержка психосексуального развития на ранних этапах может выразиться в смещении сексуальных проявлений детского возраста на более поздний срок, когда они совпадают с форми­рованием либидо и «сплавляются» с ним, искажая влечение. На­пример, перемещение связанного с полом любопытства и обуслов­ленных им изучения и демонстрации половых органов на этап формирования психосексуальных ориентаций.

3. В связи с особенностями детского возраста сексуальные проявления ранних этапов могут оставлять наиболее яркие впе­чатления, особенно при подкреплении сильными эмоциями (страх, стыд и т. д. ) , а затем часто вспоминаться. На этапе формирования пол ового влечения, когда его реализация невозможна вследствие некоммуникативности, отсутствия адекватных объектов (однополые изолированные коллективы, чрезмерно строгая регламентация половой жизни и т. д.) или в связи с сексуальными расстройствами, эти воспоминания все чаще и чаще всплывают в фантазиях и меч­тах и в конечном итоге «сплавляются» с либидо и перерастают в перверсные тенденции.

При задержке психосексуального развития формирование перверсий длится многие годы, их становление обычно задерживает­ся на фазе выработки установки. Они поверхностные, не затраги­вают ядро личности, долго не реализуются. В одних случаях парафилии существуют в форме только тенденции и элементов, в других - они становятся истинными, хотя и остаются факультативны­ми, сочетаясь с нормальным либидо.

III. Перверсии, формирующиеся на фоне преждевременного психосексуального развития.

В этих случаях формирование психосексуальных ориентаций перемещается на более ранние возраст­ные периоды и искажает сексуальные проявления, свойственные возрасту. Девиантные фор­мы быстро включаются в структуру либидо, «сплавляются» с по­ловой ролью и ядром личности и прочно закрепляются. Такому типу формирования сек­суальных перверсий свойственны полиморфизм, стойкость в течение всей жизни.

Нередко они могут проявляться уже в возрасте 6-10 лет. Парафилии могу т формироваться также при преждевременном психосексуальном развитии, обусловленном растлением и совраще­нием.

Нарушения полоролевого поведения накладывают отпечаток на формирование всех перверсий, определяют возникновение са­дизма и мазохизма. Они же обусловливают роль гомосексуала в контактах независимо от пола (мужскую, так называемую актив­ную, или женскую, пассивную). В возникновении парафилий значительна роль микросоциальной среды.

Особое значение в становлении парафилий имеет психопатоло­гическая почва. Перверсии могут формироваться при различных психических заболеваниях (эндо­генный процесс, психопатия, эпилепсия, олигофрения, органиче­ское поражение головного мозга и т. д.) , причем структура первер­сии в этих случаях отражает особенности психопатологической почвы, на которой она развивается. К примеру, тормозимым пси­хопатиям чаще свойственны вуайеризм, педофилия, фетишизм и скотоложество, истероидным - эксгибиционизм и нарциссизм, а возбудимым - эксгибиционизм и педофилия в сочетании с садизмом.

Формированию сексуальных перверсий способствуют нарушения гетеросексуальной коммуникации и затруднения в поисках адекватно­го объекта.

Пол и сексуальность

E-mail Печать PDF

Пол и сексуальность

Чаще пол определяется как "совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится в конечном счете к оплодотворению" Слова "пол" и "секс", формально являясь синонимами, по сути имеют различное значение. К "половым" обычно относят явления, связанные с дифференцировкой мужчин и женщин по любым свойствам и признакам, в то время как "сексуальные" отношения подразумевают чувства и переживания, имеющие эротическую окраску.

В природе существуют различные формы размножения, древнейшее из которых — бесполое размножение (конъюгация), характерное для простейших. Известно, что основной отличительной чертой бесполого размножения является возникновение новой (дочерней) особи без предварительного слияния исходной (материнской) особи с другой.

Подавляющее большинство всех населяющих Землю видов живых существ размножается половым путем, необходимым условием которого является наличие половых клеток (гамет). У немалоклеточных животных женские гаметы (яйцеклетки) и мужские (сперматозоиды) вырабатываются в специальных половых железах (гонадах), подразделяемых на женские (яичники) и мужские (семенники). Встреча гамет и их слияние (оплодотворение) обеспечиваются наличием у мужских и женских особей специальных половых органов.

Соматические клетки всех высших организмов у обоих полов имеют одинаковый двойной набор аутосом, но разные половые хромосомы. При этом женский пол обладает одним типом гамет (в яичниках образуются хромосомы типа X), мужской пол — двумя типами гамет (в семенниках образуются хромосомы типов Х и У).

Таким образом, следует, что у млекопитающих (включая человека) пол зародыша определяется сингамно, т. е. при акте оплодотворения.

Формирование пола продолжается от момента зачатия и до половой зрелости, когда проявляется сформировавшаяся направленность полового влечения и происходит адекватный выбор сексуального партнера. Формирование пола осуществляется длительно, от стадии к стадии, а отнюдь не определяется по факту рождения младенца мужского либо женского рода.

Становление пола начинается с формирования генетического пола, определяемого набором хромосом. Сформировавшийся генетический пол обусловливает гонадный пол , который иногда называют истинным, т. к. он определяется строение половой железы. Гаметный пол , т. е. способность половой железы об­разовывать сперматозоиды или яйцеклетки, является следующим уровнем формирования пола. От гонадного пола зависит и гормональный пол , т. е. способность по­ловой железы секретировать специфические половые гормоны. Специфика гормональных воздействий опре­деляет морфологический пол субъекта и первым делом строение и развитие его внутренних и наружных половых органов и наличие вто­ричных половых признаков.

Гражданский (или акушерский) пол определяется по первичным половым признакам при рождении. После появления на свет человек вступает в длительный период соматополового развития, т.е. развитие первичных и вторичных половых признаков и психосексуального развития -- становление полового самосознания, полоролевого поведения и психосексуальной ориентации. Этот период имеет отношение к полу воспитания (психологическому полу).

Вредные воздействия могут приводить к деформации формирования пола на любом из перечисленных этапов рассмотренной схемы. Сексуальное здоровье человека зависит как от тонких механизмов дифференциации пола в эмбриональном периоде так и от социально-психологических и культурных факторов его дальнейшего развития как личности.

Значение раздельнополости в эволюционном процессе вскрыто в теории В. А. Геодакяна (1965; 1968; 1971), доказавшего, что процесс самовоспроизводства любой биологической системы включает в себя две противоположные тенденции: наследственность (консервативный фактор, который стремится сохранить неизменные родительские признаки у потомства) и изменчивость (качество, благодаря которому у каждого следующего поколения все же появляются новые признаки). При этом, как уже говорилось, роль женского пола — отвечать за неизменность, а мужского — обеспечивать изменчивость.

Соотношение этих двух тенденций и превалирование одной над другой определяются изменяющимися условиями внешней среды. Если они благоприятны для вида в целом и относительно неизменны, то воспроизводство сводится в основном к увеличению числа особей, т. е. результатом воспроизводства является приращение количества при неизменном качестве.

Если же условия среды меняются настолько, что это создает для вида необходимость приспосабливаться к ним за счет выработки новых качеств, то на первый план выходит тенденция изменчивости.

Эта же теория выявила факт, всилу которого любой поток информации из внешней среды сначала воспри­нимается самцами и лишь потом попадает к самкам. Имен­но этим объясняется факт повышенной смертности самцов (мужчин) по сравнению с самками (женщинами). Используя термины кибернетики, можно сказать, что самцы олицетворяют "оперативную, кратковременную" память вида, а самки — "постоянную, долговременную". Таким образом любая новая информация об изменениях условий обитания и появлении новых типов воздействий среды попадает сначала в "оперативную" память популяции, а затем в "постоянную" память вида.





Психосексуальное развитие и полоролевое поведение

Одним из компонентов зрелой личности является половое сознание, под которым понимается осознание человеком самого себя как носителя определенного пола, а также выработку системы установок, регламентирующих сексуальное поведение. В динамике становления полового сознания Г. С. Васильченко (1977) выделяет четыре основные стадии:

1. Понятийная стадия. Характеризуется тем, что воз­никающие представления (понятия) о половых различиях лишены специфической чувственной окраски. Постепенно ребенок осознает, что и взрослые, и его товарищи по играм разделяются на мужчин и женщин, маль­чиков и девочек. На первых этапах этой стадии роль основных критериев для разделения полов в сознании ребенка играют внешние признаки (одежда, прическа и т. д.). Далее ребенок начинает осознавать, что половые разли­чия связаны с разницей в телосложении и в строении по­ловых органов. Зачастую проявляемый интерес детей это­го возраста к гениталиям детей противоположного пола •совершенно не имеет специфически чувственной окрас­ки и является, по сути, чисто исследовательским интере­сом. Однако взрослые, столкнувшись с так называемыми социосексуальными играми (игра "в папу и маму", "в док­тора" и т. п.), включающими элементы обнажения детей, столь бурно и отрицательно на это реагируют, что факти­чески сами впервые "впечатывают" в сознание ребенка ощущение того, что все, связанное с половыми органа­ми, окружено тайной и неприлично.

Очень важно усилить на этой стадии контроль за про­цессом формирования полового самосознания ребенка, в котором следует обратить особое внимание на два ком­понента:

— полоролевая ориентация, т. е. представления ре­бенка о том, насколько его качества соответствуют при­нятым требованиям мужской или женской роли;

— полоролевые предпочтения, т. е. какую половую роль ребенок предпочитает в ситуации свободного вы­бора.

Какие-либо несовпадения полоролевой ориентации и полоролевых предпочтений могут быть признаками воз­можной сексуальной патологии.

В этом возрас­те возникают первые вопросы о поле, и взрослые должны не уклоняться от них, а давать удовлетворяющие ребен­ка ответы.

Эти вопросы естественны: ребенок пытается осмыс­лить себя и окружающий его мир. Объяснения должны соответствовать пониманию ребенка. Целью этих бесед. должно стать не только обеспечение ребенка информа­цией, но и установка на то, что отношения между пола­ми естественны и нормальны. Чаще всего это вопросы о рождении ("откуда берутся дети?"). Не менее распро­странены вопросы об отличительных признаках полов. Получение ребенком правдивой и понятной информа­ции часто снижает интерес к ним.

2. Романтическая (платоническая) стадия . Основная характеристика этого периода — наличие эмоциональ­ного компонента. Эротические фантазии, которые типичны для данной стадии, чаще всего, отражают со­держание прочитанных к этому возрасту книг ("рыцар­ские" романы, вестерны с благородными героями-ковбо­ями, и т. п. литература, где описаны ситуации спасения прекрасной девушки от злодеев). В этой стадии возмож­но появление влюбленности ("первая любовь", "детская любовь") По мнению И. С. Кона (1973), у девочек раньше возникают сложные фор­мы рефлексии, чувство одиночества; у них сильнее по­требность во взаимопонимании, психологической бли­зости; они раньше, чем мальчики, и в 3—4 раза чаще пишут стихи, ведут дневники; у них раньше и сильнее проявляется интерес к внутреннему миру литературных героев; преобладает ориентация на словесное общение, а не на совместную деятельность. Девочки раньше и в два раза чаще, чем мальчики, проявляют озабоченность собственной внешностью, они охотнее отдают предпочтение мужско­му статусу, чем мальчики женскому; девочки свободнее в общении с мальчиками, чем мальчики с девочками; по­требности в достижении своих целей и ориентация на бу­дущую взрослую жизнь у мальчиков выше.

В это время весьма часто обостряются отношения под­ростков с родителями (возникает так называемый конф­ликт "отцов и детей"). Как отмечают Д. Н. Исаев и В. Е. Каган (1979), исток ухудшения отношений лежит в стрем­лении подростков к самостоятельности, к достижению статуса взрослых и свойственная подросткам всех времен потребность в группировании со сверстниками.

Родителям и педагогам не следует иронически отно­ситься к подростковой влюбленности, напротив, эти про­явления должны оцениваться положительно и с должным пониманием.

3. Сексуальная стадия. Резкий скачок в физическом раз­витии обусловливает особенности подростковой и юно­шеской сексуальности. "Некуда девать удлиняющиеся руки и ноги, за один учебный год становится мала парта, мото-рика приобретает черты угловатости и неловкости, трудно управлять голосом, новизна формирующейся груди и ощущение первых менструаций у девочек, необычность поло­вого напряжения и его разрядка при поллюциях у мальчи­ков — вот далеко не полный перечень волнующих подростка телесных сенсаций» (Н. Исаев, В. Е. Каган, 1979). Период юношеской гиперсексуальности преимуще­ственно характерен для мальчиков и часто сопровождает­ся длительными эрекциями с выраженным половым воз­буждением, необузданными эротическими фантазиями и т. п. Необходим дифференцированный подход к понима­нию такого явления подростковой и юношеской сексуаль­ности, как мастурбация.

Старый спор о вреде или пользе мастурбации в зна­чительной мере определяется неверной постановкой воп­роса, так как существует не один, а несколько типов мас­турбаций, часто имеющих между собой весьма мало общего (детская генитальная игра, не связанная с семя­извержением и оргазмом; снижающая напряжение мас­турбация периода юношеской гиперсексуальности; мас­турбация как временная замена отсутствующей нор­мальной половой жизни у взрослых; вынужденная, на­вязчивая мастурбация, вытесняющая прочие формы половой жизни и т. д.).

Подростковая и юношеская мастурбация статистичес­ки является наиболее массовой. С одной стороны, она служит средством разрядки полового напряжения, вы­зываемого физиологическими причинами, с другой — стимулируется психическими факторами: примером свер­стников, желанием проверить свою половую потенцию, получить чувство удовлетворения и т. д.

Осведомленность родителей о подростковой мастур­бации еще ниже. Заметив признаки мастурбации у сво­их детей, родители чаще всего бывают потрясены, ис­пуганы и реагируют резко негативно: начинаются запу­гивания, запреты и даже физические наказания. В луч­шем случае они демонстрируют к этому проявлению развивающейся сексуальности подростка брезгливо-презрительное отношение.

Сексуальные-фантазии подростков в этой стадии существенно отлича­ются от эротических фантазий предыдущей, платоничес­кой стадии: здесь можно говорить о наличии образов кон­кретного сексуального контакта. В этом возрасте половое воспитание юношей и девушек с использованием медицинской терминологии (полюции, менструации, эрекции, оргазм и т. п.) становится необходимым. Принимая во внимание тот факт, что часть подростков вступает в половые контакты до 16 лет, следу­ет сосредоточить половое просвещение на вопросах кон­трацепции и профилактики венерических заболеваний.

4. Стадия зрелого полового сознания. Основным от­личием этой стадии является гармоничное соотношение всех компонентов предыдущих стадий (понятийного, воз­вышенно-романтического и специфически сексуально-чувственного) по сложившейся системе морально-этичес­ких критериев.

Представления 3. Фрейда о процессе психосексуаль­ного развития предполагают в качестве основной и оп­ределяющей модели для подражания в раннем детском возрасте фигуру родителя того же пола.

Именно в это время ребенок подвергается социализа­ции, вступающей в конфликт с его эгоистическими по­требностями. Начинается активное использование местоимения "я", познание таких по­нятий, как "можно", "нельзя", "стыдно", "плохо", "хорошо", "неприлично" и т. п., ранее неведомых для ребенка ("Крош­ка сын к отцу пришел, и спросила кроха..."). Не случайно в это время у детей появляются негативизм и упрямство, сво­еволие, реакции эмансипации и проявления деспотизма, механизм которых направлен на отстаивание своего "Я" и преодоление зависимости от ро­дителей. В этом следует видеть не признаки "испорченно­сти", а первые сумбурные проявления личности, "самости".

Родителям следует понимать особенности этого воз­раста и постараться пройти между подавлением личности ребенка, чреватым последующей его пас­сивностью и зависимостью и деспотическим манипулированием ребенком своими родителями, а впоследствии и окружающими людьми. Формирование "Я" проявляется также в детской любознательности, в форме бесконечных "почему?".

К пяти годам ребенок усваивает основные представ­ления о своей роли, поведении, взаимодействии с взрослыми.

К семи годам он становится менее спонтанным, утрачивает непосредственность и наивность. В это вре­мя у него появляются собственные переживания, кото­рые не хочется открывать взрослым, формируются пред­ставление о себе, самооценка, самолюбие, самоуважение. Меняется и отношение к взрослым, к окружающим лю­дям (Л. С. Выготский, 1984).

Препубертатный возраст характеризуется отсутствием внешних признаков развивающейся сексуальности, что косвенно подтверждает положение 3. Фрейда о периоде латентной сексуальности. Сексуальное поведение мальчиков и девочек препубертатного возраста подра­жательно, носит характер поиска информации, ознаком­ления с проблемой, пробного осознания своей маску-- линности или фемининности.

Отдельно следует рассмотреть пубертатный период, из которого выходит уже фактически взрослый человек. Границы этого периода простираются от менархе (пер­вой менструации) и эякулярхе (первого семяизверже­ния) до остановки роста.

Заканчивается он репродуктивной зрелостью, завер­шающей соматическое половое развитие, когда организм готов к воспроизведению вида. Признаками репродук­тивной зрелости являются у женщины регулярные овуляторные циклы, а у мужчины — регулярная продукция зре­лых и полноценных сперматозоидов. Чаще этот период определяют в возрастных границах от 12—13 до 17—18 лет.

Бурная телесная перестройка в этом возрасте вызывает ряд эмоциональных проблем, таких, как сомнение в пра­вильности своего развития и роста, тревожно-мнительное отношение к собственной внешности, неуверенность в собственном соответствии образцам маскулинности и фемининности, принятым в соответствующей культуре и в подростковой субкультуре. Возникают идеи о собствен­ной малоценности, непривлекательности, даже уродли­вости (подростковая дисморфофобия, синдром Квазимо­до или комплекс "гадкого утенка"). Особое значение придается наиболее демонстративным ориентирам повзросления — развитию вторичных половых признаков.

Особенности подростковой психики определяются первым делом разрывом, диссоциацией между зрелостью физической, психической и социальной. Именно эта дис­социация и обуславливает определение подросткового возраста как "трудного". По данным А. Е. Личко (1983), физическая зрелость у подростков опережает социальную в среднем на пять-семь лет.

Подростковый период вновь возвращает юношу или де­вушку к проблеме половой идентичности, когда критерий маскулинности и фемининности приобретают откровенно сексуальный оттенок. Этот акцент пронизывает всю сферу межличностных отношений подростка, определяя следу­ющие типичные реакции (А. Е. Личко, 1975; 1983; 1986):

— Реакция эмансипации. Состоит в явном стремлении освободиться от контроля, опеки и руководства со сто­роны взрослых. Внешне это может проявляться в негати­визме по отношению к родителям, учителям, стремлении противоречить, поступать по-своему. Реакция может про­текать мягко, выражаясь только в тренинге механизмов самоутверждения, и бурно, в виде бунта против всего "мира взрослых" с его ценностями, доходя порой до ан­тисоциального поведения.

— Реакция группирования. Проявляется в мощном стремлении сплотиться со сверстниками. Чем меньше зна­чения подросток в это время придает оценке своих дей­ствий со стороны взрослых, тем больше он зависим от мнения сверстников.

Подростковая субкультура приводит к формированию микрогрупп с жесткой иерархической структурой, внутригрупповым символизмом поведения и языка, своими обрядами, традициями, системой наказаний и поощре­ний, своей территорией и т. п.

Понятно, что в крайнем выражении это может приве­сти к созданию криминальной микрогруппы (шайки, бан­ды, группировки).

—Реакция увлечений. По А. Е. Личко, представляет со­бой сплав увлечений и интересов. Особенность подростковых хобби — это стремление к легкому, поверхностному общению, которое не столь логично и информативно, сколь эмо­ционально. Хобби могут быть какими угодно: от фут­больного "фанатизма" до накопительства. Отдельного ис­следования требует увлечение компьютером, предос­тавляющим возможность погружения в виртуальную реальность.

Взрыв сексуальности в этом возрасте вызывает ак­тивную подростковую-мастурбацию, практикуемую, по данным А. Кинзи, 96% мужчин и 62% женщин . Причем, как подтвердили исследования Г. С. Васильченко (1977), наиболее высокий процент был выявлен среди сексуально здоровых мужчин, а наименьший — среди лиц, страдающих сексуальными расстройствами. По данным А. М. Свядоща (1984), не мастурбировавшие в пубертатном периоде женщины, став взрослыми, в три раза чаще страдают аноргазмией, чем мастурбировавшие.

Для молодежи крупных городов первым делом харак­терно снижение возраста начала половой жизни (С. И. Голод, 1984; 1986; 1989). Интересно обнаружение корре­ляции между возрастом начала половой жизни и лично­стными характеристиками подростков. Так, раннее нача­ло половой жизни чаще наблюдается у подростков активных, легко общающихся, коммуникабельных, но в то же время проявляющих излишнюю тягу к риску, аван­тюрному поведению, конфликтных по отношению к взрос­лым, склонных к употреблению алкоголя и наркотичес­ких средств.

Позднее начало половой жизни чаще наблюдается у лиц с более развитым чувством ответственности, испо­ведующих определенные нравственные ценности и в то же время трудно общающихся, менее уверенных в себе, бо­лее тревожных.

Психосексуальное развитие и полоролевое поведение всегда являет собой удивительный сплав биологических, психологических и социальных аспектов существования человека как носителя пола.

Помогающие отношения

E-mail Печать PDF

Помогающие отношения

Самый главный секрет психотерапии заключается в создании так называемых "помогающих отношений" между психотерапевтом и клиентом. Человек, ощущая себя в такого рода отношениях, получает силы и возможность изменить свою жизнь. Мастерство психотерапевта как раз и заключается в том, чтобы дать на короткое время почувствовать человеку особое состояние – поместить его в центр принятия, заботы и любви. Это особое состояние действует на человека в буквальном смысле исцеляющее. В дальнейшей жизни человек способен вновь возвращаться к пережитому опыту и находить в нем силы для преодоления жизненных трудностей.

Те же, по сути, "помогающие отношения" мы находим между матерью и ребенком, без которых дальнейшее развитие человека оказывается затрудненным.

Человек устроен таким образом, что для того, чтобы чувствовать себя здоровым и довольным жизнью, ему необходимо ощущение принятия и любви. Собственно говоря, все наши усилия, связанные с выматывающей погоней за деньгами, властью, славой, – все они направлены лишь на то, чтобы приблизиться к этому психологическому ощущению: "меня принимают, уважают и любят".

Эти отношения выглядят, как некая другая реальность, попадая в которую, человек ощущает себя полноценным и счастливым. В жизни же получается так, что такие отношения нам практически недоступны или можно буквально по пальцам пересчитать мгновения, когда нам кажется, что мы приближаемся к подобным ощущениям.

В рамках нашей статьи дадим слово величайшим психологам-психотерапевтам нашего времени и послушаем, что они говорят нам об этих "особых" отношениях.

Карл Р. Роджерс. "Несколько гипотез, касающихся помощи в росте личности"

Карл Р. Роджерс (1902-1987) - американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Профессиональную деятельность начал в качестве психолога в исследовательском отделе Общества по профилактике детской жестокости в г. Рочестер, Нью-Йорк. Президент Американской ассоциации прикладной психологии (1944-45), Американской академии психотерапевтов (1956-58).

В начале моей профессиональной деятельности я задавал себе вопрос: "Как я смогу вылечить или изменить этого человека?" Теперь я бы перефразировал этот вопрос так: "Как создать отношения, которые этот человек может использовать для своего собственного личностного развития?"

Все, что я узнал, применимо ко всем отношениям с людьми, а не только в работе с клиентами, имеющими проблемы, поскольку все мы - участники человеческих отношений.

Я обнаружил, что чем более я искренен в отношениях с клиентом, тем более это помогает ему.

Второе условие заключается в следующем: чем более я принимаю другого человека, тем более я способен создать те отношения, которые он сможет использовать. Под принятием я понимаю теплое расположение к нему как к человеку, имеющему безусловную ценность, независимую от его состояния, поведения или чувств.

Я также думаю, что хорошие отношения с другим человеком значимы лишь постольку, поскольку у меня есть постоянное желание понимать его - тонкая эмпатия его чувств и высказываний, как он их представляет себе в этот момент. Имеется также и полная свобода от любой моральной или диагностической оценки, так как все они, мне кажется, являются угрозой для личности.

Моя гипотеза заключается в том, что при таких отношениях индивид изменяется и на сознательном, и на более глубинном уровне своей личности, чтобы справиться с трудностями жизни более конструктивно.

Такой человек лучше принимает других и видит их более похожими на себя. Подобные изменения происходят у него и в поведении. На него меньше действует стресс, после него он быстрее приходит в себя. Как замечают друзья, он становится более зрелым в поведении. У него меньше защитных реакций, он более адаптирован, более способен творчески подойти к ситуации.

Ролло Мей. "Раненый целитель"

Ролло Мей - американский психолог, представитель гуманистической психологии. Изучал индивидуальную психологию А. Адлера, затем получил теологическое образование. Пытался объединить психоанализ и экзистенциализм. Трактовал любовь и волю как базовые потребности человеческого существования.

Эти идеи пришли ко мне, когда я проводил в Нью-Йорке собеседования со студентами, кандидатами на обучение в аналитическом институте. Я спрашивал себя: "Что должно быть у человека для того, чтобы стать хорошим психотерапевтом? Что такого должно быть у этой конкретной личности, что подскажет нам, что вот он - тот самый человек, который действительно сможет помогать другим людям? Мне было достаточно ясно, что это не приспособление или адаптированность. Адаптированность - это абсолютно то же самое, что и невроз, и в этом проблема этого человека.

Я хочу предположить, что мы лечим других людей с помощью своих собственных ран. Психологи, которые становятся психотерапевтами, так же, как и психиатры, - это люди, которые, будучи детьми, должны были стать терапевтами собственных семей. Та проницательность, которая приходит к нам благодаря собственной борьбе с нашими проблемами, и приводит нас к тому, чтобы мы развили эмпатию и креативность по отношению к другим... и сострадание...

Мы видим ещё один талант, которым, безусловно, обладала Фромм-Райхманн, который был у Абрахама Маслоу и Гарри Стака Салливана (величайшие практики и теоретики психотерапии), - у них был талант сострадания, умение чувствовать других людей, умение понимать их проблемы - вот ещё одно качество, которым должен обладать хороший психотерапевт.

Джеймс Ф.Т. Бьюдженталь. "Предательство человечности"

Джеймс Бьюдженталь - живая легенда мировой психологии и психотерапии, один из создателей "третьей волны" в психологии. Доктор философии, профессор Сэйбрукского Института, преподаватель Стенфордского Университета. В 1962 году Джеймс Бьюдженталь был избран первым президентом Ассоциации гуманистической психологии. Читал лекции более чем в 200 университетах Америки и Европы.

По сути, каждый человек во многом представляет собой тайну для другого человека, - будь то терапевт, супруг, родитель, возлюбленный, друг или коллега. Все мы - загадки, потому что каждый из нас живет в отдельном мире.

Говоря о "тайне", я говорю о более глубинной и до конца не выразимой сущности каждого человека, которую каждый из нас может интуитивно ощущать в себе и окружающих людях.

Существенную сторону нашей субъективности составляет способность обладать стремлениями и намерениями, а также осуществлять их или отказываться от них. Мы, терапевты, во всех случаях работаем с самой могущественной из сил известного нам мира - с человеческим намерением, интенцией.

Намерение, интенция служит источником нашей внутренней субъективной активности. Хотя мы и не можем давать ответов на вопросы клиентов о том, "как...", мы все же можем помочь им исследовать свои сознаваемые и неосознаваемые импульсы в связи с любым вопросом, над которым они хотели бы поработать.

Есть основание полагать, что субъективности отдельных людей могут переплетаться на очень глубоких уровнях (Стерлинг, 1991).

Я убежден, что в нашем существовании и человеческих взаимоотношениях есть нечто большее, чем допускает традиционное воззрение.

Нам необходимо вспомнить мудрое замечание Швейцера (Бьюдженталь, 1989): "Только тот, кто уважает личность другого, может реально ему помочь".

Вопрос: доступны ли нам такие отношения, и если да – как их достичь?

Собственно, а кто меня полюбит? Кому я нужен – без денег, власти и славы? Да и с деньгами, и с властью, и со всем, что полагается, – не ощущаю я все равно этой любви! Откуда ее взять?

Дело в том, что человеческие отношения – это взаимный процесс. Человек, чувствующий любовь и заботу к себе, в свою очередь транслирует это отношение к другим людям.

То есть, кому-то надо начать этот процесс оздоровления отношений. И если представить человеческое общество в виде одного организма, единой системы, то, если я начну с себя, начну учиться любить других, это отношение, в конце концов, вернется ко мне.

Другой вопрос: с чего начать?

Понятие о психике

E-mail Печать PDF

Понятие о психике

Психика —функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ —целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией —регуляция деятельности.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.

Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика —это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Итак, психика —это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты —общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания (“Сверх‑Я”).

Поп-психология: она в нас, или мы в ней

E-mail Печать PDF

Поп-психология: она в нас, или мы в ней?

Если уже давно существует поп-культура, то почему бы и не быть поп-психологии? Обязательно быть. То есть уже давно как есть. Именно как часть этой поп-культуры. Есть психология – наука, есть практическая психология, и вот незаметно, но мощно на первый план выходит поп-психология. И мы все тому свидетели и участники.

Безмерный интерес к психологии сформировался не сегодня и даже не вчера. И он удовлетворяется огромными тиражами соответствующих книг. В магазинах еще нет подразделения на полки с «психологией» и полки с поп-психологией, как в некоторых странах, – скорее, имеют место быть только последние.

Всю литературу можно подразделить на несколько категорий. Любовь, секс, брак. Развод, переживания, воспитание детей, самоутверждение. Поиск себя, самоутверждение, карьерный рост. Деньги, богатство. Как тобой манипулируют, как ты манипулируешь другими. Эзотерика (как приворожить мужчину твоей мечты? как удержать блуждающего мужа? как одолеть соперницу? как приманить денежки в свой карман? как вести себя с трудновыносимыми людьми, среди которых, как правило, оказываются свекрови и невестки, коллеги и боссы, соседи по даче и дому? как заручиться поддержкой влиятельных лиц? как не ударить в грязь лицом при важном событии? как унять раскапризничавшегося ребенка? как примириться с трудностями? как взять и стать счастливой? как попросить у вселенной?).

А главный вопрос: как не изводить себя? Дает ли поп-психология ответ? Да так же, как и академическая психология – случается, что и дает.

Да и тематика здесь – не главное. Основное отличие – в манере подачи материала. Скажем так – доступной. Поэтому, хотя и нет до конца сформулированного понятия «поп-психология», сама она занимает вполне достойное место в нашей жизни. И уже играет определенную роль в межличностных отношениях, да и в нашей социальной жизни тоже. Намного хуже, что поп-психологи часто перепевают с чужого голоса, но то, что работает в той же Америке, может в наших культурных условиях оказаться в лучшем случае смешным. И еще часто попахивает бульварщиной.

Но ведь читают! Взахлеб. И на тренинги ходят. И тусуются уже как приверженцы какого-то новоиспеченного гуру. С его новыми мифами, заблуждениями и предрассудками.

А чего стоят многие доморощенные «психологические тесты»! Любо-дорого читать. А, значит, неплохое развлечение. Если не делать на их основании далеко идущие выводы. А есть еще и многочисленные телевизионные шоу, поставленные, конечно, с «засланными казачками», но тоже запредельно популярные.

Поп-культура имеет множество проявлений, уже появилась поп-наука, встречала я даже поп-буддизм. Публичная политика у нас давно поп. Но если в отношении таких проявлений поп-культуры, как шоу-бизнес, скажем, большинство из нас сойдется во мнении, что уж больно плохого он качества, то с поп-психологией, на мой взгляд, не все так однозначно. Пусть она стала массовой идеологией, пусть зачастую пишут о психологии абсолютно неквалифицированные люди, да и некоторая ангажированность чувствуется, и довольно часто.

Гораздо хуже – полная безграмотность, особенно в этой области. Если что-то человеку помогает в осознании себя и этого мира – уже здорово. Не у всех ведь есть возможность, время (у некоторых – и привычка) просто читать хорошие книги. Хотя в них все есть. Не все обладают и интуитивным понимаем психологических процессов в себе и, соответственно, других. Да и понятие «здравый смысл» в России как-то не прижилось. Так что пусть будет, как есть. Не будем вешать ярлыки.

Спрос огромен, такое впечатление, что человечество, как никогда, нуждается в помощи. Библейское «познай себя» остается пока нереализованной задачей для многих. Может быть, дело в кризисе веры. Может, в усложненности научного языка. Да и какая разница, главное, чтобы поп-психология выполняла свою образовательную функцию и изредка помогала людям правильно относиться к своим проблемам.

Хотелось бы только, чтобы даже для обывателя писали хоть и упрощенно, но все же достаточно профессиональные люди, хотя бы или с базовыми знаниями в этой области, или с талантом и пониманием проблем. Ведь должен работать все тот же принцип: не навреди…

И еще небольшая деталька. Все мы знаем крылатую фразу «Врачу: исцелися сам». Однажды в фитнес-центре я заскочила посоветоваться с врачом по поводу тренажеров. Советовала мне грузная, за центнер, женщина с одутловатым лицом, высоким давлением и сгорбленной спиной. Не исключаю при этом, что советы она давала дельные, даже, скорее всего, именно так. Но, иногда, читая очередное КАК (превзойти всех в счастье в одночасье, при этом обрести мир в душе и набить мошну), хочется спросить: автор, а у вас-то все в порядке? Золотой супруг (супруга), вымуштрованная свекровь (теща), гигантский счет в банке и благоприобретенный покой с гармонией на фоне бурного успеха и созидания?

И все-таки другой, предельно лаконичной крылатой фразы – «Хочешь быть счастливым – будь им!» – явно не хватает. Хочется, хочется понять, как?

Массовое сознание оперирует очень небольшим рядом психологических понятий. Все человечество (может быть, кроме самого голодного – им некогда) не понаслышке знает о депрессии. В любой точке мира слышали о Фрейде (что-то там писал о сексе и снах). По фильмам (счастливчики – на деле) знают, что психоаналитики копаются в детстве. Комплексы – любимая тема обсуждений, даже у подростков. (Многие с недоверием и содроганием прочли и об эдиповом комплексе). Кто-то поучаствовал в ролевых играх. Слово меланхолик – употребительно (а вот про сангвиников все забыли: вывелись они, что ли?). Понятие «темперамент» вообще применяется только в одном контексте. Как и понятие «измененное состояние сознания».

Многие практикуют в жизни известные истины. Кто – «чем больше женщину мы любим, тем меньше нравимся мы ей», кто – «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» (употребляется, в основном, в отношении мужа) и так далее. Кто во что горазд.

Знаний мало. А психологических проблем цивилизация прибавляет. Пусть люди читают, что им читается, пусть находят то, что им нужно. Если человек не глуп – он разберется. А главное, он понимает, что не одинок. Это, пожалуй, основная заслуга поп-психологии.

Автор - Галя Константинова
Источник

Страница 685 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135