Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Джеймс Брейд

E-mail Печать PDF

Джеймс Брейд

Манчестерский хирург Джеймс Брейд (1795-1860) назвал магнетический транс "гипнозом". Этот термин многие употребляют до сих пор, поэтому Брейда иногда называют "отцом гипнотизма".

Брейд утверждал, что транс (гипноз) - это "нервный сон или то своеобразное состояние нервной системы, которое может быть вызвано продолжительным сосредоточением и напряжением чувственного и умственного взора, в особенности на предмете раздражающего свойства".

Брейд много экспериментировал и установил, что трансовое состояние (гипноз) вызывается, по его мнению, внушением, а измененное состояние мозга возникает из-за изменения состава крови при расстройстве ритма дыхания и сердца.

Брейд использовал транс при лечении различных заболеваний, в том числе и в хирургии.

Основным моментом в методе Брейда было воздействие словом, пассы, поглаживания и давление на кожу, вызывание у пациента чувства покоя, концентрации внимания пациента на мышечной релаксации в удобной для сна позе, фиксация взгляда пациента на блестящем предмете.

Брейд установил, что одним из самых гипногенных факторов является утомление зрения, через фиксацию взгляда на блестящем предмете, что в свою очередь, вызывает общее торможение психики пациента. Брейд выдвинул психонейрофизиологическую теорию, что физико-психическая стимуляция сетчатки, воздействуя на нервную систему, вызывает "нервный" сон, который Брейд и назвал гипнотизмом. Брейд считал, что открытое им состояние отличается от магнитного флюидического транса, описанного Фарией и Бертраном.

По Брейду, открытый им вид транса со всей своей феноменологией, является по своей природе психофизиологическим процессом. Брейд считал, что гипнотизм является следствием процессов, происходящих в мозгу пациента, а не в результате действия внешней силы (флюида), о которой говорили гипнотизеры.

Брейд установил, что в гипнозе резко изменяется чувствительность пациента, его способность к сопереживанию, а воображение пациента приобретает новое качество, следствием которого является способность воспринимать и усваивать внушение врача как актуальную реальность. Брейд утверждал, что гипнотизер подобен механику, который как бы приводит в действие силы в самом организме пациента.

Научный интерес вызывают и опыты Брейда в области френогипноза, положившие начало исследованиям связи между воздействием на различные участки мозга и возникающие при этом у пациента физиологические и эмоциональные реакции.

Работы Брейда еще при жизни автора получили международный резонанс. Так французский хирург Брока провел в госпитале Неккера хирургическую операцию под гипноанестезией, о чем сделал 5 декабря 1859 года доклад в Академии наук. 27 февраля 1860 года в этой же Академии выступил известный ученый Вельпо, представив исследования Брейда как открытие, и лишь появление хлороформа резко понизило международное увлечение гипноанестезией.

В настоящее время Брейд интересен тем, что пытался с современных ему научных позиций раскрыть физиологический механизм возникновения транса, но он поверхностно, в основном по эстрадным выступлениям артистом, познакомился с искусством сомнамбулического транса, поэтому он, как и большинство его последователей, за столь сложным явлением как транс, разглядел только одну форму, названную им "гипноз", но он не знал других форм проявления трансовых состояний, например, религиозный транс, просоночные состояния, патологические формы транса, суженные состояния сознания (дхарана) и многие др. Тем не менее вклад Брейда в науку значителен и неоспорим.

Джордж Келли

E-mail Печать PDF

Джордж Келли

Келли Джордж Александер (1905-1966) - американский психолог.

Келли автор концепции личностных конструктов, согласно которой организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает (конструирует) будущие события (Психология личностных конструктов, 1955).

Человек трактовался Келли как исследователь, постоянно строящий свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал - личностных конструктов - и выдвигающий, исходя из этого образа, гипотезы о будущих событиях.

Неподтверждение этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструктов, позволяющей повысить адекватность последующих предсказаний. Келли разработал методический принцип репертуарных решеток, с помощью которого были созданы методики диагностики особенностей индивидуального конструирования реальности, нашедшие применение в разных областях психологии.

Дьяченко

E-mail Печать PDF

ДЬЯЧЕНКО Ольга Михайловна (1948—1998) — российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Д-р психологических наук (1990), чл.-кор. РАО (1992). Зав. лабораторией Психологии способностей и творчества Исследовательского центра семьи и детства (С 1997 г. — Институт дошкольного образования и семейного воспитания) РАО (1992—1998).

Лауреат Государственной премии РФ (1998) за участие и руководство программой "Развитие". Окончила фак-т психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1967—1971) и с этого времени работала в Институте дошкольного воспитания АПН СССР в лаборатории психологии способностей. В 1975 г. под руководством Л.А.

Венгера защитила канд. дис. "Использование схематизированного образа в дошкольном возрасте". В 1990 г. защитила докт. дис.: "Развитие воображения в дошкольном возрасте". В дальнейшем, после смерти Л.А. Венгера, заведовала лабораторией способностей и творчества Исследовательского ЦСиД РАО вплоть до 1998 г. Профессиональная научная деятельность Д. была связана в основном с исследованием развития познавательных способностей и творчества детей, развитием детской одаренности, развитием воображения детей дошкольного возраста.

Наряду с научной, она вела большую педагогическую работу. Занималась разработкой образовательных программ для детей дошкольного возраста. Программа "Развитие", создание которой было начато Л.А. Венгером, а затем продолжено под руководством Д., была отмечена Государственной премией.

Ею была разработана система подготовки студентов по практической психологии для дошкольных учреждений сначала на базе факультета дошкольного воспитания МПГУ, а затем МГППИ. Д. — автор более 150 трудов, программ и пособий по познавательному развитию детей, сборников дидактических игр и упражнений, в том числе: "Воображение дошкольника", М., (1986), "Чего на свете не бывает", М., (1994).

В работах Д., связанных с проблемами развития способностей и творчества детей дошкольного возраста, разрабатываются новые методы диагностики познавательного развития и способностей детей. ("Педагогическая диагностика по программе "Развитие": младший и средний возраст" (в соавт.), М., ПИ РАО, Серия "Педагогическая диагностика", 1995; "Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста" (в соавт.), М., 1996) Исследования, посвященные анализу роли символа в психическом развитии детей, привели Д. к разработке новых способов активизации творческой деятельности дошкольников ("Развитие воображения дошкольника" М., 1996; "Роль слова в развитии воображения дошкольника" (в соавт.)/ Сб. "Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками" / Под ред. Л.А.Венгера. М., 1996 и др.). Под редакцией и при участии Д. изданы труды: "Родителям о психическом развитии дошкольников" (в соавт.), М., 1984; "День за днем. Хрестоматия для детей 3—5 лет" (в соавт.), М., 1996; "Одаренный ребенок" / ред., М, 1997; "Введение в дошкольную практическую психологию" (в соавт.), 1998 и др.
Н.Е. Веракса

Дьяченко

E-mail Печать PDF

ДЬЯЧЕНКО Михаил Иванович (р. 1919) — российский военный психолог, д-р психологических наук (1969), профессор. Учился в Киевском ун-те (1937—1941), откуда ушел на войну. Награжден боевыми орденами и медалями. Окончив военное училище и Благовещенский педагогический ин-т (1948) поступает в адъюнктуру (аспирантуру) Высшего военно-педагогического ин-та в Ленинграде (1949—1952).

Канд. (1952) и док. дис. Д. были посвящены психологии войны и боя. С 1953 года занимался научной и преподавательской деятельностью в Военно-политической академии им. В.И. Ленина и ин-те военной истории Министерства обороны (1983—1990). По его инициативе в ВПА им. Ленина была создана сначала кафедра военной педагогики и психологии (1959), а затем кафедра психологии (1984).

Д. — создатель современной школы военной психологии, учитывающей, что военная психология является отраслью не только психологической, но и военной науки и имеет специфические психологические закономерности. Подчеркивал необходимость усиления ее самостоятельности, близости к военной практике, необходимость преодоления идеологизации многих понятий и категорий, обновления ее теоретико-методологических принципов, учета опыта дореволюционных военных психологов (Головина Н.Н., Драгомирова М.И.). Обоснованию значения военной психологии для развития тактики и военного искусства посвящены работы, созданные авторскими коллективами под руководством Д., прежде всего "Военная психология" (1967), "Психологическая подготовка воинов к бою" (1966), "Психологический анализ боевой деятельности советских воинов" (1974), "Психолого-педагогические основы деятельности командира" (1978)
Т.Д. Марцинковская

Зигмунд Фрейд

E-mail Печать PDF

Зигмунд Фрейд - биография и основные понятия

Зигмунд Фрейд (6 мая 1856 - 21 сентября 1939) родился в небольшом моравском городе Фрейбурге. В 1960-м году его отец со всей семьей переезжает в Вену, где Зигмунд с отличием оканчивает гимназию и поступает в Университет.

Зигмунд с юных лет отличался исключительными способностями и живым интересом к новейшим достижениям науки. Главным образом его привлекают естественные науки - в их строгих законах он надеется обрасти ключ к тайнам природы и человеческого существования. Но любознательность и широта интересов не позволяют ему ограничиться лишь на одной области познания. В Университете Зигмунд входит в студенческий союз по изучению истории, политики и философии, изучает труды Платона и Аристотеля, а так же - тексты восточных философов.

Окончив медицинский факультет Венского Университета, Фрейд мечтает о карьере ученого, но он вынужден заботиться о «куске хлеба» и потому становится практикующим врачем-неврологом. Он работает в одной из Венских психиатрических клиник под руководством крупнейшего психиатра и невропатолога того времени Т. Мейнерта. В этот период Фрейдом было написано несколько статей об оригинальных методах изучения нервной ткани и они быстро обретают известность в научном мире. В последствии его наблюдения сыграли важную роль в создании нейронной теории - основного положения современной неврологии. В 1881г Фрейд получает ученую степень по медицине.

Одной из причин, побудившей Фрейда заботиться не только о своих научных интересах, но и о материальном благополучии, была предстоящая женитьба. В 1882г состоялась его помолвка с Мартой Бернайс. Забота о семье, отношения с близкими людьми всегда были чрезвычайно важны для него. В последствии проблема отношений отцов и детей, а также - хитросплетения желаний и долга в семейных отношениях становятся одной из главных тем его творчества.

В том же году в жизни Фрейда произошло событие, сильно повлиявшее на дальнейшее развитие его взглядов. К этому времени Фрейд начинает ощущать ограниченность физеотерапевтических методов лечения, предлагаемых неврологами. Он становится учеником Иосифа Брейера - успешно практикующего врача, ставшего впоследствии не только его учителем, но и близким другом. Брейер использовал легкий гипноз для лечения своих пациентов и добивался достаточно хороших результатов. В конце 1882 г. Фрейд знакомится с историей Анны О. , пациентки Брейера. Эта девушка потеряла отца, после чего у нее развились истерические симптомы: паралич конечностей, нарушение кожной чувствительности, расстройства речи и зрения. Помимо этого, у нее было раздвоение личности. Переход от одной личности к другой сопровождался у нее самогипнозом, сопровождавшемся рассказами о своей повседневной жизни. Во время одного из таких состояний она подробно рассказала о том, как у нее появился один из симптомов. Когда же она вернулась в обычное свое состояние, то вдруг обнаружилось, что этот симптом исчез. Это событие побудило Брейера к созданию нового метода лечения, названного им катартическим: он погружал пациента в гипнотическое состояние и просил рассказывать со всеми подробностями обо всех событиях, сопутствующих появлению симптома.

Несмотря на свои успехи в лечении Анны О., Брейер внезапно отказывается от продолжения работы с ней и спешно уезжает вместе со своей женой в Венецию. Причина этого - страстные чувства, вдруг пробудившиеся к нему в пациентке. Когда он отказывается от дальнейших сеансов, Анна переживает сильнейший истерический криз, символизирующий роды. Оказалось, что еще во время лечения у Брейера у нее развилась мнимая беременность, почему-то не замеченная врачом. Брейер потрясен и растерян, он не может найти объяснений этому случаю.

Еще с древних времен истерию называли «болезнью-обманщицей».Обычно врачи не принимали всерьез больных-истериков, полагая их обычными симулянтами, искусно пародирующими симптомы различных заболеваний - паралич, астму, болезни желудка и т.д. Случай Анны О. пробудил у Фрейда глубокий интерес к этой болезни.

В 1885г Фрейд узнает о необычных методах лечения психических болезней французским врачом Шарко, прозванного современниками «королем неврозов». Большая часть работ этого ученого посвящена изучению истерии. Для изучения природы этой болезни и ее лечения Шарко, так же как и Брейер, применяет гипноз. Французская школа невропатологии располагала богатым клиническим материалом и неординарными успехами в изучении гипноза и истерии, но в Вене эти исследования были встречены довольно скептически. Поэтому Фрейд решает отправиться в Париж, чтобы лично пройти обучение у Шарко.

Перед отъездом в Париж невеста Фрейда, Марта, застает его за странным занятием: он сжигает в печке свои письма и бумаги. Он объясняет ей, что хочет затруднить работу своим биографам, поскольку заранее питает к ним неприязнь. На ее возражение, что никаких биографов у него не будет, он уверенно отвечает, что у великих людей всегда есть биографы... Эта сцена описана Сартром в его киносценарии «Фрейд». Когда был написан этот сценарий, личность Фрейда стала уже легендарной, а психоанализ обрел силу одной из новых мифологий ХХ -го века. Трудно сказать с определенностью, происходил ли этот разговор на самом деле, но несомненно, что Фрейд верил в свое особое предназначение и эта вера придавала ему стойкости и решимости в самые тяжелые периоды его жизни.

Знакомство с работами Шарко, «парижский период» оказался поворотным моментом в его судьбе. Шарко уделял большое внимание миру фантазий больного, он утверждал, что причины истерии заключены в психике, а не в физиологии. В одной из бесед с Фрейдом, он замечает, что по его мнению причины болезни невротика кроются в особенностях его половой жизни. Эти идеи, сопоставленные с наблюдениями самого Фрейда, а также с памятным случаем Анны О., наводят его на мысль о существовании особой сферы психики, скрытой от сознания, но оказывающей большое влияние на нашу жизнь. Причем состоит эта сфера преимущественно из сексуальных влечений и желаний, так или иначе проявляющихся во время лече

ния.

В 1886г Фрейд возвращается в Вену и в октябре делает доклад в Медицинском обществе «об истерии у мужчин». Главным образом, он излагает в нем идеи Шарко, видя в них возможность решения загадки этой болезни. Однако его сообщение было принято довольно скептически и вскоре забыто. Испытав глубокое разочарование, Фрейд возвратился к неврологии, занимаясь при этом и врачебной практикой. Выходят в свет его работы «Афазия» (1891г), «Проект научной психологии» (1895г), «О детском параличе мозга» (1897г).

Совместно с Брейером Фрейд продолжил изучение истерии и ее лечения при помощи катарсического метода. В 1895г они издают книгу «Этюды по истерии», где впервые говорится о взаимосвязи возникновения невроза с неудовлетворенными влечениями и эмоциями, вытесненными из сознания. Фрейда занимает также и другое состояние человеческой психики, сходное с гипнотическим - сновидение. В том же году он открывает основную формулу тайны сновидений: каждое из них - это исполнение желания. Эта мысль так поразила его, что он даже шутливо предложил прибить памятную табличку в том месте, где это произошло. Пятью годами позже он изложил эти идеи в своей книге «Толкование сновидений», которую неизменно считал своим лучшим трудом.

Развивая свои идеи, Фрейд делает вывод о том, что главная сила, направляющая все поступки, мысли и желания человека - это энергия либидо, то есть сила сексуального влечения. Этой энергией наполнено человеческое бессознательное и потому оно находится в постоянном противоборстве с сознанием - воплощением моральных норм и нравственных устоев. Таким образом он приходит к описанию иерархической структуры психики, состоящей из трех «уровней»: сознания, предсознательного и бессознательного. Предсознательное состоит из тех желаний и мыслей, которые были осознаны, но подверглись вытеснению, они могут быть достаточно легко возвращены в область сознания. Бессознательное же составляют природные силы и инстинкты, осознание которых сильно затруднено. Кроме того, Фрейд выделяет три качества психики, трех «действующих лиц», присутствующих в каждом из нас, между которыми постоянно происходит противоборство. Эти персонажи - Сверх-Я, Я и Оно. Первое из них - это средоточие моральных норм и стереотипов, диктуемых обществом. Оно - это мир хаоса, природных сил и влечений. Оказавшееся между ними Я вынуждено примирять друг с другом требования одного и другого, учитывая также при этом условия внешнего мира. Фрейд писал: «Я, движимое Оно, стесненное Сверх-Я, отталкиваемое реальностью» вынуждено прилагать все свои усилия для гармонизации отношений между этими тремя его «хозяевами».

Открытия Фрейда были очень холодно встречены пуританской Веной. Он сам писал об этом: «отношение к ним было отрицательным, проникнутым чувством презрения, сострадания, или превосходства». По-научному точные описания «оборотной стороны» человеческой души, игры инстинктов и бессознательных стихий произвели на чопорных научных мужей впечатление чего-то низменного и непристойного. Теория Фрейда была принята как «шутка дурного тона» (П.Жане). Но Фрейд остается верен истине научных фактов, сохраняя строгость и беспристрастность. Он не идет ни на какие компромиссы

С 1896 по 1902гг Фрейд оказывается в полной изоляции. Даже его наставник Брейер отворачивается от него, не желая вредить своей карьере. Годы одиночества он посвящает продолжению своих исследований и получает новые подтверждения истинности своих взглядов. Воцарившаяся вокруг пустота была встречена им с большим мужеством и спокойствием, позже он называет этот период «прекрасное, героическое время».

Несмотря на негативную реакцию интеллектуальной элиты, неординарные идеи Фрейда постепенно находят признание у молодых врачей Вены. В 1902 г. вокруг Фрейда собираются ученики и единомышленники, образуется психоаналитический кружок. В этот период Фрейд пишет «Психопатологию обыденной жизни»(1904), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Пять лекций по психоанализу» (1909). В 1907 г. он устанавливает контакт со школой психиатров их Цюриха и его учеником становится молодой швейцарский врач К.Г. Юнг. С этим человеком Фрейд связывал большие надежды - именно его он считал наилучшим преемником своего детища, способного возглавить психоаналитическое сообщество. В 1909 г. они вдвоем были приглашены в США для чтения лекций, где выступили с большим успехом.

Однако К.Г.Юнг смел и независим в своих суждениях и он вступает в спор со своим учителем. В результате собственных исследований и наблюдений Юнг не может согласиться с тем, что основной силой, движущей волей и желаниями всего человечества, является энергия сексуального влечения, обозначенная Фрейдом термином либидо. Юнг также использует этот термин, но он понимает под ним энергию более общего, глобального характера, некую основополагающую «жизненную силу» как таковую. Отношения, начавшиеся взаимным восхищением, кончаются судебным процессом. По требованию Фрейда Юнг «отлучен» от психоанализа и вынужден назвать свой метод психотерапии по-другому: «аналитическая психология».

Фрейда по-прежнему окружают ученики, но ни в одном из них он не видит достойного преемника. Он строит теорию психоанализа по образцу естественной науки, со всей присущей ей строгостью. Потому и от своих учеников он требует соблюдения этих строгих правил, следования четким принципам и закономерностям. Но самые талантливые ученики, один за другим покидают его, создавая свои собственные направления. Не смотря на все удары судьбы, Фрейд не теряет надежды. Одну из своих книг этого периода жизни он заканчивает пожеланием, чтобы «судьба даровала легкий подъем всем тем, кому стало неуютно в преисподней психоанализа, остальным же пусть будет свободно предоставлено довести работу до конца в его глубинах».

Фрейд продолжает активно работать, психоанализ получает широкую известность во всей Европе, в США, в России. В 1909 г. он выступает с лекциями в США, в 1910-и в Нюрнберге собирается Первый международный конгресс по психоанализу. В 1915-1917 гг. он читает лекции на своей родине, в Венском Университете. Выходят в печати его новые работы, где он продолжает свои исследования тайн бессознательного. Теперь его идеи выходят за рамки лишь медицины и психологии, но касаются также законов развития культуры и общества. Многие молодые врачи приезжают учиться психоанализу непосредственно к его основателю.

В том числе, это - С. Шпильрейн, Л. Андреас-Саломе, Николай Осипов, Моисей Вульф из России. С 1910 по 1930 гг. психоанализ был одной из важнейших составляющих Российской культуры. В 1914 г. Фрейд писал: «В России психоанализ известен и распространен; почти все мои книги, как и других приверженцев психоанализа, переведены на русский язык». В Российское психоаналитическое общество входили такие яркие психологи, как Н.Е. Осипов, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. Однако с середины 20-х годов одни из них вынуждены были сменить тему своих исследований, отказавшись от психоанализа, другим пришлось продолжить работу за пределами своей Родины. Дальнейшее развитие психоанализа в России стало невозможным. Об этом красноречиво свидетельствует судьба С. Шпильрейн. Вернувшись в Россию в 1923г, полная романтических надежд, она пытается продолжить свою психоаналитическую практику, но заканчивает свою жизнь трагически, в одиночестве и нищете...



В начале 20-х годов судьба вновь подвергает Фрейда тяжелым испытаниям: у него развивается рак челюсти, вызванный пристрастием к сигарам. Тревожная социально-политическая обстановка порождает массовые беспорядки и волнения. Фрейд, оставаясь верен естественно-научной традиции, все чаще обращается к темам психологии масс, психологическому устройству религиозных и идеологических догматов. Продолжая исследовать бездны бессознательного, теперь он приходит к выводу, что два одинаково сильных начала управляют человеком: это - стремление к жизни (Эрос) и стремление к смерти (Танатос). Инстинкт разрушения, силы агрессии и насилия слишком явно проявляют себя вокруг, чтобы их не заметить.

В 1933 г. в Германии приходит к власти фашизм и книги Фрейда, вместе со многими другими, не угодными новым властям, придаются огню. На это Фрейд замечает: «Какого прогресса мы достигли! В средние века они сожгли бы меня, в наши дни они удовлетворились тем, что сожгли мои книги». После захвата Австрии фашистами Фрейд оказывается в руках гестапо и лишь английской королеве, заплатив выкуп за его жизнь, удается спасти его от неминуемой гибели. Фрейд со своей семьей эмигрирует в Англию, где проводит остаток своих дней.

Сегодня личность Фрейда стала легендарной, а его работы единодушно признаются новой вехой мировой культуры. Интерес к открытиям психоанализа проявляют философы и писатели, художники и режиссеры. Еще при жизни Фрейда выходит книга Стефана Цвейга «Врачевание и психика». Одна из ее глав посвящена «отцу психоанализа», его роли в окончательном перевороте представлений о медицине и природе заболеваний. После второй мировой войны в США психоанализ становится «второй религией» и ей отдают дань выдающиеся мастера американского кино: Винсента Минелли, Элиа Казан, Николас Рей, Альфред Хичкок, Чарли Чаплин. Один из крупнейших французских философов - Жан Поль Сартр пишет сценарий о жизни Фрейда, а немного позже Голливудский режиссер Джон Хьюстон снимает фильм по его мотивам... Сегодня невозможно назвать сколько-нибудь крупного писателя или ученого, философа или режиссера двадцатого века, который не испытал бы на себе прямого или косвенного влияния психоанализа. Так сбылось обещание молодого венского врача, которое он дал своей будущей жене Марте - он действительно стал великим человеком.

Страница 691 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135