Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Павлов

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Павлов

Павлов Иван Петрович (1849- 1936) - русский физиолог.

Учение Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И. M. Сеченова.

Руководящим для Павлова являлось представление о рефлекторнoй саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип нервизма).

Начав с изучения кровообращения и пищеварения, Павлов перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга - высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем самым отвергался дуализм духовного и телесного.

В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс (термин введен Павловым), благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных безусловных рефлексов.

Павлов и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов (процессы возбуждения, торможения, иррадиации и др.), открыв детерминанты многих нервно-психических проявлений (в частности, неврозов как результата сшибки процессов возбуждения и торможения).

Наряду с условными рефлексами на раздражители, подкрепляемые безусловными, Павлов выделил другие категории рефлексов (ориентировочный, рефлекс свободы, рефлекс цели), объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности. Павлов преобразовал традиционное учение об органах чувств в учение об анализаторах как целостных приборах, производящих высший анализ и синтез раздражителей внешней и внутренней среды.

Принципиально новым в трактовке этих раздражителей являлся вывод Павлова об их сигнальной функции (идея, восходящая к Сеченову). Благодаря принципу сигнальности предвосхищается течение будущих событий и поведение организуется соответственно возможным благоприятным или неблагоприятным для организма ситуациям. Выводы Павлов о закономерностях образования условных рефлексов и сигнальной модификации поведения стали одним из истоков кибернетики.

Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как сигналу сигналов мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения.

Павлов разработал также учение о типах высшей нервной деятельности, о динамическом стереотипе как устойчивом комплексе реакций на раздражители и др. Создал международную научную школу. Работы Павлова произвели коренные преобразования в физиологии, медицине и психологии, утвердив детерминистский и объективный подходы к исследованию поведения живых существ.

Петровский

E-mail Печать PDF

ПЕТРОВСКИЙ Артур Владимирович (р. 1924) — российский психолог, философ, педагог. Специалист в области истории психологии, социальной психологии, психологии личности, психологии развития, теоретической психологии. Автор концепции деятельностного опосредования межличностных отношений; концепции лидерства; трехфазной концепции развития личности; концепции политической истории психологии; трех-факторной модели "значимого другого"; матричного представления категориальной системы психологии.

Д-р психологических наук (1966), профессор (1967), чл.-кор. АПН СССР (1968). Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР (1968—1976). Д. чл. АПН СССР (1971). В 1972—73 — чл. Международной комиссии ЮНЕСКО по развитию образования, соавтор коллективной монографии "Learning to be" (1972), которая была издана в 40 странах (за исключением СССР).

Вице-президент АПН СССР (1976—79). В декабре 1991 г. П. назначен президентом-организатором Российской академии образования (РАО). Избран д. членом РАО (1992) и Президентом РАО (1992—1997). Чл. коллегии Мин. общ. и проф. образования РФ и чл. Президиума ВАК РФ (1992—1998). Иностранный чл. АН Украины (1996).

В 1997—1999 — ак.-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО. С 1999 — консультант ректората УРАО. Чл. редкол.: журналов "Вопросы психологии", "Вестник МГУ. Серия 14. Психология"и др.; "Российской педагогической энциклопедии" (т. 1, 1993; т. 2 1999).

Засл. деятель науки РФ (1994). Награжден рядом отечественных и зарубежных орденов и медалей, в том числе орденом "Знак Почета" (1983); орденом "Великой отечественной войны" и медалями. В 1997 был удостоин премии Правительства РФ (совместно с М.Г.

Ярошевским) за научно-практическую разработку "Четырехуровневой системы психологического образования в высших учебных заведениях". В 1999 указом Президента РФ награжден орденом Почета. Участник ВОВ. После 9-го класса школы в 1941 г. ушел добровольцем в действующую армию.

В 1943, окончив экстерном школу рабочей молодежи, был принят на фак-т русского языка и литературы Чкаловского педагогического ин-та (ныне Оренбург). В 1947 окончил тот же фак-т Московского городского педагогического ин-та им. В.П. Потемкина (МГПИ). Окончив аспирантуру кафедры психологии МГПИ, в 1950 защитил канд. дис.: "Психологические воззрения А.Н.

Радищева". Профессиональную деятельность начал преподавателем кафедры психологии Вологодского пединститута (1950—1952). С 1952 г. — ассистент, затем доцент кафедры психологии МГПИ им. Потемкина. В 1956—1957 гг. был командирован в КНР, где читал лекции преподавателям педагогических вузов Китая.

В 1960 г. (после слияния МГПИ им. В.П. Потемкина и Моск. госуд. пед. ин-та им. В.И. Ленина) П. — доцент кафедры психологии МГПИ им. В.И. Ленина.

В этот период выходит его первый учебник "Психология" (М., 1956, 1957, 1958), написанный совместно с Г.А. Фортунатовым. В 1965 г. защитил докт. дис. на тему: "Пути формирования основ советской психологии". Результаты исследований были опубликованы в монографии "История советской психологии: формирование основ психологической науки" (М., 1967).

Далеко не сразу освободившись от идеологических стереотипов в оценке советского периода развития психологии, П. уже в 1960-е гг. отвергает представление о педологии как о "лженауке" и пересматривает другие позиции, утвердившиеся в советской психологической историографии. В ряде работ впервые поставил вопрос о необходимости объективной научной оценки педологии, психотехники, рефлексологии, реактологии, а также трудов В.М.

Бехтерева, В.А. Вагнера, П.П. Блонского и др. ("Вопросы теории и истории психологии: Избранные труды", 1984). С 1966 по 1971 г. заведует кафедрой психологии МГПИ им. Ленина, под его редакцией выходит первое издание учебника "Общая психология" для педагогических вузов (1970, 1976, 1977, 1986) и следом учебник: "Возрастная и педагогическая психология" (1973, 1980).

С 1968 г. П. работает в системе АПН СССР. С 1978 по 1987 заведует кафедрой педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе ФПК МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1989 П. один из руководителей ВНИК "Школа", где разрабатывались принципы и основания реформирования системы образования в СССР, опубликованные в коллективной монографии "Новое педагогическое мышление" / под ред. П., (1989).

Наряду с организационной и педагогической постоянно вел активную научно-исследовательскую работу. В 1972 г. организовал и возглавил лабораторию Психологии личности (с 1999 г. — лаборатория Теории и истории психологии) в НИИ ОиПП АПН РСФСР (ныне ПИ РАО), где под его руководством исследовались проблемы психологии личности и социальной психологии.

В области социальной психологии П. сформулировал концепцию деятельностного опосредствования межличностных отношений (первоначальное название — стратометрическая концепция), позволяющую дифференцировать группы по уровню развития и исследовать структуру внутригрупповых связей, что позволило впоследствии отказаться от традиционного понимания группы как совокупности эмоциональных связей. Экспериментальными работами сотрудников лаборатории было подтверждено, что сущностную характеристику малой группы определяет не система социометрически выявляемых взаимных предпочтений, а опосредование содержанием, целью и ценностями совместной деятельности ("Личность.

Деятельность. Коллектив", М., 1982). В частности, была показана неправомерность распространения зависимостей, выявленных в группах одного уровня развития, на другие группы. В рамках предложенной концепции был введен в научный оборот ряд экспериментальных методик, позволяющих, к примеру, отличать поведение конформное и нонконформное от самоопределения личности в группе. ("Психологическая теория коллектива" / под ред.

П. М., 1979). Дифференциация групп дала возможность сформулировать новую концепцию лидерства, в определенной степени реабилитирующую "теорию черт лидера". Эксперименты подтвердили, что в высокоразвитых группах черты лидера весьма разнообразны и практически не поддаются исчислению.

Однако в общностях низкого уровня развития (например, в криминальных группировках) лидера, как правило, характеризует весьма ограниченный набор негативных качеств личности. Была также обоснована трехфазная концепция развития личности, выявившая закономерность смены этапов ее адаптации, индивидуализации и интеграции при вхождении в новую группу или при изменении статуса в прежней.

На этой основе была предложена возрастная периодизация, в которой путь к социальной зрелости проходит макрофазы детства (преимущественно адаптация личности), отрочества (преимущественно индивидуализация) и юности, ведущей к интеграции личности в обществе ("Психология развивающейся личности" / ред. и соавтор, 1987). С этих позиций подверг критической переоценке концепцию соотношения личности и психики, а также принцип ведущей деятельности, сформулированный Д.Б.

Элькониным, В.В. Давыдовым, позднее Д.И. Фельдштейном. В теории межличностных отношений, опираясь на концепцию "отраженной субъектности" В.А. Петровского, предложил трехфакторную модель "значимого другого", где в качестве факторов, определяющих для субъекта значимость другого человека, выступают властные полномочия (зависимость-независимость), аттракция (привлекательность) и референтность (авторитетность).

Сложные соотношения и количественные изменения этих факторов образуют "отраженную субъектность" значимого другого. ("История и теория психологии", в 2-х тт. М., 1996). В конце 90-х гг. разрабатывал особую область историко-психологического исследования — политическую историю психологии, предметом которой является развитие психологической науки в зависимости от политической конъюнктуры, которая складывалась в тоталитарных государствах ("Психология России. XX век", 2000). С 1996 г. совместно с М.Г. Ярошевским и В.А.

Петровским начал разрабатывать проблемы теоретической психологии, предметом которой является рефлексия психологической науки, обнаруживающая в ее категориальной системе ключевые проблемы, основные принципы исследования.
На основании философских идей В.С.

Соловьева был предложен принцип построения категориальной системы, который предполагает постоянные переходы категорий психологии от сущности к явлению и от явления, как новой сущности, к новым явлениям. Это позволило разработать совместно с В.А.

Петровским категориальную систему, характеризующую психосферу как результат встречной детерминации биосферы и ноосферы (биологической и культурно-исторической детерминанты). Предложенная категориальная система представляет собой матрицу, где ряд кластеров (субстанциональность, направленность, активность, когнитивность, пристрастность, событийность, действительность) пересекаются с пятью уровнями психоферы (биоцентрический, протопсихологический, базисный психологический, метапсихологический и социоцентрический).

Эти пересечения позволяют видеть как филогенез, так и онтогенез психического. Показано, что каждая выделенная в этой системе категория становится основанием для порождения соответствующих психологических теорий. Но ни одна из них не может претендовать на то, чтобы стать общей теорией психологии.

Подчеркивается, что нельзя найти общую "клеточку", из которой вырастает вся психологическая наука.
Отсюда был сделан вывод, что каждая категория в матрице является основанием для построения отдельной теории среднего уровня (по Парсонсу) или "куста" подобных теорий ("Основы теоретической психологии" / в соавт. с М.Г.

Ярошевским, 1998, 2000; "Теоретическая психология" / в соавт. с М.Г. Ярошевским, 2001). П. является редактором и автором основных вузовских учебников по психологии, рекомендованных МО РФ, в том числе: "Социальная психология" (1978); "Введение в психологию" (1995, 1996); "Психология" (в соавт с М.Г. Ярошевским, 1999—2003).

Автор многих научно-популярных и публицистических книг: "Беседы о психологии" (1962); "Популярные беседы о психологии" (1976); "Психология о каждом из нас и каждому из нас о психологии" (1996); "Откровенно говоря" (1997); "Записки психолога" (2000) и др. Научный консультант ряда полнометражных фильмов, отражающих проблемы психологии: "Семь шагов за горизонт", "Я и другие", "Жгучие тайны века", "Дерзайте!

Вы талантливы!", "Если не я, то кто же?", "Чучело" и др. Книги П. переведены на 16 иностр. языков: английский, немецкий, испанский, датский, финский, китайский, японский и др. Особое место в творческой деятельности П. занимает подготовка словарно-справочных изданий. Он является редактором (совместно с М.Г.

Ярошевским) ряда психологических словарей: "Краткий психологический словарь" (М., 1985 / пер. на англ., словацкий, чешский, испанский языки /; 1998); "Психология. Словарь" (1990). Разработал проект создания "Психологического лексикона" в 6-ти тт., является его главным редактором.
Л.А. Карпенко

Потебня

E-mail Печать PDF

Потебня

Потебня Александр Афанасьевич (1835-1891) - русский филолог, психолог, славист, этнограф.

Согласно Потебне, язык - это: деятельность, орган, который образовывает мысль (Мысль и язык, 1862). Все отношения человека к внешним предметам обусловлены тем способом, каким эти предметы представляются ему в языке. Каждый народ очерчен кругом своего языка, и выйти из этого круга он может, только перейдя в другой. Истолковывал понимание как активный творческий процесс, формирующий духовный облик индивида. Психология поэтического творчества соответствует творчеству смысла слова.

Потебня создал психологию восприятия и толкования художественных произведений. Ему принадлежит развернутая теория творческого процесса, исследование роли воображения в нем, характера воплощения замысла в определенном материале, установление отличия художественного и научного творчества. Большое внимание Потебня уделил психологической проблеме соотношения познания мира и самопознания, показав исторический характер самопознания, выраженный через отношение к прошлому и будущему человека. Самопознание - не акт созерцания, а прежде всего деятельность, в процессе которой человек узнает черты своей психики.

Пуркинье

E-mail Печать PDF

Пуркинье

Пуркинье Ян (1787-1869) - чешский физиолог и психолог.

Исходя из представления о том, что субъективные ощущения (зависящие от органа чувств и только от него) следует отграничить от ощущений, соответствующих внешней реальности, открыл ряд феноменов, касающихся зрительных ощущений и восприятий: фигура Пуркинье (видение теней кровеносных сосудов сетчатки), образы Пуркинье (отражения от роговицы и поверхности хрусталика), феномен Пуркинье (изменение светло-синего и красного цвета при сумеречном зрении). Описал, как изменяются цвета ощущаемого раздражителя в направлении от центра сетчатки глаза к периферии.

Основой единства ощущений считал не синтетическую способность сознания, а то, что заложено в самом воспринимаемом объекте как порождении природы - элементарные качества. Таких качеств бесконечное число, нашим же органам чувств открыты немногие, необходимые для выполнения земных жизненных задач. Формой, из которой развиваются ощущения, является общее чувство как предпосылка генетического родства ощущений различных модальностей. От него, как от ствола, ответвляются многообразные ощущения, с одной стороны, отражающие жизнь тела (голод, боль, удовольствие), с другой - свойства и изменения внешних объектов.

Пьерон

E-mail Печать PDF

Пьерон

Пьерон Анри (1881-1964) - французский психолог, один из зачинателей экспериментальной и физиологической психологии во Франции.

Выступив против субъективизма и бихевиоризма, Пьерон развил концепцию психологии как науки о поведении организмов в условиях единства внешней среды и внутренних условий.

Пьерон отстаивал принципы естественнонаучного направления в различных областях психологии. (Ощущение - проводник жизни, 1945). Считал, что психофизика без психофизиологии не имеет будущего; доказывал несостоятельность закона Вебера - Фехнера ввиду невозможности его распространения на очень слабые или очень сильные раздражители.

В работе Человек, только человек. Из антропогенеза до гуманизации (1967) Пьерон про водил идеи социальной детерминации психической эволюции.

Страница 696 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135