Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Мещеряков

E-mail Печать PDF

МЕЩЕРЯКОВ Александр Иванович (1923—1974) — российский психолог, дефектолог, д-р психологических наук (1971), профессор, специалист в области обучения слепоглухих детей. Закончил психологическое отделение философского фак-та МГУ (1950) и аспирантуру Института психологии АПН СССР (1953). Ученик А.Р. Лурия.

С 1952 г. работал в НИИ дефектологии АПН СССР, сначала в секторе клинического и патофизиологического изучения учащихся специальных школ, возглавляемом Лурия, а с 1957 г. являлся сотрудником И.А. Соколянского. Организовал (1960) и возглавил (1961) лабораторию изучения и воспитания слепоглухонемых детей.

Сотрудниками его лаборатории были выявлены и отобраны слепоглухие дети, разработаны первые учебные материалы для их обучения, организованы курсы по подготовке педагогов для работы с этой категорией детей. В 1963 г. благодаря усилиям М. был открыт Детский дом для слепоглухих детей в Загорске (г. Сергиев Посад).

В 1970-е гг. в лаборатории изучения и воспитания слепоглухих детей под руководством М. и при содействии факультета психологии МГУ был начат эксперимент по обучению четырех слепоглухих студентов по программе высшей школы. После шести лет обучения они успешно защитили дипломные работы, сдали госэкзамены и получили дипломы о высшем психологическом образовании.

За научные работы М. с И.А. Соколянским были удостоены Государственной премии (1980). В научных работах М. разрабатывал теорию формирования потребностей человека и, продолжая традицию Соколянского, подошел к проблеме психологических условий возникновения первых средств общения слепоглухонемого ребенка — жестов — из собственно предметного действия.

Им было подробно проанализировано первоначальное обучение слепоглухонемого ребенка, которое строилось как совместная со взрослым деятельность по удовлетворению органических нужд ребенка при инициативной роли взрослого. Постепенно эта деятельность из совместной превращалась в совместно-разделенную, благодаря уменьшению активности взрослого и передаче инициативы действия самому ребенку.

Самостоятельное достижение результата действия, связанного с удовлетворением насущных потребностей, становится главным подкреплением этого действия и источником удовольствия для ребенка. Совместная со взрослым деятельность — условие для формирования общения.

Первым неспециальным средством общения между взрослым и слепоглухонемым ребенком становится начало практического действия, совершаемого взрослым. Являясь сигналом продолжения действия самим ребенком, оно уже обслуживает функцию общения. В дальнейшем реальные действия с предметами преобразуются в жесты его изображающие — так появляются специальные средства общения. По мере накопления жестов, обозначающих хорошо знакомые бытовые предметы, они заменяются дактильными словами. М. автор трудов: "О вероятностном характере сигнального восприятия у слепоглухонемых" / "Дефектология", 1969; "Как формируется человеческая психика при отсутствии зрения, слуха и речи" / Вопросы философии, 1968; "Слепоглухонемые дети", 1974; "Слепоглухонемые дети (психическое развитие в процессе обучения)", 1974.
Т.А. Басилова

Мид

E-mail Печать PDF

Мид

Мид Маргарет (1901-1978) - американский. антрополог, профессор Нью-Йоркого Йельского, Колумбийского университетов, видный деятель пацифистского, антирасового, экологического и экуменического движений. Ученица Боаса и Бенедикт, Мид развивала ведущую проблему этой школы - культура и личность - по трем направлениям: исследование проблем социализации детей, культурного смысла сексуальных ролей, социального и культурного измерения личности.

Центральным для концепции Мид является утверждение, что культурный характер есть совокупность закономерностей психической жизни, обусловленных культурой. Эмпирия, основа этой концепции - двадцатипятилетние полевые исследования Мид архаических культур с применением прожективных тестов, фото- и киноописаний.

По результатам своей первой экспедиции в 1925-26 на о. Тау (Самоа) Мид опубликовала материал, ставший научной сенсацией - вывод об отсутствии в архаичной культуре специфических конфликтов подросткового возраста, из чего следовало, что проблемы молодежи на Западе имеют чисто социальные источники. В 1931-33 на основании сравнит, изучения трех племен Новой Гвинеи Мид выдвинула гипотезу о зависимости сексуального поведения от принципов культуры и, следовательно, об относительности норм сексуального поведения, которая оказала огромное влияние на идеологию феминизма.

В 1936-50 в рамках этнограф, исследований жителей Бали у Мид складывается новое отношение к архаичным ритуалам - как к специфическим проявлениям универсального космического чувства, лежащего в основе всех религий, в том числе и христианства. В это время Мид вместе с Р. Бенедикт организует сравнительной исследование типов национальных характеров, направленное на преодоление культурных стереотипов. Занявшись теорией национального характера, Мид сблизилась с представителями неофрейдистской школы культура и личность. Мид подсказала английскому этнографу Дж. Гореру идею связать особенности русского национального характера с принятой в рус. семьях практикой длительного тугого пеленания младенцев, под влиянием которого у детей якобы формируется привычка к терпению и послушанию. Хотя Мид отрицала прямую причинную связь между способами ухода за ребенком и типом культуры, пеленочный детерминизм вошел в историю науки как пример механицизма.

В истории культуры Мид различает три типа культур: постфигуративные, в которых дети учатся у своих предков; конфигуративные, в которых и дети, и взрослые учатся у равных, сверстников; префигуративные, в которых взрослые учатся также у своих детей. Концепция Мид схватывает зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития, подчеркивает, что межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя не только информационный поток от родителей к детям, но и молодежную интерпретацию современной ситуации, влияющую на старшее поколение.

Значительный общественный резонанс получила написанная Мид совместно с Дж. Болдуином книга о расовых предрассудках и ряд публикаций - исследований об американских индейцах, разрушающих сложившийся в массовом сознании образ дикаря. В 60-х гг. под впечатлением нигилистической тенденций контркультурного движения молодежи Мид отказалась от этической концепции функционализма, критикуя свои ранние труды за абсолютную релятивизацию понятий добра и зла.

Мид

E-mail Печать PDF

МИД (Mead) Маргарет (1901—1978) — американский этнопсихолог, этнограф и социолог. Получила образование в Колумбийском ун-те (1924). Ученица Ф. Боаса и Рут Бенедикт. В 1929 г. защитила докт. дис., работала сотрудником, а позднее куратором отделения этнологии Американского музея естественной истории. Профессор антропологии Колумбийского ун-та (1954) и ун-та Фордем (1968).

Исследовала проблемы социализации детей в разных культурах. Проводила полевые этнографические исследования на Самоа, островах Адмиралтейства, в Новой Гвинее, на Бали. Исследовала целый круг проблем — от развития половой идентификации и особенностей дето-родительских отношений до структуры национального характера и причин конфликтов между разными поколениями.

Доказывая ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей, показала, что особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, самооценки зависят в первую очередь от культурных традиций данного народа, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. Ввела в психологию термин "инкультурация".

Развивая теорию "модальной личности" Р. Бенедикт, показала, что существует ограниченный набор типов темперамента, каждый из которых характеризуется определенным сочетанием врожденных качеств и способов поведения (в частности, выражения эмоций), одобряемых в данном обществе. При этом социально одобряемое поведение (главным образом половое поведение) стилизуется культурой в соответствии с контрастирующими моделями темперамента. Поэтому те люди, чей темперамент не совместим с типом социальных эмоций, требуемым данной культурой, оказывается в уязвимом положении и его отчуждение от общества является, с точки зрения М., вполне закономерным и прогнозируемым. Автор трудов: "Взросление на Самоа", 1928; "Как растут на Новой Гвинее", 1930; "Пол и темперамент в трех примитивных обществах", 1935; "Исследования национального характера", 1951; "Культура и преемственность", 1970.
Т.Д. Марцинковская

Мид Джордж

E-mail Печать PDF

Мид Джордж

Мид Джордж Герберт (1863- 1931) - американский философ, социолог, социальный психолог.

Вслед за У. Джеймсом и Дж. Дьюи выражал идеи прагматизма, подчеркивая, что сознание имеет инструментальную природу, т. е. является средством приспособления индивида к среде. В то же время полагал, что человеческое Я" изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия. Решающее значение при этом принадлежит овладению системой символов и принятию на себя роли другого (что достигается ребенком в ходе игры), а в дальнейшем - обобщенного другого.

Высшей стадией социализации, согласно Миду, является формирование социального рефлексивного Я, отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии внешний социальный контроль врастает в личность изнутри и приобретает форму внутреннего самоконтроля. Концепция Мида оказала значительное влияние на развитие социальной психологии, в частности заложив основы символического интеракционизма (Сознание, личность и общество, 1934).

Милль

E-mail Печать PDF

Милль

Милль Джон Стюарт (1806 - 1873) - английский философ и психолог.

Один из лидеров эмпирической ассоциативной психологии. Считал, что при объяснении сознания следует ориентироваться не на механику, а на химию, поскольку элементы сознания не существуют изолированно, а благодаря ассоциации дают продукты, обладающие качествами, которых нет у исходных компонентов. Милль полагал, что каждое новое качество невыводимо посредством знания всеобщих законов из исходных, но может определяться только на основе опыта, индукции (Система логики, 1843).

В теории восприятия руководствовался идеей о том, что константность (которая не может быть объяснена из ощущений, поскольку они всегда текучи) возникает в силу постоянной возможности ощущений, создающей веру в существование независимого от них внешнего мира. Большое влияние на экспериментальную психологию оказали работы Милля по методологии науки.

Страница 695 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135