Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Леонтьев

E-mail Печать PDF

ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903—1979) — российский психолог, философ и педагог. Специалист в области общей и экспериментальной психологии, инженерной и когнитивной психологии, проблем методологии и философии психологии. Д-р психологических наук (1940), профессор (1941). Д. чл. АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1968), в 1950-е гг. был ак.-секретарем и вице-президентом АПН РСФСР.

Лауреат медали К.Д. Ушинского (1953), Ленинской премии (1963), Ломоносовской премии I степени (1976), поч. д-р ряда зарубежных ун-тов, в том числе Сорбонны. Окончил фак-т общественных наук МГУ (1924) и начал свою профессиональную деятельность в Московском ин-те психологии и др. московских научных учреждениях (1924—1930).В 1930 г. переехал в Харьков, где заведовал сектором Всеукраинской психолоневро-логической академии (до 1932 г. — Украинский психоневрологический институт) и кафедрой Харьковского педагогического ин-та (1930—1935).

Вернувшись в 1936 г. в Москву, работал в Московском ин-те психологии и одновременно в ЛГПИ им. Н.К. Крупской. В 1940 защитил докт. дис.: "Генезис чувствительности и основные этапы развития психики", в 1941 г. получил звание профессора. В 1942—43 гг. Л. — научный руководитель эвакуационного госпиталя на Урале.

С 1943 г. — зав. лабораторией, затем отделом детской психологии Института психологии, а с 1949 г. — зав. кафедрой психологии МГУ. С 1966 по 1979 г. — декан фак-та психологии МГУ и зав. кафедрой общей психологии. Лейтмотивом научного творчества Л. на протяжении всей его жизни была разработка философско-методологических оснований психологической науки.

Профессиональное становление Л. как ученого произошло в 1920-е гг. под влиянием его прямого учителя Л.С. Выготского, который буквально взорвал традиционную психологию своими методологическими, теоретическими и экспериментальными работами, заложившими основы новой психологии. Своими работами конца 20-х гг.

Л. также внес вклад в разработку созданного Выготским культурно-исторического подхода к становлению человеческой психики.
Однако уже в начале 1930-х гг. Л., не порывая с культурно-исторической парадигмой, начинает дискутировать с Выготским о путях ее дальнейшего развития.

Если для Выготского основным предметом изучения было сознание, то Л. более важным представлялся анализ формирующей сознание человеческой практики, жизнедеятельности. В работах Л. 30-х гг., опубликованных лишь посмертно, он стремился утвердить идею о приоритетной роли практики в формировании психики и понять закономерности этого формирования в фило- и онтогенезе.

Его докт. дис. была посвящена эволюции психического в животном мире — от элементарной раздражимости у простейших до человеческого сознания. Господствовавшей в старой психологии картезианской оппозиции "внешнее — внутреннее" Л. противопоставляет тезис о единстве строения внешних и внутренних процессов, вводя категориальную пару "процесс-образ".

Л. разрабатывает категорию деятельности как действительного (в гегелевском смысле) отношения человека к миру, которая и выступает как основа этого единства. Это отношение не является в строгом смысле индивидуальным, а опосредованно отношениями с другими людьми и социокультурно выработанными формами практики.
Сама структура деятельности по своей природе социогенна.

Идея о том, что формирование психических процессов и функций происходит в деятельности и посредством деятельности, послужила основой многочисленных экспериментальных исследований развития и формирования психических функций в онтогенезе, выполненных Л. и его сотрудниками в 1930—60-е гг. Эти исследования заложили основу для целого ряда новаторских психолого-педагогических концепций развивающего обучения и воспитания, которые в последнее десятилетие получили широкое распространение в педагогической практике.

К периоду конца 30-х — началу 40-х годов относится также разработка хорошо известных представлений Л. о структуре и единицах анализа деятельности и сознания. Согласно этим представлениям, в структуре деятельности различаются три психологических уровня: собственно деятельности (акт деятельности), выделяемой по критерию ее мотива, действий, вычленяемых по критерию направленности на достижение осознанных целей, и операций, соотносящихся с условиями осуществления деятельности.

Для анализа сознания принципиально важной оказалась введенная Л. дихотомия "значение — личностный смысл", первый полюс которой характеризует "безличное", всеобщее, социокультурно усвоенное содержание сознания, а второй — его пристрастность, субъективность, обусловленную неповторимым индивидуальным опытом и структурой мотивации. Во второй половине 1950—60-х гг.

Л. формулирует тезис о системном строении психики и вслед за Выготским разрабатывает на новой концептуальной основе принцип исторического развития психических функций. Практическая и "внутренняя" психическая деятельность не только едины, но могут переходить из одной формы в другую.

По сути, речь идет о единой деятельности, которая может переходить из внешней, развернутой формы во внутреннюю, свернутую (интериоризация) и наоборот (экстериоризация), может одновременно включать в себя собственно психические и внешние (экстрацеребральные) компоненты. В 1959 г. вышла первым изданием книга Л. "Проблемы развития психики", обобщавшая его работы 1930—50-х гг., за которую он был удостоен Ленинской премии.

В 1960—70-х гг. Л. продолжает разрабатывать "деятельностный подход" или "общепсихологическую теорию деятельности". Аппарат деятельностной теории он применяет для анализа восприятия, мышления, психического отражения в широком смысле слова. Рассмотрение их как активных процессов, имеющих деятельностную природу, позволило продвинуться на новый уровень их понимания.

В частности, Л. была выдвинута и подкреплена эмпирическими данными гипотеза уподобления, гласящая, что для построения чувственных образов необходима встречная активность органов восприятия. В конце 1960-х гг. Л. обращается к проблеме личности, рассматривая ее в рамках единой системы с деятельностью и сознанием. В 1975 г. выходит книга Л. "Деятельность. Сознание.

Личность", в которой он, подводя итоги своим работам 60—70-х гг., излагает философско-методологические основания психологии, стремится "психологически осмыслить категории, наиболее важные для построения целостной системы психологии как конкретной науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов". Категория деятельности вводится Л. в этой книге как путь преодоления "постулата непосредственности" воздействия внешних раздражителей на индивидуальную психику, который нашел наиболее завершенное выражение в бихевиористской формуле "стимул — реакция".

Деятельность выступает как "молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта". Ключевым признаком деятельности выступает ее предметность, в понимании которой Л. опирается на идеи Гегеля и раннего Маркса. Сознание есть то, что опосредует и регулирует деятельность субъекта. Оно многомерно.

В его структуре выделяются три основных составляющих: чувственная ткань, служащая материалом для построения субъективного образа мира, значение, связывающее индивидуальное сознание с общественным опытом или социальной памятью, и личностный смысл, связывающий сознание с реальной жизнью субъекта.
Основанием для анализа личности также выступает деятельность, вернее система деятельностей, осуществляющих разнообразные отношения субъекта с миром.

Их иерархия, а точнее иерархия мотивов или смыслов, и задает структуру личности человека. В 1970-е гг. Л. вновь обращается к проблемам восприятия и психического отражения, но по-иному. Ключевым для него становится понятие образа мира, за которым стоит прежде всего идея непрерывности воспринимаемой картины действительности и образов отдельных объектов.

Невозможно воспринять отдельный объект, не воспринимая его в целостном контексте образа мира. Этот контекст задает перцептивные гипотезы, направляющие процесс восприятия и опознания. Это направление работ не успело получить какого-либо завершения.

Л. создал обширную научную школу в психологии, его работы оказали заметное влияние на философов, педагогов, культурологов и представителей других гуманитарных наук. В 1986 г. было создано Международное общество исследований по теории деятельности. Л. также автор книг: "Развитие памяти", М., 1931; "Восстановление движения", в соавт., М., 1945; "Избранные психологические произведения", в 2-х тт., М., 1983; "Философия психологии", М., 1994.
А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев

Ломброзо

E-mail Печать PDF

Ломброзо

Ломброзо Чезаре (18.11.1836, Верона - 19.10.1909, Турин) - итальянский психиатр и криминалист, родоначальник антропологической школы криминологии.

В молодости испытал материальные лишения, был посажен в крепость по подозрению в заговоре, участвовал в военных действиях 1859-1860 г.г.

С 1855 г. стал публиковать свои статьи по психиатрии, в частности по кретинизму. С 1862 г. Ломброзо - профессор психических болезней в Павийском университете, затем директор Клиники душевных заболеваний в Пейзаро, с 1876 г. - профессор юридической психиатрии и криминальной антропологии в Турине.

Один из первых предпринял систематическое исследование преступников, опираясь на строго фиксируемые антропометрические данные, используя, в частности, краниограф, предназначенный для измерения размеров частей лица и головы.

Преступник, по его мнению, - это дегенерат, отставший в своем развитии от развития человечества, который не может затормаживать свое преступное поведение; наилучшая стратегия общества в отношении такого прирожденного преступника - избавиться, лишая свободы или жизни. Основными признаками, свидетельствующими об отставании в развитии и преступных наклонностях (атавистическими признаками) им признавались: сплющенный нос, низкий лоб, большие челюсти и т.д. (стигматы).

Владея большим фактическим материалом, Ломброзо смог выявить, что некоторые преступления носят сезонный характер. Выдвинул тезис, что гениальность соответствует ненормальной деятельности мозга, граничащей с эпилептоидным психозом.

Оказал влияние на создание морфологической теории темперамента Э. Кречмера. В дальнейшем эта механистическая теория о биологической предрасположенности к преступлениям была опровергнута большинством специалистов.

Лоренц

E-mail Печать PDF

Лоренц

Лоренц Конрад (1903-1989) - австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии по медицине (1973), родоначальник этологии - науки о поведении животных.

Изучал медицину в Вене, параллельно занимаясь сравнит, анатомией, философией и психологией. С 1940 проф. философии в Кенигсбергском университете, с 1948 работал а университете Мюнстера, затем - в Институте физиологии поведения им. М. Планка в Зеевизене.

Для Лоренца наибольший интерес представляли проблемы, связанные с выявлением основных механизмов и характерных особенностей предистории и протокультуры человека, с изучением процессов коэволюции его психики и культуры, с выяснением экологической обусловленности как высшей нервной деятельности, так и различных типов деятельности культурной.

Лоренц развивал теорию, согласно которой любое поведение может выступать как единство наследственного и приобретенного. Помимо инстинктов у человека, как и у высших животных, имеются наследственных образы восприятия (гештальты), они образуют основания для формирования культурных образов, лежащих у истоков культурной картины мира. Лоренц пришел к выводу об особом значении ритуального поведения для генезиса культуры. При этом ритуал трактовался как результат приспособления животного к изменяющимся условиям обитания, как универсальный поведенческий акт, свойственный любым высокоорганизованным существам.

Лоренц отмечал, что ритуализация сопряжена с символизацией, когда поведенческий акт утрачивает свое непосредственное значение, что и дает толчок для развития культуры. Т.о., культурные процессы, ведущие к образованию человеческих обрядов (церемоний), отождествляются с филогенетическим процессом возникновения ритуального поведения животных. В процессе ритуализации рождаются новые институты приспособления, которые становятся основанием для развития человеческой культуры. По мнению Лоренца, ритуализация обладает тремя признаками: сигнальным значением, связанным с канализацией агрессии, инвариантностью, автономностью. Помимо ритуала в основе культурогенеза лежат человеческий разум, язык, способность к агрессии.

С точки зрения Лоренца, разум обладает двойственной значимостью: он способствует развитию приспособительных реакций, увеличивая потенции человека; разум как способность к абстрактному мышлению без строго логического и морального оформления приводит к разрушению культуры, общества, самого человека. Наличие разума способствует развитию у человека способности экспериментирования с внешним миром, что приводит к появлению первых орудий труда и технологических изобретений человека.

Труд выступает для Лоренца как вид деятельности, необходимо присущий человеку и вытекающий из особенностей его физиологической и биологической природы (отсутствие необходимых естественных средств нападения и обороны).

Абстрактное мышление и язык лежат в основе умения человека передавать надиндивидуальный опыт, что и определяет по сути саму возможность культурного развития.

Лосский

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870—1965) — русский философ и психолог. Основатель теории интуитивизма и персонализма в России, в которой доказывал, что знание является переживанием, сравнимым с другими переживаниями. Д-р философии (1907), профессор Петербургского ун-та (1916). В юности увлекался атеистическими и революционными идеями.

После исключения из гимназии учился в Берне (Швейцария). В 1891 г. вернулся в Россию. Окончив физико-математический и историко-филологический фак-ты Петербургского ун-та (1898), был оставлен при нем для подготовки к профессуре.

В этот период (с 1898) прошел стажировку в различных ун-тах Швейцарии и Германии, где слушал лекции В. Вундта, В. Виндельбанда, Г. Мюллера и многих др. философов и психологов. С 1900 г. — приват-доцент ун-та. В 1903 г. получил степень магистра философии и в 1907 г. — степень д-ра философии. В 1912 г. совместно с Э.Л.

Радловым организовал издание серии непериодических сборников ("Новые идеи в философии") и принимал участие в их редактировании. С 1916 г. — экстраординарный профессор Петроградского ун-та. В 1921 г. как "идеалист" был уволен из ун-та. В 1922 подвергся аресту и принудительной высылке из России.

С 1922 г. — в эмиграции в Чехословакии, где работал в Русском и др. ун-тах Праги, Брно и Братиславы. Профессор Братиславского ун-та (1942). В 1920—30-х гг. принимал активное участие в работе "Русского психиатрического кружка в Праге", которым руководил пионер российского психоанализа Н.Е. Осипов. После смерти Н.Е. Осипова (1934) был одним из ред. книги "Жизнь и смерть. Памяти доктора Н.Е.

Осипова" (1935, Прага), в которой опубликовал статью "Н.Е. Осипов как философ". Впоследствии охарактеризовал философское творчество Н.Е. Осипова в книге "История русской философии" (1951). В 1945 г. переехал во Францию. С 1946 г. жил и работал в США. С 1947 г. был профессором Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке.

Исследовал комплекс фундаментальных проблем философии, которую понимал как "науку о мире как целом", призванной "установить цельную, непротиворечивую общую картину мира как основу для всех частных утверждений о нем". Особое внимание уделил изучению вопросов гносеологии, онтологии, антропологии, аксиологии, этики, эстетики, истории русской и мировой философии.

Предложил понимание интуиции как непосредственного сознания субъектом процессов внутренней и внешней жизни. Разработал теорию гносеологической координации, утверждавшей, что объект познания как целое скоординирован с познающей личностью во всей целостности ее. Создал концепцию множественности субстанций. Исследовал и развивал учение о перевоплощении.

Считал, что общество "социальной справедливости" должно основываться на различных формах собственности. В качестве цели государства признавал обеспечение всех членов общества материальными и духовными условиями. Осуждал попытки социальных реформаторов решать общественные проблемы одним махом.

Настаивал на целесообразности эволюционного пути развития человека и общества. Автор книг "Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма", 1903; "Обоснование интуитивизма", 1906; "Нравственная личность Толстого", 1911; "Введение в философию", 1911; "Интуитивная философия Бергсона", 1914; "Мир как органическое целое", 1917; "Основные вопросы гносеологии", 1919; "Современный витализм", 1922; "О единстве церкви.

Проблемы русского религиозного сознания", 1923; "Свобода воли", 1927; "Типы мировоззрений. Введение в метафизику", 1931; "Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция", 1938; "Условия абсолютного добра. Основы этики", 1949; "Характер русского народа", 1957; "Воспоминания. Жизнь и философский путь", 1968; и др.
В.И. Овчаренко

Лурия

E-mail Печать PDF

Лурия

Лурия Александр Романович (1902-1977) - советский психолог, основоположник нейропсихологии в СССР.

Исследуя в 20-х гг. аффективные состояния человека, разработал сопряженную моторную методику, выявляющую скрытые аффективные комплексы. В дальнейшем, работая с Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и другими советскими психологами, разрабатывал культурно-историческую теориючеловеческой психики (Этюды по истории поведения, 1930 - в соавторстве с Л. С. Выготским), особое внимание уделяя проблеме социальной обусловленности мышления (Об историческом развитии познавательных процессов, 1974).

Главные теоретические и экспериментальные исследования Лурии, посвященные проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений при локальных повреждениях мозга, послужили основой формирования концептуального аппарата и феноменологической базы нейропсихологии, а также выработки системы методов нейропсихологической диагностики (известных в мировой науке как батарея луриевских методов) (Основы нейропсихологии, 1973). В последние годы жизни активно разрабатывал проблемы нейропсихологии памяти и нейролингвистики.

Страница 694 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135