Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Скиннер

E-mail Печать PDF

Скиннер

Скиннер Беррес Фредерик (р. 1904) - американский психолог, представитель современного бихевиоризма. Выступил против необихевиоризма, считая, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций. Выдвинул концепцию оперантного (от операция) научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции.

Первоначально Скиннер изучал оперантное поведение на животных, предложив ряд оригинальных методик и приборов (Поведение организмов, 1938). Исходя из идеи об идентичности механизмов поведения животных и человека, Скиннер распространил свою концепцию на усвоение речи, психотерапию и обучение в школе, став инициатором программированного обучения, в трактовке которого у него сильны элементы механицизма. Скиннер выступал с утопическими проектами переустройства общества на основе идей оперантного бихевиоризма об управлении человеческим поведением, что вызвало резкую критику этих идей со стороны прогрессивных ученых в разных странах, в том числе в США.

Смирнов

E-mail Печать PDF

Смирнов

Смирнов Анатолий Александрович (1894-1980) - советский психолог.

Автор широкого круга работ по общей и педагогической психологии. Обнаружил взаимосвязь между произвольным и непроизвольным запоминанием, показал зависимость продуктивности последнего от места запоминаемого в структуре деятельности, а также раскрыл взаимодействие между памятью и другими психическими процессами - в первую очередь с мышлением и пониманием (Психология запоминания, 1948; Проблемы психологии памяти, 1966). Смирнов исследовал проблемы истории советской психологии (Развитие и современное состояние психологической науки в СССР, 1975).

Соловьев

E-mail Печать PDF

СОЛОВЬЕВ Иван Михайлович (1902—1986) — российский психолог, дефектолог. Д-р психологических наук (1966), профессор (1970). Ученик Л.С. Выготского. Закончил фак-т общественных наук (общественно — педагогическое отделение) МГУ (1925) и аспирантуру института психологии под руководством Л.С.

Выготского (1929). С 1930 по 1979 г. работал в Научно-практическом ин-те специальных школ и детских домов (позже — Институт дефектологии), где был ученым секретарем института, возглавлял лабораторию экспериментальной психологии, затем — сектор по изучению глухих детей (1949—1970). Результаты исследований 30-х гг.

С. опубликовал в монографии "О психическом насыщении" (1935), где были отражены подходы к экспериментальному изучению личности аномального ребенка. В этом же году защитил канд. дис. В лаборатории под руководством С. исследовались проблемы восприятия, памяти, мышления, речи аномальных и нормально развивающихся детей ("Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей", 1940; "Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей", 1941).

Разработанная С. оригинальная методика позволяла проследить развитие и становление представлений у детей с разным уровнем умственного развития. Совместно с Л.В. Занковым была подготовлена и опубликована книга "Очерки психологии глухонемого ребенка", долгие годы выполнявшая роль учебного пособия по психологии глухих детей.

Проведенные в 1930-е гг. исследования процесса изменения представлений в зависимости от сходства и различия объектов выступили серьезным теоретическим основанием для дальнейшего развития этой области психологии. В 1950—1960-е гг. выходят сборники по проблемам восприятия, памяти, мышления и речи умственно отсталых детей, подготовленные творческим коллективом под руководством С. и Ж.И.

Шиф. В них раскрывалась сложная структура дефекта и рассматривалась возможность коррекции аномального психического развития. Другое направление исследований С. было посвящено изучению проблем взаимодействия анализаторов при сенсорном поражении слуха и зрения.
Одновременно проводились исследования зрительного и осязательного представлений (совм. с А.П. Гозовой и Е.Н.

Обозовой). В дальнейшем под ред. С. выходит ряд значимых для дефектологического направления психологии трудов: "Развитие познавательной деятельности глухонемых детей" (1957); "О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей" (1962). Фундаментальное значение имела монография С. "Познавательная деятельность нормальных и аномальных детей" (1966), в которой раскрывалась сложная динамика познания различий и сходств, показаны особенности процесса познания, обусловленные общим уровнем психического развития познающей личности. В последние годы С. особое внимание обращал на системность в развитии функционирования всех психических процессов.
В.А. Сумарокова

Соловьев

E-mail Печать PDF

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853—1900) — российский философ, поэт, публицист. Сын историка С.М. Соловьева, ректора Московского ун-та и автора 29-томной "Истории России с древнейших времен" (1851—1879). Окончив с отличием Московский ун-тет, С. в 1874 г. уезжает в Петербург, где защищает магистерскую дис.: "Кризис западной философии", вызвавшую большой резонанс как в научных, так и в широких общественных кругах петербургской и московской интеллигенции.

В этой работе С. выступил против позитивизма, который господствовал в то время в России. После зарубежной стажировки получает должность профессора в Московском ун-те, где он вскоре защищает докт. дис. Хотя С. не оставил законченной научной системы, тем не менее именно его искания во многом сделали проблему развития нравственности, формирования личности человека, проблему воли одной из центральных для психологии того времени.

С. был основателем направления, получившего название христианской философии, однако его система была совершенно лишена того догматизма, который она приобрела у некоторых его последователей. Он считал ложной идею разделения христианства на католическое и православное и был одним из основателей экуменизма.

С. обозначил кульминационную точку того поворота в мышлении, который произошел в конце 1880-х гг. и который знаменовал собой признание религиозной жизни и некоторое разочарование в единодержавии науки и в особенности естествознания. При этом в философии С. рационалистические элементы сознательно соединялись с мистическими, представляя собой синтез идей западноевропейской и восточной мысли.

Наибольшее влияние на формирование этой философии оказали философские труды Платона, Плотина, отцов церкви во главе с Оригеном и Августином и немецкие мистики (Я. Беме). В меньшей степени он находился под влиянием немецкого классического идеализма (Ф.В. Шеллинга).

Эти взгляды у него сочетались с проповедями избавления материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства, преобразования его в "космос красоты" и с теорией "богочеловеческого процесса" как совокупного спасения человечества. С. пытался найти гармонию между космической и социальной темами в концепции "всеединства" и учения о Софии, а в гносеологии — в "цельном знании" (интуитивном образно-символическом постижении мира, основанном на нравственном усилии личности).

Стремление к активности и универсализму объединяли С. с шестидесятниками, так как духовная структура знаменитой реформаторской эпохи была ему присуща в значительной степени. По многим философским и нравственным проблемам С. являлся антагонистом Л.Н. Толстого.

Оба мыслителя уделяли большое внимание проблеме взаимосвязи науки и веры, но в то время как "западник-рационалист" Толстой отрицал науку, "мистик" С. признавал ее права, что подчеркивало парадоксальность русской мысли. Проблема религиозной этики стояла в центре внимания как Толстого, так и С., но этика рационалиста Толстого привела его к отрицанию государства и анархизму, к учению о непротивлении злу, в то время как понимание этической задачи, возложенной на человека, повело С. по иному пути.

Свою философию он называл мистицизмом, т. е. таким воззрением, которое признает недостаточность эмпиризма и рационализма и, не отвергая их относительной истинности, требует пополнения их другими источниками знаний, имеющимися в цельном разуме. Этот иной источник есть вера, свидетельствующая нам о существовании трансцендентального мира, к которому не применимы признаки, заимствованные из мира явлений.

С. считал, что трансцендентальный мир (все-единое целое или Бог) имеет непосредственное отношение к человеку, который занимает среднее положение между безусловным началом или всеединым целым и преходящим миром явлений, не заключающим в себе истины. Из этого понимания места и роли человека в теории С. вытекает и психологическая концепция С.Л. Франка и Н.О.

Лосского, которые дополняют и развивают главные мысли С. Одним из наиболее ценимых им философов, особенно в конце жизни, был Платон с его стремлением к созданию системы объективного идеализма и с его разочарованием (как и у С.) в возможности идеей воспламенить или переделать человека.
Платоновская концепция мира видоизменена С. в двух отношениях — дуализм Платона примирен у него, во-первых, идеей постепенного развития бытия в пяти царствах, идеей постепенного возвышения, начиная от мертвой материи и кончая разумным и нравственным царством, во-вторых, христианским пониманием положения человека и смысла истории.

В центре его истории стоит божественная личность Христа, победившая смерть и таким путем приобщившая мир преходящих явлений к вечной жизни, к безусловному началу. Появление Христа в середине исторического процесса дает определенный смысл этому процессу, долженствующему завершиться царством Божиим, победой любви над смертью — ибо Бог есть любовь.

Эта концепция возлагает на человека очень важную и сложную задачу, ибо через него идет путь повышения, развития бытия. С. считал, что мертвая материя, пройдя через среду человеческую, одухотворяется, становится живой. Прогресс человеческого духа совершается только по одному пути, по пути личного нравственного совершенствования, ради которого свободная воля должна делать постоянные усилия, эти усилия становятся реальной силой, если к ним присоединяется воздействие свыше, т. е. то, что в религиозной жизни именуется благодатью.

Это положение было очень важным именно для российских ученых, так как их концепции были, как правило, антропометричны, ориентированы на человека. С. стоял у истоков "нового религиозного сознания" начала XX века и оказал большое влияние на таких философов, как Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, С.Н. Булгаков, Е.Н.

Трубецкой, П.А. Флоренский и др. Основные труды: "Чтения о Богочеловечестве", 1877—1878; "Критика отвлеченных начал", 1880; "История и будущность теократии", т. 1, 1887; "Жизненная драма Платона", 1888; "Россия и вселенская церковь", 1889; "Смысл любви", 1892—1894; "Оправдание добра", 1897—1899; "Три разговора", 1900; Собрание соч. в 10 томах, 1911—1914.
Т.Д. Марцинковская

Спенсер

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Спенсер

Спенсер Герберт (1820-1903) - английский философ и психолог.

Соединив принципы ассоционизма с эволюционной теорией, выдвинул концепцию, согласно которой сознание - это процесс, развивающийся по общим законам биологической эволюции от неопределенной несвязной гомогенности к определенной связной гетерогенности. Оно выполняет функцию приспособления организма к среде (Основы психологии, 1855).

В соответствии с этим факты сознания рассматривались Спенсором под углом зрения их корреляции не с нервной деятельностью, а с внешними по отношению к организму связями. Основными элементами сознания он считал чувствования, разновидностью которых являются эмоции и ощущения, преобразующиеся путем усложнения в психические продукты высшего порядка.

Ассоциации, сопряженные с чувством удовольствия, закрепляются в организме и передаются по наследству следующим поколениям, тогда как вызывающие отрицательные чувства нивелируются. Спенсер разделил психологию на объективную и субъективную. Если первая трактует психические явления как коррелят нервно-мышечных устройств, посредством которых живые существа приспосабливают свои действия к окружающим их вещам и отношениям, то вторая изучает мысли и чувствования, открытые только для носителя - субъекта.

Спенсер предпринял попытку перенести принципы ассоциации с истории психического развития индивида на историю вида. Он считал, что в силу действия закона наследственности - совокупный опыт предшествующих поколений передается отдельным субъектам и, хотя представляется им внеопытным (априорным), является продуктом многовековой эмпирической интеграции. Идеи Спенсера придали психологии биологическую направленность, стимулировали развитие функционализма и сравнительно-психологических исследований поведения.

Страница 698 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135