Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Лазурский

E-mail Печать PDF

Лазурский

Лазурский Александр Федорович (1874-1917) - русский врач и психолог.

Придерживаясь естественнонаучной ориентации, разработал характерологию - психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров (Очерк науки о характерах, 1909).

В психической реальности выделял две сферы: эндопсихику как прирожденную основу личности, включающую темперамент, характер и ряд других психофизиологических особенностей; экзопсихику, понимаемую как систему отношений личности к окружающему миру (Общая и экспериментальная психология, 1912).

На этой основе построил систему классификации личностей. Лазурский одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности испытуемого.

Лакан Жак

E-mail Печать PDF

Лакан Жак

Лакан Жак (1901-1981) - французский исследователь, создатель структурного или лингвистического психоанализа.

Начав свою карьеру как практикующий врач, Лакан в 30-е гг. серьезно изучает философию, психологию, эстетику, искусство, литературуру. Итогом его стремлений синтезировать медицинское и гуманитарное знание явилась докторская диссертация О параноическом психозе и его отношении к личности (1932. С сер. 30-х гг.

Лакан посвящает себя педагогической деятельности.Научный авторитет Лакан связан с новым - структуралистским - направлением психоаналитических исследований, начало которому было положено им в сер. 50-х гг. Он вышел за рамки и классического структурализма, и ортодоксального фрейдизма, наметил новые перспективы исследований, возглавил влиятельную научную школу, не распавшуюся и после его смерти.

Лакан исходит из того, что бессознательное структурировано как язык. Задача структурного психоанализа - восстановить понятие либидо как воплощения творческого начала в человеческой жизни, источника плодотворных конфликтов, двигателя человеческого прогресса. Развивая ставшие традиционными для нео- и постфрейдизма тенденции десексуализации бессознательного, Лакан выстраивает оригинальную концепцию его денатурации, дебиологизации. Он закладывает новую традицию трактовки бессознательного желания как структурно упорядоченной пульсации. Идея эта активно развивается его последователями, термин пульсация - один из ключевых для постфрейдистской эстетики.

Утрачивая хаотичность, бессознательное становится окультуренным, что и позволяет преобразовывать пульсации в произведении искусства и др. явления культуры. Внутренний структурирующий механизм объединяет все уровни психики, он функционирует подобно языку, и именно в этом смысле следует понимать слова Лакан, что бессознательное - это язык: речь идет не только о лингвистическом понимании языка на символическом уровне, но и о языке пульсаций на более низком уровне воображаемого, где психология и физиология еще слиты воедино.

Еще одна оригинальная черта методологии Лакан связана с концепцией сновидений. В отличие от классического фрейдизма, он распространил законы сновидений на период бодрствования, что дало основания его последователям (напр., Мецу) трактовать художественный процесс как сон наяву. Сон и явь сближены на том основании, что в них пульсируют бессознательные желания, подобные миражам и фантомам. Реальность воспринимается во сне как образ, отраженный в зеркале.

Психоанализ реальности позволяет разуму объяснить любой поступок, и одно это уже оправдывает существование сознания. Однако сон сильнее реальности, так как он позволяет осуществить тотальное оправдание на уровне бессознательного, вытеснить трагическое при помощи символического, превратить субъект в пешку, а объект - в мираж, узнаваемый лишь по его названию, при помощи речи. Лакан разделяет традиционную структуралистскую концепцию первичности языка, способного смягчить страсти путем вербализации желания и регулировать общественных отношения.

Ланге

E-mail Печать PDF

ЛАНГЕ (Lange) Фридрих Альберт (1828—1875) — немецкий философ-неокантианец, экономист и психолог. Родился в семье пастора, после окончания гимназии в Дуйсбурге и Цюрихе получил высшее образование в Цюрихе по философии и психологии (1847) и Бонне (1848—1851) по классической филологии, философии, теологии, здесь особый интерес к философии у него появился в результате общения с Э. Бобриком.

В 1851 г. Л. защитил докт. дис. по философии ("Quastiones metrical") в Боннском ун-те и сдал государственный экзамен для замещения должности преподавателя гимназии. После годичной военной службы преподавал в гимназии Кельна (1852—1855), здесь получил знаки общественного признания как искусный и требовательный педагог.

В 1855 г. в Бонне он защитил диссертацию для замещения должности доцента по методологическим вопросам педагогики, психологии, философии ("Über Zusammenhang der Erziehungssysteme mit herrschenden Weltanschauungen verschiedener Zeitalter"), стал приват-доцентом по педагогике и гимназическому образованию, с 1859 г. — ст. преподаватель в гимназии Дуйсбурга. Знакомство с историком философии Ф. Юбервегом открыло для него глубину учения И. Канта.

Одновременно с преподавательской деятельностью вел активную деятельность как политически ориентированный публицист. В 1861 г. Л. по политическим соображениям ушел в отставку и стал секретарем Торговой палаты Дуйсбурга.

Из-за своих выступлений в защиту прав рабочего класса (ред. газеты "Rhein- und Ruhr-Zeitung", 1863) и свою книгу ("Die Arbeitsfrage", 1865; в рус. пер.: "Рабочий вопрос", СПб., 1895) был официально отстранен от преподавания, в 1866 г. по приглашению участвовать в газетном производстве переехал в г. Винтертур. В 1869 г. Л. снова защитил дис. для замещения должности доцента на кафедре индуктивной философии в ун-те Цюриха; с 1873 г. он — профессор Марбургского унта.

Считается одним из основателей Марбургской школы неокантианства, учитель Г. Когена. Отстаивал, вместе с Г. Гельмгольцем, позиции физиологического идеализма.
Перед основной работой своей жизни ("Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart", 2 Bd., Iserlohn, 1866—1875, в рус. пер.: "История материализма и критика его значения в настоящее время", СПб., 1899) Л. поставил задачу обосновать для естествоиспытателей, стихийно встающих на позиции материализма, потенциальные возможности критического идеализма И. Канта.

По его мнению, результаты исследований физиологии и психологии органов чувств заставляют трактовать априорные формы познания И. Канта как обусловленные деятельностью человеческого организма, в силу этого в познании могут быть раскрыты не законы объективного мира, а лишь особенности взаимодействия с ним субъекта. На основе этого постулата разработал программу объективной психологии, свободной от метафизики и строящейся на базе физиологических данных, доступных непосредственному чувственному наблюдению. Одним из первых пытался использовать в психологии математические методы ("Die Grundlagen der mathematischen Psychologie. Ein Versuch zur Nachweisung des grundlegenden Fehlers bei Herbart und Drobisch", 1865).
И.М. Кондаков

Ланге

E-mail Печать PDF

ЛАНГЕ (Lange) Карл Георг (1834—1900) — датский медик, физиолог, философ. Получил общее образование в Метрополитен-школе (1853), затем — медицинское (1859). С 1860 по 1862 г. работал врачом в госпитале Фредерика. В 1863 г. принял участие в экспедиции по Гренландии для анализа распространения заболеваний.

Вернувшись, опять работал ассистентом в госпитале Фредерика под руководством Е. Далерупа (1863—1866) и военным врачом в госпитале Альминделиг (1866—1867). С 1867 по 1868 г. Л. продолжил свое образование: обучался гистологии у К.Дж. Эберта и Г. Фрея в Цюрихе, физиологии у М. Шиффа во Франции. Провел исследования бульбарного паралича (1868), хронического полиомиелита (1874).

С 1875 г. Л. — доцент патоанатомии, читал лекции о воспалительной патологии, затем о маниакально-депрессивном психозе ("Om periodiske Depressionstilstande". 1886). С 1885 г. — профессор Копенгагенского ун-та, поч. д-р Лундского ун-та (1893). Особую известность Л. принесла его периферическая теория возникновения эмоций (Om Sindsbevaegelser.

1885) — сосудо-двигательная теория эмоций, в которой ведущую роль он отводил сомато-вегетативному компоненту. В ней эмоции трактуются как субъективные образования, возникающие в ответ на нервное возбуждение, обусловленное состоянием иннервации и шириной кровеносных сосудов висцеральных органов (такая трактовка эмоционального процесса очень близка взгляду У. Кеннона на роль кровообращения в распределении адреналина).

Эту теорию Ланге выдвинул, не будучи знаком с теорией У. Джемса (1884), поэтому она получила название теории Джемса-Ланге. Основные труды: "Les emotions", P., 1895. В рус. пер. изданы: "Эмоции", М., 1896; "Душевные движения: Психофизиологический этюд". СПб., 1896.
И.М. Кондаков

Ле Бон

E-mail Печать PDF

Ле Бон

Ле Бон Гюстав (1841-1931) - французский социолог, социальный психолог и антрополог, автор трудов по теоретической и экспериментальному естествознанию.

В области философии природы развивал идеи энергетизма. Отстаивая принцип расового детерминизма, Ле Бон доказывал неравенство различных рас и ведущую роль расовой принадлежности в развитии цивилизации. Он обосновывал преимущества социального устройства, основанного на наследственно-аристократической форме правления и соответствующих привилегиях: с этих позиций резко критиковал идеи социального равенства, демократии, а также социализма.

Все достижения цивилизации, по Ле Бону, являются результатом деятельности аристократической элиты.

Ле Бон разработал одну из первых теорий массового общества. На его взгляд, современное человечество вступает в эру масс, несущую упадок цивилизации. Массу он отождествлял с широко понимаемой толпой, которая становится главным фактором современного социального и культурного развития. Усиление значения толп в современную эпоху обусловлено промышленной революцией, ростом городов и развитием средств массовой коммуникации. Толпы делятся на разнородные (уличные толпы, парламентcкие собрания и т.п.) и однородные (секты, касты, классы).

Толпа (масса) - иррациональная разрушит, сила; поведение индивидов в ней носит эмоциональный и бессознательный характер и подчиняется действию закона духовного единства толпы. В толпе поведение индивида резко изменяется: им овладевает ощущение непреодолимой анонимной силы, нетерпимость, догматизм; одновременно он утрачивает чувство личной ответственности.

Основное значение в развитии общества и культуры Ле Бон приписывал изменениям в идеях, которые внушаются массам немногими вожаками посредством утверждения, повторения и заражения. Полит, революции он считал проявлениями массовой истерии, а среди лидеров революционных движений отмечал часто встречающиеся признаки психопатологии.

Несмотря на односторонний и поверхностный характер некоторых взглядов Ле Бона, они оказали существенное влияние на развитие теорий массового общества и массовой культуры, а также стимулировали интерес исследователей к изучению массовых сообществ и механизмов массового поведения.

Страница 693 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135