Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Карл Густав Юнг

E-mail Печать PDF

Карл Густав Юнг - биография и основные понятия

Карл Густав Юнг (26 июля 1875 - 6 июня 1961) родился в небольшом Швейцарском городке Кесвиль, в семье протестантского священника. Отец уделял большое внимание воспитанию и образованию Карла и, несмотря на относительную бедность своей семьи, он нашел возможность отдать своего сына в лучшую гимназию швейцарского города Базеля. С юных лет Карл беседует со своим отцом о религии, размышления о Боге и об устройстве мира занимают значительную часть его юношеских дневников и записок. Казалось, самой судьбой уготован ему путь священника. Однако, чем глубже изучает Карл религиозные тексты, тем чаще возникают у него противоречивые мысли о Боге и о церкви. У него все больше складывается впечатление, что протестантская церковь полностью оторвана от реальной жизни, что она выродилась в набор пустых обрядов и церемоний, не наполненных никаким внутренним смыслом. «Живой религиозный опыт следует искать не в церкви, - делает вывод Карл, - многие поэтические и философские произведения гораздо ближе к нему, чем либеральный протестантизм». Позже размышления о Боге, о религиозных таинствах станут одной из главных тем его творчества.

К окончанию гимназии Карл со всей ясностью понимает, что карьера священника ему чужда и решает изучать медицину. Он поступает в Университет, где помимо своей специальности с огромным интересом изучает философию - и древнюю, и современную. Он полностью погружен в себя, в свои собственные мысли, переживания и сновидения - они занимают его куда больше, чем события внешнего мира. Не случайно свою автобиографию он так и называет: «Воспоминания, сновидения, размышления». До последнего курса гимназии два эти интереса - философия и наука - существуют для Юнга отдельно друг от друга и вдруг, уже во время последнего семестра, он впервые открывает учебник психиатрии и с этого момента его жизнь изменяется. «Мое сердце неожиданно резко забилось, - пишет он в своих воспоминаниях, - Возбуждение было необычайным, потому что мне стало ясно, как при вспышке просветления, что единственно возможной целью для меня может стать психиатрия. Только в ней слились во едино два потока моих интересов... Здесь же коллизия природы и духа стала реальностью».

Окончив Университет, Юнг переезжает в Цюрих и начинает здесь работать в психиатрической клинике. В Цюрихе философия была не в чести, предпочтение отдавалось более практическим вещам - тому, что можно изучить научно. В этом противопоставлении - либо философия и религия, либо строгая наука - Юнг видел трагичность западного мировоззрения, «раскол европейской души». В своих трудах он стремился объединить эти два полюса, показать, что они не противоречат, но взаимодополняют друг друга и могут существовать в гармоничном единстве.

Существует еще одна область знаний, пожалуй, наиболее загадочная и таинственная и Юнг, безусловно, не мог обойти ее своим вниманием. Это - древние эзотерические знания: оккультизм, магия, астрология, алхимия... В 1902 г. Юнг пишет докторскую диссертацию под названием «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». В отличие от большинства своих коллег, Юнг не был склонен видеть в оккультизме исключительно плоды

больного воображения. Он утверждает, что многие поэты и пророки обладают способностью услышать чей-то другой голос, доносящийся из неведомых далей, и именно этому их таланту мы обязаны многими поэтическими и религиозными откровениями. Позже он находит название для этого таинственного мира, чьи голоса и образы иногда являются нам во снах или во время творческого вдохновения - он называет его коллективным бессознательным.

В 1907 г. Юнг встречается с человеком, оказавшим, пожалуй, наибольшее влияние на его дальнейшую судьбу - он становится учеником «отца психоанализа» З.Фрейда. Эта встреча стала для Юнга источником невиданного творческого вдохновения и она же привела его позднее к отчаянию и глубочайшему кризису. Идеи Фрейда о бессознательном, которое оказывается истинным хозяином человеческих поступков, определяет всю его жизнь, - эти идеи захватывают Юнга и он становится одним из наиболее преданных и талантливых учеников основоположника психоанализа. Фрейд возлагает большие надежды на своего ученика - именно в нем он видит человека, способного со временем занять его место, возглавить Психоаналитическое Общество. Однако Юнг все чаще оказывается не согласен со своим учителем, психоанализ не вмещает всех его интересов. Юнг отказывается считать главную жизненную энергию - либидо - состоящей исключительно из животных импульсов (секса и агрессии). В 1912 г. он пишет книгу «Трансформации и символы либидо». Идеи этой его работы во многом противоречат взглядам Фрейда и с этого момента начинается их разрыв. Фрейд возбуждает судебный процесс против бывшего ученика и требует, чтобы Юнг изменил название своего метода, поскольку его работы не могут быть названы психоанализом. Юнг выполняет это требование и с этого момента он становится основоположником своего собственного направления - аналитической психологии.

1912 г. становится для Юнга началом тяжелого психологического кризиса. По его собственным словам, он был близок к безумию. Образы коллективного бессознательного вторглись в его жизнь, принеся с собой кошмарные видения. Юнгу мнились потоки крови, заливающие всю Европу, крушение мира. Эти видения прекратились лишь в 1914 г, с началом 2-й мировой войны, когда эти зловещие образы стали реальностью.

Дальнейшая жизнь Юнга полностью посвящена изучению коллективного бессознательного и его архетипов. Юнг много путешествует, изучает первобытные культуры и миры древних цивилизаций. Все его труды направлены к одной цели - возвращению человеку утерянной целостности, объединению внутреннего мира и внешнего, науки, религии и мистики, мудрости Востока и Запада. Аналитическую психологию он называет «западной йогой», или «алхимией двадцатого века». Он глубоко убежден в том, что каждый человек - это не только биологическое существо, наделенное инстинктами и рефлексами, человек в не меньшей степени принадлежит и миру духа - он несет в себе опыт культуры, религии, научных традиций. «Психология - это одна из немногих наук, вынужденная принимать в расчет духовное измерение», - пишет он. Духовный опыт предков передается из поколения в поколение при помощи архетипов - универсальных образов коллективного бессознательного, общих для всех людей. К этому выводу К.Г.Юнг приходит, изучая народный фольклор, а также - работая со сновидениями самых разных этносов и культур.

На основе своих исследований К.Г.Юнг предлагает свою собственную схему строения человеческой психики. Он пишет, что человеческая душа подобна айсбергу: лишь малая ее часть видна на поверхности, а большая - скрыта в глубинах бессознательного. То, что человек предъявляет ежедневнов общении с другими - это его персона (маска). С ней чаще всего отождествлено его эго. Но, помимо этого, человеческая психика включает в себя тень (неприемлимые переживания и мысли о самом себе), аниму или анимус (представление об идеальном партнере противоположного пола), самость (глубинное ядро личности, наделяющее жизнь смыслом), а также - целый ряд архетипов ( Великая Мать, Вечное дитя, Мудрый старец и др). Путь самопознания, движение от эго к самости Юнг назвал индивидуацией.

Работы Юнга оказали огромное влияние на современную культуру. К примеру, книга Г. Гессе «Степной волк» написана под впечатлением психотерапевтических сеансов, которые автор проходил у Юнга. Влияние идей о коллективном бессознательном и присущих ему архетипических образах можно увидеть во многих художественных произведениях и кинофильмах.

Аналитическая психология получила свое развитие в самых разнообразных направлениях. Психотерапевты юнгианского направления продолжают изучение практической психологии в сочетании с культурологией, религией и эзотерикой. «Полнота жизни закономерна и не закономерна, рациональна и иррациональна - писал К.Г.Юнг, - Психология, удовлетворяющая один лишь интеллект, никогда не является практичной; ибо целостность души никогда не улавливается одним лишь интеллектом».

Келли

E-mail Печать PDF

КЕЛЛИ (Kelly) Гарольд Г. (р. 1921) — американский социальный психолог, один из разработчиков теории атрибуции. Образование получил в Калифорнийском ун-те Беркли (бакалавр, 1942; магистр, 1943) и Массачусетском технологическом ин-те (д-р философии, 1948). Профессиональную деятельность начал с преподавания в Калифорнийском ун-те Лос-Анджелеса (профессор кафедры психологии) и ряде других ун-тов.

В 1965—1966 гг. К. — президент одного из отделений АРА; в 1969—1970 гг. возглавлял Западную психологическую ассоциацию. Был дважды награжден "За выдающийся. научный вклад" (АРА, 1971; Общество экспериментальной социальной психологии, 1981). К. наиболее известен своими исследованиями атрибутивных процессов.

Вслед за Ф. Гайдером ("отцом" теории атрибуции) К. полагал, что в процессе атрибутирования мы приобретаем знания, которые помогают нам сформировать суждение, влияющее на наше поведение. ("Attribution theory in social psychology". In D. Levin (ed) "Nebraska Symposium on Motivation", 1967).

Все возможные изменения поведения человека, по мнению К., зависят от времени, места, различных действующих лиц и различных целей поведения. Знание о возможном изменении поведения, считает К., возникает из трех источников: консенсуса, своеобразия и консистентности. ("Causal shemata and the attribution process" / In: "Attribution: Perceiving the Causes of Behavior", 1972).

Консенсус показывает, насколько одинаково ведут себя разные испытуемые при воздействии одинаковых раздражителей. Своеобразие характеризует, насколько однообразно реагирует испытуемый на разные раздражители. Консистентность означает постоянство поведения испытуемого в ответ на один и тот же раздражитель во времени и при различных обстоятельствах.

В теории К. эти три параметра поведения объединяются в одну из двух моделей: внутреннюю или внешнюю атрибуцию. Если консенсус и своеобразие малы, а консистентность велика, то люди, как правило, осуществляют внутреннюю атрибуцию, решая что поведение должно соответствовать личности того, кто действует.

Если все три параметра поведения достаточно велики, то люди более склонны к внешней атрибуции, решая, что поведение должно удовлетворять других людей, а не самого деятеля. Особый тип внешней атрибуции (так называемая ситуативная атрибуция) возникает, когда уровень консистентности невысок, и чисто внешняя или чисто внутренняя атрибуция невозможны. ("Personal Relationships: Their-Structures and Processes", Erlbaum, 1979).

Теория К. находится в некотором противоречии с теориями Э. Джонса и Дж. Дэвиса, которые утверждают, что мы совершаем внутреннюю атрибуцию в отношении человека только тогда, когда наблюдаем необычные эффекты его поведения, т. е. когда его поведение непредсказуемо.

При этом Э. Джонс сосредоточивает свое внимание на концепциях внутренней и диспозиционной атрибуции, а К. уделяет основное внимание первому этапу процесса социальной перцепции, т. е. исследует вопрос, каким образом люди выбирают внешнюю или внутреннюю атрибуцию. Сходство теорий К. и Джонса-Дэвиса заключается в общей уверенности в том, что процессы атрибутирования развиваются на рациональной основе, хотя это положение часто оспаривается другими авторами.

Исследования К. всегда были связаны с анализом на межличностном уровне, который он считал пограничным между психологическим и социологическим анализом. Ключевым моментом этих его исследований стала концепция взаимозависимости, заимствованная им у К. Левина, и которую он в течение многих лет разрабатывал совместно с Дж.У. Тибо. ("Interpersona Relations: A Theory of Interdependence", with J.W. Thibaut, 1978).

В этой работе в качестве концептуального инструмента они использовали матрицы теории игр для подробного анализа взаимозависимости. К. расширил применение этого аналитического инструмента, использовав понятие "списка превращений" ("transition list"), который описывает не только контроль результатов индивида, но и перемещение из одной матрицы в другую.
Эти инструменты используются для характеристики ситуаций, с которыми сталкиваются люди, зависящие друг от друга; а также для того, чтобы выяснить, чем в силу функциональных или эволюционных причин должны руководствоваться люди для более высокого уровня приспособленности (например, забота о справедливости, общем благосостоянии, лидерстве-подчинении и т. п.). К. считал, что эти "личные" тенденции, по мере их влияния на появление в различных ситуациях, становятся основой для прогнозирования и понимания повторяющихся моделей социальных взаимодействий. Этот метод анализа оказался полезным в попытках классифицировать различия "личность" — "ситуация", встречающихся в общественных науках, а также в атрибутивных и моральных феноменах. ("The teoretical description of interdependense by means of transition lists" / J. "Personality and Social Psychology", 1984, 1947).
Л.А. Карпенко

Кеттел

E-mail Печать PDF

Кеттел

Кеттел Рэймонд Бернард родился в 1905 году в Стаффордшире, Англия. В своей автобиографии он вспоминает, что его детские годы были счастливыми и наполненными такими занятиями, как хождение под парусами, исследование пещер и плавание.

В 16 лет Кеттел поступил в Королевский колледж Лондонского университета, где обучался главным образом физике и химии. За несколько месяцев до окончания и получения диплома с отличием он обнаружил, что профессиональная подготовка по физическим наукам не отвечает его возросшему интересу к социальным проблемам. Кеттел решает посвятить свой диплом, да и карьеру, психологии.

В 1929 году он получает звание доктора философии в Лондонском университете. Будучи студентом-дипломником, он работал в качестве научного ассистента у Чарльза Спирмена, знаменитого британского психолога, разработавшего метод факторного анализа.

После получения докторского звания в области психологии в течение 5 лет Кеттел работал директором психологической клиники в Англии, после чего уехал в Нью-Йорк, где провел год, работая адъюнкт-профессором вместе с человеком большой эрудиции, теоретиком Колумбийского университета Э. Торндайком. С этого времени он остается в Соединенных Штатах. В 1938 году он поступает работать на факультет Университета Кларка, где в то время профессором психологии работал Г. Стэнли Холл, а затем в 1941 году занимает должность лектора психологии в Гарварде. В 1945 году Кеттел перешел в Университет Иллинойса, где и оставался в течение почти 30 лет в должности директора лаборатории личности и группового анализа. В 1973 году Кеттел оставил свою должность в Университете Иллинойса и переехал в Боулдер, штат Колорадо, где основал Институт по исследованию основ морали и самореализации. С 1977 года он становится консультирующим профессором при Гавайском университете, а также почетным профессором в Иллинойсе. Он все еще активно участвует в исследовательской работе и пишет научные труды.

Будучи одним из наиболее плодовитых теоретиков в области изучения личности, Кеттел опубликовал за свою карьеру около 35 книг и 400 исследовательских статей. В возрасте 92 лет Реймонд Б. Кеттелл умер 2 февраля 1998 года в своем доме в Гонолулу.

Кеттелл

E-mail Печать PDF

КЕТТЕЛЛ (Cattell) Рэймонд Бернард (р. 1905) — английский психолог, специалист в области психометрики, психологии личности, социальной и клинической психологии, психологии образования. Автор серии известных личностных опросников: 16PF, HSPQ, CPQ, ESXO. Образование получил в Лондонском ун-те (бакалавр, 1924; д-р философии, 1929; д-р наук, 1939).

После защиты докт. дис. получил место преподавателя в Эксетерском ун-те и в 1932 г. стал директором Городской политехнической клиники Лейчестера, Англия. В 1937 г. Э.Л. Торндайк предложил ему место научного сотрудника, а на следующий год Г.С. Холл — должность профессора в ун-те Кларка. В 1941 г. К. читает курс лекций в Гарвардском ун-те и там знакомится с Г. Олпортом, Г. Мюрреем и др.

В 1944 г. К. — профессор-исследователь, затем засл. профессор фак-та профессиональной психологии Иллинойского ун-та. Позднее — профессор в Гавайском ун-те. В 1961 г. К. — президент Общества мультивариантной экспериментальной психологии. В 1981 г. — почетный член Британского общества психологов.

В 1983 г. ему вручили награду АРА по психометрике, а в 1984 г. — награду департамента США по вопросам образования "За достигнутые успехи". К. был ред.-консультантом "Multivariate Behavioral Research" и консультантом во многих др. журналах. Наиболее известными являются фундаментальные работы К. в теории свойств личности.

Он строит дифференцированную сложную систему описания личности, используя для объяснения поведения лишь диспозициональные переменные, но не функциональные. К. выделил три метода исследования личности: бивариантный, мультивариантный и клинический.

Отвергая бивариантный подход за то, что он не учитывает всю совокупность сложных взаимоотношений между многими факторами, составляющими суть личности, К. останавливается на мультивариантном и клиническом методах, считая последний полезным, т. к. он позволяет наблюдать важные моменты поведения по мере их возникновения.
Для исследования личности К. разработал четыре экспериментальные методики: 1) Р-метод, позволяющий сравнивать количество баллов, полученных человеком в серии измерений в различных ситуациях на протяжении некоторого времени, 2) Q-метод, при котором по результатам большого количества различных измерений сравнивают двух людей между собой, 3) R-метод, при котором большое количество людей сравнивают по сумме баллов, набранных ими, или по результатам большого количества специальных измерений, 4) дифференциальный R-метод, при котором измерения повторяют в различных ситуациях, а затем сравнивают различия между ними.

Эти разработки К публикует в серии статей в разных психологических журналах ("Journal of Social Psychology", 1944, 19; 1950, 31; "Transactions of the New York Academy of Sciences", 1951, 14; "British Journal of Psychology", 1952, 42. Разрабатывая теорию личности, К. вводит фундаментальное понятие "диспозиции", предлагая два подхода к их различению.

Первый включает в качестве причин наблюдаемой модальности три вида диспозиций: 1) когнитивные способности; 2) темперамент; 3) динамические, т. е. мотивационные диспозиции, которые выходят на передний план в зависимости от побудительных характеристик актуальной ситуации. Второй подход предполагает анализ различий между поверхностными (внешними) и исходными (глубинными) чертами.

Поверхностные черты представляют собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в неразрывном единстве, но не обязательно имеют общую причину. Их можно идентифицировать при клиническом исследовании, опрашивая людей по поводу того, какие характеристики, по их мнению, сочетаются.

Глубинные (исходные) черты определяют то постоянство, которое наблюдается в поведении человека и формирует единый независимый тип личности. Эти черты можно выявить, по мнению К., только мультивариативными статистическими методами. Для решения вопросов, связанных со структурой личности, К. (совместно с Ч.Э.

Спирменом) применил факторный анализ и использовал данные, полученные с помощью трех методов: оценочного, анкетирования и объективного измерения поведения.
В результате этой работы была создана серия опросников 16PF и личностных блоков ОА (Objective Analytic).

Чтобы выяснить роль наследственности и факторов окружающей среды для структуры личности, К. разработал многофакторный анализ абстрактных отклонений от нормы (MAVA, 1960), который был значительным шагом вперед по сравнению с традиционными методами того времени. В 1960-е гг. начал серию исследований природы и структуры способностей.

Согласно его взглядам способности имеют иерархическую организацию. На вершине пирамиды находятся G — общие способности; ниже располагаются уровни все более узких способностей; в основании пирамиды располагаются специфические способности (в трактовке Спирмена).

На основании эмпирических данных К. утверждал, что существуют двадцать видов первичных способностей и шесть видов вторичных. В более поздних работах К. стал применять динамическое исчисление (систему математических формул для оценки мотивационных факторов поведения) для того, чтобы ввести количественные оценки в психоанализ.

Их использование позволило психиатрам измерять желание и состояние пациентов (в "эргах") при помощи теста мотивационного анализа. Это исследование обеспечило определенное статистическое обоснование концепции влечений и структуры эго. К. автор большого количества статей и книг, в том числе "Personality and Learning Theory", v. 1, 2. 1979; "The Inheritance of Personality and Ability", 1982; "Handbook of Personality: Theory and Research" / ed L.A. Pervin /, 1990 и др.
Л.А. Карпенко

Коган

E-mail Печать PDF

КОГАН Владимир Михайлович (1903—1985) — российский психолог, специалист в области афазиологии, патопсихологии, дефектологии, психологии труда. Д-р психологических наук (1963). Окончил Московский медико-педологический ин-т (1925) по специальности "педология". Ученик (аспирант) Л.С. Выготского (1925—1929). Профессиональная деятельность в качестве психолога началась под руководством И.Н.

Шпильрейна в 1923 г. в Лаборатории промышленной психотехники НКТ СССР. Занимался профессиографией, рационализацией рабочих мест, профессиональной подготовкой, психологическими проблемами нормирования труда, исследованием трудовой мотивации ("Психологический анализ профессий с точки зрения обучения" // Кадры социалистической промышленности, 1931).

Одним из первых отечественных психологов изучал влияние обратной связи на эффективность труда. Опыт, накопленный в области психологии труда и промышленной психотехники, К. использовал в теории и практике врачебно-трудовой экспертизы. ("Принципы психологического изучения изменения работоспособности у нервно-психических больных" // Проблемы врачебно-трудовой экспертизы.

1935; "Трудоустройство психически больных". Инструктивно-методические материалы по вопросам ВТЭ и трудоустройства. Сб. № 2. 1940). Возглавлял психологическую лабораторию Центрального ин-та экспертизы трудоспособности инвалидов (ЦИЭТИН) (с 1934 по 1972).

Диагностику и прогноз трудоспособности К. строил на основе понимания психологической сущности труда, рассматривая целенаправленность и произвольность в качестве основных свойств трудоспособности, а социальную природу труда — как ведущую характеристику, определяющую принципы формирования, восстановления и оптимизации работоспособности. Подчеркивал доминирующую роль сознания, произвольной регуляции в компенсации дефектов ("Роль сознания в процессе компенсации" / Организация труда и трудоустройства инвалидов, 1948).

Систематизация дефектов работоспособности и знание мира профессий позволили К. разработать психологическую классификацию профессий в целях трудоустройства инвалидов.
В годы ВОВ, работая в эвакогоспиталях, занимался восстановлением боеспособности раненых и трудовым обучением инвалидов войны вследствие черепных ранений и ранений верхних конечностей.

В послевоенные годы К. — организатор трудоустройства инвалидов войны, занимался восстановительным обучением при афазиях вследствие ранений черепа. На эту тему защитил докт. дис.: "Восстановление речи при афазии" (1962). Создал метод диагностики снижения умственной работоспособности.

В соответствии с тремя группами инвалидности выделил три степени снижения умственной работоспособности, не специфичные для различных заболеваний. К. — автор ряда экспериментальных методик исследования умственной работоспособности, ставших классическими в практике врачебно-трудовой экспертизы. ("Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы", тт. 1—3, ред. и соавт., 1969, 1971, 1974).
В.В. Болтенко

Страница 692 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135