Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Рикер

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

РИКЕР (Ricoeur) Поль (р. 1913) — французский философ и филолог. Один из лидеров герменевтики. Д-р филологии, профессор Парижского университета (1956). Почетный президент Международного ин-та философии. Поч. профессор Сорбонны и ун-та Нантера.

Поч. профессор религиозной школы Чикагского университета. Академик академии гуманитарных исследований (1996, Москва). Чл. редкол. журнала "Метафизика и мораль". После окончания фак-та гуманитарных наук работал преподавателем в различных лицеях (1933—1939). Испытал влияние идей З. Фрейда, Ф. Де Соссюра, Э. Мунье, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и Г. Марселя.

Посещал семинар Ж. Лакана. В 1939—1945 гг. воевал против нацизма. В 1945—1948 гг. работал в Национальном Научно-исследовательском институте. В 1948—1956 гг. преподавал историю философии на филологическом фак-те Страсбургского ун-та. В 1956—1969 гг. преподавал философию на филологическом факультете Парижского унта. В 1955—1960 гг. опубликовал работу "Философия воли" (т.

1 "Произвольное и непроизвольное", т. 2 "Человек, способный грешить", т. 3 "Символика зла"), в которой развил представление о воле как "предельной изначальности человека", способного наделять смыслом окружающую его действительность. Разработал теорию интерпретаций, в которой герменевтическое истолкование текста выступает как диалектическая совокупность самосознания, философской рефлексии и бессознательных намерений.

В 1965 г. издал книгу "Об интерпретации. Эссе о Фрейде", в которой предложил понимание психоанализа как интерпретации. Оценивая психоанализ как "археологию субъекта", считал, что он должен подвергнуться герменевтической модификации, в результате которой будут преодолены энергетическая концепция и свойственный ей способ речи, что создаст предпосылки для изживания натурализма и перехода к культурно-историческому анализу антропологических проблем.

Подчеркнул важность идеи З. Фрейда о тотальности психических явлений и значении психоанализа как инструмента рефлексии и модификации современной культуры.
Разработал собственную версию феноменологической герменевтики как метода гуманитарных наук, обеспечивающего истолкование человеческой культуры и мира. Осуществил герменевтическую интерпретацию психоанализа.

Автор книг: "Карл Ясперс и философия существования" (1947, совместно с М. Дюфреном), "Габриэль Марсель и Карл Ясперс. Философия таинства и философия парадокса" (1948), "История и истина" (1955), "Фрейд и философия" (1965), "Конфликт интерпретаций.

Очерки по герменевтике" (1969), "Живая метафора" (1975), "Время и повествование" (1983—1985, в 3-х тт.), "В школе феноменологии" (1986), "От текста к действию. Очерки по герменевтике" (1986), "Я как другой" (1990), "Книга для чтения: 1. О политике" (1991), "Книга для чтения: 2. Страна философов" (1992), "Критика и убежденность" (1995), "О справедливости" (1995), "Интеллектуальная автобиография" (1995) и др. В рус. пер. издано: "Герменевтика. Этика. Политика", М., 1995.
И. Овчаренко