Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Наказание ребенка

E-mail Печать PDF

Наказание ребенка. Бить или не бить?

Каждый родитель когда-либо сталкивается с проблемой наказания своего чада. Возможно, читатель удивленно пожмет плечами. Да, есть такие. Как правило, те родители, возраст детей которых не превышает 8-9 месяцев. Поскольку именно в этом нежном возрасте малыш начинает не просто познавать мир, но и активно создавать проблемы родственникам.

Если раньше ваше чадо смиренно наблюдало за действиями родителей, то теперь пришло время практики накопленного опыта. И вот уже ваше уютное гнездышко становится полигоном для испытания посуды на прочность, опустошения маминой косметички и выяснения цвето-вкусовых качеств крема для обуви. Дальше – сложнее. С возрастом кругозор малыша расширяется, что позволяет ему развиваться дальше, а вам – или мириться с разрушительными последствиями, или воспитывать.

Конечно, наказывать за разбитую посуду не стоит, но к 5-6-летнему возрасту ребёнок должен быть знаком с понятием дисциплины и порядка. Поэтому поощрение и наказание становятся важными помощниками воспитателя.

Сразу оговоримся, что понятие наказание – весьма многогранное, и его содержание отнюдь не сводится к ставшим уже классическим «поркам». Скажу более, порка – в принципе недопустима. Но об этом позже.

Преступление и наказание

Ещё классик Федор Михайлович обозначил, что наказание следовать должно, но следовать за тем, что вы называете нарушением. Поэтому, прежде чем оттачивать своё педагогическое мастерство, определите рамки, которые малышу нельзя нарушать.

Например, если ребёнок исследует мир (рисует на обоях или кашей на столе, бегает по лужам), ваше наказание (запрет, исчезновение карандашей, кормление с ложки в знак протеста творчества) может повлечь уничтожение творческих порывов. В результате в будущем вас ждёт вялый и безынициативный подросток, у которого в детстве отбили желание творить. С другой стороны, стремление к познанию часто гранит с опасными для жизни и здоровья моментами (игра вблизи дороги, желание потрогать горячее, прикоснуться к огню). В этом случае необходимо спокойно, четко и понятно объяснить, что это нельзя. В крайнем случае, необходимо увести ребёнка от источника опасности. Но ни в коем случае, нельзя прибегать к насилию. Поверьте, ваше годовалое чадо ещё не понимает слово «опасно». И за это вам большое спасибо. Конечно, трудно на протяжении длительного времени объяснять, что можно и нельзя. Но ведь мы – родители!

Таким образом, ребёнок должен четко осознавать границы дозволенного. Согласитесь, сложно ждать этого от малыша. Только тогда, когда ребёнок нарушил правило (не убрал игрушки, хотя обычно делает это, нарочно что-то сломал или причинил вред кому-то), можно рассматривать вопрос о наказании.

Классики педагогики настоятельно рекомендуют никогда не наказывать в ярости или плохом настроении. Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. И ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разбитую вещь. Из своих карманных денег хотя бы частично возместить стоимость причиненного кому-либо ущерба.

Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл, о чем мы уже говорили. Но третье и, по всей видимости, главное значение заключается в снятии вины. «Провинность» представляет собой определенное отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает.

Из этого следует, что если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих на нас приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее.

Наказывая малыша, необходимо обдумать, насколько ваше лишение или запрет возымеет действие. Скажем, есть дети с ранимой психикой, которых достаточно просто пожурить, правда, такие редко совершают «преступления». Грозное наказание или ожесточит их, или озлобит против родителей.

В качестве наказания лучше использовать лишение чего-либо важного для ребёнка, но не жизненно необходимого. Ни в коем случае нельзя лишать еды (в случае, если ребёнок сознательно портил её, следующий прием пищи должен быть более скромным, без деликатесов, но быть). Лучше наказать вниманием, но не перегибая палку. Не разговаривать и уж тем более не реагировать на малыша 1-3 лет просто нельзя.

Бить или не бить?

Вот уж поистине гамлетовский вопрос… Конечно, если вы, будучи родителем, являетесь ещё и Почетным педагогом России, можете смело пропустить следующий абзац, но почти каждый родитель, не имеющий подобных регалий, рано или поздно задаётся этим вопросом. Ответ однозначен. Нет!

Может, кто-то захочет поспорить. Принимается. Для начала аргументы:

Применяя насилие над ребёнком, взрослые пользуются правом сильного. Как правило, эффекта воспитания не достигается. Ребёнок не понимает, за что его наказали, таким образом, но твёрдо осознает: «сильный прав». Как правило, этот тезис отрабатывается на более слабых детях или животных.
Применяя насилие над ребёнком, родители оправдывают своё плохое настроение или неумение справиться иным образом. Свою душевную слабость взрослый стремится прикрыть «глубиной содеянного».
Применяя насилие над ребёнком, взрослые растят психически нездоровую личность. Психологические последствия таких наказаний могут быть самыми разнообразными. Чем младше ребенок, тем больше вероятность того, что в результате систематических избиений у него возникнет задержка физического, психического и речевого развития, неврозы. Из-за того, что ребенок не знает, когда будет следующая экзекуция, у него развиваются симптомы, обусловленные стрессом: тревога, головная боль, психосоматические расстройства. Такому ребёнку трудно сосредоточиться на игре или школьных занятиях, поскольку он не знает, он постоянно находится в ожидании нападения.

Единственный вариант физического воздействия, который не вызывает сомнения, – это обуздание «разбушевавшегося» ребенка, но здесь речь идет о классическом «шлепке по попе».

Ни в коем случае нельзя наказывать:

– за естественную познавательную активность – например, ребёнок берет в рот предметы, тычет пальчиком в разные дырочки или хочет познать функции какого-то предмета, т.е. сломал игрушку (свою или чужую – не нарочно), изучает свои половые органы;

– за возрастные и физиологические особенности – неусидчив, невнимателен, не желает засыпать, не хочет есть;

– за отсутствие опыта поведения в той или иной жизненной ситуации – не попросился на горшок и описался; плюется или дерется, если ранее ему не объяснили, что это плохо; отнимает игрушку; боится идти к врачу;

– за проявление естественного чувства – ревность к младшему братику или сестренке;

– за неосторожность – испачкался на прогулке, случайно пролил сок из чашки.

От себя добавлю. Наказывать не люблю, четко стремлюсь очерчивать рамки и формировать правила нашей жизни. Прежде всего, для взрослого окружения. Верите или нет, но именно взрослые чаще детей делают так, как проще и удобно им: не хочется стирать испачканные красками вещи, не хочется вытирать пролитую воду, менять свой распорядок дня...

Взрослые, не капризничайте, чаще прислушивайтесь к своему малышу. И может, тогда слово «наказание» реже будет встречаться именно в вашей с малышом жизни.

Автор - Татьяна Юрина
Источник

Обновлено 04.11.2014 10:06

Напитки для детей от 0 до 3 лет: есть ли разнообразие

E-mail Печать PDF

Напитки для детей от 0 до 3 лет: есть ли разнообразие?

Разнообразие напитков сегодня огромное, аж глаза разбегаются: что же выбрать для малышей первых лет жизни?

Ребенок грудного возраста, естественно, пьет только молоко мамы или молочную смесь. С грудным молоком все понятно: маме нужно кушать больше витаминов, меньше аллергенов и чаще отдыхать, чтобы молочко получилось вкусным, полезным и в нужном количестве. А вот со смесью вопрос – какую лучше подобрать?

Смесей выбор большой не только от разных фирм-производителей, но и по видам – есть обычные молочные, есть безмолочные, есть кисломолочные, есть гипоаллергенные, есть антирефлюкс, есть низколоактозные и много других. Какую именно подобрать для конкретного ребенка, подскажет только врач. Это дело сугубо индивидуальное.

Грудничку можно давать немного водички – например, летом, в жару. Ребенку постарше – можно чаще. Кипяченая или бутилированная? Возможен и тот, и другой вариант.

А дальше малыш растет, и появляются в его жизни новые напитки. После полугода можно давать сок, после восьми месяцев – кефир. После года ассортимент значительно расширяется: это и молоко, и ряженка, и йогурт, и морс, и компот, и кисель, и чай, и сбитень (облегченный вариант), и какао, и отвар шиповника, и домашний лимонад. Остановлюсь на каждом немного подробнее.

Сок

Для детей до года сок желательно покупать в стеклянной таре. Она экологически более безопасна, да и вы при покупке видите, что вы покупаете. Сок, естественно, должен быть гомогенизированный. Но можно отжать его и самим, дедовским способом: очистить от кожуры, например, яблоко, натереть его на терке и отжать через стерильную марлю. С одного яблока получится немного сока, но малышу до года больше и не надо. Зато каждый день сок будет свежий.

Кефир

Его нельзя давать ребенку тот же самый, который вы берете для себя. Или специальный детский, или из молочной кухни. То же касается и ряженки, и молока, и йогурта.

Морс

Напиток одновременно простой и гениальный. Его можно делать из любых ягод по сезону: вишня, малина, клубника, смородина. Можно из яблок, груш, абрикосов. Вариантов масса. И рецепт прост: хорошо промыть ягоды, размять их в кастрюле, добавить кипяченой воды, размешать и процедить. Полученный сок развести холодной (кипяченой) водой и добавить сахар по вкусу.

Компот

Его можно варить как из свежих фруктов и ягод, так и из сушеных. В зависимости от времени года. Фрукты и ягоды можно комбинировать в различных вариантах по вкусу вашего ребенка.

Кисель

Очень вкусный напиток, но ввиду того, что в его основе – крахмал, не стоит давать его ребенку чаще двух раз в неделю.

Чай

Черный или зеленый, но без добавок и некрепкий. Очень хорошо добавить в него молоко. Можно сахар, но немного. И ни в коем случае не следует давать детям до трех лет кофе. Он слишком сильно возбуждает нервную систему ребенка, которая еще не сформировалась полностью.

Сбитень

Для деток его можно приготовить простенький: мед и воду перемешать, прокипятить, процедить и, остудив, угостить ребенка.

Какао

]
Напиток очень приятный и легко готовится: молоко налить в кастрюлю и поставить на огонь. Пока закипает, в кружке развести в небольшом количестве воды какао-порошок и сахар так, чтобы не было комочков и осадка. Все это добавить в кипящее молоко. Довести до кипения – и все готово.

Отвар шиповника

Сухие плоды шиповника вы найдете в любое время года в любом магазине фруктов. Но особенно он полезен (богат витамином С) осенью и весной, когда нас атакует авитаминоз и слякотная погода. Как готовить: сухие ягодки промыть, залить водой и кипятить минут 10–15. Затем дать остыть и процедить через марлю. Потом добавить сахарный сироп по вкусу, хотя можно и не добавлять – получится нейтральный вкус. Просто, вкусно и полезно.

Домашний лимонад

Лимон помыть, выжать из него сок в соковыжималке или размельчить в блендере. Залить кипятком, добавить сахар, размешать. Дать настояться. Примерно через час напиток немного остынет, и его можно будет процедить. Лимонад готов.

В заключение хочу добавить, что маленьким детям нельзя давать новые продукты сразу в большом количестве, это касается и напитков. Начинать нужно с чайных ложечек и смотреть на реакцию организма ребенка. Любой продукт, необязательно мед или клубника, может вызвать у ребенка аллергию. Все организмы разные, и реакция на разные продукты может быть непредсказуема. Поэтому, милые мамы, готовьте ребенку разнообразные напитки, но всегда помните о главном правиле – начинать с малого!

Здоровья вам и вашим деткам!

Автор - Марина Ферфецкая
Источник

Обновлено 04.11.2014 10:06

Наши дети: гиперактивность или просто активность

E-mail Печать PDF

Наши дети: гиперактивность или просто активность?

Неспособность сконцентрироваться, неумение быть внимательным, вспыльчивость, граничащая с жестокостью, – все чаще мы видим детей, для которых такие проявления стали нормой. «Гиперактивность» – нашли мы подходящее определение проблеме. Теперь ее можно и лечить.

Заменив элениум на риталин, мы двинулись в наступление на собственных детей, стремясь не упустить момент в самом начале, не дать развиться, подавить и победить. Но можно ли вот так, таблетками, победить эту болезнь? Борясь с ее симптомами, а не с причиной? Да и болезнь ли это?

Вспомните, раньше таких детей были единицы, их объявляли – вы только вдумайтесь! – отстающими в развитии, запирали в специнтернаты, и вопрос таким образом решался сам собой: с глаз долой – из сердца вон, и мы продолжаем уверенно шагать в светлое будущее.

Сегодня же, когда проблема приняла угрожающие размеры (ведь по некоторым оценкам синдромом дефицита внимания и гиперактивности страдают до 20 процентов детей в возрасте от 6 до 16 лет) и мест в специнтернатах перестало хватать, гиперактивность решили объявить болезнью. Правда, не все.

Например, психиатр Сидни Уокер III, автор книги «Капля здравого смысла», считает, что гиперактивность – не болезнь, а «преступная фальсификация докторов, не имеющих понятия о том, что на самом деле происходит с детьми». Однако большинство пугает нас ужасными последствиями этого синдрома – вплоть до нарушения умственных способностей и развития склонности к наркомании и преступности.

Выводы из этого предполагаются очевидными: не прислушаетесь к нам сейчас – не зовите на помощь впоследствии, когда вас будут грабить, убивать, насиловать. Сами виноваты, мы вас предупреждали. И вот уже запущен конвейер на полную мощность, производя препараты, подавляющие, а зачастую просто калечащие, молодой организм.

На самом же деле, повышенная (гипер-, как ее принято сегодня называть) активность молодежи никакая не гиперактивность. Это естественное состояние поколения, вышедшего на следующий этап развития желания получать удовольствия.

Ведь в основе всех наших действий (что бы мы ни делали!) лежит желание ощутить в себе приятное наполнение, слабое проявление которого мы называем удовольствием, а сильное – наслаждением. И всю жизнь мы бессознательно, хотя иногда и осознанно, ищем наибольшее наполнение, стремясь затратить при этом минимум усилий.

Нынешнее поколение в этом плане ничем не отличается от предыдущих. Получив с рождения большее желание, оно отвергает наполнение прошлого уровня (кстати, тем самым порождая пресловутую проблему отцов и детей), потому что просто не может получать удовольствие от того, что услаждало их родителей.

Это желание наполниться, более мощное по сравнению с родительским, и заставляет их быть намного активнее в поиске. Им нужно все, здесь и сейчас. Тратить годы на достижение каких-то долгосрочных целей – не для них. Отсюда их неусидчивость, вспыльчивость и нетерпение. Просто проявляются они сегодня в наших детях с большей силой.

Вообще-то, все эти качества были присущи молодости во все времена. И во все времена родители почему-то не уставали удивляться непохожести на них подрастающего поколения. «Да-а, мы в ваше время были другими!» – пожалуй, нет человека, который хотя бы раз в жизни не услышал это от старших. Так всегда было, есть и будет. И все же есть в нынешнем молодом поколении одна особенность, которая кардинально отличает его от всех остальных.

Наши дети все настойчивее ищут способ развития в себе уровня «человек». Наполнение нижнего, так называемого, «животного» уровня: деньги, слава, знания – их не может удовлетворить в принципе. А поскольку старшее поколение иного предоставить им не может, они защищаются от него всеми имеющимися у них средствами.

Пока это происходит неосознанно и выглядит как проявление болезни, но придет время, когда вопрос в них будет сформулирован четко, и они придут к нам, взрослым, с требованием на него ответить. И вот тогда нам было бы очень желательно иметь хотя бы приблизительный ответ на него.

Сегодня у нас еще есть время для того, чтобы перестать делать из наших детей больных, прекратить пичкать их риталином и заняться поиском правильного подхода и к воспитанию, и к образованию, и вообще к жизни. А уж жизнь нам в этом поможет.

Автор - Игорь Дион
Источник

Обновлено 04.11.2014 10:06

Немного о вреде памперсов

E-mail Печать PDF

В нашей стране  памперс появился около 10 лет назад. Казалось бы, мамочки наконец могут быть ограждены от хлопот с бесконечной стиркой. Но  как бы не так — одновременно с появлением памперсов поползли слухи об их вреде. В чем только не обвиняли однopазовый подгузник! Но время все расставило На свои места, отвечая на эмоции лишь голыми фактами и цифрами. Прежде чем разобраться вредны ли памперсы или нет, давайте pазберемся что же собой  он представляет
Современный памперс представляет собой своеобразный  “3-слойный пирог”:первый, внутренний слой состоит из материала, ограждающего кожу ребенка от влаги (этакий “полупроводник” — вход oткрыт, а выхoд— закрыт),
второй, средний - из геля и целлюлозы, концентрирующих мoчу и каловые массы, третий, наружный действует как прокладка, препятствуя вытеканию влаги на одежду крохи. Средний вес сухого (или, правильнее сказать, пустого) подгузника около 50 граммов.

Пожалуй, самые устoйчивые и распространенные слухи ходят о губительном воздействии пампеpсов на половые органы мальчиков. Дескать, в “тепличной” атмосфере поражаются ткани яичек, что в будущем чревато бесплодием. Однако эта мрачная теория “парникового эффекта” абсолютно не подтверждается реальными даннами.  Между тем проведенные исследования показали, что средняя температура внутри памперса никак не изменяется по сравнению с марлевым подгузником! Пoэтому все разговоры о будущем бесплодии из-за пампеpсов несостоятельны.

Еще одно обвинение в адрес памперсов заключается в том, что, мол, из-за памперсов ребенок позже приучается к горшку. В целoм, это не так уж и далеко от истины. У ребенка, котopый не чувствует мокрых штанишек, угасает соответствующий рефлекс — он перестает сигнализировать о потребности опорожниться. Но это вовсе не значит, что малыш теряет контроль над своими отправлениями. Просто проситься на горшок он начинает на один-два месяца позже.  Тогда можн днем можно приучать ребенка к горшку. А ночью лучше дать ему спокойно поспать: ведь механизм привыкания к горшку во сне все равно не закрепится, а плохой сон ребенка станет реальностью.

Молодые мамы, взвесив все “за” и разобравшись, что “против” практически не существует, склоняются к использованию памперсов. Чем стоять над тазом с пеленками или ползунками, конечно, лучше посвятить это время и все свои силы малышу. Не пропустить его первую улыбку или еще нечеткое “ма-ма”.  Просто надо идти в ногу с прогрессом. А растить детей всегда было не легко. Ну думаю, что теперь вы разобрались в том вредны ли памперсы или нет.

Источник: Советы медиков

Обновлено 04.11.2014 10:06

Неприличные игры малышей

E-mail Печать PDF

Нет смысла отрицать, что каждый ребенок в своем развитии проходит определенные этапы. К этим этапам можно отнести и так называемые сексуальные игры ребенка. Но это на проявление распущенности , а познание своего тела.

Каждая мама у которой есть или были маленькие дети замечает, что иногда, обследуя свое тело малыш изредка прикасается к гениталиям. Обычно, приятные ощущения, которые он при этом испытывает, заставляют его возвращаться снова и снова к обследованию.

Некоторых родителей этот факт очень беспокоит. Но у родителей не должно быть поводов для беспокойства, если они достаточно внимательно относятся  к ребенку. Не оставляют его надолго одного. Познавательная активность ребенка в возрасте одного- двух лет очень велика и их внимание очень легко переключается  с одного объекта исследования на другой. Малыши вдруг начинают понимать, что мочатся они через пенис например и пытаются овладеть навыком пользования им. В процессе овладения пытаются овладеть различными приемами пользования. Например: пописать на собаку или в бутылку. Или сравнить, как писают девочки, а как мальчики. Все это вполне нормально. И не стоит  особенно акцентировать на  этом внимание.

В последствии у малышей может появиться желание поиграть в “больницу”, “ В маму и папу”. При этом раздеваются , как положено у врача, или изображают спящих вместе родителей. При этом для них неважно даже порой какого они пола. Играть могут ,как однополые, так и разнополые дети.

При этом родителям важно проследить, чтобы дети были одного возраста и развития. Так как  в случае большой разницы имеется опасность, что младший подчинится старшему и не сможет оказать сопротивление, если ему что-то не понравится.

Родителям также необходимо проследить, чтобы интерес к половому развитию не затмевал все остальные интересы ребенка. Расспрашивать малыша о том, как  они сегодня играли? Кто был доктором? Кто пациентом? Какие процедуры назначал врач? .

Если все ответы вас удовлетворят и Вы не увидите в этих играх ничего подозрительного, можете оставить своего ребенка в покое. Это позволит Вам ненавязчиво осуществлять контроль за его познавательными процессами. Главное в этот период не потерять доверие малыша и не внушить ему страх перед наказанием. Наказание способно обострить интерес ребенка к таким играм для того, чтобы понять чем же так плоха эта игра и чем она отличается от других.

Обязательно сами поиграйте с ребенком в больницу. При этом объясните какие процедуры можно делать, а какие  нет. Объясните, что своим телом он может распоряжаться только сам, а никто другой. Предостерегите малыша, что нельзя засовывать посторонние предметы во влагалище, анальное отверстие, а также в нос  и в уши.

Научите ребенка более интересным играм, которые помогут ему познать окружающий его мир.

Со всеми материалы о воспитании и развитии ребенка Вы можете ознакомиться по адресу: http://www.mumidolya.ru

Обновлено 04.11.2014 10:07

Страница 89 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135