Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Преподавание русского языка в великобритании

E-mail Печать PDF

Если бы ситуация вдруг переменилась к лучшему, мы бы обрадовались, одновременно недоумевая, как бык, который одержал победу над матадором. Рассматривая эту ситуацию, мы раздельно осветим её применительно к школам и вузам.

Как во многих других странах, преподавание русского языка в Великобритании достигло самой высокой точки в 60-е годы, после запуска первого советского искусственного спутника Земли. В духе "догоняевщины", стремясь догнать и перегнать советских специалистов в космонавтике и других естественных науках, многие стали заниматься русским языком, при одобрении и поддержке правительства, полагая, что путь к успеху лежит через знание русского языка. Для преподавателей русского языка эта ситуация была неожиданной,приятной,но,ксожалению,непродолжительной. Начиная с 70-х годов количество школ, где можно было изучать русский язык, стало уменьшаться, и число учеников, сдающих школьные государственные экзамены по русскому языку, падать. Как это ни парадоксально, преподавание русского языка сохранилось преимущественно в частных школах, которые составляют весьма незначительный процент британских школ. Поэтому нельзя непременно связывать судьбу Русского языка в нашей стране с политическими соображениями, так как с идеологической точки зрения частные школы придерживаются политических взглядов, зачастую диаметрально противоположных идеологии бывшего Советского Союза. Русский язык популярен в частных школах потому, что он якобы требует незаурядных умственных способностей. Это престижный предмет, который производит положительное впечатление на родителей потенциальных учеников.

Причины. Причины уменьшающегося интереса к русскому языку надо искать в другом: в создании такой общеобразовательной систем ы в наших школах, которая была призвана увеличить число предметов, изучаемых школьниками, но на самом деле уменьшила его и серьёзно ущемила преподавание русского языка; в решении британского народа вступить в Общий рынок ( Европейский союз), в результате чего предпочтение в школьном расписании отдаётся языкам западной Европы, особенно французскому языку; в введении новой учебной программы, которая ограничила возможности изучать все языки, кроме французского; в распаде Советского Союза, наведшем некоторых влиятельных педагогов на мысль о том, что русский язык уже не нужен. Ректор одной из гимназий, где русский язык когда-то занимал видное место в школьном расписании, оправдывая решение сократить русский язык в его школе, высказал мнение, что после развала Союза "латинский полезнее русского".

Экзамены. Сказанное выше вступает в некоторое противоречие с практикой проведения экзаменов, поскольку, на первый взгляд, может показаться, что число кандидатов, сдающих школьные государственные экзамены по русскому языку, вполне удовлетворительно; более того, это число за последние несколько лет возросло. Но статистические данные скрывают истинное положение дел: суть в том, что одна треть кандидатов - дети "новых русских", которые отдали своих детей в английские школы, чаще всего школы-интернаты, где дети, по настоянию родителей, ходят на уроки русского языка. Такая ситуация не совсем нормальна: русские дети не понимают, почему они должны учиться родному языку у англичан, а кроме того, как молодые люди везде, они автоматически сопротивляются желаниям родителей; это закономерно и совсем в духе разрыва поколений, который до 1985 года якобы существовал только "там", на Западе.

Решение проблемы. Положение русского языка в британских школах оставляет желать лучшего. Можно ли спасти положение? Можно, и мы не раз спасали его, но сейчас желательно, чтобы нам помогли. Дело в том, что для преподавания нам не хватает ряда учебно-методических материалов: рабочих тетрадей, книг для чтения, плакатов, к которым учителя других языков-конкурентов (французского, немецкого, испанского, итальянского) имеют доступ. А современные дети - представители визуального поколения - отдают предпочтение тем языкам, которые располагают привлекательными и интересными учебными материалами. В распоряжении учителей французского языка, например, имеются такие видеокассеты, как Cafe de reves ("Кафе сновидений"), Clementine и Jeanna francophone ("франкоговорящая Джанна"), в которых 16-летние юноши и девушки обсуждают вопросы, волнующие всех тинейджеров: поп-музыку, любовь, каникулы и т.п. Школьникам и школьницам они очень нравятся, но всего этого нет на русском языке. Есть видеофильм "Добро пожаловать!", но учителя жалуются, что в нём трудный язык. Если бы в ходе реализации федеральной целевой программы "Русский язык", разработанной по Указу Президента России и утвержденной Правительством РФ в 1996 г., нас смогли бы снабдить учебными материалами, привлекательными для учеников, видеокассетами, красочными плакатами (которыми, кстати, Дом Книги когда-то изобиловал), я уверен, что положение русского языка в нашей стране изменилось бы к лучшему.

Подработка для студента

E-mail Печать PDF

Для каждого студента в определенный момент встает вопрос о необходимости заработать деньги самостоятельно. Причин может быть много, но зачастую – это желание быть финансово независимым от родителей, хотя бы в мелочах. Надо же девушку иногда в кафе водить или цветы дарить, а все время к родителям по такому поводу – несолидно как-то ;)

Попробуем найти работу, оптимальную для студента. Учащегося студента!

То есть речь идет не о полном рабочем дне, а, как минимум, о частичной занятости или об удаленной работе.

Что нам готовы предложить работодатели (по результатам запроса на поисковиках работы):

1. стажер в страховой/аудиторской/любой другой фирме

Это интересно, плюс оформление по ТК, обучение и карьерный рост. Основой для начала карьеры в подобных фирмах могут стать любые интересы и увлечения. К концу обучения в вашей «копилке знаний» будет достаточное количество практических навыков, чтобы «полноценное» трудоустройство (вполне вероятно, в той же компании, но на более высокой должности) уже не стало проблемой. Минусы: обычно идет комментарий типа «от 20 часов в неделю», что далеко не всегда приемлемо без потерь в учебе.

2. администратор сервера, программист, дизайнер, переводчик

Подобно предыдущему варианту, это довольно интересная работа, связанная, как правило, с увлечениями, а не с основной специальностью. Довольно легко находятся варианты и удаленной работа, и частичной занятости. Но нужно или знать языки программирования, или уметь работать в графических редакторах и подобных программах, или знать языки на приличном уровне.

3. менеджер торгового зала (гордо звучит!), официант, оператор в call-центре

Гибкий график, возможно не напрягаясь совмещать с учебой, но неинтересно и абсолютно бесполезно для мозгов и будущей карьеры. Даже готовить не научишься, будучи официантом, только таскать много тарелок на одной руке :(

4. охранник, парковщик ;)))), курьер, промоутер, расклейщик объявлений

Интеллектуальность этих занятий даже как-то обсуждать не хочется… ну только если это не должность смотрителя музея )))

5. няня (а вы любите детей?)

Дети. Шумные, тихие, непоседы и тихони – разные. Но тут нужны рекомендации, мало кто все-таки доверит свое чадо человеку с улицы… Да и предпочтение отдается, скорее, студентам педвузов .

6. вечерний секретарь, наборщик текстов

Чуть более интеллектуально, но абсолютно неинтересно. Зато скорость печати повышается в разы.

7. массовик-затейник

Работа, привязанная к определенным датам, естественно, актерские таланты приветствуются. Но работать в праздники не каждому по душе! Список можно еще продолжить, но тенденция и так понятна. В основном, это варианты, не требующие особой работы головой, но занимающие довольно много времени..

Как нельзя кстати будет мысль о помощи учащимся школы или абитуриентам, студентам младших курсов и даже взрослым (например, в изучении иностранных языков) – репетиторство. Не хочу сказать, что это работа для всех. Подумайте, каждый ли студент обладает достаточной информацией, сможет систематизировать ее и грамотно донести до ученика? Это работа для тех, кто разбирается в предмете, кто умеет терпеливо объяснять одно и то же по нескольку раз. Но в то же время, как приятно, когда вслед за трудами следуют успехи ученика! Кому-то требуется проверка домашних заданий, кому-то нужно помочь понять предмет, объяснить трудные моменты, ведь часто причина неуспеваемости кроется именно в непонимании. Что касается абитуры, то не секрет, что практически всегда нужно если не обучение, то хотя бы систематизация школьных знаний при подготовке к вступительным экзаменам. С этим вполне справится студент того ВУЗа, куда намеревается поступать ученик. Но даже если вы не уверены в своих силах, все равно вы в состоянии помочь учащемуся средних или младших классов школы с математикой, физикой или русским.

Арифметика проста: алгебра 7 класс, час работы 400-500р, за занятие в полтора часа 600-700р, в неделю 2 занятия, т.е. три часа работы в удобное для вас время - 1200-1400 в неделю, 4 недели в месяц около 5-6 т.р. за 12 часов работы в месяц. Причем сложность работы в данном случае – это проверка домашних заданий и разбор простых задач и параграфов из учебника! Часто репетиторов ищут люди, которым нужно знание иностранного языка, например, для ведения деловых переговоров. Тут может оказаться, что нужно учить «с нуля», включая грамматику, а кому-то просто помочь вспомнить язык. Все, опять же, зависит от ваших способностей. В это случае ваш заработок будет выше, да и ощутимая польза – сами языки вспомните ;)

Подводя итоги, отмечу, что работа репетитором– это, пожалуй, единственная возможность выбирать время и количество работы, получая за это деньги. На начальном этапе, возможно, небольшие, но и ваши затраты невелики, а в то же время вы всегда можете выбрать себе еще ученика=)

Подарок на день учителя

E-mail Печать PDF

5 октября г Мир отмечает День учителя. Так или иначе, каждому эта дата близка и понятна, потому что каждый из нас имеет за плечами восемь-десять лет, проведённых в стенах средней школы, с такими же, как он сам, учениками, и, конечно же, представителями самой важной профессии в мире – учителями.

Вы спросите, почему эта профессия самая важная? А как же иначе? Ведь учителя имеют дело с самой тонкой и хрупкой материей – с детскими душами. И они не имеют права на ошибку.

Мы, родители, доверяем учителю самое дорогое, что у нас есть, искренне надеясь, что он будет не только учить наших детей, но и воспитывать их в наше отсутствие. Да, именно так. Воспитательный и образовательный процессы неразрывны между собой. И когда отводим ребёнка в детский сад или школу, мы как бы даём согласие, что воспитатель и учитель заменят нашим детям нас самих. Хотя бы на время.

Вас это удивляет? Не согласны с этим? Хорошо, для примера вспомним Александра Сергеевича Пушкина. Кто с самого рождения его воспитывал? Няня. И каждый человек в нашей стране, благодаря стихам русского поэта, знает её имя. Известно, что родная мама поэта занималась им меньше всего, отношения между матерью и сыном были очень сложные, вспоминать о ней Пушкин не любил... Может быть, кто-то из Вас сейчас вспомнит, как её звали? А если бы не было Арины Родионовны, возможно, и не было бы и великого русского поэта… И раз уж тема нашей статьи связана с подарком для учителя, задумайтесь, а мог бы А. С. Пушкин за всё отблагодарить свою няню более, нежели тем, что увековечил имя Арины Родионовны в пронзительно-щемящих, добрых и лирических стихах?

Уверена, каждый из нас, сколько бы ему ни было лет, как минимум, помнит имя своей первой учительницы и имя любимого учителя по предмету, который в школе нравился больше всего. Традиционно, на День учителя, принято дарить цветы и поздравительные открытки. Дети в этот день с радостью заваливают стол классного руководителя букетами цветов. Очень хорошо, если дети заранее подготовятся к этой дате и сделают подарок любимой учительнице своими руками. Имеющиеся сегодня инструменты для творчества позволяют буквально создавать чудеса рукоделия. Дети, под руководством одной из мам, могут изготовить картину из бисера. Если каждый ребёнок выполнит по одному бисерному цветку, получится великолепный букет, который можно расположить на холсте и вставить в раму, или же просто поставить в красивую вазу, которую, между прочим, тоже можно расписать красками. Вообще, подобных идей – огромное множество. Главное, высказать идеи и суметь организовать детей на совместный труд. Сделайте это! И учитель будет Вам очень благодарен.

Наверное, этим и стоит ограничиться, не заставляя детей вручать учителям вещественные

Ознакомление детей с природой крыма

В современном мире на детей с младенчества обрушивается мощный поток информации. В том числе и о природе. В этом потоке не только полезная информация: много ненужного, лженаучного и, порой, даже вредного для детской психики. Дети средней группы спорили со мной, доказывая, что черепахи живут в канализации и ходят на задних лапах. Это они почерпнули из мультсериала о черепашках-ниндзя. Дети расскажут вам много интересного из жизни львов, ленивцев или пингвинов, но зачастую не знают названий птиц, каждый день прилетающих на их игровую площадку.

Усвоив от суеверных взрослых ложные представления о некоторых  насекомых, земноводных или пресмыкающихся, милые малыши с « праведным» негодованием топчут их ногами. К тому же дети привыкают получать информацию пассивно. Зачем делиться тем новым, что узнал ребенок, если дома есть диск, из которого папа и мама и сами могут узнать то же самое.

Меня, как воспитателя и маму, такая ситуация тревожит. А природа Крыма настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные возможности не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться и многому другому. Тем более, что, следуя основным дидактическим принципам и учитывая возрастные особенности дошкольников, ознакомление детей с природой целесообразно начинать с той местности, в которой они проживают.

Ознакомление детей с природой Крыма осуществляется в рамках задач, определенных государственной программой образования детей дошкольного возрастаю. Статья 23 Закона Украины «О дошкольном образовании» определяет требования к содержанию дошкольного образования, его реализации: «Содержание дошкольного образования определяется Базовым компонентом дошкольного образования, предусматривающим в том числе и воспитание элементов природоцелесообразного мировоззрения, развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде».

Цель дошкольного образования в сфере «Природа» (Базовый компонент) – создать благоприятные условия для формирования у дошкольника компетентности в данной сфере жизнедеятельности, сформировать зачатки экологической культуры, научного мировоззрения и экологосообразного поведения.

В связи с тем, что природные и климатические условия Крыма значительно отличаются от остальных регионов Украины, есть необходимость познакомить детей особенностями природных зон Крыма. Красота крымской природы окружает нас с самого рождения. А вот будут ли наслаждаться ею наши потомки, зависит от нас сегодняшних. Красная Книга Крыма постоянно пополняется новыми объектами природы, находящимися под угрозой исчезновения. Статья 29, пункт Е.  «Конвенции ООН о правах ребенка» призывает воспитывать уважение к окружающей природе.

А статья 7 Закона Украины «Об охране окружающей среды» гласит: «Повышение экологической культуры общества… обеспечивается общим обязательным комплексным образованием и воспитанием в сфере охраны окружающей природной среды, в том числе и в дошкольных детских учреждениях».

Особенности подготовки курсанта военного вуза к научно-исследовательской деятельности

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

 

Высшая военная школа в рамках реформирова­ния Вооруженных сил Российской Федерации пере­живает сложный и болезненный процесс обновле­ния. Одна из задач реформирования образователь­ного процесса в военном вузе – максимально при­близить обучение к запросам времени, помочь рас­крытию всех дарований личности курсанта и, в ко­нечном счете, подготовить специалиста, сочетаю­щего в себе широкую фундаментальную научную подготовку с глубокими всесторонними знаниями конкретной специальности, убежденного в необхо­димости добросовестного служения Родине. Акту­альность данных преобразований связана с тем, что кординальные изменения, происходящие в соци­ально-экономической структуре нашего общества, системе социальных отношений, деловых и межлич­ностных связей, предъявляют повышенные требова­ния к личности будущего военного специалиста. Помимо обладанием высоким уровнем военной и инженерной квалификации, он должен быть челове­ком самостоятельным, инициативным, умеющим нестандартно мыслить, принимать оптимальные решения и не только быстро адаптироваться к изме­нившейся ситуации, но и обладать способностью к ее творческому преобразованию, то есть быть кон­курентоспособной, нестандартной личностью. Все это составляет основу обновления современного военного образования.

Вместе с тем выявлен ряд объективных трудно­стей, которые существенно тормозят реформирова­ние образовательного процесса в военном вузе. В их числе следует назвать противоречия между инерци­онностью и консервативностью военной образова­тельной системы в целом и необходимостью ее ди­намичного развития в мобильно изменяющемся об­ществе; существующими стереотипными установ­ками в сознании кадрового состава преподавателей военных вузов и необходимостью внедрения новых подходов к решению задач подготовки армейских специалистов; реальной потребностью общества в обновлении форм и содержания подготовки специа­листов с опорой на приоритет развития личностного компонента и медленной перестройкой учебно-вос­питательного процесса в военном вузе с учетом этого фактора.

Это означает, что необходимость внедрения новых подходов к решению задач подготовки воен­ных специалистов связана, в частности, с преодоле­нием исполнительского репродуктивного стиля в учебной деятельности курсантов. Задача заключается в том, чтобы не только сформи­ровать у будущего офицера качества, благоприятно влияющие на осуществление им функций руководи­теля в работе с подчиненными, но и одновременно обеспечить его включение в процесс собственного совершенствования. В связи с этим возникает необ­ходимость поиска условий для развития и реализа­ции творческих возможностей будущих офицеров во время обучения, в том числе, и в разработке меха­низмов вовлечения студентов в исследовательскую деятельность. Научно-исследовательская работа студентов позволяет перенести акцент с процесса репродуктивного усвоения знаний на развитие по­знавательных интересов, формирование умений и навыков ведения научной работы.

Научно-исследовательская деятельность сту­дента вуза в процессе становления и реализации, как показали работы В. И. Андреева [1], В. П. Беспалько [2] В. И. Журавлева [3], Н. В. Кузьминой [4],
Н. М. Яковлевой [5] и других исследователей,
проходит определенные этапы. При этом от­мечается [2], что определенная этапность – харак­терная и даже универсальная черта любой деятель­ности. Указанная универсальность соотносима как с практической, так и с умственной деятельностью, что, в частности, особо исследовано в теории по­этапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной и в трудах их после­дователей [6]. Соответственно, подготовка кур­санта военного вуза к научно-исследовательской деятельности должна вестись с учетом такой осо­бенности становления и реализации этой деятельно­сти как ее этапность. Исходя из анализа работ В. П. Беспалько, отметим такие этапы этой деятельности, как ориентировочный, исполнитель­ный, контрольный, корректирующий этап [2] и ряд связанных с этим положений в свете задачи обуче­ния научно-исследовательской деятельности буду­щих офицеров российской армии.

Как показал анализ литературы [2, 6–8], счита­ется, что на ориентировочном этапе любой деятель­ности вы­бираются правила и методы деятельности соответст­венно поставленным целям. Анализ нашей педагогической практики показал, что на начальном (ориентировочном) этапе подготовки к научно-ис­следовательской деятельности курсантов военного вуза: а) задаются цели научно-исследовательской дея­тельности; б) указываются научные методы дос­тиже­ния поставленных целей; в) задаются правила научно-исследовательской деятельности. При этом курсанты знакомятся с такими понятиями, как «об­ласть иссле­дования», «проблема исследования», «цель и задачи исследования», «объект и предмет исследования», «гипотеза исследования», «метод исследования» и др. На этом этапе основное внимание уделяется форми­рованию потребности и умений активной поисковой деятельности, имеющей науч­ный характер. Подго­товка к проведению исследова­ния включает в себя определение ведущих понятий научно-исследова­тельской деятельности, которые соотносятся с про­цессом последовательного его проведения – от вы­бора темы до подведения предва­рительных итогов работы, т.е. определяет так назы­ваемый «прогности­ческий этап» (А. М. Новиков) [9] работы.

Как известно, научное исследование, в отличие от повседневного опытного познания, носит систе­матический и целенаправленный характер. Поэтому на этом этапе важной задачей является четкое опре­деление сферы научно-исследовательской деятель­ности – её объекта и предмета, своеобразной «сис­темы координат» исследования. Работа над любым исследованием в военном вузе начинается с опреде­ления названной «системы». Её составляют три эле­мента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Этот этап предшествует выбору темы работы.

Тема – ещё более узкая сфера исследования в рамках предмета. Выбор темы является весьма труд­ным этапом. Желательно, чтобы тема представляла интерес для курсантов не только на данный, теку­щий момент, но и вписывалась в общую перспек­тиву профессионального развития студента, т.е. имела непосредственное отношение к предвари­тельно выбранной им будущей специальности. Очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотиви­рован интересом к ней и студента, и преподавателя. Это происходит лишь тогда, когда сам научный ру­ководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения её студентом. Тема также должна быть реализуема в имеющихся усло­виях. Это значит, что по выбранной теме студентам доступны оборудование и литература. Тема иссле­дования выбирается с учетом её актуальности в со­временной науке, и здесь главную помощь студенту оказывает его научный руководитель, ориентирую­щий начинающего исследователя в степени прора­ботанности той или иной проблемы, в соответствии с чем и выбирается тема работы.

Несомненным показателем актуальности ис­следования является наличие проблемы в избранной области науки и практики. Когда и почему возникает проблема? Как правило, её появление связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи, познавать новые явления, объ­яснять ранее неизвестные факты или выявлять несо­вершенство прежних способов объяснения, при­знанных фактов и эмпирических закономерностей. На данном этапе работы не всегда можно точно оп­ределить тему исследования, пути и способы её раз­работки и осуществления. Для этого необходимо изучить научную литературу по вопросу. Как пра­вило, изучение научных публикаций проводится по этапам. Начинается с работ так называемого общего характера, т.е. таких, из которых можно полу­чить представление об основных вопросах, к кото­рым примыкает избранная тема, а затем уже ведется поиск узкоспециального материала, после чего тема обычно уточняется, изменяется.

Уточнив тему работы в результате изучения специаль­ной литературы, студенты приступают к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных момен­тов работы над исследованием. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение, быть логически не противоречивой, соответствовать фак­там. Уже в ходе разработки гипотезы, определяется цель и задачи исследования. Заметим, что деление на этапы достаточно условно, особенно в практической деятельности, какой является и дея­тельность научно-исследовательская. Тем не менее, это деление необходимо в учебных, объяснительных целях. На практике же названные этапы иногда перекрещиваются и даже ме­няются местами в зависимости от конкретной ситуа­ции исследования.

Как показывает учебная практика, на первых порах овладения навыками научной работы в вузе студентам, прежде всего, недостает опыта для её организации и опыта использования различных методов научного познания и применения традици­онных для научной практики логических законов и правил. Выбор того или иного метода исследования совершается при обязательном руководстве преподавателем, ко­торый оказывает помощь обучающимся в отборе необходимых методик исследования, знакомит студента с традиционно используемыми в конкретной науке методиками, точнее, с той их частью, которую предполагается использовать в работе.

Указанная подготовка к проведению исследо­вания может проходить как в форме спецкурса, так и в форме индивидуальных занятий. Этот этап пред­шествует собственно практической работе и явля­ется его необходимой предпосылкой.

На следующем, исполнительном, этапе деятель­ности обычно преобразуется объект или ситуация и достигается заданный целью результат [2, 9, 10]. Исполнительный этап научно-исследовательской деятельности курсантов военного вуза включает в себя: а) разработку плана исследова­ния и его реализацию; б) выбор методов исследова­ния и их использование применительно к объекту и предмету исследования; в) решение исследователь­ских задач теоретического обоснования и доказа­тельства; г) подтверждение гипотезы исследования; д) формулирование выводов. При этом рассматри­ваемый этап имеет свои, связанные с педагогиче­скими условиями военного учебного заведения, осо­бенности. Проведение исследования также включает в себя два последовательных этапа: так называемый технологический этап и аналитический, рефлектив­ный этап.

Исследование проводится по определенному плану, рабочей программе. Составляется план-про­спект, т.е. такой план, который представляет собой реферативное, более подробное изложение вопро­сов, по которым в дальнейшем будет систематизи­роваться весь собранный фактический материал. План-проспект служит основной для последующей оценки научным руководителем студента соответст­вия его работы целям и задачам проводимого иссле­дования. По этому плану уже можно судить об ос­новных положениях содержания исследовательской работы, принципах раскрытия темы, о построении и соотношении объемов отдельных её частей. Практи­чески план-проспект – это уже черновое оглавление работы с реферативным раскрытием содержания её глав и параграфов. Удобство составления предвари­тельного плана-проспекта очевидно: путем система­тического включения в такой план все новых и но­вых данных его можно довести до окончательного объема работы. Кроме того, наличие плана-про­спекта, представляющего всю работу целиком, по­зволит предварительно провести анализ её результа­тов, проверить их соответствие намеченной цели и при необходимости внести коррективы в ту или иную часть работы. В рабочей программе исследо­вания обязательно рассматриваются действия по подготовке и проведению экспериментов. С учетом специфики творческого процесса такой план преду­сматривает все, что можно предвидеть уже в самом начале исследовательской работы. Конечно, в науке возможны и случайные открытия, но нельзя строить научное исследование, ориентируясь на случай­ность. Только плановое исследование позволяет надежно, шаг за шагом, познать новые факты и зако­номерности.

С учетом изложенных положений, нами была разработана и реализована программа, в кото­рую были отобраны такие методики, как «Поиск аналогов», «Функционально-стоимостный анализ», «Алгоритм решения изобретательских задач». На­званные методики составили основную часть разра­ботанной комплексной программы формирования научно-исследовательской компетенции студентов вуза. Программа рассчитана на индивидуальный подход к студентам в процессе обучения на практи­ческих занятиях с целью вовлечения их в исследова­тельскую деятельность с дальнейшим выходом на внеаудиторные занятия. Эта программа предпола­гает, уже на первом курсе, в процессе изучения от­дельных дисциплин, использование наиболее про­стой и доступной методики – поиск аналогов. В лек­ционный материал делаются включения, рассчитан­ные на 15–20 минут, в которых излагаются сущность и этапы поиска аналогов, разновидности аналогий, примеры решения задач с использованием методики поиска аналогов. Практика показала, чтобы дать студентам краткие, но необходимые для дальнейшей работы теоретические сведения, достаточно при­мерно 3–4 таких вставки.

Комплексная программа формирования научно-исследовательской компетентности у студентов предполагает включение в содержание лаборатор­ных работ дополнительных исследовательских зада­ний, целью которых является: усиление исследова­тельского характера работ; содействие развитию исследовательских способностей студентов; целена­правленное практическое применение полученных знаний. При этом теоретические сведения по мето­дике проведения исследовательских работ сообща­лись студентам непосредственно на лабораторно-практических занятиях, где имелась возможность наглядно демонстрировать особенности и этапы проведения исследований на конкретных примерах.

Программа формирования научно-исследова­тельской деятельности студентов военного инсти­тута предполагает постепенное усложнение от курса к курсу изучаемых методик активации и стимуляции поиска решения творческих задач, проведения ис­следовательских работ. Это усложнение достигается за счет применения затрудняющих условий. В част­ности, преподавателем используются такие методы, как метод временных ограничений, основанный на учете существенного влияния временного фактора на умственную деятельность; метод внезапных за­прещений, основанный на запрещении студентам использовать в своих построениях какие-либо меха­низмы; метод новых вариантов, основанный на тре­бовании к студентам решить задачу по-другому; метод информационной недостаточности, основан­ный на том, что условие задачи представляется с не­полным количеством данных, необходимых для ре­шения; метод информационной перенасыщенности, предполагающий включение в исходное условие за­дачи заведомо излишних сведений.

На контрольном этапе всякой деятельности обычно осуществляется сравнение цели и резуль­тата деятельности [9, 10]. Контроль за научно-ис­следовательской деятельностью студентов со сто­роны преподавателя и самоконтроль создают усло­вия формирования обратной связи, которая обеспечивает регулирование научно-исследователь­ской деятельности обучающегося, внесение измене­ний в формы, методы и средства её организации. Контрольно-регулировочный компонент предпола­гает оценку и самооценку преподавателями и сту­дентами достигнутых результатов. На этом этапе уточняются и проверяются те или иные гипотезы опытным и экспериментальным путем сопоставления их с опытом и экспериментом. Анализ опыта обучения курсантов военного вуза научно-исследовательской деятельности показывает, что на этом этапе осуществляется проверка досто­верности найденного решения проблемы и опреде­ление ее значения для понимания объекта в целом; определение сферы применения решения, внедрение результатов в практику.

Наш опыт показывает, что рассматриваемый этап имеет связанные со спецификой военного учеб­ного заведения особенности. Так, структура и функ­ции научно-исследовательской деятельности опре­деляются целями подготовки студентов вуза в этом направлении. Они предполагают углубление и раз­витие профессиональных теоретических знаний, их применение на практике; прививание всем студен­там навыков постановки и проведения самостоя­тельных научных исследований; привлечение наи­более способных студентов к решению актуальных проблем образования; возможность обоснованного выбора студентами научного направления, в кото­ром наиболее ярко могли бы проявиться их творче­ские способности; воспитание в стенах вуза резерва ученых, исследователей, профессионалов.

На рефлексивном этапе осуществляется анализ и обобщение результатов выполнения плана, опре­деление уровня сформированности научно-исследо­вательских умений и навыков студентов, сопостав­ление достигнутых результатов с ранее намеченным планом, выявление нерешенных вопросов, недостат­ков в реализации плана и их причин. На этом этапе продумывается способ представления результатов исследования, отрабатываются формы представле­ния в виде статьи или тезисов, осмысливаются и прописываются возможные рекомендации по прак­тическому применению результатов, т.е. планиру­ется внедренческий этап исследования. При этом студенты осваивают способы экспертизы и пред­ставления результатов исследования – от рецензии до обсуждения в группе студентов и выступления на конференции. Заметим, что чем чаще результаты ра­боты подвергаются обсуждению в разных по составу аудиториях, тем лучше для его автора. Особенно продуктивны обсуждения в группах, где несколько студентов работали над исследованиями близкой тематики. Здесь обнаруживаются наибольшие воз­можности для продуктивной дискуссии.

На корригирующем этапе обучения научно-ис­следовательской деятельности студентов обычно происходит возврат на один из ее этапов для совер­шенствования отдельных операций [2, 6, 9, 10]. Анализ опыта работы с курсантами показывает, что на этом этапе осуществляется дополнение и уточне­ние какого-либо из ранее охарактеризованных этапов, например, уточнение задач, более разверну­тое описание результата и пр.

В соответствии с программой научно-исследо­вательской компетентности, полученные студентами в ходе исследований данные преподаватели активно используют в учебном процессе в виде иллюстра­тивного материала, полученного с помощью самих студентов. Это усиливает восприятие, делает занятие (лекцию, семинар) более эмоциональным и глубо­ким в плане изучения регионального компонента, способствует более глубокому осмыслению кон­кретных вопросов.

Формирование научно-исследовательской ком­петенции студентов военного вуза, безусловно, зави­сит от практического применения полученных зна­ний, поэтому комплексную программу подготовки студентов мы разраба­тывали с учетом материально-технической базы вуза, в рамках которого студенты проводят свою исследовательскую работу, решают конкретные задачи.

Опыт показал, что в процессе формирования указанной компетентности увеличивается объем ре­альных знаний и умений студентов в соответствии с образовательной программой вуза.

литература

1. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: КГУ, 1994. –246 с.

2. Беспaлько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии. М.: Педагогика, 1995. –336 с.

3. Журавлев В. И. Введение в научное исследование по педаго­гике. М.: Просвещение, 1988. –166 с.

4. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследо­вания: учеб. пособие. М.: Народное образование, . –207 с.

5. Яковлева Н. М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза. Дисс… кан. пед. наук. Челябинск, 1977. –192 с.

6. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Просвещение, . –97 с.

7. Краевский В. В. Методология педагогического исследова­ния. Самара: СамГПИ, 1994. –165 с.

8. Модернизация образования в России: Хрестоматия. Часть 2. СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, . –68 с.

9. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образова­тельном учреждении. М.: АПО РАО, 1998. –134 с.

Митяева А. М. Развитие индивидуальных стилей учебной деятельности студентов. Орел: Картуш, . –12 с.

 

Страница 971 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135