Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

НЛП. Проблема выбора

E-mail Печать PDF

НЛП. Проблема выбора

Когда пациент приходит к психотерапевту, он, обычно, произносит нечто близкое к: “У меня нет...( уверенности в себе, прежнего состояния счастья, желаний, настроения и т.д.) Дайте мне это”. Или “ У меня слишком много...( раздражительности, сомнений, страхов, стеснительности) Помогите избавиться”. При этом подразумевается, что человек как бы неверно устроен, либо был устроен хорошо, но что-то сломалось...Его запрос адресован человеку, который в силу своей компетентности ( он знает нечто пациенту неизвестное), может либо поставить запасную деталь, либо убрать то, что мешает.

Основной постулат, с которым подходят к пациенту психотерапевты практикующие НЛП, звучит так: в человеке есть все, что ему надо! “ Люди превосходно устроены ” - оптимистично пишут Джон Гриндер и Ричард Бендлер - классики НЛП

“...и трудности человека состоят не в ошибочном выборе, а в том, что выбор ограничен...” Одним чувством, одинаковым действием, одним и тем же состоянием - добавим мы.

Если долго и тщательно разбираться в проблеме пациента, его сиптоматике, можно много и подробно узнать о его проблеме. Можно разобрать “по косточкам” его депрессию и создать классификацию ее причин...Все это несомненно необходимо, но абсолютно бесполезно, если не узнать, как именно человек делает свою проблему и как именно он ее поддерживает. Меняя подход к проблеме пациента, нейро-лингвистическое программирование, ориентируется не на содержание ( в некоторых случаях пациенты его и не сообщают) и причины проблемы, а на процесс ее создания.

Способ создания и поддерживания, например, депрессивного состояния, может быть разным - это и представление пациентом неприятных внутренних картин, часто катастрофического характера, и вслушивание во внутренний диалог( он есть у каждого), где имеются обвинения и упреки, и сосредоточение на неприятных внутренних ощущениях...да мало ли чего еще!

Хотите создать у себя проблемы с ревностью? Вообразите, что супруг или супруга, общается с кем-то другим...Затем почувствуйте себя так, словно Вы находитесь там и все видите. Затем, когда он(она) придет домой, предъявите свои претензии. Скандал и проблема созданы. Вы это делаете не так?... В любом случае этот способ индивидуален и для того, чтобы реально помочь пациенту - его (способ) нужно понять. И тогда ... можно поступать по-другому! Причем новые способы поведения ( не менее четырех) пациент выберет сам.

А что же делать, когда пациенту чего-то не хватает? Уверенности, смелости, адекватной самооценки...и он утверждает, что этих качеств в нем и в помине не было? Что ж, можно обратиться к поведению других людей, которое незримо присутствует в опыте каждого.

Для того, чтобы научиться прекрасно делать что-то( ладить с людьми, добиваться успеха в делах, чувствовать себя свободным...) психотерапевт направляет внимание пациента не к тем, кто это делает плохо (Учиться на ошибках - это не НЛП. Здесь иной принцип - если не работает один подход, заменить его на другой!), а к тем, кто это делает прекрасно! “Тем” может оказаться и сам пациент, в опыте которого, наверняка, есть примеры прекрасного делания: уверенности в чем-то (а хотя бы и в своей неуверенности!),или доверительного и теплого контакта с другом, или...попробуйте добавить сами.

Предположим, Ваша встреча с психотерапевтом, использующим НЛП, состоялась. Вы формулируете свою проблему и, нередко,

она звучит так ... “Я не могу нормально общаться” или “Мой муж игнорирует меня”. Обращая внимание на Ваш язык и слова, которые Вы используете( а это только ярлыки какого-то, еще неизвестного, процесса), психотерапевт-профессионал не станет строить своих собственных моделей происходящего. Его задача - выяснить, какова Ваша модель: с кем Вы не можете нормально общаться, что такое для Вас нормально и как именно Ваш муж игнорирует Вас (что он делает для этого и что делаете, кстати, Вы?). Обнаружив, как Вы делаете проблему, специалист НЛП постарается найти и Ваши собственные эффективные модели решения, а они, совершенно точно, у Вас есть в других случаях. Иначе как же, не решая своих проблем, Вы дожили до этой минуты?

Итак, есть некая поведенческая модель того, как Вы делаете свою проблему. Возможно, Вы удивитесь, но НЛП считает, что это наилучший Ваш выбор в данной ситуации... (Правда, не единственный!) Почему наилучший? Потому, что таким образом Вы удовлетворяете какую-то важную для Вас потребность. После того, как она осознана, начинается совместный поиск других видов поведения, которые тоже могут удовлетворить эту потребность( например, во внимании близких, в доверии, в любви, наконец). Если же к этому процессу подключится Ваша Творческая Часть Личности ( а с ней можно договориться),то Вы найдете массу способов справиться с проблемой.

Еще одно важное, на мой взгляд, замечание. Каждый из нас имеет свои представления о проблеме, свой внутренний опыт. В силу разных причин, он вполне может расходиться с той внешней реальностью, в которой мы находимся. При этом наше поведение будет результатом ответа на внутренние представления о реальности, а вовсе не на реальное взаимодействие с окружающими. И, если Вы любите знать, какие мысли находятся в головах у других людей и что они чувствуют, такое расхождение обеспечено. И с этим можно поработать...

Вы уже, наверное, поняли, каким должен быть психотерапевт, использующий НЛП в своей практике. Принимающим, любопытным, живым, гибким, наблюдательным, заинтересованным, впрочем ... любым, чтобы это Вам пошло на пользу! Вы же можете быть такими, каковы Вы есть, и только с одним желанием - изменить в себе то, что Вам мешает. А конкретные инструменты и техники изменений - дело профессионала.

И, под конец, приведу один из советов классиков НЛП, нравящийся мне самой: “Если у Вас что-то не получается, притворитесь, только хорошенько(!), что Вы это умеете и у Вас все получится!”

Медитация. Практика обетов

E-mail Печать PDF

Медитация. Практика обетов

Практика медитаций может быт существенно усилена практикой обетов. Вообще, практически во всех эзотерических традициях обеты являлись одним из наиболее сильных инструментов психологического самовоздействия, используемых практически во всех культурах. Однако, наивысшего развития практика обетов достигла именно в индийской культуре. Махабхарата, другие индийские мифологические источники буквально изобилуют описаниями огромных духовных успехов, достигнутых благодаря обетам. В христианской традиции данная практика существенно примитивизировалась, поэтому до нашего времени дошло убеждение в том, что цель обетов - развитие воли. Однако в восточной традиции обеты используются для значительно более глубокой внутренней работы.

С точки зрения механизма оказываемого воздействия обеты можно разделить на две группы. Обеты, ограничивающие какие-либо функции человека, например брахмачарья (отказ от половой жизни), обет молчания, голодания и т.д. Человек, ограничивая какое-то проявление своей природы, добивается накопления и усиления определенной внутренней энергии, что позволяет актуализировать ее, а затем поставить под сознательный контроль.

"Как только приходит импульс что-нибудь сделать - остановись". Виджнана Бхайрава Тантра Обеты, позитивно определяющие форму поведения человека, способствуют накоплению энергии, актуализации внутренних проблем и их решению. Чем дольше длится обет, тем более глубокие внутренние проблемы вскрываются.

Криминальное внушение

E-mail Печать PDF

Криминальное внушение

Известно, что некоторые люди поддаются внушению больше, чем остальные. Они утрачивают критичность по отношению к тому, что им предлагается, испытывают ощущения, которых нет в реальности, и в некоторых случаях это может доходить до совершенно необычных вещей. Например, в психологии хорошо известен феномен „внушённого ожога“, когда человеку объявляют, что сейчас к нему прикоснутся раскалённым предметом, и, хотя прикасаются холодным, на этом месте действительно возникает ожог. Эта физиологическая реакция до сих пор не до конца понятна, но тем не менее она существует, хотя и встречается крайне редко. Кстати, к той же группе феноменов относятся случаи появления стигматов у фанатично верующих людей.

То есть человек обладает способностью некритично поддаваться влиянию другого человека или группы людей, объединённых в секту, частично утрачивая при этом индивидуальность, испытывать ощущения, не соответствующие реальности, но будучи необыкновенно убеждённым в их существовании. При этом психологам известен и феномен усиления внушаемости, когда отдельные люди объединяются в толпу, начинающую подчиняться иным закономерностям, чем индивиды, её составляющие: интеллект толпы равен не сумме интеллектов отдельных людей, а интеллекту самого неразвитого индивида этой толпы.

Что такое внушение, никто достоверно не знает — это до сих пор остаётся довольно сложной вещью. Но совершенно очевидно, что степень внушаемости человека зависит от способов, которыми человек воспринимает и обрабатывает поступающую информацию. Один из таких способов — когнитивный стиль (лат. cognitio — познавание) — исследуется современной психологией достаточно пристально. Среди параметров когнитивного стиля существует так называемая полезависимость/поленезависимость, т. е. способ обработки информации, при котором человек ориентируется не на качество стимула, а на условия, в которых этот стимул ему предъявляется. Второй параметр: ригидность/гибкость. Одни люди реагируют очень ригидно: они используют один и тот же способ переработки информации, не меняя его в зависимости от обстоятельств. Другие реагируют гибко, применяя многие способы, которые к тому же достаточно разнообразны. Третий параметр: когнитивная сложность/простота. У когнитивно простых людей ограниченный набор способов оценки реальности: хорошо или плохо, почти без полутонов. Чем человек менее гибок, чем беднее набор его инструментов оценки информации, чем он больше зависит от внешних обстоятельств, „поля“, тем более он внушаем. И наоборот.

Другой источник внушаемости — значимость информации. Известны исследования, показывающие, как меняется внушаемость человека в зависимости от того, насколько значима для него сфера поступающей информации. Если нечто для человека очень важно и очень ценно, он скорее готов поверить любому доводу, чем в той сфере, которая для него является нейтральной, а поверив, будет истово отстаивать его, не особо сообразуясь с формальной логикой.

Этот феномен подметил ещё К. Маркс. Он говорил о том (я цитирую не точно, воспроизводя смысл), что если бы таблица умножения вызывала у человека такие же чувства, как деньги, то она тоже постоянно подвергалась бы сомнению.

Когда я работал психологом в онкологических отделениях, где лечились очень сложные больные, то видел подобное чуть не каждый день. Не менее половины онкологических больных, вне зависимости от их уровня образования, обращались к знахарям, к экстрасенсам. Причём на самом деле, полагаю, обращается больше — я знал лишь о тех, кто сам мне об этом сообщил. Но там всё более или менее понятно: ситуация существования на грани жизни и смерти настолько эмоционально тяжела, что человек готов поверить во всё что угодно. Во всё, что ему предлагается. Особенно, если это касается детей. Пусть знахари не помогут, он должен сделать это, чтобы потом не испытывать чувства вины за то, что не сделал всё, что возможно.

Феномен Грабового, убедившего немало людей в возможности воскрешения из мёртвых, вызван именно этими механизмами. Под словом „феномен“, естественно, я подразумеваю не его самого, а поразительную доверчивость людей, которым он пообещал воскресить близких, погибших при теракте. Понятно, что люди находятся в тяжелейшем психическом состоянии и критиковать их за это невозможно. Но непременно нужно критиковать тех, кто пользуется их несчастьем, а также тех, кто спокойно наблюдает за происходящим со стороны, способствуя обману.

Собственно, в истории человечества подобное случалось уже не раз. Как только происходят большие несчастья — стихийные бедствия, войны, потрясения, моментально появляется масса шарлатанов, целенаправленно занимающихся массовым обманом. Кстати, это явление очень точно описано в Апокалипсисе. Нашествие лжепророков происходит в то время, когда на Землю обрушивается череда страшных катастроф.

Но одновременно с мошенниками появляется немало людей, которые добросовестно заблуждаются в оценке своих личных качеств, полагая себя настоящими пророками. В большинстве своём они психически нездоровы. Но в отличие от шарлатанов, прекрасно знающих, что делают, они искренне верят, что обладают необыкновенными способностями. Очень часто вера в собственную исключительность сочетается у них с высоким энергетическим потенциалом убеждения. Нередко они становятся основателями новых религиозных учений, „мессиями“, „пророками“, около которых концентрируются поверившие им последователи, а также те, кто использует их в коммерческих целях.

Интересно (и это отмечено как историками, так и психологами), что подобные „пророки“ появляются с постоянной периодичностью, раз в несколько лет. Так кто же прежде всего попадает под их влияние? Чтобы разобраться в этом вопросе, поговорим о вещах, знакомых обывателю намного ближе.

Цыганский гипноз

Многих удивляет, что малограмотные цыганки с постоянным успехом обманываю намного более образованных граждан, выманивая у них немалые суммы. В чём тут дело?

Современные исследования показывают, что интеллект — функция не однородная, как полагали раньше. В нём много разных составляющих, которые часто не зависят друг от друга. Например, есть такое понятие, как академический интеллект. Это способность человека учиться, воспринимать знания, способность к абстрактному мышлению, которая обычно измеряется тестами на уровень „IQ“. Но, кроме того, есть интеллект эмоциональный, социальный, определяющий способность человека к коммуникации, его умение быстро устанавливать контакты, замечать слабости другого человека и использовать их. И это часто никак не коррелирует с интеллектом академическим. Именно такой интеллект и определяет успехи различных мошенников, в том числе и уличных гадалок.

Сразу хочу сказать, что распространённое мнение об исключительных гипнотических способностях цыган — абсолютный миф. Разумеется, дар убеждения, способности воздействовать на ближнего у разных людей могут быть различными. У кого-то этот дар развит больше, у кого-то меньше, это вполне естественно, как и естественно то, что его можно совершенствовать, используя методики по овладению приёмами суггестии (внушения), которых существует огромное множество. Цыгане из поколения в поколение учатся этому с детства в силу национальной традиции и способа существования. Они действительно владеют некоторыми примитивными приёмами, но уровень их квалификации конечно же не идёт ни в какое сравнение с арсеналом профессиональных психиатров, психологов и даже политиков, хотя, с другой стороны, давно известно, что самыми действенными методами зачастую оказываются как раз наиболее примитивные.

Тем не менее огромное количество людей успешно избегают обмана по той причине, что уличные мошенники просто не в состоянии с ними ничего сделать. „Цыганское счастье“ объясняется не природными способностями к внушению, не родовой магией и прочими фантастическими причинами, а совершенно другим: они точно отыскивают подходящий объект мошенничества. Давно замечено, что некоторые люди с завидной регулярностью попадают во всякие неприятные истории. Их иронически называют ещё „жертвами-рецидивистами“. В их поведении, внешнем облике есть нечто, что провоцирует преступника. Именно их выбирают мошенники. Причём далеко не сразу, отнюдь не с первого взгляда, зачастую просто методом проб и ошибок, пока жулику не попадётся наконец достаточно легковерный и психологически незащищённый человек.

А дальше всё происходит по совершенно стандартной схеме: жертву останавливают на улице и сообщают, что с её близкими может произойти несчастье. Естественно, близкие есть почти у всех. Понятно, что несчастье теоретически может произойти с каждым из нас. Беды можно избежать, успокаивают мошенники, если отдать им все деньги и ценности. Здесь и сейчас. Немедленно! Тактика мошенников всегда одинакова. После того как жертва введена в состояние сильного смятения, используются всего два приёма: во-первых, решение требуется принять немедленно; во-вторых, путь к спасению чрезвычайно прост.

Жертва поступает эмоционально: „Лучше я отдам эти деньги, а разберусь потом. А как же можно иначе, если моим близким грозит беда?!“ И отдаёт, о чём потом очень жалеет. Методик универсальной психологической защиты от мошенника, к сожалению, не существует, поскольку беда жертвы запрограммирована в ней самой. Кстати, определение „беда“ — довольно условно. Часто мошенники используют отнюдь не недостатки, а несомненные достоинства людей. Например, жертвенность, способность, не задумываясь, отдать что угодно, чтобы защитить близких, за которых человек чувствует ответственность. Что же плохого в таком качестве личности?

Единственное, что можно посоветовать тем, кто знает за собой слабость легковерия: ни в коем случае не спешить с принятием решения. Не реагировать сразу. Посоветоваться с кем-то, потому что маловероятно, что „несчастье“ на самом деле произойдёт так уж быстро. И почему нужно куда-то сразу отдавать деньги или ценности? В психологии давно известно, что аффект нарушает нормальное протекание интеллектуальной деятельности. Так вот и нужно подождать, чтобы это состояние сошло на нет.

Очень полезно задать себе простой вопрос: если человек обладает столь уникальными способностями по спасению окружающих, почему он до сих пор не стал миллионером, а продолжает приставать к людям на улице?

Секты и их создатели

Известно, что времена перемен — войны, стихийные бедствия, революции — являются для манипуляторов человеческим сознанием чрезвычайно благодатными. Когда разрушаются привычные стереотипы поведения, исчезают традиционные системы поддержки (семья, идеология, религия, социальные гарантии и т. д.) человек намного легче превращается в жертву. На этот счет есть масса исследований. В азиатских странах, например, всплеск количества и активности манипуляторов происходил в период перехода от патриархального уклада общества к индустриальному. Одновременно растёт число зарегистрированных психических больных, самоубийств, что коррелирует с общим ощущением „несчастья“ в данном обществе. По данным Всемирной организации здравоохранения, именно в таком критическом состоянии находится сейчас Россия. По динамике роста количества суицидов, особенно среди детей, мы, к сожалению, занимаем первое место. Второе место, кстати, занимает Мексика, где происходят масштабные изменения в общественном устройстве в связи с переходом в стадию постиндустриального общества.

Когда исчезают прежние устойчивые системы координат существования, в которых человек чувствовал себя в безопасности, а новых ещё нет, он начинает ощущать себя незащищённым. Ситуация постоянной опасности сопутствует ему, и он пытается найти защиту. Именно по этой причине в такие периоды увеличивается число обращений в различные секты, потому что секта часто лучше даёт ощущение квазисемьи, поддержки, позволяющей человеку почувствовать, что в своих бедах он не одинок.

Вот чем объясняется небывалый успех сектантов, как хлынувших в Россию из-за рубежа, так и возникших на российской почве, — от церкви Муна и сайентологов до Виссариона и Грабового. Мы как бы эмигрировали в другое общество. Огромное количество людей оказались выброшенными из жизни, оставшись без всякой помощи. Традиционные религии в „борьбе за души“ сектам проигрывают. Ни христианство, ни ислам, ни иудаизм, ни буддизм не обещают немедленного спасения, указывая лишь путь к духовному самосовершенствованию, тогда как секта обещает, что всё будет хорошо не когда-то, не в другой жизни или загробном царстве, а здесь и очень быстро! Стоит лишь поверить лидеру и выполнять его установки.

Явление это чрезвычайно опасно. Размножение и рост сект — грозный симптом того, что общество больно. У него высокая температура. Это проявление несостоятельности государства. Общество обязано задать себе вопрос: что мы делаем не так? Почему и за счёт чего нас обыгрывают? Следующий неизбежный вопрос: что же мы должны сделать для выздоровления?

Ну, например, у нас до сих пор не существует законов, защищающих людей от тех сект, которые внушают своим адептам, что они не должны обращаться за медицинской помощью, не должны отдавать детей в школы, обязаны передавать всю свою собственность в пользование руководителя секты и т. д. И хотя, строго говоря, юриспруденция не моя тема, совершенно очевидно, что в данном случае общество нуждается именно в инструментах законодательной защиты своего здоровья.

Есть ещё момент, который меня всегда поражает. Полубезумные „пророки“ у нас всегда опираются на каких-то известных людей — актёров, писателей, чиновников и политиков. Не вполне понимаю, почему те оказываются в роли покровителей: из-за собственной неадекватности, высокой внушаемости или по финансовым соображениям. Но когда я вижу, как по телевидению популярная актриса рассказывает многомиллионной аудитории зрителей о выдающихся способностях какой-нибудь „ясновидящей“, то задаюсь вопросом: как в таких условиях вообще можно говорить о здоровье нации? Почему мы в лучшем случае лишь стыдливо отводим глаза в сторону, не решаясь хотя бы на слово осуждения моральных спонсоров шарлатанов?

То, что шарлатаны и мошенники — религиозные или околонаучные — всегда существуют в любом государстве и в любые времена, это просто факт. Но вот насколько легко им действовать, насколько высока их безнаказанность — это уже клинический показатель того, как глубоко болезнь поразила общество.

Внушаемость человека можно использовать ему во благо. Например, вера пациента в способности врача, безусловно, помогает процессу выздоровления. По свидетельству очевидцев, хорошо срежиссированные профессорские обходы В.М. Бехтерева создавали такое высокое напряжение ожидания, что с больными происходили чуть ли не обмороки. Его появление уже само по себе обладало терапевтическим эффектом ещё до начала лечения.

Помогает, но не заменяет! Вот из этого нужно всегда исходить, говоря о гипнозе и внушаемости.

Факты для размышления: Семнадцать признаков секты

Правительство ФРГ опубликовало листовку, предупреждающую своих граждан об опасности, исходящей от сектантских организаций. Она включает 17 признаков тоталитарной секты:

1. В группе вы найдёте именно то, что до сих пор напрасно искали. Она знает абсолютно точно, чего вам не хватает.

2. Уже первая встреча открывает для вас полностью новый взгляд на вещи. Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.

3. Трудно составить точную характеристику группы. Вы не должны размышлять или проверять. Ваши новые друзья говорят: „Это невозможно объяснить, вы должны пережить это — пойдёмте сейчас с нами в наш Центр“.

4. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.

5. Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием.

6. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещённые.

7. Критика со стороны не членов группы считается доказательством правоты учения секты.

8. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно его спасти.

9. Ваша группа — это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя.

10. Вы должны немедленно стать членом группы.

11. Группа отграничивает себя от остального мира, например, одеждой, пищей, особым языком, чёткой регламентацией межличностных отношений.

12. Группа желает, чтобы вы разорвали свои „старые“ отношения, так как они препятствуют вашему развитию.

13. Ваши сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнёров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.

14. Группа наполняет всё ваше время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями…

15. Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с вами.

16. Если вы начинаете сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноваты всегда окажетесь вы сами, поскольку вы якобы недостаточно много работаете над собой или слишком слабо верите.

17. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.

Если хотя бы один признак кажется вам знакомым, будьте осторожны!

Кохлеарная имплантация

E-mail Печать PDF

На современном этапе развития науки и техники кохлеарная имплантация является одним из наиболее эффективных методов реабилитации глухих детей. [1, с.21]. Система кохлеарной имплантации (КИ) состоит из двух основных частей - имплантируемой и наружной. Имплантируемая часть содержит приемник и активные электроды; наружная часть системы включает микрофон; речевой процессор; радиопередатчик, притягиваемый к имплантированной части через кожу с помощью магнита; регуляторы, которые позволяют изменять громкость звуков и выбрать программу их обработки; индикаторы, контролирующие работу речевого процессора; аккумуляторы или батареи питания. Работа системы кохлеарной имплантации описывается следующим образом: сначала звуки воспринимаются микрофоном и поступают в речевой процессор, который преобразует звуки в закодированный сигнал, состоящий из быстрой последовательности электрических импульсов; закодированный сигнал передается в радиопередатчик; радиопередатчик передает закодированный сигнал в виде радиосигналов через кожу к приемнику; после этого имплантированный под кожу приемник декодирует сигнал и посылает его в виде последовательности электрических сигналов на электроды в улитке. И, наконец, слабые электрические сигналы, передаваемые электродами, стимулируют слуховой нерв. Различные части нерва стимулируются разными электродами в соответствии с частотой звука, получаемой микрофоном; ответ слуховой нерв передает нервные импульсы мозгу, который воспринимает их как звуки [2, с. 4]. При проведении кохлеарной имплантации проводится операция под общим наркозом, в процессе которой во внутреннее ухо пациента вводятся электроды. Но, система не может создать какие-либо слуховые ощущения до тех пор, пока не будет запрограммирован и включен речевой процессор, подключаемый после полного заживления операционного разреза на коже (через 3 – 4 недели). Поэтому проводится первое включение и настройка речевого процессора, во время которых специалист - аудиолог присоединяет речевой процессор к компьютеру и посылает через электроды сигналы, различающиеся по громкости и высоте. Во время этих мероприятий ребенок должен оценить звуки комфортной громкости; полученная информация используется для программирования речевого процессора, в соответствии с которой КИ преобразует обычные звуки окружающего мира, чтобы обеспечить их комфортное восприятие. При проведении настройки специалисты наблюдают за различными реакциями (безусловными и условными) и общим поведением ребенка в момент подачи сигналов [2, с. 5].
Кохлеарная имплантация представляет собой современный вид слухопротезирования, который позволяет абсолютно глухим людям слышать и понимать речь. В отличии от обычных СА, которые просто усиливают звук, КИ обходит неработающие части уха и доставляет сигнал непосредственно к слуховому нерву. В процессе операции во внутренне ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва[1, с. 22].
Существуют некоторые различия в использовании СА и КИ:
- Широкая полоса частот 300-5500 Гц – ВЧ звуки, т.е. КИ позволяет слышать высокочастотные звуки, что является необычным для СА.
- Не вызывает перегрузки слуховой системы – одинаково хорошо слышат тихие и громкие звуки, последние не вызывают перегрузки.
- Не происходит утомления слуховой системы – пользование в течение всего дня не вызывает утомления.
- контроль работоспособности процессора КИ более труден по сравнению со СА: педагог или родитель не могут "прослушать" прибор и проверить качество сигнала. Поэтому необходимо тщательно наблюдать за слуховыми реакциями ребенка, чтобы сразу выявить любые изменения в работе КИ;
Несмотря на то, что кохлеарный имплант обеспечивает физический слух детям, у них не возникает слуховых представлений и способности различать окружающие неречевые и речевые звуки. Поэтому детям после проведения операции, подключения и настройки речевого процессора детям необходима специальная педагогическая помощь, направленная на развитие слухового восприятия и речи детей. Главная цель педагогической реабилитации маленьких детей с КИ - научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи[1, с. 22].
Послеоперационная реабилитация маленьких детей включает следующие компоненты:
1. Настройка процессора КИ.
2. Развитие слухового восприятия (РСВ) и речи:
3. Общее развитие (невербальный интеллект, моторика, память, внимание и т.д.)
4. Психологическая помощь ребенку и его близким.
В результате длительной практической работы установлено, что, несмотря на определенную возрастную однородность рассматриваемой группы, результаты послеоперационной педагогической реабилитации у них могут очень различаться в зависимости от ряда (дооперационных, операционных и послеоперационных) факторов:
- Уровня развития слухового восприятия или наличия слухового опыта,
- от уровня развития языковой способности;
- от индивидуальных психологических особенностей;
- от сопутствующих нарушений (зрение, интеллект и т.д.);
- от окружения ребенка (наличие у родителей возможности принимать активное участие в реабилитации и др.).
- от успешности проведенной операции;
- от процессора и его настройки;
- постоянно ли ребенок носит КИ;
- у ребенка появляется положительный опыт в развитии навыков слушать и общаться;
При развитии слухового восприятия с помощью КИ у маленьких детей используются те же приемы и методы, как и при работе с малышами со слуховыми аппаратами, но результат при этом достигается несравнимо быстрее. У ребенка с КИ необходимо развивать слуховое восприятие по направлениям:
- обнаружение звука,
- локализация источника звука в пространстве,
- различение речевых и неречевых звуков,
- различение и опознавание различных характеристик звуков,
- различение и опознавание неречевых звуков окружающей среды,
- различение, опознавание и распознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, фраз)
Детьми с КИ быстро обучаются имитировать отдельные звуки речи, слова и даже короткие фразы в процессе занятий. При работе с маленькими детьми, как всегда, важную роль играют родители, с которыми дети проводят большую часть времени. Родителям надо объяснить, как они могут использовать каждую минуту их обычных дел для развития у ребенка умения слушать и понимать значение разных звуков и речи. Во всех заданиях по развитию слухового восприятия должны быть 2 стадии: сначала сигналы предъявляются ребенку аудио-визуально, так чтобы он видел действия, вызывающие звук, далее он воспринимает их только на слух.
При развитии слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации необходимо помнить, что:
- перед предъявлением сигнала надо обязательно привлечь слуховое и зрительное внимание ребенка;
- в первое время до достижения достаточного уровня настройки процессора КИ дети не слышат тихих звуков и надо использовать звуки достаточной громкости, чтобы вызвать реакцию,
- у них увеличен латентный период реакции на звуки, поэтому после подачи звука надо оставить паузу и дать время для ответной реакции, при ее отсутствии повторить сигнал,
- у детей нередко быстрее вырабатывается реакция на время подачи стимула, чем реакция на звук, поэтому при выработке двигательной реакции на звук надо менять длительность интервала между сигналами, иногда пропускать их.
При систематической работе педагогов и родителей слуховые возможности у маленьких детей с КИ развиваются намного быстрее, чем со СА. Это особенно характерно для детей, потерявших слух в период овладения речью и имеющих слуховой опыт. Быстрое развитие слухового восприятия резко контрастирует с более медленно развивающейся способностью детей формировать устойчивые связи между звуковым образом слова и обозначаемым им предметомявлением (ребенок может повторять разные слова, не осознавая их значения, даже если он знает эти слова).
В течение первого месяца после первого включения КИ и занятий большинство детей может различать на слух такие качества звука как “один - много”, “тихий - громкий”, “длинный - короткий”, слова, различающиеся числом слогов.
Для того, чтобы ребенок смог понимать речь, недостаточно научить его обнаруживать, различать, опознавать и распознавать речевые сигналы. Ребенок должен овладеть языковой системой, т.е. овладеть значением множества слов, их звуковым составом, правилами изменения и соединения слов в предложении и использования языковых средств для общения. Цель этих занятий - овладение значением слов и накопление импрессивного словаря. После включения КИ эта работа продолжается с активным вовлечением слухового анализатора. В накоплении словаря ведущая роль принадлежит родителям и в самом начале важно объяснить им значение этой работы для развития понимания речи. В отличие от тугоухих детей со СА быстро растущие слуховые возможности ребенка с КИ в целом позволяют ему воспринимать наиболее тихие части речевых сигналов - окончания слов, приставки, предлоги, которые являются формообразующими элементами и определяют синтаксическую структуру высказывания. Это обеспечивает возможность овладения ребенком правилами морфологии и синтаксиса уже на ранних этапах работы, особенно при работе с детьми, имеющими слуховой опыт.
Собственная речь маленьких детей на момент проведения кохлеарной имплантации в большинстве случаев либо полностью отсутствует, либо представлена неосознанным лепетом. Работа по формированию устной речи после включения КИ ведется на основе быстро развивающегося слухового восприятия, развития представлений об окружающем мире (представлений о различных предметах и явлениях, их свойствах и функциях) и формировании у ребенка способности к голосовым и артикуляторным имитациям. В процессе формирования слухо-зрительного внимания к обращенной речи, узнавания и понимания различных речевых единиц педагог многократно произносит эти слова, соотнося их с соответствующими предметами. Постепенно ребенок пытается повторить за педагогом произносимые звуки, начиная с артикуляторно наиболее простых. В первую очередь необходимо сформировать у ребенка необходимость в речевом общении. В процессе обучения используется письмо и чтение (глобальное, послоговое). Результаты развития устной речи у детей различны. Однако, при условии интенсивной помощи родителей к концу первого курса обучения, ребенок начинает активно имитировать просодические характеристики речи окружающих людей. У большинства детей удается сформировать через 1,5 года с момента проведения операции умение строить высказывание из нескольких слов, экспрессивный словарь ребенка при этом составляет не менее 50 слов. Через 2 года после операции у ребенка формируется связная речь, позволяющая детям общаться в быту, рассказывать об увиденном, читать стихи, петь песенки. Это опережает сроки формирования речи у тугоухих детей раннего возраста.
Развитие речи и слуха ребенка напрямую зависит от его психофизического уровня развития. Поэтому с маленькими детьми с КИ необходимо проводить занятия по развитию невербальных функций. Невербальное развитие детей с КИ основано на возрастных и программных требованиях массового детского сада и включает развитие:
а) двигательной активности (крупная и мелкая моторика, предметная деятельность);
б) восприятия окружающего мира (представления о свойствах и функциях предметов и их частей, представления о явлениях, пространственных и временных отношениях предметов и явлений);
в) внимания (зрительного, слухового, непроизвольного, произвольного, развитие таких свойств внимания как объем, устойчивость, распределенность, переключаемость)
г) памяти (слуховой, зрительной, двигательной)
д) воображения
е) мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного мышления с использованием заданий по конструированию, составлению целого из частей, подбору и сортировке объектов в соответствии с размером, цветом, формой, количеством и др., заданий по невербальной классификации, составлении серии сюжетных картинок и пр.)
ж) эмоционально-волевой сферы (формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других и др., что необходимо для процесса обучения ребенка).

Итак, дети с врожденной глухотой и дети, потерявшие слух в период овладения речи (1-5 лет), проимплантированные в раннем возрасте являются одной из наиболее перспективных групп с точки зрения слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации. Маленькие дети с КИ нуждаются в послеоперационной реабилитации, которая включает точную настройку процессора КИ, развитие речи и слухового восприятия, развитие невербального интеллекта и других психических функций и моторных навыков, психологическую помощь ребенку и его близким. Реабилитация маленьких детей с КИ продолжается 3-5 лет, и ее конечной целью для большей части детей можно рассматривать подготовку к массовой школе. Это требует совместных усилий специалистов центра кохлеарной имплантации, специалистов на местах и близких ребенка.

Литература
1. Королева И.В., Пудов В.И., Зонтова О.В. Реабилитация постлингвальных детей и взрослых с кохлеарными имплантами. Дефектология. . № 5. с. 21-35.
2. Кохлеарная имплантация. Учебное пособие (составитель–Таварткиладзе Г.А.) М.2000. - 81 с.
3. Cochlear implant rehabilitation in children and adults. Ed D.Allum. Whurr publishers Ltd. England. 1996. 325 p.

Как продлить жизнь?

E-mail Печать PDF

Как продлить жизнь?

Вопрос: Существует ли какой-нибудь способ продлить жизнь?



Ответ: Разные школы предлагают множество теорий продления жизни; этим заняты многие системы. До сих пор существуют доверчивые люди, которые верят даже в эликсир жизни.



Объясню схематично, как я понимаю этот вопрос.



Вот часы. Вам известно, что есть часы разных марок. На моих часах главная пружина рассчитана на двадцать четыре часа; через двадцать четыре часа они перестают работать. Часы других марок могут идти неделю, месяц, может быть, даже год.



Но механизм завода всегда рассчитан на определенное время - и остается таким, каким его сделал часовой мастер.



Вы, вероятно, видели, что часы имеют регулятор скорости; если привести его в действие, часы пойдут медленнее или быстрее. Если совсем. убрать его, главная пружина очень ( быстро раскрутится, и завод, рассчитанный на двадцать четыре часа, израсходуется за три-четыре минуты. И наоборот, часы могут идти неделю или месяц, хотя система их хода рассчитана на двадцать четыре часа.



Люди подобны часам. Наша система уже установлена, у каждого человека свои пружины. При разной наследственности бывают разные системы организма. Например, у одного человека система рассчитана на семьдесят лет. Когда главная пружина раскрутилась, жизнь подходит к концу. У другого механизм рассчитан на сто лет; похоже, что его изготовил другой мастер.



Таким образом, каждый человек имеет свое время жизни, и мы не можем изменить свою систему. Каждый человек остается таким, каким он сделан, и длительность нашей жизни изменить нельзя; пружина раскручивается, мне приходит конец. У некоторых людей пружина может раскручиваться всего одну неделю. Длительность жизни предопределена при рождении, и если мы думаем, что можем что-то здесь изменить, это чистое воображение. Чтобы это удалось, пришлось бы изменить все - наследственность, своего отца, даже свою бабушку! Для такой операции время уже слишком позднее.



Наш механизм нельзя изменить искусственно, и все же возможность жить дольше есть. Я сказал, что можно заставить главную пружину раскручиваться вместо двадцати четырех часов целую неделю. Или устроить наоборот: система рассчитана на пятьдесят лет, а сделать так, чтобы главная пружина раскрутилась за пять или шесть лет.



У каждого человека есть такая главная пружина - это наш механизм. Раскручивание этой пружины - наши впечатления и ассоциации.



Только у нас две или три скрученные пружины - столько же, сколько имеется центров. Центры соответствуют пружинам. Например, ум - это пружина; наши умственные ассоциации имеют определенную длину; мышление напоминает раскручивание катушки ниток. Нить на каждой катушке имеет определенную длину. Когда я думаю, нить разматывается; в моей катушке пятьдесят метров нити, а в его - сто. Сегодня я истратил пять метров, завтра - два, столько же послезавтра; и когда пятьдесят метров подходят к концу, подходит к концу и моя жизнь. Длину нити изменить нельзя.



Но точно так же, как можно за десять минут раскрутить главную пружину, заведенную на двадцать четыре часа, можно очень быстро истратить и самую жизнь. Единственная разница в том, что в часах обычно одна пружина, а у человека их несколько. Каждому центру соответствует пружина определенной длины. Когда раскрутилась одна пружина, человек может продолжать жить. Например, его мышление рассчитано на семьдесят лет, а чувства - на сорок. Поэтому после сорока лет он продолжает жить без чувств. Но раскручивание пружин можно ускорить или замедлить. Здесь нельзя ничего выработать; единственное, что остается - это экономить. Время пропорционально потоку ассоциаций; оно относительно.



Каждый легко припомнит следующие факты. Например, вы сидите дома; вы спокойны. Вы чувствуете, что просидели так пять минут, но часы показывают, что прошел уже час. В другой раз вы кого-то ждете на улице, вы беспокоитесь, придет ли этот человек, вы думаете, что прождали час, тогда как прошло всего пять минут. Это происходит потому, что в течение данного промежутка времени у вас было много ассоциаций: вы думали о том, почему не приходит этот человек, не попал ли он под автомобиль и т.п.



Чем более вы сосредоточены, тем быстрее идет время. Час может пройти незаметно, потому что когда вы сосредоточены, у вас очень мало ассоциаций, мало мыслей, мало чувств; и время кажется коротким.

Время субъективно; оно измеряется ассоциациями. Когда вы сидите не сосредоточившись, время кажется долгим. Вне нас времени нет, время существует для нас только как внутреннее переживание.



Ассоциации продолжаются в других центрах так же, как и в мыслительном центре.



Секрет продления жизни зависит от способности расходовать энергию наших центров медленно и только преднамеренно. Научитесь мыслить сознательно, это приводит к экономному расходованию энергии. Не спите.

Страница 974 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135