Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Бине

E-mail Печать PDF

Бине

Бине Альфред (1857-1911) - французский психолог, создатель первой во Франции лаборатории экспериментальной психологии. логии.

Бине является автором работ по самому широкому кругу проблем психологии: по патологии сознания, проблемам умственного утомления, индивидуальных различий процессов памяти, внушения, графологии и др. Однако наибольшую известность получили разработки Бине в области создания тестов интеллекта, сделавшие Бине одним из основателей тестологии. В начале ХХ в. Бине вместе с Т.Симоном проводит ряд экспериментов по изучению памяти, внимания, мышления детей, которые после применения статистических процедур стали использоваться как тесты уровня умственного развития. По Бине, этот уровень определяется генетическими факторами и не зависит от обучения. Бине ввел в тестологию понятие умственного возраста, в отличие от хронологического (паспортного) возраста.

В 1911 г. В.Штерн предложил измерять уровень умственного развития с помощью подсчета коэффициента интеллектуальности (IQ), который был использован при конструировании видоизмененной шкалы Бине-Симона, получившей название шкалы Станфорд-Бине (по названию Станфордского университета, где впервые она была разработана), или шкалы Бине-Термена (Л.Термен был руководителем группы разработчиков нового варианта шкалы в этом университете). В течение двух последующих десятилетий тесты Бине широко использовались во Франции, были адаптированы в ряде других стран, в том числе в России. Термин "коэффициент интеллектуальности" до сих пор широко используется в ряде тестов интеллекта.

Развитие чувствительности к окружающему миру у детей с нарушением зрения

E-mail Печать PDF

Тема: « Развитие чувствительности к окружающему миру у детей с нарушением зрения ».

Нарушение зрительной системы, имеющее важное значение для развития ребенка и его жизнедеятельности, наносит ущерб формированию психических процессов, двигательной сферы, физическому развитию ребенка. Косоглазие и амблиопия затрудняют восприятие и переработку зрительной информации. Дети страдающие этими диагнозами плохо ориентируются в пространстве. У многих детей двигательные реакции замедленные. Такие малыши вялы, заторможены. Некоторые, напротив, беспричинно беспокойны, перевозбуждены. Часто имеют место и недостатки речевого развития. Многие дети имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Поэтому нашей задачей является гармоническое сочетание лечения детей с их общеобразовательной подготовкой и воспитанием.

Особое значение в этом имеет развитие у детей чувствительности. Ведь с помощью органов чувств дети открывают окружающий мир. Чтобы ощущения были шире и полнее, чувства надо тренировать. Восприятие насыщают мозг информацией о внешнем мире.

Немало полезных сведений ребенок получает с помощью осязания. Поэтому например при индивидуальной работе с детьми можно использовать такие игры как «Угадайте пальчики» (ребенок с завязанными глазами, наощуп отыскивает в мешочке или предмет и угадывает или II вариант: отыскивает каждому предмету,- положенные в мешочке кубики, шарики, пуговки и т.д. – пару. Эффект двойной: он развивает осязание и запоминает такие понятия как обьем и форма.

Можно проводить немало игр на умение выделять признаки предметов по структуре поверхности, например отличать и называть поверхность стены и пола; отличать деревянную поверхность от металлической.

Рекомендуем родителям больше внимания уделять играм, развивающим эти чувства. В любом доме есть лоскутки разной ткани. Ребенок учится различать ткань по фактуре. Закрепляются такие понятия, как мягкий, жесткий, колючий, бархатный. Также можно знакомить детей с различными сортами бумаги (промокательная, салфеточная, газетная, и т.д.), с изгибами бумаги, т.е. работа с фольгой, нитями, объединение трафаретов, штриховка, раскрашивание контурных рисунков все это способствует развитию осязательной чувствительности и мелкой моторики.

Тренируя органы зрения мы развиваем в ребенке чувство цвета. С этого начинается не только эстетическое воспитание, дошкольник учится наблюдательности, становится внимательнее. Также тренировки можно проводить и на прогулке, задавая вопросы. Например: какого цвета одежда на прохожих? Назовите оттенки цвета. Привыкнув внимательно присматриваться к окружающему, малыш становится наблюдательным.

С самого раннего возраста мы стараемся привлечь внимание ребенка к звукам. В возрасте с 3, 4, 5 лет можно уже не просто воспринимать звуки, но и узнавать довольно сложные сочетания, например игра «Чем занят Мишутка» дети угадывают по звукам те или иные действия (двигать стул, закрывается дверь, упали ключи, играем в мяч, листаем книгу и др.).

Хорошее упражнение для тренировки слуха «Говорящие баночки». Если потрясти баночку с манкой оказывается, что она что-то шепчет. Если с горошком шумит как поезд, а баночка с рисом совсем как швейная машинка! Эта игра учит звуковым ассоциациям.

«Звук улицы» На пленку записываются звук на улице: шум машин, шорох шин, работающий мотор, звуки приближающих машин, автобуса, трамвая, звуки открывающихся и закрывающихся дверей пассажирского транспорта. «Самая тихая игра» - развивает умение концентрировать внимание.

Развивая чувство обоняния, можно гораздо быстрее приучить ребенка к аккуратности и опрятности. С нашим удовольствием дошколята нюхают душистые шампуни, мыло, духи. Эти приятные ощущения прочно оседают в голове малыша. Набирая вместе с детьми душистые травы и цветы и лекарственные травы, а затем на занятиях запоминают детали и названия некоторых из них (укроп, липа, душица).

Польза тоже двойная - развивается обоняние и малыш узнает новое о природе. Например игра «А ну понюхай» На каждую карточку, где картинка того или иного овоща ребенок кидает флакончик внутри которого кусочек фруктов, кофе, овощей (чеснок, лук.). Игра «Угадай по запаху, где ты находишься? (около кухни, прачечной, мед. кабинета).

Осторожно надо знакомить малышей не только с приятными, но и с «плохими» запахами: газа, химическими веществами, чтобы приучить его к безопасности. Ребенок должен знать, что это опасно для его здоровья. С обонянием тесно связано и воспитание вкусовых ощущений.  Интерес детей – вызывают такие игры как «Вкусная игра», «Узнай по вкусу». Где дети попробовав тот или иной продукт, узнают его.

Дети с нарушением зрения иногда оказываются беспомощными в самообслуживании, дежурствах по столовой в уголке природы. Поэтому в группе нужно обеспечить условия для преодоления таких недостатков. Например: Заинтересовать детей в дежурстве по столовой поможет «чудо – скатерть», с наклеенными на липучке трафаретами посуды и столовых приборов.

Для формирования представлений о человеке есть интересная игра «Как устроен человек». Предлагается ребенку лечь на большой лист бумаги. Обводится фломастером контуры его тела. Вместе с детьми выясняется, где находится шея, для чего она нужна; где коленка, плечо и так далее.

Тренируя чувства ребенка, вместе с родителями мы развиваем его мозг, память, внимание. Помогаем полнее воспринимать окружающий мир и лучше ориентироваться в нем.

Путь к удачной карьере

E-mail Печать PDF

Высшее образование – это всегда желательный путь продолжения карьеры после окончания средней школы, в современном мире сложно чего-либо добиться без окончания высшего учебного заведения, а дипломы о высшем образовании можно сравнить с лифтом, который курсирует вдоль карьерной лестницы. Без документа о высшем образовании сложно, да и практически невероятно добиться значимых успехов в работе, карьере, жизни.

Многие студенты уже сейчас задумываются о развитии своей будущей карьеры. Ведь многие из ранее удачных студентов сейчас успешные в своей профессии, они работают по специальности и востребованы на рынке труда. Как же сделать так, чтобы карьерный путь был удачным? Над этим нужно задумываться еще до поступления в институт. Люди отучившиеся в вузе даже говорят по-другому, нежели те, кто решил по тем или другим причинам, что им это не нужно. Обычно, поступая в институт, абитуриент смутно представляет себе весь нелегкий путь студента, а особенно его логическое завершение – написание дипломной работы. Для того чтобы удачно устроиться в будущем, нужно не только отлично учиться в институте, интересоваться науками и языками, посещать семинары, а также написать дипломную работу и удачно защитить ее. От того насколько много сил студент вложит в написание дипломной работы зависит успех в его будущей карьере.

Дипломная работа – это показатель качества подготовки специалиста, его профессиональной зрелости и заключительная степень на пути получения высшего образования. Написание дипломной работы требует времени, отличается своей сложностью: нужно проанализировать большое количество источников информации, провести работу над практической частью и истратить немалое количество времени на грамотное оформление готовой работы.

Написание дипломной работы и ее успешная защита зависит от следующих факторов:
- От личности студента, от умения отстоять точку зрения, от коммуникабельности студента. Студент должен непременно советоваться со своим преподавателем, обсуждать как лучше поступить. Многое зависит от умения студента произвести хорошее впечатление.
- От индивидуальных особенностей личности преподавателя.
- От содержания и правильности оформления работы.

При сдаче и защите дипломной работы нужно сохранять спокойствие. Важно набраться терпения и контролировать свои эмоции. Нужно вести себя так, чтобы у преподавателей не возникало желания «завалить» студента на защите. Необходимо быть вежливым, уравновешенным, непременно отвечать на все вопросы. Если студент не знает, как ответить на тот или иной вопрос, то можно высказать предположение, привести пример из жизни или высказать свое отношение к этому явлению.

Диплом сегодня – истинная путевка в жизнь. Это важнейшая работа для каждого студента. Написание дипломной работы и ее защита должны подтвердить прочность теоретических и практических навыков, полученных в годы учебы, а также доказать состоятельность будущего специалиста в своей профессии.

Закономерности мышления

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Закономерности мышления

Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания. Это взаимодействие всегда осуществляется в целях разрешения какой-то проблемы, оно основано на анализе и синтезе и имеет своим результатом новое обобщение. Таким образом, можно считать, что проблемность, анализ-синтез и обобщенность являются общими психологическими закономерностями мышления.

Проблемность мышления. Мышление всегда возникает в связи с решением какой-либо проблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации.

Проблемная ситуация - это такое обстоятельство, в котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть в результате мышления. В проблемных ситуациях всегда возникают такие цели, для достижения которых имеющихся средств, способов и знаний оказывается недостаточно.

Встречаясь с фактами преступности, следователь обычно сталкивается с проблемной ситуацией. В его распоряжении первоначально оказываются лишь некоторые факты, которые побуждают к поиску, но являются недостаточными для раскрытия преступления.

Проблема - особая разновидность вопроса, ответ на который не содержится в нашем опыте и знаниях и поэтому требует соответствующих практических и теоретических действий. Проблема сосредоточивает наше внимание на недостаточности или отсутствии знаний (это знание о незнании).

Проблема - это осознание необходимости нового познания. Не любая умственная деятельность является решением проблемы. Например, решая задачу известным нам способом, мы осуществляем умственную деятельность, но не решаем проблемы. Познание, открытие новых, пока еще неизвестных сторон объекта всегда осуществляется через отношения, взаимосвязи, в которых эти свойства проявляются.

Мышление - это познание того, что не дано непосредственно, но находится в определенном отношении к тому, что дано.

Взаимодействие анализа и синтеза. Всякий акт мышления, каждая мыслительная операция основаны на анализе и синтезе. Как известно, основным принципом высшей нервной деятельности является принцип анализа и синтеза. Мышление как функция мозга также основано на этом принципе.

На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса.

Всякий поиск ответа на какой-либо вопрос требует и анализа и синтеза в их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслительными операциями являются абстракция и обобщение).

Анализ - выделение тех сторон объекта, которые существенны для решения данной задачи; это выявление строения исследуемого объекта, его структуры, расчленение сложного явления на простые элементы, отделение существенного от несущественного.

Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определенными признаками. Например, анализируя следы преступления, следователь выделяет только те из них, которые имеют доказательственное значение.

Результаты анализа объединяются, синтезируются.

Синтез - объединение элементов, частей, сторон на основе установления существенных в определенном отношении связей между ними.

Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осуществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянно включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства.

Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непрерывное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности явлений. Процесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе анализа осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом целом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа и т.д.

Анализ - вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые имеют существенное значение для последующего синтеза, обобщения. При этом проявляются такие закономерности мышления как селективность - избирательное вычленение одноплановых сторон объекта и рефлексивность - контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с самим собой) , самоотчет мышления перед самим собой. При анализе развивающихся событий возникает особая разновидность аналитического мышления - антиципация - предвосхищение возможного наступления новых событий, предвидение возможных результатов определенных действий. Способность представить возможные варианты развития событий, возможные пути решения проблемы - дивергентность мышления.

Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью познания тех или иных существенных свойств объекта, с целью получения знания. Существенное свойство является всегда общим для данной группы однородных предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К решению отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие правила.

В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное выражение общего.

Мыслительные операции

Мышление осуществляется совокупностью различных операций: сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации и систематизации.

Сравнение - установление сходства и различия между предметами. Познание объектов окружающего мира начинается прежде всего путем их сравнения, сопоставления их друг с другом (первичный синтез).

Константность восприятия - независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины. При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобразиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.

Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист, так же, как кусок антрацита будет восприниматься с присущим ему цветовым качеством вне зависимости от условий освещения.

Константность восприятия не наследственное качество, оно формируется в опыте, в процессе обучения. В некоторых непривычных условиях она может быть нарушена. Возникает аконстантность. Так, если мы смотрим вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприниматься несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам не- естественно уменьшенными).

Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах очень быстрое приближение предмета интерпретируют как его увеличение в размерах.

Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных условиях и успешно ориентируемся среди них.

Возникновение фиксации

E-mail Печать PDF

Возникновение фиксации

1. Наиболее распространенная причина заключается в одновременном удовлетворении инстинктивного влечения и потребности в безопасности, другими словами, когда инстинктивное удовлетворение уменьшает тревогу. Примером, предрасполагающим к оральной фиксации (имеет место в этом периоде), является предоставление ребенку бутылочки с молоком когда бы он ни захотел, даже посреди ночи.

2. Стадия преодолевается с неохотой из-за сверхпопустительства в удовлетворении потребностей.

3. Сильная фрустрация или депривация, приводящие к тому, что потребность в удовлетворении принимает затяжную форму.

4. Чередование чрезмерного удовлетворения с чрезмерной фрустрацией.

5. Неожиданный переход от чрезмерного удовлетворения к выраженной фрустрации.

Страница 970 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135