Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Мысленный эксперимент

E-mail Печать PDF

Мысленный эксперимент

Выделение мысленного эксперимента в относительно самостоятельную форму познания выражает этап в развитии познания. “Представляется неправильным сведение мысленного эксперимента к обдумыванию планируемого результата эксперимента, - считает А.О.Вальт. - Мысленный эксперимент является относительно самостоятельной познавательной операцией. Если обдумывается и планируется реальный эксперимент, то исследователь строит свои калькуляции исходя из наличной ситуации, стараясь охватить ее наиболее полным образом. Результаты такого рассуждения проверяются проведением самого реального эксперимента. В случае же мысленного эксперимента как прибор, так и “экспериментальная” ситуация являются предметно “искаженными”, идеализированными и полученные выводы проверяются опосредованно в ходе восхождения к конкретному. Мысленный эксперимент отличается от дискурсивного, чисто логического умозаключения тем, что он не протекает в одних только понятиях. Тут в познавательном процессе участвует конкретный чувственный образ - модель, идеальный объект, абсолютно твердое тело, идеальные газы и жидкости, абсолютно черное тело и так далее”.

Значение и ценность мысленного эксперимента заключается в том, что в нем в ряде случаев осуществляются познание и проверка истинности знаний, не прибегая каждый раз к реальному экспериментированию. Кроме того, умственный эксперимент позволяет исследовать ситуации, не осуществимые практически, хотя и возможные принципиально.

Как материальный, так и мысленный эксперимент, будучи особой формой деятельности человека, направлены непосредственно на обнаружение того, что интересует исследователя, на познание качественного своеобразия явления. Другими словами, в эксперименте можно функционально выделить ту или иную связь по отношению к целям познания и тем самым фиксировать ее в качестве предмета исследования. Но это не означает отвлечение от некоторых не существенных в данной ситуации связей и отношений. Не имея возможности охватить все богатство характеристик интересующего объекта, приходится “обеднять” и схематизировать его. В конечном счете (такова диалектика познания) использование научных абстракций ведет к углублению и обогащению знания об изучаемых объектах.

Материальный эксперимент, в ходе которого реализуется “активное освоение” объекта исследования, позволяет получать адекватные характеристики этого объекта. Субъект же в мысленном эксперименте приходит к знанию законов движения объекта исследования потому, что мысленно воспроизводит эту деятельность по “освоению” объекта. Мысленный эксперимент - это эксперимент по структуре, а не по “внешней форме”. Система связей и отношений объектов материальной действительности, которая приводится во взаимодействие в материальном эксперименте, в мысленном эксперименте оказывается представленной в “снятом” схематизированном виде.

Специфика постмодернистской иронии

E-mail Печать PDF

Именно он наиболее полно передает художественную философию бытия, материализованную в поэтике Толстого: мир как бесконечное множество разноречивых сказок о мире, условных, знающих о своей условности, всегда фантастических и поэтичных.

Относительную целостность этой дискретной картине придают языки культуры, - тоже разные и противоречивые, но тем не менее основанные на некой единой логике творчества - с помощью которых эти сказки непрерывно создаются и воспроизводятся каждым человеком, в каждый миг его жизни. Красота диалогических превращений и переливов этих сказок и позволяет благодарно улыбнуться жизни - "бегущей мимо, равнодушной, неблагодарной,  обманной, насмешливой, бессмысленной, чужой - прекрасной, прекрасной, прекрасной".

Такая философия снимает модернистское противопоставление одинокого творца живых индивидуальных реальностей толпе, живущей безличными, а потому мертвыми, стереотипами. Разумеется, истоки этой трансформации в поздних версиях модернизма и, в особенности, модернистской метапрозы. Но даже в "Лолите" Набокова при столкновении мира высокой поэзии (условно - мира Гумберта) и мира массовой культуры (условно - мира Лолиты) выясняется, что каждый из них претендует на роль единственно возможной мифологии, и потому они непроницаемы друг для друга, несмотря на внутреннее сходство, и потому неизбежно разрушительны по отношению к другим мирам и прежде всего по отношению к себе. Происходящая в прозе Толстой метаморфоза культурных мифов в сказки культуры не только деиерархизирует модернистский дискурс, но и снимает его трагизм. Трагизм непонимания, разделяющего творца гармонических порядков, и мир, пребывающий в состоянии хаоса и стремящийся подчинить творца своему бессмысленному закону, сменяется самоироничным сознанием, с одной стороны, сказочной условности всяких попыток гармонизации, а с другой - того, что и сам хаос образован броуновским движением не понимающих друг друга, накладывающихся друг на друга призрачных порядков.

В сущности, сказочность Толстой - это типичный пример постмодернистской иронии. "Постмодернизм (и в особенности постмодернистская ирония) одновременно характеризуется большей и меньшей надеждой. Осторожный по поводу исчерпывающих решений, сомневающийся в собственной правоте, постмодернизм противостоит миру более хаотическому (если у хаоса есть градации), чем миры, изображенные его предшественниками, и, отвергая модернистскую диалектику он открывается для случайностности и неупорядоченности неопосредованного опыта. Или, по крайней мере, стремится к этому, - пишет Алан Уайльд в книге о модернистской и постмодернистской иронии, -  определяющей чертой модернизма является ироническое видение разорванности и разобщенности мира; постмодернизм, более радикальный в своем восприятии, вместо этого приходит к видению случайностности, множественности и принципиальной неупорядоченности, коротко говоря, мир, который нуждается в штопке, подменяется миром, не подлежащим ремонту". Поэтика постмодернизма, как полагает исследователь, передает эту философию через особую форму "подвешенной" (Suspensive) иронии, которая предполагает "восприятие и приятие мира, беспорядочность

которого превышает и отвергает какое бы то ни было решение  а для тех, кто не может принять хаос, предлагает порядки, гораздо более ограниченные и локальные, чем те, которые изображались модернистами5. Уместным представляется замечание А. Гениса о том, что в поэтике постмодернизма реализовано формалистическое понимание иронии "не как "насмешки", а как приема одновременного восприятии двух разноречивых явлений или как одновременного отнесения одного и того же явления к двум семантическим рядам".

Причем - уточним - специфика постмодернистской иронии в том и состоит, что она как бы укрупнена в силу того, что семантические ряды, к которым она одновременно относит одно и то же явление, это, как правило, или целые мирообразы (хаос и космос), или образы таких языков художественного миромоделирования, чей возраст фактически равен возрасту всей мировой культуры (сказка и миф).

Все эти черты в полной мере присутствуют в поэтике Толстого. Концептуальное расхождение между ее Автором и Героем как раз и определяется способностью/неспособностью принимать хаос, не поддающийся укрощению порядком; персонажи, типа Филина, занимают промежуточное положение: увлеченно создавая "локальные", замкнутые, а потому и сказочно-фантастические, иллюзорные порядки, они моделируют Авторское мироотношение. Двигаясь от одного жизненного поражения к другому, они сближаются с традиционным героем-неудачником.

Итак, стилевой артистизм Татьяны Толстой основан на парадоксальном сочетании демонстративной выдуманности, условности (сказочности) любого, в том числе и прежде всего авторского, "творческого хронотопа", и открывающейся онтологической значимостью самой этой условности. Можно предположить, что таков "стилевой закон" всей той постмодернистской прозы, что ориентирована на игру с модернистическими мифологиями творчества. Эта игра может носить более или менее радикальный характер, но всегда это будет игра, подчиняющаяся логике постмодернистской иронии. В то же время в этой прозе продолжаются важнейшие темы русской метапрозы, по крайней мере, объектом игры остаются свойства творящего сознания в его отношениях с "нетворческой", хаотичной реальностью.

Современная педагогика и смена логики социального поведения

E-mail Печать PDF

В этом веке педагоги говорят, что в системе вузовского образования необходимо делать реформы и там тупик. Что же случилось в детских учереждения в последние несколько десятилетий свехъестественного, что студенты не хотят учить экзамены? Не так давно произошел такой интересный процесс, который получил название закон времени. До двадцатого века технологии в нашем обществе в России и в мире практически не изменялись и ученику для того что бы жить и трудиться было достаточно один раз за всю жизнь закончить школу и всю жизнь пользоваться навками. А теперь мир постоянно меняется!

Если принять за биологическую частоту - частоту обновления поколений, так как с такой частотой полностью переменяется информация на внутреннем уровне. А за социальную частоту принять частоту смены технологий в обществе, так как с такой частотой происходит изменение информации, технологической информации. Вся внегенетическая информация которая циркулирует в обществе - носит название культура. Вот как раз частота социального времени и есть отчасти частотой смены культуры. В прошлом веке эти частоты изменили свое отношение и частота биологического времени стала меньше скорости изменения социального времени.

Как же данное произошедшее явление воздействует на преподавателей?

Что же обазятельно нужно поменять в процессе обучения?

Если технологии меняются каждые 3-5 лет, то человеку в течении жизни необходимо постоянно обучаться новым и новые знания. Раньше человек в начале обучения учился и всю жизнь мог работать , а какие то открытия например в медицине мог передавать своим детям и даже внукам, то теперь что бы не потерять деньги нужно постоянно читать. Количество корпоративных данных в обществе удваивается каждые несколько лет. А по какому же пути идет система образования? В в конце 19 века для простых людей была церковная школа три класса, потом 8 классов потом 10 классов потом 11 классов, так как в наше время обучающиеся перегружены есть предложения удлинить обучение в школе до двенадцати лет и дальше. Например, мой прадед с 3 классами после революции спокойно управлял банком и ему хватало для этого знаний и умений. Если посмотреть на современную систему образования, то она зародилась еще в 19 веке и после этого сильно не менялась, удлинялся только срок обучения. Толком осознать полученные знания обучающийся в большинстве своем не может, он только заучивает отдельные предметы, но не может сложить полной картины. Обучающихся учат готовым истинам, редко объясняя почему именно так, а главное не давая подтверждения на практике так ли это на самом деле.

Это так называемая кодирующая педагогика, когда от обучающихся требуется заучить истину в последней инстанции и думать от него не требуется. Но технологии постоянно меняются и в современной жизни как раз будет выигрывать тот человек который не верит авторитетам, может самостоятельно думать и постоянно пересматривать свою систему стереотипов. Как раз этому современная система образования не учит. По моему мнению в системе образования надо переходить от фактологической педагогики к методологической. При которой ученик учится самостоятельно учиться, самостоятельно осваивать новые знания и связывать их между собой в своего рода мозаику. Так как за пределами учебного заведения он попадает в совершенно другой изменчивый мир, в котором уже никому не надо сдавать экзамены, за три дня до которых приходится механически заучивать целые тетрадки безполезной информации, слушать лекции тоже не прийдется, а в распоряжении будут только книги, интернет и другое громадное количество информации в которой нужно уметь ориентироваться. Для распространения знаний о новой ситеме образования создан  образовательный портал. Сложившаяся старая система образования была актуальна в позопрошлом веке когда человеку в школе или ВУЗе давались единожды знания и потом он всю свою жизнь мог плодотворно работать.

Поэтому все кураторы в наше время замечают что ученики пошли нынче другие. На лекции не ходят или спят на них, к старшим курсам пишет не больше 1/4 части. Получать знания в том виде в котором мы учителя им даем им не интересно, так как они не считают что они им потребуются в будущем, и они во многом правы. Так что закон времени объективен и работает, и он справедлив и для элиты и для студентов и для тех людей, которые теперь не могут вписаться в общественную жизнь и предпочитают прожигать свою жизнь на помойках

Социально-бытовая ориентировка детей с нарушением зрения

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Социально-бытовая ориентировка детей с нарушением зрения Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей слепых и слабовидящих детей. При этом учитываются местные особенности и национальные традиции. Занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на формирование навыков и умений, способствующих социальной адаптации детей. Прежде всего, это навыки, которые связаны с организацией своего поведения, общения ребенка с окружающими в различных социально-бытовых ситуациях. На занятиях по социально-бытовой ориентировке формируются навыки, дающие детям возможность выполнять различные действия как с помощью зрения, так и без него, учат детей рационально использовать сохранные анализаторы в различных социально-бытовых ситуациях. Тифлопедагог формирует у детей представления об окружающих их в быту предметах, их назначении и возможностях использования, детям дают представления об основных видах бытового и профессионального труда. Содержание занятий включает в себя следующие темы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь». Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию слепых и слабовидящих детей к условиям жизни. Занятия по теме «Личная гигиена» позволяют детям овладеть умениями и навыками гигиены, охраны зрения, осязания, ухода за кожей, сохранения и укрепления своего здоровья. Занятия по теме «Питание» предусматривают ознакомление детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола.

Расширению навыков самообслуживания способствуют тематические занятия «Одежда и обувь», «Жилище». Они включают в себя повседневный уход за одеждой, обувью и жилищем. Пути и средства установления личных взаимоотношений в семье, группе, общественных местах раскрываются в темах «Семья» и «Культура поведения». Дети обучаются правилам поведения за столом, в магазине, транспорте и т.д.

Важную роль играет формирование у детей формирование умений и навыков пользоваться средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью. Эти умения и навыки формируются при прохождении тем «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь». Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся с детьми младшей и средней группы 1 раз в неделю, с детьми старшей и подготовительной группы два раза в неделю. Организуют эти занятия таким образом, чтобы дети имели возможность наблюдать за действиями взрослых и принимали участие в них. Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая овладение сначала простейшими, а затем более сложными действиями. Тифлопедагог применяет метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используется также словесная регуляция и коррекция действий детей. Наглядный материал для занятий по социально-бытовой ориентировке подбирается с учетом получения максимума разносторонней информации об изучаемых объектах или явлениях. Детей знакомят с предметами ближайшего окружения, учат выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением. Полученные представления расширяются и закрепляются в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх, на экскурсиях и беседах. Для формирования знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке применяются различные методические приемы: объяснение, показ, сюжетно-ролевые игры, экскурсии. Большое место на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке отводится сюжетно-ролевой игре. В играх совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Тифлопедагог в процессе реализации программы по социально-бытовой ориентировке ставит перед собой следующие цели: - Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

- Помочь детям адаптироваться к условиям лечебно-восстановительного процесса.

- Научить детей строить свое поведение в элементарных жизненных ситуациях (в повседневной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми) в соответствии с общепринятыми нормами.

- Подготовить прочную базу для успешной самостоятельной деятельности детей в условиях школьного обучения. Для достижения обозначенных целей решаются следующие задачи: 1. Формирование у детей адекватных представлений об окружающем мире на основе использования нарушенного (у слабовидящих детей с косоглазием и амблиопией) или остаточного (у слепых детей) зрения и сохранных анализаторов у детей всех категорий.

2. Формирование у детей умения осмысливать и отражать в речи воспринимаемые ими предметы, их признаки, свойства, качества.

3. Обучение детей пониманию и правильному отражению в речи сути происходящих событий и явлений.

4. Развитие у детей зрительно-пространственной адаптации (т.е. необходимого объема пространственных представлений, умений и навыков, при наличии которых они смогут свободно и самостоятельно ориентироваться в пространстве и контактировать с окружающей их средой). 5. Осуществление взаимосвязи содержания специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке с общеобразовательными занятиями и с работой, проводимой с детьми воспитателями в повседневной жизни. Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке у детей формируется понимание своих сенсорных возможностей, адекватная самооценка, умение самостоятельно ориентироваться в простейших бытовых и социальных ситуациях.

Шпаргалка для тренера и hr менеджера

E-mail Печать PDF

Как выстроить систему обучения у себя в компании?

Для этого задайте себе следующие вопросы, отвечая на которые Вы сможете правильно сформулировать цели и задачи для тренера...

Что нужно (нам нужно знать задачи компании, ожидания руководства от обучения)?

Это должно быть им интересно (значит в тренинге нужно будет больше шоу и позитива)

Это должно быть для них полезно (значит в тренинге нужно будет больше примеров)

Это нужно для их работы (значит в тренинге нужно будет четкое изложение технологий по утвержденной программе)

Это нужно для «разбивки состояния» (значит в тренинге нужно будет говорить о жизни и опыте других компаний)

Это нужно для оценки их потенциала (значит в тренинге нужно будет много провокаций)

Это нужно для появления новых идей (значит в тренинг нужно будет привносить креатив и нестандартное)

Это нужно для их подготовки к изменениям в компании (значит в тренинге нужно будет говорить об опыте других компаний и тенденциях)

Это нужно для выстраивания правильной коммуникации в компании

и понимания того, что делают ТОП – менеджеры (значит в тренинге нужно будет рассказывать о стратегиях и задачах компании)

Это нужно для улучшения их показателей

(значит в тренинге нужно будет говорить о мотивации и целях)

Это нужно для формирования новых компетенций

(значит делаем больше игр и заданий)

Это нужно для их мотивации (значит добавляем больше философии и энергии)

Далее проводим диагностику сотрудников, кто будет участвовать в тренинге.

Задача - определить в ходе беседы готовность сотрудников (навыки, знания,

индивидуальные особенности участников, уровень эмоциональности, уровень мотивации и профессионализма участников)?

Все вышеизложенное поможет нам подготовить предварительную программу обучения (темы, инструменты, технологии, стандарты).

Останется только определить - как будем учить, т.е. форму обучения (семинар, тренинг, лекция, «в поле»).



Автор - тренер Столичного Института Тренинга

Константин Федотов

При перепечатке материала ссылки на компанию и сайт обязательны!

Страница 969 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135