Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ХОМАНС

E-mail Печать PDF

ХОМАНС (Homans) Джордж Каспар (1910-1989) - американский социолог, профессор Гарвардского университета. Основные работы: "Человеческая группа" (1950); "Социальное поведение: его элементарные формы" (1961); "Природа социальной науки" (1967) и др.

В первый период творчества находился под влиянием Парето (см.) и Парсонса (см.). В 1960-е разработал психологизированный вариант теории социального обмена (см.). В отличие от Блау (см.) (второго классика этой теории), Х. полностью отказался от понятия социальных структур, не наряду (Блау), а вместо них введя понятие "субкультуры обмена", резко усилив бихевиористско-позитивистские основания подхода.

Социальное поведение рассматривается как обмен материальными и нематериальными (например, знаками одобрения и престижа) ценностями. Уровень и качество обмена задают меру стабильности социальных связей и отношений. "Такой процесс оказания влияния имеет тенденцию к обеспечению равновесия или баланса между обменами", - отмечает Х.

Х. вводит понятие альтернативных моделей поведения, соотносимых между собой в ситуациях выбора с вариациями издержек при реализации каждой из них.

Поведение структурируется по двум уровням: субинституциональному (непосредственно-личностные отношения) и институциональному (нормативно-ценностные структуры). На субинституциональном уровне отношения обмена задаются и объясняются психологией участников, редуцируемой в полном соответствии с бихевиористскими принципами к действию пяти "положений" (причин): успеха (чем чаще достигается успех, тем чаще повторяется приведшее к нему действие), стимула (эффективный стимул вызывает повторение действия), ценности (значимость достигнутого результата стимулирует новое действие), насыщения / голодания (чем больше вознаграждений, тем больше стремление к действию), агрессии / одобрения (возрастание агрессивности в зависимости от неполучения ожидаемого). Комбинаторика причин дает обозримое количество эмпирически верифицированных типов ситуаций обмена. Эти "положения" предполагают симметричность отношений участников в реальных обменах, поэтому наибольшую трудность для объяснения в теории Х. вызывают асимметричные отношения: власть, насилие, неравенство.

Для объяснения власти и насилия в социуме Х. вынужден вводить дополнительный принцип обмена - принцип наименьшего интереса (наименее заинтересованный в конкретном результате получает большую "свободу рук" - возможность диктовать условия другим), для объяснения неравенства - принцип дистрибутивной справедливости (оптимум: награда соответствует затратам). Концепция Х. показательна не только последовательным воплощением необихевиоризма в социологии, но и последовательной операционалистически-позитивистской линией в трактовке социального знания и познания. Его позиция иногда даже определяется как реноменализм. Х. исходит из дедуктивно-номологической модели объяснения Э. Нагеля и К.

Гемпеля и выдвигает требование выхода на строгие операциональные, эмпирически обосновываемые операциональные определения (отсюда и его последовательная редукция в собственной теории). Идеал для него - "единая унифицированная общественная наука", стирающая междисциплинарные различия. Это возможно в силу того, что все социальные науки изучают поведение и все используют одну и ту же группу объяснительных принципов.

Структурный, функциональный, исторический и психологический типы объяснений, редуцируемы, в конечном итоге, к объяснению "через мотив". Из мотива можно дедуцировать всю совокупность изучаемых фактов, т. е объяснить их. Мотив же у Х. - "опосредующий фактор" бихевиористской схемы "стимул-реакция". Отсюда основные положения "единой унифицированной общественной науки" как положения об индивидах и их мотивах, проинтерпретированных в терминах социального обмена теории самого Х. В этом контексте любые суждения социального знания можно разделить на два типа: 1) "недействующие определения" и "нереальные положения" общих теорий, типа теории Парсонса; 2) "действующие определения" и "реальные положения" сводимых к набору эмпирически верифицируемых переменных теорий, типа теории Х.

В.Л. Абушенко

ХОЛОТРОПНАЯ ТЕРАПИЯ

E-mail Печать PDF

Холотропная терапия (от греч.: holos — целый и tropos — направление, поворот) — теория и практика психотерапии и самоисследования в измененных состояниях сознания, разработанная Станиславом и Кристиной Гроф. Теоретической базой Х. т. служит модель психики, разработанная С. Грофом на основе психоделических исследований и названная расширенной картографией психики.

Практическая техника Х. т. включает в себя интенсивное дыхание, специальную музыку, сфокусированную работу с телом и интроспективную ориентацию, опирающуюся на расширенную картографию психики. Возникающие при гипервентиляции измененные состояния сознания обладают, с точки зрения Грофа, мощным целительным, трансформирующим и эволюционным потенциалом. В Х. т. пациентам, переживающим возникающие образы из различных уровней картографии психики, предлагается с полным принятием проследовать за ними, куда бы они ни вели, глубоко веря, что происходящий процесс сам по себе приведет их к разрешению проблем.

Гроф уверен, что лучшей стратегией для внутренних переживаний в измененных состояниях сознания является прекращение рефлексии и абсолютное доверие глубинной логике неосознаваемого. В идеале при Х. т. пациенту не надо делать ничего, кроме поддержания определенной схемы дыхания и полного раскрытия всему, что бы ни происходило. Такие "очищающие" переживания, по Грофу, за короткий срок приводят к спонтанной и самопроизвольной интеграции с сознанием ранее бессознательного материала и к глубокой трансформации личности. Следует заметить, что первым начал применять глубокое интенсивное дыхание и специальные методы телесных воздействий для снятия хронических мышечных зажимов и высвобождения блокируемой ими психической энергии В.

Райх (1927). Значительное количество психотехнических элементов Х. т. во многом аналогично "вегетотерапевтическим" методикам райхианского анализа.

Являясь методом сильного эмоционального высвобождения, Х. т. подвержена известной критике, относящейся к любым техникам, опирающимся на теорию катарсиса (например, З. Фрейд придавал значение энергетической разрядке только как возможному первому этапу в терапии, после которого должна следовать непосредственно психоаналитическая работа). Серьезную проблему для Х. т., с одной стороны, представляет теоретическое подкрепление тезиса о спонтанной целительной деятельности бессознательного в измененных состояниях сознания. С другой стороны, несмотря на стремление к самопроизвольному катарсису, Х. т. включает ряд психотехнических факторов, которые могут программировать внутренний опыт субъекта. Отсутствие анализа психологических защитных механизмов в измененных состояниях сознания в ходе Х. т. может привести к ситуации, когда произошедшее частичное отреагирование, тем не менее, приводит к уходу от проблемы и неадекватным выводам относительно произошедшего личностного роста. В целом Х. т. обладает не только высоким психотерапевтическим потенциалом, но и направлена на самопознание, духовный рост личности. Трансперсональные переживания, возникающие в измененных состояниях сознания, значительно обогащают внутренний опыт человека, способствуют его духовной трансформации и личностному развитию.

А. В. Россохин

ХОЛЛИНГВОРТ

E-mail Печать PDF

ХОЛЛИНГВОРТ (Hollingworth), Лета Стеттер (1886—1939) — американский психолог-исследовательница психологии развития, женской психологии, клинической психологии. Доктор философии (1916), профессор педагогики Педагогического колледжа Колумбийского университета, Нью-Йорк (1920).

Внесла вклад в становление и развитие разнообразных отраслей психологии: психологию подростков, школьную и клиническую психологию (участвовала в разработке первого положения о клинической практике). Х. провела первые исследования по экспериментальному опровержению тезиса о неполноценности женщин, проверку гипотезы о меньшей вариабельности психологических черт у женщин (1913), заложив тем самым научные основы изучения половых различий. Вела научную и психолого-педагогическую работу с детьми со снижением умственного развития. Особое значение имеют работы Х. по психологии одаренных детей: ею был написан первый учебник по психологии и обучению одаренных ("Gifted Children". Macmillan, 1926); она ввела первый ун-тский учебный курс по одаренным (Columbia University, N.Y.); была инициатором известной экспериментальной программы обучения одаренных в

Манхеттене. Первой сформулировала задачу оказания психологической помощи одаренным девочкам и женщинам. До сих пор остается наиболее полным осуществленное ею лонгитюдное исследование высокоодаренных детей ("Children Above 180 IQ Stanford-Binet: Origin and Development", N.Y., 1942). Это исследование привело Х. к разработке тестов, дающих возможность лучшей дифференциации уровней высокого умственного развития; позволило выделить специфические проблемы психосоциального развития одаренных людей. Одно из самых важных открытий Х. состояло в том, что интеллектуальное превосходство не предопределяет уровень психической адаптации в течение жизни.

Л.В. Попова

ХОЛЛ

E-mail Печать PDF

ХОЛЛ (Hall) Грэнвилл Стэнли (1844—1924) — американский психолог, один из основателей педологии. После окончания духовной семинарии получил образование в Германии, в том числе у Г. Фехнера и В.

Вундта (д-р философии, 1878—80). С 1881 г. преподавал психологию в ун-те Дж. Хопкинса. Здесь в 1883 г. основал первую психологическую лабораторию. В 1889 г. создал первую педологическую лабораторию. С 1888 по 1920 г. — профессор психологии, а с 1889 по 1920 г. — ректор унта Кларка. В 1887 г. организовал первый в США психологический журнал "American Journal of Psychology", в 1891 г. — журнал по возрастной психологии, в 1915 г. — по прикладной. Один из организаторов и первый президент (1892) Американской психологической ассоциации. Был популяризатором распространения психоанализа в Америке.

Чтобы отметить двадцатилетие основания ун-та Кларка (1909), он пригласил З. Фрейда и К.Г. Юнга читать там лекции. Был горячим сторонником эволюционного учения и основателем педологии — комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, то есть идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов — психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и др. специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям.

Идея о необходимости изучения детского развития утвердилась с проникновением эволюционных идей в психологию. Применение этих идей к исследованию психики означало признание ее генезиса, развития, а также ее связи с процессом адаптации организма к среде. Важность изучения детской психологии Х. связывал и с разработанной им теорией рекапитуляции. Основой этой теории является биогенетический закон Геккеля, примененный Х. для объяснения детского развития. Согласно теории рекапитуляции онтогенез является кратким повторением филогенеза, то есть ребенок в своем психическом развитии повторяет все этапы психического развития человеческого рода. При этом Х. считал, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически и потому ни уклониться, ни проскочить какую-то стадию своего развития ребенок не может.

Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Х. разрабатывает и механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую.

Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре. Ученик Х., Гетчинсон, разработал и возрастную периодизацию исходя из теории рекапитуляции, при этом критерием, отделяющим одну стадию от другой, служил способ добывания пищи. Хотя довольно скоро теория рекапитуляции была развенчана, а многие положения педологической концепции пересмотрены, сама наука педология, созданная Х., очень быстро завоевала популярность во всем мире и просуществовала почти до середины XX века. Популярность принесли Х. и разработанные им методы исследования детей, прежде всего опубликованные им анкеты и опросники для подростков, учителей и родителей, которые также давали возможность составления комплексной характеристики ребенка, анализа их проблем не только с точки зрения взрослых, но и самих детей. Полученные им материалы были обобщены в работах: "Adolescence". V. 1—2, N.Y., 1904; "

;Life and Confessions of a Psychologist", 1923. В рус. пер. изданы: "Инстинкты и чувства в юношеском возрасте". П., 1920; "Очерки по изучению ребенка", М., 1925.

И.М. Кондаков, Т.Д. Марцинковская

ХОЛЕРИК

E-mail Печать PDF

Холерик [греч. chole — желчь] — субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Х. склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным. И.П. Павлов относил Х. к сильному неуравновешенному типу. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.

А.Е. Ольшанникова

Страница 29 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135