Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ЧЕБЫШЕВА

E-mail Печать PDF

ЧЕБЫШЕВА Варвара Васильевна (р. 1903) — российский психолог, специалист в области психологии труда и проблем профориентации и профотбора. Д-р психологических наук (1972). Поч. чл. Общества психологов СССР (с 1983). Закончила педологический фак-т 2-го МГУ (1930). В 1930-е гг. работала: ответственным исполнителем по профотбору на заводе им. Ф.Э.

Дзержинского и заведовала психотехническим сектором в Институте кадров черной металлургии в г. Днепропетровске. Затем работала в Московском Институте охраны труда; во ВНИИ авиационной медицины РКК, где проводила исследования по темам: "Планер в системе летной подготовки", "Парашютисты о себе", "Наземные тренажеры", "Реакция на беспорядочно появляющиеся раздражители" и др. С 1945 г. — сотрудник Московского ин-та психологии, где с 1969 г. заведовала лабораторией психологических проблем профориентации. Ч. была в числе инициаторов развертывания работы по профориентации, входила в число организаторов 1-го

Всесоюзного совещания по вопросам профориентации и профотбора (1959). Основное направление дальнейших исследований Ч. было связано с психологическими особенностями труда, как предмета изучения, и условиями воспитания и разностороннего развития личности. Была разработана классификация профессий как основы трудового обучения и профориентации ("Классификация профессий и профориентация" / Вопросы психологии, 1971). Выявлены особенности и условия формирования общетрудовых и специальных профессиональных умений и навыков. Систематизированы знания в области психологии трудового обучения ("Психология трудового обучения", 1969; "Психологические вопросы производственного обучения" / "Основы профессиональной педагогики", 1968; и др.). Формирование навыков и умений рассматривается Ч. как процесс совершенствования деятельности личности, основанной на самоконтроле и саморегуляции. Была разработана психологическая классификация трудовых умений, уточнены требования к учебному инструктажу и постановке упражнений.

Показаны особенности мыслительных процессов в труде и способы их формирования.

Проведено обучение решению интеллектуальных трудовых задач. Исследованы проблемы формирования рабочего темпа в производственном труде и обучении и его индивидуально-психологические особенности. Рассмотрен процесс овладения деятельностью, требующей высокой скорости, точности, координации и совмещения действий (на примере летного дела и др.). Ч. осуществлялось обучение предупреждению и устранению неполадок в труде рабочего ("Методы обучения сталеваров в борьбе с неполадками в работе мартеновских печей" // История советской психологии труда. Тексты, 1983). На основе изучения проблемы психологических профессиональных требований ею обоснована необходимость работы в области профессиональной психодиагностики, при этом центральное значение отводится активному профессиональному самоопределению личности.

О.Г. Носкова

ЧАСТОТА ОТНОСИТЕЛЬНАЯ

E-mail Печать PDF

ЧАСТОТА ОТНОСИТЕЛЬНАЯ - см. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТОТ.

ЧАСТОТА НАКОПЛЕННАЯ

E-mail Печать PDF

ЧАСТОТА НАКОПЛЕННАЯ - см. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТОТ.

ЧАСТОТА АБСОЛЮТНАЯ

E-mail Печать PDF

ЧАСТОТА АБСОЛЮТНАЯ - см. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТОТ.

"ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ" ТЕСТ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

"Цель в жизни" тест (Purpose in life Test — PIL) — опросник личностный. Опросник состоит из 20 шкал, каждый из которых является утверждением с раздваивающимся окончанием. Два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения, например: обычно я не знаю чем заняться (1, 2, 3) — ни то, ни другое (4) — полон энтузиазма (5, 6, 7).

Испытуемому предлагается выбрать наиболее подходящую для него градацию. Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений каждой из шкал и переводу сырой оценки в процентили. На бланке обследования восходящая последовательность градаций чередуется с нисходящей, причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия Ц. в ж. т., а минимальный (1) — полюсу ее отсутствия.

Наряду с описанной выше формализованной частью "А" опросник Ц. вж. содержит также части "В" и "С". Часть "В" состоит из 13 неоконченных предложений, касающихся темы смысла и бессмысленности жизни, а в части "С" испытуемым предлагается кратко изложить его цели и устремления, рассказать, несколько успешно они реализуются.

Дж. Крамбо и Л. Махолик (1981) подчеркивают, что части "В" и "С" обычно нет необходимости использовать в большинстве случаев, однако весьма они полезны для индивидуального обследования в клинике. Первый вариант разработан Дж. Крамбо и Л. Махоликом в 1964 г. (последнее издание руководства — 1991 г.). Теоретической основой Ц. вж. т. послужила концепция "стремления к смыслу" В.

Франкла.

Опросник преследовал цель эмпирического подтверждения ряда представлений этой теории, в частности, предположений о существовании "экзистенциального вакуума" и "ноогенных неврозов" (ноогенные неврозы возникают из угрызений совести, из ценностных конфликтов, из экзистенциальной фрустрации). Суть этих представлений заключается в том, что неудача человека в поиске смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого рода психических заболеваний — ноогенных неврозов, отличных от ранее известных неврозов). Переживание индивидуумом онтологической значимости жизни, т. е. степень экзистенциального вакуума и является, по мнению Дж.

Крамбо и Л. Махолика (1964), основным объектом диагностики.

Данные о валидности основываются на сравнительных исследованиях смысложизненных ориентаций у различных контингентов испытуемых (от "высоко целеустремленных" аспирантов до клиентов психологической консультации и госпитализированных алкоголиков). Уровни показателей обследованных критериальных групп соответствовали теоретически ожидаемым (Дж. Крамбо, Л.

Махолик, 1964). Опросник Ц. вж. т. устойчиво дифференцировал средние показатели в различных клинических группах (невротики — со смешанными диагнозами, алкоголики, больные шизофренией и др.). Сведения о конструктной валидности содержат разнообразные данные о связи Ц. вж. т. с другими опросниками. Значимой оказалась связь со шкалой социальной желательности Кроуна-Марлоу. При сравнении данных с результатами MMPI единственной воспроизводимой во многих исследованиях связью оказалась отрицательная корреляция со шкалой депрессии. Значимой (как отрицательной, так и положительной) оказалась связь Ц. в ж. т. со вторичными факторами шестнадцати факторного личностного опросника Р. Кеттела.

Имеются данные по факторной структуре опросника Ц. вж. т. Так Д.

Чаком, Е. Хонгом, М. Чангом (1987) выделены следующие пять факторов или субшкал опросника: 1. "Качество жизни" (общая оценка удовлетворенности субъекта своей жизнью); 2. "Смысл бытия" (наличие в жизни смысла и целей и уверенность в возможности их найти); 3. "Преграды бытия" (отношение к смерти и к личностному выбору); 4. "Ответы на вопросы бытия" (возможность нахождения решения экзистенциальных проблем, отсутствие страха и смущения перед ними); 5. "Будущая жизнь и ответственность" (отношение к уходу на пенсию и самооценка личной ответственности).

Как дополнение к Ц. вж. т. Дж. Крамбо в 1977 г. была разработана шкала поиска смысложизненных целей (Seeking of Noetic Gials Test (SONG). По замыслу автора методика должна измерять силу мотивационной тенденции к поиску смысла жизни.

Шкала включает 20 пунктов, каждый из которых в первом лице описывает определенное действие, переживание или состояние. Испытуемому предлагается оценить, насколько это действие, состояние или переживание характерно для него и отметить один из семи квантификаторов — от "никогда" (1 балл) до "постоянно" (7 баллов). "Сырой" тестовый балл представляет собой сумму индексов квантификаторов. Автором собраны данные о различиях в мотивации к поиску смысложизненных целей у психических здоровых и пациентов клиник (Дж. Крамбо, 1977).

Имеется ряд русскоязычных версий Ц. вж. т. Адаптация на русском языке впервые выполнена К.

Муздыбаевым (1981). Известна и другая версия осмысленности жизни (ОЖ), в которой версия К. Муздыбаева была взята за основу Д. А. Леонтьевым (1986). Она была видоизменена, упрощен ряд формулировок, изменена форма пунктов опросника.

С целью уменьшения "прозрачности" методики для испытуемого асимметричная ранговая шкала была заменена симметричной. Примеры утверждений адаптированной версии:

1. Обычно мне очень скучно -3 2 1 0 1 2 3- Обычно я полон энергии

7. Моя жизнь сложилась так, как я мечтал -3 2 1 0 1 2 3- сложилась не так, как я мечтал

13.

Я человек очень обязательный -3 2 1 0 1 2 3- Я человек совсем необязательный

Надежность шкалы ОЖ исследовалась с привлечением модели ретестовой надежности (интервал 2 недели, устойчивость результатов на уровне p<0,05). Имеются сведения о валидности критериальной, полученные путем сопоставления данных здоровых лиц и различных контингентов испытуемых с психическими отклонениями. Валидность конструктная выявлена путем сопоставления ОЖ и опросника Уровня субъективного контроля (УСК), шкал Э. Шострома, опросника 16-PF.

При факторном анализе ОЖ был выделен ряд факторов, оказывающих влияние на результат обследования. Это позволило преобразовать шкалу ОЖ в смысложизненных ориентаций шкалу (СЖО) (Д. А. Леонтьев, 1992), включающей, наряду с общим показателем осмысленности жизни, ряд субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля. В СЖО включены следующие субшкалы:

1. Цели в жизни (наличие или отсутствие комплекса целей на будущее);

2.

Процесс жизни (интерес, эмоциональность, насыщенность жизни);

3. Результативность жизни (удовлетворенность самореализацией);

4. "Локус контроля — Я" (уровень представлений о себе как о сильной личности);

5. "Локус контроля — жизнь" (управляемость контроля над жизнью или фаталистические установки).

Шкала СЖО стандартизирована на выборке из 20 человек в возрасте 18—29 лет. Валидность конструктивная устанавливалась путем сопоставления с опросниками УСК и Тестом самоактуализации — САТ (Л. Гозман, М.

Кроз, 1987). Благодаря компактности и высокой информативности, шкала СЖО может найти эффективное применение в консультативной и клинической практике.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

Страница 24 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135