Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ЦИВИЛИЗАЦИЯ РИСКА

E-mail Печать PDF

ЦИВИЛИЗАЦИЯ РИСКА - возникшая в 1980-е и широко распространенная в философии Запада концепция, согласно которой разрыв между усиливающимися сложностью и могуществом технологии, с одной стороны, и знанием ее возможных воздействий на окружающую природу и человеческие общности, с другой, приводит ко все большей рисконасыщенности современного общества, которая проявляется в экспоненционально растущем количестве технологических, экологических и иных аварий и катастроф.

Исходной теоретической посылкой возникновения данной концепции послужили алармистские идеи, изложенные в первом докладе Римскому клубу "Пределы роста", подготовленном супругами Д. и Д. Медоузами, а также И. Рендерсом и У. Бернсом.

Главная идея этого доклада состояла в том, что конечность нашей планеты и имеющихся на ней ресурсов с необходимостью предполагает и наличие пределов человеческой экспансии, прежде всего - технологической. Отсюда вытекал вывод о необходимости ограничения технико-экономического роста и технологического давления на окружающую среду.

Философские истоки этой концепции коренятся в учении Э. Кассирера об амбивалентности техники, которая обусловливает господство человека над природой, но делает его самого рабом, приводит его к отчуждению от своей сущности.

Опираясь на эту идею, а также на выводы современных западных алармистов Мэмфорда (см.), П. Гудмена, Эллюля (см.) и др., поборники идеи Ц.Р. выстраивают иерархизированную систему рисков, окружающих современного человека. У. Роув, в частности, предлагает рассматривать допустимость риска на современном этапе цивилизационного развития по трем уровням: 1) нормальный, определяющий область терпимого риска, соответствующую сложившемуся балансу безопасности в обществе; 2) повышенный, задающий сферу желательного снижения риска; 3) чрезмерный, указывающий область недопустимого риска.

Исходя из данной классификации, П.

Лагадек акцентирует внимание на неуклонно расширяющейся зоне "чрезвычайной технологической опасности", которая приводит к невозможности определить "уровень допустимого риска", поскольку она преодолевает сложившиеся в обществе пространственно-временные границы, охватывая обширные территории и многие поколения людей, одновременно потрясая власти, неспособные предотвратить опасность и вызывая "социальную дестабилизацию". В таких условиях, считает он, катастрофы перестают быть единовременными событиями и превращаются в процессы, одновременно усиливая негативные канцеро-, мута- и терактогенные эффекты. В силу этих и других причин современную, чрезвычайно насыщенную технологическими средствами, далеко не всегда рационально используемыми, цивилизацию следует именовать "Ц.Р.". С. Хансен считает необходимым определять риск, исходя не только из техногенных и иных, внешних по отношению к человеку факторов, но прежде всего из человеческих, личностных измерений возможной степени риска.

Поборники философской, социологической и психологической ветвей складывающейся рискологии стремятся на основе теоретического осмысления эмпирических исследований сконструировать структурно-функциональные модели, позволяющие объяснять механизмы субъективного восприятия риска индивидами и группами, а также воздействие на поведение человека в экстремальных, рискоопасных ситуациях управленческих структур, специалистов, врачей, спасателей и т.п., действия которых направлены на минимизацию негативных последствий различных видов риска (П. Сталлен, А.

Томас, П. Словик, Б. Фишхофф, С. Лихтенстайн).

Эти модели, по их мнению, в случае их применения, помогут минимизировать различные негативные последствия нарастающей массы рисков - экономические, социальные, политические, психологические, демографические. Шведский социолог Б.М.

Дротц-Шеберг наряду с другими компонентами минимизации последствий риска, связанного, в частности, с Чернобыльской катастрофой, выделяет в качестве весьма значимых социокультурные измерения перемещения (миграции) людей и последующего социального разрыва их с привычными сообществами. П. Лагадек, обобщая практический опыт катастроф в Три-Майл-Айланде, Бхопале и Чернобыле и вызванных ими (особенно последней) посткатастрофных процессов, обращает внимание на предупреждение таких событий, а также на необходимость усвоения более эффективных способов управления послеаварийными социальными процессами. Но чтобы все это осуществить, необходимо, с точки зрения поборников концепции Ц.Р., заменить господствующую в индустриальной цивилизации продуктивистскую модель развития, которая подталкивает человечество к рискам и опасностям, принципиально иной - гуманистической моделью самоценности и самоосуществимости человека как личности. См. также: Экстремальная ситуация.

Е.М. Бабосов

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

E-mail Печать PDF

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis - государственный, гражданский) - в высшей степени эклектичное и многозначное понятие, могущее обозначать: 1) одно из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени; 2) этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену "первобытному варварству" (Морган - см.); 3) совокупность организационных средств (программ деятельности), посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры и фундаментальными символами последней. В риториках и полемиках публицистическо-пропагандистского уровня слово "Ц." обычно исполняет роль позитивного компонента конфликтной диады "Свои" - "Чужие" ("Мы" - "Они").

Возникновение понятия "Ц." (близкое термину "культура") традиционно относимо к 18 в. (Французские философы-просветители именовали общество, основанное на идеалах справедливости и разума, - "цивилизованным". В отличие от немецкого и русского языков во французском - понятия "Ц." и "культура" жестко не разведены.) Именно осознание того обстоятельства, что культура любого отдельно взятого общества являет собой внутренне неразрывно взаимосвязанную, самоценную систему собственной науки (пусть в облике процедур колдовства), собственной литературы (пусть на уровне фольклора), собственных моральных и правовых норм (пусть в ипостаси табу) и т.п. предопределило широкое распространение понятия "Ц.".

Доминирующими в 19-20 вв. явились трактовки Ц. либо как таких замкнутых общественных организмов, к индивидуальной судьбе и взаимодействию которых правомерно редуцировать всемирную историю - Н. Данилевский (см.), А. Тойнби (см.), - либо как завершающего фазиса упадка в развитии любой когда-то целостной и органичной "культуры" (О. Шпенглер - см.).

Ц. - набор культурных программ ("рабочих чертежей"), реализовавшийся в облике самодостаточного и уникального общественного организма. Культурные же программы задаются "метафизикой" Ц. (глубочайшими истинами о природе Вселенной и о месте человека в ней и / или ее базовыми смыслами и ценностями. В этом контексте приоритетными могут выступать (Ч.У. Моррис - см., "Шесть образов жизни"): подчинение инстинктам и желаниям (Ц. дионисийского типа); самоотречение ради личного покоя (Ц. буддийского типа); самоочищение во имя духовных ценностей (ранняя христианская Ц.); растворение личности в процедурах "газавата" (исламская Ц.); покорение и реорганизация окружающей среды посредством науки и техники ("Прометеевская", техногенная Ц.) и т.д.

А.А. Грицанов

ЦЕРКОВЬ

E-mail Печать PDF

ЦЕРКОВЬ (греч. — kyriakon — дом Господний) — специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам на основании особых вероучения и культа. В христианской традиции: наименование всей совокупности всех религиозно-христианских общин в стране или в мире в целом; обозначение здания или сооружения, в котором осуществляются богослужения; здание религиозной общины. Ц. — религиозная организация, основанная самим Иисусом Христом, являет собой мистическое "тело Христово" — "corpus mysticum". (В Ц. принято различать "видимое тело" — общество верующих, иерархию из паствы и клира, храмы и т.п., а также "невидимую Ц.", главой которой считается Господь Иисус Христос.) Теоретическое обоснование идеологии и практики Ц. принято связывать с мыслями и деяниями апостола

Павла. Преодолевая национально-традиционалистские условности иудейского христианства, апостол Павел акцентировал наднациональный характер идеи спасения для общества, возникшего на основе веры в Иисуса Христа. Апостол Павел актуализировал для христианской философской традиции такие понятия античного мировоззрения, как дух, тело, закон, благодать, жизнь, смерть и т.д. В границах христианского миропонимания Ц. — социальное чудо, сопряженное явлению человеку Бога в облике Христа и выступающее как бы его продолжением. Первоначально единая Ц. распалась на ряд Ц.: в 11 в. выделились не признававшие власть пап греческая и иные восточные Ц. (в католической традиции оформляется парадигма отождествления Ц. с Софией), в 16 в. — оформилось протестантство в виде Ц. лютеранской и Ц. реформаторской.

А.А. Грицанов

ЦЕНТРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

E-mail Печать PDF

ЦЕНТРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ в Республике Беларусь - научно-исследовательские учреждения, занимающиеся разработкой теоретико-методологических и методических вопросов социологии, проведением конкретных социологических исследований, подготовкой социологических кадров, в том числе высшей квалификации. Ц.С. функционируют в виде специализированных структур социологического профиля - институтов, лабораторий, факультетов и кафедр вузов, отделов, групп, секторов и т.д. Ц.С. можно разделить в зависимости от ведомственной принадлежности на академические, вузовские, отраслевые. Наряду с государственными социологическими учреждениями на протяжении последнего десятилетия сформировались также общественные, акционерные и частные социологические службы.

>Наиболее крупным социологическим учреждением страны является Институт социологии НАН Республики Беларусь (директор - Г.М. Евелькин - см.). Институт был создан в 1990 на базе Республиканского центра социологических исследований (существовавшего в АН БССР с 1989).

Большой вклад в создание этих двух подразделений внес первый директор Центра, а затем Института социологии академик Е.М. Бабосов (см.).

К концу 2002 в структуре института существует четыре научных подразделения, соответствующих различным направлениям социологических исследований, а именно: центр оперативных исследований и социального прогнозирования; центр мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров; отдел социально-экономических и политологических исследований; отдел социальной стратификации, социологии культуры и личности. В институте ведется подготовка аспирантов, функционирует специализированный Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций. Институт социологии и социальных технологий является одним из самых обеспеченных научными кадрами социологических подразделений республики. Институт ежегодно осуществляет выпуск сборника научных трудов сотрудников и аспирантов.

>В 1997 был создан Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь (на базе существовавшего ранее института "Белинформпрогноз" при Администрации Президента Республики Беларусь). В структуре института (директор - Е.В. Матусевич) функционирует центр социологических исследований, объединяющий отделы оперативных и мониторинговых исследований. Институт проводит оперативные социологические опросы общественного мнения по актуальным проблемам социально-политического характера.

>Особую практическую значимость приобретает деятельность научных подразделений, созданных при государственных органах исполнительной власти. С 1994 существует Научно-исследовательский институт социально-экономиче-ских и политических проблем Мингорисполкома, который проводит социологические опросы общественного мнения населения по социально-экономическим и политическим вопросам, а также по различным аспектам функционирования городского хозяйства. Институт выступает инициатором проведения ряда научных конференций международного и республиканского уровня.

>В областных городах при облисполкомах существуют социологические отделы, занимающиеся региональными исследованиями. По широкому спектру прикладных проблем ведутся исследования Могилевским областным социологическим центром.

В 1989 в БГУ был создан философско-экономический факультет, состоящий из трех отделений - философии, социологии и экономики. С этого момента начала свою деятельность и кафедра социологии. Кафедра готовит специалистов высокой квалификации в области социологии, при ней функционируют докторантура и аспирантура.

В 1994 состоялся первый выпуск отделения социологии. В настоящее время отделение социологии функционирует в структуре факультета философии и социальных наук.

Среди вузовских научно-исследовательских социологических подразделений самым крупным является Центр социологических и социально-политических исследований БГУ, образованный в 1996 (руководитель: Д.Г. Ротман - см.).

Его предшественниками были социологический научно-исследовательский центр БГУ (с 1990) и проблемная научно-исследовательская лаборатория социологических исследований (с 1968). Сотрудники центра проводят исследования в области социологии молодежи, ведут мониторинг экономической и политической ситуации в стране, занимаются электоральными исследованиями, изучением религиозных отношений в обществе и т.д. Центром проводятся оперативные социологические исследования.

Из числа социологических организаций негосударственной формы собственности, возникших в прошедшем десятилетии, следует отметить исследовательское частное предприятие (лаборатория "НОВАК"). Зарегистрировано в 1992 (руководитель: А.П. Вардомацкий - см.), проводит маркетинговые исследования, опросы общественного мнения по различным проблемам, социологические исследования масс-медиа.

>Проведением социологических исследований в сфере политики, изучением социально-экономических процессов, идущих в обществе, изучением отношения населения к СМИ занимается "Независимый институт социально-экономических и политических исследований" (см. НИСЭПИ), зарегистрированный в 1992 как общество с ограниченной ответственностью, а с 1999 - как республиканское общественное объединение (руководитель: О.Т. Манаев - см.). Общественное объединение издает свой ежеквартальный бюллетень на русском и английском языках.

С распадом СССР полностью прекратила свое существование развитая система социологических служб учреждений и предприятий (заводская социология). В последние годы были сокращены или ликвидированы некоторые социологические подразделения, имевшиеся в структуре отраслевых министерств и других республиканских органов государственного управления.

О.Г. Лукашова

ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫЕ НЕРВЫ

E-mail Печать PDF

Центростремительные нервы (nervus centripetalis; син. чувствительные, афферентные нервы) — нервные волокна, проводящие возбуждение от различных рецепторных образований к ЦНС. Афферентные волокна, идущие к спинному мозгу, образованы отростками клеток, расположенных в спинальных ганглиях.

Страница 25 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135