Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

"ЧЕЛОВЕК ПО ИМЕНИ МОИСЕЙ И МОНОТЕИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ"

E-mail Печать PDF

"ЧЕЛОВЕК ПО ИМЕНИ МОИСЕЙ И МОНОТЕИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ" ("Moses and Monotheism", 1939) — произведение Фрейда, посвященное психоаналитическому рассмотрению истории религии (иудаизма и отчасти христианства). Фрейд был склонен считать Моисея реальной личностью, однако подверг сомнению его еврейское происхождение. Так, Фрейд солидаризируется со специалистами, считающими имя Моисея египетским по происхождению (от Мозе — "ребенок, сын"). Символика жизнеописания Моисея (рождение в одной семье, предание воде, спасение и последующее усыновление другой семьей и т.п.) лежит, по

Фрейду (здесь он ссылается на О.Ранка), в общем контексте мифа о рождении героя и совпадает в главных чертах с историями других мифологических персонажей (Кира, Ромула, Эдипа, Геракла и др.). Источник и направленность мифа состоят в том, что героем является тот, кто восстал против своего отца и в конце концов победоносно одолел его.

В целом источником эпоса является "семейный роман" ребенка, в котором сын реагирует на изменение своих эмоциональных отношений с родителями, в особенности с отцом: в первые годы доминирует значительная переоценка отца, позднее происходит отдаление от родителей и возникает критическая настроенность в отношении отца. Соответственно две семьи в мифе — знатная и простая — являются двумя отражениями собственной семьи. В этом пункте история Моисея являет собой противоположность: его первая семья (иудейских левитов) достаточно скромна, а вторая (простая семья, в которой растут иные герои) заменена семьей царя Египта.

Фрейд полагает, что, когда речь идет об исторической личности, помимо психоаналитического и мифологического уровней рассмотрения "двух семейств" существует уровень реальности.

Одна семья, в которой на самом деле родился и вырос человек — "великий муж" — является реальной, другая — фиктивная, вымышленная мифом для достижения своих целей (как правило, знатная). По Фрейду, разрешить противоречие в трактовке истории Моисея позволяет подход, согласно которому первая семья, из которой был подкинут ребенок, во всех аналогичных случаях является вымышленной, а более поздняя, в которую он был принят и в которой вырос, — реальной.

Принятие этого тезиса приводит к выводу, что Моисей был египтянином, возможно знатным, превращенным легендой в еврея; Фрейд считает, что этим могут быть объяснены мотивы поступков Моисея, особенности предложенных им еврейскому народу законодательства и религии, а также в определенной степени происхождение монотеистической религии вообще.

Фрейд предлагает следующую гипотезу. Моисей был знатным египтянином (возможно, наместником провинции Газа), близким к фараону Эхнатону (Аменхотепу IV), адептом введенной Эхнатоном государственной религии (культа Атона).

Культ Атона, по мнению Фрейда, являлся первым в истории вариантом последовательного монотеизма, развившегося как отражение египетского империализма (политическая ситуация централизованного, управляемого одним человеком государства стала прообразом единобожия). Фрейд указывает также на возможные импульсы возникновения данной религии, пришедшие из Азии. Из религии Атона исключалось все мифическое, магическое и колдовское; не существовало персонифицированного портрета божества; замалчивалось царство мертвых. Все эти черты присущи и древнееврейской религии.

Кроме того, Фрейд утверждает, что именно Моисей ввел обряд обрезания, присущий в восточном Средиземноморье только египтянам. Фрейд делает вывод, что введение обрезания свидетельствует, — Моисей был египтянином, а его религия была религией Атона, и именно в нее он обратил евреев. Менее вероятным источником монотеизма Моисея могла быть, по Фрейду, школа жрецов в Оне.

Наступившая после смерти Эхнатона реакция, по мысли Фрейда, вынудила Моисея попытаться обрести новый народ, основать новое царство и сохранить отвергнутую Египтом религию. Собственно образование еврейского народа произошло на базе различных элементов — племен, вышедших из Египта, и родственных им племен из земель между Египтом и Ханааном, поклонявшихся вулканическому богу Яхве. Фрейд принимает версию Э.Зеллина, согласно которой восставшие евреи убили Моисея и отвергли его религию (указанием на это полагается сцена поклонения золотому тельцу и приписанного впоследствие Моисею "сокрушения скрижалей").

>Как полагает Фрейд, между последователями Моисея и почитателями Яхве был достигнут компромисс: с одной стороны, сохранялись обрезание и почитание Моисея, с другой — принималось новое божество (Яхве) и рассказы жрецов о нем. При этом личность Моисея слилась с личностью другого, более позднего вероучителя (этим, по мнению Фрейда, объясняются разночтения в трактовке характера Моисея как властного, гневливого, даже жестокого и в то же время как снисходительного и кроткого), а его монотеизм превращается в маргинальную традицию.

Тем не менее, влияние этой традиции постепенно расширялось и в конечном итоге победило религию Яхве (не бывшую последовательно монотеистической) в учении библейских пророков. Возрождение моисеева монотеизма, по мнению Фрейда, связано с тем, что историческая судьба еврейского народа в контексте истории Моисея и его религии близка "доисторической трагедии" отцеубийства. Иудаизм явился оживлением переживания из древнейших времен человечества: возникновение же христианства и его успех Фрейд объясняет тем, что оно, выражая в сознании вины признание "первородного греха" отцеубийства, сочетало его искупление через жертву Христа с отказом от избранничества своего народа и обрезания как его приметы. Это позволило христианству стать универсальной, объемлющей все человечество религией.

Харизму Моисея Фрейд объясняет тем, что в его личности совпадали "черты отца": самостоятельность, независимость, "замечательная беспечность, способная дорастать до беспощадности". Фрейд утверждает, что основа национального характера евреев и само создание народа восходят именно к Моисею и связаны с постулированием богоизбранности, причастности к божественному величию и с развитием духовности (возникновением представлений о душе, отречением от влечений, высокой оценкой интеллектуальной деятельности).

М.Н. Мазаник

"ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭТИКИ"

E-mail Печать PDF

"ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики" ("Man for Himself", 1947) — книга Фромма, характеризующая западную цивилизацию как находящуюся в моральном кризисе, обусловленном потерей влияния религии и утратой веры в человеческую автономию и разум.

Кризис выражается в релятивистском отношении к этическим ценностям и нормам и возобладании ложных моральных ориентиров: беспрекословном подчинении требованиям государства, лидерам, культа техники, материального успеха. Конструктивной альтернативой релятивизму Фромм считает этический рационализм, опору на разум как средство формулирования подлинных оснований человеческой нравственности. Целью является установление соответствия морали человеческой природе, естественным человеческим способностям к добру и созидательной активности. Фромм вводит разделение гуманистической этики и этики авторитарной.

В авторитарной этике авторитет устанавливает, в чем состоит благо, формулирует законы и нормы поведения. В гуманистической этике человек сам создает, регулирует и соблюдает нормы. Авторитарная этика отрицает способность человека определять, что хорошо и что плохо, она основывается на страхе перед авторитетом, на субъективном чувстве слабости и зависимости и на отказе от самостоятельных решений в пользу авторитета.

Существенной особенностью авторитарной этики Фромм считает ее эксплуататорский характер, ориентацию на интересы авторитета, а не субъекта. Гуманистическая этика, напротив, основана на признании моральной автономии человека, его способности различать добро и зло без вмешательства авторитета. Единственным критерием этической оценки в гуманистической этике является благополучие человека.

В то же время гуманистическая этика не является абсолютизацией интересов обособленного эгоистического индивида, поскольку Фромм полагает, что человеку изначально присущи стремления к любви и солидарности с людьми. Объективация принципов гуманистической этики связывается Фроммом с познанием человеческой природы, с установлением соответствия природе жизни и человеческого существования.

Фромм полагает, что цель человеческой жизни состоит в развертывании сил человека согласно законам его природы.

Соответственно, благом в гуманистической этике является утверждение жизни, развертывание человеком своих сил, добродетелью — ответственность за собственное существование, пороком — безответственность по отношению к самому себе. Специфику человеческого существования Фромм связывает с человеческой ситуацией: человеку присуща биологическая слабость, относительная недостаточность инстинктивной регуляции поведения.

Само появление человека определяется им как точка в процессе эволюции, в которой инстинктивная адаптация сводится к минимуму. Взамен развиваются специфически человеческие свойства: самосознание; способность помнить прошлое, предвидеть будущее и использовать символы для обозначения предметов и действий; разум; воображение.

Человеческое существование возникает как дихотомичное, противоречивое.

Укорененные в человеческой природе противоречия (экзистенциальные дихотомии — между жизнью и смертью, между человеческими потенциями и невозможностью их полной реализации) порождают, по мысли Фромма, потребность в обретении равновесия и единства человека и окружающего мира, в "системе ориентации и поклонения". Содержание этих систем различно и зависит от степени развития личности; к ним относятся различные религиозные и светские учения и системы ценностей, в частности, иррациональные влечения и неврозы.

Связывая мотивацию человеческого поведения с человеческой ситуацией, Фромм формулирует концепцию социального характера. Определяя характер как относительно перманентную форму, служащую проводником человеческой активности в процессе "ассимиляции" (овладения вещами) и "социализации" (отношений с людьми и самим собой), Фромм полагает систему характера человека заместителем системы инстинктов животного. "Социальный характер" (в отличие от различающихся у разных людей индивидуальных характеров) представляет собой суть склада характера, общую большинству членов данной культуры.

В качестве основных типов "неплодотворных" ориентаций характера им выделяются рецептивная (ориентированная на получение благ из внешнего мира пассивным образом), эксплуататорская (агрессивно-овладевающая), стяжательская (изолированная от окружающего мира) и рыночная (ориентированная на ценности обмена).

Плодотворная ориентация, согласно Фромму, напротив, представляет тип характера, при котором центральной целью является рост и развитие всех человеческих возможностей. Фромм, обосновывая гуманистическую этику, различает эгоистическое себялюбие и любовь к себе. Им отмечается, что любовь как проявление человеческой продуктивности, предполагающее заботу, ответственность, уважение и знание, неделима между объектами и собственным "Я". Любовь к собственному "Я" как представителю человеческого рода неразрывно связана с любовью ко всем другим людям.

Любовь же к одному человеку, по мнению Фромма, предполагает любовь к человеку как таковому. Обращаясь к проблеме совести, Фромм различает авторитарную совесть как действие интериоризированного внешнего авторитета и гуманистическую совесть как реакцию всей человеческой личности на ее правильное или неправильное функционирование. Гуманистическая совесть является выражением целостности человека и его подлинных интересов, а авторитарная — подчиненности и "социальной приспособленности". Целью гуманистической совести Фромм считает плодотворность и, как результат плодотворной жизни, счастье. Счастье Фромм считает результатом реализованной плодотворности.

М.Н. Мазаник

ЧХАРТИШВИЛИ

E-mail Печать PDF

ЧХАРТИШВИЛИ Шалва Ноевич (1910—1979) — грузинский психолог, д-р психологических наук (1956), профессор (1957). Закончил педагогический фак-т Кутаисского педагогического ин-та. В 1955—1957 гг. был проректором и заведующим кафедрой педагогической психологии Кутаисского педагогического ин-та. С 1958 по 1979 г. руководил отделом педагогической психологии

Института психологии им. Д.Н. Узнадзе АН Грузии. Засл. деятель науки, лауреат Государственной премии им. Я. Гогебашвили. Исследовал вопросы педагогической психологии, психологии поведения и мотивации и психологии установки. Ч. — автор оригинальной концепции воли, суть которой заключается в постулировании двух энергетических источников деятельности человека, соответствующих импульсивному и волевому поведению.

В качестве мотива волевого поведения выступают объективные ценности, приобретающие побудительную силу в процессе воспитания. Ч. изучил процесс формирования воли через систематическое осуществление так называемого "двойного поведения". Им разработана оригинальная методика "альбома" для измерения силы выдержки у детей. Обоснована "динамическая модель установки", согласно которой установка имеет текучую, изменяющуюся в соответствии со спецификой ситуации структуру, обеспечивающую целесообразность поведения. Ч. применил ряд новых методик при экспериментальном исследовании эффектов установки. Автор трудов: "Проблема мотива волевого поведения", 1958; "Некоторые опорные проблемы психологии установки", 1971; "Социальная психология воспитания", 1974.

И.В. Имедадзе

ЧУЧМАРЕВ

E-mail Печать PDF

ЧУЧМАРЕВ Захарий Иванович (1888—1961) — российский психолог, специалист в области общей психологии, психофизиологии и психологии труда. Д-р биологических наук (1939), профессор (с 1927). В 1945—1960 — профессор кафедры психологии МГПИ им. Н.К.

Крупской. За научные разработки в области психологии летного труда был удостоен высшей награды страны — Ордена Ленина (1951). Закончил экстерном гимназию в г. Луганске, работал там учителем в школах, затем окончил психологическое отделение философского фак-та Московского ун-та (1915).

Считал себя учеником Г.И. Челпанова. Во время гражданской войны работал в госпитале Харькова санитаром. С 1923 г. был научным сотрудником в созданной А.И. Геймановичем психофизиологической лаборатории Харьковского психоневрологического ин-та, с 1927 г. — зав. этой лабораторией. Основное направление его научной деятельности в этот период связано с физиологией психических состояний человека, профессиональным утомлением и т. п. В частности, исследовались психологические и психофизиологические причины утомления и сбоев в работе клопферистов (телеграфистов-слухачей), переходивших на работу с более совершенными аппаратами. Экспериментально был установлен факт разнонаправленности изменений психических функций работающего человека в течение рабочего дня под влиянием трудовой нагрузки, а также в зависимости от уровня профессиональной квалификации и индивидуальных различий.

Исследование показало, что выявленные профессионально важные функции (память, внимание, пороги слуховой и зрительной чувствительности, скорость реакции и пр.) закономерно снижаются к концу рабочего дня у профессионально успешных, "сильных" клопферистов и не меняются либо даже несколько повышаются у неуспешных, "слабых" ("Психофизиологическое исследование труда телеграфистов-клопферистов" (в соавт. с В.А.

Лавровой), Харьков, 1927). Ч. показал, что изменение психических функций под влиянием трудовой нагрузки отражает величину "изнашивания" трудом человека. Он обнаружил признаки разных структурных особенностей работы психических функций, варианты их компенсации, замещения, доминирования у людей разных профессий и их динамику в течение дня.

Предложил отказаться в психотехнике от "теории способностей в пользу точки зрения целостной реакции с компенсирующим замещением ее моментов в отношении друг друга".

В целях прогнозирования профпригодности выдвинул идею подбора работников, которые по "своей природной психофизиологической структуре дают максимум продукции при минимуме своего изнашивания". Ч. удалось с помощью психогальванометрии показать специфические различия интеллектуальных и эмоциональных состояний, зафиксировать изменения "общего нервнопсихического тонуса организма" в процессе лабораторных проб на эргографе. При этом были обнаружены яркие проявления индивидуальных различий испытуемых, сопоставимые с особенностями их темперамента, специфические проявления некоторых форм патологии и различных психических состояний: депрессивных аффективных состояний, состояний усталости, волевых усилий в работе ("Подкорковая психофизиология. Экспериментальное изучение поведения энцефалитиков-паркинсоников", М, 1928).

В 1929 г. Ч. был приглашен в Москву на должность профессора Агропедагогического ин-та при Тимирязевской с.-х. академии, где возглавил лабораторию психотехники (1930—1933).

Опубликовал книги, подводящие итог исследованиям того периода: "Психофизиология труда", М., 1930; "Марксизм, психофизиология и условные рефлексы", М. — Л., 1930. После ликвидации психотехнической лаборатории преподавал психологию в МИФЛИ и во 2-м МГУ. Незадолго до войны ему была поручена разработка закрытой темы, связанной с трудом военных летчиков. Ч. разработал методику определения индивидуальной длительности реакций на сигнал у летчиков и парашютистов, которая сразу была внедрена в практику подготовки летного состава. По совокупности работ, связанных с этой проблематикой, ему была присуждена степень д-ра биологических наук (1939). С 1938 г. книги Ч. были отправлены в спецхран и не публиковались в связи с тем, что в них имелись ссылки на Н.И.

Бухарина. Только в 1988 г. был издан указ о передаче трудов Ч. из спец. фондов в общие фонды библиотек.

О.Г. Носкова, Е.З. Чучмарева

ЧУПРИКОВА

E-mail Печать PDF

ЧУПРИКОВА Наталия Ивановна (р. 1928) — российский психолог, психофизиолог, д-р психологических наук (1970), профессор (1979). Закончила отделение психологии философского фак-та МГУ (1951). С 1953 г. работает в психологическом институте РАО. С 1972 по 1985 г. заведовала лабораторией психофизиологии познавательных процессов, в настоящее время — ведущий научный сотрудник и руководитель группы института. Экспериментальные исследования, выполненные Ч. в лаборатории Е.И. Бойко, способствовали обоснованию представления о второсигнальных управляющих импульсах положительного и тормозного характера, избирательно изменяющих состояние локальной возбудимости в проекционных системах мозга в процессах анализа и синтеза непосредственных и словесных раздражителей. В 1957 г. она защищает канд. дис. "Иррадиация и концентрация нервных процессов у человека", а в 1969 г. — докт.: "

;Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека". В экспериментальных исследованиях, выполненных вместе с коллективом сотрудников, установлена зависимость выраженности и длительности следов кратковременной памяти в последействии непосредственных и словесных раздражителей от степени анализа воспринимаемого материала; усовершенствован метод тестирования локальной возбудимости в проекционных и словесных системах мозга ("Познавательная активность в системе процессов памяти", М., 1989, ред. и соавт.). Теоретически обосновано представление о психике как специфическом классе нервных процессов, несущих функцию отражения и организации на этой основе приспособительного поведения живого существа в процессах его взаимодействия с окружающим миром и координации многих процессов внутри организма. Развито положение о том, что процессы данного класса развертываются на всей вертикали уровневой нервной организации — от субнейронного до общемозгового у высших животных и человека; выдвинута гипотеза о качественном многообразии процессов данного класса, сопоставимом с качественным многообразием внутреннего мира человека.

Сформулирована идея о сознании как высшей системно-расчлененной форме отражательной деятельности мозга ("Психика и сознание как функция мозга", М., 1985). В работах по проблеме умственного развития развито представление о подчиненности хода умственного развития общим универсальным принципам развития всех органических систем и в первую очередь принципу системной дифференциации; о психофизиологических когнитивных структурах как носителях умственного развития. Также автор монографий: "Слово как фактор управления высшей нервной деятельности человека", М., 1967; "Умственное развитие и обучение", М., 1995; "Психология умственного развития: принцип дифференциации", М., 1997.

В.А. Кольцова

Страница 22 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135