Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ШЕЙН

E-mail Печать PDF

ШЕЙН (Schein) Эдгар Г. (р. 1928) — американский психолог швейцарского происхождения. Специалист в области психологического консультирования, промышленной психологии, психологии личности и социальной психологии, психологического изучения социальных проблем. Один из основоположников организационной психологии.

Образование получил в Чикагском ун-те (бакалавр по общим проблемам обучения, 1947), которое продолжил в Стэнфордском унте (магистр в области социальной психологии, 1948) и завершил в Гарвардском ун-те (д-р в области социальной психологии, 1952). Является профессором кафедры менеджмента Слоуновской школы менеджмента при Массачусетском технологическом ин-те. Чл. редкол. "Sloan management review". Соиздатель серии Массачусетского технологического ин-та "Organizational development" (с 1968). Ш. занимался научными исследованиями в самых разных областях, пытаясь прояснить взаимоотношения между индивидуумом и организацией.

Его ранние исследования были основаны на наблюдении за идеологическим поведением китайских коммунистов во время Корейской войны и изучением методик "промывания мозгов" корейским и китайским военнопленным ("Coercive persuasion", N.Y., 1961). Затем он обратился к проблеме организационных структур и показал, что используемые в менеджменте методы социализации очень напоминают идеологическое внушение. Занимался активной консультативной деятельностью в сфере бизнеса, написал один из первых учебников по организационной психологии, где помог прояснить концепцию консультативного процесса в области организационного развития ("Process consultation: Its role in organizational development ", 1969). Затем Ш. обратился к исследованию проблемы развития управленческой карьеры, которую изучал на основании наблюдений за карьерным движением 44 выпускников Массачусетского технологического инта. ("

;Career dynamics", 1978). Эти исследования, а также наблюдения за жизнью организаций, которые Ш. консультировал, привлекли его внимание к культуре этих организаций.

Он начал исследовать поддается ли она измерению, как развивается и можно ли ею управлять. В книге "Organizational psychology" (1965, 1970, 1980) Ш. дал интересный обзор этой сферы знания, подчеркнул сложность современных организаций, указал, что необходимо понимать феномен организации в действии, а не только ее структуру, если не хотим стать жертвами этого феномена. Динамику развития организации нужно понимать настолько, отмечал Ш., чтобы иметь возможность влиять на нее. Его дальнейшие исследования логично перешли от непосредственного анализа организационной культуры к изучению роли руководства организации и его влияния на процессы организационной культуры.

Организационная культура и лидерство теснейшим образом связаны друг с другом, лидер создает культуру и управляет ею, подчеркивает Ш. Результаты своих исследований на эту тему он публикует в книге "Organizational culture and leadership" (1985, в рус. пер. изд.: "Организационная культура и лидерство, СПб., 2002). Под культурой в данной работе Ш. понимает "паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия названных проблем".

В книге подробно описан метод исследования культуры (названный автором "клиническим"). Главные выводы: лидеры будущего должны будут находиться в процессе постоянного обучения, стимулировать к обучению своих сотрудников; обладать эмоциональной устойчивостью для управления собственными тревогами; обладать навыками анализа и изменения культурных представлений, умением вовлекать других и обеспечивать их соучастие; уметь постигать представления совершенно новых организационных культур. И наконец, чтобы выжить в неспокойном и разнообразном мире, необходимо понять свои собственные культурные представления, т. е. нужно вначале понять самого себя. Ш. также автор книг: "Professional education: some new directions", N.Y., 1972; " Clinical perspective in fieldwor", N. Park, Calif., 1987; "Process consultation", vol. 1—2, 1987—1988; "Career anchors (Revised), 1990; и др.

Л.А. Карпенко

ШЕВАРЁВ

E-mail Печать PDF

ШЕВАРЁВ Петр Алексеевич (1892—1972) — российский психолог, специалист в области когнитивной психологии, автор теории обобщенных ассоциаций в умственной деятельности. Д-р психологических наук (1960), профессор, чл.-кор. АПН СССР. Окончил в 1915 г. историко-филологический факультет МГУ и аспирантуру при кафедре психологии (1915—1919).

С 1919 по 1920 преподавал психологию в Тамбовском ун-те. В 1921—1923 гг. — ассистент отделения прикладной психологии Психологического ин-та при Московском ун-те. С 1923 по 1925 г. — педагог-психолог Приемно-наблюдательного пункта для беспризорных детей, одновременно преподает в Академии социального воспитания, в Институте физкультуры, в Высшей школе военной маскировки, затем на педагогических курсах при Московском высшем техническом училище. В 1931 г. возвращается в Институт психологии и сначала работает с.н.с., затем зав. лабораторией, отделом общей психологии (1947—1955). С 1958 по 1961 г. — зам. директора по научной работе и одновременно зав. лабораторией восприятия и памяти. В 1960 г. защитил докт. дис. "Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника". До 1969 г. — зав. лабораторией восприятия.

Под его руководством проводились исследования формирования понятий у детей. Другое направление исследований было связано с разработкой психологических основ преподавания ряда учебных предметов в школе. Результаты исследований были опубликованы в книге "Обобщение ассоциаций в учебной работе школьника" (1959). Все ассоциации сводил к ассоциациям по смежности.

Отвергал существование ассоциаций по сходству, доказывая, что они так же являются особым видом ассоциаций по смежности. Создал две классификации ассоциаций. Первая построена на основании признаков константности — вариативности и конкретности — обобщенности, присущих каждому из двух членов ассоциации. Выделены 4 семейства ассоциаций: константные, семивариативные, абстрактно-вариативные, конкретно-вариативные. Все семейства распадаются на две большие группы: константные и вариативные (обобщенные).

>Вторая классификация включает в себя три группы ассоциаций в зависимости от того, входит ли в их состав сознавание задания, и если входит, то в какие члены ассоциаций. Они названы альфа-, бета- и гамма-ассоциациями. Весьма важны для практики были его исследования по вопросам восприятия и применения цвета в архитектуре. В результате совместно с С.С. Алексеевым и Б.М.

Тепловым был создан специальный курс цветоведения для архитектурных вузов, в котором данные психологии и психофизиологии использовались для решения практических задач по цветовому оформлению архитектурных сооружений. Основные труды: "К вопросу о структуре восприятия", 1962; "О роли ассоциаций в процессах мышления", 1966.

С.В. Ильина

ШВЫРКОВ

E-mail Печать PDF

ШВЫРКОВ Вячеслав Борисович (1939—1994) — российский психофизиолог, автор системно-эволюционной теории нервной системы. Д-р медицинских наук (1978), профессор (1991), один из ближайших учеников П.К. Анохина. В 1964 г. закончил 1-й

Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова. С 1972 по 1994 г. возглавлял лабораторию нейрофизиологических основ психики, созданную по инициативе и при участии П.К. Анохина. Ш. была сформулирована теория функциональных систем (ФУС), согласно которой между стимулом и действием имеют место не последовательные процессы сенсорного кодирования (сенсорные структуры) и формирования ответа (эфферентные структуры), а общемозговые системные процессы объединения нейронов в ФУС.

Это объединение проходит ряд стадий, соответствующих известным стадиям развертывания (системным механизмам) ФУС и сопоставимых с внешне наблюдаемыми этапами действия, компонентами ЭЭГ-потенциалов и активациями нейронов. Обосновав идею о системном значении компонентов ЭЭГ-потенциалов и соответствующих им фаз нейрональной активности, Ш. обеспечил возможность использования традиционных показателей в качестве индикаторов протекания тех или иных системных процессов.

Им было разработано представление о сопоставимости психических процессов, характеризующих организм и поведенческий акт как целое, и нейрофизиологических процессов, протекающих на уровне отдельных элементов, только через системные процессы, т. е. процессы, организующие элементарные механизмы в ФУС. Из этого вытекал принципиально важный вывод о том, что психические явления могут быть сопоставлены не с самими локализуемыми элементарными физиологическими явлениями, а с процессами их организации.

Психика в рамках этого представления рассматривается как субъективное отражение объективного соотношения организма со средой, а ее структура представляется как "система взаимосвязанных ФУС". Тем самым сделан важный шаг к преодолению методологически несостоятельных попыток прямого соотнесения психического и физиологического, приводящего к рассмотрению этих процессов как тождественных, параллельно протекающих или взаимодействующих. Ш. сформулировал системно-эволюционную теорию, согласно которой нервная система рассматривается не как "тело", а как внутренний "субъективный экран", образующийся в процессе эволюции между генетической программой и ее выполнением через телесные процессы и изменения внешних соотношений организма со средой.

В этом контексте нервные процессы выступают как субъективное отражение внешних соотношений и регулятор телесных процессов. Нейроны специализированы относительно ФУС, складывающихся при формировании целостных поведенческих актов на разных стадиях индивидуального развития. При реализации любого акта внешнего поведения одновременно активны нейроны, принадлежащие к ФУС разного возраста. Накопленные в эволюции и в истории индивидуальной жизни ФУС составляют структуру субъективного мира.

В формировании новых поведенческих актов используются молчащие нейроны "запаса". Из активирующихся в пробных актах наборов отбирается та совокупность прежде молчавших клеток, активация которых приводит к достижению полезного приспособительного результата.

Фиксация нового акта осуществляется как специализация этих клеток относительно вновь формируемых ФУС. Эта концепция обучения получила название системно-селекционной. Поскольку описание системных специализаций нейронов, активных в какой-то момент, одновременно раскрывает состояния субъективного опыта в это же время, а описание всех специализаций дает картину всей онто- и филогенетической памяти индивида, постольку изучение системной специализации нейронов, по мнению Ш., становится объективным методом исследования субъективного опыта, а изучение активности клеток с известной специализацией — объективным методом анализа состояния и динамики этого опыта. Основные труды Ш.: "Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения", М., 1978; "Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики", М., 1995.

Ю.И. Александров

ШВЕЙЦЕР

E-mail Печать PDF

ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (1875—1965) — немецко-французский мыслитель-гуманист, теолог, врач, пастор, музыковед, теоретик философии культуры, общественный деятель. "Негритянский доктор" в Ламбарене (Габон, Экваториальная Африка) (1913—1917, 1924—1965). Доктор философии (тема диссертации "Философия в постановке задач очищения религии И.Канта", 1899); доктор теологии (1900); доктор медицины (тема диссертации "Психиатрическая оценка Иисуса: характеристика и критика", 1913). Лауреат Нобелевской премии Мира (1952) и франкфуртской премии Гёте (1928).

>Основные сочинения: "Проблема Тайной вечери на основании научных исследований 19 столетия и исторических сообщений" (1901), "Тайна мессианизма и страдания. Очерк жизни Иисуса" (1901), "И.С.Бах" (1908), "Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I" (1923), "Культура и этика. Философия культуры.

Часть II" (1923), "Христианство и мировые религии" (1924), "Отношение белых к цветным расам" (1928), "Мистика апостола Павла" (1930), "Религия в современной культуре" (1934), "Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика" (1935), "О положении нашей культуры" (1947), "Гёте.

Четыре речи" (1950), "Философия и движение в защиту животных" (1950), "Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую" (1953), "Проблема мира в современном мире" (1954), "Проблема этического в развитии человеческой мысли" (1954–1955), "Гуманность" (1961, опубликована в 1966) и др. Человек, согласно Ш., приближает к себе и осваивает мир не на основе его познания, а благодаря переживанию его, которое трагично. "Два переживания омрачают мою жизнь, — писал Ш. — Первое состоит в понимании того, что мир предстает необъяснимо таинственным и полным страдания; второе — в том, что я родился в период духовного упадка человечества". Существование людей в исторической перспективе обусловливается не столько их мышлением, сколько осознанием того, что любой из нас "есть жизнь, желающая жить среди жизни". Стремясь сформулировать (в европейской интеллектуальной традиции вслед за Шопенгауэром) путь к избавлению от страданий, Ш. усматривал его в акцентированно свободном и осмысленном волеизъявлении человека. "Благоговение перед жизнью", согласно философскому миропредставлению Ш. (самообозначение — "новый рационализм"), должно выступать основанием универсальной, космической этики и мировоззрения вообще человека и человечества. (Согласно Ш., "свободное и глубокое мышление не подвержено субъективизму... мышление по самой своей природе особым образом побуждает благоговение перед жизнью вступить в бой со скептицизмом".) "Благоговение перед жизнью" содержит в себе, по мысли Ш., смирение, миро- и жизнеутверждение и соответствующую этику.

Последняя у Ш. "не подчеркивает различия между высшей и низшей, более ценной и менее ценной жизнью". "Благоговение перед жизнью" постулирует безграничную ответственность за все живое на Земле.

"Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло — есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей". Мировоззрение миро- и жизнеутверждения способно стать истинной культуротворящей силой лишь в гармонии с подлинными этическими ценностями. Для осуществления принципа "благоговения перед жизнью" (этот принцип — ядро, несущая конструкция антинормативистской по сути этики Ш.), не допускающего парциальных решений, "...сознательно и по своей воле я отдаюсь бытию. Я начинаю служить идеалам, которые пробуждаются во мне, становлюсь силой, подобной той, которая так загадочно действует в природе.

Таким путем я придаю внутренний смысл своему существованию". Лишь в границах такого подхода, по Ш., возможно преодолеть пагубный характер воздействия современной цивилизации на человека. Конкретно-личностное начало в человеке не должно подавляться интересом "всеобщего": воля, олицетворяющая свободное и нравственное начало в человеке, безусловно, значимее знания и понимания, обосновывающих неизбежность подчинения людей репертуарам объективации закономерностей внешнего мира. "Организованные государственные, социальные и религиозные объединения нашего времени пытаются принудить индивида не основывать свои убеждения на собственном мышлении, а присоединяться к тем, которые они для него предназначили. Человек, исходящий из собственного мышления и поэтому духовно свободный, представляется им чем-то неудобным и тревожащим, — отмечал Ш., — ...сверхорганизация нашей общественной жизни выливается в организацию бездумья". Смысл бытия человека, полагал Ш., — непрестанное самосовершенствование с целью гармонизации и улучшения собственной природы. Иной путь не является достойным человека, его духа, освященного божественным происхождением. По мнению Ш., именно уровень гуманизма, достигнутый обществом в целом, адекватно отражает степень его зрелости и человекосоразмерности.

А.А. Грицанов

ШАХОТЬКО

E-mail Печать PDF

ШАХОТЬКО Людмила Петровна (р. 1940) - белорусский социолог и демограф.

Окончила Белорусский государственный университет, географический факультет (1962). Кандидат экономических наук (1972). Старший научный сотрудник (1975). Доктор социологических наук (1997). Является почетным членом Белорусской Статистической Ассоциации (БСА), членом Независимого совета по миграции стран СНГ и Балтии при Центре Народонаселения РАН, членом Европейской Ассоциации по демографическим исследованиям.

>В 1962-1981 - старший научный сотрудник, главный разработчик демографических прогнозов в Беларуси (Научно-исследовательский институт экономики Министерства экономики Республики Беларусь). В 1981-1991 - старший научный сотрудник, научный руководитель и ответственный исполнитель разработок национальных целевых комплексных программ "Укрепление и развитие семьи", "Положение женщин, семьи, охраны материнства и детства" (Институт экономики Национальной академии наук). В 1991-1994 - старший научный сотрудник. Ответственный исполнитель разработки "Социальной программы повышения благосостояния народа" и программы "Социальная защита населения при переходе к рыночной экономике" (Институт социологии Национальной академии наук).

С 1994 - по настоящее время работает в Институте статистики, зам. директора по науке, зав. отделом демографических исследований и занятости населения, ответственный разработчик Национального отчета о человеческом развитии 1995 "Беларусь: лицом к человеку" и отчета 1999 "Беларусь: ретроспектива и перспектива" и национального доклада о положении детей и женщин 1995 "Дети и женщины Беларуси: сегодня и завтра", подготовленных по инициативе ООН.

В 1997-1998 под руководством и с участием Ш. выполнены работы по темам:

"Методологические вопросы разработки программы белорусской переписи населения 1999", "Разработка сценариев демографического развития Республики Беларусь до 2015" и др. В 2000-2002 Ш. являлась одним из основных разработчиков "Государственной программы демографической безопасности Беларуси" и "Закона о демографической безопасности Республики Беларусь", является научным руководителем разработки раздела "Население и трудовые ресурсы Беларуси" Национального Атласа Республики Беларусь, темы "Исследование состояния здоровья населения, динамики смертности и продолжительности жизни в Республике Беларусь".

В 1975-1997 - доцент в Белорусском государственном экономическом университете, в Межотраслевом институте повышения квалификации, в Институте повышения квалификации руководящих работников легкой промышленности.

Читала курсы: "Общая теория статистики", "География населения", "Статистика населения", "Методы демографического прогнозирования", "Демография". С 1998 по 2002 работала в должности профессора в Белорусском коммерческом институте управления, в Академии управления при президенте РБ и Минском педагогическом университете им. М. Танка. Читала курсы "Демография", "Экономическая социология".

Ш. - автор более 200 научных работ, среди которых 3 авторских монографии; более 10 коллективных монографий; статьи в энциклопедических изданиях, научных изданиях Беларуси и России, Чехии, Германии, Нидерландов, Швейцарии, в сборниках научных трудов ведущих научно-исследовательских институтов.

Монографии: "Рождаемость в Белоруссии (социально-экономические вопросы)" (1975); "Воспроизводство населения Белорусской ССР" (1985); "Тенденции и перспективы рождаемости. Развитие семьи. Закономерности и перспективы миграционных перемещений населения" (1988); "Демографические основы воспроизводства трудового потенциала. Миграция населения как инструмент территориального перераспределения трудового потенциала" (1988); "Население Республики Беларусь в конце ХХ века" (1996); "Миграция населения Беларуси" (1999); "Урбанизация в Республике Беларусь" (1999); "Экономическая демография.

Перепись населения. Учебное пособие для студентов" (2002); "Белорусское приграничье: трансграничное сотрудничество и фронтьерские миграции" (2002); "Нелегальная миграция: факторы роста и пути решения" (2002); "Развитие населения и современные тенденции в демографическом образовании в Беларуси" (2002) и др.

Страница 21 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135