Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Что такое локус контроля

E-mail Печать PDF

Что такое локус контроля? Он есть у каждого...

Начнем с того, что за штука – локус контроля. Это психологический фактор, определяющий тип личности по взгляду на причины происходящих в жизни человека событий.

Как он складывается и от чего зависит, мы рассматривать сегодня не будем, сосредоточимся на сути самого понятия. Оно введено в 1960-х гг. Джулианом Бернардом Роттером, американским психологом, в рамках теории социального научения. О ней тоже как таковой не будем пока говорить.

Так или иначе, вслух или про себя, сознательно или неосознанно каждый, когда случается что-то существенное, связывает это либо с собой, либо с окружением, будь то болезнь, важная деловая или личная встреча, присвоение Нобелевской премии или увольнение с работы.

Итак, по Дж.Роттеру, в зависимости от того, на кого и на что человек возлагает ответственность за события в жизни и результаты собственной деятельности, он может быть:
экстерналом – признающим, что сила обстоятельств, внешних условий и фактов сильнее его самого (ах, если бы Аннушка не пролила масло...). Это значит, что доминирует внешний локус-контроль;
интерналом – с приоритетом позиции «все зависит от меня», соответственно – внутренний локус-контроль.

Впрочем, в чистом виде и тот, и другой «в природе отсутствуют», в любом человеке есть оба типа, но в разной пропорции. Как это можно представить? Например, так: если разместить все население земли вдоль условной линии, прочерченной от точки максимальной интернальности до наибольшей экстернальности, то близко к этим крайностям народу будет мало, а основная масса рассредоточится по всей ее протяженности, но подальше от концов отрезка.

Какими же чертами обладаются базовые «локус-контрольные» типы?

Это устанавливалось неоднократными экспериментами, а затем проверялось и перепроверялось разными авторами. В результате было определено, что тяготеющие к интернальной модели (признающие собственную ответственность) более успешны в жизни, они обладают большей уверенностью в себе и целеустремленностью, более независимы, уравновешены, контактны и доброжелательны. Им присуща моральная нормативность (следование правилам общества), доверчивость, сердечность, утонченность, развитая сила воли, богатое воображение. При необходимости принятия рискованных решений они незаменимы.

Экстерналы (предпочитающие считать, что события жизни не следуют из их поступков, а происходят из-за сложившихся обстоятельств) в крайнем проявлении – их антиподы: неуверенные, неуравновешенные, подозрительные, беспокойные и даже агрессивные. Они действуют на основе догматизма, авторитарности, в руководстве директивны и привержены негативным санкциям.

Эти типы отличаются друг от друга и по способу поиска информации об окружении. Оказывается, тот, кто ориентирован на интернальный локус контроля (берущие ответственность на себя), больше интересуется сведениями о возможных проблемах здоровья, чаще использует меры предосторожности для его сохранения или поправки. По данным ряда исследований, причины этого проистекают из раннего детского опыта, а именно, из поощрения родителями внимания к правильному питанию, гигиене, профилактике заболеваний и т.д.

Экстерналы чаще имеют проблемы психологического порядка, что в общем-то понятно, но они еще и гораздо сильнее подвержены социальному воздействию, предоставляя возможность активно этим пользоваться интерналам, которым вообще-то нравится управляемое ими самими окружение.

Что это значит? Что между собой эти самые интерналы могут и не ладить, а экстерналами они, случается, и манипулируют. Поэтому, не забывая о том, что «чистых» типов локуса контроля среди людей нет, зададимся вопросом: а как узнать человеку, «сколько в нем какого локуса»...

К чести профессора Дж.Роттера, он не только предложил систематизацию как таковую и сформулировал отличительные признаки входящих в нее групп, но и разработал методику определения локус-контроля. У нас в стране она адаптирована в Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева (Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М.).

Тест находится здесь, а ключи к нему – здесь.

До скорой встречи!

Автор - Валентина Пономарева

Источник

Обновлено 01.11.2014 10:09

Что такое образная память, или Как запоминают дети

E-mail Печать PDF

Что такое образная память, или Как запоминают дети?

 

Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовало по-своему мышление, реакцию, внимание, память. Ведь это кладовая опыта, пережитого человеком и чем-то ему ценного. Ненужное забывалось быстро и без следа.

Каким же образом выработалась самая лучшая форма запоминания? Достаточно просто и привычно, и потому наиболее экономно: память на звуки, запахи, цвета и т.д. Причем, память яркая, четкая - человек жил этим. Таким образом, в процессе естественного отбора у человека развилась образная память. Теперь такая память сохранилась лишь у дошкольников.
Пользуясь образной памятью, человек воспроизводит воспринимаемое им не словами, а образами, т.е. продолжает их видеть и уже работает с ними как хочет: то ли списывает, то ли считывает.

"Ну допустим, - скажут скептики,- хорошая вещь ваша образная память. Но она развита и у животных. Человек стал превращаться в человека с развитием другого вида памяти - абстрактной, словесной. В совсем иных условиях. В словах можно выразить все то же и многое другое, чего не передашь в образах конкретного мира. Как передать без слов сложнейшие философские, моральные и другие категории? Зачем ворошить в человеке ожившее звериное, когда есть целая наука о словесной памяти - мнемотехника?"

Ну что можно на это ответить? "Мысль изреченная есть ложь." Каждому знакомо состояние озарения, когда кажется, что понимаешь все до таких глубин..., твоей мысли доступно все..., такая резкость и ясность воображения... И как бледно и тускло выглядит все это, когда переводишь в слова. Вообразить вилку легко, а попробуй описать ее словами. Простота тут кажущаяся. Сначала надо воспринять, потом понять, потом - подобрать слова. Не всякий способен хорошо описать что-либо, но в воображении все гениальны.

Человек со словесной памятью попадает в заколдованный круг. Чтобы улучшать память - надо все время специально учиться и тренироваться: для того, чтобы учиться - нужна память. Учтите, что вся эта нагрузка падает на три процента  мозга. Стоит ли удивляться, что уже к двадцати пяти годам словесная память переполняется воспринятой информацией - большей частью ненужной - и возможность запоминать новое резко падает. А вместе с ней уходят уже бесполезные без памяти способности. Человек прекращает учиться. А безделье добивает даже то, что у него оставалось.

Механизм образной памяти совершенно противоположен. Сначала человек воспринимает безразлично что (события, цифры, буквы, слова) путем упомянутого ранее озарения, переводимого не в малый круг знаний, выраженный ограниченным запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление - это схема. И образы вставляются в нее, как страницы в книгу. Они сохраняются столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали. Запоминаемые образы перед глазами, а перевести их можно в любой язык: русский, английский, немецкий, формулы, символы и т.д.

Уже в школе детское целостное, яркое, образное восприятие мира разрушается. Его подменяют тусклыми, разжеванными до потери интереса, не прочувствованными кусками чужого опыта, громко именуемого "Педагогической программой подготовки к жизни". Личность подавляется, она в рабстве бесполезного хлама, заполняющего память. Способности глушатся, так и не раскрывшись. Хорошо, если у ребенка возникает интерес к какому-либо занятию: детское восприятие возвращается.

Почему же так? Немного теории. Мозг человека состоит из двух полушарий. Правое – образное, левое - словесное. Правое - это эмоции, левое - разум. Мозг привык запоминать все таким, как есть - в многообразии  цветов, звуков, запахов, других качеств. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет образ - модель, в левом - соответствующие ему слова. Воспринятое таким  образом не стирается. Оно порождает гениальные стихи, книги, картины, открытия. Это для него органично и естественно.

Но наша цивилизация вторглась и сюда. Девяносто процентов информации подается в усеченном виде - голос диктора, текст книги, обрывочные картинки телевизора и т.д. В одном полушарии оно впечатывается, в другом - бесформенное пятно. Отсюда неконтролируемое забывание. Дефекты внимания, пробелы памяти. Именно из-за усеченной информации распадается детское восприятие.

Образная память искусственно вызывает недостающие ощущения, дополняя усеченную информацию до полноценного образа, его вызвавшего. Включение всех каналов восприятия отменяет принцип "Повторение - мать учения". Повторение разрушает то, что человек запомнил. Природа во второй раз не повторяет.

Преимущества такой памяти налицо: не тратишь  время  на зубрежку - оно освобождается для более продуктивной деятельности. Сумел вообразить - значит помнишь. Обучение  теперь сводится  к пониманию.  Понял - представил. Представил - уже знаешь. Но на этом не исчерпываются полезные свойства  образной  памяти.  Способность воспроизводить через любой промежуток времени, забывать по заказу, заниматься несколькими  делами  сразу без потери качества,  восстанавливать любую картинку после беглого взгляда и т.д.
Словом, никому не помешает вернуться в детство и захватить оттуда способность целостно воспринимать окружающий мир, опираясь на верного помощника – образную память.

Автор - Анна Краснорусская

 

Источник

Обновлено 01.11.2014 10:11

Что такое полемический бой и как его выиграть

E-mail Печать PDF

Что такое полемический бой и как его выиграть?

Полемика в буквальном переводе - это война. Основной мотив любого полемического боя - желание каждого победить, доказать свою правоту и неправоту собеседника. Едва ли в полемике рождается истина: ее изложение каждым односторонне и тенденциозно, но помочь рождению истины полемика может. Того, кто умеет наносить уколы сам, редко пытаются уколоть другие. И, если вам навязывают бой, его должны выиграть вы.

Полемикой надо владеть, но нельзя увлекаться. Не начинайте спор, пока не сказали себе: «Я сейчас с этим человеком вступаю в полемику. Я знаю, зачем я это делаю, я представляю себе последствия, но уверен в необходимости этого».

Есть достаточно простые, но не слишком честные средства выиграть полемику:
говорить монологом так напористо, что собеседник лишается возможности вас даже перебить;
перебивать собеседника и не давать ему подвести удачные итоги;
высмеивать и доводить мысль собеседника до абсурда;
цепляться за неудачную форму высказываний оппонента;
переходить на личности. Это не значит оскорблять, но просто показать, что его позиция основывается не на фактах, а на личных мотивах и пр.;
уводить разговор в сторону, когда нечего сказать.

Это очень эффективные средства, но я буду рад, если вы сумеете ими не злоупотреблять, а то и обходиться без них вовсе. Ваша корректность будет сдерживать противника и вызовет уважение окружающих.

Для вас главное:

Работайте на публику: старайтесь говорить хотя бы внешне эффектно.
Противника не переубедишь, но можно заставить его сдаться, когда симпатии слушающих на вашей стороне. Его можно сбить, ошеломить, чтобы он в растерянности открывал рот, а все смеялись вместе с вами - не обязательно над ним, но на вашей стороне.

Захватывайте инициативу. Есть темы, выгодные для вас, есть - для оппонента. Какие будете обсуждать? Есть логика, показывающая вашу правоту, есть - его. Побеждает тот, кто проводит свою линию. Проводите ее до конца, не давая себя сбить.

Наступайте! Напор, энергия, здоровая агрессивность. Никогда не оправдывайтесь, но будьте готовы к нападению. Сбивайте оппонента уверенностью подачи и широким фронтом атаки: работайте обоймами аргументов. На один вопрос ответить можно, на три сразу - затруднительно.

Разбивайте его позицию, а не доказывайте свою. Разбивать легче, чем доказывать: ломать - не строить... Это - золотое правило полемики, секретное оружие опытных бойцов. Защищая свою позицию, не доказывайте свою правоту, а разбивайте его атаку. Нападая, не стройте систему доказательств его неправоты, а спрашивайте, чем он аргументирует, и разбивайте его защиту.
Например, муж и жена обсуждают, куда поехать отдыхать. Жена предлагает поехать на Черное море, муж - на Белое. Результат разговора во многом зависит от избранной тактики. Например, если муж поставит вопрос: «Что ты не видела на своем Черном море?» и жена начнет рассказывать, как там будет хорошо, мужу достаточно только ее высмеивать, а это несложно. «Там солнышко, тепло...» - «И нос у тебя облезет», «Море ласковое...» - «И народу на пляже - друг на друге лежат» - и т.д. Тут муж не обсуждает достоинства Белого моря, он только разрушает энтузиазм жены по поводу южной экзотики.

Однако чаще умные жены ставят вопрос с точностью до наоборот: подняв удивленно брови, жена интересуется, что же он собирается делать на своем Белом море? Муж, не подозревая, что попадает в ловушку, начинает ей рассказывать, как это замечательно: сосны, палатка, костер... Жена закончит: «Закопченный котелок, холодно, есть нечего!» - и муж оказывается в дураках.

В семьях же, где такие маленькие секреты известны, супруги обходятся без этих, не очень безобидных, хитростей, предпочитая честное, без ловушек, обсуждение.

Бейте только наверняка: лучше не бить, чем бить без толка. Он отбил - плюс ему. Не жальте по мелочам - только распалите.

Предупредите возможные выпады. Зная, куда вас будут бить, опередите противника - ответьте ему заранее.

Побеждает подготовленный. Не зная свое поле битвы, невозможно сражаться, но не зная поле оппонента, трудно выиграть. Вы должны представлять его возможные ходы, аргументы, атаки и защиты. Просчитывайте позицию оппонента так, чтобы вы могли отвечать за него не хуже его самого - и тогда вы начнете выигрывать.
Прекрасная подготовка - тренировочная полемика, где кто-то играет вашу позицию, а вы выступаете в роли противника против себя.

Автор - Максим Коджеспиров

Источник

Обновлено 01.11.2014 10:12

Что такое психогеометрия

E-mail Печать PDF

Что такое психогеометрия? Часть 2. Посмотрим на результаты

Итак, характеристики фигур в психогеометрии.

КВАДРАТ (КВ) – труженик. Усердный, упорный, доводящий все до конца. Вынослив, терпелив, методичен. Испытывает жажду информации, которую систематизирует, чтобы в нужный момент использовать мгновенно. Заслуженно слывет эрудитом. Аналитик, внимателен к деталям и подробностям.

Любит порядок, распланированную жизнь. Разборчив в знакомствах, не любит шумных вечеринок, пространство вокруг себя «упорядочивает». В конфликтах предпочитает уходить от прямого столкновения. Хороший администратор и исполнитель. Проигрывает в оперативности действий, контактности с разными лицами. В «аморфной» ситуации теряется.

Обладает солидной походкой, скупой мимикой, размеренной речью. При общении с КВ надо знать его планы, не опаздывать на встречу, объясняться логически, а не эмоционально, четко формулируя заранее продуманные аргументы, не перебивать. Помните, он предпочтет выглядеть скорее осторожным, чем виноватым.

КРУГ (КР) – общителен, доброжелателен, чувствителен, уступчив, спокоен, заботлив, сострадателен. Интуитивен. Не слишком решителен, ориентирован на мнение окружающих, склонен к болтливости. Но и превосходный слушатель!

Легко «ломает дистанцию» в общении, быстро приходит на помощь, обожает шутки, весел, порой до легкомысленности, щедр. Даже если по профессии – не психолог, значит, психолог житейский. А потому – незаменимый «клей» в команде, стабилизатор коллектива. Хотя организатор – не самый сильный. Эта фигура опознаваема по предпочтению к неофициальному виду, успокоительной, плавной и непоследовательной речи, жизнерадостной походке и свободным движениям, расслабленным позам.

Взаимодействие с КР требует уважительности к его достоинству. Если обмануть, то разозлится и может совершить несвойственные натуре поступки. Хотя вообще предпочитает компромисс, в котором главное – сохранение взаимоотношений. Лучше слышит аргументы, основанные на общественной значимости. Главное в его жизни люди, мораль и справедливость – святыни, а дело – потом.

ТРЕУГОЛЬНИК – лидер. Сильная личность. Энергичен, неудержим, умеет ставить ясные цели и достигать их, умело концентрируясь на главном, глубоко и быстро анализировать ситуацию. Прагматичен, решителен, честолюбив. Прекрасный менеджер и политик.

Жаждет быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и за других, побеждать конкурентов. Хорошо чувствует выгоду. Любит риск, бывает нетерпелив и нетерпим, с трудом признает ошибки. Эгоцентричен. Но люди к нему тянутся и идут за ним.

ПРЯМОУГОЛЬНИК (ПР) – любознателен, смел, пытлив. Открыт для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивает все новое. Доверчив, внушаем, наивен. Изменчив, непоследователен, неуверен. Остро нуждается в общении.

ПР означает переходное состояние, любая другая фигура в стрессе становится им. Дети, примеряющие на себе разные роли – ПР. Это тот, кто ищет лучшее положение или только что изменил его, или предчувствует изменения. Внешний вид – меняющийся «в тон ситуации». Движения резкие, речь сбивчивая. ПР бежит от конфликтов. Забывчив, часто испытывает замешательство. Нуждается в успокоении и помощи.

ЗИГЗАГ (ЗИ) – творец, синтезатор, генератор идей. Экспрессивен, несдержан, порой эксцентричен. Идеалист, непрактичный и наивный. Остроумен, порой язвителен.

Нуждается в сильной независимости и высокой стимуляции деятельности. Неутомимо проповедует свои идеи, мотивируя окружающих, но с утратой новизны теряет интерес к ней, не любит проработку деталей и доведение дел до конца. Терпеть не может субординацию. В конфликте предпочитает заострение его для построения новой концепции его разрешения. Самая сексапильная фигура. ЗИ устремлен в будущее: возможность для него важнее, чем действительность.

А теперь взгляните на свой список предпочтений. Конечно, № 1 – Ваша основная фигура. Остальные присутствуют в Вас с убывающей силой, причем последняя показывает то, что Вам не нравится, а значит – психогеометрический тип личности, с которым Вам сложнее всего общаться. Попробуйте использовать психогеометрию для преодоления этих трудностей!

Автор - Валентина Пономарева

Источник

Обновлено 01.11.2014 10:15

Что такое психогеометрия

E-mail Печать PDF

Что такое психогеометрия? Часть 1. Познакомимся с методом

Скажем сразу – это еще одна попытка психотипирования, т.е. систематизации бесконечного разнообразия личностей, населяющих земной шарик, на основе принятых за основу признаков.

Такие попытки предпринимались испокон веков, и многие насчитывают весьма почтенный возраст, а также имеют широкую известность. Ну, например, гороскопы: зодиакальные, восточные, друидские и разные другие. Фэн-шуй тоже предусматривает типологию. А еще гомеопатия, соционика, эниология и не только…

Но об этом как-нибудь в другой раз. Вы ведь уже поняли, что «прокаталагозировать» нас можно по многим параметрам. И если уж даже по предпочитаемым фруктам… То почему бы и не по геометрическим фигурам?! Как там, у поэта: «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал»…

Автором психогеометрии как практической системы анализа личности является доктор психологии Сьюзен Деллингер (США). Так что, если Вас пригласят на тренинг по методу Деллингер, то знайте, что речь пойдет о психогеометрии. Непосредственно занимаясь работой с персоналом, она не только изобрела собственный способ психодиагностики, но и обучила ему за последние годы более 100 тыс. своих последователей, HR-специалистов. Дошло до того, что кадровики 500 американских компаний считают психогеометрию предпочтительной традиционному тестированию новых служащих как более точную и оперативную методику.

Сьюзен успешно сотрудничает с российскими коллегами, в частности, с Институтом практической психологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина. Отечественные исследователи работают над адаптацией психогеометрии к российской ментальности. Например, Л.Громова и А.Алексеев, написавшие «Психогеометрию для менеджеров» в результате эксперимента по формированию кадрового резерва руководителей среднего звена на предприятий Петербурга и Московской области.

В чем же суть этой системы? – В идее пяти геометрических фигур, отражающих определенный тип (а точнее, в данном случае, сказать – форму) личности: квадрата, треугольника, круга, зигзага, прямоугольника.

Считается, что им присущи характерные психологические признаки, определяющие привычки, поведение и т.д. Что ж, заманчиво, не правда ли? Да и не поспоришь ведь, что «круглые» глаза смотрят на мир иначе, чем «квадратные»!

Прежде, чем перейти к характеристике конкретных фигур, отметим, что какие бы фантастические показатели точности любого тестирования не приводились (а применительно к психогеометрии встречается цифра – 85%, правда, без объяснений, на какой базе построена эта статистика), результат работает «здесь и сейчас», а не на всю прожитую и оставшуюся жизнь.

По нему можно отследить актуальную или ведущую тенденцию, но пусть это не «заковывает» Вас в рамки определенной фигуры. Это – раз. Кроме того, не стоит забывать, что любой психотип в любой системе исключительно редко присутствует в чистом, безупречном виде – без вкраплений, что называется, других, не присущих ему черточек. Это – два. Ну, и, наконец, в «портретах» приводятся порой экспрессивные характеристики, а это, как Вы понимаете, крайнее проявление, максимальная точка шкалы, вовсе необязательно имеющаяся у Вас в пиковом масштабе. Это – три.

До встречи в следующем выпуске, где опубликованы конкретные характеристики. А пока можете пройти тестирование самостоятельно. Для этого достаточно посмотреть на пять фигур (или в иллюстрации к статье, или начертив собственноручно) и выбрать ту, которая Вам приятнее, ближе, притягательнее, в общем – «своя». Если будете чертить, прямоугольник поставьте «столбиком», пожалуйста.

И постарайтесь не думать долго, а то либо запутаетесь, либо засомневаетесь. Но если уж это случится, тогда отдайте предпочтение той, которая привлекла Вас самой первой. Это будет Ваш № 1! Потом посмотрите на оставшиеся четыре фигуры и снова сделайте выбор – № 2. А затем – то же самое еще и еще раз, пока не распределите все фигуры в порядке своего предпочтения.

До скорой встречи – удачи и радости!

Автор - Валентина Пономарева

Источник

Обновлено 01.11.2014 10:15

Страница 759 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135