Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Умственные способности у детей

E-mail Печать PDF

Умственные способности у детей

Часто утверждают, что характер ребенка и умственные способности формируются уже в три года, так ли это на самом деле?

На самом деле характер и умственные способности, способности к учебе – это те понятия, которые относятся к разным сферам. В этой связи мы рассмотрим вкратце вопрос о характере и больше остановимся на способностях.

Исследования формирования темперамента либо характера показывают, что это врожденная особенность, которую ребенок приобретает уже с самого рождения, а не с трех лет. Однако сам процесс познания (либо контроля, управления) характера длится на протяжении всей жизни и начинается с самого рождения. К примеру, тем детям, которым по душе порядок, предсказуемость и которым сложно воспринимать что-то новое, следует с детства учиться справляться с жизненными изменениями. Если оставить подобное отношение ко всему новому без внимания, то в последствии, в будущем, когда ребенок вырастет, он может рассматривать мир и окружающую его среду как нечто неопределенное и небезопасное. То же самое касается и детей с другим темпераментом: чем больше они будут изучать его и учится контролировать, тем гибче и гармоничнее они будут.

Для того чтобы рассмотреть способности ребенка к обучению и познанию, следует, прежде всего, рассмотреть ряд других факторов. Нам известно, что умственные способности новорожденного развиты не в полной мере, они продолжают активно развиваться на протяжении первых лет. На развитие этих способностей оказывают влияние не только биологические факторы, но и экспериментальные факторы и факторы окружающей его среды. Нам известно, что сильный стресс (как в принатальный, так и постнатальный период) способен сказаться как на развитии, так и формировании умственных способностей ребенка.

Нам также известно, что существует связь между эмоциональным и когнитивным развитием. Детям необходимо чувствовать себя в безопасности, им необходима любовь и доверие для того, чтобы обратить внимание на интеллектуальные познания. Если же ребенок вынужден тратить все свое время на то, чтобы выработать некое чувство доверия в окружающем мире, у него не остается уже энергии для того, что заняться непосредственно его познанием (трогая все руками, совершая открытия, которые так необходимы для развития умственных способностей). Ребенку в то же время необходимо чувствовать себя в безопасности в мире для того, чтобы отважится на познание новых вещей.

Первые три года жизни ребенка очень важны с точки зрения его личностного развития. Именно в этот период у ребенка складывается представление о нем самом как о способном к изучению человеке. Однако мы не можем утверждать, что способности к учебе, познанию определяются уже к трем годам либо к 6 годам.

Как же можно родителям поддержать интерес ребенка к познанию в первые три года? Нужно помнить о том, что в первые годы жизни ребенку необходимы внимательные и терпеливые родители. В первый год жизни дети должны осознать, что их эмоциональные и физические потребности будут удовлетворены родителями. Им необходимо понять, что они способны повлиять на окружающий их мир («я улыбаюсь и окружающие, которым я посылаю улыбку ответят мне тем же» либо «я заплачу и кто-то обязательно поможет мне»). Дети нуждаются в родителях, которые бы могли расшифровывать их звуки, характер плача и т.д. и отвечать на их такую форму общения, которые бы могли уделить им достаточно времени и внимания.

У детей должна быть возможность активно познавать мир. Малыши узнают мир через прикасание к предметам, кусая их, осязание, слух, обоняние. Они учатся познавать мир через действия, эксперименты. Они познают мир через отношения тех людей, которые заботятся о них. Родители ответственны за создание безопасной среды и безопасных вещей (игрушек, предметов) для познания детей, а также за определенный контроль и внимание.

Детям необходим стимул, похвала. Родители должны отмечать успехи ребенка, а также и ошибки. Поскольку дети еще не осознают в полной мере, к чему может привести их тот или иной эксперимент, родителям стоит направлять их и объяснять, почему что-то лучше не делать.

Детям необходим кто-то, кто бы защищал их, был на их стороне, особенно в первые годы, когда им трудно выразить их чувства в полной мере. Родители должны стремиться создать такую обстановку, которая бы способствовала развитию ребенка.

Учиться любить

E-mail Печать PDF

Учиться любить

Любовь.

В песне поётся: «О любви не говори, о ней всё сказано!». Но удержаться трудно, учитывая интерес к этой теме. Чего уж скрывать, семья, для каждого человека, самое важное, кем бы он не работал, чем бы не занимался, а вернуться он желает в семью –домой! А семья начинается с любви, это аксиома. Но тогда почему же столь высок процент разводов? Почему господствует бытовая преступность, бытовое насилие?

Начинаются обычно супружеские отношения замечательно. Все невесты такие нежные, только откуда берутся сварливые жёны?

Сейчас психоаналитики придумывают различные приёмы отношений, но вот процент разводов не уменьшается.

Что бы слегка разобраться в основе взаимоотношений между мужчиной и женщиной, проанализируем побудительные причины их отношений.

И так он увидел её, она увидела его. Вариантов не очень много, он её увидел, она его не увидела, она его увидела, он не увидел её, и самый первый вариант. Начало не столь важно, – сработали гормоны и ферамоны, и теперь – лучше её ни кого на свете нет! Соответственно – он особенный!

Следует очень хорошо понять, на первом этапе сознание не работает! Работают гормоны и ферамоны – биохимия! Вариант с браком по расчёту я не рассматриваю, это браки осознанные и, если расчёт верен, прочные.

И если процесс пустить на самотёк, то результат предопределён. Дело в том, что на этом этапе супруги (любовники) воспринимают друг друга в качестве источника удовольствия. Но жизнь приносит не только удовольствия, жилищные условия, окружающие, общение друг с другом, дети, кроме чисто сексуального удовольствия возникают множество проблем, которые приходится решать, причём у каждого из супругов может быть свой вариант решения той или иной проблемы. Это уже приводит к разногласиям, супруг уже перестаёт выглядеть столь особенным, его методы отношений, решения проблем уже вызывают даже досаду, если не сказать большего.

Проходит год за годом, противоречия накапливаются и переходят уже на уровень подсознания, когда уже кажется, что всё, что он(она) не делает, даже сам его(её) вид нелеп и бестолков. Уже самые мелкие детали поведения, личные вещи вызывают отвращение. А вокруг ходят такие крали, подмигивают, соответственно, кавалеров вокруг так же не меряно, и такие обходительные, вежливые, не то, что это «чувырло» на диване у телевизора.

Это результат следования требованиям гормонов и феромонов, уже очень скоро они увлекают к следующему партнёру, создавая вокруг него ауру особенности! А прежний партнёр, уже утрачивает всякую привлекательность.

Кстати, это и результат материалистического мировоззрения, содасно которому, – главное это удовлетворение материальных потребностей! А проще – погоня за удовольствием! Как только возникают проблемы, кто-то требует внимания, заботы, времени и пр. В частности дети. То все источники НЕУДОВОЛЬСТВИЯ воспринимаются, как досадная помеха, или даже враги. Со всеми втекающими отсюда последствиями.

Не маловажным фактором является и сексуальная неудовлётво-рённость, одного из супругов, как правило, женщины, в силу особенностей её физиологии. На мужчину это оказывает негативное воздействие – комплекс неполноценности практически гарантирован. А у женщины это вызывает почти презрительное отношение к супругу, в силу его интереса к сексуальным отношениям, которые у неё, в этом случае, вызывают раздражение. Это весьма сильный разрушающий фактор, мужчина начинает искать на стороне полного удовлетворения, а часто и женщина так же. Назвать такие отношения семьёй уже нельзя. В принципе, эта проблема решается легко, было бы желание, сейчас масса литературы по технике секса.

Это краткий анализ любовных отношений основанных на гормонах и феромонах. Это чисто животные отношения, и говорить о любви в данном случае не приходится, хотя бывают и исключения, как и во всяком правиле.

На чём должна основываться подлинная любовь, о которой говорится «любовь до гробовой доски». На правильном расчёте и сознательном выборе. Это не значить, что следует полностью отвергать действие гормонов и феромонов. Но следует осознавать их действие и делать соответствующие выводы, – ВОТ ЧЕЛОВЕК, С КОТОРЫМ Я СОЗДАМ СЕМЬЮ НА ВСЮ ЖИЗНЬ! Это самая главная установка, с которой необходимо начинать построение отношений. Чётко понимать – идеальных людей нет, если у этого такие недостатки, то у другого другие, но без недостатков людей нет! А значить я должен принять его таким как он есть! И любить его таким!

Любовь требует напряженного труда, по крайней мере, по началу, но это того стоит. Любить надо учиться, а нас учат чему угодно, только не самому главному.

Такое отношение требует и другого мировоззрения, материализм сведёт всё к гормонам и феромонам. Рассуждения у него традиционное: «Живём однова! Чего себе отказывать? Будь самим собой! Раз хочется, чего мучиться?» и т.д. и т.п.. Человека с таким мировоззрением трудно убедить быть сдержанным и верным избранным принципам. Он раб гормонов и … Счастливую семью такой человек создать не сможет.

Любовь должна идти из подсознания на уровне эмоции, а для этого необходимо уметь воздействовать на подсознание. А есть только один эффективный способ воздействия на подсознание – ВЕРА! Надо убедить подсознание в том, что ты любишь! За тысячи лет выработан единственный верный способ этого достигнуть – ВЕРА В БОГА!

Вот почему в реальности существует только один вид любви – любовь к Богу, но она заключается в любви к творению Бога, ко всему окружающему миру. Логика верующего простая и эффективная: «Бог дал мне супруга (супругу) с которым я обязан пройти через всю жизнь, с любовью и терпением перенести все тяготы и лишения, с помощью которых он испытывает мою любовь и верность!».

Имеют ли гормоны и ферамоны власть над этим человеком? Да имеют, но весьма и весьма ограниченную, он управляет ими и направляет их воздействие в нужном направлении.

Человек должен понимать, что супружество подчинено очень чёткой функции – рождению и воспитанию детей, функции продолжения рода. И свадьба состоялась не для того, что бы иметь возможность беспрепятственно получать сексуальное удовлетворение, а для того, что бы быть уверенными друг в друге при исполнении долгой и трудной функции, которую гораздо удобнее исполнять в любви и согласии. По этому, каждое утро необходимо начинать с фразы: «Я люблю свою семью, это самое дорогое, что у меня есть!» После чего открывать глаза и с любовью смотреть на всю свою семью. И постоянно поддерживать эту мысль в своей голове, понимая, что Бог наградил тебя этой семьёй, и возложил на тебя ответственность за её.

Согласитесь, материалист на это не способен.

Часто возникают недоразумения из-за распределения обязанностей между супругами. Здесь хорошей иллюстрацией служит корабельная служба: там есть боцман, и есть капитан. Боцман отвечает за порядок на корабле и поддерживает его, а капитан отвечает за курс корабля, за то что бы довести его через бури, рифы и скалы до тихой гавани. Вот вам разделение обязанностей, главное сотрудничать, а не предъявлять претензии. Вот почему верующие люди в большинстве имеют и хорошие семьи, с толковыми доброжелательными детьми, и до самой глубокой старости сохраняют и преумножают любовь. Может показаться, что это нудно, трудно и тоскливо каждый день заставлять себя любить, но реальность гораздо приятнее. Ученику начальной школы трудно запомнить таблицу умножения, но спустя несколько лет не составляет ни какого труда вспомнить, сколько будет дважды два, решение приходит автоматически. Так и с любовью – год, два и потом мысль о любви приходит сама, наполняя мир доброжелательностью, добром и любовью. И уже одного вида супруга, любого члена семьи достаточно для зарождения в сердце волны радости и счастья.

А вот так называемая «бешеная страсть» с показухой и страданиями, очень скоро заканчивается разводом и злобой.

Факторы риска

E-mail Печать PDF

Факторы риска. С какими проблемами сталкиваются подростки?

Переходный возраст. Подростковый кризис. Всего лишь самый трудный с психологической точки зрения период жизни человека. Каждый день – конфликты, на каждом шагу – проблемы.

С кем дружить, быть как все или выделиться из толпы (а как?), как не поссориться с родителями, где найти денег и времени на развлечения и безделушки, нужно ли искать парня (девушку), начинать ли вести половую жизнь, доверять ли свои секреты друзьям/подружкам или родителям, убегать ли с уроков или учиться, как сдавать экзамены, куда поступать, кем быть, как быть, что делать…

Наверняка каждый из нас знает, каково это – выплёскивать свою агрессию на других, когда в голове полный бардак и всё вокруг кажется нереальным. Что же так раздражает и запутывает подростков в этом возрасте? И с какой стороны воздействует раздражающий фактор? Попробуем разобраться в ситуации.

Школьное сообщество

Чаще всего неоправданные вспышки жестокости случаются именно в школе, где формируется личность человека. То, как ребёнок общается с классом, класс – с ним, очень важно. Но главное настроение всегда задаёт учитель, ведь подсознательно многие дети его копируют, прислушиваются к его мнению.

Неосторожное резкое замечание, уничижающее в какой-то мере личность ребёнка, косой взгляд, оскорбление – и дети, как «падальщики», бросаются на эту «пищу» для размышлений, и случайные (а порой и намеренные) высказывания учителя оборачиваются настоящей «травлей». Не «охоту», нет, для этого у них нет реальных аргументов (они не смогут ответить на вопрос «за что он/она тебе не нравится?»), они лишь запугивают, загоняют, травят.

Нацизм, нетерпимость к отличиям

Практически в любом классе есть ребята, которые отличаются от основной массы по внешним признакам – цвету кожи, разрезу глаз и т.д. Самая распространённая реакция одноклассников – агрессия. А, собственно, почему? Видимо, потому, что в последнее время в социальном плане в нашем обществе чересчур много стереотипов и надуманных предрассудков. Отчего это происходит – причину нужно искать в общей системе воспитания и идеалогии в стране, потому что такой ерунды, как расовые предрассудки, в мозгах у человека изначально не может и не должно быть по определению.

Когда ребёнок попадает в уже сформировавшийся коллектив, часто класс отказывается доброжелательно принять новичка. Начинается жестокая травля и унижения. Это действительно тяжело, мало кто может представить себя на месте изгоя – только те, кто прошёл через что-то подобное.

Неформальная внешность

Каждый из нас имеет право на самовыражение. Конфликты создают всегда те, кто в большинстве. Если внешность подростка чем-то заметно выделяется на общем фоне, чаще всего его принимают за гомосексуалиста. Причём так полагают не только ребята, но и власти, направляющие много сил на борьбу с субкультурами (хотя в стране есть проблемы поважнее, да и путём запрета и гонений на неформалов ничего не решить).

Цитата: «Если государство платит за среднее образование, оно имеет право требовать, чтобы в учебных заведениях не пропагандировались чуждые и вредные государству ценности, идеологии и субкультуры». Интересно, кто имеется в виду: хиппи, панки, эмо, скейтеры, реперы – кто? Может, было бы разумнее ужесточить уголовные наказания за преступления на почве расовой нетерпимости?

В качестве аналога к этой ситуации можно привести способ ведения борьбы с наркотиками: если на вашем приусадебном участке обнаружено более трёх растений мака, то вам долго придётся объяснять, что вы не наркодилер. А как насчёт героина, тоннами курсирующего по стране, пока служба контроля всерьёз выкорчёвывает с огородов обывателей безобидные и, между прочим, очень красивые цветы (ну, в самом деле, неужели три цветка – это плантация, и можно производить из них героин)?

Что ж, вернёмся к вопросу о субкультурах. Конечно, готов или эмо нельзя назвать «позитивными», но то, что они повёрнуты на идее самоуничтожения, сложно назвать правдой. Во-первых, тру или настоящих эмо сейчас практически нет – есть подростки, подражающие им в стиле одежды. А они, как правило, ничем не отличаются от детей, не причисленных к какой-либо субкультуре. А во-вторых, мысли о суициде в определённые моменты могут возникнуть у любого человека (размышления, но не стремление). И если человек решает покончить с собой – неужели в этом виновата субкультура? Нет, нет и ещё раз – нет. Это исключительно личностные психические характеристики, стечение жизненных обстоятельств и всё те же пресловутые стереотипы, воспринимаемые по схеме: услышал – не принял/принял – примерил на себя – сделал/не сделал. Как раз «не принял» и «не сделал» является показателем того, что личность данного человека цельная и не подвержена вредным и стереотипным влияниям.

Неблагополучные дети

Обычно они хуже одеты, чем большинство одноклассников, и у них не слишком высокие отметки (естественно, не всегда). У них равные шансы стать как изгоями, так и теми, кто унижает и подавляет окружающих. Но чаще всего они становятся объектами ненависти. Проще говоря, с их помощью легче самореализовываться тем детям, у которых нет умений, талантов и преимуществ. В подобной обстановке комплексы, неуверенность в себе и озлобленность только приумножаются. А закончиться всё может тем, что такие дети не смогут стать полноценными членами общества. Не самые радужные перспективы.

Отличники

Да-да. Отличники. Им неинтересны модные журналы, крутые видеоигры – они учатся, учатся хорошо и с удовольствием. По мнению психологов, именно «ботаники» обладают наименее развитой силой воли. Проще говоря, из-за страха (а еще из подсознательной надежды заслужить уважение и дружбу) они не могут отказать, когда у них просят «скатать», списать домашнюю или контрольную, боятся пожаловаться или достойно ответить на издёвки. Такие же проблемы у чересчур скромных детей, у детей с низким уровнем коммуникабельности.

Зависимость от боли

В мире началась новая волна подросткового психоза. Подростки садятся на боль, как на иглу. Из-за непонимания со стороны родителей, сверстников и всего мира они нашли новый выход из душевных страданий – причинять себе физическую боль. Шрамы, порезы, ушибы, ожоги, вывихи – подростки калечат себя, заменяя раны душевные ранами телесными. Дело не в мазохизме, не в удовольствии от боли, а в том, что для многих это единственный действенный способ снять нервное напряжение. Как наркотик, как алкоголь.

Итак, вот они, основные факторы риска и их следствия. По сути, решение проблем переходного возраста может решить все социальные проблемы: общество будет состоять из полноценных, способных мыслить самостоятельно, с высоким уровнем интеллекта и высокими моральными устоями, не подверженных влиянию алкоголя и сигарет людей, которые будут радоваться жизни, беречь окружающий мир и делать его лучше.

Звучит как утопия. Вряд ли эта проблема в скором времени решаема целиком. Но мы, по крайней мере, можем сделать шаг вперёд, навстречу мечте.

Автор - Алан Паркер

Источник

Обновлено 01.11.2014 08:00

Фельденкрайз и Александер: в чем суть их методов телесной терапии

E-mail Печать PDF

Фельденкрайз и Александер: в чем суть их методов телесной терапии?

Предназначение – удивительная вещь. Иногда просто диву даешься, какими путями приходят в психологию те, кого по прошествии времени называют корифеями. Судьбы Моше Фельденкрайза и Фредерика Матиаса Александера – весьма наглядные примеры творческой неординарности.

Фельденкрайз

Моше Фельденкрайз (кстати, выходец из России) по образованию был физиком-ядерщиком, при том доктором наук. И еще известным спортсменом: как-никак, чемпион Израиля по дзюдо.

Метод функциональной интеграции или, как его еще называют, «телесного переобучения» Фельденкрайз разработал после того как услышал приговор врачей относительно полученной им травмы ноги: дзюдоисту была показана срочная операция, которая должна была привести к обездвижению колена. Он, однако, обошелся без хирургического вмешательства, вылечившись самостоятельно по разработанной им же самим системе.

Моше Фельденкрайз исходил из того, что действия человека связаны со спецификой имеющейся у него физической конституции, воспитанием в определенной социальной среде и самовоспитанием. Нетрудно заметить, что из названных факторов лишь последний ему подвластен, зато он-то и является мощным ресурсом оздоровления, в процессе которого предусматривается:

– формирование здоровых привычек;
– расширение самосознания;
– повышение самооценки и внутреннего потенциала.

Он не рассматривал эмоции в качестве источника телесного напряжения, а изучал вопрос от обратного, и пришел к выводу, что привычки к «неправильным» позам, при которых мышцы берут на себя часть нагрузки, предназначенной костной системе организма, приобретают бессознательный характер, и избавиться от них можно лишь с помощью осознания.

Союз физического тела и внутреннего мира человека Фельденкрайз назвал «интегрированным целым». Обеспечить гармонию между ними, по мнению автора метода, можно специальными упражнениями, направленными на снижение избыточного напряжения при простых действиях, поиск в той или иной позе наиболее комфортного положения.

Любые движения являются неотъемлемой частью личности. С одной стороны, осознание собственных телодвижений позволяет повысить ловкость и гибкость, улучшить координацию движений, с другой – приобрести независимость от так называемой «социальной маски», создаваемой человеком в ответ на рамки, устанавливаемые в обществе, точнее, в той среде, где он пребывает. Это, в свою очередь, восстанавливает связь с собственными потребностями и помогает их удовлетворению.

В качестве примера можно привести следующее упражнение из системы Фельденкрайза:

1. В положении лежа на спине согнуть колени, поставить ступни на пол. Положить правую ногу на левую , чтобы колени располагались одно на другом. Позволив коленям медленно наклониться влево, к полу, вернуться в исходное положение. Проделать наклоны 20-25 раз.

2. После минутного отдыха поднять прямые руки в направлении потолка, соединив ладони. Медленно наклонить образованный таким образом треугольник вправо и вернуться в исходное положение. Повторить действие 20-25 раз.

3. Отдохнув еще одну минуту, объединить оба движения, синхронно наклоняя колени влево, а плечевой пояс – вправо.

4. Еще минута отдыха, и упражнение повторяется в обратном порядке.

Обязательным правилом этого, как всех других упражнений по методу Фельденкрайза, является легкое осознаваемое усилие. А сам он о системе переобучения тела говорил так: «Если знаешь, что делаешь, можешь делать все, что захочешь».

Александер

Австралиец Фредерик Матиас Александер был успешным актером. Его тоже постигло несчастье: потерял голос. И он также, как Фельденкрайз, излечился самостоятельно по собственной методике, благодаря которой получил прозвище «человек, который дышит». Техника Александера базируется на принципе единства тела и разума, а также учитывании роли привычек в их гармоничном или дисгармоничном сосуществовании.

Основные положения метода Александера заключаются в следующем. Наличие какого-либо одного дефекта влияет не только на отдельную область организма и даже не на ряд его участков, а на человека в целом, и лечение одной болезни неэффективно, поскольку способно привести лишь к временному выздоровлению.

Заболевания, по Александеру, являются следствием плохих физических привычек, т.е. набора повторяющихся реакций при любых действиях. Для того, чтобы от них избавиться, необходимо внимание к координации движений, выработка уравновешенного взаимодействия головы и позвоночника, а также коррекция психических установок.

Один из приемов, в частности, заключается в формировании «кинестетической легкости». Это достигается путем надавливания определенным образом на затылок человека, чтобы расслабились мышцы шеи, голова подалась вперед и чуть приподнялась. Подобное действие совершается в положении стоя, сидя, при ходьбе, что приводит к длительное время сохраняющемуся ощущению свободы и расслабленности.

Подобный эффект основан на том, что перекрываются обычные автоматические реакции. Главным здесь является осознание мешающих физических привычек и замена их на более подходящие. Осознание представляет собой главный стержень программы Александера. При заданиях клиенту типа «опустите голову на грудь» от человека требуется выполнение действия лишь после того, как он его осмыслит и продумает, как сделать лучше всего. Психотерапевтическое влияние проявляется в том, что расслабление мышц позволяет избавиться не только от физического напряжения, но и от негативных эмоций.

Как справедливо заметил известный психолог Уилфред Барлоу, «для реализации принципа Александера требуется высокая самодисциплина, но благодаря этим усилиям большинство людей почти в любом возрасте могут обрести высокий уровень самообладания и здоровья».

… Да, предназначение – удивительная вещь. Фельденкрайз и Александер доказали это собственным творчеством, в котором, пожалуй, самое главное – жизнеутверждающий характер.

Как появилась телесно-ориентированная психотерапия? Вегетотерапия Вильгельма Райха

Биоэнергетический анализ: в чем суть и как все начиналось?

Рольфинг: почему его называют методом структурной интеграции?

Бодинамический анализ: о чем расскажет карта тела?

Биосинтез: в чем суть метода?

Танцевальная психотерапия: что это такое?

Автор - Валентина Пономарева

Источник

Обновлено 01.11.2014 08:01

Физическое наказание

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Физическое наказание. Как воспитать ребёнка неудачником?

Он маленький, шустрый и неугомонный. В свои семь лет он уже лучше папы с мамой «сечёт» в компьютерных играх. В столь нежном возрасте он уже отлично знает, что такое хитрость, лукавство, притворство и лень, но все эти взрослые пороки у него какие-то игрушечные, ненастоящие, понарошку.

А вот благородные качества игрушечными не бывают: если человек – мужчина, то он мужчина и в семь лет, и в семьдесят. Защитить сестрёнку, взять на себя вину, поделиться вкусненьким, отвечать за свои слова… Какая женщина не мечтает быть рядом с мужчиной, который всегда защитит, никогда не пожадничает, не солжёт…

Замечательный лингвист Александр Афанасьевич Потебня сказал фразу, которую я бы назвал главной общечеловеческой формулой общения: «Говорящий работает за двоих». Это означает, что каждый человек, который изрекает какую-либо мысль, должен работать не только за себя, составляя слова в фразы. Он должен поработать и «за того парня», который его слушает: построить фразу именно так, чтобы слушающий максимально адекватно воспринял заключённую в этой фразе мысль, чтобы он правильно его понял. Это двойной труд.

Стать на место слушающего, позаботиться о его восприятии способен далеко не каждый. Многие люди неспособны научиться этому за всю свою жизнь. А дети просто ещё этого не умеют, потому что это – высший пилотаж общения. А чтобы достичь уровня асса, нужно сперва побыть учеником.

Поэтому взрослый при общении с ребёнком должен работать не за двоих, а за троих: как родитель – строить общение, как педагог – понимать смысл и значение этого общения, как психолог – видеть причины той или иной реакции на свои слова…

Это всё слишком сложно, скажете вы. Не слушается – по попе, и разговор окончен. Пусть со слезами, но родительское желание исполнено. Результат достигнут. Но какой результат? А вот какой: ребёнок делает что-либо по приказу не потому, что понимает, что это важно, необходимо и своевременно, а потому, что если он этого не сделает, ему будет больно. Это – верхушка айсберга. Продолжим логическую цепочку, пойдём глубже.

Запуганный угрозой физической боли, ребёнок вынужденно подчиняется грубой силе. Причём такой грубой силе, которая неотвратима, не поддаётся уговорам и объяснениям, не считается с его мнением, состоянием и желаниями, а значит, не подвластна интеллекту. Это – животная сила, которой любой взрослый нормальный разумный человек всегда противостоял и будет противостоять.

Если личность привыкнет подчиняться грубой силе – она перестанет быть личностью и станет одной из бессловесных овец в стаде. В стаде, отданном на откуп неизвестно какому пастуху. Не «пастырю овец православных», а жестокому пастуху с собаками, кнутом, ножом, который позволяет жить и нагуливать сало своей овце только до того момента, пока не придёт время варить шурпу. Стадо из личностей – невозможно. Возможно лишь стадо из бессловесных тварей, скота или, грубо говоря, быдла.

Физическое насилие, угроза боли – это принцип плохой дрессуры, а не воспитания. Так недалёкие укротители раньше поступали с животными. Да и то давным-давно, до того, как появился великий Владимир Дуров, родоначальник знаменитой цирковой династии, который добивался от животных фантастических результатов вообще без нагайки. Он совершил переворот в дрессуре. В наши дни кнут в руках дрессировщика – скорее, декоративный традиционный элемент антуража, а не инструмент насилия.

А «невинный» шлепок по попе, не говоря уже о подзатыльниках, отцовском ремне и прочем рукоприкладстве, – знак того, что вы не воспринимаете своего ребёнка как мыслящее существо. Вы относитесь к нему как к зверьку, неспособному при помощи интеллекта понять, принять и исполнить действие ввиду его своевременности и объективной необходимости.

Постоянно бездумно исполнять чужую волю вредно для личности. Можно постепенно привыкнуть. И стать бессловесным и бездумным исполнителем, то бишь рабом. А история показала, что рабовладельческий строй – худшая, наиболее низкопроизводительная из всех возможных общественных формаций.

Можно возразить, что хороших исполнителей ценят, они нужны, их в современном обществе абсолютное большинство – не всем же быть руководителями! Суть в другом: какой судьбы вы хотите для своего ребёнка? Исполнитель, даже очень хороший, всегда находится в зависимом положении. И эта зависимость далеко не всегда бывает справедливой. И умные руководители больше ценят исполнителей, способных к инициативе, обоснованным возражениям, трезвой и объективной оценке проблемы… А не бездумных проводников своей воли.

Есть только один вид насилия, достойный существования: когда мать силой отдёргивает руку ребёнка от открытого огня. В прямом и переносном смысле. Все остальные виды насилия – от лукавого, под какими бы личинами они ни скрывались, как бы ни маскировались и ни мимикрировали.

Государство тоже инструмент насилия. Такая форма организации общества – явление временное, вынужденное на тот период, пока общество не достигнет такого уровня самосознания, которое обеспечит саморегулирование, самоуправление и самосовершенствование.

Когда руководители государства говорят о своей необходимости и полезности – не поддавайтесь на провокацию, они всего лишь временно неизбежны. Причём любые президенты и премьер-министры, мэры и главы администраций – умные и глупые, жестокие и «добрые», активно действующие или пассивные – являются всего лишь признаком недостаточной развитости человеческого общества…

Если ваш непосредственный начальник на работе отдаёт вам приказ вместо того, чтобы объяснить суть проблем и задач – это плохой начальник. Умный руководитель объясняет суть вашей задачи в кругу общих задач коллектива. Он не жандарм, он партнёр по делу и координатор задач коллектива. Чувствуете разницу? Но это только в том случае, если вы – личность, а не овца в стаде. Овца не поймёт ничего, кроме прямого приказа, нет смысла тратить время на объяснения овце опасности приближения волка – нужно кнутом загнать её в загон. Если у вас на работе так – то бедный ваш начальник, бедный ваш коллектив и бедный вы сами.

Какой судьбы вы хотите для своего ребёнка? Бессловесной овцы? Тогда вы на верном пути: не упускайте ни одной возможности унизить его, наказать физически, наорать, ударить… Пусть он знает, что прав всегда тот, кто сильнее физически. Пусть знает своё место – ниже плинтуса!

Если вы отец или мать, уже волей природы вы – вожак стаи для своего ребёнка, начальник, бог и царь, ещё и офицер на поле боя. Но право применять силу к нему у вас есть только в одном случае: при непосредственной угрозе его жизни. С силой отдёрнуть от перил балкона, когда он уже замахнулся ногой перелезть через край. Или ударить по руке, которая тянется к открытой электрической розетке. Если ваше насилие будет таким редким и существенным, оно навсегда отпечатается в сознании ребёнка, и он уже никогда в жизни не пострадает ни от беспечности на высоте, ни от удара током.

Но даже этого форсмажорного насилия можно избежать, если заранее научиться не приказывать, а объяснять ребёнку смысл явлений и суть вещей, объяснять ему его роль и задачи в этом мире.

Да, это требует усилий. Да, это тяжёлый труд. Но не делать этого можно только по одной причине: если вы безнадёжно ленивы и безразличны, и вам наплевать на будущее ваших детей.

Автор - Иван Бездомный

Источник

Обновлено 01.11.2014 08:01

Страница 751 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135