Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Что такое счастье и как стать счастливым

E-mail Печать PDF

Что такое счастье и как стать счастливым?

Когда строится дом, в дело идут цемент и песок, дерево и кирпич, стекло и железо, фаянс и пластмасса. Десятки, сотни, тысячи деталей! А в конце концов получается обыкновенная типовая девятиэтажка...

Счастье всегда строится по специальному проекту. Тут деталей во много раз больше и требования к качеству куда выше. И юношеская ошибка в фундаменте может дорого обойтись: прекрасно выстроенное здание, где вроде бы продумано и учтено, вдруг разваливается стремительно и непоправимо.

Итак, что же такое счастье? Каждому свое, каждый сам должен осознать свое представление о счастье, но для этого каждый должен познать самого себя. Прежде чем каждому задаться этим вопросом, давайте рассмотрим, в каких случаях употребляется это слово.

1. Выиграл в лотерею - счастлив, и чем больше выиграл, тем больше счастья. Однако неожиданно свалившееся богатство часто приносит несчастье.

2. Счастье в удовлетворении желаний. Наоборот, счастье в неудовлетворенных желаниях, т. к. неудовлетворенные желания побуждают к действию, что придает жизни очарование. Бывает и так, что счастье ожидания больше, чем реализованное желание, ибо случается, что осуществленные желания разочаровывают.

3. Счастье в любви. Но счастье в любви часто выступает как зависимость от партнера, и тогда появляется, желание освободиться. Может быть и наоборот - отдаться на волю волн и утонуть в любви, потерять себя как личность. В первом случае мы теряем объект привязанности, во втором - теряем ощущение своего пути, назначения.

4. Человеку, который тяжелым трудом добывает скудное пропитание, может казаться счастьем жизнь в стране лентяев. Но, поселившись на кисельных берегах молочной реки, он не находит там счастья. Когда подобное желание осуществляется, оно перестает ассоциироваться со счастьем. Счастье в данном контексте - это погоня за синей птицей, которая теряет свое яркое оперение, как только ее поймали. По этому поводу Платон говорил: «Невозможно хотеть того, что у тебя есть»

5. То, что представляется счастьем в одном возрасте, не является таковым в другом. У разных возрастов различные вкусы и желания. С возрастом теряют ценность многие удовольствия, но зато возникают новые или приобретают ценность те, на которые раньше взирали с презрением. Общеизвестной истиной считается, что счастье - привилегия молодости. Но есть и обратное мнение, что счастье - это старость. Есть основание полагать наиболее счастливой порой средний возраст, в этом возрасте человек еще не отягощен физическими недугами, менее зависит от внимания других людей, более деятелен, более свободен от ожиданий и воспоминаний; в этом возрасте более, чем когда-либо, может управлять своей жизнью.

6. С одной стороны, счастье ассоциируется с приятными удовольствиями, с другой - не всякое приятное переживание приближает к счастью, а некоторые в конечном счете отдаляют от него, принося страдания.

Бытует справедливое выражение: «С человеком случается то, к чему он предрасположен». Будет ли человек счастлив, зависит не только от того, что ему встречается в жизни, но и от того, как он реагирует на все происходящее с ним, то есть счастье не то, чем мы обладаем, а как мы реагируем на это.

Сколько бы мы ни приводили примеров асимметрии не в пользу счастья, люди, тем не менее, страстно к нему стремятся. «Люди, - писал Вольтер, - ищут счастья, как пьяный - свой дом, не могут найти, но знают, что оно есть».

Автор - Милана Гараева

Источник

Обновлено 01.11.2014 10:20

Что такое счастье?

E-mail Печать PDF

Что такое счастье?

Прежде, чем ответить на вопрос: «Что такое счастье?», ответим сначала на вопрос: «Что такое радость?». Радость – это «чувство, ощущение большого душевного удовлетворения» (С. И. Ожегов «Словарь русского языка»). А теперь ответим на вопрос: «Что такое счастье?». Счастье – это «чувство и состояние полного, высшего удовлетворения» (С. И. Ожегов «Словарь русского языка»).

Соотнеся эти два понятия, можно сделать вывод, что счастье для человека – это, когда в его жизни есть только радость, и нет огорчения. Потому что даже самое маленькое огорчение не позволит человеку испытывать «…полное, высшее удовлетворение», сколько бы радости в других сферах собственной жизни он при этом не испытывал.

Радость приносит человеку положительные эмоции, а огорчение – отрицательные эмоции.

Человек устроен так, что в нем заложена потребность в положительных эмоциях. Степень удовлетворения этой потребности и определяет, насколько счастлив или несчастлив человек, сколько он имеет радости или огорчения. Чем выше качество удовлетворения потребности в положительных эмоциях, тем человек имеет больше счастья и радости. И наоборот.

Причем потребность в положительных эмоциях это самая сильная потребность человека, подчиняющая себе все остальные его потребности. И она чрезвычайно полезна для человека, потому что стимулирует его к удовлетворению собственных желаний, дает человеку силы для этого.

Потребность в счастье имеет для человека первостепенное значение именно потому, что эта потребность главенствует над всеми остальными и подчиняет их себе. Такое подчинение означает, что все остальные потребности удовлетворяются человеком для того в конечном итоге, чтобы удовлетворить эту самую главную потребность.

А когда же человек испытывает счастье, когда радость, когда несчастен?

Чтобы иметь положительные эмоции, человеку надо не только получать положительные эмоции, но и не получать отрицательные эмоции.

Если человек имеет только положительные эмоции и не имеет отрицательных эмоций, то он испытывает счастье. Если человек имеет преобладание положительных эмоций над отрицательными эмоциями, то он имеет радость. Чем больше положительные эмоции преобладают над отрицательными эмоциями, тем радость больше, и наоборот. Если отрицательные эмоции преобладают над положительными эмоциями, то человек несчастен. Длительный дефицит положительных эмоций может привести человека к большому душевному страданию и даже к самоубийству.

Отсюда можно сделать второе определение счастья.

Счастье – это наличие в жизни человека только положительных эмоций при полном отсутствии отрицательных эмоций.

Исходя из уже сделанных определений понятия счастья, человеку, чтобы чувствовать себя счастливым, по большому счету, надо решить всего лишь 2 проблемы:

1. Иметь или делать то, что его радует, что приносит ему положительные эмоции.

2. Не иметь или не делать того, что его огорчает, что приносит ему отрицательные эмоции.

Или, если сказать короче, то человеку,

ЧТОБЫ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ СЧАСТЛИВЫМ, НАДО ИМЕТЬ (ИЛИ ДЕЛАТЬ) ТО, ЧТО ОН ЖЕЛАЕТ, И НЕ ИМЕТЬ (ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ) ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕТ.

Так почему же так много несчастных людей, если так мало надо для того, чтобы чувствовать себя счастливым?

Так что же надо сделать, чтобы быть счастливым?

Насколько трудно быть счастливым и кому это под силу?

Ответ Вы можете найти на сайте автора статьи.

И здесь человека ожидает приятный сюрприз, который заключается в том, что БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ МОЖЕТ КАЖДЫЙ!!!

Что такое темперамент

E-mail Печать PDF

Что такое темперамент?

В огромном количестве людей, похожих друг на друга, можно выделить индивидуальные особенности каждого, проявляющиеся в поведении. И важнейшим компонентом, способным выявить эти особенности, является темперамент.

Если обратиться к психологии, под темпераментом (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) понимают совокупность индивидуальных относительно устойчивых свойств психики человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.

А если говорить немного проще, то это просто унаследованные человеком свойства нервной системы, влияющие на быстроту усвоения знаний и формирования навыков. Именно эти свойства определяют память, внимание, движения человека, но они определяют не то, что человек делает, а то, как он это делает. История же возникновения учения о темпераментах имеет далёкие корни и относится аж к V веку до н.э.

Жил-был тогда такой знаменитый на сегодняшний день древнегреческий врач Гиппократ. Так он и выдвинул идею о том, что жизнедеятельность и здоровье человека зависят от четырёх основных соков организма: крови (sanguis), лимфы (phlegma), желчи (chole) и чёрной желчи (melanos chole).

А семь веков спустя древнеримский врач Гален (II век до н.э.), опираясь на эти представления, сформулировал так называемую гуморальную теорию, согласно которой различное соотношение этих жидкостей не только влияет на здоровье, но и определяет психическое состояние, поведение человека.

Тогда же Гален предложил первую классификацию видов темперамента. В зависимости от преобладания в организме той или иной жидкости, люди, согласно его теории, отличаются друг от друга силой, скоростью, темпом и ритмом движений, экспрессивностью выражения чувств. Отсюда и пошли названия, широко применяемые на сегодняшний день: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический типы темперамента.

Позже на смену гуморальной пришла конституционная, или соматическая теория, на основе которой немецкий врач-психиатр и психолог Э. Кречмер пытался связать различные типы темпераментов со строением тела человека, с соотношением его отдельных частей и тканей.

Однако сегодня современной науке уже известно, что и тип строения тела, и динамические свойства психики в значительной мере обусловлены воздействием гормонов, выделяемых железами внутренней секреции.

Обусловленность того или иного темперамента стали объяснять деятельностью центральной нервной системы, её возбудимостью и чувствительностью. В создании и развитии этой теории важную роль сыграли исследования свойств головного мозга, проведённые нашим знаменитым физиологом И. П. Павловым. Он теоретически обосновал и экспериментально подтвердил ведущую роль в динамических процессах центральной нервной системы.

Он выделил позднее дополненные другими исследователями свойства нервной системы, которые сегодня позволяют нам определять с большой точностью принадлежность отдельного человека к тому или иному типу темперамента.

Так, обладатели сангвинического темперамента обычно весьма деятельны и продуктивны в работе, особенно если она вызывает у них живой интерес. Они легко приспосабливаются к новым условиям, умеют легко вступать в контакты с людьми, однако испытывают затруднения при выполнении длительных и монотонных операций. Таким был наш великий поэт А. С. Пушкин, обладающий завидной работоспособностью и проявлявший интерес к самым разнообразным сторонам жизни.

Люди-флегматики всегда спокойно реагируют на события, могут долго и упорно трудиться, не меняя вида деятельности и терпеливо перенося все трудности. Данные товарищи уже более сдержаны в общении с людьми, избирательны. Их манера речи и движения неторопливы. К ярким представителям флегматиков можно отнести Дарвина.

Люди-холерики являются, наверное, обладателями самого сложного темперамента. Это личности неуравновешенные и даже вспыльчивые, с ними очень трудно общаться. Они настолько же необузданны в своих действиях, насколько резки в своих высказываниях. Холерики за словом в карман не лезут, да и ввязаться в драку для доказывания своей правоты могут с легкостью. Такими личностями были Петр Первый и Наполеон, они в трудные минуты были способны на проявление необычайной по силе энергичности.

Люди-меланхолики эмоционально ранимы, они чаще других испытывают тревогу, страх, нередко переоценивая характер угрозы, и легче становятся жертвами правонарушений насильственного характера. Если с ними случается непредвиденная ситуация, они долго не могут найти выход из нее. А робости и стеснительности у меланхоликов вообще с избытком. Такие люди совершенно не могут за себя постоять и часто становятся жертвами насмешек и издевательства окружающих. Такая ярко выраженная чувствительность заметна в произведениях Шопена.

Зачем же нужно определять свой темперамент? Ответ прост: чтобы узнать, что ты за человек, какой масти, на что способен. И получить возможность осознать свои сильные и слабые стороны психики. А потом начать тренировать слабые качества и учиться чаще опираться на сильные!

Автор - Серега Тарасов

Источник

Обновлено 01.11.2014 10:20

Что такое терапия творческим самовыражением

E-mail Печать PDF

Что такое терапия творческим самовыражением?

Этот отечественный психотерапевтический метод создан Марком Евгеньевичем Бурно, известным российским психиатром и психотерапевтом, около 20 лет назад. Поэтому в ряде источников метод носит название «Терапия творческим самовыражением Бурно». Этот метод может быть соотнесен с терапией творчеством (Creative therapy) в широком смысле и причислен к обширному кругу арт-терапевтических методов: библиотерапии, сказкотерапии, вокалотерапии, видеотерапии, цветотерапии, песочной терапии и прочим.

В основе метода Бурно лежат теоретические положения П.Б. Ганнушкина и Э. Кречмера о врожденности и морфологической обусловленности человеческого характера.

Первоначально терапия творческим самовыражением была предназначена для психиатрических больных с болезненным переживанием собственной неполноценности, несостоятельности. Однако в последние годы метод Бурно стали применять не только к больным с патологической дефензивностью (застревающих в определенном эмоциональном состоянии), но и к совершенно здоровым соматически людям, обладающим дефензивными особенностями характера.

Главная задача метода – способствовать раскрытию творческого потенциала клиента, сублимировать болезненное, неприятное состояние, перевести его в социально полезное русло.

Терапия творческим самовыражением обычно проходит в два этапа. Первый этап посвящен самоисследованию клиента: изучаются особенности собственной личности и болезненных расстройств, что может быть сделано на основе наблюдения за окружающими. Продолжительность этого этапа от одного до трех месяцев. Второй этап направлен на развитие себя с помощью указанных ниже методик. Продолжительность этапа составляет от двух до пяти лет в зависимости от необходимости и тяжести первоначального расстройства. Таким образом, метод Бурно может быть назван долгосрочной терапией. Однако М.Е. Бурно были разработаны и краткосрочные варианты терапии от недели до четырех месяцев.

Основные методы работы, используемые в методе Бурно:

1. Создание собственных творческих произведений. Это могут быть литературные сочинения (написание рассказов, романов, драматических произведений), художественно-графические (картины, фотографии), вышивание и пр. Творческие работы создаются клиентом с учетом его склонностей и возможностей с целью выражения и понимания особенностей его личности.

2. Общение с природой. В процессе этого общения клиенту важно понять, прочувствовать, что именно в природе особенно трогает его (пейзажи, голоса птиц, животные, созерцание водных поверхностей), а что оставляет равнодушным.

3. Творческое обращение к предметам культуры. Оно подразумевает сознательный поиск среди литературных произведений, предметов искусства, научных концепций близкие, созвучные мироощущению клиента.

4. Собирание коллекций предметов, которые клиент считает отражением своей личности, либо, наоборот, совершенно, абсолютно ему не подходящих. Анализ предметов, того, что именно они дополняют или иллюстрируют во внутреннем мире клиента, способствует интенсивному познанию клиентом своей личности.

5. Путешествие как в свое персональное прошлое с помощью взаимодействия с предметами из своего детства, рассматривания старых семейных фотографий, воспоминания о семейных легендах и преданиях, так и в общечеловеческое прошлое, опираясь на историю своего народа, посещения музеев, для более полного и глубокого ощущения своих корней и собственной уникальной индивидуальности.

6. Ведение дневника особого рода, где большое значение придается описанию чувственных переживаний клиента, а также элементам творческого анализа различных событий, фактов науки и произведений искусства.

7. Ведение психотерапевтической переписки с лечащим врачом.

8. Обучение «творческим путешествиям». Сюда входит выявление собственного восприятия происходящего и определение отношения к воспринимаемому клиентом во время прогулок, а также нахождение интересного в обыденном, воспитание умения смотреть на происходящее восторженным взглядом ребенка.

Названные методики могут использоваться как изолированно, так и в комплексе друг с другом. Они помогают духовному, творческому развитию человека и обучают клиента формировать творческую действительность вокруг и понимать все лучше себя и окружающих, способствуют обретению счастья и душевного здоровья. Идеалом терапевтической эффективности может быть названо формирование творческого стиля жизни, умение управлять вдохновением.

Уже много лет метод терапии творческим самовыражением применяется в России и за ее пределами не только психиатрами и психотерапевтами, но и психологами и педагогами.

Автор - Анна Бердникова

Источник

Обновлено 01.11.2014 10:20

Что такое толерантность

E-mail Печать PDF

Что такое толерантность?

Я не согласен с тем, что вы говорите, но
пожертвую своей жизнью, защищая ваше
право высказывать собственное мнение.

Вольтер

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, близка к понятиям милосердия и снисхождения.

Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира.

Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. В противном случае пришлось бы согласиться с определением Г.К.Честертона: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят».

По сферам проявления выделяют политическую, научную, педагогическую и административную толерантность. Применительно к личности психологи различают несколько видов толерантности.

Естественная (натуральная) толерантность

Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, т.е. ее персонализации еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д.

Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой – неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.

Моральная толерантность

Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит.

Здесь имеет место некая условность, т.к. человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…».

Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками квази-терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.

Нравственная толерантность

Как ни странно, в терминологическом поле на сей раз мы имеем парадоксальный случай, когда синонимическое значение слов «моральный» и «нравственный» разведено. Но что поделать… В отличие от моральной , нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека.

Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.

Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность. Для оценки ее уровня
специалисты разработали соответствующие психологические портреты, используя несколько критериев. Они могут служить подсказкой и для желающих убедиться в собственной толерантности.

Итак, что свойственно человеку толерантному (Т) и интолерантному (И)?

1. Знание себя
Т: Адекватно оценивает себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.
И: Замечает у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную позицию.

2. Защищенность
Т: Уверен в себе, не сомневается, что справится с любой возникшей задачей.
И: Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность
Т: Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.
И: Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.

4. Потребность в определении
Т: Стремится к работе, творчеству, самореализации.
И: Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я…»).

5. Чувство юмора
Т: Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой.
И: Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес.

6. Авторитаризм
Т: Предпочитает демократические начала.
И: Предпочитает жесткую власть.

Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому взятая на себя задача «стану терпимым!» может привести только к усилению моральной толерантности.

Дорасти же до нравственной можно, лишь начав с самопознания и двигаясь в направлении внутренней гармонии. И она, эта гармония, будет расти и, по мудрому выражению Джебрана Калила Джебрана, «раскрываться, как лотос с бесчисленными лепестками»...

Автор - Валентина Пономарева

Источник

Обновлено 01.11.2014 10:21

Страница 760 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135