Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Что такое воля и есть ли у неё сила

E-mail Печать PDF

Что такое воля и есть ли у неё сила?

Слышали, как люди говорят: «Хочу начать по утрам бегать, хочу бросить курить, надо похудеть». Но не хватает силы воли. То есть воля есть, а сила её слабая. Можно ли силу воли в себе воспитать?

Воля – способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. Можно назвать волю силовой частью личности, что ценится в человеке всегда. Особенно красиво выглядит, когда, несмотря ни на какие трудности, цель бывает достигнута.

«Там, где нет воли, нет и пути». (Б. Шоу)

Итак, воля помогает нам на жизненном пути. Тогда вопрос – любая воля или только имеющая силу? А что это такое?

Сила воли… А определения-то, собственно, нет. То есть, существует много пониманий, что это такое, а чёткого и понятного определения нет. Например, кто-то понимает под силой воли её количество. Но вот в каких единицах это измерить? Если бестолковый ребёнок упорно и настойчиво бьёт молотком по любимому вами серванту, причём количество повторений удивляет, несмотря ни на какие наказания, то можно сказать, что у него большое количество воли? Хорошо, очень волевой ребёнок, но чем это отличается от упрямства?

Иногда под силой воли понимают мотивацию, что тоже не совсем верно. Сила воли – это в самом человеке, а мотивация бывает внешней. Например, повышение зарплаты – хорошо повышает мотивацию, но не силу воли.

Ещё одно понимание. Сила воли – это умение себя убедить. Рассказать, зачем нужно что-то делать, что это даст, от чего избавит. Похоже на самомотивацию. К тому же можно долго вести такие разговоры и убедить себя в чём угодно, но ничего в результате не сделать. Многие уговаривали себя и обещали себе не есть на ночь. И что? После очередного полночного посещения холодильника откладывали это мероприятие на следующий месяц, а лучше – на после Нового года. Убедили себя – да, но силы воли не хватило удержаться.

Для выработки определения предложу сначала разделить понятия «воля» и «сила».

Определение, что такое воля, приведено. Сила – источник энергии движения, деятельности, явления. Теперь соединяем.

Сила воли – внутренний источник энергии, позволяющий человеку достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий.

Для наглядности приведу метафорическое пояснение. Например, мышца человека бывает слабой, но она всё равно работает. Человек может легко поднять привычный для себя вес – штангу в 50 кг – это воля, поскольку есть препятствие – вес, точнее сила тяжести, есть цель – поднять вес, преодолев силу тяжести. Но вот если вес сделать непривычным, а бОльшим, например 80 кг. Тогда понадобится бОльшая сила мышцы, степень её напряжения должна возрасти. Возможно, вес будет взят, но может не хватить силы мышцы (силы воли), поскольку она не тренирована, то есть как источник энергии, движения, не готова к поднятию 80 кг.

Продолжая аналогию, допускаю, что силу воли можно тренировать так же, как и мышцы, то есть регулярным повторением с постановкой более трудных задач. Кстати, аналогия очень уместна, поскольку ничто так не развивает силу воли, как регулярное занятие спортом. Кто может сказать, что настоящие спортсмены не волевые люди?

Мышцы растут медленно, но если упражняться, то станет видно, как возрастает их сила. Они увеличатся в объёме и будут способны поднимать бОльшие веса. Так же и с силой воли, она увеличивается медленно, но через некоторое время то, что казалось раньше невозможным, быстро преодолевается лёгким усилием воли.

Например, подумайте, что для вас на данный момент является просто подвигом или кажется невозможным? Встать в шесть утра, рано лечь, начать бегать по утрам, записаться в спортзал и регулярно его посещать, выучить иностранный язык, получить второе высшее образование?

Начните это делать, но сначала не грузите себя сильно. Если это бег, то ровно столько, сколько сможете, потом постепенно увеличивайте дистанцию. Уверен, через два месяца регулярных занятий бежать будет легко физически, но самое главное, даже если не очень хочется это делать, то лёгким усилием воли вы быстро сами себя настроите и побежите с удовольствием.

А толстые и вялые люди будут смотреть на вас и рассуждать: «Это же какую силу воли надо иметь, чтобы регулярно бегать и так хорошо выглядеть!» Они пока не понимают, что такое сила воли. Дайте им прочитать эту статью.

Автор - Виталий  Пичугин

Источник

Обновлено 01.11.2014 09:45

Что такое гендер

E-mail Печать PDF

Что такое гендер?

Одна художница нарисовала такой маленький комикс: два персонажа с красными от мороза ушами стоят на улице в самый холодный день года. Один говорит: «Зачем мне шапка, мне холод нипочем». Второй: «Я не ношу шапки, она портит мне всю прическу». Кто из них мальчик, а кто – девочка? Вот уже не думаю, что вы, читатель, затруднитесь с ответом. Ведь каждая из приведенных фраз отражает общепринятый стереотип. Причем гендерный.

Гендерная психология, точнее социальная психология гендера – занимается исследованиями социальных норм, обусловливающих то, как реагирует на половые различия отдельный человек, группа или целое культурное сообщество. Психологи употребляют термин «гендер», подчеркивая тем самым, что многие различия между мужчинами и женщинами создаются культурой, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола.

Существуют ли на самом деле гендерные различия, такие как доминантность и социальный статус для мужчин и женская заботливость, женственность? До сих пор специалисты спорят. Прямых доказательств нет. Давайте разберемся.

Допустим, что когда-то различное поведение мужчин и женщин служило выживанию человеческой особи. Вполне допустимо, что механизм, служивший наследственной передачи этих различий, имел социальную природу. Исходя из того, что половые различия в поведении животных носят инстинктивный характер, многие делают вывод, что точно так же дело обстоит и у людей.

Но не надо забывать, что наш мозг, в отличие от слабого мозга животных, оставляет на откуп инстинктам лишь малую часть поведения, а гораздо большая связана с научением. Именно поэтому люди успешно расселились по всему земному шару и демонстрируют поразительное разнообразие в поведении. Быстрые перемены, которым в последнее столетие подверглись женские роли, свидетельствуют о важности культуры в создании и уничтожении гендерных различий.

Следует заметить, что если когда-то и существовал какой-то смысл в том, чтобы женщине сосредоточиться на заботе о детях, а мужчине – быть агрессивным, это далеко не означает, что такие различия в поведении остаются еще адаптивными.

Майрс отметил, что мудрость эволюции – это мудрость прошлого, она сообщает нам, какие модели поведения были адаптивными в прошлом, но не может сказать, остаются ли эти тенденции такими и сегодня.

Современное общество ориентировано на информацию, и поэтому физическая сила и агрессивность не очень важны для достижения успеха в таком мире. Хотя Фрейд однажды заявил: «Анатомия – это судьба», мы теперь знаем, что женщине вовсе не обязательно быть главным опекуном ребенка и даже не обязательно иметь детей, а мужчина не обязан во что бы то ни стало быть агрессивным.
Конечно, тот факт, что у женщины есть матка и молочные железы, делают ее более предрасположенной к родам и заботе о младенцах. А тот факт, что обычно мужчина крупнее и сильнее, наталкивает нас на мысль, что именно он, а не женщина, предрасположен к физической агрессии.

Даже если биологическая или эволюционная основа для человеческого поведения существует, это еще не означает, что люди должны непременно находиться в ее безраздельной власти. Не эволюция или естественный отбор, а мы сами определяем себе жизненные ценности.

Отрицать роль эволюционного прошлого нельзя. Ведь социальный контекст и культура может само иметь корни в эволюционных процессах. И отрицать влияние физиологии на поведение человека тоже нельзя, так как 50 % личностных особенностей человека передается генетическим путем и многие психические расстройства уходят корнями в физиологию.

Однако биология успешнее объясняет межиндивидуальные, чем межгрупповые (этнические, половые) отличия. Короче говоря, биологические аспекты имеют большее значение, но есть вещи, играющие гораздо важную роль в человеческом поведении, чем биология.

Мы не продвинемся по пути понимания гендера или уменьшения гендерного неравенства, пока не изучим социокультурные контексты, в которых люди живут и работают.

Автор - Милана Гараева

Источник

Обновлено 01.11.2014 09:45

Что такое группы поддержки и личностного роста

E-mail Печать PDF

Что такое группы поддержки и личностного роста?

 

В настоящее время психология является очень популярной наукой, люди ищут ответы на жизненно важные вопросы и находят их в книгах, на сайтах, обращаясь за консультациями к психологам, участвуют в семинарах, группах взаимопомощи. Что же такое группа поддержки и личностного роста?

Давайте сделаем небольшой экскурс в историю. Уже на ранних стадиях развития человечества люди собирались в группы, чтобы обеспечить себе выживание, все значимые события - выработка решений, праздники, обучение (вспомним Сократа), происходили в круге, в группе. Тяготение быть в группе было свойственно человеку на любом этапе исторического развития, личность влияла на группу, группа на личность - все это очень важные процессы, которые происходят всегда. Если вспомнить пирамиду потребностей А.Маслоу, то одной из важных для каждого человека является потребность в принадлежности к группе. Если это потребность не реализована, то человек не сможет удовлетворить наивысшие потребности - в самореализации и самоактуализации.

 

Жизнь человека - явление социальное, однако некоторые ученые-исследователи обнаружили, что сегодня многие люди даже в присутствии других чувствуют себя одиноко, изолированно, отрезанными от других. Этому способствует наше холодное и бюрократическое общество, столкнувшись с которым, у человека возникает чувство бессилия, замешательства и недоверия. Особенно это характерно для жителей мегаполисов.

Еще реклама добавляет сумятицы в голове - там все красиво и благополучно - здоровые дети, любящие супруги у которых одна проблема - на какой курорт поехать. В реальной же жизни - люди болеют, страдают от одиночества, неразделенной любви, жестокости или алкоголизма близких, от возрастных кризисов. В таких случаях опыт пребывания в специально организованных группах может помочь в решении проблем, возникающих на жизненном пути. Такой специально организованной группой и является группа поддержки и личностного роста.

Как происходит целительное воздействие группы на человека?

Группа оказывается микрокосмосом, обществом в миниатюре, отражающем в себе весь внешний мир. В обществе, в семье, на работе человек постоянно ощущает на себе давление партнеров, социальное давление, часто люди страдают от этого давления или сами слишком давят на окружающих - все это выявляется в групповом взаимодействии.

Преимущество группы состоит в возможности получить обратную связь и поддержку от других ее членов, имеющих сходные проблемы или опыт, и способных благодаря этому оказать существенную помощь.

В группе создается атмосфера доверия, принятия, заботы, в процессе взаимодействия участники группы оказывают помощь друг другу и получают помощь от других.

В дружеской и безопасной обстановке люди усваивают новые навыки общения, экспериментируют с новыми стилями поведения, получают опыт в группе равных партнеров.

В группе можно быть не только участником событий, но и наблюдателем. Наблюдая со стороны, переживая с другими участниками их опыт, человек лучше начинает понимать мотивы поведения людей, собственные мотивы и эмоции.

Что еще человек получает в группе, кроме поддержки?

Группа также способствует личностному росту участников. В группе личность неизбежно занимается самоисследованием, обращается к своему внутреннему миру, ищет и находит ответы на вопросы, которые и являются самыми важными в жизни - кто я? чего я хочу? каково мое место в мире? Иногда люди знают, чего хотят, но не могут преодолеть барьеры и сказать об этом, заявить во всеуслышание, им требуется участие и поддержка, а каждая попытка самораскрытия и самоизменения члена группы вызывает одобрительную реакцию со стороны других ее членов, соответственно повышается самооценка личности. Специальные упражнения дают возможность человеку осознать свой жизненный путь, проанализировать свое прошлое и настоящее, наметить дальнейшие жизненные шаги, следовать им и отрабатывать эмоции на пути к своим целям.

Каким людям необходимо посещение групп поддержки?

Группы поддержки посещают обычные люди, которые не отмахиваются от своих трудных жизненных ситуаций, а ищут пути их преодоления и ищут помощи.

Когда у человека неприятности, горе, то чаще всего он закрывается и старается скрыть свою проблему, свои чувства и переживания от других, боится показаться слабым и непонятым. Часто такие люди начинают выпивать, переедать или запоем смотреть телевизор, с головой уходят в виртуальную жизнь. Все это не выход, а уход. Именно им необходимо обратиться за помощью, и они ее получают в группах поддержки.

Также есть профессии, которые предъявляют особые требования к человеку, к его психологическому здоровью, от этого зависит успешность в работе. Это такие профессии как учитель, врач, менеджер по продажам, психолог, руководитель. Именно представители этих профессий много времени общаются с людьми, берут на себя ответственность за других, что приводит к профессиональному выгоранию, к эмоциональному истощению, снижению работоспособности.

Автор: Савельева Анна Анатольевна

Источник

Обновлено 01.11.2014 09:46

Что такое депривация

E-mail Печать PDF

Что такое депривация?

Словом депривация обозначается психическое состояние, вызванное недополучением необходимого. Существует несколько видов ее градации. Так, специалисты различают абсолютную и относительную депривации.

Первая вызвана невозможностью удовлетворения базовых потребностей из-за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам: пище, жилью, медицине, образованию и т. д. Вторая проистекает из воспринимаемого как несправедливость несовпадения между ценностными ожиданиями и реальными возможностями.

Кому-то может показаться, что относительная депривация есть не что иное, как фрустрация, но это не совсем так. Разница между ними заключается, во-первых, в том, что при фрустрации речь идет о лишении имевшегося у человека блага (задержка зарплаты, потеря близких и т.д.), тогда как относительно депривированная личность реагирует на отсутствие того, чем никогда не обладала (богатство, вращение в высшем свете и пр.). Кроме того, депривация является гораздо более длительным, тяжелым и болезненным состоянием.

От чего же зависит степень угрозы? Конечно же, от уровня устойчивости конкретного человека, его способности противостоять ситуации, но также и от мощности, продолжительности, многоаспектности депривационного напора.

Ведь временное и частичное ограничение возможностей для удовлетворения какой-то одной из потребностей перенести гораздо легче, чем оказаться в условиях длительного и полного отсутствия необходимого, а однонаправленное депривационное воздействие, каким бы сильным ни было, можно погасить за счет полноценного удовлетворения остальных базовых потребностей человека.

Депривацию по формам делят на двигательную, сенсорную, материнскую и социальную. Так, болезнь, травма, увечье или изоляция, вызывающие резкую малоподвижность, кроме физиологических нарушений влекут за собой психологические проблемы, причем не менее существенные по уровню и трудности преодоления.

Однако сила духа способна побороть даже самые тяжелые ситуации. Один мой знакомый полтора десятка лет не может передвигаться после того, как в шестнадцатилетнем возрасте упал с гимнастического снаряда и сломал позвоночник, но все равно нашел способ заниматься творчеством: пишет книги, ведет персональный сайт. И это при том, что пальцы рук не действуют: мама привязывает к ним карандаш, с помощью которого он работает на клавиатуре.

Сенсорная депривация представляет собой информационный голод, вызванный недополучением зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых стимулов. Она может вызываться как физическими недостатками организма, так и условиями обедненной среды.

Многочисленные эксперименты по изучению реакции человека на сведение к минимуму чувственного опыта, проводившиеся с середины ХХ века, показали, что большинство испытуемых даже при обещанном весьма внушительном вознаграждении не могли дольше трех дней выдержать условия нахождения в небольшом замкнутом помещении, где все звуки покрывались монотонным гулом мотора кондиционера; руки были вставлены в картонные муфты, а затемненные очки пропускали только слабый рассеянный свет.

Материнская депривация связана, понятное дело, с отделением ребенка от мамы, сиротством и т.п. Она чревата расстройствами эмоционально-волевой сферы, нарушением интеллектуального развития, прежде всего, речи, а также памяти, внимания, работоспособности, контактности и т.д.

Нетрудно заметить, что она является усугубляющим фактором социальной депривации человека во взрослом возрасте именно нарушенностью контактов с обществом. Социальная депривация может быть вызвана вынужденной изоляцией (жертвы кораблекрушения, заблудившиеся путники и др.). К ней может привести и принудительное ограничение взаимодействия с социумом. С одной стороны, это случается с осужденными, подследственными, помещаемыми в стационар наркоманами, алкоголиками и т.п.; с другой – солдатами срочной службы, воспитанниками детских домов.

Добровольно-вынужденная или добровольно-принудительная изоляция имеет место в тех случаях, когда она необходима для достижения какой-то значимой цели (полярные исследователи, засекреченные авиаконструкторы, воспитанники интернатов для особо одаренных детей, суворовских училищ и т.п.).

Наконец, социальная изоляция может быть добровольной, как например, у отшельников, монахов, сектантов. Согласно даосскому, буддийскому и христианскому учениям она приводит к внутреннему просветлению и единению с высшими силами. Например, Христос с этой целью на сорок дней уходил в пустыню…

Разумеется, сам по себе факт изоляции не является фатально определяющим депривацию. Он может быть и весьма полезным для развития личности или социальной группы. А вот материнская депривация чрезвычайно опасна. Одна моя знакомая любила повторять: «Главный витамин, который нужен ребенку – это мать». И так хочется, чтобы почаще случались истории, подобные той, что произошла недавно в одном кубанском селении.

Жителей его попросили временно приютить воспитанников детского дома, закрывающегося на ремонт, а по его завершении оказалось, что там некому больше жить: все семьи отказались возвращать приемышей. Одна из мам рассказала, что ее новая дочка в письме Деду Морозу написала: «Дорогой Дедушка Мороз, мне ничего не надо, у меня все есть для счастья». Низкий поклон этим людям.

Автор - Валентина Пономарева

Источник

Обновлено 01.11.2014 09:47

Что такое жизненный сценарий

E-mail Печать PDF

Что такое жизненный сценарий? Часть 1

«Почему именно со мной снова и снова происходят одни и те же неприятности? Почему я опять так поступаю? Ведь знаю заранее, что все это закончится не так, как хочется! Почему все равно делаю так? И все вокруг говорили, что надо по-другому… Откуда это ощущение, что я опять и опять наступаю на те же самые «грабли», еду по накатанной колее, из которой не в силах самостоятельно выбраться? Откуда это чувство недовольства собой и окружающими? Может быть, мне просто не везет в жизни и это — моя судьба, которую не выбирают?»

Признайтесь, что такие или подобные мысли посещают вас время от времени. Или посещают очень часто… А если не вас, то кого-то из близких… Почему он «не слышит» ваших советов и опять и опять попадает в похожие ситуации? Отчего же мы поступаем именно так, а не иначе?

Известный психолог, автор весьма популярных во всем мире книг, Эрик Берн первым предложил идею о том, что каждый человек имеет одну или несколько основных жизненных позиций или «жизненных сценариев». Они, эти сценарии, диктуют нам и наши поступки, и наше поведение в целом, и наши отношения с другими людьми. Что такое «сценарий»? Э. Берн определил его, как «бессознательный жизненный план», который составляется еще в детстве и имеет в нашем представлении четкую, как в пьесе структуру: начало, середину и финал. Следование жизненному плану, пусть даже бессознательное, дает нам иллюзию «привычности», а значит, контроля над ситуацией и безопасности.

На выбор сценария в раннем детстве большое влияние, естественно, оказывают самые близкие люди - родители. С первых же дней жизни они передают нам «послания» (продиктованные их собственными «жизненными сценариями»), на основе которых и формируются наши представления о себе, об окружающих, о мире в целом.

Не всякая фраза способна стать таким посланием. Особое значение приобретают фразы, которые ребенок слышит изо дня в день рефреном или фразы, которые родитель произносит, будучи не вполне адекватным – разгневанным, раздраженным или обиженным. Эти фразы могут приобретать характер предписаний, которым впоследствии дети чувствуют себя обязанными следовать:
«Однажды ты станешь знаменитым».
«Ты никогда ничего не достигнешь».
«Ты ужасный ребенок».
«Ты, несомненно, помешанный».
«Мальчик, в тебе что-то есть».
«Ты медлительный, как черепаха».
«Ты дурное семя».
«Нам было бы намного лучше без тебя»

Ребенку предписывается профессиональный сценарий, когда родители говорят:

«Василий прямо создан быть доктором».
«Этот малыш никогда не найдет работу».
«С твоей предприимчивостью и энергией ты мог бы продавать холодильники эскимосам».
«Из тебя выйдет прекрасная учительница!»
«Она слишком ленива для того, чтобы работать».

Каждый ребенок получает определенные сценарные предписания относительно своего пола и женитьбы. Например, предписание «Когда ты женишься...» имеет сообщение, отличное от «Если ты только женишься...». На будущие половые роли и установки детей влияют такие утверждения, как:

«Ну, чем она не маленькая мама!»
«Ты такой худой и костлявый ребенок, ты никогда не станешь настоящим мужчиной».
«Почему ты не можешь быть человеком!»
«Не показывай свое остроумие, милая. Это может отпугнуть молодых людей».
«Мы евреи и надеемся, что ты женишься на еврейке».
«Ты можешь развлекаться с этими девушками, но не женись на девице такого сорта».
«Женитьба – это западня, и только дураки попадаются в нее».
«Умные выходят замуж, остальные женятся»

Люди получают сценарные сообщения о многих областях жизни. Например, ребенок может слышать об образовании: «Определенно, ты поступишь в университет» или «Университет существует лишь для интеллектуалов»; об отдыхе: «Физические упражнения тебе полезны» или «Играть в футбол – убивать зря время»; о здоровье: «Это твоя забота» или «Ты должен очищать кишечник каждый день».

Примечательно, что одно и то же родительское предписание может разными детьми прочитываться по-разному.

Существует известная байка о матери, воспитывавшей двух сыновей. В минуты раздражения и досады она часто повторяла сыновьям: «Вы оба кончите в психушке!» Оба сына приняли это предписание. Один из сыновей стал пациентом психиатрической клиники, а другой ее главврачом.

Избитая фраза «Не важно, что Вы говорите, а важно, как Вы это говорите» содержит большую долю истины. Часто родители пишут сценарий, говоря одно, а подразумевая другое. Именно это подчеркивает Ф. Перлз, утверждая, что большинство разговоров – это ложь. Не обращая внимания на то, что говорят родители, ребенок, скорее всего, будет реагировать на невербальные сообщения.
Мягкое, нежное «Конечно, я люблю тебя» совершенно отличается от следующих подобных утверждений:

Принужденно: «Конечно, я люблю тебя».
Сердито: «Конечно, я люблю тебя».
Рассеянно: «Конечно, я люблю тебя».

Одни семейные сценарии способствуют успеху, другие неудаче. Некоторые семьи переписывают свои сценарии, способствуя изменениям. Тем не менее, в жизни любой отдельной личности самой важной силой, формирующей ее сценарий, являются сообщения, воспринятые от родителей.

Продолжение следует

Автор - Анна Бердникова

Источник

Обновлено 01.11.2014 09:48

Страница 758 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135