Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Детская психология семейные проблемы

E-mail Печать PDF

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Чтобы получить более или менее полную картину развития, поведения и воспитания детей, нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации. 
Психоаналитическая теория 
Ее предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона. 
З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия: 
1. оральная стадия (0 – 2 года); 
2. анальная стадия (2 – 3 года); 
3. фаллическая стадия (4 – 5 лет); 
4. латентная стадия (6 – 12 лет); 
5. генитальная стадия (12 – 18 лет). 
Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики: 
1. доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год); 
2. чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года); 
3. инициативность – чувство вины (4 – 5 лет); 
4. трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет); 
5. понимание принадлежности к определенному полу – непо-нимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет); 
6. стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление); 
7. жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление); 
8. ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление). 
Когнитивная теория 
Касается главным образом проблем становления и развития мышления, процесса усвоения знаний. Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980). Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) дооперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее). 
Теория поведения 
Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской (от англ. behavior – поведение). Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание. 
Биологическая теория 
Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология . Конрад Лоуренц (1903-1988), известный этолог, ввел в психологию понятие импринтинга (запечатлевания). По мнению этологов, человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения – инстинктами. 
Гуманистическая теория 
Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Наибольший вклад в развитие гуманистической теории внес Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней: 
1. выживание, или биологические потребности; 
2. безопасность и уверенность в будущем; 
3. любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус); 
4. самооценка; 
5. самореализация. 
Удовлетворив их, человек может стать творческим и независимым существом. 
Культурно-историческая теория Л.С.Выготского 
Основывается на том, что "всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка". Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем "вращиваются" в его сознание. 
Все эти теории взаимодополнительны, так как их авторы используют различные "инструменты" при изучении психического развития человека и акцентируют внимание на различных уровнях и сторонах развития ребенка. В данном пособии в качестве основной используется концепция Л.С.Выготского. 
ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Большинство психологов делит детство на периоды. 
В основу периодизации психического развития ребенка Л.С.Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками: 
1. Она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования. 
2. В контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками. 
3. В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь). 
На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью. 
Кризисы и стабильные периоды 
Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные , а есть так называемые критические . 
Критические периоды 
Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности: 
1. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея. 
2. Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями. 
3. Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями . 
Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей (см. ниже). 
Стабильные периоды 
Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. 
Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов. 
Динамика развития 
1. К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью – социальная ситуация развития . 
2. Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований . 
3. Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений. 
4. Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период. 
Сензитивные периоды 
Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей. 
Зона ближайшего развития 
Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым. 
Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

Для того чтобы носить джинсы – прежде всего должна быть задница!

E-mail Печать PDF

Если же у дамы отсутствие задницы компенсируется слоем подкожной жировой ткани на боках, то дело обстоит ещё хуже - тогда джинсы будут сползать вниз ещё с большим успехом.

Поскольку джинсы всегда покупаются меньше чем размер кормовой части дамы, то (при условии наличия задницы!) места для трусов просто не остаётся. Дамы вынуждены носить это пошлоё изобретение 20 века - стринги, а верёвочка от них должна располагаться уже вне напяленых с трудом джинсов.

Для того чтобы носить джинсы - прежде всего должны быть мозги. Особенно если у дамы отсутствует задница, на боках есть жир, и трусы не помещаются в джинсы. Надо же как-то догадаться одеть длинную рубашку, блузку или свитер, чтобы прикрыть то, что травмирует психику благородных людей, в поле зрение которых может попасть такая задница!

Хотя настоящие леди, у которых есть задница и мозги - никогда не оденут джинсы сползающие с кормы.
Ну и бред!!!

Достоинства и недостатки

E-mail Печать PDF

Если мы видим симпатичного человека, то в фокусе нашего внимания находятся, как правило, только его достоинства. Почему? Так устроено зрение. Человек видит только то, что хочет видеть. Поэтому, если молодому человеку симпатична девушка, он её желает, то недостатки видеть отказывается. И чем больше у девушки достоинства, тем хуже у молодого человека зрение на недостатки.
Достоинства это только одна часть личности. Идеальных людей не бывает. Всегда, у любого человека есть какие-либо недостатки. Их нет только в субъективном восприятии влюблённого человека.
Это бывает опасным, всё равно, что вы в светофоре видите только зелёный свет и не замечаете красный.
Любая негативная информация о любимом воспринимается как "наезд" на ваши светлые чувства. И только больше убеждает вас в своей правоте.
Что делать?
Сказать себе СТОП. И посмотреть на ситуацию со стороны.
Вы не можете управлять событиями и своими чувствами, пока не осознаете их.
Если вы хотите влюблять в себя, то должны  уметь контролировать ситуацию.
Если впадаете в поток чувств и событий, то они контролируют вас, и результат становится непредсказуемым.
Будучи "по уши" погружённым в любовные переживания, трудно думать о том, что надо сделать, чтобы влюбились в вас. Напрочь отсутствует понимание, что для взаимности просто любить мало, вам тоже необходимы ответные чувства. А как их вызвать, когда человек занят своими любовными переживаниями, а что нужно другому — подумать некогда.
Отрезвление наступает, когда взаимность так и не появляется со стороны возлюбленного человека. Тогда выясняется, что у него есть много недостатков. Алгоритм следующий: я его люблю, а он меня нет, за это я его ненавижу! Всё достоинства у любимого кончились, здравствуйте — недостатки! И до свидания любовь...

Дружба между мужчиной и женщиной

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Итак, настоящая дружба между мужчиной и женщиной. Прежде всего, нужно помнить, что никакой «дружбы» не существует. То есть, существуют отношения между людьми, которые можно каким-то образом характеризовать, и существует традиция называть определенный тип отношений дружбой. Но никакой самостоятельной сущности под названием «дружба» нет. Есть только реальные живые отношения, без имен и четких очертаний. 

Отсюда следует, что понятия, вроде «настоящей дружбы», «настоящей любви» и тому подобных, по сути своей, абсурдны. Если реально существуют только конкретное взаимодействие между конкретными людьми, то как можно проводить черту между настоящим и не-настоящим, между дружбой и не-дружбой, между любовью и не-любовью? 

Тем не менее, некую грань проводить все-таки принято. И делается это на основе искусственной шкалы оценок. Здесь ситуация такая же, как если бы наблюдать за волнами в море. Одни идут слева-направо, другие — справа-налево. А какие из них настоящие? Как отделить одни волны от других, если все зависит от того, с какой ноги и на какую сторону встал наблюдатель? 

Так или иначе, сложилось считать, что волны поменьше — это дружба, а волны покруче — это любовь. Но важны-то не ярлычки, которые мы на них вешаем, не наши мнения, а сами волны. То есть, важны конкретные живые отношения с живым человеком, а не то, как мы их называем, и под какой шаблон пытаемся их подогнать. 
Так стоит ли вообще рассуждать о том, что такое «настоящая дружба»? Давайте лучше посмотрим, что под дружбой понимается на практике, и к чему все это приводит. 

Женская дружба

Женщины — существа практичные и прагматичные. С социальной точки зрения, это может выглядеть не всегда красиво, потому что таких надуманных принципов, как верность и преданность, для женщин в общем-то не существует. Но с точки зрения психологии, такая трезвость вызывает только восхищение. Мужчинам следовало бы поучиться этому у женщин. 

Женская дружба всегда носит характер временного союза. Как два независимых государства, чтущих, прежде всего, свои собственные интересы. Иногда, полезно иметь союзника. Но разве клянутся короли и президенты в вечной верности? Нет, союз существует ровно до тех пор, пока он выгоден.

Так и женщины — пока дружить удобно и выгодно, они лучшие подруги. Но как только интересы пересеклись — дружбе конец. На словах могут звучать лозунги о преданности, но на практике женщина поступит именно так, как ей выгодно, и просто найдет себе оправдание в том, что случай исключительный, и ничего она с собой поделать не могла. 

И это действительно хорошо. Потому что женщина обманывает себя и окружающих только на словах, а в действиях всегда более-менее честна перед собой. А вот мужчины ради дружбы и данной клятвы могут всю свою жизнь пустить под откос, и гордиться тут нечем. Основной камень преткновения в женской дружбе — это мужчины. Именно здесь заканчивается дружба и на первое место выходит закон джунглей — каждый сам за себя. И если уж так вышло, что интересы в отношении мужчины пересеклись, союзу конец. Да, иногда, женская дружба длится всю жизнь, но это говорит только о том, что этим женщинам не в чем было конкурировать между собой. А если одна из них отказалась от мужчины, ради другой, то это, скорее всего, значит, что не больно-то и хотелось. Так в чем женщины союзничают? До тех пор, пока дружба между женщинами сохраняется, она вполне похожа на мужскую — та же взаимовыручка в делах и та же взаимопомощь в преодолении душевных затруднений. 

Для женщин не считается чем-то зазорным поплакать друг у друга на плече и в самой прямой форме друг друга пожалеть. И это опять же повод восхититься женской прямотой в выражении своих чувств. Именно эта эмоциональная поддержка держит женщин вместе. Помощь в практических делах важна для них куда меньше.
Поэтому, когда женщина находит себе мужчину, готового утирать ее слезы, все лучшие подруги отходят на второй план — в них больше нет необходимости. Мужчина и утешает, и решает житейские проблемы женщины, так зачем ей еще с кем-то дружить? 
Аплодисменты женской честности и преданности своим личным интересам. 

Мужская дружба

Мужчины дружат несколько иначе. В основе дружеских отношений лежит все та же эмоциональная взаимопомощь, что и у женщин, но к ней добавляются принципы мужской чести и преданности. 
Здесь нужно сказать, что честь и преданность — это такие же виртуальные понятия, как любовь и дружба. В них точно так же нет никакого смысла. Это просто свод правил, который с детства прививается мужчинам и становится для них священным. 

Порядочный мужчина или мужчина чести — это такое же жалкое зрелище, как и самый беспардонный негодяй. В психологическом смысле они в равной степени нездоровы, просто находятся на противоположных полюсах одной и той же шкалы. Первые утверждают свою значимость через показную порядочность, вторые — через наплевательство на все правила и устои. По сути, вера в честь и порядочность — это форма невротизма, который, однако, возводится в ранг высшей мужской ценности. Отсюда и специфика мужской дружбы — следование правилам чести, зачастую, оказывается для мужчины более важным, чем все прочие интересы. 
Только мужчина может «страдать за идею» — революционеры, декабристы, патриоты, искатели правды и прочие люди чести — все они ставят свои умственные идеалы выше даже собственного выживания. Дарвин бы их не одобрил.
Вера в настоящую дружбу и мужскую преданность — такая же чепуха, как все прочие проявления чести и порядочности. И все-таки мужчины очень любят эту игру и очень переживают, когда у них нет друзей, или гордятся тем, что могут быть для кого-то лучшим другом. 

На практике, мужчины часто идут против своих личных интересов, ради дружбы. Это плохо, потому что, обычно, такие самоотречения происходят неосознанно, хотя и сознательно. То есть, мужчина понимает, что отказывается от своего желания ради дружбы, но он не видит, что желание не исчезает, а только подавляется, уходит в бессознательное и продолжает точить уже глубоко изнутри. Всякая борьба «за идею» саморазрушительна, но мужчины этого не видят.

С другой стороны, готовность и способность поступиться своими интересами делает возможным настоящее сотрудничество в решении практических вопросов. Женщины сотрудничать не могут — они всегда соперничают, мужчины же действительно могут эффективно трудиться над общей целью рука об руку. И если мужчина четко осознает, от каких интересов и ради чего отказывается, то никакого саморазрушения здесь уже нет — все хорошо.
Но в основе мужской дружбы лежит все-таки не сотрудничество и взаимовыручка, а та же самая потребность в утешении, что и у женщин. Мужчины дружат ровно для того же самого — чтобы было на кого выплакать свои слезы.

Да, мужчины не плачут — они пьют горькую и, закусывая, делятся своими проблемами. Мужчина должен быть суровым и плакать ему не положено, но суть от этого не меняется. За пивом, на шашлыках, на рыбалке, в спортзале — везде мужчины жалуются друг другу на свою жизнь и по-мужски утешают друг друга.
Самые теплые отношения между мужчинами возникают тогда, когда уровень взаимного доверия позволяет делиться самыми сокровенными переживаниями. То есть, проще говоря, когда можно изливать друг другу самые глубокие и болезненные переживания. 

Лучший друг, настоящий друг — это, обычно, тот, кому можно выложить все свои тяжелые думы, кто все выслушает, поймет и посочувствует, кто не воспользуется полученной информацией и не ударит потом в спину (женщины, кстати, всегда пользуются и, если им нужно — бьют со всего размаха).
В этом мужская и женская дружба схожи — и те, и другие ищут в друзьях утешения и хотят иметь рядом с собой такого человека, на которого можно будет вывалить все свои проблемы. Женщины делают это в своей манере — прямо, просто и открыто. Мужчины строят из себя неприступных суровых мачо, но от этого выглядят еще смешнее.
Вся дружба — и мужская, и женская — построена на принципе: «Я помогаю тебе обманывать себя, а ты — помогаешь мне». Страусы, помогающие друг другу запихивать голову в песок, — вот лучшие друзья. А там где речь не идет об утешении и самообмане, все сводится к торгу — «Я выручаю тебя, а ты потом выручишь меня». 

Психологически взрослым мужчинам дружить «не о чем»… 
Дружба между мужчиной и женщиной
Напоследок, об интересном. Тема дружбы между мужчиной и женщиной становится полем словесных побоищ с завидной регулярностью.

Вся путаница возникает из-за использования слов, не имеющих четких определений. Дружба, страсть, влюбленность, любовь — где заканчивается одно и начинается другое? Никто этого не знает и не может знать из-за условной природы этих понятий. Точно сказать можно только одно — между мужчиной и женщиной возможны отношения. 
Когда эти отношения построены на взаимном утешении, возникает воспеваемая поэтами «чистая и светлая любовь» с сексом, семьей и всеми прочими делами, которая есть такой же невротизм, как и «настоящая дружба».

Когда в отношениях утешается только один, тогда секса, обычно, нет, и получается некое подобие бесполой дружбы. В роли утешаемого чаще оказывается мужчина, и именно поэтому в таких отношениях нет секса. Слабый мужчина женщине просто не интересен.С другой стороны, когда встречаются психологически взрослые мужчина и женщина, не нуждающиеся во взаимном утешении, тогда между ними возникают странные отношения, к которым очень трудно подобрать какое-то определение.

Это может быть чистая страсть, когда два тела просто наслаждаются друг другом, или душевная и духовная близость, когда связь возникает на почве единства мироощущения. А когда одно совмещается с другим, тогда вообще наступает сказка — те самые отношения, в которых мужчина и женщина становятся спутниками, попутчиками, единомышленниками в самом лучшем смысле этих слов.

А вы все еще дружите?

Женские тренинги – роскошь или необходимость для современной женщины?

E-mail Печать PDF

С самого раннего возраста мы учимся многим вещам: чтению, письму, музыке, спорту. И только одному не учат ни в школе, ни в ВУЗе – это искусству быть женщиной.

Современный мир часто требует от нас быть напористыми, решительными, уметь бороться и отстаивать свою позицию. Т.е. требует развития мужских качеств. И так часто женщина начинает чувствовать себя раздраженной и сердитой, изнуренной и потерянной, погрязает в быту или глубоко уходит в карьерные или интеллектуальные джунгли.

Постоянная борьба с самой собой становится образом жизни. Ведь практически любое наше действие продиктовано или стремлением соответствовать общепринятым стандартам, или заслужить определенное мнение нашего окружения.

Очень часто, оказавшись в такой ситуации, мы даже не подозреваем, что все вопросы можно решить очень простым путем, который к тому же очень приятен. Да, речь идет о женском тренинге.

Курсы для женщин – это возможность найти в себе потенциал, который позволит получать удовольствие от жизни и от осознания того, что ты счастливая женщина.

Женский тренинг позволяет открыть в себе удивительные вещи. Например, что привлекательность – далеко не всегда синоним стройности и идеальной кожи. Или что «мягкость» вовсе не означает «слабость».

Женские курсы направлены на то, чтобы изменения в личности женщины, ее личностный рост, были максимально приятны и увлекательны. Помимо этого, на тренингах для женщин уделяется особое внимание приобретению навыков внутреннего чувства уверенности, умению управлять своими эмоциями, обретению спокойствия и внутренней силы.

Конечно, есть и другие способы выйти из трудной жизненной ситуации. Но при всем разнообразии возможностей одно остается неизменным – женщина ищет свое женское счастье. И посещение женского тренинга – один из самых простых способов сделать это.

Страница 1070 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135