Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Стоит ли наказывать ребенка

E-mail Печать PDF

Стоит ли наказывать ребенка?

Ваши дети - самые лучшие. Разве не так? Но иногда горячо любимое и любящее чадо поступает таким образом, что наказание становится неизбежным. Одни из нас без колебаний шлепнут ребенка по попке, для других наказание сына или дочки превращается в собственное наказание: «Он такой маленький и так нас любит, он так обижается на любое наказание». Кого не посещали подобные мысли?

А ведь так оно и есть на самом деле. Ударив ребенка, можно нанести ему тяжелую психическую травму, последствия которой проявятся через много лет. Так что же, совсем не наказывать? Вряд ли это осуществимо, но вот хорошо подумать, наказывать или нет, и какое наказание выбрать - стоит.

Попробуйте вспомнить ваши личные переживания из далекого детства, когда, например, отец брал в руки ремень. Бурный коктейль страха, унижения, обиды и злости. Разве не так? И вы хотите, чтобы ваш ребенок испытывал такие же чувства? Что, без всего этого вы не стали бы тем, кем являетесь? Не вышли бы «в люди»? Так зачем тогда наказывать?

Родительская любовь - мощный рычаг в воспитательном процессе. Чтобы малыш развивался нормально, необходимо несколько раз в день обнимать его и говорить: «Я тебя люблю». Сорвавшись на провинившееся чадо, найдите в себе мужество признать собственную неправоту, попросите у него прощения и скажите, как горячо вы его любите. Очень часто причины шалости детей кроются в нас самих, в родительском поведении.

Дети страдают от недостатка внимания, и неосознано стараются привлечь его к себе. Шум, баловство и беготня по квартире часто имеют смысл только тогда, когда вы на это реагируете. Перестаньте замечать шалости, и, если нет зрителей, балаган будет быстро свернут.

Наказание должно быть справедливым. В семьях часто наказание применяет кто-либо один из родителей. В принципе, это понятно, обидеть собственного ребенка - удовольствие из малоприятных, вот и увиливает папа или мама от неприятных обязанностей и перекладывает их на супруга. Ребенок в этой ситуации разбирается очень быстро, и, понеся наказание от одного, бежит за утешением к другому. Он прекрасно чувствует, что наказан не только он, но и тот, кто его наказывал. Первичные навыки манипулирования окружающими прививаются ребенку именно в такой ситуации. Как бы ни было неприятно, найдите в себе силы проявлять солидарность, если наказание действительно необходимо. Почему мама должна казаться ребенку строже, чем папа, или наоборот?

Другой важный момент «правильности» наказания - это его своевременность. Наказание должно последовать сразу за проступком, пока ребенок еще помнит его и осознает происшедшее. Дети, особенно малыши, быстро забывают то, что было в недалеком прошлом, а если и помнят, то острота восприятия постепенно снижается, проступок кажется малозначительным. В результате «наказание ни за что» никакого воспитательного эффекта не приносит.

Не каждое наказание эффективно. Впечатления от него быстро испарятся из сознания ребенка, и уже через пару часов проступок может повториться, если не акцентировать внимание на сути нарушения. Ребенок должен понять, что плох его проступок, а не он сам. Он должен быть уверен в возможности родительского прощения, если вина осознана.

Никогда не угрожайте ребенку. Он еще маленький, и воспринимает угрозу «отдать дядьке милиционеру» за чистую монету, а это может привести к затяжной депрессии. Где же искать сочувствия и защиты малышу, если собственные родители от него отказываются?

Если повторить человеку сто раз что он свинья, на сто первый он захрюкает. Все знают это изречение. Но почему тогда так часто ребенок может услышать, что он бестолочь, болван и родительское наказание? Думаете, он станет после таких слов лучше учиться или вести себя? Ошибаетесь. Навешивание ярлыков формирует у ребенка заниженную самооценку и провоцирует появление в дальнейшем множества проблем.

Ни в коем случае не применяйте физических наказаний. Дети, которых регулярно поколачивают родители, часто вырастают замкнутыми и жестокими, обижают тех, кто слабее.

Темная ванная, кладовка или просто угол комнаты - не лучшее место для осознания неправильности и значимости проступка. Гораздо эффективнее будет обстоятельный, спокойный разговор.

Невербальное общение – значительная часть общения между людьми. Из всего объема невербального общения 80% приходится на взгляды, зрительные контакты. Заметив, что, общаясь с ребенком, вы не смотрите в его сторону, он быстро поймет, что «перегнул палку». Не перегибайте ее вы, сделайте шаг к примирению первыми.

Доброе слово и кошке приятно. Старая русская поговорка. Наказание «бьет по хвостам», оно оценивает негативное поведение. Но любой проступок лучше предотвратить. Похвалите своего ребенка. Не будьте скупы на похвалу, не забывайте отмечать все маломальски хорошие поступки. Ваш ребенок не хочет быть плохим, ему очень нравится быть умницей, но только если вы это замечаете и вовремя оцениваете.

Автор - Алексей Норкин
Источник

Обновлено 04.11.2014 10:47

Стоит ли нашим детям завидовать детям звёзд?

E-mail Печать PDF

Не открою никому страшного секрета, если скажу, что большинство из нас в большей или меньшей степени, по чёрному или по белому, но всё же завидует известным людям. Звёзды кино, театра, спорта, шоу-бизнеса многого добились – такого количества денежных знаков, от которого ломятся банковские хранилища; шикарных домов, больше похожих на замки из волшебных детских сказок, нежели на жилища обыкновенных смертных; поражающих воображение автомобилей, расходы на бензин для которых за месяц превышают годовые доходы большей части жителей земного шара; возможности отправиться в отпуск не на банальные курорты Турции или Египта, а на собственный остров в ласковом Карибском море… Логично предположить, что и дети звёзд должны вызывать зависть нашу и подрастающего поколения. Однако вопрос, могут ли дети звёзд являться объектом зависти для наших, «незвёздных», детей, далеко не так прост, как кажется на первый взгляд.

Конечно, дети звёзд имеют в своём распоряжении те громадные в сравнении со среднестатистическими материальные ресурсы, которыми располагают их «предки». Богатым и знаменитым куда проще обеспечить такой досуг детям, о котором обыкновенные мальчишки и девчонки (а также и их родители) не то, что не мечтают – и не подозревают о существовании таких диковин. Игрушки, по стоимости мало, чем уступающие своим реальным прототипам, вроде детской яхты на радиоуправлении. Или домашние животные, содержание которых возможно только в специальных условиях – скажите, вы сможете держать у себя пони? Разве если на балконе… Или выполнение практически всех возможных капризов: покупаются все понравившиеся вещи, одежда, игрушки, заводятся домашние животные, от попавшегося ребёнку на глаза бездомного пса с грустными-грустными глазами до увиденного на телеэкране какого-нибудь диковинного зверя из джунглей Амазонки или из дебрей Борнео.

О таком явлении, как наличие у детей 9-10-летнего возраста собственных роскошных авто с золотой внутренней отделкой (особенно это распространено у рэпперов-афроамериканцев), и не говорим – это уже не досуг детям, а настоящее введение в «сладкую жизнь».

Всё вышеперечисленное действительно имеет место быть у отпрысков знаменитостей. Но если приглядеться получше, оказывается, что это вовсе не повод для зависти и страстных мечтаний о такой же участи для своего ребёнка. Почему?

Потому, что в тех случаях, когда дети звёзд растут именно в таких условиях, почти всегда это означает, что они обделены нормальным «родительством» и нормальным детством. То есть папа-звезда или мама-звезда (а нередко и оба родителя-звёзды), конечно, любят своего сына или дочь, но попросту не успевают обеспечить ему нормальное детство. Нормальное детство – это не фантастический досуг детям, не чудесные домашние животные, не поражающие воображение игрушки и даже не собственный сделанный из золота «Хаммер». Нормальное детство – когда папа и мама проводят с тобой намного больше времени, чем пара часов на выходные; когда родители прочитают тебе сказку на ночь и уложат спать. Нормальное детство – это когда отец знает о проблемах сына и готов и может ему помочь, а мать знает о трудностях дочери и готова помочь ей решить их. А когда звёздные родители изредка видят детей, перепоручив их воспитание целому батальону воспитателей, нянек, учителей, гувернёров и прочих очень хороших и профессиональных, но всё же чужих людей, не знают, что тревожит их чад в тот или иной момент их жизни, то это уже далеко не нормальное детство.

Бывает, конечно, что знаменитые люди попросту лишены эмоциональной теплоты, в том числе и в отношении к своим детям. Всё-таки успеха чаще всего добиваются и попадают на вершины хит-парадов, на обложки журналов и на первые позиции в списках продаж люди весьма эгоистичные, самолюбивые, готовые подчинить всю свою жизнь и направить всю энергию и эмоции на покорение звёздного Олимпа. Но всё же в большинстве случаев звёзды-родители просто-напросто не имеют физической возможности уделять детям достаточно собственного времени и собственного внимания. К тому же жизнь многих из знаменитостей «полукочевая» – хоть у них и множество особняков по всему свету, но жить подолгу в одном они не могут. Банальный пример, чета Бэкхемов. Уж куда знаменитее, уж куда богаче, уж куда успешнее, уж куда звёзднее. Но вот главе семейства, Дэвиду Бэкхему, нужно менять место работы и переезжать из Испании в Северную Америку. А до Испании Бэкхемы с сыновьями жили в родной Англии. Скажите, вы верите, что у наследников знаменитого имени-брэнда нормальное детство? Разве может быть нормальное детство, когда каждые пару-тройку лет вас срывают с места, на котором вы только-только успели освоиться, завести друзей-приятелей, и везут за тридевять-земель в совершенно незнакомое вам место, где вас будут окружать совершенно незнакомые люди? Я в «нормальности» такого детства очень серьёзно сомневаюсь.

Кроме того, «звёздное детство» чревато немалыми осложнениями в дальнейшей взрослой жизни. Нет, с деньгами будет всё в порядке, но вот с самовыражением могут быть большие затруднения. Мало того, что такого человека на каждом шагу будут сравнивать со знаменитыми родителями, и почти всегда эти сравнения будут не в пользу молодого поколения (крылатую фразу о детях гениев и об отдыхе природы помните?). Зачастую дети звёзд, выросшие в атмосфере роскоши, вседозволенности и доступности всего, чего пожелается, в одиночное плавание по жизни отправляются элементарно несамостоятельными людьми, которые могут наделать множество глупостей и ошибок, которые, к сожалению, они и делают.

Впрочем, картина жизни «звёздных детей» далеко не так однотонно черна; нередко встречаются родители-знаменитости, которым хватает ума и любви к своим чадам, чтобы с детства приучить их к мысли, что жизни по большому счёту всё равно, кто у тебя папа или мама, сколько у него или у неё денег и сколько человек станут смотреть на тебя с благоговением после того, как услышат твою фамилию. Скажем, сын Юрия Шевчука, который для нашего времени «почти Высоцкий», не учится, как принято у российской элиты, в английских колледжах, или, на худой конец, в МГУ или МГИМО, а честно отдаёт свой долг Родины, служа в морской пехоте Балтийского флота…

Не бывает родителей-звёзд и родителей-незвёзд. Бывают родители хорошие и не очень хорошие. И от количества денег и уровня знаменитости эти качества никак не зависят. Так что зависти у наших, «обыкновенных», детей к отпрыскам звёзд быть не должно. Скорее вторые могут завидовать первым – у тех нормальное детство бывает гораздо чаще.

Обновлено 04.11.2014 10:48

Стоит ли оплачивать детский труд

E-mail Печать PDF

Стоит ли оплачивать детский труд?

Недавно я стала свидетельницей диалога между мамой и маленькой дочкой:
- Доченька, нужно помыть посуду. Ты помоешь?
- Не знаю. А сколько ты за это заплатишь?
- У меня сейчас нет денег. Давай потом.
- Тогда я потом и помою.

В итоге девочка ушла гулять с подружкой, отказавшись помочь своей маме на кухне. Мать, грустно вздохнув, принялась за мытье посуды сама. Я была в недоумении, мне показалось, что данный случай далеко не единичный в их семье. Тот факт, что родители платят ребенку за какую-либо домашнюю работу, для них вполне нормальный. «Зачем платить дочери за то, что она моет посуду?» - спросила я. «Ей же нужны деньги на карманные расходы. Вот пусть сама и зарабатывает. Неужели я буду давать ей деньги просто так?» - услышала я в ответ.

Что делать? Как поступить? Нужно ли платить малышу за его домашний труд? Чем это может обернуться в будущем? Кто виноват в том, что ребенок в дальнейшем отказывается помогать, если родители не могут заплатить?

Действительно, в каждой семье, где есть дети, в определенный момент возникает вопрос об оплате. Родители терзаются сомнениями: стоит ли платить малышу за работу по дому или нет? Если ребенок учится в школе, родители не знают, как поощрить малыша, чтобы он стремился к отличным оценкам. Им кажется, что заплатив ребенку за пятерку, он начнет учить уроки каждый день. Родителям кажется, что материальная оплата за его успехи в школе станет еще большим стимулом к стремлению стать лучшим в классе.

Это мнение ошибочно, так как в этом случае ребенок стремится получать отличные отметки не для того, чтобы получать знания и стать лучшим в классе. Он не осознает, что от его успехов в школе будет зависеть его будущее. Малыш стремится получать пятерки лишь для того, чтобы мама и папа давали больше денег на карманные расходы. Например, мне знакома ситуация, когда малыш получал деньги от родителей за хорошие отметки. В школе он на эти деньги покупал шпаргалки. Повзрослев и поступив в институт, человек, получая от родителей материальные поощрения за хорошую учебу, продолжал покупать на эти деньги контрольные работы и курсовые. Однажды на одном из зачетов он не смог защитить контрольную работу, потому что не знал ее содержания. Дальше стало еще хуже. В итоге его отчислили.

Сразу хотелось бы сказать, что поощрять хорошую учебу ребенка, выдавая за это ему деньги, не стоит. Да, похвалить ребенка и сделать ему приятное, безусловно, нужно. Но таким ли способом? Может лучше подарить ему билеты в кино или зоопарк? А может, в конце года купить путевку в детский лагерь и отправить его к морю? В этом случае малыш не просто отдохнет и восстановит силы после учебного года, но и порадуется тому, что этот отдых он честно заработал.

Что касается домашних дел, вы должны четко объяснить ребенку, что не вся работа в доме может быть оплачена. Вы же бесплатно для него готовите и стираете? Объясните ребенку, что у него есть не только права, но и обязанности. Например, заправлять за собой кровать или помыть за собой посуду он обязан и требовать за это какую-либо оплату не может.

Если вы надеетесь таким образом приучить малыша к труду, вы сильно ошибаетесь. Ребенок, который понял, что за любую работу по дому или за оценки в школе может получать деньги, отказывается что-либо делать, если родителям нечем заплатить. А что будет через несколько десятков лет, когда родители уже сами не смогут пойти в магазин за хлебом? И денег, чтобы дать взрослому ребенку, тоже не будет? Что тогда?

СОВЕТ: Для того чтобы ребенок не требовал деньги за каждую проделанную им работу, составьте список, в котором укажите, за какую работу вы готовы заплатить и сколько. Четко продумайте, что вы хотите указать в этом списке.

Автор - Татьяна Маркинова
Источник

Обновлено 04.11.2014 10:51

Стоит ли подходить строго к воспитанию аккуратности в ребенке

E-mail Печать PDF

Стоит ли подходить строго к воспитанию аккуратности в ребенке?

Не знаю, как в других семьях, а дети в нашей семье аккуратностью не отличаются. Когда младший брат учился в первом классе, мне иногда приходилось проверять у него уроки. Наблюдала как-то в его тетрадке по математике сверху страницы выведенную каллиграфическим почерком учительницы надпись «будь аккуратнее», и ниже – старания моего брата.

Он все-таки наделал исправлений ручкой, потом вспомнил, что надо быть старательней и начал стирать помарки ластиком. Ничего не получалось, тогда он для пущего эффекта послюнявил ластик и, конечно, протер дырку. Это его не смутило, он вырезал из альбомного листа заплатку и приклеил на дырку. И начертил синей пастой клеточки.

Это был шедевр! Но учительница повела себя крайне непедагогично и влепила ему двойку за неопрятность. Брат сегодня уже девятиклассник. Так и не научившись быть аккуратным, он до сих пор этот эпизод вспоминает с обидой – ведь он так старался.

Когда мы со старшим братом были маленькими, мама работала пионервожатой. К воспитанию аккуратности подходила по-пионерски творчески. Сделала плакаты с рядом картинок, на которых было изображено, как ребенок делает зарядку, чистит зубы, завтракает, переодевается после школы, моет руки, выносит мусор и так далее. Под каждым рисунком был приклеен кармашек, куда мы вкладывали закладку после того, как выполняли соответствующее изображению на картинке действие. Это было интересно. Тому, кто выполнял всё и быстро, полагалось поощрение. Помимо этого, у нас было принято, что детская комната – это именно комната детей. В ней было необязательно каждый вечер убирать игрушки. Можно было устроить невообразимый бардак, а с утра встать доиграть.

В семье мужа с дисциплиной и аккуратностью было все очень строго. Встал с дивана – сразу поправь сбившийся плед. Моешь деревянные полы в подъезде – мыть поперек, протирать вдоль. В детской комнате стоял большой платяной шкаф и комод, в котором хранились вещи всех членов семьи: детская комната не была личным пространством ребенка. И это притом, что жилплощадь безболезненно позволяла выделить полноценную детскую комнату.

И сейчас, когда у нас, выросших в таких разных семьях, есть общая дочь, неизбежно возникают споры о границах дозволенности для ребенка. В моем понимании, двухлетнему ребенку можно делать все, что не представляет опасности для его жизни. Хочет мазюкать руками кашу по столу – пусть мазюкает, хочет рисовать на стене – пусть рисует, хочет носить ведерком воду из одной лужи в другую – пусть носит. Муж, убежденный мною в том, что это способствует развитию, смирился и даже не возражает против подобных экспериментов. Но все равно его, видимо, гложут некоторые сомнения в правильности воспитания, когда он смотрит, как дочь сжимает творог в кулачке и с интересом разглядывает, как он просачивается через пальцы.

Поэтому, стараясь избежать ситуаций, при которых мама разрешает что-либо делать, а папа это же запрещает, мы с мужем пытаемся не противоречить друг другу. И стараться организовать время и пространство дочери так, чтобы ей самой было интересно быть аккуратной. Поясню.

Я где-то читала, что для укоренения привычки у взрослого человека, необходимо 40 дней. То есть если вы в течение сорока дней будете заставлять себя что-то делать, на 41-й это станет привычкой. Так вот дети, мне кажется, настолько больше любят постоянство, чем взрослые, что даже сорока дней для них много. Поэтому, если что-то завести за правило, ребенок сам, без напоминаний, будет соблюдать установленный порядок. По крайней мере, в случае с нашей Тоней это срабатывает.

Ее консерватизм позволяет наладить режим дня и включить все необходимые элементы. Например, вечерний ритуал засыпания. Это должно быть именно ритуалом. Свыкшись с последовательностью: игрушки устали и хотят спать, давай их уберем - «Спокойной ночи, малыши!» - горшок - ванна - пижама - и мама споет тебе про мишку, она сама тащит меня умываться. Но и про мишку приходится петь обязательно. Пять раз кряду.

Самостоятельность – очень «удобное» качество. Когда опаздываешь, а ребенок решает сам застегнуть молнию на куртке – это, конечно, сплошное мучение. Но применять это качество в воспитании аккуратности очень даже можно. У Тони есть своя полка для обуви, сделанная из картонной коробки, и своя вешалка для курточки. И она сама, когда заходит с улицы раздевается и ставит ботиночки на свою полку. Ну и так далее.

Я, конечно, не уверена, что при моем таком нестрогом подходе к воспитанию, Тоня вырастет аккуратной. Потому что педагогические изыски моей мамы, честно говоря, оказались намного менее эффективны, чем строгость свекрови. И, как результат, муж намного организованнее меня (как-то неловко написать «аккуратнее меня»). Но, несмотря на то, что я не всегда педантично раскладываю вещи по местам, мои нынешние отношения с родителями гармоничны и не омрачены воспоминаниями об излишней строгости. На это, собственно, надеюсь и я, воспитывая дочь.

Автор - Наталья Веселая
Источник

Обновлено 04.11.2014 10:51

Страх или понимание: можно ли пугать ребенка

E-mail Печать PDF

Страх или понимание: можно ли пугать ребенка?

Знакомая всем картинка: ребенок орет, бузит и скандалит, и доведенная до крайности этим нервомотателем мать выдает что-то вроде: «А вот сейчас как придет милиционер /Баба Яга / Бабайка, да как заберет тебя – вот будешь знать!».

А что же происходит потом? Неужели помогает? Вы знаете, что удивительно – да, частенько помогает, вернее, дает моментальный эффект. Ребенок, как правило, скандалить и вообще вести себя непотребно перестает. Временно. Но какой ценой – об этом мы задумываемся редко, а напрасно. Страх – такая непростая палка о двух концах: одним – лечит, другим – калечит… Поэтому хотелось бы поговорить об обеих сторонах медали.

Уважаемые родители, очень хочется донести до вас: не пугайте своих деток! Причин не поступать так – множество. Во-первых, в результате такого подхода уже в недалеком будущем вы замучаетесь лечить им страхи и даже, возможно, неврозы. И если «номер» с запугиванием может пройти с сангвиником, которому в одно ухо влетело, в другое вылетело (ну, по крайней мере внешне это так и выглядит – или мы сами хотим в это верить), то если мы будем запугивать впечатлительного меланхолика – получим невротизированного человечка с кучей страхов и комплексов (спасибо добрым взрослым, которые – ну конечно же! – хотели как лучше).

Не калечьте психику своих детей своими же руками, вернее – словами. Мир детских фантазий совсем не таков, как наш, они слабо отличают лет аж до 6-7, где реальность, где сказочная реальность и где совсем уж вымысел. Для них, особенно в возрасте до 5 лет, реальность – все, и тем более – все, что сказали родители. Конечно, они ПОВЕРЯТ в этих Хоков и Бабаев, эти существа приходят в детские сны, в страхи, они «живут» в квартире…

И, что интересно, послушания такие страхи далеко не всегда добавляют. Наоборот, страхи привносят в поведение ребенка истерический компонент. А кто хоть раз наблюдал детскую истерику, знает, что это такое и чем оно чревато – закреплением истерического поведения, зависимостью от «утешающих» подачек со стороны взрослых. Словом, не создавайте себе трудности сами, чтобы потом их героически преодолевать.

Вот показательный пример – рассказывает молодая мамочка: «А я, когда он руки мыть не хочет, говорю, что придет Мойдодыр, и будет ругать грязного мальчика. Сын начал бояться Мойдодыра, даже мультик считает кошмаром, и как только видит этот мультфильм – сразу в слезы и истерика начинается. Теперь рассказываю ему, что Мойдодыр хороший и любит деток».

А вот другая иллюстрация: «Я своего в сердцах напугала бабайкой, после этого он вообще спать один боялся, просыпался ночью и кричал, у него потом кругом одни бабаи были, всего боялся. Мы всей семьей ему постоянно повторяли, что бабая – нет, и только месяца через четыре прошло…»

Как вы думаете, рады ли результату сами родители? Этого ли они хотели – истерик и ночных кошмаров? Стало ли им легче после использования таких методов? А детям? И есть ли уверенность, что это проходит – без следа?

Мамы и папы, услышьте: если вы говорите ребенку, что вот придет НЕКТО и его, непослушного и такого-сякого, заберет, вы делаете что? Вы поселяете в ребенке уверенность, что есть такие силы и существа, которые могут в любой момент сделать ему плохо, больно и страшно. И ни стены, ни мама, ни папа, никто-никто на свете его не защитит – ведь эти силы всемогущи… Вдумаемся, КАКИМ можно сделать в результате мир вашего ребенка.

Нельзя пугать и реально существующими персонажами – милиционером, например. Этим вы сами формируете искаженную модель правосознания у вашего ребенка, отрицание правоохранительной системы как таковой и возможности сотрудничества с ее представителями. В дальнейшем случись что, то обратиться в милицию – это будет последнее, что придет в голову вашему ребенку, в то время как это может спасти жизнь кому-то, и ему в том числе. Таких примеров масса…

Вот откровения еще одной мамы: «Если на улице увидим машину с мигалками – говорю, что это милиция за плохими детками едет... Действует, но в то же время говорю, что если не дай Бог потеряется, надо к милиционеру подойти, и он отведет к маме».

Где логика?? Не подойдет он теперь к милиционеру – уж скорее к первому встречному, что, согласитесь, более чревато отрицательными последствиями…

Из той же серии – запугивание доктором. Каково будет лечиться потом вашему малышу, если – не дай бог – он заболеет чем-то более серьезным, нежели ОРЗ? Каково вам же будет преодолевать его страхи?

Знаю еще вариант запугивания – собственным голым телом: «Если ты будешь без трусов ходить и кто-то тебя увидит, то все у тебя отвалится». Я даже не буду этот шедевр особенно комментировать, догадайтесь сами, к чему такое творчество могло мальчика привести, не вмешайся вовремя более разумные родственники.

Другое дело – воспитание разумной осторожности по отношению к реально существующим опасностям (чужие машины, незнакомые взрослые, предлагающие покататься или пойти поесть конфет/погладить щеночка у них дома и все такое прочее). Это – дело нужное: кто предупрежден, тот вооружен. Хотя, конечно, следует делать это без излишнего нагнетания и на доступном возрасту ребенка уровне и языке.

Но вот искусственно конструировать «монстров детского сознания» это – глупая жестокость. Спроецируйте ситуацию на себя: все мы смотрим телевизор и читаем прессу, где нас регулярно пугают маньяками, инфляцией, СПИДом, птичьим гриппом, третьей мировой и концом света в разных вариантах. Что это нам дает, кроме неврозов и бессонницы?

Так зачем же делать и мир своих детей столь же страшным, некомфортным и неуютным? Надеюсь, те, кто практикует подобные воспитательные приемы, хоть немного задумается. Ну хоть совсем немного…

Автор - Наталья Проценко
Источник

Обновлено 04.11.2014 10:51

Страница 105 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135