Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Чем может помочь родителям детский психолог

E-mail Печать PDF

Чем может помочь родителям детский психолог?

Можно сказать, что к психологам все уже привыкли. Эти специалисты помогают решать личностные проблемы, проводят психологическое тестирование, тренинги, обучающие эффективно общаться и разрешать конфликты, составляют психологические портреты и характеристики и многое другое. Но все это касается, в первую очередь, взрослых людей.

А чем же занимаются детские психологи? В каких ситуациях родителям может быть полезна, а в каких просто необходима консультация этого специалиста?

«Может, к психологу?»

Почему вообще у родителей появляется мысль обратиться к детскому психологу?

Нередко это рекомендация воспитателя в детском саду либо школьного учителя ребенка. Кроется за ней обычно непохожесть ребенка на остальных детей. Агрессивный или застенчивый, медлительный или невнимательный – в общем, так или иначе, выделяется на общем фоне.

«С вашим ребенком что-то не так, сводите его к психологу» – эту фразу, наверное, слышали многие родители.

Первая реакция мамы на подобные заявления – защита. «С моим ребенком все в порядке!». Иногда защита и правда вполне правомерная, ведь бывает, что индивидуальные особенности ребенка – не его проблема, а проблема педагогов, которые не могут найти нужный подход.

Но может быть и другая ситуация. Может оказаться, что воспитатель и правда видит те стороны жизни вашего малыша, которые вы не замечаете. К примеру, открытый и общительный дома, он может испытывать проблемы в общении со сверстниками в садике. Такие ситуации тоже не редкость. Так что всерьез отнеситесь к словам педагогов, расспросите об их видении проблемы.

Если осталась какая-то тревога за своего малыша, визит к психологу поможет разобраться с ситуацией и с эмоциональным состоянием ребенка объективно. Выявить причины возникающих трудностей, если они есть. В конце концов, ведь не считается чем-то зазорным посещать стоматолога для проверки и необходимой профилактики. Почему-то о психологах же иногда сохраняется такое мнение, что визитом к этому специалисту подтверждаешь свою «ненормальность». Это, конечно же, не так: психолог, вообще, по определению, работает только с психически здоровыми людьми.

Другой случай возникновения необходимости обратиться к детскому психологу часто совпадает с так называемыми возрастными кризисами в развитии ребенка (год-полтора, три-четыре, шесть-семь и подростковый период). Что происходит в эти моменты? Возрастной кризис означает, что в развитии человека происходит резкий скачок, что-то радикально меняется. Мама и папа же не успевают привыкнуть к этим изменениям, не учитывают их в общении, используют воспитательные приемы, уже не действенные в новых условиях. Все это накладывается на повышенную эмоциональность ребенка, характерную для переходных периодов.

Капризы, агрессия, упрямство ребенка – и чувство беспомощности у родителей. Вполне естественная реакция – обратиться к специалисту. И это в самом деле может помочь. Психолог поможет разобраться в сути возникших трудностей, подскажет воспитательные приемы, а при необходимости позанимается с ребенком, чтоб помочь ему преодолеть непростой период.

Что делают детские психологи?

Итак, эти или какие-то другие причины привели вас к мысли об обращении к детскому психологу. В чем же может заключаться его работа?

• Психодиагностика

Любой психолог владеет довольно большим набором психодиагностических средств и методик. Их цель – определить объективное состояние человека, выделить его причины, а также оценить уровень развития тех или иных психических процессов (памяти, внимания, мышления и т.д.). Если для взрослых часто используются тестовые методики, известные многим, то в арсенале детского психолога обычно это особые методики для детей. Специалист может попросить вашего ребенка что-то нарисовать, может поиграть с ним в увлекательную игру – на самом же деле с помощью этих процедур соберет необходимые данные.

• Развивающие занятия

С помощью развивающих психологических игр специалист поможет развить у ребенка разные необходимые навыки и качества. Внимание, память, усидчивость, логическое и образное мышление – в арсенале детского психолога развивающие игры для самых разных возрастов. Чаще всего, развивающие психологические занятия проводятся сразу с группой детей, и в таком случае ребенок также учится общаться с другими детьми, воспринимать социальные нормы.

• Детская психотерапия

При наличии у ребенка серьезных эмоциональных или личностных трудностей может потребоваться специально организованная психотерапевтическая работа. Это могут быть занятия на снятие тревожности, страхов, на повышение самооценки, на снятие агрессивных тенденций. Детская психотерапия может потребоваться, если ребенок пережил сильный стресс – потерю близких, физическое или психическое насилие и т.п.

Методы, применяемые в детской психотерапии, многообразны. Например, для совсем маленьких детей очень действенным методом оказывается так называемая песочная терапия (специально организованные занятия с песком). Для детей постарше очень эффективна бывает сказкотерапия (занятия с применением специальных психотерапевтических сказок как готовых, так и составляемых в ходе взаимодействия ребенка с психологом). Игра, рисунок, сказка – все знакомые и интересные для ребенка предметы и занятия становятся в руках специалиста мощным средством помощи.

• Консультирование родителей и семейное консультирование

У психологов есть такая известная аксиома «Проблемы маленьких детей – это проблемы родителей». И это на самом деле так. При внимательном рассмотрении причины всех детских трудностей находятся в семейных проблемах и конфликтах, неадекватности стиля воспитания и т.д. Потому зачастую получается так, что для решения проблемы ребенка достаточно родителям самим разобраться в причинах и изменить что-то в своем поведении, в ситуации, окружающей ребенка.

Психолог на консультации поможет вам увидеть себя со стороны, объективно оценить свои методы воспитания. Хороший психолог никогда не будет судить или упрекать вас за что бы то ни было. Он просто даст вам в руки новые, более эффективные инструменты воспитания, расскажет больше о возрастных особенностях малыша.

Грамотно проведенная консультация очень часто снимает необходимость специальной психологической работы с самим ребенком. И с другой стороны, работа психолога с ребенком без параллельного консультирования родителей обычно малоэффективна, ведь после занятий ребенок вновь возвращается в семью.

Автор - Евгения Лепешова
Источник

Обновлено 04.11.2014 10:57

Чем пахнет детство вашего ребенка

E-mail Печать PDF

Чем пахнет детство вашего ребенка?

«Чую», «повеяло», «пахнет», «за версту несет»...

Даже многообразие слов подтверждает, что обоняние – такой же важный способ восприятия окружающего мира, как и зрение, и слух...

Только вот взаимосвязь между запахами и эмоциями человека глубже, субъективней, запутанней. Далеко не каждого успокаивает аромат лаванды, отнюдь не всегда бодрит запах апельсина, а сырость подвала может показаться как отвратительной, так и загадочной, заманчивой. Спросите, почему?

Я не знакома с теорией восприятия запахов. Но хорошо помню, с каким выражением лица мой муж в летнем, прогретом солнцем сосновом лесу говорит: «Вот так же пахло в нашем лагере, на Оке...» Помню, как замученная командировками подруга, забежав ко мне в гости, вдохнула на пороге и произнесла: «Домом пахнет...» И регулярно наблюдаю, как вернувшийся из школы сын с порога начинает принюхиваться к запаху из кухни: «Что сегодня на обед? Постой, я угадаю...»

Кулинарные запахи – это вообще отдельный разговор. Любой из нас знает, что при насморке, когда обоняние ослабевает, самые любимые блюда могут показаться совершенно безвкусными. Запах пищи – это как раз то, что вызывает (или не вызывает...) аппетит, настраивает наш организм на предстоящий процесс пищеварения. А вот типичная картина: малыш отказывается от овощного пюре из банки, но с аппетитом вгрызается первыми зубками в свежий огурец – а все потому, что запах «ярче». Не оттого ли появляются маленькие «малоежки», что взрослая еда предстает перед ними в чересчур уж перемолотом, протертом виде, растеряв свой естественный запах?

Развитие ребенка требует впечатлений, и монотонность в запахах ограничивает его не меньше, чем серые стены вокруг или только твердые на ощупь игрушки. Разумеется, во всем важна мера: слишком резкий запах маминых духов, к примеру, может испугать грудничка, привыкшего к тому, что самый родной для него человек пахнет молоком. Очень осторожно при маленьких детях в доме следует применять аромалампы, и уж совсем ни к чему в детской аэрозольные освежители.

А вот ароматы зелени, пряностей, свежих овощей, фруктов и ягод, свежего хлеба – все это можно и нужно демонстрировать ребенку, обучая его запахам так же, как цветам радуги. И тогда в будущем детство станет для него не кучкой замерших кадров в фотоальбоме, а настоящими, живыми и яркими воспоминаниями.

Наше отношение (и восприимчивость) к запахам, как и многое другое, родом из детства. Мне повезло: в моем детстве был запах свежескошенного сена, только что пойманной озерной рыбы, помидоров только с грядки...

Мои дети растут в большом городе, но вполне реально оставить в их памяти запахи вечернего костра и утренней росы на палатке. И немножечко осеннего грибного леса. И еще чуть-чуть моря... Чтобы даже маленький жизненный опыт был ярче, глубже, объемней. Чтобы учились чувствовать все разнообразие этого мира. Чтобы было, что вспомнить.

Всего самого ароматного – вам и вашим детям!

Автор - Елена Мошкова
Источник

Обновлено 04.11.2014 10:57

Чем пахнет наше детство

E-mail Печать PDF

Чем пахнет наше детство?

С этим вопросом я обращалась к своим родным, любимым и друзьям и даже иногда к своим клиентам. И начинались нежные воспоминания… Люди словно отправлялись по реке жизни в прошлое… Лица становились светлыми и озаренными. Люди вспоминали своих ушедших родных, маленьких друзей.

Детство моей мамы пришлось на суровые военные годы. И пахло оно порохом, парным молоком и свежей травой. Они с сестрой долгое время жили у бабушки в деревне. Пахло ее детство весенним разливом и только что приготовленной в русской печке жареной рыбой. Дедушка был мастер на все руки – кому припаять, кому починить, за это люди расплачивались, кто чем мог. Свежей рыбой, овощами, яйцами, молоком. Бабушка стряпала вкусные простые блюда и пекла хлеб. Томленая рыба в молоке или сливках… и это в голодное время.

Дети ловили в реке раков, они пахли илом. Воспоминания мамы привлекли в наше сегодня и рассаду свеклы, густо пахнущую землей. И запах свежеструганных досок – это дедушка мастерил табуретки. А хлеб в военные годы пах невкусно. Слишком много примесей в нем было. Тяжелый и клейкий. Бабушкин хлеб пах по-другому… он пах… бабушкиными натруженными руками. И именно этот запах так и остался в маминой памяти как дорогое воспоминание о давно ушедшей бабушке.

Моя бабушка пахла пирожками с картошкой. Она так и называла ее – «скорая помощь». Семья большая, дом строили, лишних денег не было. Мое детство пахло цветущей вишней в саду у бабули, кусочками яблок, которые сушились на жарком солнышке. Арбузами, спелый сок которых тек по нашим пузикам. А еще моё детство пахло вкусными ирисками и карамелью. Это местная кондитерская фабрика баловала манящими запахами. Конфетными ароматами были наполнены целые районы родного города.

Запах детства – карбид, брошенный в лужу. Сейчас таких запахов нет. Может, перестали пользоваться этим едким материалом? Детство пахнет свежим снегом и мокрыми снежками. Эх, как же мы ими сражались! Пахнет пылью – маловато тогда было в городе асфальта. А еще манной кашей в детском саду и ненавистным молочным киселем.

Рыбьим жиром. Мы его с сестрой принимали только за компанию. Никакой другой прием этой маслянистой, резко пахнущей массы не был возможен. Вот за компанию – это да!

Праздником. На каждый государственный праздник мама готовила щедрый стол с салатом «Оливье», селедкой «Под шубой», разными домашними соленостями, традиционным фаршированным судаком, запеченной картошечкой и пирогами. И каждый праздник вся многочисленная родня собиралась только у нас. Так было удобно географически. Квартира в центре города и все потоки демонстраций приводили в наш дом. То есть сразу за полный стол. Как же мы любили такие праздники! Саму к ним подготовку. Приподнятое настроение. Накрахмаленные скатерти и салфетки. Звон фужеров и звук вылетающей пробки шампанского.

Новый год пах ёлкой и мандаринами. Бенгальскими огнями и веселой компанией, ввалившейся с морозца.

А еще мое детство пахло… звездами. Я очень любила смотреть на них вечерами и мечтать. Их далекий свет казался мне хрустальным и пах неизвестностью, загадкой, моими надеждами… Я посылала им привет и свои девчачьи секреты…

Детство пахло зоопарком. Цирком. Запах невычищенных клеток. Запах терпкий и навязчивый. Запах стружки, которой посыпан манеж.

А еще детство пахло вагоном. Пассажирским. Каждое лето мы всей семьей отправлялись к морю в плацкартном вагоне. Это сейчас во многих поездах чистота и порядок, а в те годы… Этот резкий запах не спутаешь ни с каким другим. Может быть, именно поэтому я так не люблю путешествовать поездами.

Запах детства моих северных племянниц – запах сыра и жирной рыбы. Отец всегда покупал сыр головками. Дети очень его любили. Их детство пахло трескучим морозом. Под минус шестьдесят, когда кожа на лице трескается. Мёдом. В доме всегда была огромная банка со сладким, пахучим мёдом. Без этого на севере нельзя. Мамиными пирогами. Сестра – большая мастерица, есть в кого. Их детство пахло лекарствами от простуды. Мороженым. Это после простуды. Его тоже папа приносил коробками. На севере вообще все запасается ящиками, коробками и мешками. На всякий случай.

У каждого из нас были трудные времена в жизни. Но детство у всех пахло по-особому. Оно пахло… детством.

А что вспомнили вы? Какой запах у вашего детства?

Автор - Жанна Магиня
Источник

Обновлено 04.11.2014 10:58

Чем помочь будущему первокласснику?

E-mail Печать PDF

Наступила пора, когда в школу идёт ваш подросший сын или дочь. Смешанные чувства царят в душе родителей. Всем хочется, чтобы школьная жизнь малыша началась успешно.

Заняться подбором школы для ребёнка стоит заблаговременно. Для всех ответственных родителей не должно быть секретом, какие школы расположены в микрорайоне, районе, городе. Не лишним будет узнать, в чём преимущество той или иной школы. И, конечно, зная характер и темперамент, задатки и способности своего будущего ученика, вы сможете хотя бы предположить, какой тип школы выбрать. Но спешить всё-таки не стоит.

Родителей обычно волнует множество вопросов: по каким программам, новым технологиям, авторским методикам работают педагоги школы, какие спортивные секции и кружки есть в школе, некоторые вопросы психологического микроклимата и т.д. Обо всём этом можно узнать до начала учебного года. Интересующие вас вопросы запишите в блокнот, выберите время и посетите школу для беседы с заместителем директора по учебной работе.

Лучше это сделать в начале весны, когда администрация школы уже рассматривает основные вопросы организации будущего учебного года. Однако, не откладывайте беседу с завучем надолго. Если вы придёте, например, в конце мая, представитель администрации не всегда найдёт время, чтобы подробно ответить на все ваши вопросы по той простой причине, что окончание учебного года для учеников, учителей и администрации очень хлопотное, «горячее» время. Это и оформление документации, и выставление годовых отметок, выпускные экзамены и многие другие моменты ежегодной школьной жизни.

В большинстве школ весной проводится собрание для родителей будущих учеников школы. На таком собрании тоже можно получить много нужной для вас информации. Узнать о собрании можно по телефону школы. Обычно объявление о таком родительском собрании вывешивается и на дверях школы.

Внимательно взгляните на своего малыша. Это – ваша радость и гордость, ваши родительские надежды. Но в то же время – это личность, которая имеет свой характер и привычки (которые не всегда вас радуют), своё видение мира. И как бы нам ни было досадно и больно за ошибки собственного ребёнка, - это его жизнь. Мы вправе предложить какие-то её стороны, но не навязывать.

При выборе школы, задумайтесь, не будет ли малыш отставать от одноклассников, не покажется ли, например, изучение предметов на повышенном уровне, для него очень сложным. И если всё-таки, ваш выбор в пользу школы с углубленным изучением предметов, найдите в себе силы для ежедневной помощи в подготовке домашних заданий, чёткой организации труда и отдыха ребёнка, выполнения советов и рекомендаций учителей и дальнейших занятий по развитию речи под руководством логопеда.

Обучение в первом классе в большинстве случаев происходит на базе детского сада или помещения, оборудованного для учёбы, игры и для дневного сна. По санитарным требованиям дети 6-летнего возраста обязательно должны днём спать. Это порой не нравится самим первоклассникам и на первых порах бывает непросто объяснить малышу, почему он поступал в школу, а ходит опять в детский сад.

Чтобы это не было для ребёнка неожиданностью, лучше заранее рассказать малышу о его новом режиме дня, вспомнить истории из своего детства. Но обязательно подчеркнуть, что первый класс  только находится в помещении детского сада, но это настоящая школа.

О чём ещё необходимо помнить родителям школьника?

Уже с первых дней обучения для ребёнка очень важно создать ситуацию успеха. Это значит настроить его на положительный лад, вселить уверенность в своих силах, помочь адаптироваться к школе. Накануне нового учебного года родителей беспокоятся о том, как пройдёт адаптация к школьной жизни, как скоро у ребёнка появятся школьные друзья, не будет ли ему одиноко. Общительные дети, как правило, быстро находят общий язык с учителем и одноклассниками. А вот ребятам застенчивым действительно порой трудно найти друзей. На помощь, конечно же, придёт учитель. Не стоит стесняться рассказать учителю о характере своего ребёнка. Это поможет учителю и ученику лучше узнать друг друга.

Вместе с вашим малышом-первоклассником в путь за знаниями отправляется ещё много ребят. В том числе и ребята-сверстники, с которыми ребёнок дружит с детства. Стоит ли им идти в один класс? Чтобы ответить на этот вопрос, понаблюдайте или вспомните, как эти ребята играют вместе.  Если уже в 5-6-летнем возрасте между малышами нередки были серьёзные ссоры, болезненное соперничество, нежелание уступить даже по просьбе взрослых, таким ребятам лучше находиться в разных классах. Встречаясь после уроков на нейтральной территории, они смогут поделиться своими школьными новостями и избежать конфликтов в учебной деятельности. Если же ваши сын или дочь хорошо общаются с друзьями-ровесниками, более того, если про них можно сказать «не разлей вода», скорее всего эти ребята смогут комфортно ужиться в одном классе.

Однако, не стоит отдавать ребёнка в тот или иной класс только потому, что в нём будет учиться дети ваших знакомых. Ориентируйтесь на способности и уровень развития своего ребёнка. А среди новых одноклассников сына или дочери скорее всего окажутся и новые школьные друзья.

Постарайтесь быть ближе к ребёнку, интересуйтесь его новой школьной жизнью. Старайтесь не выдавать ваше волнение, ведь ребёнок интуитивно это почувствует. Наоборот, почаще говорите вашему малышу, что у него всё получится, но для этого надо приложить старание. А вы всегда будете рядом. Не сравнивайте ребёнка с другими, особенно болезненно это звучит для малыша, если его ругают или сравнивают в присутствии  одноклассников.

Сравнивайте успехи ребёнка с его же успехами, достигнутыми ранее. Ненавязчиво напоминайте сыну или дочери о новом статусе ученика, новых правах и обязанностях ученика. И, конечно, старайтесь выполнять все рекомендации учителя.

Очень важно, каково состояние здоровья будущего первоклассника, уровень готовности к школе и другие факторы. Например, чем лучше подготовка к школе, тем увереннее будет чувствовать себя ученик и нагрузка не будет так сильно ощущаться. И наоборот, если малыш подготовлен слабо, нагрузка может оказаться для него чрезмерной.

Совместная работа ученика, учителя и родителей поможет ребёнку в обучении. Однако, то, как ребёнок усваивает темы предметов, зависит и от его способностей. Родители с детства наблюдают за развитием способностей своих детей. И когда наступит пора выбрать школу для ребёнка, нужно реально оценить ситуацию и не переусердствовать с нагрузкой, которую ежедневно будет получать ребёнок. «Хорошие учителя его всему научат», - полагают родители, не учитывая к сожалению, что обучение – это двусторонний процесс.

Без усердия и трудолюбия самого ученика учитель не сможет дать ученику знания. А ученик начинает отставать от одноклассников. На уроке он испытывает дискомфорт, боится, чтобы его не вызвали, нервничает. Родителям важно не упустить момент и постараться разобраться в ситуации. Поговорить с учителем, усилить подготовку домашних заданий. А если, испробовав все методы исправить ситуацию, ребёнок по-прежнему отстаёт в учёбе и нагрузка остаётся для него чрезмерной, лучше, наверное, сменить школу. Ведь физическое и психическое здоровье ребёнка важнее. Чтобы в вашей семье не сложилась такая ситуация, выбирайте школу для ребёнка не с точки зрения родительских амбиций, а для ребёнка и вместе с ребёнком.

Частая смена школ тоже вряд ли принесёт желаемый результат. Если уже в нескольких школах возникают конфликтные ситуации, задумайтесь, почему это происходит. Попробуйте научить ребёнка уклоняться от конфликтов, искать выход из сложных ситуаций, если не прав - извиниться. В жизни человеку приходится общаться с разными людьми, идти на

Совсем скоро в двери одной из школ войдёт ещё один ученик – ваши сын или дочь. И пусть он станет гордостью той школы, которую вы так заботливо для него выбрали. Счастливого пути!

подготовка детей к обучению в школе

Чем помочь леворукому ребенку

E-mail Печать PDF

Чем помочь леворукому ребенку?

Сколько в мире левшей? По сообщению информационного агентства ЮПИ 91 процент населения планеты предпочитает выполнять основные действия не левой, а правой рукой. Логично предположить, что левшей всего лишь 9 процентов. Но, оказывается, не все так однозначно.

По одному из психологических тестов стопроцентным правшой можно считать того, кто не только пишет и выполняет правой рукой основные действия, но, кроме этого, лучше видит правым глазом и слышит правым ухом, «машинально» прикладывает трубку телефона к правому уху, начинает движение и отталкивается в прыжке правой ногой.

Если хотя бы один из перечисленных критериев не выполнен, то перед вами скрытый левша. Вместе с явно выраженными «собратьями» их насчитывается более половины от всех людей на планете. Гораздо чаще, чем у взрослых скрытая леворукость наблюдается у детей.

Причины ее до конца не выяснены. Ученые предполагают, что среди них родовой стресс, особенности воспитания и генетическая расположенность, передаваемая по наследству. В пользу последнего утверждения говорит то, что леворукие дети встречаются в 10-12 раз чаще в семьях, в которых хотя бы один из родителей был левшой.

Ген, отвечающий за леворукость, не найден. Специалисты Национального онкологического института штата Мэриленд считают, что его вообще нет, а леворукость и способность одинаково хорошо управляться обеими руками развивается в половине случаев, когда у гена, названного «райт» (правый), имеются дефекты.

Психологи утверждают, что у ребенка-левши есть два пути развития: либо развиваться нормально, но писать и есть левой рукой, либо пользоваться правой, но превратиться в невротика. Родители, пытающиеся приучить ребенка «быть как все» на самом деле пытаются переделать его биологическую природу.

Следствием таких попыток может стать нарушение темпа речи и ее ритма, каждый третий ребенок с заиканием – «переделанный» левша. Не исключены замедление роста, энурез, головные боли и вялость. Не слишком ли высокая цена? Может быть, лучше приспособиться к особенностям маленького левши и помочь ему адаптироваться среди «других»?

Ребенку-левше труднее обучиться письму и чтению, что вызвано иными, чем у правшей зрительно-пространственным восприятием и зрительно-моторной координацией. К сожалению, научно обоснованных методик обучения письму леворуких детей пока нет. Нередко они начинают писать с правой стороны листа, сравнительно легко освоив устный счет, сталкиваются с трудностями при сложении и умножении в столбик, зеркально отображают некоторые буквы и числа.

Нет аналогичных методик и для уроков труда. А ведь левше значительно труднее пользоваться даже простейшими инструментами, например, ножницами, предназначенными для праворуких людей.

Чтобы облегчить жизнь малышу, стоит придерживаться несложных рекомендаций. Рабочее место должно быть организовано так, чтобы свет падал справа. Привычный правый наклон при письме для левши - проблема, не стоит требовать от него невозможного.

Полезны игры, развивающие координацию движения пальцев и кистей рук, упражнения с мячом, плавание, вязание и т.д. Целесообразно заниматься ежедневно хотя бы по 15-20 минут.

Чтобы ребенок не воспринимал свои особенности как болезнь или странность, расскажите ему о знаменитых левшах, среди которых Ньютон, Чарли Чаплин, Цезарь, Наполеон, Микеланджело и множество других выдающихся личностей.

Будьте внимательны к своим детям.

Автор - Алексей Норкин
Источник

Обновлено 04.11.2014 10:58

Страница 109 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135