Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Задачу можно решить быстро

E-mail Печать PDF

Не редко при обучении в университетах ученики обязаны ознакомиться с задачами, в которых необходимо найти экстремальное значение цели, при имеющихся ограничениях. Как пример, следует отыскать максимально возможную прибыль и экстремальные затраты, при фиксированой стоимости сырья, доставки и т.д. Чаще всего, данный тип задач рассчитывается следующим способом. Записывается функция, которую нужно максимизировать или минимизировать, вслед за этим составляются уравнения и неравенства для одз. Следом надлежит определиться с алгоритмом для решения полученной задачи. Если функция, для которой нужно найти экстремум и ограничения не содержат степеней выше первой, то эти задачи зовутся задачами линейного программирования. Для их решения удобно употребить симплекс-метод. Симплекс метод подразумевает перебор по имеющимся принципам крайних точек ограниченной области с целью отыскания той, которая приносит экстремум функции цели. Для функции цели с численностью переменных две и менее можно использовать графический способ. Наиболее же изученным считается алгоритм с использованием симплекс–таблиц. Данный путь считается легким для применения, но достаточно ресурсоемким. На решение такой задачи без применения вычислительной техники можно убить кучу трудовых ресурсов, но так и не прийти к правильному ответу. Хорошо, что имеется конкретный метод решения, а значит можно использовать программные продукты. В глобальной сети находятся страницы, которые имеют возможность отображать не только результат, но и пошаговое решение с разъяснениями, что весьма удобно. Частным случаем задачи ЛП выступает транспортная задача. Эта специфика также имеет выверенные алгоритмы нахождения ответа. Нелинейное программирование подразумевает применение более мудеренных способов.

Очевидно, каждый из нас в период обучения в школе и в средних специальных и высших учебных заведениях сталкивался с такой проблемой как решение уравнений и СЛАУ. У некоторыхнаступают заморочки даже с уравнениями ниже третье степени, особенно если есть комплексные корни. Хотя тут все достаточно просто, но, если необходимо без потери времени вычислить корни уравнения второй степени, то почему бы не прибегнуть к услугам халявной программой без долгой установки. Вписываем данные и у нас целое решение. Чудесненько! Аналогично и с уравнениями степени ниже пятой. Увы, но нахождение ответа уравнений пять и более высоких степеней нуждаются в отдельно подходе. В отношении СЛАУ, здесь громадное множество направлений. Как правило для решения систем уравнений используются методы Гаусса, Крамера и матричный. Наиболее же простой для уразумения алгоритм Гаусса. Сущность красуется в постепенном удалении переменных. Другие методы требуют знания работы с определителями. Получить решение популярными способами возможно непосредственно на интернет ресурсе бесплатно.

Одна из максимально общеизвестных ответвлений алгебры в online калькуляторах, это матрицы и определители. Здесь нет надобности изобретать велосипед. Все способы до тонкостей представлены в разных математических изданиях, и когда у вас существует курс высшей математики, то педагог всенепременно попросит расчитать транспонированную матрицу или определить определитель. Думаете легко и просто, да, но только для незначительлной по величине матрицы. Вся тернистость состоит в огромных количествах, хоть и немудренных калькуляций. Ежели определить сумму матриц очень заурядно, то вот высчитать определитель доставит кучу неприятностей. Посему, посещаем сайт, вводим необходимые данные, и переписываем полное решение задачи.

Закон обучения: 2–1=0?

E-mail Печать PDF

"Говоря, что вы чего-то не можете, вы лишаетесь всемогущества"

Ричард Бах

"Когда формула "2-1=0" верна?" - этот вопрос услышала автор статьи (к сожалению, имени не знаю), которую я случайно нашёл, на тренинге по НЛП от Энн Энтус. Меня этот вопрос удивил так же, как и её. В принципе, с математикой у меня неплохо, но решить такую задачку мне не удалось :) Но ответ прост, как и всегда. В математике такого быть не может. Но в жизни... Знали бы мы, что такое радость, если бы не было горя? Что такое красота, если бы не было уродства? Думаю, можно не продолжать.

Итак, развивая свои навыки личной эффективности мы не сможем обойтись без так называемого закона обучения.

Закон обучения (Закон успеха и неудач) гласит: "Если убрать одну составляющую дуальной пары, вторая исчезнет автоматически." Останется - "0". Вот тогда-то и будет 2-1=0. Энн подняла тогда эту тему не случайно.

Сколько раз вы что-то начинали и бросали, потому что столкнулись с неудачами?  Думаю, много. Естественная реакция - подавленность или злость, а у людей с неустойчивой психикой - гнев и отчаяние. В общем, мало кто радуется неудачам. Но, так ли всё страшно? На самом деле, конечно, нет. Как говориться: "отрицательный результат - тоже результат". Но не эта фраза приходит на самом деле в голову, когда случается провал.

И что самое обидное - в самый, казалось бы, разгар счастья. "Новичкам везёт", - думаете вы, добиваясь первой вершины в новом деле. И - раз! Яма! Грязная, глубокая и унизительная. Первое желание - всё бросить. Но, в свете вышеприведенной формулы, вам никогда не достичь успеха, не встретившись с неудачами. Потому что они - 2 стороны одного и того же. Не ошибается тот, кто ничего не делает. И это не просто народная мудрость или "позитивное мышление".

Это - закон обучения. И от него никуда не денешься. Данный психологический закон был назван "Кривая Бандуры" (ударение на первый слог) в честь открывшего его профессора Огендфордского университета, Альберта Бандуры. Проводя исследования, он обнаружил определённую связь между  нашими убеждениями и реальным исполнением конкретных действий. Обучение навыкам всегда происходит в 4 этапа:

Кривая Бандуры - Этап 1. "Удача новичка". На этом этапе люди, начавшие новое дело, готовы "горы свернуть" и склонны переоценивать свои способности, о чём и говорит кривая Ожидания, возвышаясь над кривой Реальности. Этот энтузиазм заставляет организм мобилизировать скрытые резервы, человек делает больше, выше и сильнее. Отсюда - неплохой результат. Кривые стремительно и почти параллельно идут вверх. Но здесь наступает...

Кривая Бандуры - Этап 2. "Предел". А именно - новичок доходит до предела своих возможностей и способностей на сегодняшний момент. Показатели перестают возрастать, а реальность начинает потихоньку расходиться с ожиданиями, как это видно на кривой. На этом этапе одного энтузиазма недостаточно. Экстенсивный рост пора заменять интенсивным. Если человек этого не понимает, то неизбежно наступит новый этап.

Кривая Бандуры - Этап 3. "Кризис". Происходит падение всех показателей работы, а вместе с ними - и розовых очков с носа :). Разочарования, стресс. Человек уже реально оценил, чего стоит и кривая Ожиданий становиться ровной (определилась планка), Реальность же катастрофически падает. И вот здесь наступает разветвление сценариев, которое зависит от поведения самого человека.

Кривая Бандуры - Этап 4-а. "Успех" (чёрные линии). Этот вариант возможен только в том, случае, если человек не сдаётся. Но этого мало. Нужно ещё трезво оценить ситуацию и сделать выводы. По терминологии Л.Р.Хаббарда человек находиться в состоянии опасности. В этом случае нужно совершить 2 действия: а) прекратить делать те неправильные вещи, которые ты уж делаешь и б) начать делать что-то другое, что тебе поможет. В данном случае нужно остановиться портить свои труды и начать обучаться. Приобретать новые навыки, повышать мастерство, находить новые стратегии. Начинается новы этап. Но человек уже подготовлен и знает, что надо делать.

Кривая Бандуры - Этап 4-б. "Неудача" (красные линии). Человек поддается слабости и уговорам "доброжелателей" и бросает начатое.

Единственное, что влияет на распределение сценариев - это вера в себя и преданность делу.

Статья большая получилась. Так что выводы напишу завтра.

Попробуйте отследить свои варианты успеха и неудач. Подходит ли это под описание Закона Обучения?

Зачем анализировать собственные действия

E-mail Печать PDF

Зачем анализировать собственные действия? Сорок мешков идей

Когда мы начинаем задумываться над тем или иным собственным поступком? Когда что-то упустили, когда досадуем на собственные промахи или ошибки. Когда действие уже в прошлом, и ничего изменить нельзя. Можно только проанализировать и сделать выводы. Дабы не наступать снова на собственные грабли. Так бывает чаще всего.

Редко кто анализирует свои победы и достижения, поднимаясь на вершину успеха. Часто при получении каких-то наград судьбы мы просто начинаем ими упиваться, купаться в лучах славы, тешить собственное самолюбие и раздувать тщеславие. А ведь это тоже испытание. Испытание успехом. Хорошо бы и его проанализировать. Понять источник, сделать грамотные выводы.

Зачем? Затем, чтобы развиваться дальше. Любой анализ – это предпосылка развития. Одно то, что мы начинаем уходить от привычных схем, занимаясь анализом успешности, привносит в нашу жизнь элемент инновации. А это уже новый этап в жизни.

Очень скоро анализ перейдет в выводы и синтез идей. Откуда они появляются в нашей голове? Их ноги «растут» из прошлых удач и поражений, из рисков и опыта. Значит, мы эффективны и современны. Мы не останавливаемся на достигнутом, не позволяем себе почивать на лаврах. Выбираем оптимальные варианты. Другая сторона медали – мы перестаем рисковать. Эта перестраховка тоже лишает нас дальнейшего развития, и возникает недовольство собой. Мы отчетливо понимаем, что упускаем возможности, которые дала нам жизнь.

Дело даже не в финансовых доходах как результате любого благополучного предприятия. Деньги приходят как награда за труд. Но и сам процесс должен обязательно приносить удовольствие. (А если за это еще и деньги получаешь!..) Потому о финансах говорить пока не будем. Это само собой разумеющийся финал успешного воплощения идеи.

Итак, два варианта развития.

Первый – идем проторенной дорогой, по стандартной схеме. Несомненно, на этом пути у нас накоплен богатый опыт. Даже если произойдут какие-то внезапности, мы всегда выйдем из ситуации с победой. Мы знаем, как из нее выйти. Мы сотни раз повторяли эти действия. И ситуация знакома, и анализ проведен.

Второй – намного интересней и увлекательней. Он для ищущих и авантюрных натур. Анализ будет проводиться и до, и после. И от этого развитие по второму пути имеет еще и творческое начало. Идти по второму пути – отказаться от накатанной дороги, порвать рамки стандартов и условностей и увидеть новые возможности для развития. Этот путь труднее, чем первый, привычный. Этот путь влечёт за собой многие риски, поэтому страх перед новым и неизвестным часто блокирует желание достичь чего-то большего.

Именно в этот момент, при анализе развития по второму пути, и стоит подумать о новых возможностях. Просто представить себе все возможные варианты исхода дела при благоприятном развитии ситуации. Новые рынки, новые сферы деятельности, новое имя, новая…

Нужно ли «подстилать соломку», рассматривая еще и негативные исходы? Предупрежден – вооружен. Даже если исход дела будет не так великолепен, как мы настроились, мы все равно заработаем массу положительного, а самое главное – веру в себя, в свои силы, наработаем бесценный опыт, который теперь никто и никогда не сможет у нас отнять. Однако позитивный настрой и твердая уверенность в победе – половина успеха. Негатив может сыграть злую шутку.

Потому и при анализе уже совершенных действий, и при просмотре какой-то новой креативной идеи всегда важно не потерять этого позитивного настроя и извлечь только положительный опыт даже из полного разгрома. Дабы не впасть в уныние, хорошо бы понять, что неудачи – это временное явление, зависящее только от наших неудачных действий и перестать клясть в собственных проигрышах всех вокруг, кроме себя. Все начинается с нас самих – и удачи, и победы, и успехи, и достижения, и проигрыши, и поражения.

Именно поэтому так важно убрать весь негатив из себя и взять на себя полную ответственность за любые свои действия. Провести анализ ситуации или собственного положения. Удалить шелуху обид и страхов и начать, наконец, генерировать сорок мешков идей. Самых фантастических. И только наших!

Как это сделать? Методов сотни. Все начинается с осознания, желания и анализа. Тогда и учителя в нашу жизнь приходят, и ситуации моделируются по нашему желанию, и оказываемся мы в нужном месте в нужное время.

Мудро и глубоко когда-то изрек Гёте: «Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует». Смелее! Сорок мешков идей у каждого из нас есть в запасе. Сейчас самое время провести их ревизию.

Автор - Жанна Магиня 
Источник

Обновлено 29.10.2014 09:05

Зачем бороться за власть

E-mail Печать PDF

Зачем бороться за власть? Самый главный во дворе

Мне кажется, что в любого рода отношениях рано или поздно возникает вопрос власти. Кто тут самый главный? Кого «слушаются», а кто «слушается» сам?

Зачем нам бороться за власть, зачем «собака сверху»? Что это нам дает? Какое «подкрепление»? Какие наши потребности могут за этим стоять?

Ну, конечно, прежде всего – потребность в безопасности. Если Я – сверху, то вроде как у меня больше шансов ситуацию контролировать. А личный контроль для многих – это именно первейшее обеспечение безопасности и есть. Вроде как, если могу контролировать – то и «соломки накидаю» во всех нужных местах.

А если Другой сверху, то мне «из-под него» – ничего не видно, плохо слышно, и от этого – тревожно чересчур... Конечно, если уметь хоть немного Другому доверять, то и контроль свой можно с Другим – хоть иногда – разделять… Но доверие – штука такая… зыбкая… А вдруг подведут? Или обманут? Страшно.

Хотя если серьезно, то идея, что и правда можно контролировать «все и вся» в одиночку, она такая… практически нереальная. Только тревоги добавляет и суеты – в невыполнимом желании «натянуться на все». Так что два глаза хорошо, а четыре – лучше. Если дадите Другому шанс хоть как-то из-под вас «высунуться».

А самый лучший визуальный контроль – это когда вы с Другим рядом. И тылы прикрыты, и видимость хорошая. Но тут ведь надо подвинуться и Другому место дать. Именно рядом с собой. И верить ему на слово – когда начнет рассказывать, что он там, например за вашей спиной, разглядел. Опять в доверие упираемся… Опять. Да и в равенство позиций – тоже.

Откуда может расти наша страсть к доминированию в отношениях? Конечно, из детства. Если родители были такие… часто властные, часто Взрослые, почти всегда лучше вас – ребенка – знающие, куда, как и зачем вам жить. Как в ближайшие полчаса, так и на пятилетку вперед.

Это может хорошо питать именно стремление «оторваться» и покомандовать всласть, когда вы сами «станете большими». И еще – все эти формулы: «Вот когда вырастешь (читай – станешь выше других)» или «Вот когда станешь Большим (по сравнению с Другими – маленькими)» – «тогда и будешь свои желания выполнять! А пока – слушайся старших и Больших!!»

Слушаться Старших – это, конечно, славно. Есть на кого ответственность перевалить. Есть кого обвинить, если что-то поперек пошло. Да и спрятаться можно, как в детстве, за «широкую спину». Кстати, широкая спина – это какая? Сверхнадежная? Обеспечивающая прикрытие от жизненных неурядиц? Да – еще один бессознательный бонус крупного тела… И бессознательная поддержка разгула аппетита… Но это так, к слову пришлось.

Ладно, детство позади. Вы сейчас уже сами и взрослые, и во многих ситуациях старшие. Но если осталось с детства (опять-таки слабо осознанное) верование, что залогом исполнения своих желаний в отношениях и залогом ощущения себя Большим и Значимым для тех, кто рядом, может быть только доминирование – «взгромождение» над Другим – то и будете в любого рода партнерстве изо всех сил «карабкаться».

Куда, зачем это именно в данной ситуации – неважно… Толкает что-то изнутри, и все тут… Остановиться, оглядеться, определиться, кто сейчас рядом и зачем вот именно с ним (с ней) такая игра – недосуг разбираться… Вдруг время упустишь – и он (она) первый вскарабкается на вожделенную «вершинку»…

А уж потом, когда всех «победил», «подмял» и «угнездился» на самом верху, можно и пожалеть себя любимого, что вот некому тебя поддержать. Некому разделить с тобой груз власти. Но если даже кто и намекнет робко, что, мол, готов на себя часть ответственности взять, то тут ведь сразу подозрения обуяют, что на ваши позиции коварно «метят». И вот он – тут как тут – страх потери контроля и самоуважения.

Самоуважение – еще один вид энергии, которой может питаться стремление к доминированию. «Если я – сверху, то себя уважаю! Ведь вот какой – большой и заметный! И сколько всего от меня зависит!» А как бы присмотреться к такой идее (что гораздо труднее, и именно поэтому уважительнее) – дать кому-то место рядом с собой.

Ведь «собака сверху / собака снизу» – это игры из детства. Такие впитанные с молоком матери позиции. «Слушайся!» – читай «Подчиняйся!» Может, именно поэтому многим из нас – уже Взрослым – так трудно слушать и слышать Другого? Потому что до сих пор очень даже жив протест против этого родительского назидания: «Надо слушаться! Должен слушаться! Старших!»

Почему, собственно? Зачем? Всех старших, без исключения? Вот и начинаем уши свои с детства «закладывать». Да и еще подкрепление получаем – что звучат, высказываются, звенят «в голос» – именно Старшие. Если говоришь – значит, уже взрослый и в этом поле Старший. Вот и говорим иногда без остановки, а когда Другой что-то в ответ пытается сказать – вместо того, чтобы «вслушаться», судорожно обдумываем продолжение своей тирады… Чем плотнее «шумовая завеса» – тем я Главней и Заметней! Чем меньше я слышу Другого – тем меньше у него шансов хоть как-то появиться рядом со мной в текущей ситуации… Самый главный – это я!

Только попахивает это «главенство» одиночеством… Глубоким таким. Отчаянным. Засада получается – чтобы разделить свои переживания – избавиться от одиночества, встретиться с Другим – хорошо бы его для начала увидеть и услышать. Подойти, побыть рядом. Приглядеться – вслушаться… Попробовать опознать свой интерес.

А если основа вашей личной безопасности в любого рода контакте – заявить себя погромче и пообильней – то вряд ли кто-то именно рядом надолго удержится… Сбежит. Либо в игру ввяжется – в ваш «армреслинг»… Да, если хочется Другого победить (или хотя бы сильно удивить), на этой энергии можно «горы свернуть». Хорошая такая мотивация достижения успеха.

Но, по-моему, центральная идея со-трудничества, партнерства – это сочетание усилий для взаимо-поддержки.

Вместо ярмарочного аттракциона «Я тебя сделаю!» – «Давай делать дело вместе!». Вместо борьбы одиночек – совместные усилия сделать дело хорошо.

В индийской философии одним из центральных качеств духовной «продвинутости» считается безразличие к признанию именно вашего вклада в общее дело. Самое главное, чтобы дело было сделано хорошо.

Конечно, нам – западным людям – с нашим стремлением к индивидуальным достижениям с этой идеей может быть трудно. Но именно во взрослом само-уважении – умение со-трудничать и взаимо-поддерживать друг друга в общем деле дорогого стоит. Я так думаю…

Способность быть рядом растет из глубинного ощущения себя качественным независимо от того, в какой вы позиции «здесь и сейчас» по отношению к Другому. В отношениях с Другим.

Да, конечно, отношения – очень важная часть нашей жизни. Но, по-моему, ценно опознавать себя вполне надежным и живым независимо от ситуативного мнения окружения…

Тогда и потребность властвовать будет меньше… Так как отчетливо вспомнится, что власть – это, прежде всего, ответственность. Ответственность за выбор направления, темп, смысл движения. Перед теми, с кем ты в пути… Кого вызвался именно «вести за собой»…

И когда уверенность в том, что вы – хороший человек, такая… прочная, без потребности постоянно получать и получать от своего окружения подкрепления – то десять раз подумаешь: а зачем эта власть так уж и нужна?

Может, лучше ответственность все-таки разделять? А?

Автор - Ирина Лопатухина 
Источник

Обновлено 29.10.2014 09:05

Зачем говорить

E-mail Печать PDF

Зачем говорить?

Человек с рождения два года учится говорить и потом всю жизнь не может замолчать. Поэтому многие про себя говорят: язык мой – враг мой. Сколько сказано лишнего, о чём потом сожалеем! Но как научиться молчать, когда это необходимо?

Есть ситуации, в которых свою речь не надо контролировать, или почти не надо. Приятная болтовня бывает даже полезна. Мне одна девушка так и сказала: «Не могу долго молчать, надо встретиться с подругами и поточить «лясы». Что такое «лясы», где они находятся и почему тупятся, – я не знаю, но если есть безобидное желание их поточить – почему нет.

Другие ситуации, например: деловые переговоры, решение серьёзных вопросов в личной жизни, общение с детьми, родителями, руководством и т.п. Тут свою речь полезно контролировать и знать, что говорить, как и зачем.

Что говорить?

Как правило, когда распирает высказаться, что говорить – понятно. Может быть, содержание сказанного не будет точным, ясным, логичным, но зато от души и всё сразу. Лучше продумать свою речь, взять время, сформулировать основные тезисы письменно. Полезно после этого убрать лишнее, сказать просто и только главное. Ведь слово – не воробей… Нельзя выпускать из себя лишние и не нужные никому слова.

Как говорить?

Так, чтобы поняли. Смысл сказанного не в том, что мы хотим сообщить, а в том, как это поймёт собеседник. Кто-то лучше воспримет спокойное, аргументированное повествование, кому-то необходимо изложить свои мысли эмоционально, ярко, убедительно. Выбор формы донесения информации до слушателя зависит от его личных особенностей, их полезно учитывать.

Зачем говорить?

Многие запросто умеют сформулировать тему, её содержание, знают, как изложить. Но вот главный вопрос – зачем? Какая цель? Ведь наличие информации и умения говорить не является безусловным поводом начать это делать. Зачем мы вступаем в общение? Например:

– задать вопрос, получить информацию;
– сделать предложение;
– высказать сомнение, просьбу, претензию, требование.

Может получиться так, что говорить незачем.

С вопросами бывает сложно. Их часто вообще лучше не задавать, если даже нет предположения, какой ответ можно получить, какие чувства вызвать.

Мама сыну:

– Ты кого больше любишь, маму или папу?

Зачем нужен этот вопрос?

Предложение должно быть привлекательным, интересным. В противном случае есть шанс получить отказ. Нужно ли на него нарываться?

– Предлагаю выпить.
– Не пью.
– Что, не уважаешь?

Хотите высказать сомнение, просьбу, претензию, требование? Так это вы хотите. А другому человеку надо? Зачем предлагать ему то, что не нужно? Какой может быть ответ?

Конечно, всё определяется контекстом и обстоятельствами общения. Просто полезно чаще задавать себе вопрос: зачем я хочу это сказать?

Если поймёте, что обоснованный ответ есть, то говорите. Разговор будет осмысленным и приятным для всех. Если не знаете – зачем, то пусть этот вопрос поможет научиться молчать и не сказать лишнего.

Метафора по теме статьи...

Однажды к Сократу пришел человек и сказал:

– Ты знаешь, что говорит о тебе твой друг?

Сократ ответил ему:

– Прежде чем сказать мне эту новость, просей ее через три сита. Первое – это сито правды. Ты уверен, что то, что ты мне сейчас скажешь, является правдой?
– Ну, я слышал это от других.
– Вот видишь, ты не уверен. Второе сито – это сито добра. Эта новость обрадует меня, станет для меня приятной?
– Совсем нет.
– И, наконец, третье сито – сито пользы. Будет ли эта новость полезной?
– Сомневаюсь.
– Вот видишь – ты хочешь рассказать мне новость, в которой нет правды и добра, к тому же она бесполезна. Зачем ее тогда говорить?

Автор - Виталий Пичугин 
Источник

Обновлено 29.10.2014 09:06

Страница 781 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135