Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Исторический обзор проблемы посттравматического стрессового рассторойства

E-mail Печать PDF

Учение о «травматических неврозах» связано с несколькими факторами. Прежде всего – это (как ни парадоксально) прогресс цивилизации и научно-техническая революция.    Однако  самыми     тяжелыми психотравмами (дистрессами) являются боевые действия, пытки, присутствие при насильственной смерти, транспортные катастрофы, пожары т.е. практически почти всё присущее стихийным бедствиям и катастрофам.
Начало учения о травматических неврозах можно отнести к концу 18-го века. В Англии (чуть позже в САСШ и Германии) в это время начинается научно-техническая революция, механизация производства, развитие транспортной сети, что в свою очередь привело к росту пострадавших от несчастных случаев (аварий, катастроф и пр.). В 1866 году английский хирург Эриксен описывает «сотрясение спинного мозга, нервный шок и другие невыясненные повреждения нервной системы» или «железнодорожный спинной мозг». Эриксен связывал психические расстройства, проявляющиеся у пострадавших от катастроф, с изменениями в «мозговых оболочках и веществе спинного и головного мозга». 
Немецкий психиатр Мели (1881), находившийся (по мнению А.И.Ющенко) под влиянием взглядов Брике (1859) и Шарко (1878) на истерию пытался объяснить происхождение «травматического невроза» влиянием только психического воздействия, душевного возбуждения, испуга. Его идеи нашли своё подтверждение в трудах американских врачей Уилкса, Уолтона и Петнема. Они поддержали идею функциональной, истерической природы травматического невроза.    
Первоначально «травматическими» расстройствами занимались преимущественно военные психиатры, исследующие эмоциональные реакции у жертв и участников искусственно созданной катастрофы – войны. Первое психиатрическое описание («солдатское сердце»), которое сделал Da Costa в 1871 году относится к боевым действиям времен гражданской войны в Америке (Попов Ю.В. и соавт., 1997). Во время гражданской войны в Америке психические нарушения рассматривались как проявления «ностальгии», что считалось разновидностью «меланхолии» или «слабо выраженным психозом» вследствие разочарования, недовольства и тоски («ностальгии») по дому (Glass A.J., 1966).
В 1884 году Шарко и его ученики (Рише, Бербез, Гиньон, Буверет) выдвинули в качестве основной причины «травматического невроза» эмоцию и шок. 
Взгляды Бирда на неврастению и Шарко на истерию повлияли на подход французских, английских и американских врачей к травматическому неврозу, как к  заболеванию, имеющему психогенно-эмотивное происхождение.
В Германии невролог Оппенгейм в 1889 году выпустил монографию «Травматические неврозы», которая повлияла на взгляды врачей в Германии и России (психоневрология России всегда чувствовала влияние психоневрологии Германии более, чем любой другой страны).  В частности, по мнению Оппенгейма «травматические неврозы» имеют в основе изменения всей нервной системы и, даже, всего организма. Оппенгейм утверждал, что в патогенезе травматического невроза не менее важен происходящий при этом шок периферических нервов с молекулярными изменениями в них, передающимися с периферии на различные части ЦНС и парализующими как периферические, так и центральные части последней (Ющенко А.И., 1934). 
Другой подход в понимании сущности человека в наиболее завершённом виде содержится в концепции психоанализа Зигмунда Фрейда, которая оказала значительное влияние на разработку проблемы психогенных расстройств в ряде западных стран. В классической трактовке этой концепции полностью игнорируются социальные факторы и индивидуальное сознание. Это послужило источником пересмотра «классического» психоанализа и появлением различных модификаций, названных впоследствии «неофрейдизмом». 
В период первой мировой войны, согласно источникам, цитируемым Jaspers K. (1997), после воздушных атак английской авиацией в психиатрические клиники Берлина попадали люди страдающие бессонницей и страхами, которые прекращались в плохую непригодную для полетов бомбардировщиков погоду. Jaspers K. впервые классифицировал реактивные состояния согласно: 
1.поводам, приводящим к возникновению реакции
2.психической структуре реактивных состояний 
3.типу и психической конституции, предопределяющей реактивность личности.
Он же цитирует Christoffer (1919), который впервые выделяет «неврозы материальной компенсации» («рентные неврозы») после несчастного случая, «психоза землетрясения» и других катастрофических психозов. Повод, по мнению Jaspers K., должен быть адекватен состоянию, содержание переживания должно быть связано с содержанием аномальной реакции, а аномальная реакция должна кончиться после ликвидации ее первопричины или постепенно сойти на нет.
В годы первой и второй мировых войн такими терминами как «контузионный шок», «боевое истощение», «артиллерийский шок» и «боевой (военный) невроз» чаще всего объясняли эмоциональное состояние при (после) физических травмах и ранениях. В начале 20 века у врачей не было уже сомнений в существовании особой группы психических расстройств, обязанных тяжелым переживаниям. Интересно, что одни из первых клинически верных описаний острых реакций на стресс и расстройств адаптации дали нам писатели Э. Хемингуей, Р. Олдингтон, Э.М. Ремарк, которые описывали состояние солдат относящихся к «потерянному поколению» (generatione perdu), по определению Гертруды Стайн. В романе Эриха Мария Ремарк «Возвращение» так описываются переживания главного героя романа Эрнста Биркхольца, который вернувшись из окопов первой мировой войны пытается вернуться к мирной  жизни: «…Тьма подкрадывается снова, и с ней – рокот артиллерийской пальбы. А откуда-то из далека, как-будто нас разделяют леса и горы, доносятся каплями падающие слова, которые мало-помалу приобретают смысл и проникают в сознание… Я слышу голос матери среди отдаленного грохота орудий … опять я падаю, падаю, и опять вторгаются тени, и бесконечные волны их заливают меня, они все темнее и темнее…Медленно возвращается ко мне сознание, и я открываю глаза. Рядом стоит моя мать с побледневшим от ужаса лицом и смотрит на меня.». Не менее сильное описание «симптомов повторного переживания» дается в следующем отрывке этого произведения: «…Дует ветер, на горизонте синеют горы. И вдруг меня пронзает дикий страх. Вниз…вниз…под прикрытие…Ведь я совершенно не защищен, местность со всех сторон просматривается!…Я судорожно вздрагиваю, в ужасе раскинув руки, как безумный бросаюсь вперед, спешу спрятаться за дерево, дрожу, задыхаюсь…Через секунду перевожу дыхание. Прошло…только через несколько минут прихожу в себя.». Герой романа Ричарда Олдингтона «Все люди – враги» Энтони Кларендон после возвращения домой с фронта каждую ночь испытывает кошмары и ночные ужасы сопровождаемые выраженной нейровегетативной дисфункцией: «…Он обернулся, не помня себя от ужаса, увидел оскаленные черепа и немецкие шлемы… Все кончено, они одолели его. Он попытался вскрикнуть, но язык беспомощно ворочался в пересохшем рту, и у него вырвался какой-то хриплый стон…Энтони лежал неподвижно поперек кровати, с трудом переводя дыхание и прислушиваясь к частым глухим ударам своего сердца…Суставы правой руки нестерпимо болели…Пижама его насквозь промокла от пота…он не в состоянии был что-либо отчетливо сознавать…». 
Исследования несчастий и катастроф всё чаще стали проводить и психиатры. В Америке были тщательно исследованы самые разнообразные трагические события, которые остались в памяти потомков только благодаря научному описанию врачей-психиатров, такие как «пожар в ночном клубе в Кокосовой роще» в 1942 г. (Adler A., 1943; Lindermann E., 1944), наводнение 1972 г. (Erikson K.T., 1976; Gleser G.C., 1981), извержение вулкана в 1980 г. (Shore J.H. et al., 1986; Shore J.H. et al., 1989), авария на атомной станции Three Mile Island (по данным World Health Organization, 1991).
Но именно войны, как уже упоминалось давали самый обширный материал для исследований. Стрессовые реакции развивающиеся у участников вооруженных конфликтов получали самые различные названия: «травматический военный невроз» (Kardiner A., 1941; Kardiner A., Spiegel H., 1947), «военная усталость» (Swank R.L., 1949), «боевое истощение» (Grinker R.R. et al., 1946). В 1947 году А. Kardiner впервые дал всеобъемлющее клиническое описание стрессовых реакций («хронический военный невроз») обусловленных участием в боевых действиях: 
1.возбудимость и раздражительность
2.безудержный тип реагирования на внезапные раздражители 
3.фиксация на обстоятельствах травмировавшего события
4.уход от реальности
5.предрасположенность к неуправляемым, агрессивным реакциям.
Теоретические положения науки о ПТСР основываются прежде всего на работах Ганса Селье об общем адаптационном синдроме (Selye H.,1936), теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера (Festinger L., 1957), на модели Horowitz M.J. (1975). На его работах следует остановиться несколько подробнее. Он выделил три основных группы симптомов: 
1.чрезмерное возбуждение , включая вегетативную лабильность, диссомнии, тревогу, навязчивые воспоминания, избегание ситуаций , ассоциирующихся с травматической. 
2.периодические приступы депрессивного настроения с ангедонией, алекситимией, эмоциональной оцепенелостью, отчаянием и чувством безысходности. 
3.черты истерического реагирования в виде астазии-абазии, мутизма, амблиопии, параличей. 
В том или ином варианте эти симптомы проходят через большинство работ посвящённых ПТСР.
Кроме того Horowitz M.J. (1985) описал фазы ПТСР: 
1.Отчаяние – острая тревога без ясного осознания значимости произошедшего  
2.Отрицание – бессонница, амнезия, реакция ухода, оцепенение, соматические симптомы   
3.Навязчивость – взрывные реакции, эмоциональная лабильность, хроническое состояние гипервозбудимости с нарушениями сна  
4.Прорабатывание – понимание причин травмы и горя  
5.Завершение – новые планы на будущее.
Из других работ положивших основу изучения ПТСР следует упомянуть работы Neiderland W. (1968) о синдроме выживания  и работы Kristal H.(1986) о массовой травме.
В дальнейшем изучение проблемы психического здоровья военнослужащих и гражданских лиц, участвовавших в вооруженных конфликтах, было продолжено в связи с войной в Корее и впервые была предпринята попытка включить эти расстройства в DSM (Dobbs D., Wilson W.P., 1960; Archibald H.C., Tuddenham R.D., 1965; Beebe G.W., 1975; Sutker P.B. et al., 1991). 
Войну в Корее и психические расстройства у солдат олицетворяет стихотворение – песня из кинофильма «Последний дюйм»:
«Тяжёлым басом гудит фугас,
Ударил фонтан огня.
А Боб Кеннеди пустился в пляс:
Какое мне дело, до всех до вас,
А вам до меня» и т.д.
Но самый большой пик изучения психогений пришелся на годы войны во Вьетнаме и возвращения военнослужащих к мирной жизни. Не даром основным синонимом ПТСР является термин «Вьетнамский синдром» (Bourne P.S., 1970; Blum M.D. et al., 1984; Baker R.R. et al., 1989; Allen J.M., 1986; Escobar J.I. et al., 1983). Перечень работ посвященных различным аспектам стрессовых реакций очень велик. Когда американцы, воевавшие во Вьетнаме, вернулись домой, они создали большую проблему своим дезадаптивным поведением (гротескное изображение такого поведения мы видим в кинофильме «Рембо» у героя фильма в исполнении актера С. Сталлоне).
Особенно следует отметить важность коллективных работ Эгендорфа и Боуландера (1981). Эгендорф изучал сравнительный анализ особенностей адаптационного процесса на материале ветеранов вьетнамской компании и их невоевавших сверстников. Боуландер изучал отсроченные реакции на стресс. Их работы легли в основу критериев диагностики посттравматических стрессовых расстройств. 
Богатый материал для исследования дают изучение состояния жертв геноцида (начиная с Холокоста), изнасилований, аварий, узников концлагерей («синдром колючей проволоки», «синдром KZ»).
Война в Персидском заливе породила «синдром Персидского залива» или «синдром войны в заливе», т.к. проходила в чрезвычайно сложных для западных солдат условиях: длительное отсутствие передвижения, загрязненная среда, применение новых ранее не испытанных видов оружия (Shumacher H.Ralph., 1998). Симптомы поражения описаны самые разнообразные: от хронической усталости, одышки, учащенного сердцебиения, головной боли, головокружения, болей в суставах и нарушений пищеварения до хромоты и паралича. Подобные стрессовые ситуации вызывают физические симптомы не сразу, а по прошествии нескольких месяцев или даже лет, так же как это было с «отсроченным снарядным шоком» во время первой мировой войны.
Вышеизложенные проблемы послужили тому, что в начале в США (1980г.)  в DSM-III были внесены диагностические критерии для определения нарушений, вызванных травмирующим воздействием стрессоров на психику человека. По мере изучения проблемы дальнейшие изменения были внесены в DSM-III-R , DSM-IV и DSM-IVTR.
В России изучение последствий катастроф и войн имеет свою историю. До русско-японской войны и революции (бунтов) 1905 года работ по изучению последствий катастроф в России не было – использовалась в основном немецкая научная литература, в частности, тот же Оппенгейм. 
Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. М.О. Шейкович и С.А. Суханов обратили внимание на особую группу психогенных расстройств в структуре которых отразились напряженные события военного времени (Боброва И.Н., 1988). В 1910 году вышла фактически первая монография Л. Станиловского «Травматические неврозы». До сих пор научный интерес представляет статья С.А. Суханова «Психоневрозы военного времени» (1915). В своей работе Суханов выделяет 2 разновидности «трауматического психонейроза».  Первая разновидность – «та форма его, где в картине страдания дают о себе знать главным образом результаты общего сотрясения центральной нервной системы с тем или иным поражением периферических приборов органов чувств». Вторая разновидность – это «психогенная форма, фигурирующая обычно под видом травматической истерии».
В статье Козловской Г.В. и соавт. (1990) цитируется труд Л.Я. Брусиловского и соавт. (1928) о землетрясении в Крыму, который часто цитируется и упоминается и в других научных работах, в частности, в обзоре З.И. Кекелидзе, Б.П. Щукина (1997) и описывает «пандемию нервно-психического травматизма, который являясь шоком исключительного своеобразия и несравнимой силы, поражающей всю совокупность живых тканей организма и каждую систему в отдельности». Эта маленькая статья (или даже тезисы) до сих пор поражает своей актуальностью и заслуживает того, чтобы привести её текст полностью в приложениях.
В отечественной психиатрической литературе практически нет данных о последствиях воздействия на психику участия в Великой Отечественной войне. Даже в художественной литературе до периода т.н. «перестройки» не было принято показывать бывших фронтовиков «потерянным поколениям». Одно из интересных описаний ПТСР у бывшего фронтовика мы нашли в повести Радия Погодина «Боль». Герой повести Василий Егоров вернувшись с фронта испытывал непсихотические психические расстройства описываемые так: «…иногда Васька начинал заикаться, хотя обычно в разговоре не заикался…иногда, и это было самым тяжелым, все чернело вокруг…в момент тьмы он мог переходить улицу, не замечая транспорта…Солдаты приносили с войны боль души. Почему он иногда заикается… Васька не знал, не задумывался, он вообще мало о чем задумывался…». 
После Великой Отечественной войны исследованиями военного стресса и его последствий занимались Е. Краснушкин, В. Гиляровский, А. Архангельский.
В России стимулом к изучению посттравматических психогений послужили трагедии к которым привели ураган 09.06.84г. в Иваново, землетрясение в Хороге и Ленинабаде в 1985 г., авария на Чернобыльской АЭС 26.04.86г., кораблекрушение в Новороссийске («Адмирал Нахимов») 31.08.86г., взрыв на железной дороге в Арзамасе 04.07.88г., землетрясение в Армении 07.12.88г., железнодорожная катастрофа в Уфе 04.06.89г., последствия войны в Афганистане, Таджикистане, Абхазии, Приднестровье и Чечне, а так же многие другие трагические события нашедшие свое отражение в работах отечественных психиатров: Либермана Ю.И. и соавт. (1990), Александровского Ю.А., Щукина Б.П. (1991), Александровского Ю.А., Румянцевой Г.М. и соавт. (1991), Панченко О.А. и соавт. (1996), Сидорова П.И. и соавт. (1997) и отечественных психологов Мухиной В.С. (1989), Решетникова М.М. (1990), Ольшанского Д.В. (1991), Абдурахманова Р.А. (1992), Боченкова А.А. и соавт. (1995) и многих других. 
Участие нашего «ограниченного контингента» в войне в Афганистане и, особенно, война в Чечне принесли новое в изучение травматических расстройств, хотя, по прежнему, считалось, что чаще всего это «непатологические психоэмоциональные реакции» и значительного внимания не заслуживают. Чаще всего эти расстройства изучали психологи (Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О., Зеленова Н.Е. и соавт., 1992,1997). Основой этих работ послужили реальные сложности, которые испытывали при возвращении к условиям мирной жизни «афганцы и их близкие». В вышеперечисленных работах было доказано, что в целом боевой травматический опыт, полученный участниками локальных войн (Афганистан, Таджикистан, Чечня и т.д.) имеет такую же структуру, как и боевой опыт тех, кто воевал во Вьетнаме. У обследованных «афганцев» проявилась та же закономерность, что и у американских ветеранов войны во Вьетнаме – те из них у кого было диагностировано ПТСР, имели более тяжелый боевой опыт, чем здоровые испытуемые. По данным этих работ известно что ветераны Войны в Афганистане страдают от постоянного навязчивого вторжения в сознание неприятных воспоминаний, связанных с их военным опытом, а так же от чрезмерной раздражительности по различным повода, что приводит у них к значительной алкоголизации или употреблению наркотиков. Они переживают чувства «отделенности», «отчужденности», психологической изолированности. Похожие проблемы испытывают участники боевых действий в Чеченской республике (Баранников А.С. и соавт., 2000; Епанчинцева Е.М., 2000; Набиркин Г.А., 2000; Сидоров П.И., 2000; Требухов С.Н. и соавт., 2000). Большой проблемой, порожденной локальными войнами является проблема беженцев, заложников, людей испытавших пытки (Насруллаев Ф.С. и соавт., 2000; Jacobsen L. et al., 1996; Arcel Libbi Tata et al., 1998; Боев И.В. и соавт., 1999; Якшин В.А. и соавт., 1999). 
В России впервые эти нарушения были внесены в МКБ-10 (The ICD-10 (1992) адаптированная для России). 
Сформировались представления об острой реакции на стресс, посттравматическом стрессовом расстройстве, социально-стрессовых расстройствах (Александровский Ю.А., 1989-2000; Попов Ю.В., Вид В.Д., 1998). Появилось много синонимов обозначающих клинические расстройства, таких как: травматический синдром, травматическая замкнутость, синдром катастроф, синдром переживших бедствие, афганский, чеченский синдромы, комбатантная акцентуация (комбатантная психопатия).

Итоги деятельности гражданской комиссии в одессе за 2009 год

E-mail Печать PDF

«Вы имеете право не покупать смерть?»  Под этим лозунгом представители Гражданской комиссии по правам человека проводили ознакомительные мероприятия, которые продолжались на протяжении года. Их целью было раскрыть жителям г.Одесса подробности массового обмана населения нашей планеты в отношении психического здоровья.

Для этих целей на Соборной площади проводились акции с целью собрать подписи под петиций против  не согласованного с родителями использования психолого-психиатрического диагностирования в дошкольных и образовательных учреждениях.

Участники собрали  более 700 подписей. 15 декабря года одесские активисты Гражданской комиссии по правам человека отправили официальное письмо Министру образования и науки г-ну Вакарчуку Ивану Александровичу.

В письме была выражена просьба рассмотреть обращения граждан, высказывающих озабоченность распространением произвольной психологической диагностики в общеобразовательных учреждениях страны. Гражданская комиссия по правам человека считает, что такая диагностика чревата причинением ущерба как правам и здоровью детей, так и нарушением прав родителей.

При этом участники раздавали листовки, из которых жители города узнали, что Каждые 75 секунд психиатры прячут под замок одного невиновного человека.  Что за последние десять лет от рук психиатров погибло больше людей, чем за время всей войны в Чечне. И о том, что На сегодняшний день 17 миллионам детей по всему миру выписаны психотропные препараты, которые, как предупреждают государственные службы, могут привести к насилию и даже самоубийству.

Для того, чтобы люди могли увидеть весь ужас воочию, активистами движения были показаны документальные фильмы: «Убийственный куш», «Маркетинг безумия», «Психиатрия. Индустрия смерти», которые срывают маску с психиатрической практики медикаментозного лечения и рассказывающего правду о психотропных (изменяющих сознание)  препаратах, разрушающих наши семьи, школы и общество в целом.

Люди, увидевшие этот фильм, выражали благодарность организаторам премьеры. Никто из них не предполагал, что  проблема в отношении психиатрического медикаментозного «лечения» глобальна, и не зная вовремя этой информации, они бы позволили «лечить» своих детей, родных и любимых теми средствами, о которых говорится в фильме.

Ни один человек не остался равнодушным после того, как увидел:

  • Как была сформирована индустрия психотропных препаратов с многомиллиардным доходом в год, и прибылью, втрое превышающей доходы в любых других сферах бизнеса;
    • Как создается торговля болезнями;
    • Почему так выгоден маркетинг психотропных препаратов врачам;
    • О чем не сообщают врачи, прописывая своим пациентам психотропные препараты.

Премьера этих документальных фильмов также проходила в таких городах, как Харьков, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Пермь и Омск.

Гражданская комиссия по правам человека основана в 1969 году Церковью Саентологии и доктором Томасом Сасом с целью расследования и предания гласности нарушений прав человека в психиатрии и приведения в порядок сферу лечения в области душевных заболеваний.

За дополнительной информацией обращайтесь:

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript www.cchr.ru (067) 487-33-94

Ищете смысл жизни

E-mail Печать PDF

Ищете смысл жизни? Значит, что-то в ней не так!

Известный писатель-фантаст Р. Хайнлайн совершенно справедливо заметил, что «...Нервным клеткам вредно задерживаться на безграничных вопросах». Однако размышления о смысле жизни обладают очень вредным свойством: их довольно тяжело искоренить, разум все время возвращается к этой неразрешимой проблеме. Мысли ходят по кругу, все время возвращаясь к этому вопросу, и постепенно на человека наваливается ощущение бессмысленности происходящего.

В беседах с разными людьми я нашел немало подтверждений, что такие мысли – следствие того, что Вам перестал нравиться путь, по которому Вы идете. Вы чувствуете, что Ваша жизнь течет совершенно не туда, и подсознание начинает выдавать неудовольствие. Возникает нисходящая спираль: чем больше Вы думаете о смысле жизни, тем меньше сил у Вас остается на то, чтобы ее изменить. Это может привести к тяжелой депрессии или даже появлению суицидальных намерений.

В этой статье я попытался систематизировать опыт по данному вопросу в виде нескольких простых рекомендаций, как можно быстро справиться с такой ситуацией.

Сначала немного теории. В математической логике есть две теоремы Геделя о неполноте. Одним из следствий данных теорем является то, что любая система (в том числе и человек!) не может содержать в себе доказуемых утверждений о смысле собственного существования.
Но разум оперирует только доказуемыми вещами, и именно это порождает «порочный круг» размышлений. Человек тратит огромное количество психической и ментальной энергии на эти поиски, в то время как корректного решения в рамках разума не существует.

Именно поэтому такому человеку необходимо предпринять срочные меры. Что нужно сделать?
Общий алгоритм выглядит простым: установите, кто Вы; определите направление, кем Вы хотите быть; начните движение по этому направлению. Если результат Вас не удовлетворяет, и вопрос о смысле жизни все еще возвращается к Вам, повторите сначала.
Как это выполняется в виде конкретных упражнений?

Три простых шага

Установите, кто Вы
Для этого можно использовать любую доступную методику самоопределения. Лично я и многие мои знакомые использовали метод, описанный Г. Эрдманом:
1. Разбейте прожитый Вами период на три примерно равные части, например, для человека в возрасте 31 год это будут возраст от 0 до 10, от 11 до 20 и от 20 до 31.
2. Опишите в каждом периоде три ситуации, когда Вы чувствовали душевный подъем, радость, гордость от того, что Вы делаете.
3. Для каждого из трех периодов подведите «общий знаменатель» – что именно Вы делали в тот момент, когда испытывали душевный подъем и другие светлые эмоции, обязательно запишите найденную общность.
4. Представьте, что Вы можете заниматься только этим, столько, сколько захотите, причем финансовая сторона Вас никак не связывает. Если Вам нравится то, что Вы увидели перед внутренним взором, то просто начинайте делать это. Если же нет – дайте себе несколько дней на переосмысление, и повторите пункты 1 – 4.

Поймите, кем Вы хотите быть
Более точно – Вам необходим список целей, достижение которых приведет Вас к ощущению счастья. Здесь можно применить упражнение, описанное Б. Трейси.
1. Заведите себе небольшой блокнот, такой, чтобы Вы могли его взять с собой в дорогу или в гости.
2. Выберите от 8 до 12 «главных целей». Это может быть что угодно – от «вставать рано утром» до «заработать сто миллионов долларов», важно, чтобы Вы чувствовали хотя бы небольшую тягу к достижению этой цели. И еще один момент: не думайте слишком долго над каждой из них: если что-то пришло в голову – записывайте, не рассуждая о том, насколько цель выглядит достижимой или значимой.
3. Каждое утро, включая выходные и праздничные дни, записывайте список своих «главных целей», не заглядывая на предыдущие страницы.

Возможно, Вы обнаружите, что список целей с течением времени меняется. Он может меняться сильно – как по самим целям, так и по их порядку в списке. Будьте спокойны, так и должно быть. Использование данного упражнения быстро переключает разум с бесплодных поисков смысла на конкретные рассуждения «как достичь цели».

Начните движение в выбранную сторону
В качестве приятного сюрприза – Вы уже начали это движение, выполняя упражнение на постановку целей. Остается только постепенно набирать темп и отмечать положительные изменения. Здесь на помощь придет планирование и несколько правил.
Главное правило: – это правило Парето: 80% результата достигается 20% усилий. Классический менеджмент вводит дополнительное к нему правило: если успеха меньше 100% – то это еще не успех. И самое ценное правило, сформулированное в законах Мерфи: из 10 наиболее важных дел 2 можно отложить, а еще 7 вообще не стоят того, чтобы ими заниматься.
Помня об этих правилах, составьте план действий по каждой из Ваших целей. Затем просмотрите набросок плана, подвергая каждый пункт сомнениям по всем трем правилам:
1) Насколько данное действие продвинет меня к цели?
2) Насколько такое движение адекватно затраченным действиям?
3) Как можно добиться того же самого меньшими усилиями?

Через несколько недель посмотрите на то, как изменилась Ваша жизнь. Самым лучшим показателем, что Вы на верном пути, будет полное отсутствие размышлений о смысле жизни и приподнятое настроение во время, когда Вы заняты делами.
Удачи!

Автор - Михаил Конюхов 
Источник

Обновлено 29.10.2014 09:24

Йога-практики и секс. Часть1

E-mail Печать PDF

ЙОГА - ПРАКТИКИ И СЕКС. Часть 1.
Глава из книги И.Исаева "Психоэнергетика секса"
На протяжении всего 20-го века страны европейской культуры с большим интере-сом присматривались к эротическим техникам и культуре взаимоотношений мужчины и женщины в древних цивилизациях. После крушения коммунистической идеологии и в России в последние двадцать лет к этой теме появился активный интерес. Особенно лю-дям европейской культуры оказались интересны секретные эротические техники Индии и Китая. Секретные – потому, что в нынешних Индии и Китае народ живет совершенно по иным принципам и канонам. Например, в современной Индии жена с мужем на улице да-же за руки не осмеливаются взяться, чтобы проявить свои чувства – это будет считаться неприличным и распущенным поведением. Но это не главное, главное то, что всякие по-пулярные книжки по индусской тантре и даосским сексуальным практикам полны ту-манных, но щекочущих душу описаний. Автор, имея некоторый опыт работы с психо-энергетическими структурами человека, так же посчитал нужным высказать свое пони-мание действия сексуальной психоэнергетики человека и поделиться с читателями неки-ми соображениями и опытом на эту непростую тему.
Сразу надо обозначить один важный аспект. Психоэнергетические техники эротиче-ской направленности, используемые на Древнем Востоке не существовали сами по себе или чисто как дополнение к физическим практикам получения плотского наслаждения – как эдакая энергийная "Кама сутра" или изощренная гимнастическая йога любви. Нет, эти практики создавались и реализовывались как некая чувственно окрашенная часть в большом объёме древних и уважаемых систем многомерного (метафизического), т.е. эзо-терического самосовершенствования человека в традициях индусской йоги и китайского даосизма. Эзотерическими, многомерными эти системы волевого развития человека сле-дует называть по причине их направленности, прежде всего, на повышение эффективно-сти работы нефизических (психоэнергетических) структур человеческого организма. Такие структуры (энергетическое тело) состоят из большого количества энергетических каналов и силовых центров. Главная цель всех систем мистически-религиозного самосо-вершенствования определялась в том, чтобы с помощью базовых структур нашего энер-гетического тела выработать как можно больше тонкой "жизненной энергии" - в Индии такая энергия называлась прана, а Китае - ци. (Рис.1- схемы психической энергии) А далее - последовательно трансформировать, "алхимически переплавить" подобную энер-гию до такого уровня, когда эта энергия превращалась бы в тончайшие силы человече-ского сверхсознания. Когда в человеке такой "трансформатор" работает активно и интенсивно, то он получает большие количества жизненной энергии и тем выше качество его жизни, тем выше мистические возможности этого человека. Поэтому все восточные традиции самосовершенствования были направлены на развитие и многократное усиление возможностей и производительности этих нефизических структур самыми разными спо-собами. От систем боевых единоборств или суровой религиозной аскезы, аскетической йоги, до тонкого и умелого использования энергиями сексуального возбуждения во время чувственного наслаждения мужчин и женщин.
Как автор отметил выше: все восточные техники самосовершенствования имели целью заметно усилить получение энергоструктурой человека "рассеянной космической энергии" (праны или ци) из окружающего пространства, а затем перевести эту энергию на уровень тонких сил человеческого сознания. Как видите - техник и способов достиже-ния психоэнергетического совершенствования было много и именно такие высокие, практически духовные цели преследовали и восточные эротические техники, только достигали их несколько иными методами, чем системы единоборств или отшельническая аскеза - посредством соответствующих им средств и методов. А если при таком способе духовного роста удавалось еще и рождать многочисленное здоровое потомство, да еще и получать некоторое удовольствие – тем прекраснее. Именно в этом заключались цель и смысл древневосточных техник. Именно поэтому индусский бог Кришна устраивал по-стоянные любовные игры с влюбленными в него пастушками – гопи, а древний китайский даосский святой Пэн Цзу, по легенде прожил более 800 лет и кроме постоянных дыха-тельных и гимнастических упражнений ежедневно практиковал соития с молодыми де-вушками. (Рис.2- Игры Кришны и гопи)
Видимо, тогда же в древности стало понятно, что люди, практикующие путь психо-энергетического совершенствования через сексуальные практики, получают эротические впечатления гораздо более высокого уровня и накала интенсивности, чем обычный чело-век. Причем эротические переживания чувственной природы сливаются с чисто мисти-ческими переживаниями и эти ощущения взаимно усиливаются… Следует отметить, что такие, вроде бы исключительно "чувственно –эротические" техники, изложенные в древ-них текстах индусской йоги и китайском даосизма, могут очень надежно дать человеку его первый "мистический опыт", когда через некоторое время после начала регулярной практики человек начинает ощущать движение под кожей потоков энергии и чувствовать работу своих нефизических силовых центров. Ведь энергия оргазма – это интенсивное прохождение по магистральным каналам тела тонкой жизненной силы, при этом она предварительно получила яркую сексуальную окраску. Эта энергия, в период возбужде-ния, ярких эротических фантазий или любовной игры с партнером, стягивается из каналов всего тела в половой энергоцентр – чакру свадхистхану и накапливается в нем. Именно так вырабатывается в организме собственно половая энергия, которая и проявляется в си-ле чувственных влечений, страстей и пр. Размышляя об этой силе знаменитый психотерапевт начала 20-го века Зигмунд Фрейд дал ей определение – либидо, но разгадать тайны подробностей работы такой силы в человеке и законы ее трансформаций он так и не сумел. Подробно о понятии психическая сила смотри на сайте автора:
<a rel="nofollow" onclick="javascript:pageTracker._trackPageview('/outgoing/article_exit_link');" href="http://www.igorisaev.ru/">http://www.igorisaev.ru/e/ponjatie_zhiznennojj_sily.html/</a>
Именно эта энергия реализует в нашем сознании и в нашей эмоциональной сфере все многообразие поведения основывающихся на работе половых инстинктов и иными фор-мами всего многообразия человеческой жизненной активности – художественного искус-ства, рассудочной сферы и пр. Вот тут-то и начинается самое интересное для нашей темы.
Большинство людей совершенно не умеют работать с этой энергией, а ведь это один из главных ресурсов, поддерживающих и движущих жизнь человека. Подавляющее коли-чество из нас безвозвратно теряют и крайне расточительно расходуют эту энергию и тем самым подрывают свои и так ограниченные жизненные силы. Умение рационально и це-ленаправленно манипулировать своими сексуальными энергиями как раз и заложено в са-му суть рассматриваемых в этой статье технологий.
Но прежде чем мы займемся разбором самих техник, рассмотрим несколько предва-рительных понятий. И первое из них – что же такое потери сексуальной энергии? Надо понять, что безвозвратные потери такой нефизической энергии происходят не только че-рез затратный, невежественный секс со случайными или крайне неподходящими вам по психоэнергетическому статусу партнерами. Потери сексуальной энергии происходят, да-же если человек долгое время вовсе не занимается сексом. Ведь потери энергии – прежде всего, излишне напряженное и яркое эмоционирование на эротические темы. Это может быть и регулярное яркое сексуальное фантазирование, либо состояние постоянной и изма-тывающей ревности, а может быть и изнуряющее и ежеминутное "сексуальное хотение" кого-либо, да и просто "суетливая озабоченность" половым вопросом, либо наоборот гневное осуждение кого-то за именно неверное (на чей-то взгляд) сексуальное поведение и так далее. (Рис. 3 – эротическое фантазирование) Ведь именно эмоции – это наиболее мощная силовая субстанция нашего сознания, его основное энергетическое горючее. Именно в пламени раскаленных, ежедневно бушующих эмоций и сгорает большая часть нашей жизненной энергии. Так что, даже не занимаясь сексом на физическом уровне, можно ежедневно терять огромное количество жизненной энергии, в том числе и полово-го уровня. По этой причине восточные системы совершенствования прежде всего практи-куют погружение сознания в состояние бесстрастности, покоя, умиротворенности и со-зерцательной отрешенности. Именно в этом плане надо понимать, например изречение Будды из "Дхамападды": "Даже если он живет в мире, спокойный, смиренный, воздер-жанный, ведущий праведную жизнь, отвергающий применение наказания ко всем суще-ствам, - он брахман, он отшельник, он святой", или слова пророка Мухаммада: "Спокойствие – выигрыш, смятение – потеря". Именно это состояние сознания является наиболее энергосберегающим, и именно пребывая в нем можно накапливать громадные количества энергии, чтобы затем использовать ее по своему усмотрению.
Итак, первый уровень безвозвратных и попросту глупых потерь жизненной энергии сексуального уровня заключается в бессмысленном эмоционировании, как и в пустых переживаниях по самым разным, в нашем случае – эротическим и сексуальным поводам.
Второй уровень потерь – это так называемый затратный секс, то есть, прежде всего, невежественный секс, да еще с неадекватным по психоэнергетическому уровню партне-ром. Дело в том, что половой оргазм, вспышка яркого чувственного наслаждения – этот мощнейший механизм, созданный самим Богом для мотивации всего живого к воспроиз-водству себе подобных, и такое переживание является результатом выброса из половой чакры свадхистханы большого количества нефизической энергии. У животных и боль-шинства людей некоторая часть этой энергии идет на запуск механизмов зарождения жиз-ни нового существа, но большая ее часть безвозвратно рассеивается в окружающем про-странстве. Особенно проблема малоосмысленной траты сексуально окрашено психиче-ской энергии актуальна для современного общества, когда для зачатия ребенка люди совокупляются один – два, максимум три раза в жизни, а остальное время занимаются этим исключительно для удовольствия. Но при этом энергия оргазмов – этот высококонцентри-рованный всплеск эротической энергии теряется безвозвратно и совершенно бессмыслен-но для развития их энергетических структур. Все сексуальные техники древних восточных систем были направлены как раз на то, чтобы накопить как можно больше эротической энергии в чакре свадхистхана, а потом во время управляемого оргазма целенаправленно перевести эту высококонцентрированную порцию энергии в иерархически вышестоящие энергоцентры и тем самым дать им дополнительные силы для более интенсивного развития. При этом надо сказать, что интенсивность оргазменных переживаний и объем эротических ощущений при использовании такой технологии увеличивались многократно. Ведь теперь энергии, накапливаемой в половом энергоцентре для последующего мощного броска к вышестоящим энергоструктурам, стало гораздо больше чем прежде.
Полноформатный оригинал статьи с иллюстрациями размещен на сайте автора:
<a rel="nofollow" onclick="javascript:pageTracker._trackPageview('/outgoing/article_exit_link');" href="http://www.igorisaev.ru/">http://www.igorisaev.ru/erotic_technics.html/</a>

К чему может привести ненависть к родителям

E-mail Печать PDF

Проблема отцов и детей существовала извечно; она описана в произведениях классической литературы, выражена в искусстве, музыке, кино, о ней свидетельствует множество исторических источников. Изысканиям в этой области посвящена масса научных исследований, пытающихся разобраться в причинах вражды между двумя поколениями, на изучение этой проблемы потрачена колоссальная сумма денежных средств. Однако буквально за последние несколько десятков лет нашу страну охватила эпидемия ненависти к родителям, которая набирает угрожающие обороты и разрастается, словно раковая опухоль.

Причины появления столь лютой, всепоглощающей ненависти у потомков к тем, кто произвёл их на свет, различны, и требуют обсуждения в отдельной статье. Сказывается и резкий упадок духовно-нравственного здоровья граждан, разрушение идеалов брака и семьи, низкий уровень доходов среди основной массы населения и многие другие факторы. Особого разговора заслуживают те аморальные принципы, которые пропагандируются современными СМИ и оказывают разрушительное воздействие на психику человека, в особенности, маленького ребёнка.

Сегодня мы поговорим о губительном воздействии ненависти к самым близким людям, которое влияет на множество сфер жизнедеятельности. Дебаты на эту темы ведутся уже давно, однако не все сделанные выводы истинны и правдивы и могут быть полезны. Напротив, они могут завести вас в такие дебри, выбраться из которых будет очень сложно, если вообще под силу.

Например, широко распространено заблуждение о том, что если родители не сделали ничего хорошего для ребёнка, то их абсолютно не за что уважать. Во-первых, здесь необходимо разобраться в том, по каким критериям сторонники этого ошибочного мнения оценивают значимость и «хорошесть» тех или иных поступков своих родителей. Кто-то испытывает сильную обиду и злость, кто-то зол на своих родителей из-за того, что они не имеют замка во Франции и не возят их отдыхать в Альпы. Кто-то ожесточается на них в момент отказа приобрести личное средство передвижения, по-простому – автомобиль. Есть и такие отпрыски, которые приходят в ярость от того, что родители не хотят купить им новые джинсы. Вряд ли вышеперечисленные критерии заслуживают хотя бы толики внимания и сочувствия. Но и есть и те люди, которые подвергались жесткому обращению и терпели побои, издевательства и унижения со стороны своих родителей, либо вовсе были брошены ими на произвол. Есть и те, которые страдают из-за того, что родители не уделяли им достаточного количества внимания, заботы и любви, всячески игнорировали их и предпочитали карьеру времяпрепровождению со своими детьми. Но, тем не менее, могут ли эти дети испытывать ненависть по отношению к тем, кто произвёл их на свет?

Несомненно, могут – никто не имеет права запретить человеку испытывать те или иные чувства. А вот принесёт ли это пользу им самим – вопрос первой степени важности, и ниже мы будем его рассматривать.

Родственников стоит уважать хотя бы за то, что в нас течёт их кровь. В каждом из нас есть как что-то хорошее, так и нечто плохое. Просто часто случается так, что в разных людях преобладает либо первое, либо второе. Тем не менее, следует задуматься о том, что если мы с вами получились такие хорошие, то это не могло произойти просто так, внезапно, по мановению волшебной палочки. В этом есть и определённая заслуга наших предков, благодаря которым появились на свет наши родители: генетический фактор ведь никто не отменял! Если родители по тем или иным причинам не оправдали наших ожиданий, это не означает, что они автоматически являются плохими людьми. Вероятно, например, что в их жизни тоже произошло нечто такое, что потрясло их и оказало очень сильное воздействие, выработав долю негативных качеств. За это им стоит только посочувствовать и пожалеть их: неизвестно, как бы мы повели себя, окажись мы в аналогичной ситуации. Возможно, что их доброта, их душевность были сломлены под гнётом давящих обстоятельств, и они не нашли в себе сил бороться, чтобы выкарабкаться из них. Однако наши родители передали эти качества нам, осознанно ли или неосознанно. А сами получили их от своих родителей, а их родители – от своих и так далее. Следовательно, мы не были бы такими, какие мы есть сейчас, если бы мы росли в другой семье. Значит, всё-таки есть смысл проявлять уважение к тем, благодаря кому мы появились на свет.

Если человек отрекается от своих родных и близких, он отрицает самого себя. Заставить сделать человека что-то против своей воли, несомненно, очень сложно, а принудить что-то почувствовать – вдвойне проблематично. Поговорка «Нет слова «не хочу», есть слово «надо» актуальна разве что для рабочей «обязаловки». "Надо", например, ходить на работу, но сколько тысяч (или миллионов?) людей делают это, стиснув зубы и скрепя сердце? Но уважение к ближним, в том числе и родственникам, относится совершенно к иной категории. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле". Многие обращают внимание лишь на первую часть заповеди, совершенно забывая о второй её части – «чтобы продлились дни твои на земле». Господь не говорит нам "Люби отца своего и мать твою", Он говорит нам "Почитай". Давайте рассмотрим значение этого слова. Согласно словарю Даля, "почитать – считать, признавать, принимать, полагать". Ключевыми словами здесь являются слова "признавать" и "принимать". То есть – признай своих родителей и принимай их такими, какие они есть, чтобы [b]тебе[/b] на земле было хорошо. Ты своих родителей никак не изменишь, а вот своим плохим отношением к ним ты сам себе очень сильно можешь навредить. Если ты будешь их ненавидеть лютой ненавистью, злиться на них, обижаться и т.д., то кому ты сделаешь хуже? Разве им? Вовсе нет – им от твоих измышлений и эмоций ни жарко, ни холодно. Неприятно, конечно же, что родной ребёнок испытывает к ним такие неприятные чувства, но же они с этим могут поделать? Тем более, многие родители совсем не признают за собой никакой вины, считают себя абсолютно правыми везде и во всём, и списывают все огрехи на скверный характер своего чада: "Да это ты сам во всём виноват, я тебя родила, кормила-поила, а ты, неблагодарная скотина?!".

Научно доказана взаимосвязь между агрессией, злобой и ненавистью. Негативные чувства могут «осесть» внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечно-сосудистым заболеваниям (подробнее об этом можно прочитать в исследованиях американских психологов К.Изарда и Р.Холта, например). В настоящее время многие врачи подходят к лечению болезней, опираясь на направление психосоматической медицины: концептуального подхода к здоровью и болезни, рассматривающего эти состояния как взаимодействие психологических, социальных и биологических факторов. Очень интересно об этом пишет американский учёный Франц Александер в своём труде «Психосоматическая медицина» (несмотря на его психоаналитический подход). Естественно, негативные чувства и эмоции и последующие за ним болезни отнюдь не способствуют продлению нашей жизни на земле и рождают за собой ряд других отрицательных проявлений: зависть, различного рода и характера зависимости, депрессию, чувства одиночества, страха и т.д.

Следовательно, если взглянуть на чувства, испытываемые нами по отношению к родителям, с "меркантильной" и "практической" точки зрения, нам абсолютно "невыгодно" ненавидеть и желать зла тем, благодаря кому мы появились на свет. Поэтому следует научиться принимать своих родителей такими, какие они есть, ибо мы не в силах что-то изменить в их мышлении и поведении. Зато нам (и только нам!) подвластно изменение своего собственного "Я", своей души, своего характера; мы можем контролировать свои поступки и действия, стремясь искоренить в себе то, что так сильно нам мешает.

Именно это является ключом ко внутреннему спокойствию. Пока мы сами не найдём свой ключ в связке других ключей, мы не сможем открыть дверцу, за которой скрываются душевная гармония и равновесие.

Вторым же ключом на пути к душевному спокойствию является смирение своей собственной гордости, которая является источником многих наших проблем. Пока гордость довлеет над нами, мы подобны той сказочной Алисе, которая блуждала в своей Стране чудес, и, натолкнувшись на маленькую дверь, не смогла войти в неё, потому что была слишком большой и высокой. Вот и наша гордость настолько велика и высока, что не позволяет нам достигнуть комфорта и спокойствия. Тема гордости также заслуживает обсуждения в отдельной статье.

Для того, чтобы изменить своё отношение к родителям, необходимо искренне и от всего сердце простить их. Нужно избавиться от гнетущей обиды, с корнем вырвать её из своей души. О том, как нужно научиться прощать, мы поговорим в следующей статье.

Юлия Ерофеева

Страница 786 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135