Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Структура свойств личности

E-mail Печать PDF

Структура свойств личности

В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить: 1) динамику ее психических процессов - темперамент; 2) психические возможности личности, в отдельных видах деятельности - способности; 3) направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение; 4) проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности.

Системный подход к психологии человека означает преодоление представления о личности как вместилище психологических процессов, состояний и свойств. Личность - это единое целостное образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные особенности индивида - тип его высшей нервной деятельности - закономерно определяет его темперамент. Темперамент проявляется во всех действиях личности. Тип высшей нервной деятельности и темперамент человека обусловливают в известной мере его способности. Способности человека обусловливают возможности его включения в определенные виды деятельности, поэтому они влияют на формирование направленности личности. Направленность, способность и темперамент человека преломляются в чертах характера.

Психические свойства многосистемны, то есть они по-разному проявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельности, общения.

Так, в процессе познания первостепенное значение приобретают гностические свойства личности: сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные (когнитивные). В процессе трудовой деятельности первостепенное значение имеют соответствующие способности и характер, а в процессе общения - характер и коммуникативные свойства (речевые особенности, контактность, рефлексивность, суггестивность, конформность, психологическая совместимость и др.).

Стыд и вина: зачем они нам и есть ли между ними разница

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Стыд и вина: зачем они нам и есть ли между ними разница?

Каждое чувство, даже привычно негативное и труднопроживаемое, имеет позитивную часть, помогающую нам справляться с жизнью. Трудно представить, что позитивного может быть в переживании стыда, правда? Но если подумать о стыде как о регуляторе возбуждения, то в некоторых ситуациях он может быть весьма кстати.

На первой неделе жизни младенцы могут проявлять все телесные признаки стыда – опускать вниз глаза, краснеть, поднимать плечи. Это пока не связано с переживанием стыда, тем не менее все моторные (телесные и двигательные) навыки уже присутствуют. Они будут использоваться в отношениях с первой значимой фигурой жизни – матерью, так как мать даст сигнал, когда и чего именно следует стыдиться.

Нет стыда без возбуждения, нет стыда без поиска чего-либо. Для ребенка это может быть переживание нарастания потребности в присутствии матери. Во взрослом опыте, если стыда много, он становится большей частью бессознательным и проживается как острое одиночество в отсутствии значимых на сегодня людей.

Вы можете жить наполненными стыдом без ощущения этого стыда. Он трансформируется в неясное беспокойство, злость, уныние, зависимость от чужого мнения, высокую конкурентность в отношениях и т.д.

Стыд важен в процессе развития возбуждения и тревоги. Например, вы очень сильно чего-то хотите. Когда есть сильное желание, для того, чтобы оно могло развиться, оно должно быть принято и распознано в окружении, должно получить поддержку, чтобы стать контактом, действием. Если реальность препятствует развитию желания, оно оказывается заблокированным и становится стыдом, особенно если мы получили ясное послание – нельзя быть таким, твой способ бытия неправильный и тебе надо предъявлять себя и свои желания как-то иначе.

Основное послание от своего окружения, которое получает стыдящийся: ты неправильный человек, мы отказываемся тебя принять и любить таким, какой ты есть.

Стыд очень близок к центру идентичности. Идентичность – то, как я ощущаю себя, какой я. Я – хороший, или я – плохой. Много стыда, часто бессознательного, у людей, родители которых за проступки и шалости обесценивали личность ребенка целиком. Если ребенку говорить: «То, что ты сделал сейчас – плохо!», у него есть шанс исправиться. И тогда мы имеем дело с виной, которую можно искупить. То есть самый гадкий проступок можно отделить от себя, повиниться за ошибку, исправить ее и жить дальше с ощущением своей «хорошести». А если мама говорила: «Ты провинился – ты плохой – мало-качественный», как в этом выжить? Тогда стыд становится фоновым переживанием, и все жизненные события ретушируются под знаком «плоховато получается». И тогда зарождается ощущение своей неполноценности.

Две темы – стыд и вина – очень связаны между собой и перемешаны. Вина больше связана с действием – «я сделал что-то не то». А стыд – сомнение в том, кто я есть – «я неправильный».

И в этом смысле с виной проще иметь дело. В вопросе вины общество предлагает большое количество решений – у него есть большая шкала наказаний за то, в чем виноват. Общество и культура предлагают способы, как починить эту ситуацию, и когда мы понесли наказание, мы можем очиститься от этого чувства. После принятия наказания восстанавливается целостность внутреннего образа, идентичность восстанавливается. Чувство вины – конечно, стыд – бесконечен.

Очень важное свойство стыда – когда чувствуешь стыд, чувствуешь «вселенское» одиночество: есть достойные «они» и ты – жалкий, одинокий, малокачественный. Стыд – внутреннее переживание, но мы всегда знаем, что есть тот, кто стыдит. Когда мы взрослые, то можем испытывать стыд уже и в одиночестве, потому что в нас жив голос Строгого Родителя, который продолжает нас неустанно стыдить. И справиться с этими фантомами родительских установок иногда бывает очень трудно.

В работе с ощущениями своей пристыженности-неполноценности очень ценным шагом может стать попытка опознать внутренний образ того, кто стыдит.

Родители говорят ребенку – стыдись! Это внешний приказ, транслирующий: я – хороший, ты – плохой. Пережить это, когда ты маленький и беззащитный, трудно, и тот, кто стыдит, часто оказывается забытым, но его послание и внутренний образ активно присутствует в психике и отвечает за ваш стыд еще долгие годы. Стыд ощущается во внутреннем контакте с этой фигурой. И можно сказать, что стыд – принадлежность этой фигуры. Когда вы что-то сильно хотите – или уже делаете – он начинает бубнить – «стыдись!» И вы привычно принимаете этот посыл и привычно стыдитесь – себя и своих желаний и проявлений.

Если вам часто стыдно от чужого взгляда – скорее всего, вам трудно обращаться к Другим за помощью и поддержкой. И отсутствие поддержки может стать вашей привычной проекцией на окружающий вас мир. Грустно…

Если в ваших фоновых переживаниях и ощущениях много стыда – это может означать, что критика и обесценивание будут вашими привычными бессознательными ожиданиями от Других. И эти ожидания будут подпитывать переживание своей неполноценности.

В освобождении от такого рода привычек могут помогать очень простые вещи. Например, внимательно посмотреть себе в глаза (во время утренних и вечерних умываний) – и увидеть в себе себя – Взрослого. Себя – Сильного. Себя – Качественного. И сказать себе: «Я – хороший человек. Я себе – нравлюсь. Да, я могу ошибаться, но все мои ошибки – поправимы. Я вполне достоин любви и уважения».

А может быть, вы уже достаточно взрослые «здесь и сейчас», чтобы вернуть стыд тому, кто стыдит? Например, сказав мысленно: «Я отказываюсь тебе верить. Я знаю, что то, что я сейчас хочу или делаю, вполне уместно. Поди прочь со своими нравоучениями!»

Если хоть иногда отслеживать точку входа в свое «пристыженное» состояние и опознавать внутренний голос стыдящего – то потихоньку вы начнете избавляться от этой тесной на сегодня для вас установки. И все больше и больше будете ощущать себя прочным и самостоятельно определяющими свои качества в тех или иных жизненных ситуациях.

Удачи вам!

Автор - Ирина Лопатухина

Источник

Обновлено 31.10.2014 15:09

Суицидальная готовность

E-mail Печать PDF

Суицидальная готовность. Что это такое на самом деле?

В кризисные времена резко возрастает количество людей, подверженных депрессии. Нередко эти депрессии заканчиваются самоубийством. К сожалению, в нашей стране чаще всего «борются» с депрессией при помощи алкоголя. Обращение к психологам, к психотерапевтам считается многими проявлением слабости, особенно у мужчин, считающих себя настоящими мужиками. «Что я, псих, что ли?» – возмущаются многие, когда их жены предлагают им обратиться за психотерапевтической помощью.

Все чаще в последнее время, в попытке помочь мужьям, стали приходить за помощью к психологам их жены. «Муж должен по кредитам. Бизнес встал, а кредиты надо возвращать. Партнер по бизнесу лежит с инфарктом, друг повесился. А муж начал пить в страхе за будущее бизнеса и семьи. Боюсь, что с собой что-нибудь сделает», – плачет молодая женщина на приеме у психолога.

Действительно, ей есть чего бояться, потому что на самом деле у ее мужа налицо суицидальная готовность. Что же это такое – суицидальная готовность?

Суицидальная готовность, или суицидальная активность – это частые или навязчивые мысли, фантазии, намерения, высказывания, угрозы о самоубийстве, попытки самоубийства. К факторам суицидальной готовности в последнее время относят также наличие суицидов у близких родственников, у ближайшего значимого окружения (друзья, соседи и т.д.).

Истинное суицидальное поведение обычно бывает следствием длительной и тяжелой психической травматизации, но может и появиться сразу после одной тяжелой психотравмы. Так, суицидальная активность может развернуться, когда один за другим умирают или неожиданно погибают близкие люди, когда имеет место постоянное и регулярное насилие или одновременно человек теряет и близких, и работу, и жилье.

По шкале тяжести и силы влияния стрессов на здоровье и психику каждая из трех таких потерь может оцениваться по самой высокой шкале, а если сразу на человека надвигается несколько бед… Да, это чревато суицидальной готовностью. И осуществляют эту готовность – кончают жизнь самоубийством – примерно 10% здоровых людей. Остальные 90% суицидентов являются по статистике психическими больными.

Очень важным моментом в определении и оценке суицидальной готовности является такая личностная черта, как стрессоустойчивость. Она оценивается по типу реагирования на стресс, который может быть активным и пассивным.

Если при активном реагировании человек старается искать пути решения проблемы стрессовой ситуации и мобилизует поисковую активность и тем самым мобилизует защитные силы организма, то при пассивном реагировании вместо мобилизации поисковой активности идет расходование энергии на борьбу с тревогой. И как результат – снижение защитных сил организма.

При таком пассивном реагировании появляется чувство безысходности, отчаяния, вины, самоуничижительные и самообвинительные мысли вплоть до прямой аутоагрессии – самоубийства. Пассивное реагирование на стрессы бывает у людей астеничных, депрессивных, склонных к повышенной тревожности и страхам, а также к чрезмерному подавлению нежелательных эмоций. К пассивному реагированию склонны и те, кто в детстве перенес серьезные психотравмы, имеет проблемы принятия ответственности за свою жизнь и поступки.

Чтобы предотвратить самоубийства, психологическая и психотерапевтическая помощь в первую очередь, конечно, нужна людям с пассивным типом реагирования на стрессы. Чтобы успешно выйти из стрессовых ситуаций, особенно в условиях кризиса, такая помощь желательна и тем, кто относится к стрессоустойчивым типам.

Что касается примера с женщиной, пришедшей за помощью к психологу в надежде спасти мужа, можно выделить несколько факторов суицидальной готовности у ее мужа.

Во-первых, сама сложность ситуации, когда мужчина не просто теряет бизнес, а может потерять дом, где живет его семья. Во-вторых, за месяц до начала финансовых трудностей внезапно умирает от инфаркта его единственный кровный родственник – еще нестарая мама. В-третьих, при смерти его партнер, от которого много зависело в их бизнесе. В-четвертых, недавно из-за проблем с ипотекой повесился его друг. Кроме того, он ни с кем не делится, замкнулся и пытается уйти от проблем при помощи алкоголя. Пока только при помощи алкоголя.

Таким образом, жизнь этого мужчины находится в опасности. В такой сложной жизненной ситуации даже очень сильные люди со стрессоустойчивым типом реагирования нуждаются в медикаментозной терапии и помощи психолога или психотерапевта, которые могут помочь им выйти из негативной фиксации и выжить.

Конечно, не каждый случай суицидальной готовности заканчивается суицидом. Но никогда она не проходит бесследно для здоровья, психики человека.

Автор - Римма Дюсметова

Источник

Обновлено 31.10.2014 15:09

Счастливая судьба: дар свыше или испытание

E-mail Печать PDF

Счастливая судьба: дар свыше или испытание?

Счастливая судьба чаще всего представляется удачей, выпавшей на долю человека, и благоприятным стечением обстоятельств. Но только на первый – поверхностный и беглый взгляд.

Никто не станет спорить с тем, что жизненный путь человека и обстоятельства, с которыми он встречается, могут быть неравноценными для разных людей. Но различаться могут не только откровенное везение и неудача. Разной может быть и счастливая судьба!

Что она собой представляет – незаслуженное везение или результат упорного труда? И что приносит с собой – бОльшие возможности или бОльшую ответственность?

Жизненные наблюдения свидетельствуют, казалось бы, о том, что счастливая судьба может быть дарована свыше, если человек так или иначе оказался на короткой ноге с той силой, которая связывает, объединяет, скрепляет ниточки в ткани живой повседневности. Но если этого не случилось, лучшую долю можно суметь заслужить, заработать, добиться обретения собственной счастливой судьбы своими стремлениями, трудом, волей.

Часто главным препятствием для этого становится протест, который вызывает «неравноправие» судьбы, ропот на несправедливость. И первым, безусловно, обязательным шагом к счастливой судьбе становится понимание, что возможность прожить собственную полноценную, яркую и насыщенную жизнь, обрести свою счастливую судьбу, пусть даже значительно большей ценой, чем она досталась кому-то другому, важнее и ценнее попытки разрешить вопрос путём справедливого распределения благ.

Да и сама лёгкость и «не-заслуженность» счастливой судьбы другого человека обычно обманчивая, лишь кажущаяся для стороннего наблюдателя. Екатерина II в своих записках писала, что «счастье не так слепо, как обыкновенно думают. Часто оно есть не что иное как следствие верных и твёрдых мер, не замеченных толпою, но тем не менее подготовивших известное событие. Ещё чаще оно бывает результатом проявления личных качеств, характера, поведения. Первая посылка – качества и характер, вторая – поведение, вывод – счастье или несчастье».

Человек в своей жизни может быть в большей или меньшей степени свободным. В зависимости от того, научился ли он принципам внутренней свободы, имеет ли опору в собственном мировоззрении и убеждениях, способен ли построить крепкое и устойчивое здание своего мира, сумел ли окружить себя позитивными людьми, заручиться их поддержкой. Содействие окружающих часто значительно эффективнее, когда строится по принципу «с миру по нитке», а не опирается на тотальную зависимость немногих близких людей друг от друга. Но чтобы заручиться им, нужно прежде научиться делиться с другими такими же мелкими монетами доброго слова, улыбки, доброжелательной любезности, которые пополняют их копилки душевных сил и энергии.

Да и, на первый взгляд, более трудная судьба может оказаться и более счастливой по своим результатам! Трудности даются человеку для того, чтобы он мог постичь то, чего ещё не знает, не умеет. Они часто намного более эффективны, а то и незаменимы для постижения человеком истинной мудрости, человечности, личностной силы и полноты.

Преодолевая препятствия, человек преодолевает себя! И преображается. Лёгкость же, удачливость могут обернуться преградами, которые стороннему наблюдателю покажутся скорее блажью, чем реальными проблемами, но самому человеку, как ни странно, не позволят ощущать себя счастливым – несмотря ни на какие всем очевидные блага!

Именно поэтому взгляд на счастливую судьбу как на общее дело и совместное творчество человека и его жизненной реальности так разительно отличается от суеверного страха перед ней, борьбы или отрицания.

Так же, как ранее плоскостное художественное мышление от представления о творящей чудеса живописной перспективе.

Автор - Лидия Миролюбова

Источник

Обновлено 31.10.2014 15:10

Танцевальная психотерапия: что это такое

E-mail Печать PDF

Танцевальная психотерапия: что это такое?

Танец сопровождает человеческую культуру с древнейших времен. Ритуальные танцы разных народов мира имели глубокое сакральное значение: они были и средством самовыражения людей, их самореализации, и обращением к почитаемым силам природы и космоса, и формой сплочения социальных связей.

С точки зрения психологии, в свободном движении и импровизации происходит высвобождение чувств, усиливаемое музыкальным сопровождением. С другой стороны, это является средством коммуникации, поскольку танец представляет собой живой язык тела, выражает глубочайшие эмоции в двигательных образах. В сущности, танец – это мост, соединяющий физическое, психическое и эстетическое в человеке, исходя из его индивидуальности.

Среди событий, ставших факторами развития танцтерапии, обычно называют, в первую очередь, последствия Второй мировой войны, в частности, необходимость физической, психической и духовной реабилитации ветеранов. Большой вклад в привлечении для этого танцевальных практик внесла Мэриан Чейс, добившаяся больших успехов, занимаясь с пациентами вашингтонской клиники св. Элизабет.

Затем фармакологический рынок пополнился транквилизаторами, которые быстро распространились, но оказалось, что танцтерапия способна стать альтернативой их употреблению. Еще позднее популярными стали «тренинги человеческих отношений», в которых невербальной коммуникации придавалось существенное значение. Дальнейшие исследования такой коммуникации укрепили позиции танцевально-двигательной терапии как эффективного психологического метода.

Многие специалисты связывают подобный эффект с периодом раннего развития ребенка. Например, психоаналитик Андрей Россихин пишет: «Поддержка и восхищение родителей первыми неуклюжими попытками передвигаться самостоятельно формируют то базовое доверие к своему телу, которое позднее позволит человеку получать удовольствие от движения. Танцуя, такие люди получают идущую из раннего детства уверенность, что они любимы и желанны».

Другой известный психолог, Владимир Юрьевич Баскаков, справедливо замечает, что «танец обращается всегда к здоровой стороне человеческой природы, которая существует в каждом, даже больном или запущенном человеке», т.е. в процесс психокоррекции или развития включаются внутренние ресурсы личности, о которых она может и не знать.

Согласно теории Рудольфа Лабана, танцевальные движения имеют индивидуальные особенности, и их можно записать подобно нотам. При этом имеют значение такие характеристики, как интенсивность (легкая или сильная и т.д.); использование пространства (расширенное/ограниченное, возрастающее/убывающее, направленное вперед или назад); время (выбор наиболее органичного ритма); вес (насколько он чувствуется); течение (направленность движений).

Основной задачей танцедвигательной терапии является обретение чувствования и осознанности собственного «Я». При этом действуют принципы активности клиента, который сам себя исследует, и отказа от построения идеальной модели тела – оно индивидуально и способно к развитию.

Достижение названной задачи достигается за счет трех основных компонентов:

1. Осознание. Оно распространяется на части тела, дыхание, чувства и образы, проявление рассогласованности устных и двигательных «посланий».

2. Выразительность движений. Имеется в виду развитие гибкости, спонтанности, разнообразия действий.

3. Аутентичное движение. Подразумевается проявление импровизации как активатора бессознательного в человеке.

… Одна клиентка спросила меня после танцевальной сессии: «Почему, когда я пытаюсь сделать то же самое наедине, выполняя «домашние задания» между встречами, то нет таких ощущений, как во время и после занятиями с тобой?». Я ей ответила: «Потому что мы встречаемся не только для того, чтобы я нажимала кнопку магнитофона. Но ты научишься этому, вот увидишь».

Описанный метод – весьма тонкий. И, тем не менее, отчего бы не потанцевать самому для себя, попробовав ощутить собственное тело и его подсказки? Вреда это, во всяком случае, не принесет.

Как появилась телесно-ориентированная психотерапия? Вегетотерапия Вильгельма Райха

Биоэнергетический анализ: в чем суть и как все начиналось?

Фельденкрайз и Александер: в чем суть их методов телесной терапии?

Рольфинг: почему его называют методом структурной интеграции?

Бодинамический анализ: о чем расскажет карта тела?

Биосинтез: в чем суть метода?

Автор - Валентина Пономарева

Источник

Обновлено 31.10.2014 15:15

Страница 749 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135