Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Равнодушие

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

Равнодушие... Это диагноз?

Равнодушное отношение... Равнодушие... Что это такое? Откуда оно берется в людях? И если равнодушие – это диагноз, то чем его лечить?

В последнее время равнодушие – привычное слово. Мы часто слышим о нем по телевидению, по радио. Оно витает в воздухе на улице. Все его боятся, а сталкиваясь с ним, не узнают.

Потому что равнодушие – это не здоровенный дядька с окровавленным топором в руках и не шахидка-смертница со взрывчаткой на поясе, а маленький серый человечек, который сидит в уголочке и читает тихонько газету в то время, пока орудуют дядька с шахидкой. Он сидит и надеется, что его не заметят, ждет, что придет добрый милиционер и всех арестует, что все обойдется и без него, а он зря только встанет… У него всегда найдется логичное объяснение своему бездействию. В конце концов, он ничего не делал… такого.

Но так ли это на самом деле? Что чувствует человек, испытавший на себе равнодушие? Оно методично убивает все живое в человеке, все чувства, в том числе и надежду. При этом оно как бы и ни при чем. На то оно и равнодушие. Никакой ответственности. Никакого сожаления. Да и винить его не в чем, оно ведь ничего не сделало. Как удобно..., как мелко...

Говорят, равнодушие передается по наследству. Равнодушие сродни трусости и подлости. Оно никогда не отзовется на чужую боль. Просто не услышит.

Равнодушие – это черствость и несостоятельность человеческой души. Как правило, равнодушные люди не признают себя таковыми, более того, некоторые из них совершенно серьезно считают себя романтиками. Смешно... По определению, романтика – это чувства и эмоции, возвышающие человека, она «характеризуется изображением сильных страстей». Если говорить проще, то романтика – это истинная любовь, преданная дружба... Так что равнодушие и романтика несовместимы.

Я бы скорее отнесла равнодушных, наоборот, к прагматикам. Но и это сложно. Потому что они – никакие, ни то ни сё, ни рыба ни мясо, пресные и безвкусные. Иногда начитанные. И даже довольно эмоционально могут пересказывать то, что прочитали или услышали. Но очень скоро начинаешь понимать, что в этих высказываниях содержится мало личного отношения, и теряешь интерес.

Равнодушие всегда маскируется. Маскируется под всевозможные человеческие чувства. Оно обманывает. И само верит в свой обман. И потому его не сразу можно распознать. И тем оно опасно. Обман и разочарование причиняют боль.

Равнодушные люди – полулюди, недочеловеки, стоящие на более низкой ступени человеческой эволюции. И по сути своей, это страшные люди, потому что у них отсутствуют все чувства, кроме голода, холода и удобства. Равнодушие, как таковое, жестоко. Оно уничтожает любовь, убивает веру в людей.

Бруно Ясенский (1901-1938), замечательный польский и русский писатель, расстрелянный в тридцать восьмом году, в своем романе «Заговор равнодушных» написал очень правильные слова:
«Не бойся друзей своих – в худшем случае они могут предать тебя, не бойся врагов своих – в худшем случае они могут убить тебя, бойся равнодушных – только с их молчаливого согласия происходят на Земле предательства и убийства».

Не менее красноречиво высказался на этот счет А.П. Чехов: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть.»

Однако все вышесказанное – лирика, эмоции. Кто-то, возможно, воспримет это на свой счет и возмутится, что уже неплохо. А если проанализирует, то совсем хорошо.

Потому что у нашей медали есть и обратная сторона. И на той стороне равнодушие уже не кажется таким пороком. Равнодушие может быть проявлением, так называемой, алекситимии – состояния хоть и не заразного, но довольно навязчивого и неполезного.

Люди, страдающие алекситимией, не способны понять и разобраться в собственных чувствах и переживаниях, и поэтому, как следствие, им чужды эмоции других людей. Им чуждо сострадание, чуждо сопереживание и чужда жалость. Им не хватает интуиции и воображения. Личность таких людей, цитируя психологию, «характеризуется примитивностью жизненной направленности, инфантильностью и, что особенно существенно, недостаточностью функции рефлексии».

Для справки. Рефлексия – это обращение к своему внутреннему миру, к своему опыту, возможность осмыслить свои собственные действия и их мотивацию, способность понять, что чувствуешь и почему чувствуешь.

Далее термин алекситимии уточняется: «Совокупность перечисленных качеств приводит к чрезмерному прагматизму, невозможности целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а также трудностям и конфликтам в межличностных отношениях.»

Вам это ничего не напоминает?

Происхождение алекситимии бывает разное. Это явление может носить врожденный характер. Как, например, устойчивое качество личности человека. А может иметь приобретенный, т. е. временный, характер. Примером может служить посттравматическая реакция, состояние вследствие пережитого стресса, длительной депрессии, как защитная реакция организма на агрессию внешнего мира.

Одной из причин может выступать недостаток тепла, ласки, участия в воспитании личности с раннего детства. По статистике, большинство равнодушных людей в детстве недополучило материнской любви и внимания. Зачастую родители, вместо того чтобы расспросить ребенка о том, что он чувствует и переживает, не только не обращают внимания на это (другими словами, остаются равнодушными), но и учат ребенка скрывать свои чувства. Вот так просто у здорового ребенка может развиться алекситимия, которая лишит его впоследствии многих человеческих радостей, в том числе радости любить и быть любимым.

Безусловно, я упомянула не все симптомы и проявления алекситимии, тем более, что тяжесть ее может быть различной. Кто-то видит в ней болезнь, психическое расстройство, кто-то – определенный психологический склад личности человека. Но цель данной статьи не алекситимия, как таковая, а суть человеческого равнодушия…

В связи с этим хочу заметить, что не каждый равнодушный человек поражен алекситимией. Многие равнодушные люди просто притворяются таковыми или являются людьми душевно-ленивыми, которые прекрасно осознают ситуацию, бережно относятся к собственным чувствам, но стараются лишний раз не расходовать силы на другого, даже близкого, человека. И это уже жестоко.

Проверить наличие истинного равнодушия, или алекситимии, помогает Торонтская алекситимическая шкала (TAS) – специальный тест, состоящий из 26 пунктов. Кто заинтересовался, легко найдет его в сети.

Что касается лечения равнодушия, то тут ничего утешительного. Ученые в один голос утверждают, что равнодушие не лечится. Правда, некоторые оптимисты советуют применять сочувствие.

И в этой связи нельзя не признать, что равнодушие достойно жалости, потому что равнодушным людям недоступны краски жизни. Они не способны переживать и не способны радоваться. Они не способны любить. И поэтому их тоже никто не любит. Они обречены на одиночество. Это пустоцвет. У них нет крыльев...

А им это, впрочем, все равно...

Автор - Аврора Ли

Источник

Обновлено 31.10.2014 14:13

Развеем мифы о психологах

E-mail Печать PDF

Развеем мифы о психологах?

Не так много лет прошло, как у нас в стране стало широко известно слово «психология» и такая профессия, как психолог. При этом популярность всего, что связано с психологией, огромна – об этом говорит и конкурс на психфаки (быть психологом модно), и количество «популярной» литературы по психологии…

При этом любое явление, приобретающее такой размах, чаще всего теряет свою глубину. Начитавшись популярных книжек типа «Психоанализ в комиксах», многие, например новоиспеченные студенты психфака бывают сильно удивлены, что все гораздо сложнее и что психология, вообще-то, наука, и далеко не такая простая, как кажется.

Психолог – это тоже не совсем то, что показывают в фильмах, особенно американских. В этой статье я хочу развеять ряд мифов о психологах, существующих в обществе.

1. Психолог так или иначе имеет дело с «ненормальными» людьми. Нормальный, здоровый человек к психологу не пойдет. Один из самых популярных мифов.

Прежде всего, психолог по определению имеет дело со здоровыми людьми, имеющими те или иные трудности, проблемы. С психическими отклонениями имеет дело врач, психиатр. Это медицинская специализация. Психолог же не имеет медицинского образования и даже не имеет права лечить.

Что касается разделения психолог и психотерапевт, то оно не столь очевидно. Однако можно сказать, что психотерапевт имеет дело с более сложными случаями, глубокими психологическими травмами, личностными проблемами. Психотерапия предполагает более глубокую и долгосрочную работу, в ходе которой довольно существенно может измениться внутренний мир клиента.

Психолог же скорее консультирует, разбирается с частными случаями, дает рекомендации (к примеру, психолог вместе с клиентом может наработать список приемов, помогающих расслабиться или, наоборот, сосредоточиться и т.п.). Однако у нас в стране пока это разделение довольно условно. Да и работа, начавшаяся как консультация, может перерасти в серьезную и длительную психотерапию.

2. «Психоаналитик» и «психолог» – это одно и то же. Миф родом из зарубежных фильмов.

На самом деле эти слова – не синонимы. Психоанализ – лишь одно из направлений в психологии, со своими принципами и спецификой работы. Именно работу психоаналитика вы наблюдаете, когда видите, как человек ложится на кушетку и начинает рассказывать о себе. Кстати, хоть кушетка и считается традиционно атрибутом психоанализа, но современные психоаналитики уже далеко не всегда ее используют.

Кроме психоанализа существует еще несколько направлений (подходов) в психологии, в рамках которых могут работать психологи: гештальт-психология, когнитивная психология, экзистенциальная психология и др. У каждого подхода свои принципы, способы работы и т.д.

3. Задача психолога – как можно быстрее разобраться в проблеме клиента, дать верный совет, а для этого он, конечно, должен обладать большим жизненным опытом.

В какой-то мере это тоже зависит от подхода, в котором работает пси, но все же можно утверждать, что задача психолога – не давать советы. Вообще, психолог не должен разобраться в проблеме клиента и решить ее. Он должен помочь человеку, создать условия, чтоб тот сам это сделал – разобрался, принял решение.
Никто лучше самого человека не может знать наилучшее решение своей проблемы, но ему слишком многое мешает найти его. Вот и задача специалиста – создать оптимальные условия для работы клиента с самим собой. А работа эта непростая.

Восприятие же психолога как волшебника, который решит все проблемы, – один из самых стойких мифов. Потому народ у нас до сих пор так любит всяческих экстрасенсов и других кудесников – за обещание всего и сразу.

Что касается жизненного опыта, то раз психолог не дает советов, ему вовсе не обязательно самому бывать в тех же ситуациях, что клиент. Даже наоборот – это скорее может помешать: психолог может начать переносить собственную проблему на проблему клиента. Если говорить об опыте, то скорее уж полезен будет опыт решения проблем, так или иначе, как владения этим механизмом.

4. У психолога не должно быть проблем, иначе какой же он психолог и как может помочь другим?!

Психолог – не Бог. У него могут быть и бывают проблемы. Единственное, что требуется от хорошего специалиста, это осознавать свои проблемы, держать их под контролем, чтоб вовремя отследить, если его проблемы начинают мешать эффективной работе с клиентом. Для этого, по-хорошему, психолог сам должен периодически проходить личную психотерапию.

5. Хороший психолог после недолгого общения составляет психологический портрет собеседника.

Еще раз напомню: задача психолога – не разобраться в жизни клиента, а помочь ему самому разобраться в своей жизни. Потому у него просто нет такой задачи – как-то обозначить проблему клиента или тип его личности. Такое вешание ярлыков, можно даже сказать, выдает как раз не самого хорошего специалиста. Ведь само по себе отнесение человека к тому или иному типу или определение какого-то уровня мало что дает для решения реальной проблемы.

Да и не нужно путать психолога с ясновидящим. Часто я слышу такие просьбы: видишь человека в первый-второй раз, а он, узнав твою профессию, просит рассказать ему о нем. В таким случаях я обычно отвечаю, что я психолог, а не экстрасенс.

6. Каждый человек – психолог, только у некоторых есть диплом, а у некоторых нет.

Если считать разговоры по душам на кухне психологической помощью – то может быть… И, наверное, в беседе хороших друзей есть элементы психологической работы. Если это, конечно, не наставление по типу «советов мудрой подруги».

Однако специфика работы специалиста в том, что он делает это осознанно, более глубоко понимает происходящие процессы во время взаимодействия, а значит – управляет этим процессом. В этом смысле работа его более эффективна, профессиональна.

Автор - Евгения Лепешова

Источник

Обновлено 31.10.2014 14:15

Развитие личности

E-mail Печать PDF

Развитие личности

Этапы развития личности – одна из самых интересных и популярных тем. Это связано с желанием личности узнать что-то сокровенное о себе и стать кем-то еще более продвинутым. Когда мы читаем об этапах развития, мы определяем свое место в этой жизни, и смотрим на близлежащую перспективу. Это может быть промежуточная ступень, между четко очерченными этапами, или какой-то конкретный этап. Как правило, в системах, описывающих этапы развития, существуют три начальные ступени, по которым движутся социальные люди, одна переходная ступень, и две-три ступени духовного уровня. В этой статье я не буду делать больших отступлений от привычных канонов, но попробую изложить свой личный взгляд на тему этапов развития личности и сознания.

Прежде всего, я хотел бы сказать, что нет ничего дурного в том, чтобы находиться на том, или ином этапе. Каждый с рождения вынужден проходить через этапы развития личности. И если вы где-то перепрыгнули через ступень, скорей всего Ваш опыт будет неполным, и придется наверстывать упущенное. Глупо осуждать первоклассника за то, что он не умеет решать задачи университета. Если, по-вашему, человек глуп, значит, в его жизни еще не было тех уроков, благодаря которым, он бы смог обрести мудрость. А в вашей жизни, еще не было должных уроков, устраняющих энергозатратную привычку осуждать. У развитого человека (если допустить, что концепция о перерождениях справедлива) душа этап за этапом прошла огромный путь. Каждый следует по этапам развития в силу полученного в прошлом опыта.

Если Вы не верите, в концепцию перерождения, тогда можно сказать, что развитой личности повезло, т.к. у нее были хорошие гены и подходящие для развития условия. Считаю, что относительно глупо осуждать «неразвитых» людей. Если человек на своем этапе развития слаб, и не может решить задачу, которая для Вас кажется элементарной, это значит, что Вам «повезло» больше, и Вы получили должное воспитание и образование. Если человек избегает сложностей, значит он к ним, либо не готов, либо ему «не повезло», и он еще не постигает, какой урок ему может дать самостоятельное решение проблем.

Не существует объективно высоких и низких этапов развития. Все относительно. Если вы считаете свой этап развития высоким, на земле найдется человек, который будет выше вас на две головы, в сравнении с которым ваш этап покажется низким. Поэтому, чем раньше вы перестанете играть в игры возвышения и унижения, тем быстрей избавите себя от бесполезной траты энергии на чувство собственной важности.

Однако в нашей шкале семи этапов развития личности и сознания, я буду отталкиваться от срединных уровней, к которым причастна большая часть населения земли, и называть последующие этапы (относительно свойственных большинству людей) высокими уровнями развития личности. Человек, находящийся на определенном этапе развития, может иметь пропущенные уроки с предыдущих этапов, которые временами дают о себе знать. Также могут быть наработки с продвинутых этапов развития, которые способствуют эволюционной карьере.

Основной критерий сравнения этапов развития личности – это утончение восприятия. Чем тоньше восприятие, тем больше тонких оттенков и граней способна узреть личность в любом явлении. Чем грубей восприятие, тем менее разборчива личность. То, что нормально для личности на первом этапе развития, покажется грубым (в зависимости от ситуации: глупым, неуместным, неэффективным, излишне прямолинейным) для более продвинутой личности. И по сути все нижеизложенное является чуть более подробным описанием того, как процесс восприятия утончается от перехода с одного этапа развития личности на другой.

Второй критерий сравнения этапов развития личности – это дальновидность, или иначе – мудрость. Чем мудрей человек, тем больше он фильтрует содержание собственного ума, и меньше поддается грубым импульсам. Такой человек знает, что если немного потерпеть в настоящем и поработать над собой, то будущее не заставит в себе разочароваться. И напротив, глупый человек будет неразумно растрачивать энергию и ресурсы, чтобы удовлетворить себя прямо сейчас, не заботясь о будущем.

Третий и возможно, самый интересный критерий сравнения этапов развития личности – это допуск по сферам. Проявляется это, как дозволение «участников» сферы пребывать в их обществе, которое живет по определенным официальным или негласным законам. Чем тоньше восприятие, чем выше этап развития, тем более тонкие и разумные законы человек принимает, и тем строже следование этим законам. Если человек желает жить на этапе развития миролюбивых и честных людей, он сам обязан стать честным и миролюбивым. Тогда общество, или компания честных людей его примет. Если человек желает жить среди святых, он должен обрести святость и т.д.

Первый этап развития личности. Это - этап грубого человека, основные интересы которого почти не отличаются от интересов животных. Конечно, выживание, секс и чревоугодие в теле человека облачаются в сложные социальные личины, и обрастают ритуалами, но суть остается неизменной. Есть основная потребность, которая затмевает сознание, и есть путь к этой потребности. Если человек первого этапа развития рожден в социуме, и у него есть кров, далее в зависимости от опыта, он более, или менее разборчиво утоляет свои потребностями в еде и сексе. Если человек на первом этапе развития не оброс социальными качествами, путь к исполнению этих потребностей упрощается. Чем меньше социального в личности на первом этапе развития, тем ближе поведение человека к тому, как это бывает у животных.

Социальные барьеры в уме человека, как правило, перекрывают первобытные инстинкты, ставят между сознанием и потребностью своеобразный ментальный буфер. Чем меньше человек первых этапов развития цивилизован, и чем сильней в определенный момент времени сила его потребности, тем более грубым и прямолинейным будет исполнение потребности. В социуме это выливается в насилие и аморальное поведение.

Иногда грубое желание на первом этапе развития личности затмевает сознание, и человеку становится все равно, лишь бы утолить это желание. Он не обращает внимание на мысли о том, что может быть расплата за грубое поведение. Сила желания и предвкушение его исполнения могут пересилить слаборазличимое осознание мысли о последствиях. Так проявляется отсутствие мудрости и дальновидности.

Основное отличие на первом этапе развития личности заключается в том, что здесь человек почти не осознает того, что убийство и насилие – это поведение, которого необходимо избегать, если человек не желает стать животным, и жить по законам животных. Можно сказать, что так происходит в силу того, что само восприятие на этом уровне грубое, и человек не постигает третий критерий развития личности, связанный с допуском в общество, живущее по определенным законам. Причем человек на этом уровне, в какой-то степени может различать другие этапы развития личности как более тонкие, желанные. Единственное, что у него напрочь отсутствует – это понимание того, что переход на новый уровень, связан с пониманием и соблюдением законов более тонких этапов развития. Такой человек не хочет насилия над собой, и чтобы этого насилия избежать, необходимо искоренить проявление насилия в собственном поведении, и на более тонком уровне в эмоциях и мыслях.

Второй этап развития личности. Это этап – социального наркомана, «адаптированного», среднестатистического человека, для которого предназначены 90% всех телепрограмм, журналов, игр и др. Здесь я опускаю книги, т.к. книги в большинстве своем имеют чуть более высокий уровень преподнесения информации.

На этом этапе человек интуитивно чувствует, что физического насилия необходимо избегать. Он может подвести свое логическое обоснование под понимание, почему нельзя вести себя аморально на физическом уровне. Однако логическое объяснение – не так важно. Важен глубинный опыт в его подсознании. Если Вы верите в перерождения, то можно назвать это опытом прошлых жизней, где человек отработал грубую карму. Если Вы материалист, можно назвать это генами, переданными от достойных родителей.

Однако, физический план – не единственный. И на втором этапе развития человек может быть аморальным в том, что касается его чувств и мыслей.

На втором этапе развития, например, человек редко понимает, что вранье, также является насилием и дисгармонией. Однако здесь проблематика переносится на более тонкий уровень. Развитие как таковое связано с устранением грубого непонимания, с переносом внимания на более тонкий дисбаланс.

На втором этапе развития чревоугодие и похоть по-прежнему остаются центральными потребностями. Разница с первым этапом развития в том, что сознание стало на порядок тоньше и потребности обнажают свои оттенки и качества. Сейчас, вместо примитивного насилия, человек начинает играть в искушение и обольщение, чтобы насладиться процессом более изощренно. В сексе появляются предварительные игры и ласка. В еде помимо жареного мяса и выпивки, может возникнуть интерес к более изысканным блюдам.

Характерная особенность второго этапа развития – это потребность в удовольствии. И т.к. ментальная сфера уже в какой-то степени развита, человек, помимо секса и еды начинает интересоваться усладой своего ума. К этому относятся игры, развлекательное чтиво, кино, разные забавы и т.п.

По критерию мудрости и дальновидности, человек на втором этапе развития сделал заметный шаг. Сейчас он оперирует памятью, и готов зарабатывать деньги, которые может потратить на получение желаемого. На этом этапе человек склонен к наркомании и алкоголизму. Поэтому социальный блок информации, осуждающий подобные наклонности не зря работает так активно.

Другой критерий первых двух этапов развития – деградация при отсутствии труда, активной деятельности. Если на человека первых двух этапов сваливается состояние, скорей всего, такой человек вскоре уйдет из жизни. Исключение может быть лишь в случае жесткого контроля со стороны более сильной личности, находящейся рядом с человеком первых двух этапов развития. В таком случае, сильная личность огораживает более слабую личность от потакания своим страстям. Ведь, как известно, наркомания имеет склонность прогрессировать. Будь то увлечение играми, ТВ, сексом, алкоголем, или наркотиками. Благо, человек второго уровня лишь в редких случаях способен сам заработать огромные деньги. В большинстве случаев он как бы лавирует между пороками и своей способностью их утолить.

Третий этап развития личности. Это этап – начальника. Не важно, является ли этот человек начальником на работе, в семье, или над самим собой. Это человек, основной потребностью которого является власть и контроль. Секс, еда и развлечения такому человеку по-прежнему интересны, но они отходят на второй план.

Основа для удовлетворенности жизнью в таком человеке проявляется, как потребность изменять, манипулировать, управлять, подчинять, владеть. Желание секса на этом этапе развития больше проявляется не на уровне похоти, но чаще как моральная и эмоциональная потребность «владеть». Для этого человека в отношениях, например, важней завоевать, победить. И часто, когда желание осуществлено, он теряет интерес к отношениям. Исключением на этом этапе развития может стать тяга к человеку с более тонкого уровня. Мы тянемся к тем, чьи этапы развития выше нашего, кто понимает жизнь чуть тоньше, кто более чутко осознает и реагирует. Как правило, особенно сильная тяга проявляется к тем людям, кто способен проявляться на один уровень выше нашего. Это связано с нашей собственной перспективой и подсознательной потребностью подняться до следующего уровня.

Если общаются два человека, у которых разница в этапах развития равняется двум и более, взаимного понимания у них не возникает. Точнее, продвинутая личность ясно осознает потребности среднестатистической личности. Все ее желания и движения души у продвинутой личности как на ладони, и поэтому, если и возникает какой-то интерес к личности с начальных этапов развития, то он скорей носит учебный, или экспериментальный характер. Понять личность с более продвинутого этапа развития человек не способен. Все его понимание будет ограничиваться рамками собственного уровня. В лучшем случае человек признает свою неспособность понять, в худшем случае он впадет в самообман, и будет ограничивать жизнь рамками своего ума.

Человек третьего этапа развития может пойти в общество людей первого и второго этапа развития либо по делу, либо если у него есть не отработанные программы этих уровней. Однако текущий уровень дальновидности, мудрости заставляет его работать со своими слабостями. Такой человек способен бросить курить, или выпивать резко, просто по своему волевому решению. На этом этапе развития его личность в какой-то степени кристаллизована, и часто способна следовать собственным решениям, понимание которых присутствует почти всегда, в силу кристаллизации, уплотнения данных подсознания.

Насилие и грубость на этом этапе развития личности может проявляться как холодность в чувствах, жадность, утонченная гордыня и развитое до предела чувство собственной важности, заставляющее человека унижаться и переживать за собственную персону. Последнее (ЧСВ) понижается в разы, начиная с четвертого этапа развития личности.

Если человек не имеет грубых программ с первых двух этапов развития личности и сознания, он может быть честным, разумным и справедливым. Но утонченности его восприятия еще недостаточно, чтобы понять, чего же на самом деле он хочет от жизни. Он чувствует себя защищенным, удовлетворенным, когда ощущает, что имеет контроль над ситуацией. Однако на деле этот контроль не более чем его иллюзия. Жизнь не подчиняется строгим логическим законам. Жизнь явление спонтанное, и гораздо более сложное, чем концепции, которые доступны для понимания человека на третьем этапе развития личности.

Первые три этапа развития личности и сознания составляет социальную сферу жизни. Последующие три этапа, условно, можно назвать духовными этапами развития.

Раннее развитие

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Раннее развитие. Кто такой Гленн Доман? Мифы и реальность

При знакомстве с материалами о «раннем развитии», сразу же сталкиваешься со ссылками на Гленна Домана. Кто же он такой?

Гленн Доман (Glenn Doman) родился в 1920 г. В 1940 г., окончив университет в Филадельфии, стал работать физиотерапевтом в больнице университета Темпл, где познакомился с одним из выдающихся американских врачей, сорокалетним профессором нейрохирургии Темплом Феем. Профессор покорил Гленна эрудицией, восхитил виртуозным оперированием мозга.

Трагедия бухты Пёрл-Харбор (7.12.1941) потрясла Америку. Гленн, как и многие американцы, на следующее утро завербовался в армию США, храбро воевал, пройдя путь от бойца до «командира пехотной роты». Уйдя в запас, Гленн вернулся к физиотерапевтической практике. «Я был добропорядочным молодым семьянином и шел по пути утверждения моего положения в обществе. Я думаю, что в те дни я был как никогда близок к тому, чтобы стать частью системы общества» – вспоминает Гленн.

Но встреча в 1947 году с Феем изменит коренным образом всю его жизнь. Гленн становится директором службы реабилитации Центра Фея. Вскоре там стали работать Кэти – жена Гленна, и брат Роберт. Так создалась «команда» – «исследовательская группа, состоящая из Фея… и трех Доманов». Годы шли, Центр Фея обанкротился, они стали работать в частном санатории. Гленн приобретает известность как сподвижник Фея, осваивает административную деятельность и, найдя средства, в июле 1955 года открывает свой Реабилитационный Центр.

Начался новый этап деятельности «команды». Гленн пишет: «В период с 1956 по 1957 гг. мы разработали новый подход, целью которого стало установление у детей с повреждениями мозга стадий развития, характерных для нормальных детей». В разработке опирались на идее Фея о том, что мозг младенца эволюционирует, проходя стадии развития рыбы, рептилий, млекопитающих и, в итоге, человека, т.е. «онтогенез повторяет филогенез». В 1958 году проведено амбулаторное лечение 76 детей. В сентябре 1960 года в «Журнале Американской Медицинской Ассоциации» была помещена статья о результатах этого лечения. В статье говорилось, что из 76 больных 74 добились существенного прогресса. Вопреки общепринятой практике журнала, анонс статьи был разослан во многие СМИ.

Для «команды» началось «ДЕСЯТИЛЕТИЕ РОСТА И РАСШИРЕНИЯ», правда, без Фея, который отошел от дел. Вскоре реабилитационный Центр преобразовался в Институт Развития Человеческого Потенциала (Institute for the Achievement of Human Potential – IAHP), а «команда», перестав заниматься медицинской практикой, стала разрабатывать программы обучения и пособия для содействия «нейрологическому развитию детей, перенесших мозговые повреждения». Для получения программы родители обязаны посетить пятидневный семинар IAHP, где их знакомят с применением: пэттернинга (манипуляциям конечностями и головой); рецепторной стимуляцией (зрения, осязания, слуха); дыхательной маской (для увеличения количества углекислого газа во вдыхаемом воздухе) и др. приемам. Программу родители должны реализовывать дома, приезжая
в IAHP для оценки «результатов» и «пополнения» содержания.

IAHP начинает печатать материалы и проводить семинары серии «нежная революция», посвященные «раннему развитию» здоровых детей. В 1964 году выходит книга «Как научить вашего младенца читать» (How to teach your baby to read), в которой, на опыте обучения чтению детей с повреждением мозга, автор утверждает: «Старше двух лет обучение чтению дается труднее и труднее год от года… Наверно, самым лучшим временем для того, чтобы начать (читать), является 1 год. Это займет наименьший объем времени и не будет отнимать очень много энергии у вас. (Если же вы хотите прибавить себе немножко проблем, то можете начать обучение с 5 месяцев, а если вы чрезвычайно целеустремленный человек, то даже с 3-х)».

...Прежде чем продолжить рассказ о Г. Домане, я сделаю некоторое отступление. В 1985 г. на два месяца раньше срока у меня родился сын. После двух месяцев «доращивания» в больнице он был выписан с диагнозом «энцефалопатия, угроза ДЦП». Осознание этой беды пришло через несколько месяцев и на 4 года связало нашу жизнь с врачами по лечению детей с повреждением мозга. За эти годы я видел: и поразительные успехи, и горе от бессилия; узнал роль родителя в борьбе за будущее ребенка; столкнулся с шарлатанством и мошенничеством и воочию осознал, что «надежда, умирает последней». Хочу добавить, что у сына была выявлена ещё патология глаз, приведшая к слепоте. Прошла четверть века, сын, окончив СПбГУ, работает; участвует в различных творческих программах города; занимается спортом; самостоятельно (с белой тростью) перемещается по мегаполису; имеет успех у женщин, т.е. живет полнокровной жизнью молодого человека.

Забота о сыне круто изменила мою жизнь, и я стал профессионально заниматься вопросами социальной реабилитации детей-инвалидов. Пришлось с головой окунуться в изучение медицинской, психологической, социологической и педагогической литературы. В середине 90-х мне в руки попал перевод книги Гленна: «Что делать с вашим ребенком, перенесшим повреждение мозга» (What To Do About Your Brain-injured Child.1974.).

Впечатление было двоякое: вроде бы всё правильно, но прослеживался навязчивый популизм в изложении процессов развития мозга ребенка. На фоне рассказа о «поиске истины» читателю преподносилась упрощенные, а в ряде случаев явно не соответствующие науке, данные о мозге человека и методики его развития. Это заставило меня ближе познакомиться с деятельностью Гленна. И тут выяснилось, что ещё в 1968 году Американская академия педиатрии признала, что эффективность метода «пэттернинг» не подтверждена экспериментальной медициной и ее применение нецелесообразно. То же касалось «дыхательной маски» и других приемов. Идея Фея, что «онтогенез повторяет филогенез», еще раньше была признана ученым миром несостоятельной.

Но более всего IAHP прославился изданием и продажей книг и пособий по обучению здоровых младенцев чтению, математике, плаванию и приобретению «энциклопедических знаний». Книги, написанные Гленном, а позднее Дженет и Дуглас Доманами, утверждают, что есть простые и верные способы воспитания гениев. По их теории, коль формирование мозга человека происходит в первые годы жизни, а те или иные функции развиваются только, если они востребованы, то надо как можно раньше учить ребенка письму, счету и вкладывать в его голову «энциклопедические знания». Американские ученые, критикующие методы IAHP, постоянно указывают на то, что нет объективных данных о результатах их применения и «что тысячи семей зря истратили время и деньги на программы Домана».

Книги Домана, проникшие в Россию в 90-х на фоне «светлого будущего для личности», быстро нашли благодатную почву среди молодых и неопытных родителей, которым родственники дали радостную возможность много времени уделять своим чадам, и быстро были взяты на вооружение безработными новоиспеченными психологами, страждущими возмездного приложения своих сил.

В заключение хочется отметить, что:

1. Нет подтвержденных данных, что кому-то удалось выполнить методики Доманов в полной мере.

2. Есть данные, что «умение читать» до школы по картинкам, привело к необходимости учить ребенка в школе читать книги без картинок.

3. Похоже, что все российские спецы по методам IAHP сами не умеют читать, называя Г. Домана ученым, нейрофизиологом, неврологом, нейрохирургом, военврачом и т.п., когда он сам везде величает себя физиотерапевтом.

4. Соглашусь с Кэтлин Энн Квил, что «Профессионалам нечего почерпнуть из псевдонаучных методов Домана, кроме его мастерства маркетинга, которое эксплуатирует надежды и мечты родителей».

Автор - Вячеслав Озеров

Источник

Обновлено 31.10.2014 14:17

Раннее развитие

E-mail Печать PDF

Раннее развитие. Что писал об этом Масару Ибука? Мифы и реальность

Если сделать в Интернете запрос «Раннее развитие», то обнаружим более миллиона ответов. Вам предложат программы, методики, курсы, видеоуроки, видеофильмы по развитию вашего ребенка с первых дней жизни. Вы узнаете, что его можно «научить» читать, считать, понимать классическую музыку и полотна художников, играть на скрипке, плавать, бегать на коньках и другим «выдающимся» вещам чуть ли не с ползункового возраста. Сегодня практически нет ни одной молодой мамы, которая не заинтересовалась бы этой темой, и есть огромное количество сторонников, апологетов и «специалистов», готовых предоставить услуги по «раннему развитию» младенца, только плати деньгу.

Само понятие «раннее развитие» широко вошло в обиход в нашей стране не так давно – лет 15 назад, и было заимствовано из книги Масару Ибуки (Masaru Ibuka). В Японии книга вышла в 1971 году, затем в 1977 году была переведена на английский язык – «Kindergarten is Too Late» («Детский сад – это уже поздно»). В 1991 году был сделан русский перевод (Н.А. Перова), получивший название «После трёх уже поздно».

Для людей, хорошо знающих историю российской педагогики, термин «ранее развитие» известен ещё с послереволюционных годов прошлого столетия. Ликбез и всеобуч, реализованные в СССР как «завоевания пролетариата», массово показали, что дети, обойденные вниманием родителей в первые три года жизни, плохо учатся в школе, им тяжелее даются многие учебные предметы, они мало общаются с окружающими и малоуспешны в жизни. Основываясь на российских традициях воспитания детей, советская медицина и педагогика ещё в 30-е годы прошлого столетия сформировали возрастные нормы, которым должен отвечать нормально развивающийся ребенок. Если ребенок не осваивает к определенному возрасту соответствующие навыки и умения, то можно говорить о нарушении «раннего развития», особенно в первые три года. Сегодня нормы психомоторного развития известны не только врачам и педагогам, но и всем родителям, с первых дней заботящимся о полноценном развитии своего ребенка.

В Японии, стране со своим уникальным укладом жизни, традиции воспитания детей существенно отличались от российских и европейских. В частности, до пятилетнего возраста японцы обращаются с ребенком «как с королем». Ещё в начале прошлого века русский ученый-японовед Г. Востоков писал, что японский подход к воспитанию детей реализуется «с такой мягкостью и любовью, что не действует угнетающим образом на душу детей. Никакой ворчливости, никаких строгостей, почти полное отсутствие телесных наказаний; давление на детей оказывается в такой мягкой форме, что кажется, будто дети сами себя воспитывают, и что Япония – детский рай, в котором нет даже запрещенных плодов…».

Кто бывал в Японии, тот рассказывает, что в первый год жизни ребенок представляет собой как бы часть матери – она целыми днями носит его, привязав за спиной; как только он попросит есть, кормит грудью; ночью спит рядом с ним. Когда он начинает самостоятельно передвигаться (ползать, ходить), то ему ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо» – мать следует за ним буквально по пятам. Если он ушибается, обжигается, ранится, то она просит у него прощения за то, что не уберегла. Хотя до 5 лет для японского ребенка нет ограничений, его воспитывают так, чтобы он в первую очередь умел уживаться с другими людьми. С пятилетнего возраста у японского ребенка начинается этап обучения – детский сад, школа, с четкой дисциплиной, правилами и обязанностями.

После Летних Олимпийских игр в 1964 г. (Токио) в периодической печати СССР был опубликован ряд материалов о японской модели воспитания. Одних она восхитила, других удивила, большинство оставила равнодушными, но никто в нашей стране не знал, что патриот Японии, крупный предприниматель, создатель фирмы «Сони» – Масару Ибука, через несколько лет выступит против нее, заявив: «Ни один ребёнок не рождается гением, и ни один – дураком.Всё зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребёнка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно».

Причиной такого выступления была обеспокоенность Масару Ибуки «неудовлетворённостью жизнью», появившейся у японской молодежи, которая выплеснулась в 60-х годах студенческими бунтами. Как пишет его сын Макото Ибука: «Он собрал своих ближайших друзей, и вместе они стали размышлять об этих событиях. В чем же было дело: в глобальных ошибках образовательной системы, неудовлетворительном университетском образовании, недоработках школьной программы или несостоятельности дошкольного обучения? В результате все пришли к выводу, чтоважнейшую роль играет воспитание, которое матери дают своим детям до трехлетнего возраста. Так была создана Ассоциация раннего развития».

В 1971-м вышла книга, посвященная раннему развитию детей, написанная Масару Ибукой, где он в эмоциональной и доходчивой форме делится своими взглядами на «Потенциальные возможности ребёнка», на «Влияние раннего опыта»; рассуждает на темы: «Что полезно малышу» и «Принципы воспитания». В первую очередь, всё было написано для японского читателя. Книга Масару Ибуки и его деятельность в качестве руководителя Ассоциации раннего развития привели к революционным преобразованиям в подходах к воспитанию дошкольников Японии. В 1977 году идеи Масару Ибуки произвели фурор в некоторых кругах англоязычных стран.

Большинство российских родителей и специалистов по дошкольному образованию, познакомившиеся в 1991 году с переводом книги, не нашли там чего-то нового, что можно было внедрить в России. Но через несколько лет в крупных городах стало распространяться «новое веяние в воспитании» – «Ранее развитие». Им стали активно заниматься безработные психологи, педагогические работники, неудовлетворенные оплатой труда в госструктурах, и бизнесмены под прикрытием разных фондов и других негосударственных и «некоммерческих» контор. Проповедники «Раннего развития» по Масару Ибуке завлекают родителей тем, что: «Даже 5-месячный малыш может оценить Баха»; «Мозг ребёнка может вместить безграничный объём информации»; «Двухлетка может освоить алгебру» и т.п. откровениями, предлагая научить ребенка с младенческого возраста читать, считать, играть на скрипке, освоить несколько иностранных языков, а некоторые обещают заложить в младенце «будущность Гения».

При этом никого из проповедников «раннего развития» не смущает, что предлагаемое ими в корне противоречит сказанному Масару Ибукой. Он пишет:

«Основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребёнку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное – развить в ребёнке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире».
«Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребёнка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее – это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребёнка».

Завершить хочется словами Масару Ибуки: «Самое лучшее воспитание для ребёнка – это материнская любовь. Самое главное занятие для родителей – это воспитание детей. Если они с этим не согласны, зачем же они обзавелись детьми?»

Автор - Вячеслав Озеров

Источник

Обновлено 31.10.2014 14:17

Страница 745 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135