Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Стабильность – благо или зло

E-mail Печать PDF

Стабильность – благо или зло?

Самым страшным проклятием у японского народа считается пожелание, чтобы ты и твои близкие прожили всю жизнь в эпоху перемен. Уж так получилось, что наша жизнь в России на стыке XX и XXI веков – сплошные перемены. Но, несмотря на это, проявления стабильности присутствуют и в нашей российской действительности.

Возникает извечный вопрос, еще поднятый великим классиком Некрасовым: «Кому на Руси жить хорошо?». Олигархов в расчет брать не будем, то, что они стабильно богаты – это, конечно, хорошо, но то, что богатство в России вещь относительная – это прекрасно видно по судьбе Михаила Ходорковского. Но это совсем другая тема.

Давайте поговорим о простом люде, о так называемом российском среднем классе. Почему «о так называемом»? Потому, что по европейским и западным меркам у нас этого класса нет. Есть богатые, нищие и мы – так называемый средний класс: с голоду не умираем, но и лишнюю вещь себе позволить не можем. В то время как на Западе средний класс является фундаментом развитой экономики страны.

Родились мы в довольно-таки стабильную эпоху – 70-е годы, годы развитого социализма. Стабильность проявлялась практически во всем. Образование тогда было стабильно хорошим, промышленность стабильно развивалась, стабильно не было в Советском Союзе секса, организованной преступности, и стабильно дефицитными были модные западные шмотки. Стабильной была и зарплата, пусть не очень большая, но можно было, учитывая стабильность в стране, накопить на машину, на советскую, конечно. В те годы эту прекрасную стабильность осквернял один существенный недостаток: не было развития советского человека как личности сугубо индивидуальной. И тот, кто много работал, не мог стать богатым, а тот, кто тунеядничал, мог жить за счет системы.

С наступлением нового десятилетия мы уже чувствовали, что грядут перемены. Что так дальше жить нельзя, но никто тогда, кроме наших партийный деятелей, толком не знал, как себя вести дальше и что вообще нас ожидает.

90-е годы перевернули все принципы советской жизни. Богатые стали еще богаче, только об этом тогда узнали бедные. Остальной люд понял, что все у нас не так хорошо, как казалось, что человек человеку – волк, и каждый сам за себя. И всё, к сожалению, оказалось стабильно плохо.

Начало нового XXI века сулило большое развитие России и в первую очередь среднему классу. Открылись новые возможности: хочешь – работай «на дядю», а хочешь – создавай свой бизнес. Но впоследствии оказалось, что этих возможностей не так уж и много. Предприятия закрывались, народ увольняли, а самым распространенным бизнесом являлась перепродажа шмоток, что в советские времена считалось простой спекуляцией.

Сегодня ощущение стабильности имеют немногие. Большая часть российского населения живет одним днем, не задумываясь о будущем. Лично я, работая в большой компании на ведущей должности и получая стабильно свой оклад, не считаю для себя это безоговорочным благом. Нет, конечно же, это хорошо, что я отчасти застрахован от финансовых провалов, но, с другой стороны у меня нет возможности увеличить свои доходы на этом рабочем месте. Я могу стабильно работать и работаю хорошо. Я буду стабильно получать свой оклад и премию в пределах фонда оплаты труда, стабильно знать, что меня не накажут деньгами, так как я работаю стабильно хорошо. И за всей этой стабильностью я теряю потенциал к развитию.

Даже если я перенапрягусь и сделаю что-то сверх своих возможностей, то я все равно получу все тот же оклад и премию раз в квартал. Если раньше, когда я окончил школу на 4 и 5, когда получил два высших образования, когда прошел множество курсов повышения квалификации – я развивался с завидной стабильностью и верил в то, что полученные мной знания воплотятся в жизнь в виде роста наличности в моих карманах, то сейчас моя жизнь похожа на эпоху застоя – стабильного застоя. А застой – это не стабильность, это отставание от прогресса. И вырваться из этого застоя очень тяжело, когда ты имеешь большую семью, для которой являешься основным кормильцем.

В результате получается, что самым лучшим проявлением стабильности является стабильное развитие, рост, преумножение и т.п. Поэтому, дорогие друзья, каждый из нас должен сам решить, есть ли в его жизни стабильность и нужна она ему вообще или нет, а если нужна, то в чем? Чтоб не получилось как в том анекдоте: вчера было плохо, сегодня плохо, завтра тоже будет плохо – наконец-то наступила стабильность.

И, конечно же, не надо опускать руки, нужно бороться до конца за свое существование, чтобы в итоге постараться это существование превратить в настоящую жизнь!

Автор - Андрей Сугоняко

Источник

Обновлено 31.10.2014 15:03

Стать собой

E-mail Печать PDF

Стать собой. Что такое усвоенная гомофобия?

Я очень толерантное и человеколюбивое существо, но, тем не менее, находятся люди, которые вызывают у меня неприязненное чувство и жалость. Это нормальная человеческая реакция на разнузданных, распоясавшихся людей, страдающих невротической двойственностью.

Агрессивность гомофобов, неприятие окружающих и часто близких родственников приводит некоторых геев к выработке утрированного поведения, к так называемому хабальству. Хабальный – наглый, крикливый, карикатурный, показушный. Часто выказывающий преувеличенное внимание к сексуальным моментам: «Ой, прАтивный, что в штанишках – это ты мне так рад или дезодорант?!» Нормальные люди – ни гомо, ни гетеро, не афишируют, с кем спят.

Т.е. напрашивается вывод, что с раннего возраста человек развивался под воздействием невротических механизмов. Здесь и негативные взаимоотношения с родителями, и отношение окружающих, и неприятие себя, и вытекающая отсюда крайняя неуверенность в себе. Стремясь преодолеть мучительное чувство недостаточности, кто-то надевает на себя маску внешней развязности. Агрессивность и хабальное поведение – это протест, что я «не такой». Это протест против того, каким меня хотят видеть родные и общество.

Поведение, да и внешность, приобретают неравномерный характер: спортивность переходит в манерность, сквозь мужественность проступает женственность и психологическая незрелость. Человек безнадежно презирает себя, не осознавая этого, и следует правилу: лучшая защита – это нападение. Что выражается в таком поведении. Безусловно, вызывающее поведение неприятно.

Неправильно стыдиться своей сексуальности, но кичиться ей тоже не следует. Ориентация – это лишь часть личности, о которой можно сказать друзьям, если они спросят.

Как нам уже понятно, гомофобия общества порождает усвоенную гомофобию представителей половых меньшинств. Формы, которые принимает такая гомофобия, многообразны. Есть и такая: человек осуждает свои собственные гомосексуальные наклонности и особенности, приписываемые геям. Неосознанно он осуждает однополое влечение. Именно это лежит в основе неврозов.

Первый и самый страшный гомофоб для гомосексуала – это он сам. Довольно банально, но так и есть. Если процесс самоидентификации затягивается, то начинается бесконечная борьба с собой. В итоге, когда происходит принятие, первое, что хочет человек – это чтобы все вокруг считались с его особенностью, которую он сам в себе с трудом принял. Чем сложнее проистекает самоидентификация и борьба с собой за принятие себя же, тем радикальнее человек становится, бросаясь в крайности. Собственное мнение – единственно верное, и никакое чужое мнение не принимается, не выслушивается и априори считается неверным.

Собственная гомосексуальность далась так тяжело, что она становится образом мыслей, образом жизни и даже профессией. Это уже не просто иные сексуальные предпочтения, а что-то вроде особенности, фетиш, позволяющий выделиться из толпы. В результате, отстаивание себя и требование от общества признания своих прав вырождается в крайний радикализм.

Если человеку не удается принять себя, то отвержение своего «я» блокирует способность любить, такой человек страдает психосексуальной незрелостью, в любви не умеет дарить, часто вступает в анонимные связи и боится раскрыть свои подлинные половые предпочтения партнеру. Пока человек будет бороться с «ветряными мельницами», вместо того чтобы направить усилие на развитие собственной личности, любые попытки любить будут тщетными. Человек верит в свою исключительность и в то же время, как ни странно, презирает геев.

Подчеркнутое презрение к людям нетрадиционной ориентации в сочетании с собственным превосходством выдает презрение к самому себе. Он и секс использует только для самоутверждения. Это подстегивает гомофобное настроение общества. Получается порочный круг, который необходимо разорвать.

Автор - Татьяна Грибанова

Источник

Обновлено 31.10.2014 15:03

Страх - союзник или враг

E-mail Печать PDF

Страх - союзник или враг? «Короли» и «пешки»

«Знаете, что надо сделать? Отойти, просто отойти в сторону. А потом... громко сказать: «А я знаю!» Чтобы он понял, что вы знаете...»

(Юрий Коваль, «Самая легкая лодка в мире»)

Почти каждому хоть раз в жизни приходится говорить «да», когда очень хочется сказать «нет». Неумение говорить «нет» способно не только расстроить личные планы, но и отравить жизнь человеку, которому легко навязать чужую волю.

Склонность к манипулированию – не самая привлекательная черта человека. Как правило, к манипулированию прибегают люди, имеющие серьезные личностные проблемы. По мнению Э. Шострома, в каждом из нас живет манипулятор, который бесконечно применяет всякие фальшивые трюки с тем, чтобы добиться для себя того или иного блага. На бытовом уровне все мы в какой-то мере жертвы или инициаторы разнообразных манипуляций. Иногда это забавно, нередко – противно, но, в общем-то, не смертельно. Пока речь идет о манипуляторах-дилетантах, не облеченных властью и не имеющих больших амбиций.

Дьявольский способ добиваться своих целей с помощью страха, когда бессильны другие способы, известен с древнейших времен. Блестяще владели искусством манипуляции своими подданными великие диктаторы, нередко пробуждая в людях их низменные инстинкты или, наоборот, взывая к благородным чувствам с одной целью – породить страх, дающий власть. Из основного инстинкта самосохранения страх превратился в средство манипулирования другими людьми.

Среди многочисленных классификаций страхов самая лаконичная – это деление страхов на конструктивные, то есть представляющие естественный защитный механизм, и патологические, которые являются неадекватным ответом организма на раздражители и могут привести к психосоматическим нарушениям.

Среди социальных страхов первое место занимает страх за близких людей. Человек, сам способный выдержать любые пытки, готов на все, лишь бы избавить от мучений дорогого ему человека. Манипулятор, ощутив вкус первой победы над жертвой, убеждается в эффективности своего поведения, как собака Павлова, получившая лакомство. Каждая новая жертва своей покладистостью поддерживает манипулятора, укрепляя его уверенность в эффективности найденного способа воздействия.

Возможно ли противостоять манипулятору? И какой ценой?

Древнеримский герой Муций получил прозвище Сцевола, что означает «левша», после того, как сжег на углях свою правую руку. А сделал он это потому, что враги собрались пытать его огнем. Таким страшным способом Муций лишил врагов их единственного козыря – страха пытки. Потрясенные, они отпустили героя и оставили захваченный город. А Муций прославился в веках.

Вероятно, Муций был не только мужественным человеком, но и прекрасным психологом. Он разгадал манипуляцию противника. А любая манипуляция становится жалкой и бесполезной, если она разгадана. Вообще, в любом взаимодействии при всем кажущемся разнообразии есть всего два варианта развития событий.

Это – реакция, то есть самое естественное ответное действие, которого от вас ждут и, возможно, провоцируют, навязывают вам заведомо проигрышную модель поведения. В большинстве случаев мы охотно попадаемся на удочку манипулятора и ведем себя так, как ему и требуется.

Другое поведение встречается редко. Именно его и продемонстрировал Муций Сцевола. Это акция, то есть самостоятельное, а не навязанное другими действие, разрушающее все замыслы соперника. И оно не обязано быть таким экстравагантным. Иногда достаточно неожидаемого ответа, нестандартного решения.

Когда Людовик XI захотел избавиться от своего придворного астролога, он спросил его: «Сколько лет тебе осталось жить?» Астролог понял, что попал в ловушку: если он предскажет себе долгую жизнь, король, чтобы опровергнуть его прогноз, велит его убить. Предскажет себе скорую гибель – король с удовольствием подтвердит прогноз. Ответ астролога нарушил все планы короля. Астролог сказал: «Ваше величество, я умру за три дня до вашей кончины». После этого суеверному Людовику пришлось беречь звездочета как зеницу ока.

Все это было в старые добрые времена, когда манипуляторы были по-детски простодушны. Современный манипулятор непрерывно совершенствуется. Разрабатываются специальные технологии, издаются методические пособия, проводятся тренинги. И каждый манипулятор оказывается объектом более масштабной манипуляции. Только он об этом не догадывается. Он думает, что сам кого-то использует, а на самом деле используют его.

Почему хочется отвернуться от нищих, проходящих по вагону метро? Почему хочется убежать от профессионально улыбающегося человека, которому необходимо «впарить» совершенно не нужную тебе вещь? Потому что чувствуешь, что тобой манипулируют, тебя используют. Утешает только то, что ты способен контролировать ситуацию.

Как этому противостоять? Для начала – осознать, что тебе навязывают не свойственные стереотипы поведения, внушают мысли, которые сами не пришли бы в голову, вызывают эмоции, которые нужны не вам, а кому-то другому. Отфильтровать, отрефлексировать эти состояния, понять, что – твое, а что – навязанное извне, значит, остаться человеком, самостоятельным в мыслях, чувствах и поступках. Пока этого не произошло, мы – «пешки» в чьей-то игре. Если «пешки» составляют большинство, их легко держать в повиновении. В концлагерях несколько немецких солдат могли вести тысячи человек в газовые камеры. Узникам был навязан стереотип поведения, исключающий малейшие попытки бунта.

Выдающийся немецкий психолог и философ Э. Фромм задает вопрос: «Каким образом стало возможно, что самый сильный из всех инстинктов – инстинкт самосохранения, казалось бы, перестал побуждать нас к действию?»

И сам же отвечает на него: «Одним из наиболее тривиальных объяснений является то, что наши лидеры предпринимают многочисленные действия, дающие им возможность делать вид, что они принимают эффективные меры для предотвращения катастрофы... В действительности же никаких серьезных изменений не происходит, но и руководители и руководимые усыпляют свое сознание и свое желание выжить, создавая видимость того, что путь к спасению им известен и что они находятся на правильном пути».

Автор - Галина Резапкина

Источник

Обновлено 31.10.2014 15:07

Страх смерти или просто страх

E-mail Печать PDF

Страх смерти или просто страх? Методы борьбы

Итак, страх смерти. Как же с ним бороться или не бороться, а, наоборот, смириться, а еще лучше взять на вооружение и использовать в работе над собой.

Если перестать обвинять себя в нелогичности мышления и поведения, а обратиться к глубине переживаний, то обычно абсолютно ясно видится тревога смерти.

И здесь всплывает один очень важный парадокс психотерапии – вселять надежду и уверенность в себя, обращаясь к разрушительной идее смерти. Не лучше ли оставить смерть там, где она всегда прячется и обратиться к светлым сторонам жизни. Стоит ли тревожить неотвратимый ужас? У нас хватает опасений и страхов и без напоминания о страшной и неотвратимой реальности. Помогите человеку научиться жить, любить, в конце концов, просто смело рассекать по дорогам встречные иномарки и оставьте смерть умирающим. Но на самом деле все не так просто.

Суть в том, что наше отношение к жизни основано на наших отношениях с собственной смертью. Мысль о позитивном влиянии смерти на жизнь трудно принять. Смерть – это абсолютное зло, и любое сомнение в этом воспринимается как мрачный цинизм или, хуже того, как некрофильский культ. Но все же, если сделать попытку и не воспринимать смерть как существующую следом за жизнью, то есть где-то там, в конце жизни, то очевидно, что смерть неразрывно вплетена в жизнь и оказывает сильнейшее воздействие на наш опыт и поведение.

Страх смерти играет огромную роль в формировании нашей личности. Он преследует нас как ничто другое, постоянно напоминая о себе самым различным образом, являясь во снах, в боязни темноты или собак. Он притаился на краю сознания и чтобы окончательно изолироваться от него, отведя ему самый дальний и неизведанный уголок сознания, мы пытаемся создать прочные психологические защиты, формирующие наш характер, поведение, что в целом можно назвать способом жизни.

Во взрослой жизни защиты не возникают из ничего. Они исходят из глубин нашего прошлого и претерпевают разнообразные изменения в течение всей жизни. Вспомните свою встречу со смертью, какую-то опасную, критическую ситуацию или просто внезапное осознание факта своей смертности, вспомните ужас, охватывавший вас в эти мгновения. Так ли страшна смерть для вас в обыденной жизни? Конечно, нет. Это было бы просто невыносимо. Вот это и есть результат работы защит, позволивших вам не замереть от ужаса смерти навсегда, перестать жить, расти, развиваться.

Проходя в разном возрасте последовательность этапов осознания смерти, мы используем свои возрастные возможности. Дети базируют свои защиты на глубоком убеждении в своей личной исключительности («если я захочу, то я не умру») или на подкрепленной родительской заботой вере в личного спасителя («он всегда следит за мной, он не позволит, чтобы произошло что-нибудь ужасное»). В более старшем возрасте дети персонифицируют смерть, наделяя ее, как в примитивных культурах, человеческими чертами, окутывают ее романтическим ореолом, заигрывают с ней (экстремальное поведение), высмеивают ее («девочка в поле гранату нашла «).

Это фундамент защитной структуры, воздвигаемой человеческим существом против ужаса смерти. Только при его наличии возможен рост и развитие, что естественным образом приводит к надстройке вторичных защит, характерных для зрелой личности (мысли, теории, истины, религии). Если присутствие этих базисных защит не осознается взрослым, то их мощное влияние оказывает искажающее действие на структуру личности и формирует психическую патологию.

Неосознанность этих защит тормозит психическое созревание человека. Например, неспособность к уходу из родительской семьи. Неадаптивность вторичных защит, возникающих позже, может проявляться в самых разнообразных симптомах (боязнь секса, неспособность к установлению близких отношений). И даже в невозможности водить автомобиль. То есть психологическая патология есть результат неэффективных способов осознания смерти.

Значит (и это оптимистично), осознание смерти может служить фундаментом здоровой и полноценной жизни.
Что значит осознание смерти? Осознание – это неотрицание смерти на любом уровне сознания. Отрицание смерти есть отрицание собственной человеческой природы. Отрицание смерти есть сужение потока своей жизни.

Рано или поздно все в жизни приходит к своему концу – это очевидная истина, так же как и то, что мы боимся этой неизбежности. Физически смерть разрушает нас, идея смерти спасает нас. Идея смерти увеличивает удовольствие от проживания собственной жизни. Осознание собственной смертности – не приговор, обрекающий на пожизненный ужас, а стимул к переходу к другому качеству жизни. Жизни осмысленной, наполненной не тревогами и «проблемами», а подлинной радостью бытия.

Попробуйте задуматься над всем этим. Кстати, эта идея положена в основу упражнений некоторых психологических тренингов. Возможно, древнейшее наставление: «Momento mоrе» (помни о смерти) поможет вам прожить жизнь более счастливо и уверенно.

Автор - Жанна Новицкая

Источник

Обновлено 31.10.2014 15:07

Страх смерти. Бегство от смерти

E-mail Печать PDF

Страх смерти. Бегство от смерти

Чувство страха знакомо всем. Несмотря на это, природа тревоги и страха остается загадкой для психологов. Одни видят суть тревоги в беспомощности, другие описывают внутренний разлад, возникающий при угрозе безопасности, третьи отмечают дезинтеграцию личности при столкновении с противоречием. Так когда же человек боится? Прежде всего пугает неизвестность. Между нашим состоянием сейчас и тем, что с нами случится через минуту, существует разрыв; этот промежуток заполнен неопределенностью. Человек боится того, что его ожидает. Поэтому у некоторых людей возникает тяга к "уверенности в завтрашнем дне". Иногда все общество начинает тосковать по определенности и тогда начинаются разговоры о необходимости "сильной руки", что приводит к диктатуре под тем или иным обличием. Возможен и другой вид страха. Это так называемая тревога отделения: ребенок боится оторваться от матери, любящий боится потерять объект своего чувства, каждый боится быть выброшенным из мира, где все привычно и знакомо.

Противоположностью боязливости является решительность. Если мы решаемся мыслить последовательно и смело, мы приходим к выводу о том, что обречены на незнание того, что с нами произойдет. Что нас ждет впереди? Сбудутся ли наши желания? Произойдут ли перемены? Какими они будут? И как вообще сложится наша жизнь? На эти вопросы у нас нет ответов. Что нам известно о будущем? Оказывается, с полной определенностью мы можем знать только одно - все мы когда-нибудь умрем. Завтра или через несколько десятков лет, но это обязательно произойдет. И здесь наблюдается парадоксальность нашего восприятия мира. Страх рождается от неизвестности. Нам ничего неизвестно о нашей судьбе, кроме достоверного факта конца нашего земного существования. И эта абсолютная неизбежность вызывает в нас сильнейшее чувство тревоги, настолько сильное, что мы не можем его вынести. Мы предпочитаем неведение. Как можно ощущать себя, зная, что рано или поздно тебя не будет? Как жить, творить и действовать в мире, зная, что все закончится для тебя? Как общаться с людьми, зная, что каждый из них раньше или позже будет закопан в землю? Действительно, наука, культура, идеология не дадут нам ответов. Человек остается со смертью один на один. Ничто не спасает его, даже "глубокомысленные" рассуждения, типа "когда ты есть - смерти нет, когда смерть наступила - тебя уже нет". Не помогает, потому что в самой сердцевине человеческого существа саднящая рана - я умру. Одна современная духовная писательница заметила: "Смерть бьет человеческое существо в самую сокровенную его сердцевину так унизительно, так ужасающе радикально, что его спонтанной реакцией может быть только бегство (в мучение или презрение), которое спускает с цепи всякое зло. Смерть ужасна. Она --злейший враг. Несмотря на все научные объяснения, смерть остается непостижимой. Внезапно предстающая жуткая картина собственной смерти со всей ее неизбежностью вызывает шок. В самой глубине личности открывается незаживающая язва. В первую очередь страх относится к собственной смерти. Смерть в газетах и по телевизору стала привычной. Подтверждается старая поговорка - Смерть одного - трагедия, смерть ста тысяч - статистика. Может быть, так происходит потому, что к нашей способности сопереживать предъявляются слишком высокие требования".

Некоторые люди пытаются обмануть смерть. Одну старушку преследовал навязчивый страх, что она умрет во сне. Последние четыре года жизни она провела сидя на стуле и так умерла в свои 89 лет. Людовик XIV, король Франции, в последние годы жизни запретил придворным упоминать о смерти в его присутствии. Из-за того, что он жил слишком близко к кладбищу, он построил новый роскошный дворец в Версале. Туристы теперь любуются его великолепием, но смерть к королю все-таки пришла.

Осмысливая феномен тревоги, выдающийся мыслитель С. Кьеркегор приходил к выводу, что тревога начинается с момента ощущения себя человеческой личностью - "у зверей и ангелов тревоги нет". У животных существуют инстинктивные страхи. У человека аналогичную функцию выполняет своеобразное сужение сферы сознания. Большинство людей осознает только то, с чем они сталкиваются в своей "малой" жизни. Один школьный учитель сказал: "Ребята, если вы задумаетесь о бесконечности или вечности - вам гарантировано сумасшествие". Но вечные вопросы бытия все равно остаются. Человек может решить, чтобы быть нормальным, не думать о проблемах жизни и смерти. Что же, неужели нормальность - это отрицание реальности? Итак, знанием своей смертности человек отличается от животного. Это знание - тяжелая, подчас невыносимая ноша. Умом человек, конечно, понимает, что когда-нибудь умрет, но в то же время... не знает этого. Вернее, хочет не знать. Он убегает от знания. Цивилизация помогает ему в этом. Общество вырабатывает нормы приличия. Разговоры о смерти неприличны. Существует стремление скрыть смерть от детей. Прослеживается тенденция изолировать смерть в стенах больниц и моргов, расположить места упокоения усопших подальше от городов. Помимо санитарных, играют роль соображения дистанциировать живущих от их умерших близких, чтобы ничто не напоминало о них. В некоторых кантонах Швейцарии похоронным автобусам запрещено появляться на улицах в дневные часы, чтобы мысли о смерти не смущали граждан.

Есть и другая крайность - десакрализация смерти. Особенно ярко это видно на примере так называемого "черного юмора", сюда же относятся эвфемизмы типа перекинулся, дал дуба. Но и здесь за натужными остротами проступает леденящий страх. Тогда применяется другой образ защиты. Выработан набор приличествующих случаю фраз - "Бог дал, Бог взял" или "Все там будем". Ритуал соболезнования достаточно формален и сводится к произнесению банальностей, за которыми не стоит внутренней солидаризации. Нередки случаи, когда поминальная трапеза, начавшись положенными словами, завершается как праздничное застолье, сопровождаемое... пением под предлогом того, что покойник-де не хотел бы, чтобы мы грустили.

Единственное место, где естественно и спокойно говорят о смерти - это храм. Для многих путь в Церковь начинается с размышления о смерти. Для других значение религии ограничивается "отпеванием и поминанием" мертвых. Действительно, самые простые формы религиозности представляют собой культы, связанные с похоронами и почитанием предков. Среди примет нашего времени - подчеркнутая религиозность в среде уголовников. Их похороны обставлены с необыкновенной торжественностью и большими жертвами "на помин души". Священники иногда объясняют "набожность" бандитов тем, что они постоянно балансируют между жизнью и смертью. Однако это - не подлинное осознание своей смертности, а легкомысленная, грешная игра с собственной жизнью. Еще один новый обычай - непременное посещение кладбищ в Пасхальные дни. Некоторые священники видят в этом регресс христианского сознания в современном обществе.

Страница 748 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135