Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Как наше слово отзовется

E-mail Печать PDF

Как наше слово отзовется? Нам не дано предугадать...

За что мне нравится интернет-журнал ШколаЖизни.ру, так это за возможность сразу же после публикации статьи получать от читателей оценки своему творению. Для начинающих авторов это необходимо как воздух. Ведь каждый уверен, что его статья – просто супер в квадрате, но только в ШколеЖизни.ру ему откроют глаза на его творчество.

Как это происходит?

Ознакомившись со статьей на сайте, десятки людей могут выставить свои оценки в баллах. К тому же многие участвуют в ее обсуждении, пишут свои комментарии по теме, за что им отдельная искренняя благодарность. Вот тогда становится ясно, что реакция читателей на наш «шедевр» отличается от наших представлений, а предугадать эту реакцию совершенно невозможно.

Действительно, школа жизни. Какие неожиданные мнения и умозаключения обрадуют и огорчат автора! Статью могут аргументированно похвалить или побранить, не согласиться с нею, указать на ошибки. Все это очень ценно как для начинающего, так и для опытного автора.

К сожалению, не всегда приходится наблюдать столь благостную картину обсуждения статьи. Порой сторонники разных мнений вступают в настоящую схватку, к счастью, виртуальную. Так же виртуально ломаются копья, летят пух и перья, а модераторы едва успевают растаскивать противников по углам виртуального ринга. Завершающий этап – выдохшиеся противники переходят на личности и перебирают предполагаемые недостатки друг друга.

Отчего так происходит? Причин много. Попробую описать то, что я как автор уяснила для себя.

Непонимание

Оно является причиной многих проблем в отношениях между людьми. Отчего же возникает непонимание статьи? Допустим, читающий имеет привычку бегло просматривать статьи или только их первые абзацы – характер у него такой: энергичный, неусидчивый, местами бесцеремонный. С ходу все «схватывает» и тут же обрушивает свой гнев на автора за то, о чем автор вовсе не писал. Или же обвиняет за совершенно противоположное тому, что написано.

Недоумевающий автор просит перечитать статью, разобраться. Получает ответ: и так все понятно, времени на вашу ерунду тратить не собираюсь. Естественный вопрос: зачем же тогда критиковать беретесь? А с другой стороны, по законам жанра уже первый абзац должен давать представление обо всей статье. Если следовать укоренившейся в нас привычке искать того, кто виноват, то виновником в большей степени окажется автор. Это – во-первых.

Во-вторых, читатель может по-своему воспринимать смысл отдельных слов и понятий, которые присутствуют в статье. Например, в статье о родственных отношениях слово «деверь» (брат мужа) кем-то может восприниматься как родственник по линии жены. Тогда все описанное в статье в уме такого человека превращается в некую абракадабру. О чем он не замедлит вам сообщить в красочных выражениях.

В такой ситуации опять же виноват автор. Вводя в текст нечасто употребляемые слова или термины, он просто обязан привести их толкование из словаря. Правда, тут может быть и парадоксальная ситуация: читатель по-своему объясняет смысл достаточно часто употребляемого слова. Мне встречался человек, который считал, что «зной» – это лютый мороз. Наверное, всем стоит почаще заглядывать в словари.

Куда сложнее ситуация, когда читатель – эмоциональная натура и имеет свойство приписывать другим свои мысли, додумывать за автора, попутно навешивая на него ярлык: «Вы тут расписываете прелести охоты, значит, вы за убийство животных и предлагаете их всех уничтожить, бессердечный вы человек!»

Вывод один: взялся писать, пиши так, чтобы непонимания не возникало. Естественно, такое умение приходит с опытом. А пока ты учишься, будь готов принять все шишки, которые на тебя могут свалиться.

Случаи непонимания будем считать временными явлениями в отношениях пишущего и читающего. Их становится все меньше с возрастанием уровня мастерства вебрайтера (копирайтерами специалисты называют людей, пишущих продающие тексты, а всех остальных – вебрайтерами).

Но есть и более глубокие, внутренние причины неприятия статьи.

Почему читатель объявляет автору войну?

Про одно из «почему?» много говорить не хочется. Просто есть люди, которые пользуются правом обсуждения статьи для самоутверждения. По сути, их комментарий сводится к выплескиванию негативных эмоций, а мишенью видится тот, кто написал статью. Запустят шпильку ему под ногти – довольны: получил, писатель?

Есть более серьезная причина военных действий. Человек живет и действует в этом мире на основании сложившихся у него представлений. У каждого из нас есть своя картина мира. Эта та система убеждений, платформа, которая позволяет нам твердо стоять на ногах, строить свою жизнь и взаимоотношения с людьми. Основываясь на своих убеждениях, человек решает, что хорошо, что плохо, и принимает правильные, по его мнению, решения. Разрушение убеждений грозит разрушить его как личность. Поэтому свою картину мира человек будет защищать не на жизнь, а на смерть.

Новая информация, не известные до сих пор факты или представления других людей могут заставить человека засомневаться в своей правоте. Или показаться покушением на те истины, которые он считает раз и навсегда установленными для себя. Тогда созданная им надежная платформа из собственных убеждений и правил начнет слегка покачиваться под ногами.

Этого не любит никто. Нечто неожиданное для понимания, революционное по сути, всегда принимается в штыки. Хочется протестовать и наказать автора-возмутителя спокойствия независимо от того, прав он или совсем не прав. Будьте уверены, возмутитель спокойствия получит сполна.

Самый важный повод для войны

Каждый из нас совершал поступки, которых потом стыдился, о которых не хотел бы вспоминать. А может, и сейчас совершает, но никому об этом не рассказывает. Напоминания об этом для него крайне болезненны и неприятны.

Может случиться, что автор, сам того не ведая, заставит читателя вспомнить что-то глубоко спрятанное в душе, нечаянно заденет его болевую точку. Этот «проступок» вебрайтера вряд ли будет когда-нибудь прощен. Мотив возникшей неприязни: он посмел выставить на всеобщее обозрение мою тайну! Или даже такой: он оскорбляет меня, намекая на мои поступки; он негодяй! А автор не может взять в толк, отчего так зло атакует его комментатор.

Заметьте: те, кто не почувствовали душевного дискомфорта при прочтении статьи, ограничиваются спокойным комментарием по существу. Либо выставляют свои баллы, не комментируя.

Подведем итоги

Наверное, многие могут добавить к вышесказанному немало своих наблюдений. Все мы отлично понимаем, что наше произведение не может осветить все вопросы, относящиеся к заявленной в нем теме. Оно также не может быть истиной для всех.

С моей точки зрения, любая статья – это всего лишь приглашение к интереснейшей игре, которую мы называем «человеческое общение». Хотелось бы, чтобы она была полезной и приятной для обеих сторон.

Автор - Лидия Бурина

Источник

Обновлено 29.10.2014 16:08

Как не «сгореть» на пути к цели

E-mail Печать PDF

Как не «сгореть» на пути к цели?

Узнать человека, склонного к «сгоранию», несложно. Обычно это активная и деятельная личность, увлеченная карьерой, каким-то делом.

В этой группе повышенного риска могут быть люди, которые по долгу службы помогают другим, учат их. Это учителя, врачи, спасатели, социальные работники и т.д. Но в развитии синдрома сгорания не последнюю роль играют и личные качества человека.

В том числе перфекционизм (стремление достичь совершенства), завышенные требования к себе и окружающим. Обычно такие люди испытывают боязнь неуспеха, стремятся всегда «соответствовать», им свойственно повышенное чувство ответственности, они живут с ощущением «все держится на мне». Притом что эти люди, как правило, трудоголики, они могут быть внутренне неуверенны, даже склонны к самоедству.

Подобное состояние у людей проявляется по-разному. Но основные признаки – это усталость, апатия и эмоциональная опустошенность. Очень часто бывает так, что человек ставит перед собой цель, стремится к ней, но жизненные обстоятельства непреодолимо мешают ее выполнению. Подчас даже трудоголик, испытав фиаско, может растеряться, превратиться в безвольного исполнителя.

Специалисты обращают внимание на три ступени развития у людей синдрома сгорания.

Первое – это напряжение. В этот период человек чувствует неудовлетворенность собой, разочарование, тревожность, раздражительность. Второе – это резистенция (ситуация ухудшается, все меньше положительных эмоций), растет число проблем, с которыми человек не может справиться. В итоге, человек испытывает моральное и физическое истощение. Это отсутствие эмоций, потеря себя, могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем.

Надо сказать, что люди, испытывающие подобные состояния, не всегда обращаются к врачу. Многие из нас, чувствуя, как то, что раньше приносило радость, теперь не радует, подавлены, разочарованы или не могут справиться с обычными делами, всё это принимают за обычное переутомление. Дескать, это не так страшно. Надо немного отдохнуть, и всё восстановится само собой. Нередки случаи, что даже после отдыха апатия не исчезает, настроение не поднимается, усталость не уходит.

И что уж совсем неприятно, человек начинает испытывать головные боли, боли в спине, груди, его мучает бессонница. Очень часто «сгоревшие» жалуются на растущий вес. Ведь так, переедая, они убегают от проблем. По той же причине у людей появляется тяга к спиртному, никотину, азартным играм и т.д.

Кстати, виновник синдрома сгорания – внутренний конфликт, который происходит от несоответствия желаемого действительному.

Допустим, что человек одержим какой-то идеей, ради нее он готов на все. Иные сферы жизни его перестают интересовать, возникает некий перекос, карьера (дело) перекрывает потребность в увлечениях, друзьях, страдает семья. Это противоречие плохо действует на психику. Такой человек все время чувствует себя бегущим за уходящим поездом, который, увы, очень трудно догнать.

Или еще пример. У человека очень завешенные требования к себе. Он установил для себя такую «планку», которую преодолеть не в силах. И тогда вполне успешные люди начинают «гореть».

Методы лечения синдрома сгорания индивидуальны. Но существуют и общие рекомендации, связанные с позитивным мышлением, которые применимы для каждого человека, оказавшегося в этой ситуации. Главное из них – это понять и полюбить себя. Человек должен осознать, что он неповторим и уникален, что не успехи являются мерилом его неординарности, а сама личность. Личность выступает источником успеха, радости и любви. Наконец, удовлетворения жизнью.

Не менее важно научиться уважать свои собственные потребности и желания. Не бойтесь, что о вас кто-то плохо подумает, в чем-то осудит. Ведь все это люди делают сквозь призму собственного восприятия. И еще. Не стоит следовать за «кумиром». Когда кумиром становится, к примеру, успех в профессии, идеальные отношения и т.п. Когда ради этого человек на карту ставит все для достижения цели, то из хозяина своих стремлений он превращается в их слугу, а потом теряет и себя.

Вы скажете, что только очень увлеченные люди совершают открытия, становятся героями и нобелевскими лауреатами. Все верно. Но согласитесь, что заоблачных высот достигают не все.

Однако, чтобы добиться чего-то существенного в жизни, достичь своей цели, надо еще и суметь не сгореть на пути к ней.

Автор - Ольга Конодюк

Источник

Обновлено 29.10.2014 16:08

Как не заблудиться в направлениях психотерапии

E-mail Печать PDF

Как не заблудиться в направлениях психотерапии? Часть 2.

Сегодня мы продолжим навигацию по просторам психотерапии. Напомню, что в первой части статьи были рассмотрены вербальные («разговорные») методы психотерапии, такие как психоанализ, гипноз, гештальт-терапия и другие.

Перейдем ко второй группе – невербальных («не-разговорных») методик, где ключевую роль играет действие, а не беседа.

Арт-терапия (от англ Art - искусство). У истоков метода стояли Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Ганс Принцхорн. Основная идея: творческое самовыражение позволяет человеку раскрыть глубинные пласты его личности, с помощью арт-терапевта найти причины психологических сложностей, получить удовлетворение от процесса самовыражения. Большим заблуждением является то, что для прохождения курса арт-терапии нужно уметь рисовать, лепить и т.д. Напротив, человеку, не скованному рамками специальных навыков, гораздо проще выразить себя. В арт-терапии эстетическая красота вашего произведения имеет минимальное значение. Главное – ваши ощущения в процессе создания и та информация, которую вы сможете получить о себе с помощью интерпретаций арт-терапевтом вашего творчества. Арт-терапия – не только хороший способ решения конкретной психологической проблемы, но и прекрасная возможность просто снять общее напряжение.

Маскотерапия. Основоположник метода – Гагик Назлоян. Метод заключается в создании скульптурного портрета клиента и направлен на преодоление внутреннего одиночества человека, налаживание диалога с самим собой и окружающим миром. Метод индивидуальный и применяется как в психотерапии, так и в психиатрии.

Психодрама. Основоположник метода – Якоб Морено. Психодрама – метод групповой психотерапии, в котором клиент с помощью группы и терапевта в спонтанном театрализованном действии имеет возможность заново проиграть травмирующие события, по-новому увидеть свою проблему и найти её оптимальное решение. Ключевым понятием метода является спонтанность – незапланированность действий как отдельного участника, так и всей группы. Задаются только роли и общая схема ситуации, которая затем разыгрывается спонтанно. Занятие проходит в три этапа: разогрев (подготовка), непосредственно действие и шеринг (обратная связь).

Холотропное дыхание. Основоположник – Станислав Грофф. Метод относится к разделу трансперсональной психологии. Суть метода: специальная техника дыхания позволяет человеку входить в измененное состояние сознания и контактировать с глубинными слоями собственной личности. Полученная в ходе сеанса информация интрепретируется терапевтом, намечаются пути дальнейшей работы.

Для этого метода считается нормой возникновение видений и физических ощущений в течение сеанса, очень часто человек заново переживает процесс своего рождения. Как правило, требуется несколько занятий для того, чтобы «раздышаться» - справиться с неприятными физическими ощущениями. Метод групповой, долгосрочный, для любителей экзотики и острых ощущений.

Важно знать! Ни в коем случае не пытайтесь практиковать эту методику без наблюдения специалиста (самостоятельно или в непрофессиональной группе). В связи с особым способом дыхания может возникать физиологическая компенсаторная остановка дыхания (на определенном этапе вы просто чувствуете, что вам больше не хочется дышать), и только специалист может правильно сопровождать вас в такой ситуации.

Телесно-ориентированная психотерапия. У истоков метода – Вильгельм Райх, Ида Рольф, Александр Лоуэн. Основная идея: работа тела регулируется психикой. Следовательно, о психологических процессах можно судить по их физическим проявлениям: осанке, позе, манере двигаться и говорить, т.е. личность и тело образуют функциональное единство. Знание «языка тела» дает терапевту значительно более достоверную информацию о проблеме, нежели самый подробный рассказ клиента. Получив информацию, терапевт начинает работу с телом клиента: это может быть и терапия танцем, и специальные упражнения – индивидуальные и групповые. Помимо решения внутренних проблем, этот метод дает также оздоравливающий, общеукрепляющий эффект. Хорошо подходит для терапии психосоматических расстройств.

Итак, теперь, когда вы знаете, чего ждать от непонятного названия методики психотерапии - выбор за вами. Будьте придирчивы в своем выборе (тем более, что услуги психотерапевта стоят недешево), не стесняйтесь расспросить специалиста о полученном образовании, ознакомиться с дипломами и рекомендациями – в этом нет ничего предосудительного. И главное: постарайтесь не пропустить тот момент, когда вы почувствуете, что проблема решена и можно отказаться от дальнейших услуг терапевта.

Будьте здоровы и счастливы!

Автор - Анна Полонская

Источник

Обновлено 29.10.2014 16:10

Как не заблудиться в направлениях психотерапии

E-mail Печать PDF

Как не заблудиться в направлениях психотерапии? Часть 1.

В жизни каждого человека наступает момент, когда он чувствует, что не в состоянии самостоятельно справиться с ворохом навалившихся проблем. Многие в такой ситуации принимают решение обратиться за помощью к профессионалу – психологу или психотерапевту.

Однако, начав поиски специалиста, человек сталкивается с тем, что выбор методов психотерапии огромен, и без предварительной подготовки сложно сориентироваться во всех направлениях. Важно не ошибиться в выборе и уметь распознать недобросовестного специалиста. В этой статье я представлю краткие характеристики наиболее популярных на постсоветской территории школ и направлений.

Начнем с «разговорных» (вербальных) методик, т.е. тех, где ключевую роль играет беседа психотерапевта и клиента.

Классический психоанализ. Основоположники направления – Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг. Основная идея: всё поведение, привычки, склонности человека задаются бессознательной частью психики, которая формируется в раннем детстве. Задача психоаналитика – умозрительно вернуться вместе с клиентом в его детство и отыскать там травмирующий фактор, ставший причиной психологических сложностей в настоящем. С этой целью аналитик может использовать метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, легкий гипноз. Как только причина найдена и разъяснена клиенту, наступает т.н. катарсис (очищение) и проблема исчезает сама собой.

Курс психоанализа длится от года до трех-пяти лет. Если вам предлагают психоанализ за пять сеансов – скорее всего психотерапевт не очень сведущ в заявленном направлении или не планирует вам помогать. От профессионала-психоаналитика не стоит ждать душевной теплоты в общении с вами: по правилам школы психоанализа терапевт должен быть максимально отстранен от клиента, избегать эмоциональной связи с ним. Психоанализ – яркий пример индивидуальной психотерапии, когда терапевт и клиент беседуют один на один.

Гештальт-терапия (от нем. Gestalt – целостная фигура, образ). Основоположник метода – Фриц Перлз. Основная идея: в жизни человека происходит множество событий, которые остаются неотреагированными, становятся неактуальными, забываются. Таким образом, формируются незавершенные гештальты – образы, могущие впоследствии стать причиной психологических сложностей. Задача терапевта – в беседе, «здесь и сейчас» восстановить чувственную картину какого-либо события в жизни клиента и помочь ему эмоционально отреагировать на это событие или ситуацию. Гештальт-терапевт избегает интерпретаций и толкований, он полностью сосредотачивает внимание на целостной чувственной картине происходящего. По мнению гештальт-терапевтов, целое не равно сумме его частей. Гештальт-терапия может быть индивидуальной и групповой.

Гипноз. Этот раздел психотерапии в настоящее время представлен тремя крупными направлениями:

1. Классический гипноз. Метод основан на прямом внушении человеку моделей поведения, чувственных образов. Суггестия (внушение) может быть индивидуальной и групповой. Яркий пример групповой суггестии – некогда популярные в СССР сеансы Анатолия Кашпировского. В настоящее время большинство специалистов подвергают сомнению эффективность этого метода. Сохранился классический гипноз преимущественно в государственных психиатрических больницах и наркологических диспансерах как метод «лечения» невротических расстройств и алкоголизма.

2. Эриксоновский гипноз. Созданный Милтоном Эриксоном метод гипноза кардинально отличается от классического своей недирективностью: терапевт не дает клиенту инструкций и указаний, а помогает ему войти в особое состояние – транс, когда человек бодрствует и может активно общаться с терапевтом. Обычному гипнозу поддается лишь некоторая часть людей, в транс же можно ввести практически любого человека. В этом состоянии человек концентрируется на своих внутренних переживаниях и на время перестает воспринимать окружающую реальность. Эриксон считал транс естественным состоянием человека, необходимым ему для обработки внутреннего опыта. Кроме того, находясь в состоянии транса, человек может вызвать к жизни забытые, но продолжающие влиять на его жизнь, события, что является ключом к решению проблемы.

3) Нейролингвистическое программирование (НЛП). Основоположники – Ричард Бендлер и Джон Гриндер. Метод объединяет элементы эриксоновского гипноза и особые приемы трактовки речи клиента, позволяющие терапевту понять внутреннюю картину происходящего и помочь клиенту расширить рамки своего видения проблемы.

Важно знать! На постсоветской территории НЛП практикуется преимущественно как прикладная методика – в бизнес-тренингах, личностных тренингах (т.н. тренинги успешности), тренингах по пик-апу (от англ. Pick-up – случайное знакомство). Если вы нашли специалиста, практикующего этот метод в качестве индивидуальной или групповой психотерапии, постарайтесь заранее убедиться в его добросовестности и профессионализме, так как приёмы НЛП равносильны оперативному вмешательству в психику и в руках неумелого терапевта скорее принесут вред, чем пользу!

Рациональная психотерапия. Основоположник – Поль Дюбуа. Метод основан на логически построенном переубеждении клиента, объяснении ошибочности его суждений. Метод широко (не означает - успешно) практиковался в советской малой психиатрии (терапии невротических расстройств) и до сих пор сохранился на вооружении у психиатров. Как самостоятельное направление подвергается сомнению большинством специалистов, однако присутствует как элемент в работе психотерапевтов и врачей.

Системные расстановки. Основоположник – Берт Хеллингер. Метод может быть групповым или индивидуальным. Во втором случае вместо группы терапевт использует в работе специальный набор кукол. Если есть возможность выбрать – лучше пойти в живую группу. Суть метода заключается в том, что человек и его проблема рассматриваются не отдельно, а в тесной взаимосвязи с ближайшим окружением человека – семьей, рабочим коллективом. Клиент на практике воссоздает эмоциональные взаимосвязи между участниками ситуации с помощью расстановки группы в пространстве – здесь важно все: расстояние между участниками, поза, поворот головы.

По мнению Хеллингера, в расставленной таким образом группе людей, с заранее заданными ролями, возникает уникальная энергетика реальной ситуации. Терапевт сначала дает клиенту самому расставить участников в комнате, в соответствии с его видением ситуации. Затем он беседует с каждым участником и получает представление о нарушенных звеньях системы. После этого уже сам терапевт расставляет участников, исходя из своего видения проблемы, иногда вводит новых участников или удаляет кого-то. В итоге клиент получает эмпирический опыт правильной работы системы. Его осознание является ключевым моментом терапии, т.к. после этого уже реальная система (семья, коллектив) начинает функционировать правильно. Метод хорош как в семейном, так и в бизнес-консультировании, дает быстрые и стойкие результаты.

В учебниках по психотерапии вы сможете отыскать ещё несколько методов вербальной психотерапии, но их практическое значение в настоящее время невелико. Во второй части статьи речь пойдет о «не-разговорных» (невербальных) методах.

Будьте здоровы и счастливы!

Автор - Анна Полонская

Источник

Обновлено 29.10.2014 16:10

Как не стать жертвой

E-mail Печать PDF

Как не стать жертвой?

Оказывается, на белом свете уже давно существует некая наука с чарующим названием ВИКТИМОЛОГИЯ. Занимается она ничем иным, как рассмотрением и предохранением от ситуаций, в которых мы можем оказаться жертвами. И, как и любая серьезная наука, виктимология имеет целый ряд общих законов, а попросту - нехитрых хитростей, предохраняющих вас от нежданных хулиганов. Вот некоторые из них.

Например, если вы не хотите, чтобы на вас напали в подъезде дома, то, подходя к двери парадного, вертите головой по сторонам: заметите подозрительную компашку, и в то же время покажете высматривающим жертву малозаметным личностям, что вы не промах и наблюдательны. Дело в том, говорит нам наука виктимология, что эти "малозаметки" неожиданно нападают, потому что вы просто не успели их заметить, когда они уже вели вас взглядами.
Потом, продолжают виктимологи, надо стараться ходить быстрее. На таких не нападают, потому что трудно попасть в ритм наскока. Да и впечатление в этом случае вы производите личности энергичной и способной дать отпор.

Кстати о наскоке. Хотите показать пренебрежение к человеку - избегайте с ним зрительного контакта. Не прячьте глаза, а гордо игнорируйте. Это здорово останавливает, показывает вашу силу. Но это в закрытых помещениях. А вот на улице, наоборот, когда идете - смотрите прямо в глаза идущим навстречу вам. Пусть они отводят глаза в сторону, а не вы. Прямой взгляд, говорит виктимология, - это всегда демонстрация силы, уверенности в себе и способности за себя постоять. Кстати, это работает, в том числе, и на собаках, если вы смотрите прямо в глаза, животное признает вас авторитетом и трогать не будет. Но, надо оговориться, это только в том случае, если вы демонстрируете "взгляд сильного", а не "бегающие глаза труса".

Хулиганье и ворье хорошо разбираются в психологии людей. Конечно, на уровне обыденного сознания, никак не больше, но и этого достаточно, чтобы взять за подбрюшье трусливого обывателя. Как говорят жулики, "лоха" видно по большим глазам навыкате, слишком открытому лицу и детской впечатлительности, которая не дает возможности управлять сознательно своим вниманием. А потому делаем все наоборот, хитро и многозначительно щуримся, лицо же делаем закрытым и все бандиты на свете при виде нас начнут с криком "Мама!" разбегаться в разные стороны.
Вот такая, во всех отношениях полезная наука - виктимология!

Автор - Максим Селинский

Источник

Обновлено 29.10.2014 16:15

Страница 715 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135