Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Как зрячие воспринимают людей, лишённых зрения

E-mail Печать PDF

Как зрячие воспринимают людей, лишённых зрения?

Тот факт, что большую часть информации об окружающем мире мы воспринимаем зрительно, думаю, известен всем. Наверняка многие из нас более или менее отчётливо представляют себе жизнь без речи (жизнь немого человека), жизнь без слуха (глухоту), без рук или ног, на инвалидной коляске. Гораздо сложнее представить себе жизнь без зрения - слепоту. Нет, пожалуй, выразилась я не очень точно. Представить слепоту не то чтобы трудно, сложность состоит в попытке вообразить незрячего человека, не прозябающего, не «существующего», а живущего полноценной жизнью.

Сказать, что при отсутствии зрения мир покажется таким же целостным, ярким и прекрасным, а пребывание в нём ничуть не усложнённым, значило бы покривить душой. Несомненно, трудности есть при восприятии окружающего незрячим человеком, есть они и при восприятии инвалида по зрению окружающими людьми.

Последний аспект (восприятие слепого человека зрячими) уже затрагивался в одной из статей данного цикла, а именно, говорилось о том, какие ассоциации у нас вызывает незрячий, слепота, о том, какими возможностями, по мнению зрячих, обладает человек, лишённый зрения.

Есть и другая сторона обсуждаемого аспекта: как зрячие люди воспринимают незрячих, какие отношения на психологическом уровне пронизывают это восприятие. Вам, дорогие читатели, последняя фраза показалась туманной? Сейчас поясню свою мысль.

Ход рассуждения некоторых зрячих людей может быть таков: если восемьдесят процентов информации воспринимается только зрительно, следовательно, слепой человек обладает лишь оставшимися двадцатью процентами, которые, в свою очередь, без прочей большей части информации фактически теряют значение, следовательно, незрячий человек - это неосведомлённый либо плохо осведомлённый человек, следовательно, легко предположить его несмышленость, недальновидность суждений и даже скудоумие, а то и слабоумие.

Некоторые незрячие, не хочу никого из них обидеть, не очень хорошо управляют своей мимикой, жестами, позой тела. Конечно, вины в этом нет, но почему-то у зрячих искажённость или полное отсутствие непроизвольных мимических реакций прочно ассоциируется с неполноценным умственным развитием.

Ещё один момент необходимо выделить: для человека, способного видеть, особенно важен зрительный контакт с собеседником. Незрячий же подобного контакта предоставить не может и не может на него откликнуться. Это происходит из-за того, что он (незрячий) либо постоянно смотрит вниз, либо его глазные яблоки находятся в хаотичном движении (плавают), либо он всюду носит тёмные очки, скрывающие явный дефект глаз.

В связи с практической невозможностью поддерживать с незрячим человеком контакт посредством взгляда часто возникают обидные, абсурдные, глупые, порой курьёзные ситуации.

Например, если инвалид по зрению приходит куда-либо с сопровождающим (в госучреждение, в магазин и т.д.), то собеседники (продавцы, работники учреждения) стремятся прежде всего обращаться именно к сопровождающему, говорить с ним.

В таком случае сопровождающий может тактично указать на то, что обращаться следует непосредственно к незрячему, с которым он пришёл. Ответом на это замечание бывают удивлённые, непонимающие, насмешливые взгляды собеседника (в зависимости от воспитания и хорошего тона).

В подобных ситуациях человеку, лишённому зрения, становится обидно от осознания того, что собеседник принимает слепоту за барьер, через который не проникнут слова, мысли, идеи, если нет зрительного отклика.
Нередки случаи, и я сама тому свидетель, когда преподаватели обращались не к ученику или студенту, а к его зрячему помощнику. Преподавателям, видимо, было невдомёк, что сопровождающий может не знать о школьных или институтских заботах и делах «подопечного» незрячего.

Вызывает лишь грустную горькую улыбку факт: зрячие люди не представляют себе, как это человек, лишённый зрения, любит смотреть кино, телевизор, ходить в театры, кинотеатры. Бывало, знакомые меня спрашивали: «Что ты можешь понять в этом фильме, когда тебе никто его не комментирует, не разъясняет?»
Вопрос, в принципе, разумный, ведь на слух понимаешь далеко не всё, но достаточно, чтобы уловить общий сюжет и смысл.

Некоторые в своих представлениях о незрячем человеке сравнивают его с новорождённым котёнком, натыкающемся на каждый угол и стену, не способным никуда самостоятельно пойти, что-то приобрести, приготовить еду, не говоря уже о том, чтобы быть профессионалом в какой-либо области. Развеивать мифы о своей, якобы, беззащитности, беспомощности должны сами незрячие, тогда окружающие станут воспринимать их более адекватно, как личностей, как ярких индивидуальностей.

Автор - Маргарита Мельникова 
Источник

Обновлено 29.10.2014 10:45

Как и зачем был создан Институт сказкотерапии

E-mail Печать PDF

Как и зачем был создан Институт сказкотерапии?

Возможно, это самое необычное научное учреждение в мире – Институт сказкотерапии.

Он существует уже почти десять лет. Хотя… сказки-то тысячелетиями воспитывали, передавали жизненные знания, развивали, поддерживали культурно-историческую связь поколений.

Поэтому психология рано или поздно не могла не обратить свой благосклонный взгляд на этот феномен. Тем не менее, сказкотерапия, о которой уже шла речь в одной из статей, оказалась гораздо моложе большинства методов практической психологии.

Зато, хоть и занимались анализом сказок мировые корифеи К.Юнг, Э.Фромм, Э.Берн, Б.Беттельхайм – и не только они, метод комплексной сказкотерапии сформировался в России. Дело здесь не только в тех фундаментальных наработках, которые были созданы В.Проппом и др. В советские времена отечественные специалисты испытывали неизбывный профессиональный «голод» в ограниченном методическом круге из-за многочисленных табу, обусловленных идеологическими догмами, которые отрицали значимые постулаты «буржуазной психологии». Их частокол был смят в годы перестройки и воспоследовавших за ней бурных политических, государственных, общественных процессов.

Жадно набросившись на возникшие вдруг возможности легального использования психо- и трансактного анализа, гештальта, психосинтеза, бихевиорализма, роджеровской гуманистической терапии, самоактуализации по Маслоу и т.д., практики устроили настоящее «пиршество», которое не могло не привести к естественным последствиям «переедания», стоически пережитым до того, как состоялся более сознательный выбор методов.

Вот тогда-то с легкой руки Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой, талантливого психолога и энергичного организатора, группа подвижников решила синтезировать достижения мировой психотерапии в «сказочном» формате как наиболее приемлемом для российской ментальности. Началось создание теоретической базы и полигона для практики, в результате которого в Санкт-Петербурге был учрежден Институт сказкотерапии (1998).

Его создатели шутят, что появление этой структуры было предсказано в отечественной фантастике: ведь был же у Стругацких и НИИЧАВО – Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства («Понедельник начинается в субботу»), и НУИНУ – Научный универсальный институт необыкновенных услуг («Чародеи»).

А что значит «комплексная сказкотерапия»?

Во-первых, это психологическая диагностика, коррекция и профилактика, что называется, «в одном флаконе». Во-вторых, речь идет о целостном восприятии личности, т.е. о таком подходе, когда психологические проблемы не вычленяются в качестве автономных объектов для воздействия, а рассматриваются как проявляющиеся аспекты внутренней дисгармонии, и, следовательно, ведущей целью взаимодействия в сказкотерапевтической практике является развитие через гармонизацию внутреннего мира человека, – что, пожалуй, самое главное.

Это принципиально важно в процессе формирования психики ребенка и подростка, поскольку обеспечивает ненасильственную помощь в кризисные возрастные периоды и мягкую позитивную настройку в межкризисных ситуациях. Это не менее актуально для взрослых, накопивших в жизненном опыте систему стереотипов, корни которой зачастую так же тянутся «из детства».

Чем же занимается Институт сказкотерапии? Теорией и практикой, конечно. Проводится исследование мифов, сказок, фольклора, влияния метафор на развитие личности; индивидуальные и групповые консультации; обучение специалистов. Выходит много интересных публикаций. Привести их полный список не представляется возможным, но удержаться от упоминания хотя бы части невозможно:

Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Развивающая сказкотерапия».

Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко «Тренинг по сказкотерапии».

Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Д.Б.Кудзилов «Властелин чудес» (настольная игра).

А.В.Гнездилов «Музыка рассвета. Терапевтические сказки».

Имена этих авторов имеют заслуженный авторитет в психологическом сообществе, а труды – весьма и весьма полезны, так что советую почитать.

Автор - Валентина Пономарева 
Источник

Обновлено 29.10.2014 10:45

Как избавиться от беспокойства?

E-mail Печать PDF

Как избавиться от беспокойства?

Д. Мотагу в книге "Язва желудка на нервной почве" писал: "Вы получаете язву желудка не из-за того, что Вы едите, а из-за того, что Вас ест". Не пора ли избавиться от того, что Вас разрушает изнутри и обрести душевное равновесие, а заодно и отличное здоровье? Следуя простым правилам, изложенным ниже, Вы сможете высвободиться из плена тревог и волнений.

Возьмите беспокойство под контроль

Задумывались ли Вы над тем, как сильна и безгранична власть беспокойства над Вами, насколько легко это чувство подчиняет Вас себе? С каждым разом такая безнаказанность позволяет страху все легче завладевать Вами. Задумайтесь, почему Вы тревожитесь, чего боитесь? Чаще всего чувство беспокойства возникает от неразберихи и неопределенности, поэтому логика и ясность - лучшие средства против страха.

Когда Вы вновь ощутите беспокойство, возьмите его под контроль и сделайте следующее:

1. Возьмите лист бумаги и напишите, что Вас беспокоит.

2. Взвесьте все факты, напишите варианты решений.

3. Примите решение и начинайте действовать.

Данный прием не позволит раскручиваться маховому колесу Ваших эмоций. Говорят же: "У страха глаза велики". Все, что связано с переживаниями, имеет тенденцию к преувеличению. Работа с бумагой позволит Вам оценить реальный масштаб проблемы и перейти к ее решению.

Проиграйте худший сценарий

Для того, чтобы Вы управляли страхами, а не они Вами, их нужно проанализировать и понять. Данный прием позволит Вам увидеть, что любое беспокойство имеет свои пределы, Вы перестанете чувствовать свою беспомощность и уязвимость.

Всякий раз, когда у Вас возникает ситуация, вызывающая волнение, спросите себя:

1. Какова вероятность того, что то, что Вас тревожит, произойдет?

2. Что произойдет в худшем случае?

3. Представьте, что самое худшее из того, что могло случиться, уже случилось.

4. Продумайте Ваши дальнейшие действия и найдите способ улучшить наихудший вариант.

Действуя так, Вы увидите, что не существует безвыходных ситуаций и непреодолимых проблем. И если самым худшим вариантом не является Ваша бессрочная кончина, то Вы всегда сможете выйти из сложившегося положения. А если это так, то стоит ли волноваться?

Забудьте о прошлом и будущем

Как говорил Оскар Уайльд, вся прелесть прошлого в том, что оно - прошлое. Так вот и забудьте о прошлых неудачах. Стоит ли горевать о пролитом молоке, ведь, сколько ни плачь, ни одной капли не вернешь. Обращайтесь к прошлому только для за тем, чтобы извлечь опыт, стать лучше и идти вперед.

Мы живем, постоянно оглядываясь назад и заглядывая вперед. Прошлое тянет грузом обид и переживаний, будущее пугает неизвестностью. Но скажите, способны ли Вы предсказать, что день грядущий Вам готовит? Нет? Тогда зачем Вы постоянно думаете: "А что если…", "А вдруг…"?

Если Вы не перестанете беспокоиться о будущем, депрессии и стресс будут следовать за Вами по пятам, и Вы никогда не сможете радоваться тому, что есть здесь и сейчас. Вырабатывайте привычку жить одним днем. Живите делами сегодняшнего дня. Речь не о том, чтобы жить, не заботясь о завтрашнем дне, а о том, чтобы не воспринимать будущее как угрозу и повод для волнений.

Найдите себе занятие

Беспокойства и страхи имеют обыкновение возникать из ничего и на пустом месте. Для того, чтобы избавиться от беспокойства, нужно найти для себя занятие. Занятый человек слишком занят, чтобы волноваться. Неужели такая простая вещь как занятость позволяет вытеснить чувство беспокойства? - Да, так устроен наш мозг: в определенный момент мы можем думать только об одной вещи.

Вы легко можете сами в этом убедиться, проделав следующее: Закройте глаза и попробуйте подумать одновременно о Ваших планах на вечер и о том, как устроен автомобиль.Вы увидите, что не можете думать одновременно о двух вещах. С эмоциями дело обстоит также: одна эмоция вытесняет другую. Мы не можем одновременно заниматься чем-то интересным и переживать.

В психологии даже существует такое понятие как "терапия занятостью", когда работу предписывают как лекарство. Поэтому, вместо того, чтобы впадать в отчаяние, занимайтесь любимым делом.

Скажите себе: "Хватит!"

Если Вас действительно хотите преодолеть беспокойство, то почему бы Вам просто не прекратить волноваться? Что изменится от того, что Вы переживаете? Сможете ли Вы себе помочь, терзаясь страхами и сомнениями? Если Ваши переживания не связаны с тем, чтобы лишний раз пожалеть себя или вызвать к себе жалость близких, то Вы захотите от них освободиться. Скажите себе: "Остановись, хватит". Хватит думать о том, чего нет, начните радоваться тому, что есть.

Дейл Карнеги в книге "Как перестать беспокоиться" приводит хороший пример:

В журнале "Тайм" была помещена статья об одном сержанте, который был ранен в горло осколком снаряда. Ему было сделано 7 переливаний крови.

В записке к доктору он спросил: "Выживу ли я?" Доктор ответил: "Да". "Смогу ли я говорить?" Доктор опять ответил утвердительно. Тогда сержант написал: "Так какого же черта я расстраиваюсь?"

Почему бы и Вам тоже не остановиться и не спросить себя: "Какого же черта я расстраиваюсь?" Возможно, Вы найдете, что расстроившее Вас обстоятельство ничтожно и несущественно.

Решите, что с сегодняшнего дня Вы перестанете огорчаться по пустякам, тратить время на бессмысленные переживания и начнете считать свои благодати, а не вести счет несчастьям.

Как извлекать пользу из общения с любителями вас критиковать

E-mail Печать PDF

Как извлекать пользу из общения с любителями вас критиковать?

Сирил Гарбетт говорил, что критиковать может любой дурак, и многие из них именно этим и занимаются. Спорить с этим утверждением сложно, но каждый из нас может научиться извлекать пользу из замечаний, которые мы получаем от друзей, коллег, преподавателей и даже других пользователей Интернета.

Правильное понимание критики в наш адрес позволяет подняться еще на одну ступень по лестнице самосовершенствования и очень эффективно взглянуть на себя со стороны. Но как оценивать поступающие замечания? К каким из них прислушаться, а какие оставить без внимания? Для этого просто задайте себе несколько ключевых вопросов.

Вопрос 1: заслуживает ли критик уважения?

Конечно, следует с уважением относиться к любому из окружающих нас людей. Но при ответе на первый вопрос задумайтесь, может ли ваш критик быть уважаем в той области, на слабость в которой он вам указывает? Наверное, стоит прислушаться к критике собственной походки, если она исходит от профессиональной модели. А критиковать ваше произношение может только специалист в риторике или опытный диктор. Не допускайте того, чтобы замечания исходили от людей, которые разбираются в вопросе на уровне познаний известного нежвачного парнокопытного в апельсинах.

Вопрос 2: понимает ли критик ваши цели?

Придя в тренажерный зал для поддержания себя в форме, вы вряд ли достигнете успеха, если будете слушать советы мастера, решившего, что ваша цель – звание мастера спорта по тяжелой атлетике. Знает ли критик вашего почерка о том, что вы вовсе не пишете ручкой, предпочитая карманный компьютер? Имеет ли право преподаватель философии ругать вас за незнание предмета, если он никак не пригодится вам в жизни? Воспринимайте замечания только тех людей, которые действительно понимают, чего вы хотите от жизни.

Вопрос 3: знает ли критик о ваших сильных сторонах?

Критика может быть объективной, только если исходит от человека, объективного во всем. Как проверить объективность человека? Обратите внимание, замечает ли он только недостатки или способен обратить внимание и на ваши сильные стороны? Кроме того, только достоинства помогут вам побороть те проявления собственной личности, которые и вызывают замечания.

Вопрос 4: заставляет ли вас критик мыслить в новом направлении?

Какая польза от человека, который говорит вам о недостаточной образованности, если вы и так уже наметили своей целью поступление в университет? Нужно ли начинающему спортсмену рассказывать, как он был глуп, когда игнорировал спорт в молодости? Воспринимайте и обдумывайте ту критику, которая открывает вам идеи, прежде незаметные для понимания. Именно такие замечания действительно способны изменить вашу жизнь.

Вопрос 5: советует ли критик, как можно исправить ситуацию?

Простое указание на недостаток вряд ли способно кардинально улучшить положение вещей. Совсем другое дело – если вам указывают, что нужно предпринять для его исправления. Замечание о том, что вы плохо поете должно подкрепляться адресом вокальной студии, а критика плохого вождения автомобиля – телефоном тренера по экстремальному вождению.

Воспринимайте критику позитивно, а сами старайтесь ее не высказывать!

Автор - Егор Газаров 
Источник

Обновлено 29.10.2014 10:57

Как излечиться от самоедства

E-mail Печать PDF

Как излечиться от самоедства?

Как часто в своих мыслях вы возвращаетесь к негативным ситуациям, которые уже далеко в прошлом? Сколько раз в день прокручиваете в голове диалоги, выдумываете меткие и остроумные фразы, которые могли бы сказать своему обидчику, но так и не сказали?

Привычка драматизировать и постоянно перегонять одни и те же безрадостные мысли по кругу свойственна очень многим людям. Она так прочно закрепляется в сознании, что очень скоро становится частью натуры. Той константой, которая определяет не только способ мышления, но и все дальнейшее течение жизни.

Такие люди, как правило, крайне редко чувствуют удовлетворение от жизни, они тревожны, мнительны и испытывают затруднения в постановке целей. Возможно ли как-то исправить уже существующее положение вещей?

Конечно! Нужно только заменить, уже существующую привычку на другую – более полезную. Абсолютно любому человеку под силу постепенно перейти от самоедства к здоровой и взвешенной самокритике. Для этого необходимо пройти всего несколько шагов...

Примите себя

Просто примите тот факт, что у вас имеются определенные особенности личности. Вашей вины в этом нет, и в ваших силах сделать так, чтобы любая подобная «особенность», вызывающая дискомфорт, легко превращалась в сильную сторону вашего характера.

Помните о «правиле трех вопросов»

Обычно самоедство всегда имеет начало, но не имеет логического завершения. Например, замечание начальника недельной давности некоторые особо мнительные сотрудники способны переживать до тех пор, пока не услышат долгожданное одобрение от руководителя, либо пока не появится новый, более сильный повод для переживаний.

Поставить точку в этих душевных метаниях позволит регулярное выполнение одного простого правила. Просто заполните на листе бумаги три колонки:

1. Что я сделал(а)? (В ней вы опишете волнующее вас событие).

2. Что я мог(ла) бы сделать? (Моделируйте в сознании желаемое поведение. Представьте, что бы вы говорили, с какой интонацией, как бы жестикулировали т.п.).

3. Что я могу сделать завтра? (Какое действие вы предпримете, дабы исправить текущую ситуацию? А может, вы решите, что лучший выход – отвлечься и «плыть по течению»?).

Благодаря такому нехитрому анализу, вы будете каждый раз учиться извлекать полезные уроки из неприятностей и четко соизмерять реальный масштаб «происшествий» и ваши внутренние переживания. Вполне может оказаться, что значимость половины случившихся с вами событий сильно преувеличенна. И беспокоиться, на самом деле, не о чем.

Пишите планы

Вся «фишка» самоедства заключается в зацикливании на моменте, который был в прошлом. Но если взять за правило каждое утро писать себе планы на день, а затем устраивать ежевечерний ритуал с вычеркиванием выполненных пунктов, акцент сместится в сторону «будущего», и ход ваших мыслей станет более конструктивным. Носите с собой этот список и как можно чаще в него заглядывайте. Тренируйте в себе привычку думать о том, чего вы хотите, что вам приятно и нравится, а не о том, что доставляет тревогу и дискомфорт. Со временем такое мышление станет для вас обыденным, а вектор настроения практически постоянно будет находиться рядом с отметкой «отлично».

Будьте деятельной личностью

Не играйте в страуса. Не забывайте о том, что лучший способ не замыкаться в собственных переживаниях – вовремя дать им выход. Найдите себе дело по душе. Например, можно попробовать себя в творчестве.

Очень часто бывает, что рефлексирующие натуры – это люди тонко чувствующие, обладающие фантазией и способностями к импровизации. Так почему бы не найти этим качествам применение? Попробуйте найти «свое» средство самовыражения. Не важно, чем вы будете заниматься: вышивать крестиком или писать романы. Главное, что, занимаясь любимым делом, видя результаты своего труда и получая о нем положительные отзывы, вы будете чаще ощущать удовлетворение от жизни.

И самое важное. Помните, вы сами решаете, что вам делать: робко наблюдать за действом из-за кулис, сомневаться в своих силах и так и не решиться выйти на сцену. Или же набраться смелости, плюнуть на предрассудки и сыграть первую роль в спектакле. Второе хоть и сложнее, но зато гораздо интереснее. И на самоедство времени не останется.

Автор - Юлия Казакова 
Источник

Обновлено 29.10.2014 13:17

Страница 712 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135